Что отражается по кредиту счета 205
Отражение в учете результатов инвентаризации по расчетам с дебиторами и кредиторами
Автор: Шиманова Е.,эксперт журнала
На основании каких документов в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений отражаются результаты инвентаризации по доходам и обязательствам учреждения? В каких случаях дебиторская или кредиторская задолженность списывается с балансового учета? Как учитываются операции, связанные с выявлением просроченной дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа? Какими бухгалтерскими записями отражается списание безнадежной задолженности дебиторов и сумм, не востребованных кредиторами? Как отражается корректировка резервов предстоящих расходов по результатам инвентаризации? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Порядок проведения инвентаризации в государственном (муниципальном) учреждении устанавливается в учетной политике учреждения. В ней также необходимо предусмотреть документы-основания для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, в том числе для списания дебиторской и кредиторской задолженности. Как правило, к таким документам относятся приказ (распоряжение) руководителя учреждения, решение комиссии по поступлению и выбытию активов (решение инвентаризационной комиссии), акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), инвентаризационные описи, а также ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Если в ходе инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения выявлена просроченная задолженность, не подтвержденная дебитором или не согласованная кредитором, для начала нужно установить причины ее образования и наличие оснований для ее списания.
Просроченная, но реальная к взысканию дебиторская задолженность.
Если в результате инвентаризации выявлена задолженность, учтенная на счетах 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», в отношении которой в учреждении осуществляются (или планируются) мероприятия по ее возврату (ведение претензионной работы, судебные разбирательства), она не списывается с балансового учета, а подлежит отражению на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
В инструкциях № 162н[1], 174н[2], 183н[3] предусмотрен порядок отражения операций по начислению задолженности по требованиям компенсации расходов учреждений получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенным предварительным оплатам в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям в силу законодательства РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).
В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена сумма задолженности перед учреждением по предварительной оплате в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенной контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы
Начислена сумма задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенная (не удержанная из заработной платы), по которой осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения
Необходимо отметить, что в части просроченной дебиторской задолженности по доходам, числящейся на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», подобных операций не предусмотрено. В случае ведения претензионной работы в отношении такой задолженности рекомендуем согласовать с учредителем (ГРБС) порядок отражения операций в бухгалтерском учете.
Сомнительная и (или) безнадежная дебиторская задолженность.
В случае, когда у учреждения на счетах бухгалтерского учета числится просроченная задолженность, по которой в обозримом будущем поступления денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается, она признается сомнительной (например, если не установлено местонахождение должника, следственные мероприятия приостановлены). Сомнительная задолженность подлежит списанию с балансового учета и принятию на забалансовый счет 04.
Забалансовый учет сомнительной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
Если дебиторская задолженность, числящаяся на балансовых счетах, сразу признана и сомнительной, и безнадежной к взысканию, она подлежит списанию без принятия ее на забалансовый счет 04.
В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана дебиторская задолженность по ущербу в связи с неустановлением виновных лиц на основании решения суда
Списана дебиторская задолженность в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по доходам
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным займам (ссудам)
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным авансам
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность подотчетных лиц
Списана с забалансового учета задолженность при признании ее безнадежной к взысканию
* При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списываемая с баланса задолженность на забалансовом счете 04 не отражается.
Не востребованная кредиторами задолженность.
Если кредиторская задолженность не востребована кредиторами (не подтверждена по результатам инвентаризации кредитором), она подлежит списанию с балансовых счетов и принятию на забалансовый счет 20. При истечении срока исковой давности, ликвидации юридического лица (смерти физического лица) кредиторская задолженность списывается с учета безвозвратно.
Суммы кредиторской задолженности, по которым принято решение о списании с баланса, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана кредиторская задолженность с балансового учета в связи с отсутствием требований кредитора
Забалансовый счет 20*
Списана кредиторская задолженность с забалансового учета в связи с отсутствием требований кредитора
Забалансовый счет 20
Списана с балансового учета кредиторская задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение, не востребованная владельцем, при наличии документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора (владельца), а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников)
* В случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности на забалансовом счете 20 она не отражается.
По результатам инвентаризации резервов предстоящих расходов отражается корректировка величины резервов (отложенных обязательств) до оценочного значения предстоящих расходов, рассчитанного на очередной отчетный период (текущий отчетный период):
увеличение отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 00 200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»;
уменьшение отражается путем сторнирования неиспользованных сумм резервов (отложенных обязательств).
При проведении инвентаризации резервов предстоящих расходов необходимо учитывать, что кредитовое сальдо счета 0 401 60 000 должно быть равно кредитовому сальдо счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».
В заключение необходимо отметить, что в случае, если документы по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, подписаны после отчетной даты, результаты инвентаризации включаются в показатели годовой отчетности исходя из положений учетной политики учреждения о порядке отражения событий после отчетной даты.
[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ
Автор: Гришакова О., эксперт журнала
Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).
В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:
0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Далее рассмотрим, какие аналитические счета нужно предусмотреть в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам, а также порядок их применения.
Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000
До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:
0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).
С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.
Далее в таблице представим отдельные введенные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитические счета бухгалтерского учета, применяемые в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.
Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)
Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)
Доходы учреждений от собственности
121 «Доходы учреждений от операционной аренды»
0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»
122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»
0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»
124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»
0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»
129 «Иные доходы учреждений от собственности»
0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»
Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»
0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»
135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»
0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»
183 «Доходы от субсидии на иные цели»
0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»
184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»
0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»
0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»
К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17-м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.
Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.
Операции по начислению доходов
Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания
Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)
Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))
Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом
Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам
Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)
Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг
Начислены доходы от условных арендных платежей
Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления
Операции по поступлению, зачету и списанию доходов
Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)
Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом
Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)
Забалансовый счет 04
Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.
При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.
Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.
В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.
Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.
В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.
Отражена передача ледового катка арендатору
Отражаем остатки и обороты по институциональным единицам
Нет времени читать?
Рассказываем, как отражать остатки и обороты на счетах расчетов по институциональным единицам в 2021 году в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Нормативное регулирование
До 2019 г. в расчетах государственных учреждений с контрагентами следовало только определить, кем является для учреждения контрагент: дебитором или кредитором. Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» внес дополнительную классификацию в оборотные КОСГУ расчетов в зависимости от того, с кем эти расчеты производятся.
Согласно п. 7.1 Приказу № 209н: операции, увеличивающие (уменьшающие) задолженности по предоставленным заимствованиям, увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов, увеличивающие кредиторскую задолженность, группируются на подстатьи КОСГУ по группам лиц, таких как:
В случае если в течение финансового года юридическое лицо было реорганизовано, в связи с чем на конец года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к группе лиц, отличной от той, к которой относилось в начале финансового года (на начало осуществления операций с ним), операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года должны производиться по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались в начале финансового года. Таким образом, 26-значный счет расчетов с 01.01.2019 в части 24-26 разрядов (КОСГУ) имеет дополнительную детализацию.
Детализация движения задолженности осуществляется в разрезе типа контрагента:
Приказ № 209н содержит детализированные КОСГУ, например ст. 540 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям» и 640 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям» детализируются по правовой форме контрагента от 1 до 9, а ст. 550 «Увеличение стоимости иных финансовых активов» и 650 «уменьшение стоимости иных финансовых активов» детализируются по правовой форме контрагента от 1 до 7.
Отсюда следует, что с 01.01.2019 в учете государственных учреждений на счетах расчетов не должно быть группировочных КОСГУ, типа 560/660 или 550/650.
А что же с оборотами?
При обращении к Инструкции № 157н до 01.01.2021 при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят, таким образом Главная книга начиналась с нулевых КОСГУ.
В этот пункт были внесены изменения:при завершении текущего финансового года только данные счетов расчета формы 169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» будет отражены в регистрах бухгалтерского учета очередного финансового года.
Однако из правила детализации есть исключения:
Такой же принцип применяется и к счетам группы 302.ХХ, 303.ХХ, 304.02, 304.03 Особое внимание обратите на счет 304.03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». Официально с 2021 года КОСГУ по Дт и по Кт данного счета установлено 837, 737, не зависимо от того, в пользу кого производятся выплаты.
Во всех остальных случаях, прежде чем сформировать бухгалтерскую запись по любому из счетов расчетов, бухгалтеру следует четко знать тип контрагента по расчетам, так как это является первостепенной задачей работника финансовой службы.
Отражение остатков и оборотов на счетах расчетов по институциональным единицам с 01.07.2021
При сдаче отчетности с 1 июля 2021 г. изменился порядок отражения номера счета в графе 1 раздела 1 «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169, ф.0503769).
Письмо Минфина РФ от 31.03.2021 года № 02-06-07/23866 разъясняет следующее: раскрытии информации в графе 1 раздела 1 «Сведений о дебиторской и кредиторской задолженности» осуществляется по коду счета бухгалтерского учета. При этом для счетов 205.00, 206.00, 208.00, 209.00, 210.10, 210.50, 302.00, 303.00, 304.02, 304.03, 304.06 формирование показателей в графе 1 раздела 1 Сведений осуществляется в структуре 0000 0000000000 000 Х ХХХ ХХ 00Х с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, отражающего классификацию институциональных единиц.
По счетам 205.00, 206.00, 208.00, 210.10 и 210.05 в разрядах 24,25 номера счета ставятся нули, в разряде 26 — третий разряд соответствующей подстатьи статьи 560 КОСГУ. По счетам 302.00, 303.00, 304.02, 304.03, 304.06 в разрядах 24,25 номера счета ставятся нули, в разряде 26 — третий разряд соответствующей подстатьи статьи 730 КОСГУ.
Поскольку в п. 11 Приложения 2 Инструкции № 157н с 01.01.2021 внесены изменения, то обороты по счетам расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности по вышеуказанным счетам с оборотами КОСГУ не закрываются, а формируются остатки с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, отражающего Классификацию институциональных единиц.
Для формирования остатков по счетам расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности с отражением в 26 разряде номера счета кода по Классификации институциональных единиц предназначен документ «Формирование остатков по счетам расчетов» раздела «Учет и отчетность» — «Регламентные операции». Документ вводится датой 31 декабря после отражения в программе всех операций за год и ввода всех регламентных документов по закрытию года. В документе следует указать окончившийся финансовый год. В поле «Типовая операция» по умолчанию установлена типовая операция «Формирование остатков по счетам расчетов». Для формирования остатков следует нажать кнопку «Провести и закрыть»
В результате проведения документа формируются проводки по переносу остатков по счетам расчетов по КЭК на счета, в 26 разряде номера счета которых отражаются коды по Классификации институциональных единиц, то есть на счета с КОСГУ 001-009.
Следует обратить внимание на то, что в списке счетов расчетов, по которым остатки должны формироваться по институциональным единицам, нет счета 304.01. Остатки формируются по счетам, перечисленным в инструкциях по формированию бюджетной и бухгалтерской отчетности в описании порядка формирования Сведений (ф. 0503169), (ф. 0503769): 205.00, 206.00, 208.00, 209.00, 210.03, 210.05, 210.10, 302.00, 303.00, 304.02, 304.03, 304.06.
Остатки на начало финансового года по счету 304.01 в разрезе КЭК формируются документом «Закрытие оборотных КЭК». Исходя из этого положения, остатки по счету 304.01 закрываются по-старому, т.е. на КОСГУ 000.
При загрузке актуального комплекта отчетности у недействующих форм 0503169 и 0503769 будет изменено наименование, в котором будет указан срок действия и данные формы будут перемещены в папку «Устаревшие с 2021 года». Вместо них следует формировать новые формы, которые имеют название «Действует с 2021 года». Форма, в соответствии с указаниями Минфина РФ должна быть заполнена данными по счетам расчетов, содержащих в 26 разряде код институциональной единицы, за исключением некоторых счетов: 205.11, 205.12, 205.13, 205.14, 205.41, 205.44, 205.45 и 205.81. Данные по этим счетам формируются по КОСГУ 000.
Форма отчета после заполнения должна выглядеть подобным образом, как на рисунке.