Что отражает заголовок тему или главную мысль две козы
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Части текста, с. 10 — 11
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Части текста,
Ответы к стр. 10 — 11
Две козы
1. На узенькой горной тропинке встретились две козы.
2. Задумались козы: как тут быть? Налево гора, как стена, направо глубокая пропасть.
3. Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
• Что отражает заголовок: тему или главную мысль? Придумай к тексту заголовок, который будет отражать главную мысль текста. Запиши заголовок.
• Сколько частей выделено в тексте? В какой части говорится о встрече коз, в какой — об опасности, в какой — о спасении? Укажи цифрой 1 начало текста, цифрой 2 — основную часть, цифрой 3 — концовку.
2. Часть текста, в которой говорится о том главном, о чём хотел сказать автор, — это основная часть текста.
3. Часть, которой завершается текст, — это концовка текста.
1. Часть, которая готовит читателя к чтению текста, — это начало текста.
Слова для справок: начало, основная часть, концовка.
3. Прочитай. Найди в тексте начало, основную часть и концовку. Отдели каждую часть знаком “Z”.
Z Шла лиса по лесу. Z Вдруг лиса почуяла запах мяса. Побежала она на запах. Z А капкан цап лису за лапу!
Снегири
3 Свист снегирей похож на звук флейты. Такой же нежный.
1 Чуть раньше первого снега прилетают снегири. Поэтому их и называют снегирями.
2 Снегири очень любят семена ясеня. Его семена всю зиму висят на дереве.
1) Почему снегирей так называют?
2) Что любят снегири?
3) На что похож свист снегирей?
• Запиши заголовок и спиши текст, располагая части в том порядке, в котором расположены вопросы. Каждую часть пиши с красной строки.
Снегири
Чуть раньше первого снега прилетают снегири. Поэтому их и называют снегирями.
Снегири очень любят семена ясеня. Его семена всю зиму висят на дереве.
Свист снегирей похож на звук флейты. Такой же нежный.
1*. Прочитай.
[ ] На узенькой горной тропинке встретились две козы.
[ ] Задумались козы: как тут быть? Налево гора, как стена, направо глубокая пропасть.
[ ] Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе козы остались целы.
• Что отражает заголовок: тему или главную мысль? Придумай к тексту заголовок, который будет отражать главную мысль текста. Запиши заголовок.
• Сколько частей выделено в тексте? В какой части говорится о встрече коз, в какой — об опасности, в какой — о спасении? Укажи цифрой 1 начало текста, цифрой 2 — основную часть, цифрой 3 — концовку.
2*. Прочитай. Впиши пропущенные названия частей текста. Укажи цифрами последовательность частей в тексте.
[ ] Часть текста, в которой говорится о том главном, о чём хотел сказать автор, — это ____________________ текста.
[ ] Часть, которой завершается текст, — это ____________________ текста.
[ ] Часть, которая готовит читателя к чтению текста, — это ____________________ текста.
Слова для справок: начало, основная часть, концовка.
3. Прочитай. Найди в тексте начало, основную часть и концовку. Отдели каждую часть знаком “Z”.
Шла лиса по лесу. Вдруг лиса почуяла запах мяса. Побежала она на запах. А капкан цап лису за лапу!
4*. Прочитай части текста и вопросы. Укажи цифрами порядок частей в тексте в соответствии с вопросами.
[ ] Свист снегирей похож на звук флейты. Такой же нежный.
[ ] Чуть раньше первого снега прилетают снегири. Поэтому их и называют снегирями.
[ ] Снегири очень любят семена ясеня. Его семена всю зиму висят на дереве.
1) Почему снегирей так называют?
2) Что любят снегири?
3) На что похож свист снегирей?
• Запиши заголовок и спиши текст, располагая части в том порядке, в котором расположены вопросы. Каждую часть пиши с красной строки.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
2 класс. Урок развития речи. Основная мысль текста. Заглавие
Урок развития речи.
Основная мысль текста. Заглавие
ЦЕЛЬ УРОКА: показать учащимся, что в тексте есть основная мысль, что заголовок может называть основную мысль текста; продолжить обучение озаглавливанию текста; способствовать развитию устной и письменной речи; воспитывать культуру речи.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: тетради, раздаточный материал ( тексты)
План УРОКА: 1. Оргмомент
2. Речевая гимнастика
3. Проверка домашнего задания
4. Введение в тему занятия
5. Упражнения по озаглавливанию текста
6. Составление рассказа-описания и озаглавливание его
7. Домашнее задание
1.Оргмомент.( Проверка готовности класса к уроку)
— « Бросаем мяч». Вдохнули – на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, ещё один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч.
— Произнесите слоги КРА, КРЫ, КРИ, КРУ, КРЕ:
в средней тональности;
как будто медвежонок говорит;
как будто зайчик пищит.
— Прочитайте отрывок из стихотворения:
Делая остановки, паузы в конце каждой стихотворной строки;
Выделяя голосом отмеченные слова;
Следующим образом: каждую строку из слов автора произносят по очереди трое учеников, слова малыша целиком произносит четвёртый ученик.
— Кто автор стихотворения? Как оно называется?
— Какова тема этого стихотворения? О чём оно?
— В данном случае заголовок называет тему стихотворения. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с заголовком текста, узнаем, как ещё можно озаглавить текст, познакомимся с основной мыслью текста.
3. Проверка домашнего задания.
— Как называется сказка, которую вы сочинили дома? Какова её тема?
4. Введение в тему занятия.
— Мы знаем, что заголовок может называть тему текста. Однако на практике существует ещё один способ озаглавливания. Для того чтобы узнать его, необходимо познакомиться с понятием «основная мысль текста». В каждом тексте есть какая-то очень важная вещь, главная, о которой хотел сказать автор, в чём он хотел нас убедить. Это и есть основная мысль текста.
Запишите в тетради: основная мысль текста – то важное, главное, о чём хотел сказать автор( его отношение к происходящему, оценка того, о чём он пишет.)
Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело.
Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забав, а нам смерть…»
— Ком говорится в тексте? Что вы узнали об этих персонажах из данного текста?
— Как автор оценивает поступок мальчиков? Какова основная мысль текста?
— Подберите такой заголовок к тексту, в котором была бы выражена оценка того, как поступили мальчики, т. е. основная мысль этого текста.( Жестокий поступок. Злая забава.)
— Как же мы действовали, озаглавливая текст?( Мы определили главную мысль текста и кратко назвали её).
5. Упражнения по озаглавливанию текста.
— Представьте, что вы – редакторы школьной газеты. Ваши корреспонденты подали вам много разных заметок. Прочитайте их названия:
Весёлые старты. Прогулка в лес. Неудачная рыбалка. На рыбалке. Чудесная прогулка в лес. Телепередача «В мире животных». Школьные соревнования. Моя любимая телепередача.
— Назовите те заголовки, где только называется событие, о котором идёт речь в тексте. Что выражено в названиях этих текстов? (Тема текста).
— Назовите те заголовки, в которых автор высказывает своё отношение к описываемому событию. Какие слова помогли вам это понять? Подчеркните их. Что выражено в названиях этих текстов? (Основная мысль автора).
— Какие из этих заголовков вы отберёте для своей газеты и почему? ( Те, которые называют основную мысль текста, потому что они не просто рассказывают о событии, но и выражают отношение к нему автора.)
Подбор к тексту заголовка, называющего его основную мысль.
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и упали оба в воду.
— О ком говорится в тексте? Что об этих персонажах сообщается?
— Как озаглавлен этот текст? Что называет заголовок: тему или идею текста?
— Давайте подберём другой заголовок к этому тексту, такой, чтобы он выражал его главную мысль. Для этого оценим поступок козлят, их характер. Какие они? (Упрямые, несговорчивые.)
— Как же озаглавим текст? (Упрямые козлята).
Конструирование текста по данному заголовку.
— Составьте рассказ о догадливых козах.
— Как озаглавить текст? Какие два способа озаглавливания текста мы теперь знаем? ( Определяем тему текста – называем её. Определяем основную мысль текста – называем её.)
— Мы познакомились с двумя рассказами. Что осуждает в них автор? ( Жестокость, упрямство.) Правильно. Быть жестоким, упрямым – это плохо.
6. Составление рассказа-описания и озаглавливание его.
7. Домашнее задание.
— Дома сочините рассказ о том, что вы больше всего любите: об игрушке, о животном, которое у вас живёт, о своём любимом празднике, о вкусном блюде, о вашем хобби. Подберите такой заголовок к вашему рассказу, чтобы он называл его основную мысль.
Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело.
Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть…»
Прогулка в лес. Неудачная рыбалка. Весёлые старты. На рыбалке. Чудесная прогулка в лес. Телепередача « В мире животных». Школьные соревнования. Моя любимая телепередача.
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и упали в воду.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»
На уроке Вы узнаете:
Основные термины и понятия:
1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.
2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.
4. Заголовок – название текста.
5. Озаглавливать текст – давать название тексту.
Основная и дополнительная литература:
Часть 1. Признаки текста.
Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.
1.Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте связаны между собой.
3. Текст можно озаглавить.
Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?
1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.
2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.
Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.
Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.
Посмотрим на предложения.
Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.
Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.
Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.
Теперь это хороший, красивый текст.
Часть 2. Тема и главная мысль текста.
В тексте можно определять тему и главная мысль текста.
Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:
Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.
О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.
Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?
Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.
В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.
Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.
Главная мысль текста.
У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.
Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.
Попробуем определить главную мысль текста.
Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.
Тема текста – букварь.
Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста
Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.
Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.
Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!
Что такое заголовок и как озаглавливать текст?
Заголовок – название текста.
Озаглавливать текст – это значит дать ему название.
Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.
У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.
Тема – мальчик и его собака.
Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»
Текст можно озаглавить двумя способами.
Упражнение 1.Выберите тему текста.
Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.
В) Цветы растут в поле.
Г) Жёлтые серединки.
Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.
После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.
А) Нужно помогать маме.
Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.
В) Наташа бежит домой.
Упражнение 3. Выберите заголовок:
В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!
Упражнение 4. Допишите предложения.
1. Текст – это ________________________________ _____________________
2. Тема текста – это_________________________________________________
3. Главная мысль текста- это__________________________________________
4. Заголовок – это_____________________________________________________
5. Озаглавливать текст – это______________________________________________
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».