Что отражает заголовок текста тему или основную мысль
Текст. Заголовок текста
Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:
1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.
2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.
В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.
Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.
Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:
1. И все цыплята залезли к ней под крыло.
2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.
3. Вдруг пошел сильный дождь.
4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.
Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.
Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.
На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.
Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).
Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.
В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.
Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.
Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.
Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.
Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.
Тема: мальчик и собака
Основная мысль: собака – настоящий друг.
Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).
В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.
Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.
Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.
Составим текст, используя только опорные слова:
весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.
Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.
Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.
Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.
На льдине
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Озаглавим каждый абзац:
Таким образом, у нас получился план текста.
Памятка по работе с текстом
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите главную мысль текста.
4. Озаглавьте текст.
5. Разбейте текст на части.
6. Озаглавьте каждую часть.
7. Составьте план текста.
8. Определите опорные слова.
9. Перескажите текст.
10. Запишите текст по памяти.
С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»
На уроке Вы узнаете:
Основные термины и понятия:
1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.
2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.
4. Заголовок – название текста.
5. Озаглавливать текст – давать название тексту.
Основная и дополнительная литература:
Часть 1. Признаки текста.
Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.
1.Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте связаны между собой.
3. Текст можно озаглавить.
Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?
1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.
2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.
Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.
Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.
Посмотрим на предложения.
Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.
Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.
Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.
Теперь это хороший, красивый текст.
Часть 2. Тема и главная мысль текста.
В тексте можно определять тему и главная мысль текста.
Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:
Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.
О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.
Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?
Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.
В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.
Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.
Главная мысль текста.
У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.
Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.
Попробуем определить главную мысль текста.
Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.
Тема текста – букварь.
Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста
Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.
Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.
Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!
Что такое заголовок и как озаглавливать текст?
Заголовок – название текста.
Озаглавливать текст – это значит дать ему название.
Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.
У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.
Тема – мальчик и его собака.
Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»
Текст можно озаглавить двумя способами.
Упражнение 1.Выберите тему текста.
Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.
В) Цветы растут в поле.
Г) Жёлтые серединки.
Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.
После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.
А) Нужно помогать маме.
Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.
В) Наташа бежит домой.
Упражнение 3. Выберите заголовок:
В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!
Упражнение 4. Допишите предложения.
1. Текст – это ________________________________ _____________________
2. Тема текста – это_________________________________________________
3. Главная мысль текста- это__________________________________________
4. Заголовок – это_____________________________________________________
5. Озаглавливать текст – это______________________________________________
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
Урок 88. Русский язык 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Тема и основная мысль текста. Заглавие текста»
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что такое тема текста?
· Чем тема отличается от основной мысли?
· Каким должно быть заглавие текста?
Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:
– Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!
– Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?
– Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.
– А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.
– А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.
Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.
То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.
Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.
Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:
Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.
Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём!
В начале двадцатого века поэт Велимир Хлебников пытался избавиться от темы в своих стихах.
И вот что у него получилось.
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Теперь в стихотворении только с большим трудом можно найти какой-то смысл.
Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.
Посмотрим вот на такие отдельные предложения.
Всё чаще идут дожди.
Облетели и пожухли цветы.
Пока что каждое предложение здесь само по себе.
Но что, если мы соединим предложения? Что их объединяет? Тема осени. Мы даже можем дописать предложение, в котором содержится тема: «Наступила осень».
А вот известная нам сказка «Репка». Давайте посмотрим, как тема объединяет отдельные части сказки.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!
Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку. Это и есть тема нашего текста.
Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.
– И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.
– Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.
– К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.
И вот, у Сени получился такой текст.
Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!
– Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.
– Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?
Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.
Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.
Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.
Это его отношение к теме текста.
Тема и основная мысль между собой не равны.
Тема – это та информация, которую мы хотим сообщить. Но за этой информацией обязательно скрывается идея, мысль, которую мы хотим выразить.
Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.
Посмотрим на начало басни «Ворона и лисица» Ивана Андреевича Крылова. Вот оно:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала…
Мы знаем эту басню и знаем, что в ней рассказывается о том, как лисица отняла сыр у вороны. Эта тема. А основная мысль выражена в первых трёх строках. В басне эта основная мысль ещё называется моралью.
Обычно чтобы выразить основную мысль, нам нужно прочитать весь текст.
Вот сказка «Репка». Тема – попытки вытянуть репку. А основная мысль? Её можно выразить так: вместе можно сделать любое дело. Или так: нужно всегда приходить на помощь друг другу.
– Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.
Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.
Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.
Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.
– Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.
– Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?
– «Мой первый рассказ», – заявил Сеня. – Неплохо, да?
– Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.
Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.
Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.
Название также иногда называют заголовком.
Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.
Вот сказка «Репка». Именно репка в ней является главной для сюжета. Она присутствует в теме. Поэтому сказку так и назвали.
В заглавии часто называются герои текста. Например, у Пушкина есть поэмы с названиями «Руслан и Людмила» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Сразу же понятно – о ком эти произведения.
Но иногда в заглавии может называться событие, происшествие, место действия. Например, у Гоголя есть повести «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка».
А иногда нам вообще нужно прочитать текст, чтобы понять смысл заглавия. Вот, например, «Война и мир». Почему этот роман получил такое заглавие? Мы не сможем ответить точно, пока не прочтём роман. Или не услышим его краткий пересказ от кого-нибудь.
Некоторые заглавия книг бывают удивительны и непонятны.
И тут Сеня задумался: как же озаглавить рассказ? Наверное, так: «Рассказ о том, как Сеня пытался списать сочинение, а потом ему было стыдно».
– Но ведь заглавия обычно короткие, – возразил Вениамин. – К тому же, у тебя и рассказ небольшой…
«Списывать нехорошо», – предложил Сеня новый вариант.
– Но ведь об этом все знают, – покачал головой Вениамин. – А заглавие должно быть ещё и точным!
Давай попробуем ещё раз.
«Списанное сочинение». Хорошо отражает тему рассказа.
«Конфуз с сочинением». Намекает на то, что история будет забавной.
«Сочинения-двойники» – а от этого даже веет какой-то тайной! Можно придумать и ещё несколько заглавий.
– Отлично! – обрадовался Сеня. – Теперь я готов сочинять прекрасные тексты. В них будет тема, основная мысль…
– И интересные заглавия, – подсказала Маша.
– Вперёд, к славе писателя! – кивнул Вениамин.
Что же нам требуется сегодня запомнить?
Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.
Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.
Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.
Заглавие должно быть кратким, точным, ёмким.