Что отражает внутреннюю структурированность профессиональной деятельности
Понятие и структура профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, в также профессионально обусловленных качеств личности[3].
Структура профессиональной деятельности.
В структуру профессии включают следующие элементы:
1.Заданные цели, представления о результате труда.
Эти цели зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним. Образцы могут быть заданы при помощи должностных инструкций, государственных стандартов, соответствующей документации. Однако это возможно не во всех профессиях и не в каждом виде деятельности. В некоторых случаях «живым образцом» может выступать компетентный специалист, признанный авторитет в какой-то деятельности. В творческих и управленческих профессиях невозможно точно алгоритмизировать и описать представление о конечном результате труда. Например, цель руководителя – создать консолидированный, эффективный трудовой коллектив. Для этого руководитель осуществляет массу видов деятельности, учитывает множество факторов. Он должен уметь импровизировать, применять творческие решения, чувствовать людей, использовать интуицию. Все это вместе называют искусством управления и это не может быть детально описано и документально зафиксировано.
Цели профессиональной деятельности конкретизируются в целях конкретного специалиста, занимающего определенное должностное место.
2.Заданный предмет (им может быть не обязательно вещь, но и любая система – знаковая, социальная, художественно-эстетическая, например, или ситуация неопределенности).
Предмет труда – это система взаимосвязанных признаков и свойств вещей, процессов, явлений как материального, так и не материального порядка, которая противостоит субъекту труда и на которую последний должен воздействовать.
Человек должен изменить, преобразовать предмет труда или создать нечто новое. Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства, но не всегда его можно точно описать.
Например, предмет труда – ситуация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности. Когда водитель автобуса совершает по маршруту рейс с пассажирами, предмет его труда – это последовательность дорожных ситуаций, характеризующихся высроким уровнем неопределенности. И задача водителя – преобразовать эту последовательность дорожных ситуаций, снижая уровень их неопределенности и внося определенность. В педагогической деятельности предметом труда выступает ребенок, точнее, уровень его развитости и воспитанности. Следовательно, предметом труда учителя будет психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функции и процессы.
3. Система средств труда.
Средства профессиональной деятельности – это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразует его.
Условно можно выделить 3 группы средств труда:
1. Вещественные средства труда – это аппаратурные средства для приема, передачи и переработки информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, природных (неживых), знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автоматические системы, аппараты для управления длительными непрерывными процессами.
2. Внешние функциональные средства труда – это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).
Такие средства труда используются в деятельности артистов, дикторов, руководителей. Для тренера его организм – особое функциональное средство труда. Для руководителя коллектив, работающая команда одновременно будет и предметом, и средством труда.
3. Внутренние функциональные средства труда – это профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль работы, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.
Могут отражаться в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессию.
4. Система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций).
Профессиональные служебные обязанности – это основные формы активности работника, обязательные составляющие его профессиональной деятельности. Закрепляются в должностных инструкциях, часто нормативно урегулированы и юридически закреплены.
5. Система прав.
Система прав отражена в нормативных документах и определяет права работника в отношении оплаты труда, здоровых и безопасных условий труда, возможностей повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизни трудового коллектива.
6. Производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Условия труда определяют среду на рабочем месте профессионала.
Выделяют две группы условий труда: предметные и социальные условия труда.
Предметные условия труда – это витальные (жизненно-необходимые) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности. К ним относятся: температура, влажность, давление воздушной среды, пыль. Шумы, различный виды лучистой энергии, вибрации, ультразвуки, инфекции, динамические нагрузки, вероятность получения физических и психических травм.
Социальные условия труда – это социальная значимость профессии, социально-психологический климат в коллективе и организации в целом, корпоративная культура, коллективные и профессиональные традиции, система деловых взаимодействий и норм деловой активности.
§1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда
Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.
Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:
Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.
Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).
Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).
Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.
В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.
Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.
Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.
Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности. ее дифференциация по социальным функциям.
В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).
В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.
Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.
Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины. Разделение и специализация труда привели к «разделению» самого человека, расчленению его жизнедеятельности, т. е. к выделению в качестве самостоятельных, пожизненно закрепленных за человеком функций тех сторон деятельности, которые только в единстве составляют ее содержание. В результате этого каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится «частичным» человеком.
В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.
Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.
В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:
Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.
Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.
Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).
Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).
Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).
Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).
Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).
Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:
Структура профессиональной деятельности
Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е. А. Климову) (Рис.2).
Рис.2. Структура профессиональной деятельности по Е.А. Климову.
Цели труда, представления о конечном результате профессиональной деятельностизафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.
Однако не в каждой деятельности образец задается при помощи должностных инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих случаях таким «живым образцом» профессиональной деятельности выступает компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области. Молодой, начинающий работник стремится перенять не только конкретные трудовые действия данного специалиста, но и стиль его профессионального общения и поведения, а также целостный образ жизни даже во внерабочее время.
Кроме того, во многих профессиях невозможно точно и алгоритмизирование описать представление о конечном результате труда. Это относится в первую очередь к управленческим и творческим профессиям.
Необходимо различать цели профессиональной или трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должностное место. При условии, если данное рабочее место является вакантным, цели указанной профессиональной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.
Такие рассогласования объективных и субъективных профессиональных целей могут быть как положительными, так и отрицательными. В первом случае специалист осуществляет творческую деятельность, создает нечто новое и преобразует собственную профессиональную сферу. И если до его прихода нормы работы в данной профессии были приняты в определенных, заданных границах, то в результате деятельности новатора такие границы расширяются с появлением новых возможностей для других работников.
Во втором случае, если рассогласование объективных и субъективных целей дает отрицательный результат, работник должен пройти курс профессионального обучения с тем, чтобы «дорастить» уровень собственного профессионализма до объективно заданных требований той сферы деятельности, в которой он работает.
Предмет труда— это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка, как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, он должен изменить, преобразовать предмет труда или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности. Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т. п. Но не всегда можно точно описать предмет труда.
Например, предметом труда может быть ситуация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности. Водитель автобуса совершает рейс с пассажирами по определенному маршруту. Предметом его трудовой деятельности выступают некоторые последовательности или «цепочки» дорожных ситуаций, характеризующиеся высоким уровнем неопределенности. В педагогической деятельности предметом труда учителя начальных классов выступает ребенок, точнее уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения в начальной школе учитель формирует у ребенка навыки правописания, счета, чтения, произвольной деятельности: внимания, самоконтроля, самооценки. Следовательно, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функции и процессы.
Средства профессиональной деятельности— это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.
Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.
Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудовой деятельности может выступить организм человека-профессионала. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функциональное «орудие» труда.
Для руководителя внешним функциональным средством труда может выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа единомышленников одновременно как предмет и средство его организационно-управленческой деятельности.
Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.
Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами трудовой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены внешние средства профессиональной деятельности и чем они проще в техническом отношении, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню образованности, квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника, специалиста, профессионала.
Профессиональные служебные обязанностичасто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.
Система правотражена в нормативных документах, принятых в системе законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизнедеятельности работающей команды и трудового коллектива.
Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабочем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль, шумы и различные звуковые условия, различные виды лучистой энергии, вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Профессиональная деятельность: понятие и признаки
Центральным понятием акмеологического подхода выступает понятие «профессиональная деятельность». Н.В.Кузьмина подчёркивает: «Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завершающейся созиданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как решение задач репродуктивных и творческих-интуитивное, сознательное, сверхсознательное. В связи с этим мы вводим понятия: уровень продуктивности, вершины деятельности, факторы продуктивности».
Существуют разные основания профессиональной деятельности. Ее классифицируют по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами); по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств); по мотивам: альтруистическая, эгоистическая; по результатам: завершенная, незавершенная и т.д.
Итак, труд является разновидностью деятельности, он включает в себя все её» основные структурные компоненты и является основным видом человеческой деятельности. Трудовая деятельность представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных аспектов и их составляющих, направленных на существенный результат, продуктивность.
Таким образом, любая профессиональная деятельность стихийно формирует профессионально значимые качества, личность изменяется в результате приобретения профессиональных знаний, умений навыков и профессиональных привычек.
Для осуществления профессиональной деятельности необходимо наличие ряда специфических способностей, которые совершенствуются в ней, преобразуя, изменяя, развивая и формируя личность человека.
Среди основных структурных компонентов профессиональной деятельности Е.А. Климов выделяет также такие, как: свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности); образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы, деятельностно-ориентированные мотивы, широкие, конкретные мотивы, обращенные на смежные предметные области; отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность (творческость), ее особенности, проявления; интеллектуальные черты индивидуальности; операторные черты индивидуальности (умение, готовность к действиям, исполнительские способности); эмоциональность, ее особенности и проявления; и) особенности осознания близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими; представления о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала (иногда противоположных, казалось бы, несовместимых); осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека, каким дает возможность проявляться и какие подавляет; представление о своем месте в профессиональной общности.
Таким образом, исходя из выше приведенных данных, можно сделать вывод, что структурные компоненты профессиональной деятельности включают в себя аспекты, которые определяются уровнем квалификации (уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивацией личности (ее профессиональной направленностью), ее эмоциональностью, коммуникативными навыками, уровнем развития психических процессов, специальными профессиональными способностями и условиями работы.
Профессионализм всегда характеризуется высокой эффективностью (продуктивностью). Ведущими акмеологами (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) были выделены следующие уровни продуктивности профессионализма:
Выделяются три вида акмеологических факторов:
объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение искомого результата;
субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности; к ним относятся мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество; мера их проявления, то есть личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-типологические качества субъекта профессиональной деятельности, содействующие росту профессионализма или препятствующие этому процессу;
Уровни выполнения профессиональной деятельности подразделяются по основанию ее продуктивности на высокий (уровень профессионального мастерства), средний (репродуктивно-исполнительский) и низкий (формально-исполнительский).