Что отражает статический коэффициент использования вместимости
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Для пассажирских автомобилей этот измеритель называется коэффициентом использования вместимости или коэффициентом наполнения, причем за номинальную грузоподъемность принимается номинальное количество пассажиро-мест. [2]
Однако эти сведения не дают полного представления о количестве перевезенных пассажиров, следовательно, и о коэффициенте использования вместимости вследствие недостатков в организации сбора проездной платы с пассажиров особенно при бескондукторном обслуживании. [6]
Размеры и число резервуаров в составе резервуарных парков магистральных нефтепродуктопроводов определяются с учетом сортности и соотношения объемов перекачиваемых сортов нефтепродуктов, коэффициента использования вместимости резервуаров и требований возможно большей однотипности резервуаров. При всех случаях по условиям эксплуатации для нефтепродукта каждого сорта предусматривается не менее двух резервуаров. [7]
Населенность пассажиров на вагон определяют отношением пассажиро-километров к вагоно-километрам. Коэффициент использования вместимости поездной единицы определяют делением пас-сажиро-километров на пассажиро-место-киломстры. Для пригородных поездов в виде технической нормы устанавливается масса поезда брутто. [10]
Вместимость автобуса определяется его конструкцией и является величиной постоянной. Коэффициент использования вместимости ( коэффициента наполнения) в значительной степени зависит от стабильности пассажиропотоков, от их колебаний по временам года и часам суток. При всестороннем анализе желательно иметь материалы о результатах наблюдений, характеризующих изменения пассажиропотоков, или использовать билетно-учетные сведения. [11]
Использования транспортных средств
Показатели использования транспортных средств можно условно подразделить на статические и динамические. Статические показатели характеризуют использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств без учета времени их эксплуатации и пробега. Такие показатели отражают соответствие определенных параметров груза (массы, габаритных размеров) характеристикам транспортных средств (прочности ходовых частей, внутренним размерам) и играют ведущую роль при выборе типа транспортного средства. Динамические показатели характеризуют использование транспортных средств с учетом времени и пробега (на воздушном транспорте – налёта). Этот тип показателей имеет решающее значение при организации маршрутных перевозок и планировании работы транспортных предприятий (организаций) и специализированных транспортных подразделений предприятий других отраслей.
Материально-техническая база транспорта включает транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты, и др.), а также ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи.
К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др.
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяют на универсальные (крытые полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых навалочных и лесных грузов; платформы – для длинномерных и громоздких грузов, лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин, молоко, масло и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы могут перевозиться в двадцатиосных транспортерах грузоподъемностью свыше 400 т.
Основные показатели, позволяющие осуществить выбор типа вагона [3, с. 202], [4, с. 77-78], [19, с. 78-81], представлены в таблице 8.2.
К материально-технической базе морского и речного (внутреннего водного) транспорта относят флот, морские и речные порты и пристани.
Речной и морской флот состоит из судов различных типов, размеров и назначения. В зависимости от назначения различают суда транспортного, технического и вспомогательного флота.
Основные показатели, характеризующие тип вагона
Наименование показателя | Определение, расчетная формула | Примечания |
Грузоподъемность вагона | Определяется массой груза в тоннах, которая может быть погружена в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова | |
Вместимость вагона | Определяется произведением длины вагона на его ширину и высоту | Полный объем вагона, м 3 |
Технический коэффициент тары вагона | , mТ – масса тары вагона, т; q – грузоподъемность вагона, т | Чем меньше коэффициент тарыКТ , тем меньше доля тары в общей массе поезда брутто и, следовательно, эффективнее используются мощность локомотива, а также провозная и пропускная способность железных дорог |
Погрузочный коэффициент тары вагона | , mТ – масса тары вагона, т; mгр – масса груза в вагоне, т | Этот коэффициент отражает возможности использования вагонов в груженом состоянии |
Коэффициент удельного объема вагона | , Vв – полный объем вагона, м 3 ; q – грузоподъемность вагона, т | Чем выше этот показатель, тем шире номенклатура грузов, которая может перевозиться с полным, или близким к полному, использованием грузоподъемности вагона данного типа |
Окончание таблицы 8.2
Коэффициент удельной грузоподъемности вагона | , VВ – полный объем вагона, м 3 ; q – грузоподъемность вагона, т | Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с полным, или близким к полному, использованием его грузоподъемности. |
Статический коэффициент использования грузоподъемности | , mгр – масса груза в вагоне, т; q – грузоподъемность вагона, т | Для улучшения использования грузоподъемности проводят различного рода мероприятия: уплотнение груза, выбор типа вагона в соответствии с характеристиками груза, погрузка с шапкой, стандартизация тары и др. |
Статический коэффициент использования вместимости | , Vгр– объем груза в вагоне, м 3 ; Vв – полный объем вагона, м 3 ; |
Транспортный флот осуществляет основную функцию транспорта – пространственное перемещение грузов. Другие элементы материально-технической базы (порты с причалами, складами и перегрузочными механизмами, а также вспомогательный и технический флот) призваны обеспечить эффективную работу транспортного флота.
Поскольку водные пути являются, в основном, естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем при постройке, например, железной дороги равной пропускной способности.
Основные показатели, позволяющие осуществить выбор типа судна при организации перевозок водным транспортом [3, с. 203], [4, с. 79-80], [19, с. 96-99, 104-105], представлены в таблице 8.3.
Основные показатели, характеризующие эксплуатационные
Наименование показателя | Определение, расчетная формула | Примечания |
Размеры судов, м | Длина, ширина, высота борта | |
Водоизмещение судна | Определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном | |
Полная грузоподъемность судна (дедвейт) | Дв = Вп – Во Вп – водоизмещение судна с полным грузом, т; Bо – водоизмещение судна без груза, т | Масса груза, которую может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку (сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза) |
Чистая грузоподъемность судна | Дч = Дв – Дс Дв – полная грузоподъемность судна, т; Дс – масса служебного груза, т | |
Грузовместимость | Объем помещений судна, предназначенных для размещения перевозимых грузов | В зависимости от консистенции перемещаемых материальных потоков, определяют грузовместимость для тарно-штучных, насыпных и т.д. грузов |
Удельная грузовместимость судна | Vуд = Vсуд / Дч, Vсуд – грузовместимость судна, м 3 ; Дч – чистая грузоподъемность судна, т | Этот показатель дает представление о том, сколько кубических метров вместимости судна приходится на 1 тонну чистой грузоподъемности |
Коэффициент загрузки судна (статического использования грузоподъемности) | Кгр = mгр / Дч mгр – масса фактически принятого судном груза, т; Дч – чистая грузоподъемность судна, т | Показывает степень использования грузоподъемности судна на момент выхода из порта |
К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, транспортную тару, другое имущество автотранспортных предприятий. Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.
Основные показатели, характеризующие эксплуатационные
качества автомобильного транспорта
Наименование показателя | Определение, расчетная формула | Примечания |
Грузоподъемность | Определяется массой груза в тоннах, которая может быть погружена в кузов автомобиля в соответствии с прочностью ходовых частей | |
Вместимость | Определяется произведением длины кузова автомобиля на его ширину и высоту | Полный объем кузова автомобиля, м 3 |
Окончание таблицы 8.4
Коэффициент удельной грузоподъемности (по использованию объема кузова автомобиля) | qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т; Vк – полный объем кузова, м 3 | Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в автомобиле данного типа с полным, или близким к полному, использованием его грузоподъемности |
Коэффициент удельной грузоподъемности (по использованию площади кузова автомобиля) | qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т; Sк – полезная площадь пола кузова автомобиля, м 2 | |
Коэффициент статического использования грузоподъемности | , mгр – масса груза в кузове автомобиля, т; qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т | Характеризует степень использования грузоподъемности автомобиля при транспортировке конкретного материального потока |
Некоторые показатели, характеризующие эксплуатационные качества автомобильного транспорта [3, с. 203-204], [4, с. 80], [19, с. 89-91], приведены в таблице 8.4.
Материально-техническая база воздушного транспорта включает самолетный (вертолетный) парк, здания и оборудование аэропортов, специальные сооружения, машины и устройства, а также другое имущество. Грузовые перевозки занимают небольшой удельный вес в общем объеме перевозок воздушным транспортом. Однако использование авиации позволяет организовать доставку ценных и срочных грузов в труднодоступные районы, резко снизить расстояние перевозки, по сравнению с доставкой другими видами транспорта. Основными характеристиками, позволяющими выбрать тип транспортного средства на воздушном транспорте, также являются показатели использования грузоподъемности и вместимости грузовых помещений самолета (вертолета) [19, с.109-110].
Материально-техническая база трубопроводного транспорта представлена трубопроводами (преимущественно газо- и нефтепроводами). Данный вид транспорта используется для перемещения жидких и газообразных грузов, а также твердых грузов узкой номенклатуры. Трубопроводный транспорт эффективен при любых расстояниях транспортировки и отличается от других видов низкой себестоимостью перевозок (в расчете на 1т перевозимых грузов). Основным недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура перевозимых грузов [19, с.111-115].
Коэффициент заполнения салона транспортного средства
Коэффициент заполнения салона автобуса является величиной безразмерной и определяется отношением количества пассажиров, находящихся в салоне к номинальной вместимости салона. Однако, в процессе перевозок, количество пассажиров постоянно меняется. В связи с этим, используют:
а) статический коэффициент использования вместимости характеризует долю общей пассажировместимости, использованную с коммерческой нагрузкой
(4.5)
где Qi – количество пассажиров на каждом перегоне маршрута, пасс.;
qвм – вместимость салона автобуса, пасс.;
n – число перегонов на маршруте.
В значение принимаем γ = 0,9.
б) динамический коэффициент использования вместимости отличается от статического тем, что характеризует коммерческое использование пассажировместимости с учетом средней дальности поездки пассажиров
(4.6)
4.2 Коэффициент сменяемости пассажиров в салоне транспортного средства
Коэффициент сменяемости пассажиров – это отношение длины маршрута к средней дальности поездки одного пассажира и рассчитывается по формуле:
(4.7)
где LМ – протяженность маршрута, км; принимаем из акта замета длины маршрута и пробного рейса, Lм = 15,7 км;
lср – среднее расстояние поездки одного пассажира, км; принимаем по таблице 1, представленной в листе заданий, lср = 3,3 км.
На основании расчетов видно, что в течение рейса пассажиры в салоне автобуса сменятся в около четырех раз.
5 ВЫБОР И ОБСНОВАНИЕ ТИПА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Расчет нормативного коэффициента использования вместимости
Качество услуг пассажирского транспорта – свойство услуги, оказываемой пассажирским транспортом общего пользования, отражающее ее способность удовлетворять существующие и предполагаемые потребности населения в перевозках. (ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения).
Комфортность поездки –свойство транспортной услуги, реализуемой в процессе перевозки пассажиров, характеризуемое отсутствием негативного воздействия на них различных факторов, связанных с организацией перевозки (в частности, несоблюдение норм вместимости) и применением транспортных средств не соответствующих санитарным, экологическим, эргономическим нормам (чистота салона, температура воздуха, шум, вибрация).
Требования потребителей услуг (пассажиров) к качеству транспортного обслуживания формализуются до следующих показателей комфортности поездки:
· сетевой коэффициент использования вместимости;
· коэффициент использования вместимости на i-м маршруте;
· коэффициент использования транспортных средств, соответствующих нормам комфортности;
· коэффициент использования транспортных средств, соответствующих нормам комфортности на маршруте.
В работе [11,30] дается оценка величины данных показателей, таблицы 4,7; 4,8.
Частные показатели качества транспортного обслуживания пассажиров
Наименование показателя | Обозначение | Единица измерения | Нормативное значение показателя |
Сетевой коэффициентиспользования вместимости | Kгв | _ | ≤ 0,28 |
Коэффициент использования вместимости на маршруте | Kмвi | _ | ≤ 0,33 |
Исходя из целевых показателей качества, автобус должен работать по такому тарифу, который будет определен исходя из нормативных величин комфортности поездки.
Оценочная шкала частных показателей качества транспортного обслуживания пассажиров
Наименование показателя | Оценочная шкала | |||
отлично | хорошо | удовлетвори- тельно | неудовлетво- рительно | |
Сетевой коэффициент использования вместимости Kгв | ≤ 0,22 | 0,23…0,25 | 0,26…0,28 | > 0,28 |
Коэффициент использования вместимости на маршруте Kмвi | ≤ 0,30 | 0,31…0,35 | 0,36…0,40 | > 0,40 |
Показатель нормативного количества платных пассажиров, одновременно перевозимых в автобусе определяется исходя из стандартов качества обслуживания населения – .
Уровень комфортности должен находиться на шкале оценочных значений не ниже уровня «хорошо». Усредняя вместимость транспортных средств по группам вместимости, и применяя целевое значение среднего коэффициента использования вместимости исходя из показателей комфортности поездки на маршруте, получаем нормативное количество платных пассажиров, которое должно одновременно перевозиться в автобусе (таблица 4.9).
Нормативное количество платных пассажиров, одновременно перевозимых в автобусе исходя из стандартов качества обслуживания населения
Вид транспорта | Доля транспортных средств по группам вместимости, % | ||||
8…20 мест | 21…41 мест | 50…90 мест | 90…120 мест | более 120 мест | |
Нормативное количество платных пассажиров, одновременно перевозимых в автобусе при Kмвi = 0,31. | |||||
Нормативное количество платных пассажиров | 2,5-6,2 | 6,5-12,7 | 15,5-27,9 | 28,2-37,2 | ≈40,3 |
В отдельных случаях, учитывая особенности транспортного обслуживания пассажиров в отдельных муниципальных образованиях и районах Красноярского края, нормативное количество платных пассажиров, одновременно перевозимых в автобусе исходя из стандартов качества обслуживания населения, может корректироваться.
В качестве нормы наполняемости принята 28%-ная наполняемость автобуса (выражена нормативным коэффициентом использования вместимости в размере 0,28). На основе этого определяется нормативное количество пассажиров, одновременно перевозимых в автобусе по группам вместимости.
Основные показатели транспортных средств
Максимальная масса автотранспортного средства:
Максимальные габариты автотранспортного средства — наибольшая ширина, высота и (или) длина автотранспортного средства, не превышающая допустимых параметров, установленных для проезда по автомобильным дорогам,
Грузовместимость транспортного средства:
Характеристики транспортного средства, определяющие грузовместимость:
Номинальная грузоподъемность определяется количеством груза (в тоннах), которое может быть погружено на данное транспортное средство в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова.
Внутренний объем кузова:
Удельный погрузочный объем — объем, занимаемый единицей груза в судовом грузовом помещении. Показатель используется при выборе способа определения провозной платы. В практике торгового мореплавания грузы с удельным погрузочным объемом до 40 куб. футов называют весовыми (дейдвейтными), а грузы, удельный погрузочный объем которых превышает 40 куб. футов, — объемными. Для весовых грузов ставка фрахта берется с единицы массы, а для объемных — с единицы объема. В линейном судоходстве право выбора способа определения провозной платы (за единицу массы или единицу объема) предоставляется судовладельцу.
Коэффициент удельного объема транспортного средства — отношение полного объема транспортного средства к его грузоподъемности, т. е. часть объема, приходящаяся на 1 т грузоподъемности (м’/т).
Вместимость определяется произведением длины транспортного средства на его ширину и высоту.
Коэффициент вместимости рассчитывают делением фактического объема груза на транспортном средстве на вместимость транспортного средства.
Коэффициент удельной грузоподъемности транспортного средства — отношение грузоподъемности транспортного средства к его полному объему.
Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением массы груза в транспортном средстве к его грузоподъемности и характеризует степень использования грузоподъемности транспортного средства (в статике и динамике).
Коэффициент статического использования грузоподъемности — отношение загрузки транспортного средства в тоннах к его номинальной грузоподъемности в момент окончания погрузки. Определяется:
Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяется отношением количества фактически выполненных тонно-километров к количеству тонно-километров, которые могли бы быть выполнены при полном использовании грузоподъемности транспортного средства.
Коэффициент использования внутреннего объема кузова транспортного средства определяется геометрической формой перевозимого
груза и оценивается отношением полезного объема (т. е. занятого грузом с учетом упаковки) ко всему объему кузова.
Нагрузка транспортного средства — показатель степени использования грузоподъемности и вместимости транспортного средства в зависимости от перевозимых грузов и дальности их транспортировки. Различают статическую и динамическую нагрузку транспортного средства.
Статическая нагрузка транспортного средства — количество груза (в тоннах), погруженного на транспортное средство. Средняя статическая нагрузка транспортного средства определяется делением массы грузов на количество транспортных средств.
Погрузочная высота кузова транспортного средства — это расстояние от поверхности земли до пола кузова (для бортовых автомобилей) или до верхнего края бортов (для самосвалов). Погрузочная высота определяет приспособленность транспортного средства к погрузочно-разгрузочным работам.
Факторы, учитываемые при организации погрузочно-разгрузочных работ:
Плавность хода транспортного средства зависит от характеристик упругости подвески автотранспортного средства, влияет на сохранность перевозимого груза.
Маневренность оценивается минимальным радиусом поворота автотранспортного средства, габаритным коридором поворота между внутренним и наружным радиусами.
Проходимость автотранспортного средства определяет возможность выполнения перевозок в трудных дорожных условиях — в карьерах, на строительных площадках, в местах уборки продукции сельского хозяйства.
Готовность к движению измеряется временем подготовки автотранспортного средства к выезду со стоянки.
Запас хода рассчитывается как отношение емкости топливного бака к расходу топлива на 100 км пробега, определяет возможность доставки груза без дополнительной дозаправки в пути.
Компактность транспортного средства оценивается коэффициентом использования габаритных размеров и коэффициентом использования габаритной длины.
Коэффициент использования габаритных размеров — отношение внутренней площади кузова к площади автотранспортного средства в плане.
Коэффициент использования габаритной длины — отношение длины кузова к длине автотранспортного средства.
Дополнительная информация
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.