Что отражает предназначение бизнеса
Определение сферы и миссии бизнеса
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Основными компонентами миссии являются:
Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в табл. 1.
Подходы к формированию миссии. Существует два подхода к пониманию миссии:
В широком понимании миссия это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т. п.
Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.
Миссия опытно-конструкторского бюро:
Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду.
Широкий подход к формированию миссии ориентирует предприятия на достижение стратегических преимуществ за счет создания возможностей производства широкой номенклатуры продукции (услуг); одновременный охват многих сегментов рынка и групп потребителей; гибкость маневрирования в управлении организацией.
Таблица 1 Компоненты миссии организации
Компоненты | Содержание |
Продукты или услуги | Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем |
Категории целевых потребителей | Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом |
Технология | Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий? |
Конкурентные преимущества | В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении |
Философия | Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы предприятия? Философия предприятия может проявляться, например, с том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов и др. |
При узком подходе миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия концерна (АВПК) Сухой:
Авиационный комплекс Сухой стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, прежде всего марок Су, Бе, позволяющие удовлетворять потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа.
Узкозаданная миссия концентрирует стратегию на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах, группах потребителей или используемых стратегических путях достижения целей бизнеса.
Такой подход способствует повышению действенности управления за счет усиления определенности и организованности вследствие применения более сфокусированных скоординированных методов осуществления стратегий.
Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Значение миссии. Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления.
Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений.
Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в единое целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях.
В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
Определение сферы и миссии бизнеса
ПРИМЕР 2
Формирование видения
МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
Видение организации – это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности:
· что представляет собой организация;
· какой она должна стать;
· к чему она стремится?
Формирование видения – это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании – это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации.
Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою «силу» при до-стижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь.
Формулировка миссии должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям:
· быть простой как воспоминание или образ;
· содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.
Видение Kodak: «Мы хотим стать мировым лидером в химическом и электронном изображении».
Видение Xerox: «От копировальной техники к офису будущего».
Обладание видением является большой ценностью для организации, необходимым условием:
· единения организации и создания корпоративного духа;
· решения долгосрочных задач предприятия.
|
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Основными компонентами миссии являются:
1. Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
2. Категории целевых групп потребителей.
3. Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
4. Конкурентные преимущества.
5. Философия бизнеса.
Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в табл. 2.
n Подходы к формированию миссии. Существует два подхода к пониманию миссии:
В широком понимании миссия – это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т. п.
Компоненты миссии организации
Компоненты | Содержание |
Продукты или услуги | Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем |
Категории целевых потребителей | Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом |
Технология | Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий? |
Конкурентные преимущества | В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении |
Философия | Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы предприятия? Философия предприятия может проявляться, например, с том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов и др. |
Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.
5. Предназначение бизнеса
Определив тип стратегии для своего бизнеса, следует создать предназначение бизнеса (миссию, видение, ценности компании), которые будут формировать имидж и давать представление об участии предприятия в жизни общества. Все это помогает слаженно работать сотрудникам предприятия, привлекать целевых клиентов, возможных партнеров, инвесторов.
Краткое изложение стратегических постулатов на сайте компании, в корпоративной брошюре дает возможность сформировать имидж компании на рынке и быстро понять всем заинтересованным лицам, что она собой представляет.
После формирования предназначения бизнеса предпринимателю открываются долгосрочные перспективы, благодаря чему уже становится возможным составить прогноз развития своей компании на 3–5 лет, а затем спланировать действия в более близкой перспективе. Другими словами, сначала требуется описать цели компании, а затем перевести текстовую информацию в цифровую, например, в показатель прироста продаж. Далее следует действовать таким образом, чтобы достичь намеченных планов, расчетов, вносить корректировки в прогнозы при необходимости.
Сочетание стратегии с предназначением бизнеса, выраженным посредством видения, миссии, ценностей компании, позволит утвердить бизнес-модель, представить желаемые результаты в индикаторах, цифрах, продумать культуру организации и добиться успеха в бизнесе.
Видение – это желаемое состояние, будущая или идеальная позиция для организации.
Формулируя видение, предпринимателю следует фокусироваться на направлениях, которые помогут достичь будущих целей в бизнесе. Для этого следует задаться вопросом: куда мы идем? Видение может выражать стремление войти на новые рынки, создать инновационные технологии, продукты, ориентироваться на клиента или, к примеру, создать особый тип управления компанией и т. д.
Как показывает практика, сотрудникам, клиентам, партнерам необходимо знать планы компании на будущее. Это дает уверенность и формирует лояльность к фирме. Лично руководителю четкое определение предназначения бизнеса позволяет постоянно двигаться и добиваться поставленных целей.
После создания видения (долгосрочного направления) компании следует определиться с миссией, отражающей сегодняшнее положение фирмы.
Миссия – это утверждение, отражающее основную деятельность компании в настоящем времени.
Миссия должна быть сфокусирована на текущей деятельности бизнеса, отвечать на вопрос: кто мы и что мы делаем? В миссии могут быть упомянуты заинтересованные лица, для кого создается миссия, кратко представлены товары и услуги компании, отражены способы удовлетворения потребностей клиентов, общества в целом, приведены используемые технологии, бизнес-возможности и т. д.
Упражнение 5*. Выбор стратегии и предназначения собственного бизнеса
Найдите примеры компаний, использующих различные типы стратегий в индустрии, в которой вы хотите начать свой бизнес, изучите примеры в различных странах, в разных направлениях бизнеса. Найдите примеры видения и миссий, которые могли бы подойти для вашего бизнеса. Параллельно проведите анализ рынка (см. тему 3) и, исходя из результатов исследования, выберете стратегию для вашей компании и сформулируйте собственные видение и миссию для вашего бизнеса.
Напишите видение и миссию для вашего бизнеса ниже:
Укажите ниже название выбранной стратегии, обозначьте главные принципы стратегии, составьте цепочку создания ценности для собственного бизнеса:
Ценности компании – ожидаемые нормы поведения каждого сотрудника в организации.
• Элементы базируются на системе убеждений в организации и контроле выполнения принятых норм.
Ценности организации могут быть описаны в корпоративном кодексе или своде правил, но их трудно представить несколькими предложениями, чаще всего они находят отражение в корпоративной культуре, в каждодневной жизни компании. Дают понимание приоритетов, норм поведения – взаимодействие как сотрудников друг с другом, так и с клиентами и партнерами.
Как наилучшим образом представить предназначение бизнеса?
• Необходимо ясно понимать, для чего формируется предназначение бизнеса (видение, миссия, ценности, цели).
• Предназначение не всегда является стратегическим, оно часто используется как слоган для мотивации, для связей с общественностью и нацелено расположить людей к компании и ее продукции.
• Если предназначение носит слишком общий характер, то оно может казаться бессмысленным, незапоминающимся.
• Если предназначение слишком вдохновляющее, то может восприниматься как хвастовство или нереализуемые планы, в которые трудно поверить.
Составляя предназначение бизнеса, следует руководствоваться реальными целями, которые будут достигнуты, а не пустыми амбициями.
Если предназначение бизнеса сформулировано правильно, коллектив вашей компании будет работать слаженно, проще будет отвечать на сложные вопросы партнеров и клиентов. Прописанные постулаты компании позволят быстро представлять политику компании каждому сотруднику, знать, что будет завтра, к чему стремится ваша команда. Известно, что внимание человека можно привлечь в первые 30 секунд, и если вам удастся заинтересовать его в течение 2-х минут, то это может перерасти в полноценный диалог. Продуманные и сформулированные видение, миссия, цели компании помогут вам привлекать клиентов и партнеров, профессионально вести переговоры.
Примеры миссий отечественных компаний
Миссия страховой компании «Сентранс ИНШУРАНС»
Внедрение на казахстанский рынок качественных страховых продуктов, основанных на лучших западных традициях.
Миссия Компании SMEs-Link
Оказывать информационную поддержку в виде консультирования, тренингов, бизнес-литературы для начинающих предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса. Создать сообщество грамотных предпринимателей в СНГ с целью взаимовыгодного сотрудничества и обмена опытом.
Ответы на тесты по теме Менеджмент
Какой принцип стратегического развития организации подчеркивает важность наличия проработанной стратегии и тактики?
Принцип соответствия стратегии и тактики управления организации. верно
Согласно какому принципу стратегического развития организации необходимо осуществлять анализ предшествующей деятельности организации, прогноз и разработку сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе?
Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии
Критерий обоснованности стратегических целей, отражающий реальность выполнения целей:
—> Обоснованность стратегических целей, отражающая точность ее содержания, объема и времени, характеризуется критерием:
В модели MсKinsey «7С» анализируются следующие факторы:
стратегия, навыки, ценности, структура, система, сотрудники, стиль управления
Стратегический выбор это:
Генерация альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернатив
Общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих ее от других компаний.
Понятные управленческой команде концепции функционирования компании на длительный период времени
Какие основные части включает в себя стратегическое планирование?
Составление плана по срокам и объемам достигаемого результата;Основные действия предприятия в плановый период
Выберите управленческие виды деятельности, относящиеся к стратегическим.
Формирование интеллектуальных ресурсов. Проведение рекламной кампании. Разработка новой продукции.
Что отражает философию и предназначение бизнеса:
Выберите основные характеристики целей организации.
должны быть конкретными и измеримыми; должны быть ориентированы во времени;
Уникальный информационный ресурс, включающий навыки и способности организации, обеспечивающие ее конкурентоспособность
—>
К функциям стратегического планирования относится:
детализация процесса достижения целей
Стратегический анализ это
Исследование внешней среды, внутренней среды, ресурсов и потенциала организации
Выберите благоприятные факторы, которые дает для организации стратегическое планирование.
Дает основу для принятия решения, Помогает уточнить наиболее подходящие пути действия.
Требование к стратегическим целям, заключающееся в сопоставимости и взаимосвязи целей, характеризуется критерием
Какой принцип стратегического развития организации предполагает, что стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью?
Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации.
Какой принцип стратегического развития организации предполагает, что стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью?
Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации
Понятные управленческой команде концепции функционирования компании на длительный период времени верно
MalBusiness.com
Все о малом бизнесе, все для малого бизнеса.
Миссия малого бизнеса, ее назначение и формулирование.
В этой статье предлагаю разобраться, что это за понятие — миссия малого бизнеса. В статье я обещал, что о формировании миссии малого бизнеса мы поговорим подробно в отдельной статье. Я решил остановиться подробно на этом вопросе, потому что многие считают его далеко не первостепенным, а просто надуманным. Многие считают, что миссия – это достояние крупных и очень крупных бизнесов.
Вступление.
Одним из самых распространенных заблуждений является то, что формирование миссии для малого бизнеса не существенно, что миссия малого бизнеса не несет никакого смысла, что малый бизнес ни в какой миссии не нуждается. Это далеко не так. Миссия нужна любому бизнесу независимо от его величины и уровня. А благополучное существование малого бизнеса во многом зависит от правильности формирования его миссии. Без сформированной миссии малый бизнес не будет развиваться. Правильно сформированная миссия позволила многим малым бизнесам вырасти в гигантов мирового уровня. Для примера посмотрите статью, статью, статью, статью.
Миссия малого бизнеса – что это такое?
Для того, что бы добиваться успеха, бизнесу недостаточно просто хорошо работать. Нужно объяснять клиентам, почему именно этот бизнес достоин их выбора, чем именно этот бизнес отличается от других подобных бизнесов и вообще, что представляет собой этот бизнес. Ответы на все эти вопросы дает миссия.
Миссия бизнеса — это понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную задачу. В отличие от видения, миссия характеризует только текущее состояние бизнеса: его вид, условия деятельности, отличия от конкурентов, смысл его существования. А если быть кратким, то миссия – это польза, которую бизнес приносит существующим и будущим клиентам.
Существует два подхода к пониманию миссии: широкий и узкий. В широком понимании миссия малого бизнеса — это философия и предназначение бизнеса. При таком подходе миссия малого бизнеса определяется в общих терминах без жесткой связи с производимой продукцией, с потребителями и больше напоминает просто лозунги или призывы. Рассматривать данный подход мы не будем, потому что он мало применим к малому бизнесу.
В узком понимании миссия малого бизнеса раскрывает конкретный смысл существования бизнеса, в котором выделены отличия бизнеса от конкурентов. Узко заданная миссия малого бизнеса нацеливает бизнес на производство конкретной продукции, в конкретных рыночных нишах, для конкретного потребителя. Такой подход способствует повышению действенности бизнеса за счет полной определенности его деятельности.
Назначение миссии малого бизнеса.
Формулирование миссии должно способствовать решению многих вопросов функционирования малого бизнеса.
1)Миссия должна являться отправной точкой для всех решений по разработке стратегии бизнеса;
2)Миссия является базисом для определения целей и задач малого бизнеса;
3)Миссия создает уверенность у окружающих, что бизнес ставит перед собой ясные, выполнимые, не противоречащие законам цели.
4)Миссия помогает сосредоточить усилия всех работников малого бизнеса на выполнение стратегических задач малого бизнеса, объединяет их действия.
5)Миссия облегчает существование малого бизнеса во внешней среде, при работе с поставщиками, банками, инвесторами, создает позитивный имидж малого бизнеса у деловых партнеров;
6) Миссия заставляет владельцев малого бизнеса постоянно заниматься анализом сильных и слабых сторон своего бизнеса и его конкурентов, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений;
7) Миссия способствует интеграции обособленных структурных подразделений малого бизнеса в одно целое, например, при расширении бизнеса или при создании франшиз.
Как правильно сформулировать миссию малого бизнеса.
Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее отличной от других, характеризующей именно тот малый бизнес, в которой она была создана. Формулировка миссии должна быть простой, доступной для восприятия, вдохновенной, вызывающей доверие.
Основные компоненты которые должна содержать формулировка миссии:
— продукция или услуги, которые производит малый бизнес;
— круг удовлетворяемых этой продукцией потребностей;
— категории целевых групп потребителей;
— способ удовлетворения нужд потребителей;
По моему все эти компоненты, кроме философии бизнеса, уже достаточно освещены в предыдущих статьях и не нуждаются в пояснениях. Под философией бизнеса подразумеваются важнейшие ценности, устремления и этические принципы бизнеса. Философия бизнеса может проявляться в том, что он обеспечивает создание рабочих мест и т.д. Этот компонент в большинстве случаев обеспечивается самим существованием бизнеса и используется больше как лозунг.
Большое значение миссии бизнеса, придавали известные теоретики менеджмента, например, Питер Друкер и Лестер Дигман. В своих работах, говоря о миссии, они приводят целый ряд вопросов, ответы на которые позволят сформировать миссию бизнеса. Я не буду приводить весь перечень этих вопросов, потому что считаю, что для малого бизнеса можно обойтись только двумя:
1) Что малый бизнес представляет собой сейчас? Думаю, что этот вопрос не требует особых пояснений. Хочу только пояснить, что не следует акцентировать внимание на таких показателях малого бизнеса, как прибыль и рентабельность. Эти параметры подразумеваются самой сутью существования бизнеса. Прежде всего следует в ответе на этот вопрос сконцентрировать свое внимание на клиентах. Именно клиенты определяют миссию малого бизнеса. Удовлетворение нужд клиента должно лежать в основе миссии любого бизнеса. Поэтому, отвечая на этот вопрос, важно представлять, кто являются клиентами бизнеса и какую пользу они получают от этого бизнеса.
2) Каким должен быть наш малый бизнес? Здесь речь идет об «идеальной» модели малого бизнеса, о таком малом бизнесе, который хотят видеть его владельцы. В таком бизнесе должны быть оптимизированы как интересы клиентов, так и интересы самого бизнеса и его владельцев. Т.е., можно сказать, что речь идет о видении малого бизнеса.
Ответы на эти вопросы позволяют выявить сильные и слабые стороны любого малого бизнеса и грамотно сформулировать его миссию.
Советы по формированию миссии малого бизнеса.
Формулировка миссии может иметь ответ на множество вопросов — зачем? почему? какими средствами? во имя чего? для кого? — существует малый бизнес. Но ответы эти должны быть максимально краткими и простыми и понятными.
Формулировка миссии должна исключать разночтения, быть конкретной, хорошо запоминаемой. Лучше всего запоминается формулировка, содержащая не более трех предложений.
Не следует вносить в формулировку миссии задач, планов, целей, детального описания продукции или услуг. Не упоминайте о материальной выгоде существования бизнеса. Из формулировки миссии должно быть понятно основное направление малого бизнеса и для чего он этим занимается.
Формулировка миссии должна вызывать доверие клиентов, сокращать дистанцию между бизнесом и его потребителями, не содержать малопонятных терминов и банальных лозунгов. Лучше всего формулировать миссию в настоящем времени.
Не нужно для малого бизнеса искать сложную миссию, которая решает все мировые проблемы. Следует отметить, что главная опасность для малого бизнеса заключается в выборе слишком сложной миссии.
Примеры формулировок миссии.
Для примера я хочу привести формулировки миссий двух крупнейших компаний, которые знает весь мир.
« Microsoft Corporation ». Интересна не только миссия «Microsoft», а и то, как она менялась со временем. Изначально деятельность Microsoft определялась миссией «Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение».
Однако появление интернета и развитие современных средств связи заставили «Microsoft» в 1999 году расширить свою миссию и дополнить ее следующим образом: «Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения».
«Красный Крест США». Как мне кажется, он очень удачно сформулировал свою миссию:
«Миссия Американского Красного Креста — улучшать качество человеческой жизни; развивать в людях уверенность в своих силах и воспитывать ответственность; мы учим людей избегать несчастных случаев и одновременно быть к ним готовыми, уметь оказывать первую помощь».
Заключение.
В заключение я хочу высказать свое мнение о том, кто должен заниматься формулированием миссии малого бизнеса. Это, как и многие ключевые вопросы, должны делать владельцы малого бизнеса и только они.
Многие считают, что это заблуждение, что миссию следует разрабатывать совместно чуть ли не со всеми сотрудниками бизнеса. Конечно, при формировании миссии, владельцы могут консультироваться и советоваться со своими работниками. Но коллективное «творчество» очень редко приносит результат.
Я категорически против передачи формирования миссии сторонним организациям или консультантам. Это один из наиболее неудачных вариантов формирования миссии. Приглашенные консультанты не смогут выработать миссию малого бизнеса, она просто превратится в какие-то цели, не всегда выполнимые.