Что отражает понятие спрос

Спрос

Спрос

Что отражает понятие спрос

Что отражает понятие спрос

Спрос (в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Содержание

Величина спроса

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора — цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов:пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.

Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Спрос на квартиры можно проиллюстрировать следующей таблицей. При понижении цены предложения увеличивается величина спроса, то есть покупатели желают купить больше квартир.

Цена предложенияВеличина спроса
1 000 000 рублей1 квартира в месяц
900 000 рублей10 квартир в месяц
800 000 рублей100 квартир в месяц

Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. В некоторых случаях отмечается так называемый парадоксальный спрос (товар Гиффена) — повышение величины спроса с ростом цены. Спрос характеризуется также эластичностью. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным. Если же изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса — эластичным.

Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.

Неценовые детерминанты спроса

При рассмотрении кривой спроса прочие условия, влияющие на спрос, кроме цены предполагаются неизменными. Однако существует ряд факторов, которые тоже оказывают влияние на величину спроса. В частности:

В случае если неценовые факторы ведут к увеличению спроса — кривая спроса на графике сдвигается вправо (D1-D2). В случае если неценовые факторы ведут к сокращению спроса — кривая сдвигается влево.

Источник

Спрос в рыночной экономике

Спрос – это экономическая категория, отражающая желание и возможность потребителей купить какое-либо количество товара по определенной цене в определенное время. При этом если величина спроса рассматривается в рамках макроэкономики, то речь идет о совокупном спросе во всей экономической системе государства.

Основу спроса составляет предельная полезность товара (прирост полезности блага с потреблением его каждой последующей единицы до уровня насыщения), скорректированная на покупательную способность потребителя, иначе говоря, доход.

На величину спроса оказывает влияние два вида факторов:

– неценовые факторы: потребительские предпочтения, инфляционные ожидания, покупательная способность потребителей, цены на товары-заменители и прочие товары и услуги.

При этом важно учитывать, что при изменении цены происходит изменение величины спроса. В случае же корректировки неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, которая, в свою очередь, определяет динамику величины спроса.

Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители могут приобрести при различных значениях цены, и демонстрирует действие закона спроса, согласно которому чем выше будет установлена цена, тем ниже будет величина спроса на товар, и наоборот.

Существенное значение при анализе динамики спроса на тот или иной товар либо услугу имеет показатель эластичности, который выражает колебания величины спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги, и определяет степень чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объем продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объем продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающим этот же товар дешевле.

Источник

Что такое спрос: определение, виды

Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос

Что отражает понятие спрос

Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.

Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.

Что отражает понятие спрос

Разделы

Закон спроса и предложения

Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.

Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.

Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.

Факторы спроса

На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.

Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.

Виды спроса в маркетинге

Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.

Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.

Источник

Понятие спроса и величины спроса

Что отражает понятие спрос

1. Понятие спроса и величины спроса

Спрос – разные количества некоторого товара или услуги, которые покупатели желают и могут приобрести на рынке за определенные период времени, в зависимости от цены этого товара или услуги.

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q), и наоборот.

Следует различать понятия величина спроса и спрос.

Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.

Проще говоря, спросом мы называем всю линию, т. е. все возможные варианты. А то количество товаров — величина спроса — это точка на линии.

2. Функция спроса. Индивидуальный и рыночный спрос

Функция спроса — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Ф. с. выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.­­

Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый конкурентным потребителем. На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности. Для каждого потребителя кривая индивидуального спроса своя.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

3. Закон спроса и ситуации, при которых этот закон не выполняется

Закон спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q), и наоборот.

Доказательства теории спроса.

1. Высокая цена часто является непреодолимым барьером при совершении покупки. И покупатели, и потребители с большим интересом и более охотно приобретают товар, когда цена на него снижается.

2. Действует закон предельной полезности.

3. Действует эффект замещения. При повышении цены товара. Мы начинаем приобретать этот товар в меньшем количестве, т. к. стремимся заменить этот товар другими ему аналогичными.

4. Действует эффект дохода. Различают номинальный и реальный доход. Номинальный доход – сумма денег, которыми располагает индивид. Реальный доход – то количество товаров и услуг, которое индивид может купить на данную сумму денег. При снижении цены товара покупатель на ту же сумму денег может приобрести этот же товар, но в большем количестве.

Эффект Госена. Люди с ограниченным, т. е. низким доходом вынуждены приобретать товар, цена на который растет, поскольку их доход не позволяет им заменить этот товар другими. Гиффен, Госсен.

Эффект Веблена. Эффект престижного поведения. Люди, которые достигли определенного уровня доходов приобретают товар, цена на который растёт, чтобы самой покупкой подчеркнуть престижность своего статуса.

Эффект сноба. Снобизм. Есть некоторые люди, которые приобретают, товар растущий в цене, чтобы подчеркнуть своё эго.

Эффект переключения спроса на новый более качественный товар.

Закон спроса не выполняется в некоторых случаях. Например:

1. При антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен.

2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т. д.), являющихся средством помещения денег.

3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).

4. Товары Гиффена («т. н. товары для бедных — картофель, хлеб, макароны»).

4. Неценовые факторы, влияющие на спрос

1. Доходы покупателей. Зависимость спроса от дохода – кривые Энгеля. Товары можно разделить на следующие группы.

1. Нормальные товары – спрос на них растет с повышением дохода.

2. Товары низшего качества – это значит хуже, а не с нарушением ГОСТов и прочего, спрос снижается с ростом дохода.

2. Цены на другие товары. Товары делятся на взаимозаменяемые или товары субституты.

Если цена на другой товар растёт, начинаем покупать другой товар.

3. Ожидания покупателей.

1. Инфляционные ожидания (повышение цены).

2. Дефляционные ожидания.

3. Дефицитные ожидания (нехватка товара).

4. Ожидания, связанные с изменением дохода, занятости.

4. Вкусы и предпочтения покупателей. Мода. О качестве до покупки мы практически ничего не знаем, поэтому его влияние на спрос ограничено.

5. Количество покупателей и структура покупателей.

Источник

Спрос и предложение

Спрос – это потребность в покупке какого-либо товара или услуги, на удовлетворение которой, потребители готовы потратить необходимые средства. Предложение – это желание и возможность производителей предоставить для продажи те или иные товары и услуги, по определенным ценам, в определённый период времени.

Определение понятий величина спроса и предложения

Величина (объем) спроса – это количество товаров, которые потребители готовы приобрести в данный момент времени по данным ценам.

Величина (объем) предложения – это количество товаров, которое продавцы желают продать в данный момент, в данном месте, при данном уровне цен.

Сегодня почти в каждой развитой стране функционирует рыночная экономика, при которой вмешательство государства либо минимально, либо же вовсе отсутствует. Объемы производства и цены на товары определяются стихийно в результате работы рыночных механизмов. Для того, чтобы понять как эти механизмы работают, нужно изучить главные понятия рынка – спрос и предложение.

Нужна помощь в написании работы?

Спрос

Спрос (англ. «Demand») – это потребность покупателей в некотором товаре или услуге, обеспеченная их платежеспособностью, а величина спроса – количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить.

Факторы спроса

На спрос влияет множество факторов (детерминант). Все факторы условно делят на два вида: ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар. Ценовой фактор, хоть и не является единственным фактором, оказывающем влияние на выбор потребителей, но является самым существенным.

Среди неценовых факторов (детерминантов), которые оказывают воздействие на пове­дение покупателей особенно выделяют:

Закон спроса

Закон спроса: если цены на какой-либо товар или услугу увеличиваются, при том, что все прочие параметры остаются неизменными, спрос будет уменьшаться. Закон спроса имеет теоретическое обоснование. Его функционирование объясняется действием трёх механизмов: эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.

Кривая спроса

Зависимость между величиной спроса и ценовыми и неценовыми факторами можно графически выразить в виде кривой спроса.

Что отражает понятие спрос

Кривая спроса – это график, показывающий связь между ценой товара и количеством этого товара, которое может и хочет купить потребитель по установленной цене.

На графике изображены две оси: горизонтальная ось Q (от англ. quantity) обозначает количество товара, вертикальная ось P (от англ. price), обозначает цену товара. В этой системе координат, спрос D изображается кривой с отрицательным наклоном.

Снижение величины спроса означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.

Для анализа рынка необходимо проводить четкое различие между изменениями величины спроса на товары или услуги и изменениями в самом спросе:

Изменение величины спроса происходит при изменении цены рассматриваемого продукта при том, что все прочие параметры (вкусы потребителей, их доходы, уровень доступности и прочее) остаются прежними;

Изменение спроса наблюдается под воздействием каких-либо неценовых факторов, при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар.

Предложение

Предложение (англ. «Supply») – это способность и готовность продавцов продать товар или услугу по данной цене. Величина предложения (объем предложения) – это количественное выражение предложения.

Факторы предложения

На предложение, также как и на спрос, влияет два вида факторов – ценовые и неценовые. Несмотря на то, что ценовые факторы и для спроса и для предложения одинаковы, их неценовые факторы довольно сильно отличаются.

Неценовые факторы:

Кривая предложения

Зависимость между величиной предложения и его факторами можно графически выражается в виде кривой предложения. Таким образом, кривая предложения – графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от его цены.

Что отражает понятие спрос

При более высокой цене P продавец стремится продать большее количество товара, поэтому кривая предложения S имеет положительный наклон.
Снижение предложения S означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо.

Закон предложения

Закон предложения состоит в следующем:

Математически закон предложения сводится к тому, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Продавцам выгодно продавать товары по высокой цене, так как это увеличивает их доход.

Поэтому, когда уровень цен P на рынке повышается – продавцы стараются продавать как можно больше товаров, что приводит к изменению величины предложения.

Изменение предложения легко спутать с изменением его объёма (величины). Чтобы этого избежать, нужно помнить о том, что:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *