Что отражает индекс херфиндаля хиршмана
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и предназначение индекса Херфиндаля-Хиршмана
Данный показатель был разработан в далеком 1945 году в США и назван в честь двух выдающихся экономистов:
Первоначально формула расчета индекса HHI была придумана А. Хиршманом, однако несколько лет спустя О. Херфиндаль предложил ее модифицированную версию. Именно она и используется сегодня. В настоящее время индекс Херфиндаля-Хиршмана служит одним из немногих экономических показателей, которые используются на практике для оценки рыночной доли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой общий показатель рыночной концентрации, нередко используемый для определения рыночной конкурентоспособности до и после сделок слияний и поглощений. В то же время индекс представляет собой меру рыночной концентрации – чем выше рыночная концентрация, тем меньшее число конкурентов на нем представлено и, соответственно, тем ближе исследуемый рынок к монополии. По большому счету он выступает мерой конкуренции между компаниями и смежными отраслями. В то же время он нередко используется для диверсификации портфеля; в частности, с его помощью определяется количество позиций в портфеле.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана является одним из основных индикаторов, посредством использования которого можно различать рынки по степени конкуренции (рынок совершенной и монополистической конкуренции, а также рынки олигополии и чистой монополии). В действительности данный показатель отражает число компаний, представленных в рамках конкретного рыночного сегмента, а также долю производимой ими продукции.
Готовые работы на аналогичную тему
Сегодня индекс Херфиндаля-Хиршмана служит довольно эффективным индикатором изменения доли рынка компании. Кроме того, он косвенным образом указывает на величину экономической прибыли, получаемой за счет использования монопольной власти. В настоящее время данный индекс активно используется американским государством для анализа планируемых сделок по слиянию и реализации антимонопольной политики. Его главным достоинством считается способность к наглядной демонстрации перераспределения частей отрасли между разными компаниями.
Общая методика расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана
Численное определение индекса Херфиндаля-Хиршмана дает возможность определить, достаточно ли конкурентоспособен рынок и какая фирма на нем выступает в роли монополиста.
Для расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана авторами разработана специальная формула. Она имеет следующий вид (рисунок 1). Рассмотрим ее более подробно.
Рисунок 1. Формула расчета индекса HHI. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Расчетная величина индекса Херфиндаля-Хиршмана должна находиться в диапазоне от 1 до 10000, где 10000 свидетельствует о полной монополизации рыночного сектора экономики одной фирмой. В идеале, в условиях рыночной конкуренции, значение индекса HHI должно быть приближено к нулю, поскольку в этом случае доля рынка будет разделена поровну между компаниями. Эксперты считают, что значение индекса менее 1000 свидетельствует о хорошей конкуренции. Если же его величина колеблется в диапазоне 1000-1800, на рынке имеет место быть умеренная концентрация. Значение индекса свыше 1800 указывает на высокую степень рыночной концентрации. Таким образом, в зависимости от числовой величины индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют следующие типы рынков:
В целом справедливо говорить о том, что представленная на рисунке 1 формула позволяет размежевать влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа компаний в отрасли и разделение рынка между ними. В том случае, если все фирмы контролируют одинаковые части рынка, показатель разброса будет равен нулю. Само значение индекса обратно пропорционально числу компаний, представленных на рынке. Однако, при условии наличия фиксированного количества производителей индекс HHI будет увеличиваться одновременно с увеличением разница между частями компаний в отрасли.
Пример расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана
Рассмотрим особенности расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана на конкретном примере. Предположим, что на рынке функционирует всего четыре компании. Каждая из них занимает определенную долю рынка:
Итого получаем: 40% + 30% + 15% + 15% = 100%.
Далее по формуле, представленной на рисунке 1, произведем расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана. В результате получим:
$40^2 + 30^2 + 15^2 + 15^2 = 1 600 + 900 + 225 + 225 = 2 950$.
Таким образом, данную отрасль можно смело относить к категории высоко концентрированных, поскольку общее число фирм в отрасли невелико.
Рассмотрим другой пример. Предположим, что на рынке функционирует 20 компаний. Из них 19 фирм имеют долю рынка в размере 2, 71%, а еще на одну компанию приходится 48,59% всего рынка. В этом случае значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составит 2500, что указывает на высокую степень концентрации рынка.
Если же одна компания из 20 имела бы долю рынка в размере 35,82%, а все прочие фирмы имели бы в распоряжении 3,38% рынка, то расчетное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составило бы 1500, что, в свою очередь, свидетельствует о достаточно уровне рыночной конкуренции.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана, пример расчета
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие конкуренции, ее виды
Конкуренция – это борьба между экономическими агентами за более выгодные условия функционирования и максимальный доход.
Конкуренция является естественным явлением рыночных отношений. Рыночная экономика строится на следующих принципах:
Свобода субъектов выражается в их праве выбирать, какой продукт производить, в каком виде и для какого покупателя. Каждый экономический агент самостоятельно распределяет собственный доход. Независимость субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов порождает конкурентную борьбу. В итоге, конкуренция приводит в движение рыночный механизм, позволяющий со временем установить равновесный объем предложения и спроса, а также справедливую цену на благо.
В экономической теории выделяют два вида конкуренции. Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель взаимодействия экономических агентов. Она характеризуется большим числом продавцов и покупателей, которые не могут воздействовать на рыночные цены. Каждый из участников имеет доступ к рыночной информации, то есть, имеет точное представление о действующем уровне цен. Для совершенной конкуренции не характерно наличие ценовой борьбы, так как она является неэффективной. Другой вид конкуренции – это несовершенная конкуренция. Она отражает реальное положение дел в рамках рыночных отношений. Основной ее характеристикой является асимметрия информации, то есть участники рынка не имеют полного представления о всех процессах и явлениях, которые на нем происходят. Экономические агенты могут воздействовать на рыночные цены, вести нечестную конкурентную борьбу. В некоторых формах несовершенная конкуренция приводит к формированию высоких барьеров входа на рынок для новых игроков, что приводит к провалам рынка и требует внешнего государственного вмешательства.
Готовые работы на аналогичную тему
Рынки несовершенной конкуренции
Асимметрия информации при несовершенной конкуренции становится причиной формирования трех основных видов рынков, каждый из которых обладает своими особенностями. Стоит отметить, что конкуренция чаще всего рассматривается со стороны продавца, хотя может складываться и между покупателями.
Три формы рыночных отношений, складывающихся в условиях несовершенной конкуренции:
Наиболее опасным для рыночной модели отношений является появление монополии. Монополист способен диктовать свои условия рынку, поднимая цены с учетом собственных интересов. Покупатели будут вынуждены подстраиваться под производимый им объем и выбранный уровень цен. Связано это с тем, что монополист создает благо, которое представляет собой выпуск всей отрасли. Таким образом, он определяет объем выпуска. В кривой спроса на рынке монополии не учитываются потребности покупателя, его доходы и предпочтения. Монополия может грозить снижением качества продукции и непомерным ростом цен. Именно для этого во многих странах существует антимонопольная служба, сдерживающая власть крупных монопольных компаний.
Возможность участников олигополии ступать в тайны сговор так же ограничивается законами страны. С середины прошлого века запрещено формирование картелей, то есть открытых объединений компаний, создающих схожие товары или услуги. Но на олигополистическом рынке, при его стремлении к равновесию, складывается ситуация, когда участники находятся в негласном сговоре. Каждый имеет свою долю рынка, а цены находятся примерно на одном уровне. Выгодным для покупателя в данном случае будет позиция, если на рынке олигополии существует лидер, определяющий ценовую политику отрасли.
Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей массового производства. Здесь каждый участник производственного процесса стремится монополизировать свою часть рынка. Экономические агенты вынуждены действовать в рамках тех цен, которые им диктует рынок. Они могут варьировать качество продукции, снижать издержки, применять маркетинговые стратегии для осуществления своих коммерческих целей.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Монопольный рынок представляет собой достаточно опасную для покупателя структуру. Игрокам такого рынка, а также контролирующим государственным структурам приходится наблюдать друг за другом, чтобы избежать последствий монопольной власти.
Монопольная власть выражается в диктовке одним игроком рынка объема выпуска продукции и уровня цен.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана был разработан в США для того, чтобы определять тенденции на монопольном рынке. Этот индекс позволяет изучить концентрацию рынка в монопольной среде.
Под концентрацией рынка понимается доля, которую занимает действующее предприятие. Точнее процентное соотношение доли рынка одного из участников по отношению к другим участникам.
Для расчета степени монопольной власти используется следующая формула:
Основой расчета выступает удельный вес продукции компании на рынке. То есть, чем больше удельный вес, тем больше влияние компании на объем выпуска и цены. Индекс может иметь значение в промежутке от нуля до единицы. Ноль характеризует рынок совершенной конкуренции, что может существовать лишь в теоретических расчетах. Чем выше значение индекса, тем выше концентрация участников рынка. Возведение в квадрат позволяет увидеть влияние компании в более крупных величинах.
Примером расчетам может быть следующий вариант. Можно взять две отрасли и пронумеровать в каждой из них действующие предприятия. Для каждого предприятия в рамках своей отрасли определяется удельный вес в процентах.
Если показатель Херфиндаля-Хиршмана будет более 1000, то рынок становится высоко концентрированным, а значит, на нем необходимо запретить слияния и поглощения. Если же показатель менее или равен пятидесяти, то объединение фирм возможно, так как это не повлияет на баланс сил.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана является рабочим только для монопольного рынка, где мало игроков. Расчет этого индекса для рынка монополистической конкуренции нецелесообразен, так как не дает четкого представления о деятельности каждого игрока из-за их большого количества.
Как правило, для расчетов берутся данные самых крупных игроков, затем используются данные менее значимых из них. Расчет индекса ведется до сотых процента.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 31 07 2021
Индекс Херфиндаля – Хиршмана
Основное преимущество индекса Херфиндаля по сравнению с такими показателями, как коэффициент концентрации, состоит в том, что он дает больший вес более крупным фирмам.
СОДЕРЖАНИЕ
Пример [ править ]
Например, мы рассматриваем два случая, когда шесть крупнейших фирм производят 90% товаров на рынке. В любом случае мы будем предполагать, что оставшиеся 10% продукции делятся между 10 производителями одинакового размера.
Такое поведение основывается на том факте, что перед суммированием доли рынка возводятся в квадрат, что придает дополнительный вес компаниям большего размера.
Индекс включает в себя взятие рыночной доли соответствующих рыночных конкурентов, возведение ее в квадрат и сложение их вместе (например, на рынке для X, компания A имеет 30%, B, C, D, E и F имеют по 10% каждый, а G через к Z имеют по 1%). Если итоговая цифра превышает определенный порог, то экономисты считают, что рынок имеет высокую концентрацию (например, концентрация рынка X составляет 0,142 или 14,2%). Этот порог считается равным 0,25 в США [1], в то время как ЕС предпочитает сосредотачиваться на уровне изменений, например, это беспокойство возникает в случае изменения 0,025, когда индекс уже показывает концентрацию 0,1. [4] Итак, возьмем пример, если на рынке X компания B (с долей рынка 10%) внезапно выкупила акции компании C (также с 10%), то этот новыйИз-за концентрации рынка индекс подскочит до 0,162. Здесь можно увидеть, что это не будет иметь отношения к закону о слияниях в США (ниже 0,18) или в ЕС (потому что нет изменений выше 0,25).
Формула [ править ]
Значение H ниже 0,01 (или 100) указывает на высококонкурентную отрасль.
Значение H ниже 0,15 (или 1500) указывает на неконцентрированную отрасль.
Значение H от 0,15 до 0,25 (или от 1500 до 2500) указывает на умеренную концентрацию.
Значение H выше 0,25 (выше 2,500) указывает на высокую концентрацию. [5]
Небольшой индекс указывает на конкурентоспособную отрасль без доминирующих игроков. Если все фирмы имеют равную долю, обратная величина индекса показывает количество фирм в отрасли. Когда фирмы имеют неравные доли, величина, обратная индексу, указывает на «эквивалентное» количество фирм в отрасли. Используя случай 2, мы обнаруживаем, что рыночная структура эквивалентна наличию 1,55521 фирм одинакового размера.
Также существует нормализованный индекс Херфиндаля. В то время как индекс Херфиндаля находится в диапазоне от 1 / N до единицы, нормализованный индекс Херфиндаля находится в диапазоне от 0 до 1. Он рассчитывается как:
H ∗ = ( H − 1 / N ) 1 − 1 / N <\displaystyle H^<*>=<\left(H-1/N\right) \over 1-1/N>> для N > 1 и H ∗ = 1 <\displaystyle H^<*>=1> для N = 1
Проблемы [ править ]
Однако полезность этой статистики для выявления образования монополии напрямую зависит от правильного определения конкретного рынка (которое в первую очередь зависит от понятия взаимозаменяемости).
Интуиция [ править ]
Появление в структуре рынка [ править ]
Индекс Херфиндаля – Хиршмана
Основное преимущество индекса Херфиндаля по сравнению с такими показателями, как коэффициент концентрации, состоит в том, что он дает больший вес более крупным фирмам. Другие преимущества индекса Херфиндаля включают в себя простой метод расчета и небольшой объем легко доступных данных, необходимых для расчета. [5]
Например, мы рассматриваем два случая, когда шесть крупнейших фирм производят 90% товаров на рынке. В любом случае мы будем предполагать, что оставшиеся 10% продукции делятся между 10 производителями одинакового размера.
Такое поведение основывается на том факте, что перед суммированием доли рынка возводятся в квадрат, что придает дополнительный вес компаниям большего размера.
Индекс включает в себя взятие рыночной доли соответствующих рыночных конкурентов, возведение ее в квадрат и сложение их вместе (например, на рынке для X, компания A имеет 30%, B, C, D, E и F имеют по 10% каждый, а G через к Z имеют по 1%). При расчете HHI уровень оценки HHI после слияния и общее увеличение оценки HHI учитываются при рассмотрении результата. Если итоговая цифра превышает определенный порог, то экономисты будут считать, что рынок имеет высокую концентрацию (например, концентрация рынка X составляет 0,142 или 14,2%). Этот порог считается равным 0,25 в США [1], в то время как ЕС предпочитает сосредотачиваться на уровне изменений, например, это беспокойство возникает в случае изменения 0,025, когда индекс уже показывает концентрацию 0,1. [6] Итак, возьмем пример, если на рынке X компания B (с долей рынка 10%) внезапно выкупила акции компании C (также с 10%), тогда эта новая концентрация рынка заставит индекс подскочить до 0,162. Здесь можно увидеть, что это не будет иметь отношения к закону о слияниях в США (ниже 0,18) или в ЕС (потому что нет изменений выше 0,25).
Значение H ниже 0,01 (или 100) указывает на высококонкурентную отрасль. Слияния и поглощения с увеличением на 100 пунктов или менее обычно не имеют антиконкурентного эффекта и не требуют дальнейшего анализа. [7]
Значение H ниже 0,15 (или 1500) указывает на неконцентрированную отрасль. Слияния и поглощения между 100 и 1500 точками вряд ли будут иметь антиконкурентный эффект и, скорее всего, не потребуют дальнейшего анализа. [8]
Значение H от 0,15 до 0,25 (или от 1500 до 2500) указывает на умеренную концентрацию. Слияния и поглощения, которые приводят к умеренной концентрации рынка в результате увеличения HHI, вызовут антиконкурентные опасения и потребуют дальнейшего анализа. [9]
Значение H выше 0,25 (выше 2,500) указывает на высокую концентрацию. [10] Слияния и поглощения с оценкой HHI 2500 или выше будут считаться антиконкурентными, и будет проведен углубленный анализ, если оценка значительно выше 2500, они будут считаться укрепляющими рыночную власть, и им может быть разрешено продвижение только при наличии серьезных доказательств показано, что слияние или поглощение не увеличит рыночную власть. [11]
Небольшой индекс указывает на конкурентоспособную отрасль без доминирующих игроков. Если все фирмы имеют равную долю, обратная величина индекса показывает количество фирм в отрасли. Когда фирмы имеют неравные доли, величина, обратная индексу, указывает на «эквивалентное» количество фирм в отрасли. Используя случай 2, мы обнаруживаем, что рыночная структура эквивалентна наличию 1,55521 фирм одинакового размера.
Также существует нормализованный индекс Херфиндаля. В то время как индекс Херфиндаля находится в диапазоне от 1 / N до единицы, нормализованный индекс Херфиндаля находится в диапазоне от 0 до 1. Он рассчитывается как:
Однако полезность этой статистики для выявления образования монополии напрямую зависит от правильного определения конкретного рынка (которое в первую очередь зависит от понятия взаимозаменяемости). Индекс не учитывает сложный характер тестируемого рынка. [12]
Появление в структуре рынка
Что отражает индекс херфиндаля хиршмана
Показатель, использующийся для оценки степени монополизации отрасли; назван в честь экономистов Орриса Херфиндаля и Альберта Хиршмана. В наукометрии используется для улучшения библиометрических показателей издания посредством увеличения цитирования: неформальное объединение журналов для активного перекрёстного взаимного цитирования.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является общим показателем рыночной концентрации, который используется для определения рыночной конкурентоспособности, часто до и после сделок слияний и поглощений.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) – это мера рыночной концентрации. Он рассчитывается путем квадратуры рыночной доли каждой фирмы, конкурирующей на рынке, а затем суммирования полученных чисел. Он может колебаться от близко к нулю до 10.000. Министерство юстиции США использует HHI для оценки потенциальных проблем слияний. HHI выражается так: HHI = s1^2 + s2^2 + s3^2 + …
Чем ближе рынок к монополии, тем выше рыночная концентрация (и тем меньше конкурентов). Если бы, например, в отрасли была бы только одна фирма, эта фирма имела бы 100% долю рынка, то индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) равнялся бы 10 000, что указывает на монополию. Если бы были тысячи конкурирующих фирм, каждая имела бы почти 0% доли рынка, а HHI был бы близок к нулю, что указывает на почти идеальную конкуренцию.
Министерство юстиции США считает, что рынок с HHI менее 1500 является конкурентным рынком, HHI от 1500 до 2500 – умеренно концентрированным рынком, а HHI от 2500 или более – высококонцентрированным рынком. Как правило, слияния, которые увеличивают HHI более чем на 200 пунктов на высококонцентрированных рынках, вызывают антимонопольные опасения, поскольку они, как предполагается, усиливают рыночное влияние в соответствии с разделом 5.3 руководящих принципов горизонтального слияния, совместно изданных департаментом и Федеральной торговой комиссией (ФТК).
Пример Расчета Индекса Херфиндаля-Хиршмана
HHI рассчитывается на основе рыночных долей каждой фирмы в отрасли, их квадратуры и суммирования результата:
HHI = s1^2 + s2^2 + s3^2 + … + sn^2 (где s – рыночная доля каждой фирмы, выраженная целым числом, а не десятичным).
Рассмотрим следующую гипотетическую отрасль с четырьмя фирмами:
Доля фирмы номер один на рынке = 40%
Доля рынка фирмы номер два = 30%
Доля рынка фирмы номер три = 15%
Доля рынка фирмы номер четыре = 15%
HHI рассчитывается так:
HHI = 40^2 + 30^2 + 15^2 + 15^2 = 1,600 + 900 + 225 + 225 = 2,950
Это считается высококонцентрированной отраслью, как и ожидалось, поскольку существует только четыре фирмы. Но количество фирм в отрасли не обязательно указывает на рыночную концентрацию, поэтому расчет HHI важен. Например, предположим, что в отрасли есть 20 фирм. У фирмы номер один доля рынка составляет 48,59%, а у каждой из 19 остальных фирм доля рынка составляет 2,71%. HHI будет ровно 2500, что указывает на высококонцентрированный рынок. Если бы у фирмы номер один была бы доля рынка в 35,82%, а у каждой из остальных фирм была бы доля рынка в 3,38%, HHI был бы равен 1,500, что указывало бы на конкурентный рынок.