Что отражает годовой план библиотеки
Планирование работы и деятельности библиотек
Планирование работы библиотеки и основанная на нём отчётность – это документы, которые задают, направляют и фиксируют главные показатели. Они определяют эффективность управления в организации, что, в свою очередь, влияет на бюджетирование, дотации и финансирование проектов коллектива.
Стратеги портала Arprime предлагают рассмотреть классы и структуру этой документации подробнее.
Виды документов деятельности библиотеки
Все планы должны быть увязаны в единую систему, которая определяет общие цели задач, сроки выполнения, последовательность работ, а также качество и количество мероприятий.
По времени выполнения различают:
По масштабам планы библиотек подразделяются на:
По направлениям деятельности они могут быть:
Перспективный, Стратегический и Годовой обычно создаются для всей организации. Для филиалов или отделов обязательны Квартальные, Ежемесячные, Индивидуальные и Тематические планы.
Отсутствие Перспективных и Стратегических документов считают недостатком системы планирования библиотечной работы. Бюрократическим атавизмом и переизбытком считается слишком большое разнообразие планов, которые дублируют друг друга. А также несогласованность заявленных объёмов работы с масштабом фондов и количеством рабочего времени. Например, слишком раздутые показатели по посещаемости, выдаче и массовым мероприятиям в районном филиале со скромным фондом и 4-часовым рабочим днём ставят такую организацию под подозрение в приписках и показухе.
Цель перспективного плана библиотеки – развитие и инновации. Он пишется на 5 лет. Документ намечает основные линии адаптации организации к требованиям времени, с учётом экономических, технологических и социальных прогнозов на ближайшее будущее. Он содержит:
Стратегический план: значение и структура
Он сходен с аналогичным документом в бизнесе и является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Это концепция развития библиотеки на время от 2 до 5 лет, которая включает в себя такие пункты:
Годовой план библиотеки
Задания библиотеки на год формируются двумя предыдущими глобальными разработками.
Годовое планирование библиотечной деятельности обязательно учитывает главные темы предстоящих 12-ти месяцев в стране в целом, и в населённом пункте в частности. Актуальные литературные, научные, художественные, социальные и другие события и даты календаря по плану, связанные со спецификой региона и самой библиотеки обязательно должны быть вплетены в мероприятия документа.
Обдумывая предстоящую деятельность, нужно проанализировать отчёты за предыдущие пару лет. Найдите то, что осталось не реализованным, учтите те новые формы, которые дали хорошие результаты и получили отклик у посетителей – сделайте на них акцент и введите в традиционную практику.
Годовой план библиотеки несёт 2 вида информации:
В ней отражаются предполагаемые количественные показатели:
И качественные показатели:
От качественных показателей во многом зависит финансирование библиотеки и её плана.
Структура годового универсального плана
Документ имеет минимум 8 разделов:
Дополнительно могут присутствовать разделы:
Квартальные планы для отделов и индивидуально-оперативные для сотрудников
Квартальную деятельность принято планировать в отделах по пунктам универсальной годовой разработки. В них идёт детализация действий и отмечаются ответственные за исполнение. Этот документ – основа для ежемесячных планов сотрудников отдела.
Оперативный план на день с детализацией обязанностей по исполнителям используют реже, только в крупных библиотеках, где большой штат и поток однообразных работ.
Планы работы городских и сельских филиалов составляются в соответствии с задачами, поставленными перед ними в сводных универсальных документах ЦБС, к которым они относятся.
Креативный пример презентации такого документа смотрите на видео:
Рекомендации по составлению плана
Рекомендации по составлению годового плана работы библиотеки
Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. Он определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на новый календарный год, и в нем определяются все показатели, которых должна достичь библиотека к концу года.
Примерная структура годового плана работы библиотеки
Приоритетным направлением деятельности библиотек остается работа по продвижению книги и чтения, приобщение пользователей к ценностям национальной и мировой культуры. Повышение интереса к чтению, его культурного престижа, расширение читательской аудитории – все это зависит от грамотно выстроенных Ваших действий на местах.
Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института в условиях формирования местного самоуправления.
Библиотеки муниципальных образований должны:
Примерная структура годового плана:
В этом разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых библиотека будет работать в текущем году. Выбранная по определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в течение года.
Объёмы плановых заданий должны соответствовать штатному обеспечению и отвечать допустимой нагрузке на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках».
Организация внестационарного обслуживания (книгоношество для инвалидов и престарелых людей, пункты выдачи литературы), развитие внутрисистемного обслуживания (ВСО) и межбиблиотечного абонемента (МБА), введение дополнительных сервисных услуг.
Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. Использование новых информационных технологий в работе библиотеки (мультимедийная продукция, электронные презентации и др.)
В этом разделе плана намечаются мероприятия по основным направлениям работы. К ним относятся:
Основные направления работы
Форма проведения и название мероприятия
Дата и место проведения
1. Работа в помощь формированию интереса к истории Отечества и краеведению:
— история и исторические ценности
2. Возрождение духовной культуры и воспитание пользователей на лучших народных традициях:
— милосердие (работа с социально незащищенными слоями общества)
— возрождение культуры традиций
— семья, женщины, дети
3. Экологическое просвещение населения. Основы здорового образа жизни
Планирование библиотечной деятельности
Центральная библиотека им.
муниципального учреждения культуры
«Централизованная библиотечная система города Ярославля»
Планирование библиотечной деятельности
, главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной библиотеки им. МУК ЦБС города Ярославля
Ответственный за выпуск:
, заведующая организационно-методическим отделом Центральной библиотеки им. МУК ЦБС города Ярославля
Планирование – важное средство, с помощью которого обеспечивается единое направление усилий всех структурных подразделений библиотеки, всего персонала для достижения стоящих перед ним целей и решения актуальных задач. Оно направлено на обеспечение наиболее рационального использования материальных и человеческих ресурсов. Можно сказать, что план служит для оптимального соотношения времени, труда, затрат и качества для достижения целей и решения задач, стоящих перед библиотекой. План должен служить для подъема уровня работы, внедрения инноваций и новых форм и методов обслуживания в целях наиболее полного удовлетворения запросов и интересов населения на документные ресурсы.
План работы любой библиотеки определяет:
· цели, задачи и основные направления деятельности;
· тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;
· объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;
· ресурсы библиотеки: финансовые, материально-технические, кадровые и временные.
Основными задачами планирования являются:
· Выявление общественных информационных потребностей населения.
· Определение направлений дальнейшего развития и совершенствования деятельности библиотеки.
· Обеспечение пропорциональности и планомерности деятельности на всех технологических участках, сбалансированности темпов и объемов работ.
· Повышение эффективности и качества работы библиотеки по удовлетворению запросов и интересов граждан.
От того, насколько профессионально грамотно и качественно составлен план работы, во многом будет зависеть эффективность и продуктивность всей дальнейшей деятельности библиотеки. Хорошо составленный план является залогом позитивных изменений в библиотеке в процессе его реализации.
Содержанием планирования является определение объемов и видов работ по улучшению фондовых ресурсов, информированию о них потребителей библиотечно-информационных услуг, совершенствованию форм и методов обслуживания пользователей, автоматизации библиотечных процессов, подготовке кадров, инновационной деятельности и продвижению библиотеки на рынке информации и социальных услуг.
Главная цель данных рекомендаций – помощь заведующим библиотеками-филиалами и структурными подразделениями в разработке годового плана, который обеспечивал бы развитие библиотеки и квалифицированное, качественное обслуживание населения библиотечно-информационными услугами в течение календарного года.
Методические рекомендации по разработке годового плана
Годовой план – основной и обязательный документ для всех библиотек. На первом этапе подготовки, за 2-3 месяца (октябрь-ноябрь) до начала нового года, проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, изменения в деятельности библиотеки в текущем году, намечаются предложения в план наступающего года.
В годовой план включаются лишь основные, главные направления деятельности библиотеки, являющиеся общими для всех подразделений
или требующие координации и кооперирования их деятельности. В годовом плане обязательно должен предусматриваться резерв временных, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.
Основные разделы годового плана:
Цифровые показатели работы. Работа с фондами и справочно-поисковым аппаратом. Информационно-библиографическая деятельность. Культурно-просветительская деятельность (выделяются традиционные постоянные направления и специфические для данного планируемого года направления работы). Рекламно-имиджевая деятельность. Автоматизация библиотечных процессов. Работа с персоналом.
Данный вид планирования – годовое планирование – не предполагает постановку глобальных целей (миссия) или целей, которые имеются в виду при стратегическом (долгосрочном) планировании. В годовом плане ставятся цели, достижимые в данном временном отрезке – ГОД.
Чтобы библиотека работала успешно, уже на стадии планирования необходимо ясно ответить на 6 вопросов: Зачем? Что? Как? Кто? Когда? Какой ожидается результат?
Ответ на эти вопросы позволит точно и четко обозначить цели и избежать такой распространенной ошибки как несоответствие предлагаемых мероприятий поставленным целям и задачам.
Цели и задачи мероприятия
Название или тематика мероприятия
В предложенной схеме плана каждая поставленная цель (гр.2) реализуется соответствующим мероприятием (гр. 3,4). Содержание графы 2 отвечает на вопрос «зачем?», графы 3 и 4 – на вопрос «что?», графа 5 – на вопрос «кто, какими силами?», графа 6 обозначает целевую аудиторию, что особенно важно при планировании работ в разделе 4 «Культурно-просветительская деятельность». Графа 7 – ответ на вопрос «когда?», а ожидаемые результаты излагаются в графе 8. Содержание графы 8 имеет важное значение, потому что фиксирует органическую связь целей и результатов. Основная задача цели – вдохновлять, поэтому любая цель должна быть промежуточной, не заводить в тупик, а способствовать непрерывному развитию и росту. Иными словами говоря, чаще всего нельзя ставить очередную цель, не добившись запланированных результатов предыдущей цели.
Например, в работе с фондами не удалось достичь поставленной цели (выявить «активную» и «пассивную» часть документного фонда читального
зала) и получить желаемый результат (улучшение качества документного фонда читального зала путем перераспределения «пассивной» части фонда читального зала на абонемент и в другие структурные подразделения ЦБС). В этом случае постановка следующей цели, а именно: повышение качественного состава фонда читального зала и доведение его обращаемости до 1 – невозможна.
Как показал анализ годовых планов структурных подразделений предыдущих лет, постановка целей и планирование ожидаемых результатов – наиболее трудный момент планирования. Облегчить этот этап работы поможет знание основных критериев целеполагания.
— значимость (зачем необходимо выполнить эту работу),
— достижимость (ставить достижимые в данной ситуации, на данном этапе цели, учитывая знания, опыт, временной ресурс персонала и другие особенности ситуации),
— измеримость (без измерителей трудно оценить результаты проделанной работы. В зависимости от планируемых процессов, в качестве измерителей можно использовать %, частоту происходящего, имеющиеся стандарты, средние показатели, пользовательские отзывы и другие единицы, характеризующие данные виды работ).
— конкретность (ясно и лаконично изложить, чего вы хотите добиться в результате достижения цели),
— соотносимость (реализация каждой цели имеет дату начала и конца, когда получен конкретный ожидаемый результат).
Примеры формулировки отдельных целей и задач:
содействие повышению уровня правовых знаний путем активного использования справочных правовых систем (увеличить обращение к СПС на 50%).
- Содействие воспитанию культуры общения. Увеличение интерактивных диалоговых форм обслуживания пользователей.Приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы путем качественного улучшения фондов и активного использования выставочных форм работы.Обеспечение свободного самостоятельного доступа пользователей к информационным ресурсам мира.Повышение комфортности библиотечной среды путемрасширения ассортимента форм, методов и технологий библиотечной практикина основе внедрения информационных технологий, формирование положительного имиджа библиотеки.
Формы и методы работы.
Определение ассортимента библиотечных услуг, оптимизация форм и методов практической деятельности для достижения поставленных целей требуют высокого профессионализма библиотечных специалистов, их готовности к поиску и отбору нового и наиболее востребованного. Сегодня на первый план выходят активные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Примером могут служить встречи с интересной книгой (автором, лучшим читателем), вечера размышления, вопросов и ответов, дискуссии, игры (литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные), игры – путешествия, игры – доказательства, игры – квесты, творческие, конкурсы литературные, на самого усидчивого читателя периодики, круизы литературно – экологические, историко – краеведческие, репортажи и интервью экологические, актуальные, фантазии литературные, поэтические, музыкальные, часы вопросов и ответов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, практических рекомендаций, спора о…, откровенного разговора о…, полезного совета и другие диалоговые формы работы.
Наибольший эффект в работе с пользователями достигается при проведении не единичных мероприятий, а комплексов (недели, декады, месячники, акции) и циклов, объединенных общей идеей, темой. В такой цикл можно включать мероприятия самых разных форм, добиваясь наибольшей активности пользователей, включая их в диалог с другими участниками и ведущими. Например, к омплекс мероприятий, целью которого является популяризация библиотеки, привлечение новых пользователей, объединение друзей библиотеки, общение любителей книги можно назвать «Неделя библиотеки». В программу Недели могут входить: День читателя, День автора, бенефис читателя «Четверть века рядом с книгой», праздник книги, книжный аукцион, презентация, читательская конференция, конкурсы знатоков, литературные игры и викторины, книжные выставки, в том числе с привлечением собраний из личных библиотек и многое другое.
Например, включите цикл выставок-просмотров «Читающая Россия»:
· «Представляя будущее, читайте о прошлом: историческая книга»
· «Это нужно для учебы»
· «Бестселлеры на все времена»
· «Читают все! С книгой на диване…»
· «Как наладить отношения с другими людьми»
· «Как быть здоровым во всех отношениях»
В течение всего периода работы выставки-просмотра проводятся различные, в том числе и интерактивные, мероприятия, так или иначе связанные с содержанием выставки.
Комплексным мероприятием является и День открытых дверей в библиотеке, который лучше всего приурочить к началу учебного года. Проведение таких Дней с пособствует росту престижа библиотеки, завоеванию благожелательного отношения заинтересованных групп населения. Программа Дня открытых дверей охватывает широкий спектр библиотечных услуг. Она может представлять следующие тематические блоки:
— «Для Вас открыты наши двери и сердца» – приветственное слово заведующей библиотекой, выступление старейших сотрудников и самых активных пользователей из числа волонтеров.
— «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» – блиц – экскурсия по учреждению, презентации и знакомство с выставками.
— «О новом, интересном – в журналах и газетах» – экспресс – обзор, знакомство с репертуаром периодических изданий, поступающих в фонд библиотеки.
— «Мастер-класс – для Вас» – демонстрация поисковых возможностей справочно-библиографического аппарата, Интернета.
Определенной гарантией востребованности книги, чтения и других библиотечных услуг является обратная связь библиотеки с пользователями. Учету мнений читателей о деятельности библиотеки могут помочь различные формы работы. Например, «Уголок библиотечных новостей», где размещается информация о знаменательных датах календаря, последних новинках периодики, поздравления читателям библиотеки, вежливые пожелания должникам, благодарности активным дарителям и участникам библиотечных мероприятий и акций в поддержку библиотеки, объявления о самих акциях, в том числе о проведении «Дней возвращенной литературы», которые должны проводиться во всех библиотеках. Обратная связь может быть организована и в форме «Банка читательских идей», когда, в красиво и аккуратно собранную коробочку с надписью, читатели бросают свои пожелания о том, что они хотели бы видеть в библиотеке, с какими выставками и обзорами познакомиться, о каких новинках услышать, советы об оформлении библиотечных помещений и другие отзывы. «Тетрадь читательских отзывов» или картотека «Прочитал сам – поделись с другими», где читатели пишут свои замечания о прочитанном, рекомендуют интересное для чтения другим, или советуют не читать, объясняя почему – все это поможет библиотеке соответствовать читательским ожиданиям. Различных форм и методов обратной связи с читателями много, в их числе и анкетирование, и опрос – это наиболее затратные формы работы по установлению обратной связи. Главное – правильно и вовремя использовать полученные результаты обратной связи с пользователями для качественного улучшения библиотечной деятельности.
Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы читателей, библиотекари создают новые, нетрадиционные, инновационные формы работы, что и является свидетельством их возросшего профессионализма.
При работе над годовым планом следует помнить, что ни один план не может быть осуществлен в точности так, как было задумано. Меняющиеся внешние условия, наличие или отсутствие дополнительных финансовых ресурсов, несоответствие полученных результатов ожидаемым и другие факторы требуют от библиотеки осуществления текущего мониторинга и корректировки плана. В «ЦБС города Ярославля», кроме годового, принято помесячное планирование деятельности, с помощью которого может осуществляться корректировка годового плана.
Проектная деятельность библиотеки.
Комплексы и циклы мероприятий могут объединяться в целевые программы и проекты.
Программа и проект – в чем разница? Целевая программа всегда носит стратегический характер, конкретизирует деятельность библиотеки по реализации одной из основных стратегических задач, определяет основных партнеров и направления осуществления планируемых работ до установления способов решения стратегической задачи. Программа может включать несколько проектов.
Проект – более конкретная деятельность, предполагающая не только наличие идеи, но и обязательный конечный продукт – итог реализации проекта. Проект детализирует способы и формы решения тактической задачи, определяет способы реализации одного из вариантов решения
стратегической задачи, фиксирует особенности технологического выполнения всех необходимых операций.
При программно-целевом и проектном методе планирования необходимо учитывать следующее:
— потребности населения зоны обслуживания библиотеки и города в целом, ведь проект должен затрагивать не только внутри библиотечную среду, а касаться внешней социальной сферы и быть направленным на совершенствование качества жизни определенных категорий населения;
— ориентироваться на социально-значимые цели;
— опираться на взаимодействие специалистов разных отраслей;
— обеспечивать оперативный отклик на актуальные проблемы библиотечно-информационного обслуживания и региона в целом.
В цикл проектных работ включается несколько обязательных этапов:
— формирование идеи проекта, его основных целей и задач;
— реализация проекта (управление ходом проектных работ, контроль и регулирование работ по проекту);
— завершение проекта (анализ эффективности, оформление отчетной документации).
На первом этапе формулируется идея проекта. Она всегда отражает проблему, которую необходимо решить. Дается обоснование, почему решение данной проблемы – приоритетная задача библиотеки. Это означает, что уже из самого названия проекта должно быть максимально понятно, что он собою представляет, то есть в самом названии проекта необходимо обозначить его суть. Например, «Книга как учебник жизни: социокультурная реабилитация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию» или «Быть равными: создание информационной школы по работе на персональном компьютере для людей «третьего возраста».
На данном этапе полезно вспомнить о таком понятии как символический ресурс. Символическим ресурсом могут быть «гении места»: писатели и литературные деятели, исторические и литературные события, связанные с данной местностью, их юбилеи, отмечаемые во всероссийском или местном масштабе, памятные места, музеи, даже названия той или иной местности, территориальной единицы. Примеров использования подобного символического ресурса библиотеками Ярославля в своей проектной деятельности немало: «Создание культурно-досугового центра, посвященного основателю библиотеки ярославскому купцу и его потомкам Книппер-Чеховым» (библиотека-филиал №12 им. ); «Библиотека имени – центр семейного чтения и общения» (библиотека-филиал №13 имени );
«Наше наследие»: создание библиотеки-музея историко-культурного наследия Дзержинского района», «Мы имени » (библиотека-филиал №15 им. ) и другие.
Определившись с идеей, начинаем думать о цели проекта, которая должна быть связана с решением поставленной проблемы и всегда отражает ожидаемый результат. Ожидаемый результат всегда должен иметь какой-то социальный эффект, то есть отвечать на вопросы «кто выиграет в результате достижения цели?», «как достижение цели изменит существующую ситуацию?» и соответствовать всем критериям цели (см. 5 стр.). В формулировке цели лучше употреблять существительные в именительном падеже: улучшение, развитие, помощь, поддержка и т. д. Например, «развитие информационных услуг для социально незащищенных групп населения», «обучение основам компьютерной грамотности лиц «третьего возраста». Не следует указывать цели, которых невозможно достичь и измерить. Например, «воспитание патриотизма путем привлечения молодежи к чтению».
На основе поставленной цели определяются задачи проекта, которые также должны быть конкретными и поддающимися измерению. Задачи проекта должны отвечать на вопрос «как их решение будет приближать достижение поставленных целей?». При формулировке задач уместно употреблять глагольные формы: создать, улучшить, изменить и пр. Нельзя ставить перед собой задачи, которые нет возможности решить.
На этапе «разработка проекта» формируется перечень мероприятий с планом-графиком, с конкретными сроками проведения и ответственными исполнителями предполагаемых работ, то есть четко расписывается, кто, что и когда делает. Каждое планируемое мероприятие должно иметь
ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение. Например, если запланировано обучение пользователей интернет-технологиям, то оно должно базироваться на соответствующей материально-технической базе (наличие достаточного числа персональных компьютеров, выход в интернет) и наличии соответствующего кадрового ресурса. Нет смысла затевать проект, планировать то или иное мероприятие, если нет уверенности в наличии для его реализации ресурсов (материально-технических, информационных, кадровых, временных).
На этапе «реализация проекта» основное внимание уделяется контролю его реализации на всех этапах. Основные моменты, на которых следует сосредоточиться, контролируя процесс реализации:
— персональная ответственность руководителя проекта, его умение гибко реагировать на возможные незапланированные изменения и риски;
— качество выполнения ответственными исполнителями обязанностей, возложенных на них проектом;
— параллельное выполнение ответственными исполнителями своих должностных обязанностей, а не только возложенных проектом;
— организация эффективной обратной связи с партнерами по проекту, контроль исполнения взятых ими на себя обязательств по проекту;
— мониторинг возможных факторов риска, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта.
Последний этап «завершение» включает в себя:
— анализ проделанной работы, оценка результатов и составление отчета;
— демонстрация проекта всем заинтересованным структурам.
Анализ результатов, кроме достижения целей и задач проекта, должен учитывать следующее:
— завершение проекта в установленные сроки,
— соблюдение требований к качеству результата,
— небольшой объем коррективов в ходе реализации проекта,
— сохранение качества текущей работы библиотеки, то есть работа над проектом не выбила из колеи всю текущую работу библиотеки,
— сохранение корпоративного духа, производственной культуры и ценностей библиотеки.
В проектную документацию библиотеки следует включать следующие разделы:
1. Содержание и актуальность проблемы или инновационной идеи, обоснование необходимости ее решения в рамках проекта.
2. Резюме руководителя проекта (обоснование причин, требующих выработки проекта, краткое описание содержания проекта, его роли в выполнении стратегических целей библиотеки, краткая характеристика возможных шансов и угроз, планируемых результатов).
3. Цели и задачи проекта.
4. Характеристика мероприятий, направленных на реализацию целей и задач проекта с оперативно-календарным планом и графиком работ.
6. Организация управления проектом и контроль над ходом его реализации, координация и регулирование выполнения заданий, достижения целей и задач проекта.
7. Экспертное заключение (заключение специалистов различных сфер и оценка ими социальной значимости и экономической обоснованности проекта).
8. Приложения (любая информация, характеризующая библиотеку и подтверждающая готовность к реализации проекта: публикации в прессе, копии документов, свидетельствующих о возможностях библиотеки, рекомендации и письма поддержки и прочее).
В разработке проекта библиотечному специалисту поможет Матрица разработки проекта (Приложение).
Типичные ошибки при разработке и реализации проекта:
— разработка проекта часто носит стихийный характер без учета миссии библиотеки, ее стратегических целей и задач;
— проект разрабатывается без учета ресурсного потенциала библиотек;
— многие проекты содержат самые общие характеристики идеи, не включают перечень необходимых мероприятий, ресурсных затрат, фамилий и характеристик специалистов, ответственных за выполнение намеченных работ, четкого круга их обязанностей в проекте;
— недостаточно четко прописано партнерское взаимодействие в проекте;
— неточности в сроках реализации проекта, отсутствие промежуточных сроков контроля реализации;
— отсутствие контроля результативности и эффективности выполнения проекта.
Огромную роль в проектной деятельности библиотеки играет проектная группа, участвующая как в выработке проекта, так и в его реализации. Деятельность такой проектной группы будет эффективной, если:
— четко поставлены цели и задачи проекта;
— участники действуют как единая команда;
— имеющихся ресурсов достаточно для достижения поставленных целей;
— каждый участник проектной группы отвечает не только за свой вклад, но и за результат деятельности по проекту в целом.
Проектная деятельность является одной из характеристик инновационной деятельности библиотек, хотя часто не осознается как средство развития библиотеки, а связывается только с решением текущих задач, поиском дополнительных источников финансирования. Между тем, проектную деятельность правильнее рассматривать как средство повышения деловой репутации библиотеки, освоения новых направлений работы, изменения социально-культурной ситуации в зоне обслуживания библиотеки, районе или городе в целом.
Развитие проектной деятельности требует освоения уже имеющегося опыта проектного планирования в ЦБС города Ярославля и других библиотек Ярославля и Ярославской области, России, ближнего и дальнего зарубежья.
на тему «Проектная деятельность библиотек»
Анишина, навстречу: реализуем социальные проекты//Библиотечное дело.- 2010.- №19.-С.30-32.
Байбородина, деятельность библиотеки МОУ СОШ №25 г. Северодвинска//Школьная библиотека.-2010.-№ 3/4.-С. 48-51.
Боева, Л. Проектное развитие//Библиополе.-2010.-№3.-С.37-40.
Боева, Л. Слова высокие целебны//Библиотека.-2008.-№5.-С.10-13.
Володина, читать классику//Новая библиотека.-2008.-№4.-С.41-45.
Ворочева, И. Волонтеры спешат на помощь: [из опыта работы по написанию социальных проектов]//Библиотека.-2008.-№7.-С.68-69.
Жадько, развитие библиотек. – М.: Елена, 2000. – 96 с.
Збаровская, деятельность библиотек//Библиотека.-2005.-№4.-С.79-82.
Коровина, И. «Число счастливых возросло»: национальная программа поддержки и развития чтения: [о проекте «Время читать»]//Библиополе.-2008.-№3.-С.66-67.
Мухина, Т. Готовим проектную заявку: шпаргалка для начинающих//Библиотека в школе.-2010.-№10.-С.23-28.
Никепелова, Н. А. Из глубины веков//Библиотечное дело.-2009.-№8.-С.34-35.
Опехтина, проектирование в воспитании: макет книжной выставки//Библиотека в школе.-2008.-№11.-С.17-19.
Рязанцева, успеха проектной деятельности//Справочник руководителя учреждения культуры.-2009.-№4.-С.46-59.
Суслова, деятельность библиотек: науч.-практ. пособие. – М.:Фаир-Пресс, 2005.-174 с.: ил.
Чургель, А. На чём покоится земля: [проект по толерантности]//Библиотечное дело.-2008.-№8.-С.8-10.
Ширко, К. Интернет-проект «Томское краеведение»//Библиотечное дело.-2008.-№ 2.-С.29.
Штыхван, В. Манящая энергетика проекта: от привычного к неожиданному: [о проектной деятельности библиотек]//Библиотечное дело.-2008.-№2.-С.32-33.
Аналитика социокультурной ситуации (структура и проблемы проектирования)/
Инновационная деятельность библиотек в формате проектной работы: теоретические основы и практические реалии библиотек Хабаровского края/, Суберляк, Н.В.
Копилка №4. Проектная деятельность библиотеки./Ирина Огнева
Основы социокультурного проектирования/,
Программно-проектная деятельность молодых специалистов библиотек/Татьяна Сергеевна Макаренко.
Проектные идеи в действии/.
Развитие проектной деятельности библиотек в современных условиях: методологический подход/
создания проекта (программы)
1. Выбор темы и выдвижение идеи проекта. Формирование команды единомышленников для работы над проектом
Обсуждение возможной темы и выбор назначения (идеи) проекта путем анализа конкретной ситуации с учетом общественных тенденций и актуальности событий. Выдвижение руководителя проекта и подбор специалистов, желающих работать над данным проектом.
2. Формирование стратегии проекта.
2.1.Формулирование концептуального обоснования проекта.
2.2. Формулирование названия проекта.
2.3.Формулирование целей и задач проекта
2.4. Определение календаря реализации проекта
— идеи проекта (для чего нужен данный проект?),
— целевых групп (кому нужно воплощение идеи?),
— возможных партнеров по реализации проекта (кто еще заинтересован в реализации данной идеи?),
— целей проекта (чего можно добиться в результате реализации проекта?),
— ожидаемых результатов (эффект, в том числе социальный от реализации данного проекта),
— сроков реализации проекта
3. Тактика реализации проекта.
3.1. Заполнение таблицы:
Обсуждение технологических циклов, операций и их последовательности, сроков реализации отдельных циклов и операций, ожидаемых результатов при реализации каждого цикла или операции, возможных рисков, определение трудовых (исполнителей и соисполнителей) и финансовых ресурсов
4. Контроль реализации проекта
Мониторинг выполнения сроков и получения ожидаемых результатов. Сбор копий финансовой документации для контроля освоения средств и формирования отчета грантодателю.
5. Перспективы дальнейшего развития проекта
Обсуждение возможностей использования результатов реализации проекта для развития других направлений деятельности библиотеки и ее партнеров по проекту, а также возможностей дальнейшего саморазвития проекта.
При оформлении проекта (программы) важно помнить:
Организационно-методический отдел МУК ЦБС города Ярославля желает персоналу библиотек успехов в разработке проектов (программ).