Что отражает годовой план библиотеки

Планирование работы и деятельности библиотек

Планирование работы библиотеки и основанная на нём отчётность – это документы, которые задают, направляют и фиксируют главные показатели. Они определяют эффективность управления в организации, что, в свою очередь, влияет на бюджетирование, дотации и финансирование проектов коллектива.

Стратеги портала Arprime предлагают рассмотреть классы и структуру этой документации подробнее.

Что отражает годовой план библиотеки

Виды документов деятельности библиотеки

Все планы должны быть увязаны в единую систему, которая определяет общие цели задач, сроки выполнения, последовательность работ, а также качество и количество мероприятий.

По времени выполнения различают:

По масштабам планы библиотек подразделяются на:

По направлениям деятельности они могут быть:

Перспективный, Стратегический и Годовой обычно создаются для всей организации. Для филиалов или отделов обязательны Квартальные, Ежемесячные, Индивидуальные и Тематические планы.

Отсутствие Перспективных и Стратегических документов считают недостатком системы планирования библиотечной работы. Бюрократическим атавизмом и переизбытком считается слишком большое разнообразие планов, которые дублируют друг друга. А также несогласованность заявленных объёмов работы с масштабом фондов и количеством рабочего времени. Например, слишком раздутые показатели по посещаемости, выдаче и массовым мероприятиям в районном филиале со скромным фондом и 4-часовым рабочим днём ставят такую организацию под подозрение в приписках и показухе.

Цель перспективного плана библиотеки – развитие и инновации. Он пишется на 5 лет. Документ намечает основные линии адаптации организации к требованиям времени, с учётом экономических, технологических и социальных прогнозов на ближайшее будущее. Он содержит:

Стратегический план: значение и структура

Он сходен с аналогичным документом в бизнесе и является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Это концепция развития библиотеки на время от 2 до 5 лет, которая включает в себя такие пункты:

Годовой план библиотеки

Задания библиотеки на год формируются двумя предыдущими глобальными разработками.

Годовое планирование библиотечной деятельности обязательно учитывает главные темы предстоящих 12-ти месяцев в стране в целом, и в населённом пункте в частности. Актуальные литературные, научные, художественные, социальные и другие события и даты календаря по плану, связанные со спецификой региона и самой библиотеки обязательно должны быть вплетены в мероприятия документа.

Обдумывая предстоящую деятельность, нужно проанализировать отчёты за предыдущие пару лет. Найдите то, что осталось не реализованным, учтите те новые формы, которые дали хорошие результаты и получили отклик у посетителей – сделайте на них акцент и введите в традиционную практику.

Годовой план библиотеки несёт 2 вида информации:

В ней отражаются предполагаемые количественные показатели:

И качественные показатели:

От качественных показателей во многом зависит финансирование библиотеки и её плана.

Структура годового универсального плана

Документ имеет минимум 8 разделов:

Дополнительно могут присутствовать разделы:

Квартальные планы для отделов и индивидуально-оперативные для сотрудников

Квартальную деятельность принято планировать в отделах по пунктам универсальной годовой разработки. В них идёт детализация действий и отмечаются ответственные за исполнение. Этот документ – основа для ежемесячных планов сотрудников отдела.

Оперативный план на день с детализацией обязанностей по исполнителям используют реже, только в крупных библиотеках, где большой штат и поток однообразных работ.

Планы работы городских и сельских филиалов составляются в соответствии с задачами, поставленными перед ними в сводных универсальных документах ЦБС, к которым они относятся.

Креативный пример презентации такого документа смотрите на видео:

Источник

Рекомендации по составлению плана

Рекомендации по составлению годового плана работы библиотеки

Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. Он определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на новый календарный год, и в нем определяются все показатели, которых должна достичь библиотека к концу года.

Примерная структура годового плана работы библиотеки

Приоритетным направлением деятельности библиотек остается работа по продвижению книги и чтения, приобщение пользователей к ценностям национальной и мировой культуры. Повышение интереса к чтению, его культурного престижа, расширение читательской аудитории – все это зависит от грамотно выстроенных Ваших действий на местах.

Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института в условиях формирования местного самоуправления.

Библиотеки муниципальных образований должны:

Примерная структура годового плана:

В этом разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых библиотека будет работать в текущем году. Выбранная по определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в течение года.

Объёмы плановых заданий должны соответствовать штатному обеспечению и отвечать допустимой нагрузке на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках».

Организация внестационарного обслуживания (книгоношество для инвалидов и престарелых людей, пункты выдачи литературы), развитие внутрисистемного обслуживания (ВСО) и межбиблиотечного абонемента (МБА), введение дополнительных сервисных услуг.

Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. Использование новых информационных технологий в работе библиотеки (мультимедийная продукция, электронные презентации и др.)

В этом разделе плана намечаются мероприятия по основным направлениям работы. К ним относятся:

Основные направления работы

Форма проведения и название мероприятия

Дата и место проведения

1. Работа в помощь формированию интереса к истории Отечества и краеведению:

— история и исторические ценности

2. Возрождение духовной культуры и воспитание пользователей на лучших народных традициях:

— милосердие (работа с социально незащищенными слоями общества)

— возрождение культуры традиций

— семья, женщины, дети

3. Экологическое просвещение населения. Основы здорового образа жизни

Источник

Планирование библиотечной деятельности

Что отражает годовой план библиотеки

Центральная библиотека им.

муниципального учреждения культуры

«Централизованная библиотечная система города Ярославля»

Планирование библиотечной деятельности

, главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной библиотеки им. МУК ЦБС города Ярославля

Ответственный за выпуск:

, заведующая организационно-методическим отделом Центральной библиотеки им. МУК ЦБС города Ярославля

Планирование – важное средство, с помощью которого обеспечивается единое направление усилий всех структурных подразделений библиотеки, всего персонала для достижения стоящих перед ним целей и решения актуальных задач. Оно направлено на обеспечение наиболее рационального использования материальных и человеческих ресурсов. Можно сказать, что план служит для оптимального соотношения времени, труда, затрат и качества для достижения целей и решения задач, стоящих перед библиотекой. План должен служить для подъема уровня работы, внедрения инноваций и новых форм и методов обслуживания в целях наиболее полного удовлетворения запросов и интересов населения на документные ресурсы.

План работы любой библиотеки определяет:

· цели, задачи и основные направления деятельности;

· тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;

· объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;

· ресурсы библиотеки: финансовые, материально-технические, кадровые и временные.

Основными задачами планирования являются:

· Выявление общественных информационных потребностей населения.

· Определение направлений дальнейшего развития и совершенствования деятельности библиотеки.

· Обеспечение пропорциональности и планомерности деятельности на всех технологических участках, сбалансированности темпов и объемов работ.

· Повышение эффективности и качества работы библиотеки по удовлетворению запросов и интересов граждан.

От того, насколько профессионально грамотно и качественно составлен план работы, во многом будет зависеть эффективность и продуктивность всей дальнейшей деятельности библиотеки. Хорошо составленный план является залогом позитивных изменений в библиотеке в процессе его реализации.

Содержанием планирования является определение объемов и видов работ по улучшению фондовых ресурсов, информированию о них потребителей библиотечно-информационных услуг, совершенствованию форм и методов обслуживания пользователей, автоматизации библиотечных процессов, подготовке кадров, инновационной деятельности и продвижению библиотеки на рынке информации и социальных услуг.

Главная цель данных рекомендаций – помощь заведующим библиотеками-филиалами и структурными подразделениями в разработке годового плана, который обеспечивал бы развитие библиотеки и квалифицированное, качественное обслуживание населения библиотечно-информационными услугами в течение календарного года.

Методические рекомендации по разработке годового плана

Годовой план – основной и обязательный документ для всех библиотек. На первом этапе подготовки, за 2-3 месяца (октябрь-ноябрь) до начала нового года, проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, изменения в деятельности библиотеки в текущем году, намечаются предложения в план наступающего года.

В годовой план включаются лишь основные, главные направления деятельности библиотеки, являющиеся общими для всех подразделений

или требующие координации и кооперирования их деятельности. В годовом плане обязательно должен предусматриваться резерв временных, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.

Основные разделы годового плана:

Цифровые показатели работы. Работа с фондами и справочно-поисковым аппаратом. Информационно-библиографическая деятельность. Культурно-просветительская деятельность (выделяются традиционные постоянные направления и специфические для данного планируемого года направления работы). Рекламно-имиджевая деятельность. Автоматизация библиотечных процессов. Работа с персоналом.

Данный вид планирования – годовое планирование – не предполагает постановку глобальных целей (миссия) или целей, которые имеются в виду при стратегическом (долгосрочном) планировании. В годовом плане ставятся цели, достижимые в данном временном отрезке – ГОД.

Чтобы библиотека работала успешно, уже на стадии планирования необходимо ясно ответить на 6 вопросов: Зачем? Что? Как? Кто? Когда? Какой ожидается результат?

Ответ на эти вопросы позволит точно и четко обозначить цели и избежать такой распространенной ошибки как несоответствие предлагаемых мероприятий поставленным целям и задачам.

Цели и задачи мероприятия

Название или тематика мероприятия

В предложенной схеме плана каждая поставленная цель (гр.2) реализуется соответствующим мероприятием (гр. 3,4). Содержание графы 2 отвечает на вопрос «зачем?», графы 3 и 4 – на вопрос «что?», графа 5 – на вопрос «кто, какими силами?», графа 6 обозначает целевую аудиторию, что особенно важно при планировании работ в разделе 4 «Культурно-просветительская деятельность». Графа 7 – ответ на вопрос «когда?», а ожидаемые результаты излагаются в графе 8. Содержание графы 8 имеет важное значение, потому что фиксирует органическую связь целей и результатов. Основная задача цели – вдохновлять, поэтому любая цель должна быть промежуточной, не заводить в тупик, а способствовать непрерывному развитию и росту. Иными словами говоря, чаще всего нельзя ставить очередную цель, не добившись запланированных результатов предыдущей цели.

Например, в работе с фондами не удалось достичь поставленной цели (выявить «активную» и «пассивную» часть документного фонда читального

зала) и получить желаемый результат (улучшение качества документного фонда читального зала путем перераспределения «пассивной» части фонда читального зала на абонемент и в другие структурные подразделения ЦБС). В этом случае постановка следующей цели, а именно: повышение качественного состава фонда читального зала и доведение его обращаемости до 1 – невозможна.

Как показал анализ годовых планов структурных подразделений предыдущих лет, постановка целей и планирование ожидаемых результатов – наиболее трудный момент планирования. Облегчить этот этап работы поможет знание основных критериев целеполагания.

— значимость (зачем необходимо выполнить эту работу),

— достижимость (ставить достижимые в данной ситуации, на данном этапе цели, учитывая знания, опыт, временной ресурс персонала и другие особенности ситуации),

— измеримость (без измерителей трудно оценить результаты проделанной работы. В зависимости от планируемых процессов, в качестве измерителей можно использовать %, частоту происходящего, имеющиеся стандарты, средние показатели, пользовательские отзывы и другие единицы, характеризующие данные виды работ).

— конкретность (ясно и лаконично изложить, чего вы хотите добиться в результате достижения цели),

— соотносимость (реализация каждой цели имеет дату начала и конца, когда получен конкретный ожидаемый результат).

Примеры формулировки отдельных целей и задач:

содействие повышению уровня правовых знаний путем активного использования справочных правовых систем (увеличить обращение к СПС на 50%).

    Содействие воспитанию культуры общения. Увеличение интерактивных диалоговых форм обслуживания пользователей.Приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы путем качественного улучшения фондов и активного использования выставочных форм работы.Обеспечение свободного самостоятельного доступа пользователей к информационным ресурсам мира.Повышение комфортности библиотечной среды путемрасширения ассортимента форм, методов и технологий библиотечной практикина основе внедрения информационных технологий, формирование положительного имиджа библиотеки.

Формы и методы работы.

Определение ассортимента библиотечных услуг, оптимизация форм и методов практической деятельности для достижения поставленных целей требуют высокого профессионализма библиотечных специалистов, их готовности к поиску и отбору нового и наиболее востребованного. Сегодня на первый план выходят активные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Примером могут служить встречи с интересной книгой (автором, лучшим читателем), вечера размышления, вопросов и ответов, дискуссии, игры (литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные), игры – путешествия, игры – доказательства, игры – квесты, творческие, конкурсы литературные, на самого усидчивого читателя периодики, круизы литературно – экологические, историко – краеведческие, репортажи и интервью экологические, актуальные, фантазии литературные, поэтические, музыкальные, часы вопросов и ответов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, практических рекомендаций, спора о…, откровенного разговора о…, полезного совета и другие диалоговые формы работы.

Наибольший эффект в работе с пользователями достигается при проведении не единичных мероприятий, а комплексов (недели, декады, месячники, акции) и циклов, объединенных общей идеей, темой. В такой цикл можно включать мероприятия самых разных форм, добиваясь наибольшей активности пользователей, включая их в диалог с другими участниками и ведущими. Например, к омплекс мероприятий, целью которого является популяризация библиотеки, привлечение новых пользователей, объединение друзей библиотеки, общение любителей книги можно назвать «Неделя библиотеки». В программу Недели могут входить: День читателя, День автора, бенефис читателя «Четверть века рядом с книгой», праздник книги, книжный аукцион, презентация, читательская конференция, конкурсы знатоков, литературные игры и викторины, книжные выставки, в том числе с привлечением собраний из личных библиотек и многое другое.

Например, включите цикл выставок-просмотров «Читающая Россия»:

· «Представляя будущее, читайте о прошлом: историческая книга»

· «Это нужно для учебы»

· «Бестселлеры на все времена»

· «Читают все! С книгой на диване…»

· «Как наладить отношения с другими людьми»

· «Как быть здоровым во всех отношениях»

В течение всего периода работы выставки-просмотра проводятся различные, в том числе и интерактивные, мероприятия, так или иначе связанные с содержанием выставки.

Комплексным мероприятием является и День открытых дверей в библиотеке, который лучше всего приурочить к началу учебного года. Проведение таких Дней с пособствует росту престижа библиотеки, завоеванию благожелательного отношения заинтересованных групп населения. Программа Дня открытых дверей охватывает широкий спектр библиотечных услуг. Она может представлять следующие тематические блоки:

«Для Вас открыты наши двери и сердца» – приветственное слово заведующей библиотекой, выступление старейших сотрудников и самых активных пользователей из числа волонтеров.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» – блиц – экскурсия по учреждению, презентации и знакомство с выставками.

«О новом, интересном – в журналах и газетах» – экспресс – обзор, знакомство с репертуаром периодических изданий, поступающих в фонд библиотеки.

«Мастер-класс – для Вас» – демонстрация поисковых возможностей справочно-библиографического аппарата, Интернета.

Определенной гарантией востребованности книги, чтения и других библиотечных услуг является обратная связь библиотеки с пользователями. Учету мнений читателей о деятельности библиотеки могут помочь различные формы работы. Например, «Уголок библиотечных новостей», где размещается информация о знаменательных датах календаря, последних новинках периодики, поздравления читателям библиотеки, вежливые пожелания должникам, благодарности активным дарителям и участникам библиотечных мероприятий и акций в поддержку библиотеки, объявления о самих акциях, в том числе о проведении «Дней возвращенной литературы», которые должны проводиться во всех библиотеках. Обратная связь может быть организована и в форме «Банка читательских идей», когда, в красиво и аккуратно собранную коробочку с надписью, читатели бросают свои пожелания о том, что они хотели бы видеть в библиотеке, с какими выставками и обзорами познакомиться, о каких новинках услышать, советы об оформлении библиотечных помещений и другие отзывы. «Тетрадь читательских отзывов» или картотека «Прочитал сам – поделись с другими», где читатели пишут свои замечания о прочитанном, рекомендуют интересное для чтения другим, или советуют не читать, объясняя почему – все это поможет библиотеке соответствовать читательским ожиданиям. Различных форм и методов обратной связи с читателями много, в их числе и анкетирование, и опрос – это наиболее затратные формы работы по установлению обратной связи. Главное – правильно и вовремя использовать полученные результаты обратной связи с пользователями для качественного улучшения библиотечной деятельности.

Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы читателей, библиотекари создают новые, нетрадиционные, инновационные формы работы, что и является свидетельством их возросшего профессионализма.

При работе над годовым планом следует помнить, что ни один план не может быть осуществлен в точности так, как было задумано. Меняющиеся внешние условия, наличие или отсутствие дополнительных финансовых ресурсов, несоответствие полученных результатов ожидаемым и другие факторы требуют от библиотеки осуществления текущего мониторинга и корректировки плана. В «ЦБС города Ярославля», кроме годового, принято помесячное планирование деятельности, с помощью которого может осуществляться корректировка годового плана.

Проектная деятельность библиотеки.

Комплексы и циклы мероприятий могут объединяться в целевые программы и проекты.

Программа и проект – в чем разница? Целевая программа всегда носит стратегический характер, конкретизирует деятельность библиотеки по реализации одной из основных стратегических задач, определяет основных партнеров и направления осуществления планируемых работ до установления способов решения стратегической задачи. Программа может включать несколько проектов.

Проект – более конкретная деятельность, предполагающая не только наличие идеи, но и обязательный конечный продукт – итог реализации проекта. Проект детализирует способы и формы решения тактической задачи, определяет способы реализации одного из вариантов решения

стратегической задачи, фиксирует особенности технологического выполнения всех необходимых операций.

При программно-целевом и проектном методе планирования необходимо учитывать следующее:

— потребности населения зоны обслуживания библиотеки и города в целом, ведь проект должен затрагивать не только внутри библиотечную среду, а касаться внешней социальной сферы и быть направленным на совершенствование качества жизни определенных категорий населения;

— ориентироваться на социально-значимые цели;

— опираться на взаимодействие специалистов разных отраслей;

— обеспечивать оперативный отклик на актуальные проблемы библиотечно-информационного обслуживания и региона в целом.

В цикл проектных работ включается несколько обязательных этапов:

— формирование идеи проекта, его основных целей и задач;

— реализация проекта (управление ходом проектных работ, контроль и регулирование работ по проекту);

— завершение проекта (анализ эффективности, оформление отчетной документации).

На первом этапе формулируется идея проекта. Она всегда отражает проблему, которую необходимо решить. Дается обоснование, почему решение данной проблемы – приоритетная задача библиотеки. Это означает, что уже из самого названия проекта должно быть максимально понятно, что он собою представляет, то есть в самом названии проекта необходимо обозначить его суть. Например, «Книга как учебник жизни: социокультурная реабилитация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию» или «Быть равными: создание информационной школы по работе на персональном компьютере для людей «третьего возраста».

На данном этапе полезно вспомнить о таком понятии как символический ресурс. Символическим ресурсом могут быть «гении места»: писатели и литературные деятели, исторические и литературные события, связанные с данной местностью, их юбилеи, отмечаемые во всероссийском или местном масштабе, памятные места, музеи, даже названия той или иной местности, территориальной единицы. Примеров использования подобного символического ресурса библиотеками Ярославля в своей проектной деятельности немало: «Создание культурно-досугового центра, посвященного основателю библиотеки ярославскому купцу и его потомкам Книппер-Чеховым» (библиотека-филиал №12 им. ); «Библиотека имени – центр семейного чтения и общения» (библиотека-филиал №13 имени );

«Наше наследие»: создание библиотеки-музея историко-культурного наследия Дзержинского района», «Мы имени » (библиотека-филиал №15 им. ) и другие.

Определившись с идеей, начинаем думать о цели проекта, которая должна быть связана с решением поставленной проблемы и всегда отражает ожидаемый результат. Ожидаемый результат всегда должен иметь какой-то социальный эффект, то есть отвечать на вопросы «кто выиграет в результате достижения цели?», «как достижение цели изменит существующую ситуацию?» и соответствовать всем критериям цели (см. 5 стр.). В формулировке цели лучше употреблять существительные в именительном падеже: улучшение, развитие, помощь, поддержка и т. д. Например, «развитие информационных услуг для социально незащищенных групп населения», «обучение основам компьютерной грамотности лиц «третьего возраста». Не следует указывать цели, которых невозможно достичь и измерить. Например, «воспитание патриотизма путем привлечения молодежи к чтению».

На основе поставленной цели определяются задачи проекта, которые также должны быть конкретными и поддающимися измерению. Задачи проекта должны отвечать на вопрос «как их решение будет приближать достижение поставленных целей?». При формулировке задач уместно употреблять глагольные формы: создать, улучшить, изменить и пр. Нельзя ставить перед собой задачи, которые нет возможности решить.

На этапе «разработка проекта» формируется перечень мероприятий с планом-графиком, с конкретными сроками проведения и ответственными исполнителями предполагаемых работ, то есть четко расписывается, кто, что и когда делает. Каждое планируемое мероприятие должно иметь

ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение. Например, если запланировано обучение пользователей интернет-технологиям, то оно должно базироваться на соответствующей материально-технической базе (наличие достаточного числа персональных компьютеров, выход в интернет) и наличии соответствующего кадрового ресурса. Нет смысла затевать проект, планировать то или иное мероприятие, если нет уверенности в наличии для его реализации ресурсов (материально-технических, информационных, кадровых, временных).

На этапе «реализация проекта» основное внимание уделяется контролю его реализации на всех этапах. Основные моменты, на которых следует сосредоточиться, контролируя процесс реализации:

— персональная ответственность руководителя проекта, его умение гибко реагировать на возможные незапланированные изменения и риски;

— качество выполнения ответственными исполнителями обязанностей, возложенных на них проектом;

— параллельное выполнение ответственными исполнителями своих должностных обязанностей, а не только возложенных проектом;

— организация эффективной обратной связи с партнерами по проекту, контроль исполнения взятых ими на себя обязательств по проекту;

— мониторинг возможных факторов риска, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта.

Последний этап «завершение» включает в себя:

— анализ проделанной работы, оценка результатов и составление отчета;

— демонстрация проекта всем заинтересованным структурам.

Анализ результатов, кроме достижения целей и задач проекта, должен учитывать следующее:

— завершение проекта в установленные сроки,

— соблюдение требований к качеству результата,

— небольшой объем коррективов в ходе реализации проекта,

— сохранение качества текущей работы библиотеки, то есть работа над проектом не выбила из колеи всю текущую работу библиотеки,

— сохранение корпоративного духа, производственной культуры и ценностей библиотеки.

В проектную документацию библиотеки следует включать следующие разделы:

1. Содержание и актуальность проблемы или инновационной идеи, обоснование необходимости ее решения в рамках проекта.

2. Резюме руководителя проекта (обоснование причин, требующих выработки проекта, краткое описание содержания проекта, его роли в выполнении стратегических целей библиотеки, краткая характеристика возможных шансов и угроз, планируемых результатов).

3. Цели и задачи проекта.

4. Характеристика мероприятий, направленных на реализацию целей и задач проекта с оперативно-календарным планом и графиком работ.

6. Организация управления проектом и контроль над ходом его реализации, координация и регулирование выполнения заданий, достижения целей и задач проекта.

7. Экспертное заключение (заключение специалистов различных сфер и оценка ими социальной значимости и экономической обоснованности проекта).

8. Приложения (любая информация, характеризующая библиотеку и подтверждающая готовность к реализации проекта: публикации в прессе, копии документов, свидетельствующих о возможностях библиотеки, рекомендации и письма поддержки и прочее).

В разработке проекта библиотечному специалисту поможет Матрица разработки проекта (Приложение).

Типичные ошибки при разработке и реализации проекта:

— разработка проекта часто носит стихийный характер без учета миссии библиотеки, ее стратегических целей и задач;

— проект разрабатывается без учета ресурсного потенциала библиотек;

— многие проекты содержат самые общие характеристики идеи, не включают перечень необходимых мероприятий, ресурсных затрат, фамилий и характеристик специалистов, ответственных за выполнение намеченных работ, четкого круга их обязанностей в проекте;

— недостаточно четко прописано партнерское взаимодействие в проекте;

— неточности в сроках реализации проекта, отсутствие промежуточных сроков контроля реализации;

— отсутствие контроля результативности и эффективности выполнения проекта.

Огромную роль в проектной деятельности библиотеки играет проектная группа, участвующая как в выработке проекта, так и в его реализации. Деятельность такой проектной группы будет эффективной, если:

— четко поставлены цели и задачи проекта;

— участники действуют как единая команда;

— имеющихся ресурсов достаточно для достижения поставленных целей;

— каждый участник проектной группы отвечает не только за свой вклад, но и за результат деятельности по проекту в целом.

Проектная деятельность является одной из характеристик инновационной деятельности библиотек, хотя часто не осознается как средство развития библиотеки, а связывается только с решением текущих задач, поиском дополнительных источников финансирования. Между тем, проектную деятельность правильнее рассматривать как средство повышения деловой репутации библиотеки, освоения новых направлений работы, изменения социально-культурной ситуации в зоне обслуживания библиотеки, районе или городе в целом.

Развитие проектной деятельности требует освоения уже имеющегося опыта проектного планирования в ЦБС города Ярославля и других библиотек Ярославля и Ярославской области, России, ближнего и дальнего зарубежья.

на тему «Проектная деятельность библиотек»

Анишина, навстречу: реализуем социальные проекты//Библиотечное дело.- 2010.- №19.-С.30-32.

Байбородина, деятельность библиотеки МОУ СОШ №25 г. Северодвинска//Школьная библиотека.-2010.-№ 3/4.-С. 48-51.

Боева, Л. Проектное развитие//Библиополе.-2010.-№3.-С.37-40.

Боева, Л. Слова высокие целебны//Библиотека.-2008.-№5.-С.10-13.

Володина, читать классику//Новая библиотека.-2008.-№4.-С.41-45.

Ворочева, И. Волонтеры спешат на помощь: [из опыта работы по написанию социальных проектов]//Библиотека.-2008.-№7.-С.68-69.

Жадько, развитие библиотек. – М.: Елена, 2000. – 96 с.

Збаровская, деятельность библиотек//Библиотека.-2005.-№4.-С.79-82.

Коровина, И. «Число счастливых возросло»: национальная программа поддержки и развития чтения: [о проекте «Время читать»]//Библиополе.-2008.-№3.-С.66-67.

Мухина, Т. Готовим проектную заявку: шпаргалка для начинающих//Библиотека в школе.-2010.-№10.-С.23-28.

Никепелова, Н. А. Из глубины веков//Библиотечное дело.-2009.-№8.-С.34-35.

Опехтина, проектирование в воспитании: макет книжной выставки//Библиотека в школе.-2008.-№11.-С.17-19.

Рязанцева, успеха проектной деятельности//Справочник руководителя учреждения культуры.-2009.-№4.-С.46-59.

Суслова, деятельность библиотек: науч.-практ. пособие. – М.:Фаир-Пресс, 2005.-174 с.: ил.

Чургель, А. На чём покоится земля: [проект по толерантности]//Библиотечное дело.-2008.-№8.-С.8-10.

Ширко, К. Интернет-проект «Томское краеведение»//Библиотечное дело.-2008.-№ 2.-С.29.

Штыхван, В. Манящая энергетика проекта: от привычного к неожиданному: [о проектной деятельности библиотек]//Библиотечное дело.-2008.-№2.-С.32-33.

Аналитика социокультурной ситуации (структура и проблемы проектирования)/

Инновационная деятельность библиотек в формате проектной работы: теоретические основы и практические реалии библиотек Хабаровского края/, Суберляк, Н.В.

Копилка №4. Проектная деятельность библиотеки./Ирина Огнева

Основы социокультурного проектирования/,

Программно-проектная деятельность молодых специалистов библиотек/Татьяна Сергеевна Макаренко.

Проектные идеи в действии/.

Развитие проектной деятельности библиотек в современных условиях: методологический подход/

создания проекта (программы)

1. Выбор темы и выдвижение идеи проекта. Формирование команды единомышленников для работы над проектом

Обсуждение возможной темы и выбор назначения (идеи) проекта путем анализа конкретной ситуации с учетом общественных тенденций и актуальности событий. Выдвижение руководителя проекта и подбор специалистов, желающих работать над данным проектом.

2. Формирование стратегии проекта.

2.1.Формулирование концептуального обоснования проекта.

2.2. Формулирование названия проекта.

2.3.Формулирование целей и задач проекта

2.4. Определение календаря реализации проекта

— идеи проекта (для чего нужен данный проект?),

— целевых групп (кому нужно воплощение идеи?),

— возможных партнеров по реализации проекта (кто еще заинтересован в реализации данной идеи?),

— целей проекта (чего можно добиться в результате реализации проекта?),

— ожидаемых результатов (эффект, в том числе социальный от реализации данного проекта),

— сроков реализации проекта

3. Тактика реализации проекта.

3.1. Заполнение таблицы:

Обсуждение технологических циклов, операций и их последовательности, сроков реализации отдельных циклов и операций, ожидаемых результатов при реализации каждого цикла или операции, возможных рисков, определение трудовых (исполнителей и соисполнителей) и финансовых ресурсов

4. Контроль реализации проекта

Мониторинг выполнения сроков и получения ожидаемых результатов. Сбор копий финансовой документации для контроля освоения средств и формирования отчета грантодателю.

5. Перспективы дальнейшего развития проекта

Обсуждение возможностей использования результатов реализации проекта для развития других направлений деятельности библиотеки и ее партнеров по проекту, а также возможностей дальнейшего саморазвития проекта.

При оформлении проекта (программы) важно помнить:

Организационно-методический отдел МУК ЦБС города Ярославля желает персоналу библиотек успехов в разработке проектов (программ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *