Что отрабатывается во время учебных тревог на судне
Организация проведения учений судового экипажа
Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном – по борьбе с пожаром. Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.
При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.
Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под непосредственным руководством старшего помощника капитана и общим руководством капитана судна. Для проведения учения объявляется учебная тревога.
План учения составляет старший помощник капитана на основании задания, полученного от капитана, с привлечением других лиц командного состава. План предусматривает отрабатываемые на учении эпизоды, характер и размеры условных повреждений. Планируется последовательность событий учения, намечается имитация повреждений с тем, чтобы создать обстановку, максимально приближенную к действительной, но ни в коем случае не приводить к фактическим повреждениям техники или несчастным случаям с людьми.
Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы существовала действительная аварийная ситуация. После каждого учения должен проводиться его всесторонний разбор, руководитель учений дает оценку действиям участников, отмечает положительные результаты и недостатки. Учения по борьбе с пожаром. Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать (рис. 7.2):
– прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
– пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
– проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;
– проверку соответствующего оборудования связи;
– проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
– проверку необходимых мер и устройств для последующего оставления судна.
Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.
Учения по оставлению судна. Каждое учение по оставлению судна должно включать:
– вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги, после которого по системе громкоговорящей связи или по другой системе связи передается сообщение об учении, обеспечение их ознакомления с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
– прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам (рис.7.3);
– проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;
– проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;
– приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки;
– пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
– поиск и спасание манекенов, блокированных в каютах;
– инструкцию по использованию радиооборудования для спасательных средств.
Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна (рис. 7.4).
Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.
Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до непосредственного их использования.
Регистрация. После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.
Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.
Обучение и подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в изучении теоретического материала и требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна.
Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну (рис. 7.1).
Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа включает следующие пункты:
Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.
На втором этапе производится отработка требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна. На этом этапе отрабатывается также организация связи и взаимодействия ГКП с аварийными партиями, группами и ходовыми вахтами, организация использования спасательных средств при оставлении судна.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна производится на основе месячных планов, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим механиком. Планы утверждаются капитаном.
Формами подготовки экипажа являются теоретические и практические занятия, частные и общесудовые учения.
Теоретическая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:
Практические занятия проводятся непосредственно у мест расположения соответствующего судового оборудования.
Частные учения проводятся для отработки взаимодействия и слаженности работы членов экипажа на судовом посту и между судовыми постами, закрепления навыков в использовании аварийных средств и материалов. Учения проводятся командирами аварийных партий, групп и постов.
Руководитель учения обеспечивает подмену участников учения, занятых на вахте или судовых работах. В ходе частного учения руководитель добивается четких и правильных действий в соответствии с поставленной целью; после окончания учения проводится его разбор.
Организация проведения учений судового экипажа
Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном – по борьбе с пожаром.
Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.
При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.
Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под непосредственным руководством старшего помощника капитана и общим руководством капитана судна. Для проведения учения объявляется учебная тревога.
План учения составляет старший помощник капитана на основании задания, полученного от капитана, с привлечением других лиц командного состава. План предусматривает отрабатываемые на учении эпизоды, характер и размеры условных повреждений. Планируется последовательность событий учения, намечается имитация повреждений с тем, чтобы создать обстановку, максимально приближенную к действительной, но ни в коем случае не приводить к фактическим повреждениям техники или несчастным случаям с людьми.
Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы существовала действительная аварийная ситуация. После каждого учения должен проводиться его всесторонний разбор, руководитель учений дает оценку действиям участников, отмечает положительные результаты и недостатки.
Учения по борьбе с пожаром. Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать (рис. 7.2):
Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.
Учения по оставлению судна. Каждое учение по оставлению судна должно включать:
Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.
Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.
Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до непосредственного их использования.
После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.
Литература
Учебная пожарная тревога
Данные требования сводятся к следующему:
1. Судовые учения по борьбе с пожаром должны проводиться не реже одного раза в месяц.
2. Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы действительно на судне был пожар.
3. Учения должны планироваться и проводиться с таким расчетом, чтобы периодически проигрывать сценарий тушения пожаров в разных помещениях судна и в различных условия.
4. Каждое учение должно планироваться и для него должен составляться конкретный сценарий.
5. Во время каждого учения по борьбе с пожаром, кроме всего прочего обязательно должны выполняться:
— прибытие членов экипажа к местам сбора и их подготовка к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
— пуск пожарного насоса с подачей воды как минимум к двум подсоединенным к пожарной магистрали пожарным рукавам с подсоединенными стволами и проверка фактического напора в открытом пожарном стволе;
— проверка снаряжения пожарного, включаю индивидуальные дыхательные аппараты и другое личное спасательное снаряжение;
— проверка средств связи;
— проверка работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
— проверка необходимых мер и устройств, которые могут быть задействованы для последующего оставления судна.
6. После завершения учебной тревоги по борьбе с пожаром, все противопожарное оборудование, используемое вовремя учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к немедленному использованию, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные вовремя учений, должны быть устранены как можно быстрее.
7. После этого проводится разбор учебной тревоги, на котором рассматриваются действия всех участников и обращается внимание, как на то, что было сделано правильно, так и на недостатки. Всем желающим предоставляется право высказать свое мнение.
8. После этого делается запись в судовой журнал о проведенной тревоге.
9. Кроме записи в судовой журнал, как правило, необходимо заполнить форму о проведении учебной пожарной тревоги, так называемый Drill Report.
Кроме того во время проведения учебных тревог по борьбе с пожарами необходимо также проверять следующее:
— Запускать аварийный пожарный насос при разных вариантах посадки судна, чтобы удостовериться, что при любой осадке судна носом, насос способен подать требуемое количество воды в пожарную магистраль. На некоторых судах в балласте или при минимальном количестве балласта аварийный пожарный насос не в состоянии сразу подать воду в систему. Это необходимо знать и учитывать, особенно при предъявлении работоспособности насоса классификационному обществу и инспектору портового контроля.
— Запас воздуха в воздушных баллонах дыхательных аппаратов до начала работы в них должен обеспечить безопасную работу в них в течение не менее 30 минут.
— Во время проведения учебных тревог по тушению пожара опасных грузов, необходимо осуществлять их тушение в строго соответствии с процедурами, указанными в Аварийных карточках, содержащихся в Дополнении к Кодексу ММОГ (TheEmSGuide. Emergency Response Procedures for Ships Carrying Dangerous Goods. SupplementtotheIMDGCode). Необходимо иметь в виду, что некоторые опасные груз, при попадании на них забортной воды легко воспламеняются, а некоторые взрываются.
— Следует периодически проводить тренировки по приведению в действие систем объёмного пожаротушения для тушения пожара в машинном отделении и других помещениях судна, которые оборудованы ими.
— Проводить тренировки по приведению в действие быстрозапорных клапанов на топливных системах главного двигателя, вспомогательных дизель-генераторов и котлов.
— Проводить регулярные тренировки по запуску аварийного дизель-генератора, чтобы каждый член экипажа умел самостоятельно выполнить его запуск.
— Проводить регулярные тренировки по приведению в действие различных видов переносных пожарных огнетушителей и пенных аппликаторов.
— Проводить регулярные тренировки со всеми видами пожарных средств, которые указаны в судовым Наставлении по подготовке персонала к борьбе с пожаром. (FireSafetyTrainingManual), которое должно быть на каждом судне в соответствие с требованием Конвенции СОЛАС, Глава II, Правило 2/15.2.3.
Действие пжарного расчета в защитных костюмах и дыхательных аппарата.
Проверка напора в пожарном рукаве со стволом.
Тренировка по применению переносного порошкового огнетушителя.
Тренировка по применению пенного аппликатора.
Тренировка по тушению пожара в контейнерах на палубе.
Общие требования
Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться в комплексе с технической учебой и морской подготовкой по СУБ компании(судна).
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна проводится непрерывно в соответствии с годовым и месячным планами по технической учебе и морской подготовке, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим (главным) механиком и утверждаются капитаном судна.
Цель обучения — достижение профессиональной подготовки и натренированности экипажа, обеспечение должной организации, слаженности, а также точности и быстроты действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложной аварийной обстановке.
Основой обучения экипажа методам борьбы за живучесть судна является практическая отработка приемов по эффективному использованию имеющихся на судне средств борьбы с водой, пожаром, дымом, газом, паром в приближенных к аварийным условиям.
Сроки проведения занятий, тренировок и учений устанавливаются в зависимости от уровня натренированности экипажа.
Контроль и учет выполнения планируемых мероприятий по подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна возлагаются на старшего помощника капитана.
Занятия, тренировки и частные учения с экипажем по борьбе за живучесть судна проводятся командным составом по подчиненности, а также командирами аварийных партий (групп) со своими партиями (группами) под руководством старшего помощника капитана и старшего механика.
Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению взрывопожаробезопасности и к борьбе с пожаром являются изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций завода-строителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов, выполнение предупредительных мероприятий по предотвращению возникновения взрывов и пожаров, отработка практических навыков по:
Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению водонепроницаемости корпуса судна и к борьбе за непотопляемость являются:
Основными формами подготовки экипажа к использованию судовых спасательных средств и спасению человека, упавшего за борт, являются:
Основными элементами подготовки экипажа к борьбе за живучесть технических средств являются:
Методика подготовки экипажа
Основными методами подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна являются:
Практические занятия с командным и рядовым составом производятся с целью:
Занятия проводятся согласно методике по заранее составленному плану и начинаются с объяснения темы и учебной цели, показа изучаемого объекта и его действия. Объяснение должно быть кратким, последовательным, конкретным, доходчивым. Для практического освоения темы рекомендуется каждому обучаемому произвести действия по управлению объектом под наблюдением руководителя занятий.
В конце занятия необходимо дать оценку подготовки слушателей (обучаемых) к занятию и усвоению темы.
Тренировки проводятся с командным и рядовым составом с целью закрепления полученных на практических занятиях знаний и практического усвоения каждым членом экипажа обязанностей по тревогам и по обслуживанию систем, устройств и механизмов и т.д.
На тренировках должны отрабатываться следующие вопросы:
В ходе тренировки каждое неверное действие должно быть исправлено руководителем. Тренировка заканчивается коротким разбором.
Частные учения проводятся в составе аварийных партий, групп, партии охраны порядка и безопасности, ПМП, ПСО. На частных учениях должны отрабатываться следующие вопросы:
Частные учения проводятся командирами аварийных партий (групп), командиром партии охраны порядка и безопасности и командиром ПСО по планам, утвержденным старшим помощником капитана и старшим механиком.
Частные учения могут проводиться как по общесудовой тревоге, так и без объявления ее.
В конце учения руководитель проводит разбор.
Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под руководством капитана судна.
Планы общесудовых учений разрабатываются старшим помощником капитана с участием старшего (главного) механика, старшего электромеханика и помощника капитана по пожарной части (при наличии его в штате) и утверждаются капитаном судна.
План общесудового учения включает таблицу с перечнем вводных и ожидаемым по ним действиям, схемы «повреждений», средства имитаций, замечания по проведенному учению и итоговую оценку капитана судна.
В зависимости от уровня подготовки экипажа общесудовое учение может проводиться в простых или сложных условиях (темное время суток, задымление помещений, штормовая погода, выход из строя судовой громкоговорящей связи и т.д.).
При проведении общесудовых учений в море и в отечественном порту рекомендуется применять средства имитации («Очаг пожара», «Звук — вспышка», «Вспышка», нейтральный дым дымовых шашек). При применении средств имитации должны быть предусмотрены меры предосторожности и безопасности, исключающие возможность возникновения фактической аварийной обстановки, гибели или увечья людей.
Применение в качестве имитационных средств задымления и взрывов на танкерах (газовозах) может быть допущено только на дегазированном судне.
О проведении учений с использованием средств имитации в российском порту должен быть поставлен в известность капитан порта.
Вводные на общесудовом учении даются с помощью «секреток» или «открытки и инструктажа», являющихся способом доведения вводной до исполнителя.
Например, по плану общесудового учения необходимо отработать действия экипажа при выходе из строя рулевого управления. В этом случае «секретка » будет выглядеть следующим образом: «Судовому №5 — «Секретка» — наблюдаете «картушка репитера гирокомпаса вращается вправо (влево), на перекладку руля не реагирует». Судовой №5 по этой «секретке» обязан доложить вахтенному помощнику капитана: «Рулевое устройство вышло из строя». «Секретка» вручается в конверте, на котором указывается оперативное время вскрытия конверта и действие данной вводной.
Та же вводная с помощью «открытки и инструктажа» будет выглядеть так: «Электромеханику: в оперативное время 14.30 снять питание с колонки управления рулем на ГРЩ. Инструктаж: находиться на ГРЩ и по команде с ГКП включить питание на колонку управления рулем».
Если в ходе учения возникает действительная авария (пожар или несчастный случай с людьми), то все донесения, доклады и приказания должны предваряться словом «фактически».
Все распоряжения на учениях должны отдаваться в приказной форме: кратко, четко и понятно; отдавший приказ должен потребовать повторения приказания: «Повторите!», что исключает недопонимания.
На общесудовое учение могут привлекаться посредники и имитаторы. В задачу посредника входит вручение «секреток» в указанное время и наблюдение за действиями экипажа судна в определенном районе действий (аварийной партии, группы и т.д.).
В задачу имитатора входит проведение имитации, указанной в «открытке и инструктаже», в заданное время. Перед проведением общесудового учения старший помощник капитана обязан провести инструктаж с посредниками и имитаторами по их действиям с вручением им «секреток» и «открыток и инструктажей».
При проведении общесудового учения необходимо руководствоваться разработанным планом учения, а также Папкой руководящих документов по борьбе за живучесть судна.
После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав обязан в ходе учения внимательно наблюдать за действиями экипажа. Проведение таких разборов является обязательным, так как от их полноты и качества зависит приобретение необходимых знаний и практических навыков экипажами судов. Порядок разбора:
Результаты разбора записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). Разбор может производиться как со всем экипажем, так и раздельно с рядовым и командным составом.
О проведении учений (особенно о спуске на воду спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром — также в пожарно-контрольном формуляре.
Вахтенный помощник капитана фиксирует в судовом журнале действия в процессе учений.
Если учение, предусмотренное план-календарем, не было проведено, необходимо записать в судовом журнале объяснение причин.
Общесудовые учения по своему назначению подразделяются на показательные, подготовительные и зачетные.
Показательные учения проводятся с целью обучения и демонстрации правильных действий экипажа судна.
Подготовительные учения проводятся с целью дать практику экипажу в подготовке к зачетному учению.
Зачетные учения проводятся с целью проверки подготовки экипажа судна к борьбе за живучесть судна и спасению людей.
Первичные мероприятия по борьбе за живучесть являются основой подготовки экипажа, на которой в дальнейшем строятся борьба за живучесть судна и спасение экипажа и пассажиров, и имеют целью обучить и дать практику экипажу судна в борьбе с водой, пожаром, газом, дымом, паром, борьбе за живучесть технических средств, использования спасательных средств.
Методики отработки первичных мероприятий по борьбе за живучесть разрабатываются службами мореплавания и судового хозяйства судовладельца, согласно СУБ компании.
Затем командный состав судна отрабатывает первичные мероприятия по борьбе за живучесть со своими вахтами, аварийными партиями (группами), партией охраны порядка и безопасности и т.д. Отработка первичных мероприятий по борьбе за живучесть проводится по учебной общесудовой тревоге с объявлением по судовой трансляции: «Начать отработку первичных мероприятий по борьбе за живучесть».
На пассажирских судах (в соответствии с требованиями СОЛАС-74) сборы экипажа для шлюпочного учения и- учения по борьбе с пожаром должны проводиться еженедельно, а сбор пассажиров проводится не позднее чем через 24 ч после выхода из порта.
На грузовых судах сбор экипажа для шлюпочного учения, учения по борьбе с пожаром производится не реже одного раза в месяц. Если в порту отхода более 25 % экипажа было заменено, то сбор экипажа для шлюпочного учения и учения по борьбе с пожаром производится не позднее чем через 24 ч после выхода из этого порта.
Во время учебного сбора экипажа организуется проверка комплектности шлюпочного снабжения.
При шлюпочных учениях поочередно используются различные группы спасательных шлюпок, причем каждая шлюпка должна быть вывалена за борт и, если это практически возможно, спущена на воду по меньшей мере 1 раз в три месяца. Учения и проверка знаний проводятся таким образом, чтобы экипаж вполне усвоил возложенные на него обязанности и натренировался в выполнении их, включая инструкции по управлению и эксплуатации спасательных плотов.
Подготовка экипажа судна к спасению человека, упавшего за борт, должна начинаться с проведения капитаном судна показательного учения по тревоге «Человек за бортом» имеющимися способами с фактическим спуском спасательной шлюпки на воду, установлением связи судно — шлюпка, управлением шлюпкой с судна в светлое и темное время суток.
Каждый член аварийной партии судна должен пройти подготовку на стационарном тренажере (полигоне) живучести с получением соответствующего сертификата.
Во время проверки может быть проведено короткое внезапное учение с целью контроля: