Что отображает кривая гартнера ажиотажа
Цикл зрелости технологии (Hype cycle) Gartner — при внедрении новой системы на предприятии
В 1995 году исследовательская компания Gartner предложила hype cycle — кривую зрелости технологии, графически представляющую стадии, через которые проходит технологическое новшество в ходе своего становления.
Данный феномен наблюдается при появлении любой новой техники, будь то появление планшетов на рынке или внедрение новой CRM системы на предприятии.
Про то как эта кривая работает в части электроники, написано много статей.
А вот как она работает в ходе внедрение новой системы в организации?
Давайте посмотрим…
Как можно видеть, кривая состоит из пяти фаз:
Также в районе п.4 существует еще одна засада, которая называется «Проверка на прочность» (описание этой стадии см в книге Монстр перемен), ее суть в том что ситуация может выглядеть как «все проблемы позади и у нас все получилось», но это самая опасная ситуация, если мы смотрим только глазами и слушаем ушами. Тут важно подключить статистику. Взять какой то ключевой показатель для новой технологии и мониторить его. В начале там будет полная аритмия и он будет скакать как кардиограмма больного сердца, затем он либо упадет и это будет сигналом падения проекта, либо стабилизируется и пойдет на улучшение.
Если мы внедряем CRM систему, то это может быть количество открытых сделок с разрезом по маркетинговым каналам или воронка продаж. Если мы внедряем системы управления производством или услугами, то это может быть объем произведенных операций и/или доля операций выполненных в срок. Если мы создаем базы знаний, то это может быть посещаемость базы знаний (читаемость) и/или количество новых материалов (наполняемость). Важно не оставлять новую технологию без мониторинга, т.к. очень велика вероятность остановки сердца и вроде бы успешно закрытый проект, в реальности не дает результатов в организации.
Что отображает кривая гартнера ажиотажа
Вадим Мелешко запись закреплена
КРИВАЯ ГАРТНЕРА описывает цикл зрелости технологий.
Она состоит из пяти фаз:
1. «Запуск технологии» — первая фаза цикла: технологический прорыв, запуск проекта внедрения, который обещает желанные цели и решение многих проблем (хорошо если не всех)
2. «Пик завышенных ожиданий» — общественный ажиотаж приводит к чрезмерному энтузиазму и нереалистичным ожиданиям. Успешное применение технологии возможно, но обычно неудач больше, чем успехов.
3. «Нижняя точка разочарования» — технология не в состоянии соответствовать ожиданиям и быстро гасит энтузиазм. Начинают появляться разные «уважительные» причины, которые препятствуют ходу проекта.
4. «Склон просвещения» — тут начинаются встречи, пересмотры некоторых идей или задач, корректировки хода проекта, иногда многие задачи, которые казались важными и нужными в начале, тут отметаются, но появляются смежные задачи, которые обнаруживаются в ходе проекта и решение которых дает больше преимущества для организации.
5. «Плато производительности» — преимущества технологии становятся очевидными и признаются всеми. Технология стабильна и эволюционирует во второе и третье поколение. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко технология применяется.
Эта кривая может также и погубить проект. Если в самом начале проекта, людям дали слишком высокую планку ожиданий, то после п.2, падение может быть такой силы, что становится не совместимым с жизнью для этого проекта.
Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies
Цикл зрелости технологий Gartner
Американские аналитики из компании Gartner выяснили, что каждый этап развития компании, предлагающей миру новую технологию, характеризуется определенным уровнем информационной шумихи вокруг инновации. Проанализировав реакцию СМИ, можно судить о положении дел у разработчика.
Содержание
Методология
Hype cycle это графическое отображение проникновения, адаптации и социального влияния специфических технологий. Термин был введен Gartner. C 1995 года последняя использует эту методику для описания и оценки энтузиазма, который вызывает у пользователей появление новых технологических решений.
Исследователи Gartner считают, что реализуемые ими исследования и сопутствующая инфографика помогают профессионалам отделить «мечты» от реальности. В частности, таким образом ИТ-директора и генеральные директора компаний могут принимать более точные решения об использовании или не использовании новинок.
У S-образной кривой, изображенной на графике, есть пять участков — эталонная инновация с течением времени проходит через каждый из них.
«Запуск технологии» — появление технологии и начало обсуждения ее перспективности в узких кругах профессионалов и разработчиков. Затем вовлечение в обсуждение энтузиастов и любителей попробовать все новое — с ростом популярности инновации среди таких людей нарастают рекламная шумиха и ажиотаж.
«Пик завышенных ожиданий». Наступает момент, когда уже все говорят о технологии. Появляются первые компании или последователи, которые пробуют применить технологию на себе в полном объеме, пытаются получить от нее бизнес-преимущества. На этом этапе брать инновацию под свое крыло слишком рано, считает «Гартнер».
«Пропасть разочарования». Выясняется, что у технологии полно слабых мест, недоработок, ограничений. Возникает разочарование, часто доходит до признания технологии провальной как со стороны потребителей, так и со стороны СМИ. Продукт может в этой «пропасти» остаться навсегда, однако гартнеровские исследователи говорят, что забывать про инновацию, находящуюся на этом этапе, не стоит.
«Склон просвещения». По-настоящему хорошие технологии после некоторой адаптации находят применение. Как правило, если хотя бы 5% потенциальной аудитории инновацию приняло, выпускается второе, «исправленное и дополненное» поколение продукта. Критики в СМИ становится значительно меньше, ведь успели появиться другие инновации и все заняты их расхваливанием («пик завышенных ожиданий»). Разработчики исправляют свои ошибки, технология становится все удобнее, ее реальная аудитория растет, и со временем к продукту опять возникает интерес, хотя и меньший, чем во времена «пика». После середины «склона» интересоваться вложениями в технологию поздно: все, кто мог, уже вложились.
«Плато продуктивности». Результатом карабканья по «склону просвещения», кропотливой работы над ошибками, оказывается выход на «плато продуктивности». Технология завоевала себе место на рынке, стала удобным инструментом или решением в определенной области, этакой данностью — ею пользуется как минимум 20% целевой аудитории. СМИ такую технологию вспоминают в основном для того, чтобы сравнить с ней очередную инновацию.
Как применять циклы ажиотажа
Александр Баринов, руководитель аналитического отдела IBS (в прошлом сотрудник «Маркет-Визио», представительства Gartner в России), рассказывал о практической пользе и масштабах применения циклов ажиотажа:
«Как и со многими аналитическими инструментами, тут все неоднозначно. Наверное, интуитивно эксперты и так понимают, в какой стадии жизненного цикла находится та или иная технология, и цикл ажиотажа скорее просто наглядный и красивый маркетинговый инструмент для разработчиков технологии. А вот относительное расположение различных смежных или конкурирующих технологий, а также отзывы аналитиков и экспертов об их жизнеспособности и скорости адаптации являются очень полезным инструментом для лиц, принимающих решения, особенно со стороны компаний—потенциальных пользователей данной технологией».
История
2019: Пять тенденций развития технологий
2 сентября 2019 года компания Gartner выпустила исследование «Hype Cycle for Emerging Technologies» за 2019 год, в котором отслеживается 29 быстро развивающихся технологий. Всего аналитики выделяют пять тенденций развития технологий, которые опираясь на искусственный интеллект и ряд других концепций, окажут влияние на пользовательский опыт и помогут организациям воспользоваться преимуществами цифровых экосистем, сообщает портал Information Age.
Сенсорные технологии и мобильность. Gartner считает, что сочетание сенсорных технологий и ИИ позволит машинам более реалистично воспринимать окружающую действительность, на передний край также выйдут мобильность и взаимодействие с объектами. Сенсорные технологии — ключевой компонент Интернета вещей (IoT), отвечающий за сбор огромного количества данных. Обойма «ИИ-IoT» сулит новые возможности для поиска новых идей, которые заметно расширят существующие бизнес-сценарии, утверждают в Gartner. Например, в течение следующего десятилетия о себе заявит технология облачной дополненной реальности (AR cloud), с помощью которой будет создана трехмерная карта мира. Ее наличие позволит создавать новые модели взаимодействия и, в свою очередь, новые бизнес-модели, которые можно будет монетизировать в физическом мире. По мнению Gartner, предприятия, которые стремятся к мобильности и желают взять на вооружение сенсорные разработки, должны обратить внимание на следующие технологии: 3D-камеры для считывания пространственной информации, распознавания глубины и движения объектов, дополненную облачную реальность, дроны для доставки грузов, летающие автономные транспортные средства и автономное вождение уровней 4 (водитель-человек может взять управление на себя) и 5 (автомобиль полностью самоуправляемый).
«Дополненный» человек. Аналитики считают, что технологический прогресс, направленный на усиление когнитивных и физических возможностей людей, делая технологию неотъемлемой частью человеческого тела. В качестве примера можно привести экзоскелеты с электрическими приводами или протезы конечностей, которые обладают характеристиками, значительно усиливающими обычные человеческие возможности. Технологии, ориентированные на расширение человеческого потенциала, включают в себя биочипы, персонификацию, расширенный интеллект, эмоциональный ИИ, иммерсивные рабочие пространства и биотехнологии (культивированные или искусственные ткани).
Постклассические вычисления и коммуникации. Классические архитектуры вычислений постоянно совершенствуются как при помощи математических методов, так и за счет технических инноваций — более производительных процессоров, уплотнения памяти и повышения пропускной способности. Следуя закону Мура, классические базовые технологии вычислений, связи и интеграции достигли значительных успехов, но со временем появятся совершенно новые подходы, которые могут серьезно повлиять на них. Например, спустя несколько лет на околоземной орбите ожидается развертывание группировки спутников, которая покроет скоростным интернет-соединением весь мир. Это значит, что доступ к Интернету при помощи малых спутников получат 48% домохозяйств — это откроет широкие возможности для экономического роста в странах и регионах, доступ в которых к сети был затруднен. Предприятиям не стоит упускать из вида такие технологии, как 5G, память следующего поколения, спутниковый Интернет и наноразмерную 3D-печать.
Цифровые экосистемы — взаимозависимая группа субъектов (организаций, людей и объектов), которые для достижения взаимовыгодных целей совместно используют цифровые платформы. Цифровизация привела к реконструкции классических цепочек создания ценности в пользу более сильных, гибких и устойчивых сетей ценностей, которые постоянно генерируют новые продукты и услуги. В этой категории технологий Gartner советует присмотреться к DigitalOps, графам знаний, синтетическим данным, децентрализованному Интернету и децентрализованным автономным организациям.
Расширенный ИИ и аналитика. Расширенная аналитика включает в себя автономную или полуавтономную проверку данных или контента с использованием сложных методов и инструментов, выходящих за рамки традиционной бизнес-аналитики (BI).
Gartner советует обратить внимание на адаптивное машинное обучение, расширенный ИИ, edge-аналитику, ИИ, способный принимать решения (explainable AI), платформы искусственного интеллекта как услуги (AI platform as a service), трансферное обучение, генеративно-состязательные сети и графовую аналитику. [1]
2016: NFC-платежи на пике
2013: Аналитики предсказали тесное взаимодействие машин и людей
В августе 2013 года Gartner представила [2] очередной Hype Cycle, в котором основной упор сделан на взаимодействие машин и людей, что нашло отражение в росте ожиданий пользователей от таких технологий как «интеллектуальные механизмы» (smart machines), когнитивные вычисления и «интернет вещей». Исследователи считают, что взаимоотношения людей и техники будут углубляться, сокращая пропасть между ними.
Gartner, август 2013
Вице-президент Gartner Джеки Фенн (Jackie Fenn), комментируя выводы очередного Hype Cycle, однако, предостерегла против однобокого и достаточно распространенного взгляда на будущее взаимодействия людей и машин, когда предполагается, что электронные системы смогут полностью заменить человека. На самом деле, эта тенденция проявляет себя по-разному: увеличивается число людей, использующих в работе электронные устройства, также появляются виртуальные помощники человека, или когда, например, робот работает вместе с сотрудником склада в тех областях, где необходимо максимальное приложение физических усилий.
Предприятия все активнее будут задействовать все три перечисленные схемы совместной работы людей и машин, полагают в Gartner, для увеличения производительности труда и создания конкурентных преимуществ. При этом качество отношений людей и машин углубляется: «Машины, например, учатся распознавать оттенки голоса человека, а люди учатся лучше понимать машины через интернет вещей, и все они становятся интеллектуальнее, работая вместе»,- полагает Фенн.
В Hype Cycle наши отражение множество соответствующих технологий:
Gartner назвала ключевые технологии, оказывающие влияние на мировой ИТ рынок в 2012 году (в рамках ежегодного исследования Hype Cycle for Emerging Technologies). В их числе названы NFC платежи, cloud computing и медиа планшеты. Аналитики считают, что именно эти технологии сильно продвинулись с 2011 года, так что теперь для них прогнозируется плато в размере от 2 до 5 лет, а не 5-10 лет, как ожидалось год назад.
Gartner, август 2012
На пике завышенных ожиданий в 2012 году оказались bring your own device (BYOD, подразумевает возможность пользования своими устройствами на рабочем месте), 3D печать и социальная аналитика, а также частные облака.
На первой стадии, стадии сильного интереса к только появившемся новинкам, например, находятся такие технологии как 3D сканирование, квантовые компьютеры, голографические дисплеи. Пограничное положение между «новинками» и технологиями, находящимися на пике завышенных ожиданий, занимают краудсорсинг, big data, геймификация, HTML5, гибридные облачные системы.
Между тем, в 2012 году мировой ИТ рынок уже основательно разочарован в cloud computing, M2M, in-memory аналитике, виртуальной реальности и других «новинках» недавнего времени.
На пике популярности оказались:
Попробуем вкратце ознакомиться с некоторыми примечательными технологиями, реакция СМИ на которые видна из циклов ажиотажа 2011 года.
Трехмерная биопечать. Предполагается, что с помощью трехмерной печати можно будет создавать человеческие органы, пригодные для имплантации. 3D-принтер выкладывает друг на друга тонкие слои клеток ткани, руководствуясь данными подробного сканирования печатаемого органа. Сегодня на практике уже получаются куски кожи и костные фрагменты, с успехом приживляемые лабораторным мышам. Специалисты из «Гартнер» считают, что будущее, в котором можно запросто напечатать недостающую почку или даже сердце, наступит очень нескоро. Уж точно не в ближайшие десять лет — об этом свидетельствует весьма сдержанная, если не сказать вялая, реакция СМИ на новинку.
Мобильные роботы. Робототехника существует давно, однако в последние годы публикации о мобильных роботах встречаются все чаще и чаще, к слову, их куда больше, чем публикаций о трехмерной биопечати. Многие компании добиваются заметных успехов в разработках роботов-прототипов, способных перемещаться — например, американский робот MABEL умеет бегать со скоростью почти 11 км/ч. Правда, ему необходимо для этого «опираться» на специальную штангу, поэтому бегать он может только по кругу (подробно см. «Науку», N 6). «Сейчас ажиотаж набирает обороты, но по мнению «Гартнер», до того, как мобильные роботы станут повсеместно распространены, появятся в коммерческом использовании, пройдет много-много лет»,— считает господин Баринов.
Игроизация (gamification) обучения — использование игровых элементов для стимуляции интереса к процессу обучения. Сейчас игроизация подбирается к «пику завышенных ожиданий». Один из примеров этого идеалистического отношения — отечественный проект LinguaLeo, ставший победителем конкурса «Бизнес-инновационных технологий-2011» (о других конкурсантах можно прочесть в «Науке», N 4-5). Разработчики полагают, что им удалось сделать изучение английского языка крайне захватывающим и увлекательным за счет использования игровых механизмов, напоминающих те, на которых работают наиболее аддиктивные (то есть вызывающие зависимость), а значит, популярные и прибыльные онлайновые RPG.
К слову, в игроизации обучения существуют и специфические области, например тренажеры для военных. «Некоторые студии, создающие видеоигры, разрабатывают и симуляторы для военных. Их немного, они достаточно схематичны, но они действительно существуют. Обычно такие проекты заказывают, чтобы снизить стоимость реального обучения (ни в коем случае его не заменить). Вне зависимости от того, управляют в них самолетом или взводом солдат, их трудно назвать игрой в привычном смысле слова. Принцип «обучение через удовольствие» там не работает, и расслабиться в таких играх вряд ли получится»,— говорит господин Подстрешный.
Судя по гартнеровским оценкам всей области игроизации, которой еще лет пять-десять до «плато продуктивности», «ЛингваЛео» в ближайшем будущем ждет стремительное падение. Если работающие над проектом не выявят все его недостатки и не исправят их, проект ждет судьба оцифровки библиотек.
Глобальная оцифровка библиотек. Идея умерла, так и не выкарабкавшись из «пропасти разочарования». Об объединении всех значимых библиотек мира в одну, широко доступную через интернет, можно и не мечтать. Основным препятствием для оцифровки библиотечных коллекций явилось авторское право. Библиотеки могут свободно оцифровывать материалы, являющиеся общественным достоянием — в иных случаях необходимо заключать договоры с держателями прав. Авторские права на тексты в разных странах прекращают свое действие спустя 50-70 лет после смерти автора, и на Западе эти сроки растут. В России принимались поправки к Гражданскому кодексу, призванные разрешить библиотекам оцифровывать материалы без согласия авторов, а также обмениваться между собой такими оцифровками. Однако деньги на оцифровывание государство выделяет далеко не всем, а если и выделяет, то меньше, чем нужно. Своих средств у библиотек не хватает. Так что если у нас оцифровка и движется (в частности, у нас оцифровываются почти все диссертации, попадающие в Ленинку), то, как и везде в мире, это происходит локально, слишком медленно и в слишком малых объемах для того, чтобы говорить о глобальности.
Приложения, работающие с учетом местоположения. Из-за некоторого уменьшения доходов от продажи голосового трафика операторы сотовой связи оказались заинтересованы в расширении спектра предоставляемых услуг. К 2009 году появилось множество сотовых телефонов со встроенными GPS-приемниками, использование же протоколов сотовых сетей (GPRS) позволило повысить точность этих устройств и обеспечить двустороннюю связь со спутниками навигации. Тогда приложения, использующие данные о местоположении пользователя, находились в самом низу «склона просвещения» — их едва начали применять не только в узкоспециализированных областях, таких как охранные автомобильные системы, а в «Гартнер» полагали, что эта технология всего в двух-пяти годах от того, чтобы называться стандартом. Сегодня автомобильные навигаторы есть у каждого второго таксиста. Навигаторами оснащаются и практически все современные смартфоны, так что воспользоваться функцией навигации может каждый владелец такого устройства.