Что относятся к профессионально психологическим факторам

Категории психологических факторов

Психологические факторы оказывают основное влияние на решение о покупке товаров и услуг. К таким факторам относятся:

Потребности

Ранее потребность была определена как нужда, причал свою специфическую форму в зависимости от культуры и особенностей личности человека, в очередь, нужда характеризовалась как ощущаемое чувство нехватки чего-либо.

В любой момент каждый человек испытывает самые разнообразные нужды. Одни из них являются столь существенными, что мотивируют человека искать пути и способы их удовлетворения. Иными словами, потребность, достигшая максимального уровня интенсивности, становится мотивом. Мотив побуждает человека совершать определенные действия, призванные удовлетворить возникшие потребности.

Мотивы

Существует значительное число различных теорий, описывающих человеческие мотивации. Наиболее популярными из них являются (рис. 5.4):

Что относятся к профессионально психологическим факторам

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Абрахам Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для человека. Сначала удовлетворяются физиологические потребности, которые имеют более высокую степень значимости (рис. 5.5), а затем появляются побуждения к удовлетворении потребностей в самозащите. После удовлетворения этих потребностей движущими мотивами в деятельности человека являются: социальные потребности, потребности в уважении и в самоутверждении.

Что относятся к профессионально психологическим факторам

Теория мотивации К. Альдерфера

К. Альдерфер, так же как и Абрахам Маслоу, читает, что потребности человека могут быть объединены в группы. Однако Альдерфер в отличие от Маслоу выделяет не пять, а три группы потребностей:

Указанные группы потребностей достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей, выделяемых А. Маслоу. Они также расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера существует принципиальное различие, состоящее в возможном движении от потребности к потребности. В теории Маслоу потребности расположены в иерархической последовательности и восхождение по ним идет снизу вверх. В соответствии с теорией Альдерфера движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно – сверху вниз. Он считает, что, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня, происходит переключение на удовлетворение потребности более низкого уровня. Это и определяет процесс движения сверху вниз.

Потребность в достижениях находит свое выражение и постоянном стремлении людей к более эффективному, чем это было ранее, достижению сформулированных ими целей. Люди с высоким уровнем потребности в достижениях хотят всегда быть впереди, они предпочитают сами ставить перед собой задачи и брать ответственность за решение имеющихся проблем.

Что относятся к профессионально психологическим факторам

Потребность властвовать является приобретенной, они развивается на основе обучения и жизненного опыта. Человек с высокой мотивацией властвования хочет влиять на других людей, направлять их действие, а возможно, и доминировать над ними. Потребность властвования по-разному проявляется для отдельных людей. Одни из ним стремятся к властвованию ради удовлетворения своего тщеславия, в то время как другие руководители, используя власть, стремятся к выполнению порученной им работы, убеждая и вдохновляя подчиненных на эффективное решение стоящих перед коллективом задач. Последние, кстати, также стремятся к властному самоутверждению.

Теория мотивации Ф. Герцберга

Теория мотивации Фредерика Герцберга была сформулирована на основе проведенного исследования факторов, оказывающих непосредственное влияние на мотивирующее и демотивирующие воздействие на поведение человека. Анализируя результаты такого исследования, Фредерик Герцберг пришел к выводу, что следует выделить две группы факторов (потребностей): мотивирующие и «факторы здоровья». Тем самым подчеркивается, что удовлетворение не всех потребностей оказывает мотивирующее влияние на человека. К последним относятся потребности второй группы. Удовлетворяя потребности этой группы, человек создает нормальные условия своего бытия, что фактически не приводит к его полной удовлетворенности.

Иными словами, более полное удовлетворение потребности из группы «факторы здоровья» вовсе не означает увлечения удовлетворенности человека. Точно так же менее главное удовлетворение некоторой потребности, способствующей росту удовлетворенности человека, вовсе не означает, что неудовлетворенность возрастет.

На основе данных выводов Фредерик Герцберг и сформировал концепцию двух факторов. В соответствии с концепцией наличие чувства неудовлетворенности не является первоосновой для удовлетворения потребностей из группы «факторы здоровья». После того, как состояние неудовлетворенности устранено, мотивировать людей за счет удовлетворения потребностей из группы «факторы здоровья» практически бесполезно. В таком состоянии добиться более сильного воздействия на человека мотивирующих факторов. Для этого необходимо обеспечить более полное удовлетворение потребностей первой группы.

Теория человеческих потребностей Мэррея

Мэррей предполагал, что все люди имеют одни и те же потребности, степень выраженности которых зависит от личностного состояния индивидуума и состояния окружающей среды. Выделяя 37 разновидностей потребностей, Мэррей классифицировал их на:

Каждая из потребностей по Мэррею может находиться в трех состояниях:

Теория потребительских ценностей

Существующие теории мотивации потребностей в последние годы получили свое существенное развитие в теориях потребительских ценностей. Одним из основоположников такой теории является М. Рокич. В соответствии с его теорией необходимо исследование человеческих ценностей, которые характеризуют интеллектуальное воплощение глубинных потребностей, не только индивидуальных, но также общественных и институциональных. При этом М. Рокич считает, что общее число ценностей, которыми располагает человек, невелико, и в его работах они равно восемнадцати.

Теория М. Рокича получила свое дальнейшее развитии в работах М. Кайле, который выделяет восемь так называемых терминальных ценностей:

Используя указанные выше теории ценностей, Шет, Ньюман и Гросс разработали свою концепцию применительно к покупательскому поведению. В этой концепции они выделяют:

Установление указанных ценностей позволяет исследователю рынка использовать простую схему анализа структуры потребностей и учитывать это при сегментировании рынка.

Теория мотивации 3. Фрейда

В соответствии с теорией 3. Фрейда человек в своей жизни постоянно подавляет в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают, и в то же время человек не осуществляет за ними полный контроль. И, следовательно, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.

Использование теорий мотивации в маркетинге

Покупая и потребляя отдельные товары, люди удовлетворяют свои конкретные желания, которые были мотивированы наличием определенных потребностей. Например, покупая женское платье, каждая женщина хочет, прежде всего, быть привлекательной в нем. Привлекательность является одним из мотивов приобретения платья. Существуют и другие мотивы. Задача маркетологов состоит в том, чтобы:

Восприятие

Из изложенного выше следует, что нужды и мотивы обусловливают определенные действия человека, направленные на удовлетворение его потребностей. Такие действия достигают желаемого результата благодаря соответствующему восприятию человеком реально сложившейся ситуации. Восприятие можно определить как процесс отбора, упорядочения и интерпретации имеющейся информации для создания объективного представления о данной ситуации или объекте, например товаре или услуге.

С точки зрения маркетинга для потребителей и покупателей товаров и услуг характерно избирательное восприятие. Это означает, что одну и ту же информацию о товаре разные потребители воспринимают не одинаково. При этом в процессе избирательного восприятия обычно выделяют:

Учитывая избирательность воздействия, понимания и запоминания, необходимо постоянно и много усилий уделять тому, чтобы соответствующее обращение о товарах и услугах доходило до покупателей и потребителей и оказывало на них требуемое влияние. Такое влияние должно сформировать высокий имидж товара, их производителей и продавцов.

Отношение

Каждый из нас формирует свое отношение к одежде, продуктам питания, политике, музыке, театру, религии и многому другому. Эти отношения характеризуются сложившимися устойчивыми благоприятными или неблагоприятными мнениями о существующих товарах, услугах или идеях. Двумя составными частями отношения являются убеждение о товаре и его оценка. Под убеждением о товаре имеются в виду характеристики, приписываемые товару данным человеком.

Оценка характеризует позитивное или негативное мнение данного индивидуума о соответствующем товаре, услуге или идее.

Что относятся к профессионально психологическим факторам

Потребности, восприятие, отношение и составляющие его убеждения и оценка тесно взаимодействуют между собой, оказывая влияние на поведение покупателей и потребителей (рис. 5.6). Это влияние необходимо постоянно учитывать при формировании маркетинговых стратегий, максимально учитывая складывающиеся отношения.

Источник

Факторы профессионального развития личности

По мнению автора, И.М. Бойко, в последние десятилетия социально-психологическая ситуация в стране резко изменилась, уменьшилась социальная и психологическая защищенность граждан со стороны государства, людям стало труднее ориентироваться в системе личностных и социальных ценностей. Размылись границы личности, ценностные структуры общества не стабильны и, зачастую, противоречивы. Нередко в таких условиях происходят регрессивные процессы развития, как то потеря смыслов, ориентиров, потребности в саморазвитии. В этих условиях стало труднее выстраивать стратегию своего профессионального развития, определять целевые ориентиры в постоянно меняющемся мире. При этом профессиональное развитие женщины в подобных условиях имеет много альтернативных направлений, оно непредсказуемо. Делать оптимальный для своего развития выбор на протяжении жизни, выстраивать успешные стратегии, не останавливаться на достигнутом требует от женщин определенных внутренних качеств личности, таких как гармоничная самооценка, стрессоустойчивость, гибкость мышления, постоянная адаптация к обстоятельствам.

Вместе с тем, многие женщины оказываются психологически не готовы жить в этих условиях, приспосабливаться к ним и определять траектории своего развития. В связи с этим становится актуальным исследование факторов профессионального развития женщин и определение психологических технологий их поддержки.

Профессиональное развитие женщины принципиально отличается от мужского. На пути становления женщины вынуждены прилагать гораздо больше усилий, чем мужчины. Это связано с тем, что существует ряд особенностей именно женского профессионального развития, гендерных факторов, влияющих на становление и развитие женщины, как профессионала.

Все факторы, влияющие на развитие женщины в профессии мы можем разделить на внешние и внутренние. К внутренним относятся те, которые связаны с теми или иными отношениями субъекта труда к объекту профессиональной деятельности, его процессу и результату, а также с личностными качествами субъекта труда. Внешние профессиональные факторы развития непосредственно не связаны с отношением к указанным составляющим труда.

24.Условия труда

Часто под успешностью в процессе труда понимают качество продукции, количество ошибок при выполнении задач или, точнее, безошибочность, и принимают их за оценочные критерии. Кроме того, одной из важнейших оценок профессионального уровня и компетенции является уровень сложности задач, которые способен решить работник в процессе труда. К внешним же факторам относят условия труда. Начиная с физических, как то освещение, температура, рабочее место, заканчивая психологическими — отношением руководства, оценкой коллег и начальства и пр. Автор отмечает, что для женщин окружающая их обстановка во время трудового процесса гораздо важнее, чем для мужчин. Психологический и физический комфорт обеспечивает повышение женской трудоспособности, тогда как мужчины более ориентированы на результат деятельности.

Профессиональная успешность выступает в качестве высоко позитивного фактора, гарантирующего экономическую и социальную стабильность человека, личностную самостоятельность и возможность реализовать существующие в структуре личности актуальные свойства и имеющиеся потенциальные возможности деятельности. То есть в качестве внешнего фактора выделить оценку положения женщины как «успешная в профессии» со стороны окружения.

К внешним факторам автор так же относит следующие: жизненные обстоятельства, жизненные выборы, обусловленные общественными стереотипами. Роли в обществе по-прежнему распределены так, что основная доля забот о семье лежит на женщине. Потому ей часто приходится выбирать должность, профессию и место работы исходя из потребностей семьи, а не по собственному желанию. Женщины переезжают вместе с мужьями, в другие города, и им приходится адаптироваться на новом месте, устраиваются на условия короткого рабочего дня после рождения детей, в связи с необходимостью заботиться о семье и отсутствии помощи со стороны. Находят компромиссные варианты работы «похуже работа — поближе к дому, зато удобно детей из садика забирать», что и обусловливает профессиональное развитие «в минус», зачастую это профессиональный регресс. Жизненные этапы, их смена, такие как: окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др., являются основополагающими факторами в личностном и в профессиональном самоопределении женщины. Причины тому зачастую все те же самые, а именно — женщины следуют за мужчинами и на протяжении многих лет несут ответственность за будничные семейные процессы, отодвигая свои интересы на второй план.

Одним из важнейших факторов является социальное взаимодействие, в частности такое как профессиональное соперничество. Внутренняя потребность быть лучше других очень часто приводит женщину к карьерному росту. Но следует различать здоровое соперничество, которое служит во благо развития личности, и обеспечивает гармоничность и удовлетворенность собственным профессиональным путем, и местом в жизни, и соперничество, развивающееся в патологическом направлении, когда женщина сосредотачивается на процессе достижения все новых и новых целей, с целью стать лучше всех, выше и сильнее, совершенно не умея, не желая получать удовлетворение от уже достигнутого, от себя в процессе достижения, и не имея шансов на душевный покой.

Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность

Социальные шаблоны автор так же выделяет в серьезный внешний фактор. Женщины часто заняты в менее оплачиваемых и более трудоемких профессиях, таких, как врачи, учителя и пр. Одной из причин подобного развития событий являются общественные стереотипы. В традиционной литературе существует точка зрения, что бизнес разрушает семейную жизнь из-за нехватки времени выполнять женщиной традиционные роли жены и матери. Отмечаются «двойная нагрузка» женщины в семье и на производстве, возможные трудности совмещения семейных и профессиональных ролей, а также сложности адаптации ролевого поведения женщины к новым экономическим условиям. Хотя по сути все эти процессы можно регулировать и научаться сочетать оптимальным образом, совмещая роли без ущерба для семьи или профессии.

Действие внешних факторов часто приводит к дезориентации в профессиональном становлении у женской части населения нашей страны. В большинстве случаев женщина перестает задумываться о таких сторонах развития как карьера, профессия и идет на компромисс между заработной платой и удобными условиями работы для семьи, уже не претендуя на получение удовольствия от развития себя в профессии.

Внутренние факторы — «удовлетворенность трудом» — как осознанная субъективная оценка успешности труда, в котором последняя выражается опосредованно. Например, в обычном для человека настроении, в особенностях оценок, даваемых руководству, коллегам, организации и прочих реакциях, отражающих его неосознанную оценку успешности собственного труда.

К внутренним же факторам относятся профессионально важные качества личности(ПВК).

ПВК – это такие функциональные качества и личностные особенности человека, которые способствуют успешному выполнению данной профессиональной деятельности. В процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку, превращаясь в ПВК. Так, например, частной ситуацией влияния врожденных свойств является то, что с экстренными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, успешнее всего справляются лица, обладающие сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов.

Основные профессионально важные качества – ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, тревожность, склонность к риску, особенности нейродинамики, некоторые черты темперамента.

Женщин, способных к профессиональному росту, качественной профессиональной деятельности, характеризует активная социальная позиция, стремление к самопознанию и саморазвитию, самоактуализации собственных личностных стремлений, реализации себя, умение сформировать целостную модель профессионального мира.

Направленность и мотивы деятельности личности

Так же, как внутренние факторы, влияющие на развитие в профессии, можно выделить подходы, удобные конкретной женщине к оценке себя и своего места в общественной лестнице успехов. Один из них патриархальный (подчиненное положение женщины, сфера деятельности ее ограничена домом и семьей, жесткое иерархическое разделение мужских и женских ролей).

Другой — эгалитарный (равные права и возможности жизненного выбора для женщин и мужчин).

Необходимо формировать у работающих женщин потребность в достижении максимального для себя развития в профессии, по возможности сгладив воздействие общества, в котором транслируется, что единственная обязанность женщины — стать женой и матерью, остальное вне сферы компетенции. Устойчивость к воздействию шаблона «не состоюсь на работе, состоюсь как мать, как жена» возможно, стоит так же формировать. Пока же одним из аспектов, оказывающим объективно катастрофическое влияние на развитие женщины, является ее оценка собственных возможностей, сомнения в себе, неуверенность в своих силах, ощущение себя не в своей тарелке на высоких должностях, в бизнесе.

Как внутренний фактор, обусловленный внешними факторами, влияющими на формирование личности, мы можем выделить характер целей, которые ставит для себя женщина, включаясь в социальную деятельность, систему побуждающих его мотивов, степень актуализации способностей человека.

Потребность в достижениях и успехе мы можем обозначить как один из важнейших внутренних факторов, влияющих на профессиональное развитие личности. Так же, как и в случае с соперничеством, мы должны отметить существование разных путей развития подобной потребности у женщины. Потребность в успехе может мотивировать на саморазвитие, побуждать самоактуализационные процессы, а может приводить к неспособности получать удовольствие от уже достигнутых ступеней развития, и бесконечного бега от одной цели к другой.

Ранее успешность уже рассматривалась в качестве внешнего фактора. Вместе с тем, она может выступать и как внутренний фактор, в этом случае успешность выступает в качестве характеристики личности. Один из вариантов описания успешности может звучать следующим образом «Профессиональная успешность есть субъектно-личностное состояние профессионала, характеризующееся проживанием личностных достижений в контексте истории его профессиональной деятельности и возникающее на ценностной основе стремления к успеху и мастерству. Успешность как качественная характеристика личности формируется при наличии у личности ценностного представления об успехе и признании профессиональной успешности одной из важнейших социальных и личностных ценностей, входящих в профессиональную субкультуру».

При процессуальном подходе успешность профессионального развития видят в выборе способов достижения целей, результатов, как вид личностного самовыражения. С позиций статусного подхода — это результаты деятельности человека — социальный статус и пр. в рамках ценностного подхода карьера связана с общественной значимостью деятельности человека. С позиций индивида профессиональное развитие представляется как трудовой путь, траектория профессионального развития.

Автор отмечает, что на данный момент, к сожалению, мы можем констатировать, что планирование большинством женщин своей карьеры, управление ею имеет спонтанный характер (в частности, женщины не умеют или не желают выделяться в коллективе, доказывать свой профессионализм).

Развитие личности донаучн. период

Этот процесс усугубляется непростыми жизненными обстоятельствами современного мира. Профессиональное развитие женщин носит нестабильный характер, затруднено планирование, собственная ценность как профессионала женщинами зачастую сведена к минимуму.

Выделенные автором факторы обуславливают профессиональное развитие женщины путем возникновения и изживания определенного рода сменяющих друг друга объемлющих систем; при этом в принципе любая очередная система зарождается в недрах предыдущей еще задолго до того, как та изживет себя. Исходя из подобной схемы профессионального развитие, планирование карьеры, расстановка приоритетов и формирование системы ценностей становится гораздо более предсказуемым и простым делом.

Профессиональное развитие женщины при таком подходе характеризуется многовариантностью, что делает необходимым процесс ее профессионального сопровождения.

В исследовании И.М. Бойко видится важным выбор каждой отдельной личности своего понимания успешности, своей стратегии реализации пути к успеху. И совершенно необходимым является помощь женщинам в адекватном формировании понимания успешности своей деятельности., такого, при котором ее личность будет целостной, развитой наиболее гармонично. Хотелось бы видеть реализацию успешности как некоторой «вершины» профессионального развития, как «акме» в профессиональной деятельности с точки зрения различных психологических аспектов.

Требуется не только обеспечить реализацию задатков личности, воспитать умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, справляться с внезапными трудностями и непредвиденными задачами, принимать нестандартные решения[7].

В условиях современного развития общества женщина нуждается в помощи при профессиональном становлении и развитии на протяжении всего своего жизненного пути, что требует разработки и реализации специальных технологий развития личности, в частности, социально—психологического сопровождения женщин.

Примеры похожих учебных работ

Личность и деятельность музыканта

Психология личности и деятельности юриста

Источник

Основные психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность оперативных сотрудников

Крылов Дмитрий Андреевич, соискатель Российской международной академии туризма.

В статье описывается профессиональная деятельность в целом и особенности деятельности оперативных сотрудников. Проводится краткий анализ элементов оперативной деятельности. Отражены мнения различных авторов по основным психологическим факторам, оказывающим различное влияние на профессиональную деятельность оперуполномоченных. Раскрыты некоторые важные требования к кандидатам (характерологические особенности). Выявлена необходимость дальнейшего изучения указанных в статье факторов, их причин и особенностей влияния.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессионально важные качества, критерии пригодности, оперативно-розыскная деятельность, оперативный сотрудник, психологические факторы, оперативно-познавательная ситуация.

Fundamental psychological factors influencing professional activities of field agents

The article describes professional activities in general and peculiarities of activities of field agents; makes a short analysis of elements of field activities; reflects opinions of various authors with regard to fundamental psychological factors influencing in various aspects professional activities of field agents; reveals some significant requirements to candidates (character peculiarities); detects necessity of further study of factors noted in the article, causes and peculiarities of influence thereof.

Key words: professional activities, professionally important qualities, criteria for applicability, investigative activities, field agent, psychological factors, investigative-cognitive situation.

Деятельность, как правило, рассматривается в психологии в качестве методологической категории, обеспечивающей понимание многих проблем формирования и развития психики человека. При этом под деятельностью понимается форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанной с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.

Актуальность исследования профессиональной деятельности в российской психологии была замечена уже давно, еще в 1965 г. К.К. Платоновым, который отмечал, что «в психологии долгое время существовал недостаток. Она хорошо учила тому, какие психологические качества личности надо изучать, но очень мало учила тому, за какими особенностями деятельности надо наблюдать, чтобы изучить эти качества личности».

Необходимо помнить, что многие виды профессиональной деятельности обеспечиваются набором ПВК.

Можно предположить, что наибольшее значение данная проблема имеет для тех видов деятельности, которые с большим трудом поддаются алгоритмизации, в том числе профессиональной деятельности оперативных сотрудников.

В связи с определением комплекса профессионально важных качеств, которые могут обеспечить максимальную эффективность каждой конкретной деятельности, остро возникает проблема четкой дифференциации различных видов самой профессиональной деятельности, а также поиск критериев ее эффективности.

Вместе с тем деление профессий на виды и типы привело к необходимости выделения абсолютных и относительных требований к личности. Необходимо учитывать, что существуют профессии, в которых содержатся некоторые абсолютные, некомпенсируемые требования. Невозможно придумать обучение, которое в конце концов выработало бы приспособление к этим требованиям. Профессии, которые абсолютных требований не предъявляют, являются относительными. Если это так, можно предположить, что качества личности, обусловливающие ее абсолютную пригодность, лежат за пределами тех умений и навыков, которые человек способен выработать в процессе осуществления деятельности.

Для определения понятия абсолютной пригодности имеет существенное значение склонность к риску. Так, в поисках критериев абсолютной пригодности многие авторы пришли к тому, что был выделен некоторый спектр условий, который бы позволил достаточно четко диагностировать параметры абсолютной пригодности человека. К таким параметрам были отнесены параметры скорости и темпа деятельности (включая скорость адаптации и выработки стилевых особенностей поведения), а также стрессовый характер стимулов, которые также могут быть рассмотрены как маркеры психофизиологических характеристик человека.

Однако достаточно часто (особенно в зарубежной психологии) именно идея относительной, а не абсолютной пригодности трактуется как непригодность к профессии в целом и чаще всего используется в качестве достаточного основания для недопущения человека к работе в данной профессии. Абсолютная же непригодность (как и абсолютная пригодность) встречается достаточно редко. Однако, как правило, она определяется основным (или решающим) для данной профессии признаком. Некоторые авторы полагают, что принцип абсолютной или относительной пригодности может быть решающим для дальнейшей разработки профессиональных требований со стороны различных профессий. В особенной мере это касается многих специальностей, представленных в системе оперативных органов.

Наиболее адекватной формой выделения ПВК в соответствии с определенными правилами, диктуемыми профессией, является составление профессиограмм, которые являются совокупностью (или синтезом) критериев профессионального отбора.

Среди всего многообразия профессий особое место занимает деятельность оперативных сотрудников.

Для полного представления о проблематике психологического изучения особенностей профессиональной деятельности оперуполномоченных необходимо знать основные их задачи, к которым в первую очередь относятся:

В качестве основных методов получения информации в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» применяются: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В связи с этим деятельность оперуполномоченных состоит из:

С.Н. Тихомиров в своей работе детально анализирует особенности деятельности сотрудников оперативных подразделений. Автор полагает, что поисковая и оперативно-розыскная деятельность является одним из основных средств юридического познания скрытых угроз интересам личности, общества и государства. Автор приводит общие особенности деятельности оперативных сотрудников. К ним он относит:

При этом работа по делам оперативного учета включает в себя задачи разной степени сложности, различных направлений, различных сроков исполнения. Сложность деятельности оперативно-розыскных подразделений состоит в том, что эти многочисленные задачи решаются в условиях постоянно меняющихся и усложняющихся оперативных и следственных ситуаций, а также противодействия со стороны заинтересованных лиц.

Кроме этого, деятельность оперативных сотрудников характеризуется широкой социальной направленностью, оперативностью, направленностью на преодоление возможного противодействия, наличием властных полномочий, высокой степенью риска, повышенным уровнем ответственности за принимаемые решения, а также ярко выраженной познавательно-поисковой направленностью.

Таким образом, указанные факторы деятельности требуют наличия определенных черт характера у оперативных сотрудников. Наиболее эффективная деятельность в рамках осуществления познавательно-поисковой направленности может наблюдаться у лиц, обладающих диссонансом личности, заключающимся в сочетании проявлений тревожных и психопатических черт. Так, психопатические проявления позволяют в полной уверенности использовать предоставленные полномочия, а также вести опрос граждан с доминирующих позиций. Построение беседы в данном направлении, с приведением аргументированных доводов, демонстрацией уверенности в себе, тактичной наступательностью во многих случаях способствует получению более полной и достоверной оперативно значимой информации от собеседника в связи с формированием у последнего эмпатии к оперативному сотруднику.

Но не стоит акцентировать внимание именно на этих качествах. Демонстративность и паранойяльность также играют немаловажную роль в эффективной работе с людьми и грамотном планировании работы по оперативным материалам.

С.Н. Тихомиров также полагает, что по своей природе оперативно-познавательные ситуации могут принадлежать к двум классам. Они могут быть алгоритмическими (требующими заранее определенных способов действия) или проблемными (требующими эвристической деятельности в ситуации неопределенности). Деятельность оперативных сотрудников характеризуется наличием большого числа проблемных ситуаций, содержащих данные, которые формируются вне представлений о ситуации (непрогнозируемые обстоятельства).

В целях оптимального разрешения подобного рода ситуаций от оперативных сотрудников требуются такие качества, как быстрота ориентации в окружающей обстановке, знание психологии субъектов и объектов противоправной деятельности, умение работать с различными типами людей. Кроме того, стоит отметить и наличие общих, а также специальных способностей.

Ю.В. Чуфаровский к деятельности оперативных сотрудников относит: познавательную деятельность; практическую деятельность, направленную на выявление, проверку и оценку фактов и явлений; удостоверительную деятельность. По его мнению, в содержательном плане все три вида деятельности являются разноплановыми и предъявляют требования к совершенно различным личностным особенностям.

В последнее время появились работы, посвященные социально-психологическим аспектам деятельности оперативных сотрудников. Так, Д.А. Литваковский, рассматривая специфические виды деятельности сотрудников, связанные с различными специфическими видами сбора информации, в том числе с помощью технических средств, замечает, что современный оперативный работник для достижения поставленных перед ним задач также должен обладать высоким потенциалом технических знаний и навыков. При этом требования к ПВК неизмеримо растут.

Информационный аспект деятельности оперативных сотрудников (включающий в себя возможность работать со всем массивом банка информационных данных) на данный момент развит недостаточно. Снижены возможности технического оснащения деятельности. Это влияет на качество деятельности оперативных сотрудников, т.к. отсутствует полнота информации об элементах противоправной деятельности. При этом лишь 25% сотрудников осознают необходимость создания и развития информационно-аналитической базы. Руководствуясь сделанными выводами, некоторые из представленных авторов предлагают многоуровневую систему.

Немаловажным психологическим фактором, влияющим на профессиональную деятельность оперативных сотрудников, является процесс профессиональной деформации. Данная тематика представляет большую актуальность в настоящее время. Одними из ярко выраженных элементов деформации являются ценностные ориентации. Так, часть оперативных сотрудников, имеющих опыт работы на линии борьбы с экономическими преступлениями, в силу полученных профессиональных знаний становятся на путь содействия либо организации противоправной деятельности. Также следует отметить проблемы, связанные с нереализацией личностного профессионального роста, что в силу выраженных психопатических черт может привести к последующей алкоголизации.

Кроме этого, всегда следует помнить о стихийном, непредвиденном изменении «облика» профессии, который в состоянии привести к ее дезорганизации и изменить ее особенности.

Вместе с тем, принимая во внимание описанное, следует отметить, что анализ психологических факторов, влияющих на профессиональную деятельность оперативных сотрудников, представлен в литературе недостаточно. При этом анализ данных аналитических обзоров показывает, что в рамках этой профессиональной группы существует огромное количество проблемных зон. Как правило, ряд проблем в данном вопросе представляется возможным подчеркнуть в специфике деятельности смежных профессий, связанных с общением с людьми.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что профессиональная деятельность оперативных сотрудников относится к максимально напряженным видам деятельности и предполагает не относительную, а абсолютную пригодность кандидатов. При этом все составляющие профессиональной деятельности, характер и условия труда с большим трудом поддаются модификации и улучшениям. Это позволяет сделать вывод, что соответствовать подобного рода требованиям может лишь незначительная часть кандидатов. Подобное положение дел требует дополнительного изучения психологических факторов и условий, оказывающих воздействие на профессиональную деятельность сотрудников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *