Что относятся к легкой музыке
Лёгкая музыка
Смотреть что такое «Лёгкая музыка» в других словарях:
Лёгкая музыка — (англ. Easy listening) термин в поп музыке, охватывающий разные стили, общим для которых являются простые, лёгкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра: неслучайно множество… … Википедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Музыка для лифтов — Лифтовая музыка (также известная как «muzak» или погодная музыка) описывает мягкие инструментальные аранжировки популярной музыки, предназначенной для проигрывания в торговых центрах, супермаркетах, телефоннных сетях, круизных лайнерах,… … Википедия
Музыка России — Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия
Музыка Болгарии — Болгарская музыка является частью болгарской, балканской, европейской и мировой культуры. Болгарская музыка звучит специфично, самобытно и оригинально. Болгарская народная песня «Излел е Делю хайдутин» (рус. Вышел Делю гайдук), в исполнении Вали… … Википедия
Бельгийская музыка — Истоки муз. иск ва совр. Бельгии берут начало в нидерл. художеств. культуре 15 16 вв., к рая явилась основой для сложившейся позднее Б. м. Формирование Б. м. протекало в сложных историч., политич. и социально обществ. условиях. Это… … Музыкальная энциклопедия
Танцевальная музыка — в общем смысле муз. элемент иск ва хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и др.), а также производная от неё категория муз. произв., не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств.… … Музыкальная энциклопедия
Русская музыка — Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет … Википедия
Легкая и серьезная музыка
« Легкая и серьёзная музыка» :
Разрыв между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой произошёл в XIX веке, в XVIII его ещё не существовало, и многие великие композиторы прошлого, в том числе В.А. Моцарт и Ф. Шуберт.в той или иной мере отдали дань лёгким жанрам.
Лёгкая музыка, музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные лёгкой музыке. явления представляют эстрадная музыка и салонная музыка. Как правило, произведениям лёгкой музыки свойствен весёлый, жизнерадостный характер. Охватывает большой диапазон жанров — от танцев, маршей, песен до инструментальных рапсодий, сюит, попурри, фантазий на популярные темы, а также оперетт. В большей или меньшей степени лёгкой музыке отдали дань многие крупнейшие композиторы прошлого (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт и др.). Классические образцы лёгкой музыки. созданы в 19 в. И. Ланнером, отцом и сыном Штраусами, Ж. Оффенбахом и др. Видное место она занимает в современной музыкальной жизни. Широкое распространение получила джазовая лёгкая музыка. В СССР и др. социалистических странах придаётся большое значение художественным качествам лёгкой музыки,которая занимает значительное место в музыкальном быту и служит культурно-развлекательным и просветительным задачам. Советские композиторы стремятся в области. лёгкой музыки творчески развивать лучшие традиции этого жанра, а также народного песенно-танцевального искусства.
Серьезная музыка тяжело воспринимается неподготовленным
слушателем. Там мелодия идет в постоянном развитии, иной раз меняясь
до не неузнаваемости. Она требует серьезного отношения. работы,чувств и мысли.
«Слишком много музыки»! Музыка на улице, в кафе, на вокзале, на танцплощадке, в кино, в парке, в поезде, на пароходах, в самолетах …
Музыка окружает как воздух, проливается как ливень, грохочет гром, окутывает как туман. Легкую музыку мы можем услышать почти везде, а наслаждаться серьезной музыкой только на культурных мероприятиях.
Музыку можно слушать по-разному : как ресторанный фон, как танцевальный шум, как оглушающий «звуковой наркотик»…
В легкую музыку не обязательно вслушиваться и вдумываться, а в серьёзную наоборот.
Иногда складывается ложное впечатление какую музыку слушают разные люди из-за их внешнего вид. В книге по музыке «Любимые и другие» есть статья, которая называется «Брно. Мотоциклы у собора» вот отрывок из нее: « Могуче и гордо звучит орган.
Как они слушают эту музыку, эти неверующие!
Лица девушек в брюках озарены каким-то светом, вдохновенны и благородны, а парни серьёзны и склонили головы. Музыка будто сделала их рыцарями – неважно, что они не в латах, а в джинсах…»
Мы считаем, что каждый человек должен слушать серьёзную музыку и расширять свой внутренний мир. У каждого должна быть любимая музыка. В некоторых больница в истории болезни уже появилась графа: «Любима музыка». Любимая музыка снимает нервное напряжение, возвращает душевное равновесие, «обезболивает душу». Часто это условие для выздоравливания тела.
(приложение 2) «Вокализ»
А как примеры лёгкой мы рассмотрим жанры: джаз и рок-н-ролл
Рок-н-ролл : Элвис Аарон Пресли (1935-1977) (приложение 3) «Rock Around The Clock»
Джаз : Луи Армстронг (1901- 1971) (приложение 4) «Lets my people go»
Рассмотрев их мы можем найти различия:
Основные различия в легкой и серьёзной музыке
Лёгкая музыка
Лёгкая музыка (англ. Easy listening ) — термин в поп-музыке, охватывающий разные стили, общим для которых являются простые, лёгкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра: неслучайно множество композиций «лёгкой музыки» — инструментальные обработки известных хитов. Термин собственно используется при маркетировании подобной музыки (напр., через формат радио, отделы музыкальных магазинов).
«Золотой эрой» лёгкой музыки можно считать 1950-70-е гг., когда процветала индустрия оркестровой музыки и традиционной эстрады. В отличие от предыдущего музыкального поколения, новые оркестры 1950-х гг. делали упор не на джаз, а на классические принципы аранжировки. Среди наиболее популярных и новаторских исполнителей можно назвать оркестры Перси Фейта, Джеки Глисона, Рэя Коннифа, Поля Мориа, Берта Кемпферта, Джеймса Ласта, Герба Алперта, Энтони Вентуры Boston Pops; из певцов: Фрэнка Синатру, Пери Комо, Энди Уильямса, Энгельберта Хампердинка, Барри Манилоу, Дина Мартина; из пианистов: Ронни Олдрича, Флойда Креймера, Брэдли Джозеф, Ричарда Клайдермана, Хорста Янковского; из гитаристов: Чета Аткинса, Франсиса Гойю, Леса Пола.
Крупные радиостанции многих стран имели свои собственные оркестры, исполнявшие инструментальные обработки популярных шлягеров, безусловно являющиеся лёгкой музыкой.
С лёгкой музыкой часто пересекается термин «лаунж», для которого характерны джазовое влияние, импровизации и камерность.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лёгкая музыка» в других словарях:
Лёгкая музыка — музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные Л. м. явления представляют эстрадная музыка и… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Музыка для лифтов — Лифтовая музыка (также известная как «muzak» или погодная музыка) описывает мягкие инструментальные аранжировки популярной музыки, предназначенной для проигрывания в торговых центрах, супермаркетах, телефоннных сетях, круизных лайнерах,… … Википедия
Музыка России — Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия
Музыка Болгарии — Болгарская музыка является частью болгарской, балканской, европейской и мировой культуры. Болгарская музыка звучит специфично, самобытно и оригинально. Болгарская народная песня «Излел е Делю хайдутин» (рус. Вышел Делю гайдук), в исполнении Вали… … Википедия
Бельгийская музыка — Истоки муз. иск ва совр. Бельгии берут начало в нидерл. художеств. культуре 15 16 вв., к рая явилась основой для сложившейся позднее Б. м. Формирование Б. м. протекало в сложных историч., политич. и социально обществ. условиях. Это… … Музыкальная энциклопедия
Танцевальная музыка — в общем смысле муз. элемент иск ва хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и др.), а также производная от неё категория муз. произв., не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств.… … Музыкальная энциклопедия
Русская музыка — Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет … Википедия
О лёгкой и серьёзной музыке
Наталья Хабарова
О лёгкой и серьёзной музыке
О лёгкой и серьёзной музыке
«. Одностороннее увлечение легкой, развлекательной музыкой не должно заслонить главное — огромный мир серьезной музыки».
Были времена, когда все композиторы, принадлежащие той или иной эпохе, писали на одном языке. Одни и те же мастера могли создавать музыку и серьёзную, и развлекательную, направленную на различные потребности и предназначенную для различных ситуаций. Сегодня то, что создавали Моцарт, Шуберт или Глинка как музыку «лёгкую», призвано классикой.
Леопольд Моцарт, Вольфганг Амадей и его старшая сестра Мария-Анна. Отец, дочь и сын составляли блестящее трио музыкантов
М. И. Глинка. Романс «Не искушай меня без нужды.»
Иоганн Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»
А. Я. Эшпай. Москвичи
А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии»
С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли»
Лёгкая музыка — понятие, охватывающее различные музыкальные жанры, предназначенные в основном для развлекательных целей, нередко служащие фоном для различных занятий, отличающиеся несложным содержанием и легко доступные для восприятия. Понятие «лёгкая музыка» охватывает широкий диапазон жанров — от танцев, маршей и песен до инструментальных сюит, попурри, рапсодий; к этому виду музыки относится и оперетта. Для сочинений лёгкой музыки характерны простые, легко запоминающиеся мелодии, доступность музыкального языка.
Серьёзная музыка тяжело воспринимается неподготовленным слушателем. Мелодия идёт в постоянном развитии, иной раз меняясь до неузнаваемости. Она требует серьёзного отношения, работы чувств и мысли.
Разрыв между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой произошёл в XIX веке, в XVIII его ещё не существовало, и многие великие композиторы прошлого, в том числе В. А. Моцарт и Ф. Шуберт, в той или иной мере отдали дань лёгким жанрам — салонной музыке.
«Чтобы полюбить музыку, — писал Д. Шостакович, — надо прежде всего ее слушать… Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках…»
Дмитрий Шостакович, биография которого интересует многих любителей классической музыки – известный советский композитор, прославившийся далеко за пределами родной страны.
Дыхательные и расслабляющие упражнения для детей с лёгкой и средней степенью ДЦП Одними из основных задач в развитии детей с легкой и средней степенью ДЦП являются: • снижение мышечного напряжения и эмоциональной зажатости.
Презентация «Итоговый тест по музыке. 2 класс» Предлагаю уважаемым коллегам итоговый тест по музыке для контроля и проверки знаний второклассников. Правильные ответы на задания размещены.
Фотоотчет «Ключи в музыке» С чего начинается. серьёзное занятие музыкой, музыкальная школа и институт? Конечно же с первоначальных навыков нотной грамоты, с.
Конспект урока «Осеннее настроение в музыке» Цель урока: ввести понятие «форте» (громкая музыка) Задачи: 1) на примере песни объяснить детям о громкости музыки. 2) разучить новую попевку.
Итоговый тест по музыке для 4 класса Предлагаю педагогам, учителям музыки, в 4 классе провести Итоговый тест в конце 4 четверти. Надеюсь, что он поможет вам в подготовке к тестированию.
Открытое занятие по музыке в старшей группе Ход занятия: Дети входят в зал под музыку и выстраиваются у стульчиков. М. р. : Здравтсвуйте ребята! Сегодня, как и всегда, начнём наше музыкальное.
Презентация «Развитие речи в группе для детей с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности» Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только.
Проект «Сказка в музыке» Проект «Сказка в музыке» В наше время разнообразие музыки очень велико и не вся музыка влияет на человека хорошо, но у каждого есть свои.
Профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях в первом классе с лёгкой степенью умственной отсталости 1 класс 2 часа в неделю – профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях. №/№ Тема. Цели. Коррекционная работа.
Урок природоведения в 5 классе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости «Что такое погода?» Урок природоведения в 5 классе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Тема: «Что такое погода?» Цель: сформировать у детей.
О лёгкой и серьёзной музыке
«..Одностороннее увлечение легкой, развлекательной музыкой не должно заслонить главное — огромный мир серьезной музыки». Д. Б. Кабалевский 1. Музыка любит тишину В субботу, часов в восемь вечера, я шел по небольшому подмосковному городу. У подъезда пятиэтажного дома толпился народ. Подхожу ближе: трое парней лет шестнадцати вынимают из чехлов электрогитары, тянут провод со второго этажа. Недалеко стоит невеста, жених, гости. Свадьба. Один из парней, видимо главный, отстучал ритм, резко взмахнул длинными волосами, и ребята заиграли. Они играли отличную известную песню, но догадаться об этом можно было с трудом. Потому что усилитель был включен на полную мощность, и из колонок раздавался такой грохот, что музыки почти не было слышно. Не касаюсь этической стороны дела, хотя можно представить, каково было в этот вечер жителям окружающих домов. Хочу поговорить о другом. К сожалению, очень часто музыка звучит слишком громко. Взрослые, а за ними и дети если поют, то громко, если включают проигрыватель, то так, чтобы слышали все…
Повторяю, дело не только в том, что музыка, звучащая слишком громко, мешает окружающим работать и отдыхать. Такая музыка теряет содержание, разрушает замысел композитора, вызывает раздражение и головную боль. Особенно страдают от громкой музыки подростки, играющие в вокально- инструментальных ансамблях (ВИА). Врачи подсчитали, что такие ансамбли нередко развивают громкость, равную по количеству децибел реву реактивного самолета. При такой громкости организм приходит в состояние обороны. Начинают активно вырабатываться гормоны. Нервная система разрушается. Были случаи, когда музыкантов, играющих в подобных ансамблях, доставляли прямо с концерта в больницу в тяжелом состоянии. В Древнем Китае даже казнили громкой музыкой. О вредном воздействии звуков повышенной громкости на организм человека необходимо рассказать подросткам.
Но громкое звучание музыки — это только одна сторона проблемы. Есть и другая, не менее важная. Музыка сегодня, пожалуй, наиболее популярный вид искусства. Попасть на хороший спектакль не так-то просто. Чтобы посетить некоторыевыставки, надо выстоять огромную очередь. А с великими творениями Баха иШостаковича можно повстречаться прямо дома. Это прекрасно. Это сказкеподобно. Но это и печально. Печально потому, что музыка, звучащая в доме постоянно, перестает восприниматься как искусство. Превращается в привычный шумовой фон. В нашем подъезде живет Андрей, 15 лет. Он говорит, что и минуты не может прожить без музыки. Действительно, даже уроки Андрей делает при включенном чуть ли не на полную мощность магнитофоне, а гуляя с собакой, обязательно берет с собой транзистор. Это не любовь к искусству, а лишь дурная привычка постоянно оглушать себя звуками. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Часто музыка становится не более как шумовым фоном и в нашей взрослой жизни. Она нередко звучит постоянно и в учреждении, и на пляже, и в поезде. Мы, сами того не замечая, приучаем подростков слушать музыку, не слыша ее. А между тем для восприятия музыки необходимы тишина и сосредоточенность. Как писал Г. Нейгауз: «Звук должен быть погружен в тишину, как драгоценный камень в бархатную шкатулку».
Как в условиях семьи повысить музыкальную культуру подростка? Как научить его слушать музыку? Во время лекции для родителей в общеобразовательной школе на этом месте одна мама перебила меня:«У нас нет проблемы слушать музыку. Скорее другая — оттащить Мишу от магнитофона. Он приходит домой, «врубает», по его выражению, «маг» и так до вечера без передышки». Как вы догадываетесь, Миша слушает легкую, развлекательную музыку, далеко не всегда интересную в художественном отношении. Озабоченность Мишиной мамы можно понять. Для нас глубоко небезразлично, на какой музыке воспитывать подрастающего человека. Ведь музыка способна не только облагораживать чувства, но и пробуждать в человеке зверя. Не только звать на борьбу, но и повергать в отчаяние.
«Когда музыка пуста и порочна, — писал древний китайский философ Сюнь Цзы, —народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив — возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают поднебесной».
В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел а государстве. Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами и самовольное отступление от них каралось законом. Конечно, рассуждения древних теоретиков во многом наивны. Но сама идея о способности музыки воздействовать на нравы не забыта. Сегодня музыка нередко служит средством одурманивания молодежи. Поп-музыка (популярная музыка легкого жанра) зачастую становится частью второсортного искусства, созданного специально для широких масс. Один английский журналист писал о такой музыке: «Это трюкачество, заимствованное из большого числа источников, сплав джаза,рока, блюза и цыганского романса. Используя и обыкновенные, и электронные инструменты, эта музыка убеждает, визжит и рычит».
2. Подростки спорят Опросы, проведенные психологами среди старшеклассников, показали, что большинство подростков сегодня (около 80%) предпочитает развлекательную, легкую музыку серьезной. Музыкальные вкусы их распределились следующим образом: на первом месте эстрадная песня, затем джазовая музыка, оперетта, балет, опера, музыка народная, симфоническая, камерная. Картина неутешительная. Особенно если учесть, что опрос проводился в крупном культурном и промышленном центре, где есть и филармония, и оперный театр. Многие подростки относятся к серьезной музыке нетерпимо, считая ее устаревшей и ненужной. Шестнадцатилетний Борис написал после одной из бесед о музыке по радио: «Музыку очень люблю. Но только не эту классическую, извините, тягомотину. Когда слышу скрипку, сразу выключаю радио. Другое дело здоровая эстрадная музыка. А классическая, может, и нужна пожилым людям, которые ищут покоя, но не молодежи». Письмо Бориса напомнило о разговоре с другим подростком, сыном моего приятеля, учеником Центральной музыкальной школы при Консерватории. Как-то мы возвращались с ним с органного концерта. Обменивались впечатлениями. Оказались около Театра оперетты. Только что кончился спектакль. Игорь долго смотрел на радостных, возбужденных зрителей, расходившихся по домам, и сказал: «Не понимаю. Как можно так разбазаривать время. Как можно слушать такую пустую, легковесную музыку, когда рядом через дорогу играют великого Баха». Борис и Игорь антиподы. Они представляют две диаметрально противоположные точки зрения. Кто из них прав?
Какая музыка больше нужна человеку — серьезная или легкая? Чем отличается легкая музыка от серьезной? Именно этим вопросам был посвящен диспут старшеклассников в одной общеобразовательной школе, куда меня пригласили не так давно. Спор разгорелся яростный и компетентный. Вот отрывки из некоторых выступлений: — Определить, где музыка легкая и где серьезная, очень просто. Серьезная музыка — это симфония, опера, концерт. А легкая — песня, танец, оперетта. — Все не так просто. А как же быть с джаз-симфонией? Или с зонг-оперой? И серьезные песни, как, скажем, песни А. Пахмутовой «Созвездие Гагарина» или«Нежность», никак нельзя отнести к легкой музыке. — Серьезная музыка это та, которую исполняет симфонический оркестр. А легкую — эстрадный. — Чепуха! Вальсы Штрауса или «Танец с саблями» из оперы Хачатуряна «Гаяне» исполняют и симфонический, и эстрадный оркестры. Большинство подростков высказалось критически по отношению к серьезной музыке: — Если музыка непонятна, то она и не нужна. А скрипку и симфонию никто не понимает. — Не верю я этим посетителям филармоний и консерваторий. Большинство из них ходит для престижа. Чтобы при встрече сказать: «Я был на концерте бетховенской музыки. Потрясающе!» — Развлекательная музыка важнее для человека. Серьезными вещами мы занимаемся, когда работаем и учимся. А музыка должна дать возможность отдохнуть, отвлечься. Очень немногие из выступавших рассуждали иначе: — Музыка способна на большее, чем только развлечь и дать возможность отдохнуть. И не обо всем можно говорить легко, с юмором. Только серьезная музыка способна вызвать глубокие чувства. Отразить жизнь во всем ее многообразии.
Потом, когда меня попросили подвести итоги диспута, я сказал примерно следующее: — Между легкой и серьезной музыкой нет «китайской» стены непонимания. Музыка делится не столько на серьезную и легкую, сколько на талантливую и бездарную. Это два потока одной могучей и широкой реки. Обычно любители серьезной музыки любят и хорошую легкую. Скажем, С. Рахманинов очень любил оперетту «Веселая вдова» Легара. А. Д. Шостаковичнаписал оперетту «Москва—Черемушки». Писали легкую музыку и такие композиторы-классики, как Бах (танцы, кофейная кантата о девушке, перехитрившей отца, запрещающего ей пить кофе), Бетховен(юмористическое рондо, песни) и многие другие. С другой стороны, Соловьев-Седой написал балет «Тарас Бульба». Однако, как мы убедились сегодня на диспуте, некоторые любители легкой музыки значительно более нетерпимы. Они вообще отрицают за классической музыкой право на существование. Эти ребята не правы. Мир музыки безбрежен. Знать только развлекательную музыку — это все равно что, осматривая огромный прекрасный дворец, побывать лишь в одной небольшой комнате. Человека, не понимающего серьезной музыки, вряд ли можно назвать культурным человеком. Не знать имен Баха, Чайковского или Кабалевского, не быть знакомым сСедьмой симфонией Шостаковича или Пятой симфонией Бетховена — это все равно что не знать имен Пушкина и Лермонтова и не читать «Войну и мир» или«Евгения Онегина». Серьезная музыка, глубоко понятая и прочувствованная, делает человека лучше, вселяет в него новые силы, оптимизм, помогает бороться с трудностями. Обидно за людей, которые не понимают и не хотят понимать серьезной музыки и тем самым обедняют свою жизнь.
3. Делу время — потехе час Как же приобщить подростка к серьезной музыке? Задача эта не простая. Старшеклассники, как правило, имеют сложившиеся музыкальные взгляды. Поэтому речь идет уже о их перевоспитании, что, как известно, значительно труднее. Здесь ничего нельзя добиться нравоучениями, приказаниями и запретами: «Не слушай это. Слушай вот это, а то не пойдешь гулять». Сажать насильно слушать симфонию Чайковского — величайшая нелепица, которая не принесет ничего, кроме отвращения ко всякой симфонии и к серьезной музыке вообще. Слушание музыки может быть только делом сознательным, добровольным. Поощрением, праздником, но никак не наказанием. Вообще было бы ошибочно и несправедливо ругать подростков за их пристрастие к легкой, особенно танцевальной музыке. Было бы странно, если бы молодежь не любила танцевать, шутить, радоваться.
Главное, что отпугивает подростков от серьезной музыки, — трудность восприятия. Если в легкой музыке содержание лежит, так сказать, на поверхности, то для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо эмоционально слиться с ней, уметь слушать внимательно. Знакомый старшеклассник рассказывал, что был буквально поражен, когда попал случайно на концерт симфонической музыки. Все сидели затаив дыхание, а он был совершенно равнодушен. «Наверно, я не способен к музыке», — решил юноша и был не прав. Просто чтобы научиться слушать музыку, нужны определенный навык, определенная привычка, определенный уровень художественного вкуса. Лучше всего эти качества вырабатываются в детстве, но и подростку, и взрослому не поздно начинать слушать серьезную музыку. Начинать надо с того, что ребятам понятно, что им нравится. Они любят джаз — предложите им послушать джазовые мелодии Д. Гершвина или джазовые обработки классической музыки. Старшеклассники любят танцевальную музыку и с интересом будут слушать танцы в классической музыке. Нравится гитара — предложите записи народной и классической музыки в исполнении на гитаре. На первых шагах приобщения к музыке пусть чаще звучит популярная симфоническая музыка, а также музыка программная, которая воспринимается легче. Использование легкой, джазовой музыки для приобщения подростков к серьезной музыке совсем не означает, что надо целиком и полностью идти у них на поводу и одобрять всю их музыкальную деятельность.
Если нам удастся добиться, чтобы у подростков появилось желание научиться понимать серьезную музыку, это будет первый и самый важный шаг на пути их музыкального воспитания. «Чтобы полюбить музыку, — писал Д. Шостакович, — надо прежде всего ее слушать… Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках…»