Что относятся к коммерческим организациям

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 50 ГК РФ

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 2 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Информация об изменениях:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ в подпункт 3 пункта 3 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

Информация об изменениях:

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 12

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 13

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 14, вступающим в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 15

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 4 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 50 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Правило пункта 5 статьи 50 подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня его официального опубликования, указанное правило применяется с 1 января 2015 г.

В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 не применяются

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 50 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Источник

Что относятся к коммерческим организациям

ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) общественных движений;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

С 01.03.2022 п. 7 п. 3 ст. 50 излагается в новой редакции (ФЗ от 01.07.2021 N 287-ФЗ). См. будущую редакцию.

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

(пп. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

14) государственных корпораций;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

15) нотариальных палат.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

(п. 5 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Источник

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

Перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне, — это список данных, которые отнесены к указанной категории на основании локального нормативного акта организации.

Всегда есть перечень сведений, циркулирующих на предприятии: он определяется положениями о делопроизводстве, иными локальными нормативными актами. Весь массив информации делится на две части: открытые данные и конфиденциальные, которые сохраняются в тайне от конкурентов, третьих лиц. Не всю информацию разрешается скрыть: закон определяет, к каким данным разрешается ограничивать доступ, а к каким — нет.

Законодательная основа

Конкретный и детальный перечень информации, составляющей коммерческую тайну, в законодательстве не приведен. Но примерный или ориентировочный список можно сформировать на основании Федерального закона №98-ФЗ от 29.07.2004 и правоприменительной практики. В законе (№98-ФЗ) есть определения терминов и список сведений, к которым ограничить доступ нельзя.

Понятие коммерческой тайны

В ст. 3 закона №98-ФЗ указано, что коммерческая тайна — это определенный режим использования служебных, операционных, производственных, экономических или технических данных, когда доступ к ним ограничен или наложены ограничения на распространение такой информации. Ее сохранение в секрете от третьих лиц позволяет компании объективно снизить расходы, увеличить прибыль, сохранить положение на рынке, избежать затрат, то есть эти сведения обладают ценностью для предприятия и его конкурентов.

Любая фирма вправе сама установить перечень информации, относящейся к коммерческой тайне, с учетом ограничений, данных в ст. 5 ФЗ №98.

Перечень конфиденциальной информации на территории РФ

В соответствии с действующим законодательством полный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяет локальный нормативный акт — например, соответствующий приказ.

В список обычно включают:

В соответствии со ст. 4 ФЗ №98 определить перечень ограниченной к распространению информации вправе ее обладатель. С учетом установленных в компании правил субординации положение, закрепляющее перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, утверждается уполномоченным в учредительных документах лицом. С лицом, имеющим доступ к тайне, составляется соглашение о неразглашении.

Что не признается коммерческой тайной

Этот список приведен в ст. 5 ФЗ №98, он включает в себя следующие данные:

Источник

Что включают в себя коммерческие расходы?

Что относятся к коммерческим организациям

Сведения о коммерческих и управленческих расходах компания должна раскрывать в отчете о финрезультатах:

Ни НК РФ, ни другие нормативные акты не содержат четкой формулировки, что именно следует относить к коммерческим расходам, а что — к управленческим. На практике коммерческие и управленческие расходы — это траты компании, отражаемые на счетах 44 и 26 соответственно.

Что относится к управленческим затратам?

К управленческим расходам относятся суммы, формируемые на счете 26 и связанные с содержанием общего имущества фирмы и организацией ее деятельности. Отличительный признак таких расходов — они не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей. Примером управленческих расходов могут служить траты:

Управленческие расходы могут быть включены в себестоимость по мере продажи произведенной продукции. Тогда бухгалтер должен списать их проводкой по дебету счета 20 (23 или 29) и кредиту счета 26.

Второй способ учета управленческих расходов — отнести их в полной сумме в себестоимость того отчетного периода, в котором они возникли. Бухгалтер сделает в таком случае проводку Дт 90 Кт 26.

Выбранный порядок учета управленческих расходов должен быть указан в учетной политике компании (п. 20 ПБУ 10/99).

Алгоритм учета затрат зависит от вида деятельности компании и каждый налогоплательщик утверждает выбранный вариант под собственные нужды. Как правильно зафиксировать затраты в учетной политике, узнайте с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Подробнее о счете 26 узнайте из публикации «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Что входит в состав коммерческих расходов?

В отличие от управленческих расходов коммерческие расходы включают затраты компании, которые связаны с производственной или торговой деятельностью. Для фирм, работающих в сфере производства, коммерческими расходами будут траты на упаковку изделий, их доставку до склада покупателя, рекламные мероприятия и др.

В коммерческие расходы торговой компании входят затраты на перевозку и хранение товаров, оплату труда, аренду или содержание зданий, где осуществляется торговля, рекламу, представительские расходы и т. п.

Как правильно оформить представительские расходы, расскажем в этой статье.

Что относится к коммерческим расходам компаний, занимающихся сельхоззаготовкой и переработкой? Это траты на содержание заготовительных и приемных пунктов, содержание скота и птицы (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В бухучете коммерческие расходы собираются по дебету счета 44. При этом есть 2 способа учесть такие расходы в себестоимости:

Выбранный способ распределения компания указывает в своей учетной политике.

Отражаются ли коммерческие расходы в балансе, см. в этой статье.

Итоги

Четкого перечня коммерческих затрат законодательные акты РФ не содержат. На основании сложившейся практики российского бухучета коммерческие расходы следует относить на счет 44. Исходя из данного принципа коммерческими расходами можно признать те затраты, что перечислены инструкцией к Плану счетов в описании счета 44.

Подробнее о том, как организации составить собственный рабочий план счетов и какие счета в него включить, читайте в этой публикации.

Источник

Что относятся к коммерческим организациям

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

Russian Classification of organizational and legal Forms

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ОК 028-2012 с ОК 028-99 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата

ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики

ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Примечание изготовителя базы данных:

ВНЕСЕНЫ изменения: N 1/2013 (ИУС 9, 2013), N 2/2014 (ИУС 4, 2015), N 3/2018 (ИУС N 12, 2018), N 4/2018 (ИУС N 12, 2018), N 5/2021 (ИУС N 11, 2021).

Введение

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;

разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;

государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;

обеспечением межведомственного информационного обмена;

анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (абзац в редакции изменений N 2/2014).

(Абзац в редакции изменений N 1/2013, исключен изменениями N 2/2014).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (абзац в редакции изменений N 4/2018);

общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (абзац в редакции изменений N 4/2018);

казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

автономных некоммерческих организаций;

публично-правовых компаний (абзац в редакции изменений N 2/2014).

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды) (абзац в редакции изменений N 1/2013).

К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.

Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:

В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно правовые формы.

В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Каждая позиция в классификаторе содержит:

— пятиразрядный цифровой код;

— наименование организационно-правовой формы.

Структура кода имеет следующий вид:

Что относятся к коммерческим организациям

В ОКОПФ введены позиции:

— 1 90 00 «Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями», предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации;

(Абзац исключен изменениями N 2/2014).

К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.

Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.

Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для формирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008 (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей. Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Структура кода КИСЭ имеет следующий вид:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *