Что относят к социокультурной компетентности профессиональной деятельности классного руководителя
Развитие профессиональной компетентности классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Развитие профессиональной компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
нельзя улучшить, минуя голову учителя»
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный
государственный образовательный стандарт. Мы знаем, какие требования предъявляются к выпускнику школы, как всесторонне анализируются результаты обучения. Достижение таких результатов невозможно без развития компетенций учителя, его постоянного самосовершенствования.
Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам.
С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.
Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.
К сожалению, классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.
При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»
Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве, выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни. Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.
Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.
Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.
К определению понятия «Профессиональная компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.
Процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии:
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
— его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
— его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
— его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Реализация повышения компетентности классных руководителей возможна по следующим каналам:
через собственное, нестимулируемое извне, чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении;
через обучение на курсах повышение квалификации;
через применение в своей деятельности опыта школьных коллег.
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях введения ФГОС:
приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор . Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог . Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель . Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения
Классный руководитель – социальный организатор . Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.
Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
знание законодательства о современном образовании;
нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
умение применять правовую базу о защите детства;
применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:
овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся.
изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции классных руководителей имеет следующий вид:
Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)
Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)
Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).
Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).
Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия). Я считаю, что в нашей школе этот алгоритм существует и работает!
Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
методическую и обучающую деятельность;
обучение на курсах повышения квалификации;
применение в своей деятельности опыта школьных коллег,
проведение мониторинговых исследований,
анализ воспитательной деятельности.
В завершении приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Социальная компетентность классного руководителя
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Социальная компетентность классного руководителя (Зубова Т.В.)
Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.
Как же помочь младшему школьнику стать социально компетентным?
Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому, в качестве следующего пути развития социальной компетентности мы считаем важным выделить специально организованное взаимодействие между детьми, с целью формирования социальных умений и навыков. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т.д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место в урочной и внеурочной деятельности детей. Для эффективного формирования социальных навыков при организации такой деятельности необходимо вырабатывать алгоритмы выполнения заданий, обсуждать правила работы, анализировать их выполнение. Взаимодействие может быть организовано по поводу учебных ситуаций, но по завершении работы обсуждается не просто выполнение учебного задания, но и соблюдение норм и правил групповой работы. Это способствует осмысленному выполнению правил. На смену урокам и занятиям, где доминирует учитель, сегодня должны прийти активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, ролевые и деловые игры. Учитель сегодня должен отказаться от монолога и занять позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.
Для повышения эффективности формирования социальных умений необходимо использовать также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта. Для этого каждым учителем должны быть реализованы специальными программы обучения детей конкретного класса навыкам социального взаимодействия. Это позволит овладеть социальными навыками всем учащимся без исключения.
Выделим эти образования на основе анализа задач и особенностей возраста. Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.
Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально-нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младшего школьника.
В- третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки младшего школьника на его социальную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.
Следовательно, социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Эти характеристики личности тоже входят в состав социальной компетентности и требуют внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в классе. Поэтому еще один путь развития социальной компетентности я вижу в создании особой, развивающей атмосферы.
Создание развивающей атмосферы требует от учителя коренного пересмотра собственной позиции и установок по отношению к детям. Из психологических исследований известно, что мотивация достижения формируется у младшего школьника, если он преодолевает трудности, получая столько помощи, сколько ему необходимо для достижения успеха. Произвольная саморегуляция является результатом развития навыка самоконтроля. Позитивная самооценка – следствие продуманной оценочной политики учителя, ориентированной на подчеркивание успехов и сравнение ребенка самого с собой на разных этапах его развития. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:
Оказание поддержки ребенку со стороны учителя;
Демонстрация ему любви и принятия;
Создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;
Оказание помощи в преодолении трудностей;
Компетенция классного руководителя
Термин « компетенция» происходит от латинского слова, что означает – «совместно достигаю, добиваюсь, подхожу» В словаре Ожегова компетентность определяется достаточно широко как « круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» (Ожегов, 1968). В энциклопедическом словаре под компетентностью понимается: 1) круг полномочий, пре6доставленных законом, уставом или иным актом конкретной организации или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области (Большой энциклопедический словарь, 1987).
Для работников образования в число компетенций входят: оказание влияния на других людей, развитие других людей, межличностное понимание, уверенность в себе, самоконтроль, личная эффективность, профессиональная экспертиза, сотрудничество.
Компетенция позволяет прогнозировать хорошее или плохое исполнение, которое измеряется с помощью конкретного критерия или стандарта.
Важной задачей образовательного процесса должно стать формирование социальной компетенции, а учащихся следует обучать эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.
Потребность в компетентности рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок развития автономности личности. Человеку важно чувствовать себя компетентным во взаимодействии с внешним миром, и в этом заложен не только адаптивный смысл. Компетентность является существенным мотивирующим фактором – основанием направленного устойчивого поведения, внутренней активности личности.
Воспитание – это важнейшая стратегическая задача общеобразовательного учреждения как центрального звена социализации детей. Ключевая роль в решении педагогических задач воспитания отводится классному руководителю.
Для эффективного выполнения своей роли классный руководитель должен уметь решать следующие задачи:
— организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива через разнообразные виды совместной деятельности;
— создание благоприятной социальной ситуации развития, необходимой для успешной жизнедеятельности, индивидуального самовыражения и разностороннего развития каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования у него нравственных смыслов и духовных ценностей;
— организация учебно-воспитательной деятельности с учетом основных тенденций общественной жизни и актуальной ситуации в обществе, в которой оптимально сочетаются, с одной стороны, регламентированные, адаптивные и, с другой – надситуативные, преобразующие неадаптивные формы активности;
— формирование толерантной, поликультурной личности учащихся, эффективно функционирующей в системе межэтнических и межконфессиональных отношений.
Стоящие перед классным руководителем сложные воспитательные задачи диктуют следующие методологические принципы:
1) от совместной деятельности в классе к формированию социальной компетенции ученика.
Процесс социализации в школьном возрасте приобретает систематический, контролируемый характер. Важное место в этом процессе занимает комплекс учебно-воспитательных воздействий, реализуемых через совместную деятельность класса и классного руководителя. Выделяются три основных результата совместной деятельности:
А) она порождает, творит межличностные отношения ее участников;
Б) это средство, орудие, посредством которого только и могут быть преобразованы межличностные отношения;
В) процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы.
Таким образом, эффективная организация совместной деятельности в классе становится основным ресурсом развития как самого класса, так и формирования социально активного и компетентного ученика.
Ведущую роль в психическом развитии и формировании социальной компетентности в школьном возрасте играют учеба и общение со сверстниками. В процессе учебной деятельности происходит интенсивное формирование интеллектуальных способностей ученика.
Таким образом, одна из основных задач классного руководителя – это организация конкретных видов совместной деятельности в классе в ходе обучения и внеклассной работы с учетом возрастных особенностей детей.
Психологи описали основные характеристики поведения « компетентного ученика «:
— выполнение учебных заданий;
— зрелый подход к решению проблем;
— сотрудничество и взаимоуважение среди сверстников;
— включенность во внеклассную работу;
Владение навыками эффективного поведения в различных ситуациях.
Эти пункты больше имеют отношение к социальному и развивают и формируют социальный характер ребенка. Но это также является главным в педагогическом воздействии на ребенка, так как школа является частью общества.
Какие умения характеризуют «компетентного классного руководителя»?
1. Умение создать психологический климат доверия между учителями и учащимися.
2. Обеспечивать сотрудничество в принятии решений между участниками учебно-воспитательного процесса.
3. Актуализировать мотивационные ресурсы учебной деятельности.
4. Обладать личностными установками, наиболее адекватными гуманистическому образованию.
5. Помогать учащимся в личностном развитии
Есть три установки учителя, которые могут быть рассмотрены как наиболее удачные в организации эффективной совместной деятельности в классе:
А) подлинность в общении – позволяет учителю вступать в непосредственно личные отношения с учеником, общаться с ним как человек с человеком. Когда ребенок чувствует, что общается не с «безличным воплощением школьных правил», он начинает с гораздо большей охотой включаться в учебно-образовательный процесс и общественную жизнь класса.
Б) Эмпатическое понимание – оно обеспечивает атмосферу самостоятельного обучения, основанного на собственном опыте учащихся. Ученики «глубоко чувствуют, когда их просто понимают – не оценивают, не судят, просто понимают с их собственной ( а не с учительской ) точки зрения.
В) Одобрение, принятие и доверие – со стороны учителя они поддерживают чувство внутренней автономии, базового доверия к миру, самоидентичности, ведут к формированию внутреннего контроля, веры в собственные силы и служат базой повышения социальной компетентности ученика.
2) Социальная компетентность как продукт социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития в школьном возрасте реализуется через конкретные учебные ситуации, возникающие в ходе воспитательного процесса и задающие характер и предмет совместной деятельности. Психологи рассматривают социальную ситуацию как « естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся событий или деятельности».
Выделяются 10 главных параметров социальной ситуации:
— правила, общепринятое мнение о допустимом и недопустимом поведении в той или иной ситуации;
— концепты – представления и знания об объектах, моделях поведения;
— образцы и схемы поведенческого взаимодействия;
— роли, принятые в данной культуре модели взаимодействия;
— репертуар элементарных действий;
— трудности и навыки, различные препятствия и навыки их преодоления;
— физическая среда, границы ситуации, место действия ситуации, реквизит, пространство.
3) Адаптивная и преобразующая функции социальной компетентности.
Это чаще всего прагматическое и психологически полезное поведение. Сущность образования, как социальной практики, состоит в первую очередь в передаче старшим поколением и активном усвоении и воспроизводстве младшим поколением социального и культурного опыта, знаний, практических умений, навыков, способов творческой деятельности. С этой точки зрения школа и образование в целом выступает в качестве поддержания стабильности в обществе, обеспечивает преемственность поколений. Умения стимулировать интеллектуальные и социальные инициативы учащегося, поддерживать гармоничное соотношение адаптивной и неадаптивной активности, осуществлять педагогическую поддержку в различных учебных ситуациях являются важными составляющими социальной компетентности классного руководителя.
4) Социальная компетентность – ресурс поликультурной социализации личности.
В современном мире человечество все больше перемешивается, многообразие и многоликость мира растет. Но параллельно с глобализацией огромное значение приобретает индивидуальность личности. Идеи воспитания поликультурной личности прослеживается в европейской культуре, начиная с античности, однако только во второй половине 20 века они нашли свое отражение и практическое воплощение в концепции « поликультурного образования». В РФ эта проблема приобрела особую значимость и актуальность в последние десятилетия, когда в условиях экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны внимание к этнокультурному и религиозному компонентам образования. Поликультурная толерантность личности осознает социокультурное многообразие мира, который нас окружает, характеризуется непрерывным личностным ростом и идентичностью, не имеющей границ. Важно не только изучать многообразие окружающего мира, но и формировать межкультурную компетентность как одну из составных частей социальной компетентности.
Умения и навыки, которые необходимы социально компетентному классному руководителю:
— Эффективно организовывать совместную деятельность в целях развития позитивных межличностных отношений в классе и класса как социальной группы, в рамках которой происходит формирование социальной компетентности школьника,
— Формировать в процессе учебной и воспитательной деятельности адекватную социальную ситуацию развития.
— Стимулировать и поддерживать гармоничное соотношение адаптивной и неадаптивной активности личности, что обеспечивает не только приспособительного, но и преобразующего уровня компетентности.
— Формировать многоролевую личность, социокультурное развитие которой происходит на перекрестках разных культур и социальных пространств.
Овладевая такими умениями и навыками, классный руководитель существенно повышает уровень своей социальной компетентности и может эффективно выполнить свою воспитательную функцию, выступая в роли архитектора классного коллектива.