Что относят к приемам снижения напряжения в общении
18 техник для снятия эмоционального напряжения
Про техники для снятия эмоционального напряжения
Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения в ситуациях с избытка эмоций или агрессии собеседника.
Сегодня речь пойдет о последних.
Владение ими во многом определяет нашу способность справляться со сложными ситуациями не только в рабочей обстановке, но и в общении с друзьями и близкими.
Зачем снимать эмоциональное напряжение собеседника
Любая информация, который мы обмениваемся, воспринимается на эмоциональном фоне, который обычно не препятствует общению.
Мы можем вести переговоры, отдавать распоряжения, получать задания, вести переговоры.
Но если эмоции «зашкаливают», мы теряем способность конструктивно общаться.
Эмоции «перекрывают» канал обмена информацией, поэтому до восстановления «нормального» эмоционального фона общение будет затруднено.
Вы не сможете ни о чем договориться, пока собеседник не придет в состояние готовности воспринимать вашу речь.
Чтобы добиться этого, нужно уметь справляться с эмоциями и создавать условия для общения даже в конфликтной ситуации.
Как научиться снимать напряжение в конфликтных ситуациях
Многие их техник, о которых пойдет речь, мы применяем неосознанно и интуитивно.
Нелишним будет знать их полный перечень, чтобы осознанно применять в тех случаях, когда имеющиеся у вас навыки не позволяют справиться с ситуацией.
Выберите те техники, которые считаете наиболее эффективными.
Пробуйте применять их на практике.
3 группы техник для снятия напряжения
18 перечисленных техник я разделил на 3 группы.
Группа 1 — неречевые техники для снятия эмоционального напряжения.
Группа 2 — речевые техники для снятия эмоционального напряжения.
Группа 3 — техники, позволяющие защититься от оскорблений и «сохранить лицо», не отвечая собеседнику ответной агрессией.
Неречевые техники снижения эмоционального напряжения
Техника 1. Предоставьте собеседнику возможность выговориться
Не пытайтесь перекричать, перебить, «заболтать».
Ведение разговора на повышенных тонах, тем более, на крике, требует большого нервного напряжения.
Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас.
До момента, пока он не скажет все, что планировал сказать, либо устанет изливать эмоции, любая попытка прервать вызовет еще большую агрессию.
Техника 2. Внимательно слушайте
Старайтесь установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивайте, наклонитесь или подайтесь корпусом вперед, неявно «присоединитесь» — примите позу такую же, как у собеседника.
Техника 3. Сократите дистанцию
На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах.
Боксеры сокращают дистанцию, чтобы у противника не было места для замаха при нанесении удара, близкие люди обнимают друг друга, чтобы успокоить.
Улыбнитесь, прикоснитесь, наклонитесь.
Электронные средства коммуникации обезличивают общение — написать грубость в электронном письме, мессенджере или переписке в соцсети, сказать по телефону что-то неприятное и бросить трубку легко.
Решиться на то же в ходе личного общения труднее.
Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, добейтесь личной встречи.
Техника 4. Создайте пространственный комфорт для общения
Если оппонент стоит — встаньте, если сидит — сядьте.
Если разделяет преграда — стол, стул, прилавок — устраните или обойдите.
Предложите сесть, расположившись под острым углом или под углом 90 градусов.
Если есть возможность — сядьте рядом.
Речевые техники снижения эмоционального напряжения
Техника 1. Если вы незнакомы, назовите свое имя и узнайте имя собеседника
Старайтесь в ходе беседы как можно чаще произносить имя собеседника.
Обращение по имени не позволяет обезличить общение.
Оскорбить незнакомого человека существенно проще, чем того, с кем вы знакомы, пусть даже всего несколько секунд.
Техника 2. Регулируйте темп беседы
Чуть затягивайте ритм и темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делайте паузы в речи.
Спокойную, размеренную речь сложно «нагрузить» эмоциями.
Техника 3. Дайте понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению
Скажите об этом собеседнику.
Техника 4. Подчеркивайте значимость собеседника.
Будьте готовы сказать, что вы его цените, и его мнение и отношения с ним очень важны для вас.
Техника 5. Скажите о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас
«Я сожалею, мне обидно, мне неприятно…».
Техника 6. Скажите о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас
«Понимаю, как вам неприятно, обидно… понимаю, вы разочарованы…»
Техника 7. Обратитесь к фактам — без эмоций проговорите все детали ситуации, вызвавшей конфликт
«Давайте разберемся, что случилось…»
Техника 8. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации
Если это невозможно, пообещайте найти его в кратчайший срок.
Спросите у собеседника, какой выход из ситуации он считает наилучшим.
Необязательно, что вы примете его — главное, ваш партнер по общению вынужден будет контролировать эмоции, иначе собраться с мыслями ему будет трудно.
Техника 9. Найдите и подчеркните что-то общее
Это может быть сходство интересов, мнений, целей или даже просто желание быстро справиться с той ситуацией, в которой вы оказались — единство очень важно.
Если «мы», то значит «свои», а свои не могут не договориться.
Техника 10. Признайте правоту собеседника в том, в чем он прав
Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина — немедленно признайте ее.
Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше.
Доказывать, что он не виноват, и убеждать вас признать вашу неправоту ему уже не нужно, он будет готов обсуждать проблему по существу.
Техники «сохранения лица»
Как быть, когда вас оскорбляют? Как достойно ответить, сохранив внутреннее спокойствие и не потерять лицо?
Техника 1. «Внешнее согласие»
Когда вам говорят что-то неприятное и обидное, то предполагается, что вы потеряете контроль над собой и ответите собеседнику взаимностью.
Или начнете доказывать ему, что он неправ и его слова несправедливы.
Фраза «может, Вы и правы», не говорит, о том, что вы согласны, это понимают все, но она лишает собеседника права на продолжение словесной атаки.
В любом случае, очевидно, что повторять ее бесполезно.
Техника 2. «Повторение»
Произнести вслух, то, что в запале сказал вам собеседник, очень полезно.
Вряд ли тот, кто уже приготовился услышать «Сам дурак!» готов услышать от вас свои слова и готов на них реагировать.
Даже если у него большой словарный запас, постоянно слышать эхо своих слов, не получая желаемого результата в виде эмоциональной реакции, вряд ли понравится оппоненту.
Техника 3. «Уточнение»
«Вы правда так считаете? Почему?
Техника 4. «Часть моей личности»
Кому-то что-то не нравится в вас.
Признайте, что это допустимо. Но это ваше личное качество, которое принадлежит вам, поэтому чужое суждение о нем вас не трогает.
«Да, я работаю медленно. Но я стараюсь все делать без ошибок, поэтому перепроверяю свою работу».
Резюме
Является ли этот список приемов, используемых для нормализации отношений, исчерпывающим?
Конечно, нет, хотя в большинстве ситуаций вам поможет даже перечисленный здесь «арсенал».
Многие из этих техник используются не только для снятия напряжения, но и при ведении переговоров, управлении и общении между людьми.
Поэтому к разбору деталей их применения мы вернемся еще не раз.
Желаю вам всегда успешно справляться с эмоциями.
18 техник для снятия эмоционального напряжения
Про техники для снятия эмоционального напряжения
Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения при избытке эмоций или проявлении агрессии со стороны собеседника.
Сегодня речь пойдет о последних.
Владение ими во многом определяет нашу способность справляться со сложными ситуациями не только в рабочей обстановке, но и в общении с друзьями и близкими.
Зачем снимать эмоциональное напряжение собеседника
Любая информация, который мы обмениваемся, воспринимается на эмоциональном фоне, который обычно не препятствует общению.
Мы можем вести переговоры, отдавать распоряжения, получать задания, вести переговоры.
Но если эмоции «зашкаливают», мы теряем способность конструктивно общаться.
Эмоции «перекрывают» канал обмена информацией, поэтому до восстановления «нормального» эмоционального фона общение будет затруднено.
Вы не сможете ни о чем договориться, пока собеседник не придет в состояние готовности воспринимать вашу речь.
Чтобы добиться этого, нужно уметь справляться с эмоциями и создавать условия для общения даже в конфликтной ситуации.
Как научиться снимать напряжение в конфликтных ситуациях
Многие их техник, о которых пойдет речь, мы применяем неосознанно и интуитивно.
Нелишним будет знать их полный перечень, чтобы осознанно применять в тех случаях, когда имеющиеся у вас навыки не позволяют справиться с ситуацией.
Выберите те техники, которые считаете наиболее эффективными.
Пробуйте применять их на практике.
3 группы техник для снятия напряжения
18 перечисленных техник я разделил на 3 группы.
Группа 1 — неречевые техники для снятия эмоционального напряжения.
Группа 2 — речевые техники для снятия эмоционального напряжения.
Группа 3 — техники, позволяющие защититься от оскорблений и «сохранить лицо», не отвечая собеседнику взаимной агрессией.
Неречевые техники снижения эмоционального напряжения
Техника 1. Предоставьте собеседнику возможность выговориться
Не пытайтесь перекричать, перебить, «заболтать».
Ведение разговора на повышенных тонах, тем более, на крике, требует большого нервного напряжения.
Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас.
До момента, пока он не скажет все, что планировал сказать, либо устанет изливать эмоции, любая попытка прервать вызовет еще большую агрессию.
Техника 2. Внимательно слушайте
Старайтесь установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивайте, наклонитесь или подайтесь корпусом вперед, неявно «присоединитесь» — примите позу такую же, как у собеседника.
Техника 3. Сократите дистанцию
На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах.
Улыбнитесь, прикоснитесь, наклонитесь.
Электронные средства коммуникации обезличивают общение — написать грубость в электронном письме, мессенджере или переписке в соцсети, сказать по телефону что-то неприятное и бросить трубку легко.
Решиться на то же в ходе личного общения труднее.
Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, добейтесь личной встречи.
Техника 4. Создайте пространственный комфорт для общения
Если оппонент стоит — встаньте, если сидит — сядьте.
Если разделяет преграда — стол, стул, прилавок — устраните или обойдите.
Предложите сесть, расположившись под острым углом или под углом 90 градусов.
Если есть возможность — сядьте рядом.
Речевые техники снижения эмоционального напряжения
Техника 1. Если вы незнакомы, назовите свое имя и узнайте имя собеседника
Старайтесь в ходе беседы как можно чаще произносить имя собеседника.
Обращение по имени не позволяет обезличить общение.
Оскорбить незнакомого человека существенно проще, чем того, с кем вы знакомы, пусть даже всего несколько секунд.
Техника 2. Регулируйте темп беседы
Чуть затягивайте ритм и темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делайте паузы в речи.
Спокойную, размеренную речь сложно «нагрузить» эмоциями.
Техника 3. Дайте понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению
Скажите об этом собеседнику.
Техника 4. Подчеркивайте значимость собеседника.
Будьте готовы сказать, что вы его цените, и его мнение и отношения с ним очень важны для вас.
Техника 5. Скажите о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас
«Я сожалею, мне обидно, мне неприятно…».
Техника 6. Скажите о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас
«Понимаю, как вам неприятно, обидно… понимаю, вы разочарованы…»
Техника 7. Обратитесь к фактам — без эмоций проговорите все детали ситуации, вызвавшей конфликт
«Давайте разберемся, что случилось…»
Техника 8. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации
Если это невозможно, пообещайте найти его в кратчайший срок.
Спросите у собеседника, какой выход из ситуации он считает наилучшим.
Необязательно, что вы примете его — главное, ваш партнер по общению вынужден будет контролировать эмоции, иначе собраться с мыслями ему будет трудно.
Техника 9. Найдите и подчеркните что-то общее
Это может быть сходство интересов, мнений, целей или даже просто желание быстро справиться с той ситуацией, в которой вы оказались — единство очень важно.
Если «мы», то значит «свои», а свои не могут не договориться.
Техника 10. Признайте правоту собеседника в том, в чем он прав
Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина — немедленно признайте ее.
Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше.
Доказывать, что он не виноват, и убеждать вас признать вашу неправоту ему уже не нужно, он будет готов обсуждать проблему по существу.
Техники «сохранения лица»
Как быть, когда вас оскорбляют? Как достойно ответить, сохранив внутреннее спокойствие и не потерять лицо?
Техника 1. «Внешнее согласие»
Когда вам говорят что-то неприятное и обидное, то предполагается, что вы потеряете контроль над собой и ответите собеседнику взаимностью.
Или начнете доказывать ему, что он неправ и его слова несправедливы.
Фраза «может, Вы и правы», не говорит, о том, что вы согласны, это понимают все, но она лишает собеседника права на продолжение словесной атаки.
В любом случае, очевидно, что повторять ее бесполезно.
Техника 2. «Повторение»
Произнести вслух, то, что в запале сказал вам собеседник, очень полезно.
Вряд ли тот, кто уже приготовился услышать «Сам дурак!» готов услышать от вас свои слова и готов на них реагировать.
Даже если у него большой словарный запас, постоянно слышать эхо своих слов, не получая желаемого результата в виде эмоциональной реакции, вряд ли понравится оппоненту.
Техника 3. «Уточнение»
«Вы правда так считаете? Почему?
Техника 4. «Часть моей личности»
Кому-то что-то не нравится в вас.
Признайте, что это допустимо. Но это ваше личное качество, которое принадлежит вам, поэтому чужое суждение о нем вас не должно вызывать у вас беспокойство.
«Да, я работаю медленно. Но я стараюсь все делать без ошибок, поэтому перепроверяю свою работу».
Резюме
Является ли этот список приемов, используемых для нормализации отношений, исчерпывающим?
Конечно, нет, хотя в большинстве ситуаций вам поможет даже перечисленный здесь «арсенал».
Многие из этих техник используются не только для снятия напряжения, но и при ведении переговоров, управлении и общении между людьми.
Поэтому к разбору деталей их применения мы вернемся еще не раз.
Желаю вам всегда успешно справляться с эмоциями — чужими и своими.
Удачи и спокойствия!
Автор: Денис Карандашев
Подписывайтесь и получайте анонсы свежих статей
Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами
Техники регуляции эмоционального напряжения
Напряжение в деловом общении не всегда является чем-то, что нужно снижать: иногда напряжение наоборот нужно повышать. Поэтому речь может идти как о положительном, так и отрицательном эмоциональном напряжении. При низком эмоциональном напряжении эффективность деятельности низкая. Лишь начиная с определенного его уровня эффективность начинает расти. Следующие техники усиления и снижения психологического напряжения могут быть вам полезны в повседневном деловом общении.
Автор: Елена Васильевна Cидopeнкo, кандидат психологических наук, директор академических программ Стокгольмской школы экономики, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ.
Снижают напряжение | Повышают напряжение |
1. Подчеркивание общности с партнером (сходства целей, интересов, мнении личностных черт и др.) | 1. Подчеркивание различий между собой и партнером |
2. Подчеркивание значимости партнера его мнения в ваших глазах | 2. Принижение партнера негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партера в общее дело и преувеличение своего |
3. Вербализация эмоционального состояния (своего или партнера) | 3. Игнорирование эмоционального состояния (своего или партнера) |
4. Проявление интереса к проблемам партера | 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
5. Предоставление партеру возможности выговориться | 5. Перебивание партнера |
6. В случае вашей неправоты немедленное признание ее | 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации | 7. Поиск виноватых и обвинение партнера |
8. Обращение к фактам | 8. Переход на «личности» |
9. Спокойный уверенный темп речи | 9. Резкое убыстрение темпа речи |
10. Поддержание оптимальной дистанции угла поворота и наклона тела | 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз |
Рассмотрим подробно те из них, которые требуют развернутых пояснений и комментариев.
1. Техника подчеркивания общности (целей, интересов, личностных характеристик и т. п.). В тренингах японских менеджеров им через 20 минут после знакомства с группой предлагают написать, что их объединяет с каждым участником группы. Списков должно быть столько, сколько участников в группе, и каждый список должен включать не менее 10-ти качеств. В подчеркивании общности должны быть соблюдены два условия:
Есть некоторые черты, которые не являются недостатками, но воспринимаются как таковые теми, кто ими обладает: например, застенчивость, прямота, усидчивость, расчетливость и т. п. Подчеркивая общность по этим характеристикам, мы рискуем обидеть или уязвить человека. Первое требование подразумевает, что эти характеристики должны восприниматься как достоинства (например, наблюдательность, изобретательность, артистизм) или как спорные, но своеобразныечерты (хитрость, доминантность, эксцентричность, индивидуализм и т. п.). Например:
2. Техника подчеркивания значимости партнера, его мнения, вклада в общее дело и т. п. Подчеркивание значимости это выражение своего восхищения другим человеком, признание его заслуг и достижений. Требования к технике:
Это означает, что формула техники не «ты мне нравишься», а «мне кажется ценным то, что ты делаешь». Для того чтобы по-настоящему подчеркнуть значимость партнера, нужно замечать и запоминать, что он делает. В этой технике, как и во многих других проявляется интерес к партнеру.Подчеркивание значимости — это не комплимент в расхожем значении этого слова, потому что комплимент вполне может быть лестью, т. е. неискренним восхвалением. Подчеркивание значимости — это вариант позитивной констатации, но с некоторым эмоциональным дополнением: «У меня вызывает восхищение…», «…возникает гордость», «…растет уважение к тебе» и т. п. Например:
3. Техника вербализации своих чувств и чувств партнера. Речь идет о том, что один из партнеров говорит другому о своих собственных чувствах или о тех чувствах, которые, как ему кажется, испытывает партнер. При этом под категорию «чувство» подпадают любые эмоции и эмоциональные состояния и даже вообще любые психические состояния, например, сосредоточенность.
Зачастую эта техника вызывает непонимание и протест, особенно у мужчин. «Зачем же говорить о своих переживаниях? Сразу поймут, что это у меня слабое место» и т. п. В этих случаях действенными оказываются следующие формулы вербализации собственных чувств:
Когнитивный, рациональный анализ чувства, эмоционального состояния, несомненно, снижает его интенсивность. Вербализация собственного состояния, следовательно, выполняет двоякую роль — с одной стороны, информирует нашего партнера о наших чувствах и снижает его напряжение, а с другой стороны — помогает регулировать собственное эмоциональное состояние.
Гораздо труднее задача вербализации чувств партнера. Формулировки вроде: «вы возмущены» или «вы взволнованы» могут звучать как издевательство и провоцировать у партнера усиление негативный реакции. Более эффективна «косвенная» вербализация чувств партнера, например:
В прямых констатациях чувств предпочтительнее использовать термины, которые указывают па определенный уровень уважения и самоуважения, бережно-почтительного, а, возможно, даже изысканно-церемонного отношения к партнеру и к самому себе.
Сравним два столбца формулировок в табл. 2.
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств | Более уважительные формулировки для вербализации чувств |
1б. Вы не понимаете; я не понимаю | 1а. Вы удивлены; я удивлен |
2б. Вы в дегрессии: я в дегрессии | 2а. Вы огорчены; я огорчен |
3б. Вам неприятно, мне неприятно | 3а. Вам неуютно, мне неуютно |
4б. Вам противно; мне противно | 4а. Вы возмущены, я возмущен |
5б. Вы нервничаете; я нервничаю | 5а. Вас беспокоит; меня беспокоит |
6б. Вам обидно; мне обидно | 6а. Меня задевает; вас задевает |
7б. Вас бесит; меня бесит | 7а. У вас вызывает протест; у меня вызывает протест |
8б. Противно (вам; мне) | 8а. Вызывает дискомфорт (у вас; у меня) |
9б. Вы злитесь; я злюсь | 9а. Вы сердитесь; я сердит |
10б. Вы боитесь; я боюсь | 10а. Вы опасаетесь; я опасаюсь |
Вербализация чувств может совершаться с помощью формулы «Я чувствую себя как…» и далее метафора.Метафора должна быть яркой и в то же время мягкой, правдивой и в то же время шутливой, точной и в то же время уважительной по отношению к себе.
Таблица 3. Типичные ошибки в регуляции эмоционального напряжения и способы их преодоления