Что относят к письменной речи

Письменная речь

Полезное

Смотреть что такое «Письменная речь» в других словарях:

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П. р. включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П. р. может осуществляться средствами … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

письменная речь — Категория. Вид речи. Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.… … Большая психологическая энциклопедия

письменная речь — <. > письменная речь состоит из системы знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи, которые, в свою очередь, являются знаками для реальных предметов и отношений. Постепенно эта срединная или промежуточная связь <. >… … Словарь Л.С. Выготского

письменная речь — 1. Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

письменная речь — Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Синтаксис: Словарь-справочник

Письменная речь — Письменность графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка. Содержание 1 Этапы формирования письменности 2 Типы письменности человеческих языков … Википедия

письменная речь — 1. Речь в письменной форме. 2. Стилистическая разновидность речи, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы данного языка … Толковый переводоведческий словарь

письменная речь — см. формы речи … Словарь лингвистических терминов

Письменная речь — в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в… … Риторика: Словарь-справочник

Источник

Письменная речь

Материал из CrimLib.info

Что относят к письменной речи

Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.

В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (почерк).

В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.

В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.

В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.

Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.

Признаки письменной речи

1. Семантические признаки:

б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;

в) фактический материал документа — факты, знанием которых характеризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные знания, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;

г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы, их расположение, заключение и т. п.).

2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):

а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов, идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не переводимых дословно на другой язык, например «тянуть канитель»);

3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в роде и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), синтаксические, орфографические признаки.

4. Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге):

5. Мелкие привычки письменной речи:

Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.

На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.

На автороведческую экспертизу отправляют:

Источник

Что такое письменная речь: определение. Для чего она нужна

Одним из самых выдающихся достижений человечества является письменная речь. Благодаря этому умению мы можем сохранять и передавать точную информацию сквозь время и пространство. Письменность оказывает непосредственное влияние на устную речь. Ведь формулировка мыслей и умение пересказывать тексты во многом зависит от количества и качества прочитанной информации.

Что относят к письменной речи

Что такое письменная речь

Если взять любой толковый словарь, то определение этого понятия звучит так: «письменная речь – форма передачи информации в графическом виде». Различают две категории этого вида деятельности:

Для того чтобы овладеть письменностью необходимо пройти курс обучения. По своей сути это умение является монологической речью. То есть автор текста как бы «разговаривает» сам с собой. Но вследствие развития технологий, и появления массовых коммуникаций (интернет, СМС) возникли и диалогические варианты письменной речи.

Что относят к письменной речи

Немного истории

Письменную речь можно назвать «искусственной памятью человечества». Благодаря этому навыку люди смогли передавать свои мысли и умения через поколения.

Письменность проходила несколько этапов своего развития:

Как можно понять из истории, письменность прошла длинный путь от образности к выражению звуков. В современном мире используется алфабетическое письмо. И лишь несколько стран (Китай, Япония) продолжают использовать в выражении своих мыслей иероглифы.

Что относят к письменной речи

Для чего нужна письменная речь

Без этого умения человечество вряд ли смогло бы достичь того развития, которое мы наблюдаем сейчас. Ведь согласитесь, трудно пересказать по памяти из чего или как делается, к примеру, мобильный телефон. Кроме того, письменная речь оказывает огромное влияние и на психологию человека или его «внутренний мир». Ведь во многом наше восприятие зависит от того, какую мы информацию получаем из прочитанных источников.

Увы, современное сообщество тратит мало времени на чтение книг, предпочитая проводить время за просмотром телевизора, или «изучением» постов в социальных сетях. Такая тенденция ведет к появлению целого поколения людей неспособных складно выразить свои мысли, с малым словарным запасом, общающимися только сленговыми словечками или «мемами».

Это говорит о неумении использовать речевые обороты, эпитеты, и грамотно построенные фразы. Поэтому очень важно читать как можно больше книг или статей. Ведь как ни крути, а письменность влияет на содержание нашей разговорной речи.

Источник

Письменная речь

Пи́сьменность — графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка.

Содержание

Этапы формирования письменности

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорность принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть – глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма – «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. (Реформатский А.А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006. – с.352 – 353)

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. В случае неоднозначностей на гласный звук указывали специальные обозначения. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Типы письменности человеческих языков

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.

Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.

Основные виды письменностей

Что относят к письменной речи

Ниже приводятся основные виды письменностей, сгруппированные по общему происхождению или региону.

Древние письменности Ближнего Востока и Средиземноморья

Семитское (звуковое) письмо и его производные (кроме греческого)

Системы, возникшие под влиянием семитоидных

Греческий и возникшие на его основе алфавиты

Письменности, возникшие под влиянием грекоидных

Индийское письмо (слоговое)

Китайское письмо и его производные

Другие древние и средневековые письменности

Письменности, возникшие в XVIII—XX веках

Как правило, эти письменности были созданы миссионерами или носителями языков, под влиянием самой идеи письма.

Африка

Америка

Письменности для искусственных языков

Нерасшифрованные письменности

Литература

См. также

Ссылки

Письменности мираОбщие статьиИстория письменности • Графема • Дешифровка • ПалеографияЧто относят к письменной речиСпискиСписок письменностей • Список языков по системам письма • Список письменностей по количеству носителей • Список письменностей по времени создания • Список нерасшифрованных письменностей • Список создателей письменностиТипыКонсонантныеАрамейское • Арабское • Джави • Древнеливийское • Еврейское • Набатейское • Пахлави • Самаритянское • Сирийское • Согдийское • Угаритское • Финикийское • ЮжноаравийскоеАбугиды

Индийские письменности: Балийское • Батак • Бирманское • Брахми • Бухидское • Варанг-кшити • Восточное нагари • Грантха • Гуджарати • Гупта • Гурмукхи • Деванагари • Кадамба • Кайтхи • Калинга • Каннада • Кхмерское • Ланна • Лаосское • Лепча • Лимбу • Лонтара • Малаялам • Манипури • Митхилакшар • Моди • Мон • Монгольское квадратное письмо • Нагари • Непальское • Ория • Паллава • Ранджана • Реджанг • Саураштра • Сиддхаматрика • Сингальское • Соёмбо • Суданское • Тагальское • Тагбанва • Такри • Тамильское • Телугу • Тайское • Тибетское • Тохарское • Хануноо • Хуннское • Шарада • Яванское

Другие: Скоропись Бойда • Канадское слоговое письмо • Кхароштхи • Мероитское • Скоропись Питмана • Письмо Полларда • Соранг Сомпенг • Тана • Скоропись Томаса • ЭфиопскоеАлфавиты

Нелинейные: Шрифт Брайля • Азбука Морзе • Шрифт Муна • Оптический телеграф • Русская семафорная азбука • Флаги международного свода сигналовИдео- и ПиктограммыАцтекское • Донгба • Микмак • Миштекское письмо • Мезоамериканские системы письма • НсибидиЛогографические

Лого-консонантное: Демотическое • Египетское иероглифическое • ИератическоеСлоговыеАфака • Ваи • Геба • Древнеперсидское • И (современное) • Катакана • Кикакуи • Кипрское • Кпелле • Линейное письмо Б • Манъёгана • Нюй-шу • Хирагана • Чероки • ЮгтунПереходныеИберское • Кельтиберское • ЧжуиньНедешифрованныеБиблское • Иссыкское • Кипро-минойское • Критские «иероглифы» • Линейное письмо А (частично) • Миштекское письмо • Письменность Цзяху • Символы культуры полей погребальных урн • Синайское • Табличка из Диспилио • Тэртэрийские надписи • Фестский диск • ХанаанейскоеВымышленные и мнимыеСлавянские руны • ТенгварМнемонические приёмыКипу

Полезное

Смотреть что такое «Письменная речь» в других словарях:

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П. р. включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П. р. может осуществляться средствами … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Письменная речь — – речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой либо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

письменная речь — Категория. Вид речи. Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.… … Большая психологическая энциклопедия

письменная речь — <. > письменная речь состоит из системы знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи, которые, в свою очередь, являются знаками для реальных предметов и отношений. Постепенно эта срединная или промежуточная связь <. >… … Словарь Л.С. Выготского

письменная речь — 1. Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

письменная речь — Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Синтаксис: Словарь-справочник

письменная речь — 1. Речь в письменной форме. 2. Стилистическая разновидность речи, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы данного языка … Толковый переводоведческий словарь

письменная речь — см. формы речи … Словарь лингвистических терминов

Письменная речь — в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в… … Риторика: Словарь-справочник

Источник

Статья на тему: Понятие «письмо» и «письменная речь»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие «письмо» и «письменная речь».

Ключевые слова: письмо, письменная речь, речевая деятельность, младший школьник.

Объектом изучения является процесс обучения письму и письменной речи.

Цель исследования – изучение особенностей обучения письму и письменной речи в общеобразовательной школе.

« Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей» (Г.В.Рогова). По мнению Выготского, речевая деятельность – это целенаправленная, творческая перекодирование мысли в письменный вид, а письменная речь – это способ, когда мысли формируются в письменных языковых знаках.

Человек связан с несколькими видами деятельности, а именно такими, как политическая, трудовая, научная. Но существует и особая речевая деятельность, которой обладает человек. Именно без нее не может существовать никакая другая, она является предшественником, сопровождает другие виды деятельности. Речевая деятельность – это деятельность социального характера. Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.

С.Л.Рубинштейн (6) сравнивал два вида речи (устную и письменную) и писал, что устная речь – это чаще всего ситуативная речь, которая определяется ситуацией общения, имеет ряд эмоционально-выразительных средств, которые облегчают процесс коммуникации.

«Письменная речь, – указывал А.Р. Лурия, – не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения» (4, с. 270). По своему строению письменная речь всегда есть речь в отсутствии собеседника. Те средства кодирования мысли в речевом высказывании, которые протекают в устной речи без осознания, являются здесь предметом сознательного действия. Так как письменная речь не несет в себе жестов, мимики, интонации, то она должна быть насыщенной пунктуационно, должна обладать грамматической полнотой. Именно она позволит текст достаточно понятным. Письменная речь должна быть максимально наполнена, лексические и грамматические средства должны быть правильно поставленными, чтобы выразить полностью все содержание. При этом надо уметь строить свой текст таким образом, чтобы читающий мог проделать путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу, основной идее излагаемого текста. (4, 7)

Существует четыре вида речевой деятельности, два из которых производят текст- говорение и письмо, а два других воспринимают текст- слушание и чтение.

Рассмотрим более подробно такой вид речевой деятельности как письмо.

Письмо как вид речевой деятельности основано на умении писать. К нему относят четыре группы навыков:

— каллиграфия (навык начертания знаков письма),

— орфография (навык перекодировки звуков речи в графические знаки письма),

— композиция (навык построения письменного высказывания),

-лексические и грамматические навыки письма.

Навыки каллиграфии и орфографии относят к технике письма.

Если учесть практическую значимость письменной речи, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала. Учащиеся должны уметь находить и выписывать ключевые слова из текста, делать соответствующие записи для дальнейшего обсуждения, так же уметь отвечать за вопросы анкет, составлять краткую биографию, писать письма, используя нужную форму и так далее.

Для официально-делового стиля и научного письменная форма речи является основой. При использовании письменной речи человек обдумывает свою речь, пытается построить ее правильно, исправляя недочеты или дополняя его. Устная речь отличается от письменной интонацией произношения. В устной речи с помощью интонации мы выделяем определенные части высказывания, на которые нужно сделать акцент. В письменной же речи для этого используют различные пунктуационные знаки, средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста. Для этого используют другой шрифт в тексте, подчеркивания, курсивы, обрамления. Это помогает в письме выделить важные части текста и обеспечивает выразительность письменной речи.

Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

И целью обучения письму и письменной речи является формирование коммуникативной компетенции. Для этого нужно, чтобы у учащихся сформировались определенные графические автоматизмы, навыки и умения формулировать свои мысли. Учащимся необходимо давать задания для формирования развития письменной речи. Это могут быть и письма, которые он будут учиться писать в разных стилях(официальные, неофициальные), сочинения (эссе). Учащийся должен знать определенные правила написания сочинений. Они всегда имеют начало, середину и завершающую часть. Любая работа должна иметь свой смысл, ее надо представить, развить и завершить. Прежде всего сочинение должно начинаться с плана. Составить план не так трудно, если знать, что вы хотите сказать, и уточнить содержание вопросами к предмету сочинения.

Обучение письменной речи идет параллельно вместе с другими видами речевой деятельности – аудированием (диктанты, изложения), чтением, (ответы на вопросы, завершение рассказа), говорением (интервью, групповое обсуждение). Одним из методов, развивающих навыки письма является метод проектов. У учащихся происходит непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, что способствует развитию графических и орфографических навыков.

В заключение отмечу, что умение писать повышает уровень коммуникативной компетенции учащихся, запись осуществляется школьниками на разных уровнях обучения и с разными целями, выполняет обучающую, воспитывающую и образовательную функцию.

На современном этапе исторического развития письменная речь оказалась самостоятельным видом речевой деятельности, хотя и возникла и развивалась как форма отображения устной речи.

Необходимо овладеть всеми средствами выражения мысли в письменной форме для того, чтобы появилась письменная речь.

1).Гойхман О.Я., Надеина Т.М., Основы речевой коммуникации. Учебник.-М., 1997;

2). Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003.

4). Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд.2-е – Ростов на/Д., 2003;

5). Пассов Е.И. Обучение письму: учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002г.;

6). Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: СПб., 2002.

7). Тарасов Е.Ф. Введение в психолингвистику (лекции). Ч. I, П. – М., 1991.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *