Что относят к общественным благам
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Под вложениями во внеоборотные активы (долгосрочными инвестициями, капитальными вложениями) подразумеваются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных
25. Сущность и классификация капитала
25. Сущность и классификация капитала В истории экономики существовало множество теорий капитала.А. Смит рассматривал капитал как накопленный запас вещей или денег, разграничивая основной и оборотный капитал (первый является достоянием того, кто им владеет, и генерирует
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных
2.4. Понятие и классификация резервов
2.4. Понятие и классификация резервов Под резервами в экономическом анализе понимают нереализованные возможности улучшения использования ресурсов и повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.Примерная классификация резервов по ряду признаков
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ. ОТВЕТОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и
6. Понятие и классификация инноваций
6. Понятие и классификация инноваций Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким
12.5. Общественные блага
12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы
Занятие 15 Общественные блага
Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием
23. Общественные блага: понятие, сущность
23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития
16. Сущность и классификация группировок
16. Сущность и классификация группировок Статистическая группировка – это один из основных этапов проведения статистического исследования.Процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Менеджером можно назвать человека тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.Управленческое решение – это
2. Сущность и классификация группировок
2. Сущность и классификация группировок Научно обоснованное распределение на группы дает возможность сделать правильные выводы об изучаемой совокупности и происходящих в ней процессах.Принципы научной группировки были изложены в работах В. И. Ленина. Статистическая
Общественные блага: понятие, сущность
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;
2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;
3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
• общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
• индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
26) Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.
Среди издержек, которыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:
• трансформационные издержки (издержки технологии);
Трансформационные издержки — это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной ценностью.
Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:
• издержки поиска информации;
• издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
• издержки спецификации и защиты прав собственности;
• издержки оппортунистического поведения.
Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги.
Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.
Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе.
Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.
Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.
Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него.
27) Национальная экономика — это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.
Национальная экономика — это хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования разных наций в пределах определенного государства.
Основными признаками национальной экономики являются:
• наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда;
• единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты. Ее образуют прежде всего:
• единое хозяйственное законодательство;
• единая денежная система;
• общая финансовая система;
• общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром является государство;
• общая система экономической защиты. Это наличие своего рода экономических границ в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т.д.
Современное национальное хозяйство имеет три основных уровня организации: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика. Эти уровни различаются по экономическим признакам:
• степени разделения и кооперации труда;
• формам организации хозяйства;
Важнейшим показателем, характеризующим мощь и потенциальные возможности национальной экономики, является национальное богатство.
Национальное богатство — стоимость всех запасов, накопленных в данном обществе, материальных ценностей, созданных человеческим трудом для производства и потребления, запасов драгоценных металлов и камней, валюты, долгов других стран и собственности данной страны в зарубежных странах за вычетом долгов данного государства.
Логическая модель макроэкономики
Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:
1. Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство.
2. Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.
3. Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.
4. Рынок ценных бумаг. Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.
Эти рынки дополняются макроэкономическими связями:
• фирмы и домохозяйства выплачивают государству налоги;
• государство осуществляет дотации фирмам и трансфертные платежи домохозяйствам;
• фирмы часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства часть дохода сберегают (будущий спрос);
• государство часть бюджета использует для финансирования нерыночных секторов экономики (наука, образование, оборона, здравоохранение, производственная и социальная инфраструктура);
• государство вступает в кредитные отношения с заграницей.
Макроэкономика использует широко различные модели.
Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.
Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.
В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.
28) Основными макроэкономическими показатели являются:
• Валовый национальный продукт
• Валовый внутренний продукт
• Чистый национальный продукт
• Валовый национальный доход
• Валовый национальный располагаемый доход
• Чистое кредитование и чистое заимствование
Понятие общественного блага и его основные свойства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие общественного блага
Общественное благо – это товар или услуга, которые потребляются коллективно, то есть каждый субъект хозяйствования имеет к нему доступ вне зависимости от того, платит он за благо или нет.
Они отличаются от частных благ, которые приносят коммерческую выгоду только их владельцу. Общественные блага сложно продавать. Граждане государства пользуются благом, но всячески избегают необходимость оплачивать свой доступ. Возникновение «эффекта безбилетника».
Еще Аристотель разделял блага на частные и общественные, видя предназначение государства в предоставлении последних для всех членов общества. Отличительными особенностями этого блага можно назвать:
Выделяют чистые и смешанные общественные блага. Первый тип встречается достаточно редко. Это могут быть особенности географического положения, природно-климатические условия, доступ к экологически чистым ресурсам и так далее. К почти чистым благам относят обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан и иностранцев в пределах государственных границ. Транспорт, инфраструктура являются перегружаемыми общественными благами. Местами совместного потребления могут быть, например, парковки, библиотеки.
Исследование потребительского интереса к общественным благам показало необходимость поглощения блага всеми потребителями. Кривая спроса отражает предельную полезность такого блага. Объем потребления выражается в сумме цен, которые уплачивает потребитель при существующем объеме выпуска.
Таким образом, общественное благо представляет собой особый вид товаров или услуг, которые потребляются обществом совместно. Каждый индивид имеет к нему доступ, при этом стремится избежать необходимости оплачивать расходы.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные свойства общественного блага
Общественные блага становятся результатом функционирования общественного сектора. Расходы и доходы государства в идеале должны соответствовать потребностям граждан, а также целенаправленно применяться для их удовлетворения. Исследование природы и принципов распределения общественных благ позволяет распознавать и находить оптимальные варианты их поставки населению. В некоторых случаях возможна замена общественного блага частным. Социально-экономическая политика государства изначально предполагает, что составление и реализация статей бюджета учитывает потребности населения в соответствующих благах.
Основными свойствами общественных благ являются:
Первое свойство свидетельствует о невозможности существования конкуренции между потребителями блага. Второе свойство подтверждает, что каждый индивид имеет к нему доступ вне зависимости от своего положения в обществе. Отсутствие конкуренции выражается в предельном положительном внешнем эффекте. Например, жители региона совместно пользуются услугами противопожарной защиты или обороной страны. Кто из жителей является главным получателем услуги установить невозможно. Если в стране поддерживается стабильный уровень производства общественных благ, то число пользователей может увеличиться.
Неисключаемость свидетельствует о том, что у производителя нет реального выбора. Он не может определять покупателей, которым хотел бы реализовывать благо. Производитель не способен ограничить доступ к благам. Полный запрет на пользование или введение санкций против неплательщиков будет иметь огромный общественный резонанс. В результате владелец или производитель блага не может обособить свои отношения с каждым из пользователей.
Особенности потребления общественных благ
Доступ к общественным благам условно не ограничен. На объем их потребления влияют границы, которые определяют пределы производства и потребления. Границы ограничивают объем производства, потребление и распределение благ. В зависимости от территориальных ограничений выделяют следующие виды общественных благ:
При выпуске и потреблении общественных благ достаточно сложно организовать контроль над ними. Государству практически невозможно отследить, что каждый гражданин смог получить доступ к качественному товару или услуге. Для того, чтобы урегулировать этот вопрос используются социальные стандарты, в которых устанавливается объем и качество блага.
Еще одной проблемой является «эффект безбилетника», когда индивид любыми способами избегает необходимости оплачивать свой доступ к благу. Недостаточность финансирования сказывается на качестве благ, возможности их улучшения. Показатель реального спроса на благо занижается. При уменьшении количества потребителей повышается точность расчета расходов, приходящихся на каждого индивида при получении доступа к благу.
Общественные блага неделимы. Они не могут быть реализованы частями. Каждый пользователь блага получает равный к нему доступ, либо применяет его в полном объеме.