Что относят к объективным критериям самоконтроля
Объективные показатели самоконтроля и субъективные
Самообладание человека определяется по таким объективным показателям самоконтроля, как потоотделение, частота сердечных сокращений. Отслеживание данных показателей крайне важно для спортсменов – это поможет выбрать оптимальный режим тренировок.
Самоконтроль у спортсменов
Для чего нужен самоконтроль
Самоконтроль позволяет организовать наблюдение за физическим развитием, оценивать эффект, полученный в результате тренировок. Он позволяет вовремя заметить неблагоприятное воздействие на организм тех или иных физических упражнений.
Внимание! Если спортсмен организует контроль работы своего организма, это означает, что он сознательно относится к тренировкам, соблюдает режим занятий и отдыха.
Субъективные и объективные показатели самоконтроля
Критерии самоконтроля подразделяются на 2 вида: субъективные и объективные.
Объективные показатели
Объективные показатели самоконтроля – это биометрические данные, по которым можно судить о работе организма. К объективным критериям самоконтроля можно отнести:
Функциональное состояние, физическое развитие и подготовленность
Значимыми показателями физического развития являются рост и вес. На основе этих данных высчитывается весоростовой индекс: вес в граммах нужно разделить на рост в сантиметрах.
Дополнительная информация. Значения роста, веса и окружности грудной клетки позволяют определить крепость телосложения. Для этого из роста в сантиметрах нужно вычесть вес в килограммах и окружность грудной клетки в сантиметрах. Если получилось число меньше 10, делается вывод о крепком телосложении. Если результат находится в пределах от 10 до 20, это говорит о хорошем телосложении. Результат от 21 до 25 характеризует среднее телосложение. Значение от 26 до 35 характеризует слабое телосложение. Значение 36 и больше свойственно для очень слабого телосложения.
Для проявления физических качеств необходима мышечная сила. Она лежит в основе формирования выносливости, силы, ловкости, умения преодолевать препятствия. Измерить мышечную силу можно с помощью динамометра или по количеству отжиманий.
Основными способами оценки физического развития являются:
Важно! К объективным критериям самоконтроля обычно относят частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, частоту дыхания, массу тела. Именно по значениям этих показателей оценивается физическое здоровье и тренированность человека.
Субъективные показатели
Самочувствие, аппетит, продолжительность и глубина сна, умственная и физическая работоспособность, эмоциональный фон рассматриваются в качестве субъективных данных самоконтроля.
Самочувствие, настроение, сон, аппетит и болевые ощущения
Стабильно хорошее настроение спортсмена указывает на то, что тренировочный процесс идет хорошо, занятия приносят человеку удовольствие. Спортивные врачи перечислили следующие показатели хорошего настроения: уверенность в себе, жизнерадостность, спокойствие.
Хорошая работоспособность у спортсмена проявляется быстрым восстановлением после тренировки. В идеале утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Эффективным средством восстановления сил после тренировки является сон. При хорошем физическом состоянии организма и оптимальном режиме тренировок спортсмен не испытывает проблем с засыпанием, его сон глубокий.
Внимание! Заболевание или переутомление обязательно проявляется в субъективных показателях самоконтроля. Снижение хотя бы одного показателя может служить признаком ухудшения функционирования организма.
Болевые ощущения, возникающие во время тренировочного процесса, относят к особому виду субъективных показателей самоконтроля. Они возникают при выполнении циклических упражнений и могут быть локализованы в боку, правом подреберье, левой части живота. Причина возникновения боли – слишком глубокие вдохи, избыточная нагрузка, неправильный режим питания.
Дополнительная информация. В отличие от описанных выше разновидностей болевых ощущений, которые возникают во время физической нагрузки, боли в мышцах являются нормальным явлением. Они свидетельствуют об адаптации мышц к нагрузкам. Прекращать или снижать нагрузку в этом случае нет необходимости, нужно продолжать заниматься в обычном режиме.
Педагогический контроль
Действенной формой получения информации о состоянии здоровья спортсмена является педагогический контроль, организованный в системе. В его задачи входят:
Педагогический контроль основывается на контроле посещаемости тренировок, ведении дневника спортивных достижений, фиксации особенностей поведения в подготовительный период и момент выступления на соревнованиях.
Педагогический контроль реализуется с помощью наблюдения за состоянием спортсмена во время тренировок, сдачи спортсменами нормативов, анкетирования самих спортсменов и их тренеров, анализа документации преподавателя спортивной секции.
Важно! Главным в педагогическом контроле является оценка степени психофизического развития спортсмена.
Методы оценки физического состояния и подготовленности
Оценка подготовленности и общего физического состояния производится с помощью выполнения тестовых упражнений и расчета антропометрических индексов.
О здоровой работе сердечно-сосудистой системы говорит коэффициент экономизации кровообращения за минуту, приблизительно равный 2600. Его показания рассчитываются по формуле:
(АД максимальное – АД минимальное) * ЧП,
где АД – артериальное давление, ЧП – частота пульса.
Важно! Повышение коэффициента экономизации кровообращения способно указать на патологическую работу сердечно-сосудистой системы.
Клипостатическая и ортостатическая пробы позволяют оценить работу сердца. Спортсмен лежит на кушетке в течение 5 минут. После этого определяется его пульс. Затем он встает, снова замеряют пульс. В норме разница между пульсом в состоянии покоя и пульсом в положении, стоя, не должна превышать 18. Разница больше 20 ударов указывает на патологическую нервную регуляцию в сердечно-сосудистой системе.
С помощью пробы Штанге оценивается работа дыхательной системы. Спортсмену предлагается сделать глубокий выдох, затем – вдох с задержкой дыхания. Продолжительность задержки дыхания исчисляется в секундах.
Внимание! Эффективные тренировки в оптимальном режиме приводят к увеличению времени задержки дыхания.
Важный показатель тренированности – это масса тела. Если вес в граммах разделить на рост в сантиметрах, то у тренированных мужчин значение будет в диапазоне от 350 до 400. Для девушек, занимающихся спортом, этот показатель равняется 325-375. Если этот индекс выше, то спортсмену рекомендуется пересмотреть рацион питания.
Еще одним способом определения тренированности является проба Ромберга. Спортсмен в положении, стоя, закрывает глаза, сдвигает стопы, вытягивает руки с разведенными пальцами вперед. Оцениваются степень дрожания кистей и устойчивость человека. Чем лучше тренированность тела, тем легче спортсмену длительное время стоять неподвижно.
Дополнительная информация. При систематических тренировках спортсмену необходимо проверять позвоночник на гибкость, которая зависит от физиологического состояния суставов, способности мышц и связок к растяжению. Занятия спортом оказывают оздоровительное действие на позвоночник.
Занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья организма, повышают уровень работоспособности, нормализуют психоэмоциональное состояние. Однако заниматься без самоконтроля опасно – игнорирование физиологических признаков переутомления может причинить серьезный вред здоровью.
Особенности и специфика самоконтроля
Особенностью самоконтроля является то, что его эффективность основывается на регулярном заполнении дневника наблюдений. Неблагоприятные факторы тренировочного процесса (избыточную нагрузку или неправильный режим занятий) можно обнаружить только при наличии объективных сведений и точных записей в дневнике.
Внимание! Объективный самоконтроль спортсмена – это одна из ключевых составляющих медицинского контролирования спортивной деятельности. Ведение дневника не отменяет регулярное посещение спортивного врача.
Значимость объективных показателей самоконтроля в жизни спортсмена сложно переоценить. Именно они помогают предотвратить травмы, указывают на необходимость снижения интенсивности физической нагрузки.
Самоконтроль значим для спортсменов
Видео
Что такое самоконтроль
При занятии спортом человеку необходимо контролировать свое состояние, отслеживать показатели пульса, сердцебиения, дыхания и так далее. Поэтому изучению самоконтроля, его целей, задач и методов исследования уделяется много внимание среди врачей и даже профессиональных спортсменов.
Эффективность упражнений, выполняемых человеком, определяется их воздействием на организм. Если занятия ухудшают общее самочувствие, работоспособность или даже приводят к нарушениям основных функций организма, то следует пересмотреть условия выполнения упражнений.
Если спортсмен осуществляет самоконтроль при занятии физической культурой, ведет дневник, фиксируя основные признаки, то он ответственно подходит к своим нагрузкам. Результат от тренировок, которые формируются с учетом выявленных признаков, будет более выражен и не нанесет организму ущерб.
Говоря об осуществлении самоконтроля и оценке состояния организма, необходимо определить две группы показателей: объективные и субъективные.
Об этом много говорится в учебной литературе, образовательных программах, предусматривающих написание рефератов и докладов самими спортсменами, а также в рекомендациях врачей.
Объективные показатели
Первая группа признаков самонаблюдения носит объективный характер. Они предусматривают совокупность биометрических данных, которые определяют общее влияние нагрузки на здоровье человека.
Объективная группа признаков самоконтроля предусматривает несколько критериев. К ним следует относить следующее:
Какой именно прием определения состояния организма выбрать, решает сам спортсмен. Для большей эффективности следует учитывать все критерии.
Также потребуется учесть физическое развитие, которое зависит от роста и веса человека. Нужно установить показатель, который будет называться весоростный индекс. Имеет значение и крепость телосложения. Например, если из роста вычесть вес и окружность грудной клетки, то получится показатель, характеризующий телосложение (до 10 — крепкое, от 10 до 20 — хорошее, от 21 до 25 — среднее, свыше 25 — слабое).
Субъективные признаки
Вторая группа признаков самонаблюдения носит субъективный характер. Сюда входят данные, которые индивидуальны для каждого человека.
Фиксация рассматриваемых критериев — самостоятельный процесс. Соответственно, следует знать, что к субъективным показателям самоконтроля относится следующее:
Также к субъективным данным самоконтроля относятся болевые ощущения. Напряжение и дискомфорт в мышцах нормально. Они должны пройти на следующий день. Все зависит от степени нагрузки. Если же тренировка вызывает иные болевые ощущения, то следует пересмотреть режим, а может обратиться к врачу.
Таким образом, самоконтроль, осуществляемый посредством определения субъективных и объективных признаков, особенно важен для спортсменов. Он влияет как на эффективность тренировок, так и на поддержание здорового состояния организма.
Что относят к объективным критериям самоконтроля
Библиографическая ссылка на статью:
Безрутченко А.Ю. Субъективный и объективный самоконтроль // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86317 (дата обращения: 16.12.2021).
Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич
Помимо занятий в спортивных комплексах, тренажерных залах, секциях под руководством тренеров и под пристальным вниманием врачей студенты также самостоятельно упражняются дома. К сожалению, многие из них недостаточно хорошо знакомы с нормами и правилами проведения самостоятельных занятий, что может отрицательно повлиять на эффективность последних и даже пагубно сказаться на здоровье студентов. Поэтому имеет смысл рассказать о методике самоконтроля, позволяющей наилучшим образом оптимизировать самостоятельное выполнение упражнений. В данной статье будут рассмотрены некоторые способы осуществления самоконтроля, которые автор считает наиболее важными.
Самоконтроль – это практика, направленная на самостоятельное наблюдение за собственным здоровьем, учёт показателей физической подготовки и их изменений во время занятий спортом с целью достижения наилучших спортивных результатов без вреда здоровью.
Самоконтроль делят на субъективный и объективный. Суть субъективного самоконтроля заключается в оценке собственного здоровья и психологического состояния, основанной на ощущениях. Объективный же самоконтроль базируется на измерениях, тестах, упражнениях и пробах, позволяющих получить достаточно точные независимые сведения о состоянии физического развития спортсмена.
К показателям субъективного самоконтроля относятся:
Каждому показателю может быть присвоена словесная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»), которая, в свою очередь, может быть занесена в дневник субъективного самоконтроля. Обычно такой дневник представляет собой двумерную таблицу (табл.1).
Дневник субъективного самоконтроля
Для большей наглядности показатели субъективного самоконтроля можно оценивать по пятибалльной шкале.
Дневник субъективного самоконтроля позволит студенту проследить за динамикой своих субъективных ощущений в течение определённого периода времени и, проанализировав результаты, выбрать подходящий для себя режим занятий (например, увеличить или уменьшить нагрузку).
Объективный самоконтроль, как уже было сказано выше, подразумевает оценивание состояния физического развития спортсмена посредством измерения параметров его организма. К таким параметрам относятся:
Ведение дневника объективного самоконтроля аналогично ведению дневника субъективного самоконтроля с тем лишь отличием, что в ячейках таблицы следует указывать конкретные значения показателей физического развития. По этим данным студент может получить достоверное представление об уровне своей физической подготовки путём сравнения их с установленными нормами. Соответствующие каждому параметру медицинские нормы читатель может найти в медицинских справочниках, пособиях.
Когда идёт речь об объективном самоконтроле, нельзя не упомянуть об известном 12-минутном тесте Купера, разработанном американским доктором Кеннетом Купером для армии США в 1968 году. Данный тест позволяет определить уровень подготовки испытуемого по дистанции, преодоленной им за 12 минут, в зависимости от его пола и возраста. Ниже приведена таблица для теста Купера (табл.2).
По данным приведённой выше таблицы студент может определить уровень собственной физической подготовки и в соответствии с ним выбрать наиболее подходящий для себя режим занятий.
Итак, автором статьи были рассмотрены ключевые моменты практики самоконтроля, которые могут быть учтены студентами при проведении самостоятельных спортивных занятий для повышения их эффективности.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
Субъективные и объективные показатели самоконтроля
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
З. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку.
Цель самоконтроля самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или вида спорта. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.
Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу — своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья.
Показатели самоконтроля условно можно разделить на 2 группы:
субъективные и объективные.
К субъективным показателям можно отнести: самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); сон (продолжительность, глубина, нарушения); аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой); умственная и физическая работоспособность; положительные и отрицательные эмоции — стрессы.
Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.
Самочувствие.Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Если человек долго не может уснуть, то можно пользоваться следующим методом. Лежа в постели, закрыв глаза, представить ветряную мельницу, по которой течет вода. Входишь внутрь этой мельницы и текущая вода тебя омывает. Это улучшает быстрое засыпание.
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Есть после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-50 минут.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Боли в левой части живота – обычно следствие переполнения кровью селезенки. При возникновении подобных болей на преодолеваемой дистанции следует несколько раз глубоко и плавно вздохнуть, на ходу сделать несколько массирующих движений в месте болевого ощущения. Если боли не проходят, необходимо снизить интенсивность выполнения упражнений и дать себе отдых.
Почти всегда у студентов, начавших активные занятия физическими упражнениями, на следующий день возникают боли в мышцах. Явление это временное, чисто физиологическое. Облегчить его протекание можно несколькими способами: самомассаж болевых мест, ванна, парная баня.
Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам.
Ведение дневника самоконтроля.Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Заключение
Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, здоровья, влияния на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представления об энергетических затратах организма при нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
Самоконтроль помогает решить следующие задачи:
1. Более внимательно относиться к своему здоровью, гигиене физических упражнений.
2. Привить необходимые навыки личной и общественной гигиены.
3. Обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями.
4. Научить регистрировать и оценивать получаемые данные.
6. Научить использовать данные самоконтроля для определения степени физического развития, уровня тренированности и состояния здоровья.
1. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта.
2. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.
4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития и физической подготовленности.
5. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования.
6. Методика оценки состояния центральной нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.
7. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе.
8. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге.
Объективные показатели самоконтроля.
Учебно-методическое занятие
По физической культуре и спорту
Для студентов 1 курса
Тема: «Контроль и самоконтроль при занятиях
физическими упражнениями и спортом».
Дата: С 05 октября по 10 октября
время: 60 минут
Виды контроля за состоянием занимающихся физическими упражнениями, основные понятия.
Врачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Педагогический контроль – процесс получения информации о влиянии занятии
физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся, с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Самоконтроль – это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья.
Диагностика состояния здоровья – краткое заключение о состоянии здоровья
занимающегося по результатам врачебного контроля.
Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить
функциональное состояние организма.
Критерии физического развития – состояние основных форм и размеров тела,
функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.
Антропометрические показатели – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. К ним относятся: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.
Необходимо помнить, что при регулярных занятиях физическими упражнениями
спортом очень важно следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.
Самоконтроль, как мы уже говорили – это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, и их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
3. Ознакомиться с простейшими доступными методами самоконтроля.
4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия
физических упражнений на организм.
Цель самоконтроля – самостоятельные, регулярные наблюдения и доступными
способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физ. упражнений или вида спорта.
Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому
контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья.
Субъективные показатели самоконтроля.
Показатели самоконтроля условно можно разделить на 2 группы: субъективные и
К субъективным показателям можно отнести:
– самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое);
– сон (продолжительность, глубина, нарушения);
– аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой);
– умственная и физическая работоспособность;
– положительные и отрицательные эмоции – стрессы, болевые ощущения.
Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может быть сигналом об
ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или состояния нездоровья.
Важный показатель самоконтроля – настроение. Это психологическое состояние
довольно тесно связано с самочувствием. Вот одна из классификаций настроения: бодрое, неопределенное (смутное, неясное), нормальное, угнетенное (подавленное, грустное). Занятия физическими упражнениями улучшают настроение. В немалой степени это способствует возникновению «мышечной радости», бодрости. Возрастает уверенность в своих силах, оптимизм. Физические упражнения способствуют разрядке отрицательных эмоций, снятию умственного утомления.
Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым,
настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущение переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к врачу.
Сон. Как правило, при систематических занятиях физической культурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.
Сон – важный субъективный показатель самоконтроля; является эффективным
средством восстановления, как умственной, так и физической работоспособности. Крепкий ночной сон в течение 7-8 часов свидетельствует об оптимальных физических нагрузках. Различные его нарушения (частое пробуждение, поверхностный сон, затрудненное засыпание, разбитость) – показатель того, что необходимо увеличить или уменьшить объем двигательной активности.
К субъективным показателям самоконтроля также относят аппетит. Аппетит должен быть хорошим. Есть после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-50 минут. Ухудшение аппетита свидетельствует об утомлении или болезненном состоянии.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При
правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, то есть когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.
Следующий вид субъективных показателей самоконтроля – болевые ощущения. К ним относят боли в боку, возникающие, прежде всего при выполнении физических упражнений циклического характера. Такие боли обуславливаются рядом причин: физическими нагрузками сразу после еды, неправильным дыханием (слишком глубокие вдохи), плохим физическим состоянием, перегрузками.
Боли в правом подреберье объясняются переполнением печени кровью. При этом печень набухает и давит на покрывающую ее оболочку – капсулу. Растягивание капсулы и дает болезненные ощущения.
Боли в левой части живота – обычно следствие переполнения кровью селезенки. При возникновении подобных болей на преодолеваемой дистанции следует несколько раз глубоко и
плавно вздохнуть, на ходу сделать несколько массирующих движений в месте болевого ощущения. Если боли не проходят, необходимо снизить интенсивность выполнение упражнений и дать себе отдых.
Почти всегда у студентов, начавших активные занятия физическими упражнениями, на следующий день возникают боли в мышцах. Явление это временное, чисто физиологическое. Облегчить его протекание можно следующими способами – самомассажем болевых мест,
ванной, парной баней, мазями «Апизотрон», «Нурофлекс». В дневнике также следует отмечать случаи нарушения режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся – частота сердечных сокращений, масса тела, жизненная ёмкость легких, функциональные пробы, спортивные результаты.
Объективные показатели самоконтроля.
Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 67 ; Мы поможем в написании вашей работы!