Что относят к неформальным методам оценки личности в ходе юридической работы
Тест с ответами: “Юридическая психология”
1. Расстройства памяти проявляются в следующих формах:
а) Гипомнезия+
б) Нейропсихологические синдромы
в) Парамнезия+
г) Мю-ритм
д) Навязчивые состояния
2. Какой автор ввел понятие рефлекса?
а) Р. Декарт+
б) И.М.Сеченов
в) И.П. Павлов
г) П.К. Анохин
3. Что такое сознание?
а) высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя+
б) это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком.
в) это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий.
г) отражение и отношение человека к окружающему
4. Психологический тест – …
а) Метод психического изучения личности путем прямого или косвенного получения сведений вербального общения
б) Метод изучения личности по ее биографическим данным
в) Стандартизированное психологическое испытание, в результате проведения которого делается попытка оценить тот или иной технический процесс или какое-либо свойство личности+
г) Метод психологического исследования межличностных отношений в группе целью определения структуры взаимоотношений членов группы, их статуса, психологической совместимости
д) Метод фиксации проявлений психологических процессов и явлений путем наблюдения за изучаемым и получения суждений о субъективных особенностях его личности и реакций на возбудители
5. Что такое процессы, которые отражают отдельные свойства предметов и явлений, а психический результат этого действия называется ощущением?
а) Сенсорные познавательные процессы+
б) Перцептивные познавательные процессы
в) Мнемические процессы
г) Интеллектуальные процессы.
6. Какие процессы, отражающие существенные связи между явлениями?
а) Сенсорные познавательные процессы
б) Перцептивные познавательные процессы
в) Мнемические процессы
г) Интеллектуальные процессы+
7. Предметом юридической психологии?
а) Юридическая техника законодательной деятельности
б) Свойства психики человека, отражающие зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта, содержания направленности личности и других индивидуальных особенностей его психической деятельности
в) Принципы строения и функционирования человека, используемые пути решений инженерных задач (конструирования машин, приборов, механизмов и т.п.)
г) Психические явления, психологические механизмы и закономерности, проявляющееся в сфере действия норм права+
д) Действие норм прав в пространстве и времени
8. В запоминании и воспроизведении мыслей какой тип памяти выражается?
а) Наглядно-образная память
б) Словесно-логическая память+
в) Двигательная память
г) Эмоциональная память
9. В каких формах проявляются расстройства памяти?
а) Гамма-ритм
б) Мю-ритм
в) Навязчивые состояния
г) Гипермнезия+
д) Амнезия+
10. Определите тип памяти, для которого характерна широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства:
а) Наглядно-образная память
б) Словесно-логическая память
в) Двигательная память
г) Эмоциональная память+
11. С какой целью в оперативно-розыскной деятельности используются оперативно-информационные модели?
а) С целью воссоздания ситуации преступления
б) С целью развития оперативного мышления сотрудников правоохранительных органов
в) С целью создания динамических образов людей как субъектов противоправных действий+
12. Какой из типов мышления способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов.
а) Наглядно-действенное (предметное) мышление
б) Наглядно-образное мышление+
в) Отвлеченное (теоретическое) мышление
г) Все ответы верны
13. Определение понятия «личность» с позиции юридической психологии?
а) Человеческий индивид (физическое лицо) — носитель субъективных прав и обязанностей
б) Набор анкетных данных, включающий фамилию, имя, отчество, год рождения и т.д.
в) Единичный представитель биологического вида — человек разумный, характеризующийся сознательной деятельностью и осознанным участием в социальных отношениях
г) Система социально значимых психологических признаков, характеризующих индивида как члена общества или общности+
д) Субъект общественных отношений
14. Что такое динамичность мышления?
а) способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии+
б) включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следователя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.
в) продуктивность творческой работы при решении многих проблем.
г) выявление существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями, сочетание анализа и синтеза
15. Юридическая психология – это …
а) Отрасль психологической науки, изучающая
соотношение между звуковыми сигналами и ощущением
б) Человека на основе его субъективных суждений
процесс достижения человеком поставленной перед системой «человек — машина» цели и совокупности действий оператора
в) Индивидуальные психологические и социально-психологические явления, относящиеся к сфере права+
г) Закономерности психического развития ребенка и усвоения им социальных норм и ценностей
16. При исследовании личности потерпевшего могут быть использованы следующие методы:
а) Сугубо психологические методы исследования личности+
б) Детектор лжи
в) Анализ судебной и следственной статистики
17. Что служит для воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении человека (в мимике, походке и т. д.)?
а) Устная речь
б) Письменная речь
в) Внутренняя речь+
г) Диалогическая речь
18. Что относят к неформальным методам оценки личности в ходе юридической работы?
а) беседу
б) анализ документов и изучение биографии
в) различные тесты.
г) интуицию+
Тест по юридической психологии, 40 вопросов с ответами
1. Предметом юридической психологии является:
1. личность и ее деятельность
2. процесс осуществления правосудия
3. явления психики, особенности личности участников правоотношений
4. участников процесса осуществления правосудия
2. Автором первой монографии по судебной психологии в России, изданной в Казани в 1874 году, был:
1. А.У. Фрезе
2. Л.Е. Владимиров
3. В.П. Сербский
4. Д.А. Дриль
3. Согласно Фрейду, инверсия – это:
1. реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер
2. влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.
3. усвоение социальных норм, воспитательных запретов и поощрений.
4. источник моральных установок индивида.
4. Автором структурная теория личности является
1. Р. Кеттел
2. З. Фрейд
3. К. Юнг
4. А.Н. Леонтьев
5. Впервые ввел термин «акцентуированная личность»?
1. Г.Айзенк
2. Г. Оллпорт
3. К. Леонгард
4. В.М. Бехтерев
6. Психика – это:
1. система внутренних побуждений человека-личности к определенному поведению и деятельности.
2. форма самоорганизации живых существ и способ их адекватного взаимоотношения с окружающим миром, проявляющийся в активном восприятии окружающих предметов и явлений и выработке на этой основе стратегии поведения.
3. отдельные проявления психической деятельности человека: познавательные (когнитивные), эмоциональные, волевые.
4. нет верного ответа.
7. По мнению И.П. Павлова, флегматик – это:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный – живой тип темперамента
2. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип
3. Сильный, уравновешенный, инертный – спокойный, медлительный тип
4. Слабый тип
8. Психические состояния – это
1. лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека.
2. эмоция переживания неудачи
3. совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие.
4. временные целостные состояния психики человека, влияющие на протекание психических процессов и проявление свойств личности.
9. Классический аффект – это
1. стремительная, бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера.
2. эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено.
3. реакция, характеризующаяся некоторыми патологически измененными закономерностями развития и аномалиями механизма течения аффекта, вызванными определенными внешними раздражителями (алкоголь, наркотики, интоксикация).
4. кратковременное психическое расстройство, выражающееся во внезапном приступе необычайно сильного гнева или ярости, возникшее в ответ на психическую травму.
10. Методы психологического воздействия на личность в юридической психологии направлены на:
1. изучение психологических закономерностей человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разработку научно обоснованные рекомендации для практики.
2. предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.
3. наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.
4. психо¬логический анализ уголовного дела.
11. Кто впервые ввел в науку понятие рефлекса
1. Р. Декарт
2. И.М.Сеченов
3. И.П. Павлов
4. П.К. Анохин
12. Сознание — это
1. высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя.
2. это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком.
3. это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий.
4. отражение и отношение человека к окружающему
13. Процессы, которые отражают отдельные свойства предметов и явлений, а психический результат этого действия называется ощущением, это:
1. Сенсорные познавательные процессы
2. Перцептивные познавательные процессы
3. Мнемические процессы
4. Интеллектуальные процессы.
14. Процессы, отражающие существенные связи между явлениями, это:
1. Сенсорные познавательные процессы
2. Перцептивные познавательные процессы
3. Мнемические процессы
4. Интеллектуальные процессы.
15. Какой тип памяти выражается в запоминании и воспроиз¬ведении мыслей?
1. Наглядно-образная память
2. Словесно-логическая память
3. Двигательная память
4. Эмоциональная память
16. Отличительной особенностью какого типа памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства.
1. Наглядно-образная память
2. Словесно-логическая память
3. Двигательная память
4. Эмоциональная память
17. Какой из типов мышления способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов.
1. Наглядно-действенное (предметное) мышление
2. Наглядно-образное мышление
3. Отвлеченное (теоретическое) мышление
4. Все ответы верны
18. Динамичность мышления — это
1. способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии.
2. включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следователя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.
3. продуктивность творческой работы при решении многих проблем.
4. выявление существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями, сочетание анализа и синтеза.
19. Для воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении человека (в мимике, походке и т. д.) служит:
1. Устная речь
2. Письменная речь
3. Внутренняя речь
4. Диалогическая речь
20. К неформальным методам оценки личности в ходе юридической работы относят:
1. беседу
2. анализ документов и изучение биографии
3. различные тесты.
4. интуицию.
21. В криминальной психологии темперамент, специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности относятся к:
1. Социально-демографической группе признаков личности
2. Социально-психологической группе признаков личности
3. Психофизиологической группе признаков личности
4. Нет верного ответа.
22. В настоящее время исследование личности психологии идет в следующем направлении:
1. психология личности выявляется путем анализа ре¬зультатов и продуктов ее деятельности
2. путем изучения формирования психики личности в процессе ее воспитания и обучения
3. исследование патологических изменений психологической деятель¬ности
4. все ответы верны.
23. В структуре преступного действия физическими (вещественными) компонентами являются:
1. мотив, цель действия;
2. форма вины лица;
3. предмет действия, способ, средства и условия его реализации:
4. результат действия.
24. Изучение особенностей характера и темперамента, ценностных ориента¬ций
несовершеннолетнего правонарушителя на пред¬варительном следствии проводится в рамках изучения:
1. наследственно-биологических факторов
2. ближайшего социального окружения подростка
3. личностных характеристик подростка
4. правосознание подростка.
25. Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством
1. охраны и надзора за ними
2. использования мер поощрения и взы¬скания
3. применения в определенных случаях особых мер безопасности
4. все ответы верны.
26. В коллективе заключенных — осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц, — это:
1. группа актива;
2. группа резерва
3. группа пассива
4. группа трудновоспитуемых
27. Процесс адаптации освобожденных из ИТУ у преобладающей их части
завершается обычно
1. в течение месяца
2. к трем годам
3. к одному году
4. исследований не проводилось.
28. Взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений отражает:
1. Коммуникативная сторона общения
2. Интерактивная сторона общения
3. Перцептивная сторона общения
4. Верны ответы 1 и 3.
29. В ходе анализа численного состава преступной группы группа численностью 4-9 человек относится к
1. К малым группам
2. К средним группам
3. К большим группам
4. Классифицируется зависимости от обстоятельств.
30. В общепсихологическую категорию психических явлений входят:
1. психические процессы,
2. психические состояния
3. психические свойства
4. все ответы верны.
31. В ходе допроса вопросы следователя, которые задаются с целью детализации показаний, но чаще — для конкретизации полученных сведений, называются:
1. дополняющие
2. уточняющие
3. напоминающие
4. контрольные
32. Вопросы, которые задаются следователем с целью проверки полученных сведений, называются:
1. дополняющие
2. напоминающие
3. контрольные
4. изобличающие
33. Что наиболее точно характеризует профессиональную адаптацию юриста:
1. Моральное удовлетворение результатами работы.
2. Овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.
3. Приспособление к условиям работы.
4. Принятие коллективом.
34. Какой из общенаучных принципов психологической науки выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте?
1. принцип объективности;
2. принцип детерминизма;
3. принцип взаимосвязи и взаимодействия;
4. принцип развития.
35. Какой из специальных принципов юридической науки предостерегает от сведения исследования, представления его результатов к констатации фактов, к описательности и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования правовой реальности, практики деятельности правоохранительных органов?
1. Приниип психологической специфичности
2. Принцип конструктивности.
3. Принцип юридической специфичности
4. Принцип психологической целостности
36. Усвоение личностью правовых ценностей, превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии – это
1. Правовая социализация
2. Правовая осведомленность
3. Правовая компетентность
4. Правовая подготовленность.
37. Особое направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности уголовного законодательства и формирование практики его применения, комплекс научных положений о механизмах включения психологических знаний в процесс правотворчества и правоприменения — это
1. Исправительная психология
2. Психология уголовной ответственности
3. Криминальная психология
4. Психология следственных действий
38. Многочисленное преступное сообщество, объединяющее в своих рядах десятки и даже сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью — это
1. Предкриминальная группа
2. Простая преступная группа
3. Организованная преступная группа
4. Преступная организация.
39. Подготовленность к пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решения профессиональных задач – это
1. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
2. Профессионально-психологические знания.
3. Профессионально-психологические умения.
4. Профессионально развитые психологические качества.
40. Что из перечисленного НЕ относится к нетрадиционным психологическим методам раскрытия и расследования преступлений:
1. Гипноз
2. Использование психологического портрета предполагаемого преступника
3. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
4. Использование экстраординарных психофизиологических («экстрасенсивных») способностей человека при раскрытии преступлений
Литература
Петруня О.Э. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М.: Право и Закон, 1997.
Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: 2009.
Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. М.Столяренко. — М.: Юнити-дана, 2001.
Обзор систем, методов и методик оценки персонала
На современном этапе развития бизнес-технологий ключевыми ресурсами любой организации, наряду с финансовыми, информационными, технологическими, являются человеческие ресурсы.
Предприятия конкурируют в том числе на уровне профессионального развития своих сотрудников – их знаний, умений, навыков. Для наиболее разумного и эффективного использования этого ресурса необходимо правильно его оценить. Различные системы, методы и методики оценки персонала позволяют выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании. В данной статье мы поможем вам сориентироваться в их многообразии и выбрать именно те, которые наилучшим образом подходят для вашей организации.
Оценка в том или ином виде проводится на каждом этапе работы с персоналом:
Оценка персонала не всегда бывает четкой и формализованной. Однако с развитием анализа бизнес-процессов, более внимательным отношением к стратегическому развитию компаний стали появляться формализованные системы оценки, основанные на стратегических задачах компаний. Эти системы оценки известны под несколькими вариантами названий:
Несколько позже появилась более детализированная (основанная на оценке эффективности каждого сотрудника) система Management by Objectives (MBO) – управление результативностью. Суть этого подхода заключается в том, что для сотрудника формируется список ключевых задач (критериев работы) в едином стандарте. Стандарт этот, как правило, включает наименование, описание и весомость задачи, а также планируемые и фактические показатели ее выполнения (с указанием соответствующих единиц измерения) в общем списке задач объекта управления. В данном случае очень важно, чтобы выполнение каждой задачи поддавалось измерению. По истечении утвержденного периода сотрудник и руководитель оценивают выполнение каждой цели (как правило, в процентах) и всего личного плана сотрудника.
Постепенно все больший акцент в оценке персонала делался на рассмотрение личных и профессиональных качеств отдельного работника. Так, одна из разработок – Performance management – представляет собой систему более масштабную, чем MBO, так как направлена не только на оценку результата, но и учет «средств», которыми этот результат достигнут, – личных качеств сотрудников.
Система «360 градусов» была создана с целью повышения объективности оценки. Предполагается, что в ходе процедуры оценки опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника; это приводит к снижению субъективизма оценки. Процедура проводится в несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются опросники, проводится анкетирование, в конце анализируются результаты и разрабатывается план развития недостаточно развитых компетенций. Важно правильно определить критерии оценки, которые не могут быть одинаковыми для разных должностей. Для каждой должности определяется свой круг компетенций с заранее разработанными индикаторами для оценки – поведенческими примерами. Плюс данной системы оценки заключается в ее относительной простоте. Однако следует учесть, что при проведении масштабного исследования затрудняется процесс обработки полученных данных. Кроме того, необходимы четко выработанные критерии оценки. Помимо этого следует правильно организовать сбор информации, проинформировав людей о целях тестирования.
Assessment Center – предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника. Данная процедура чаще всего включает:
Для России традиционной системой оценки является аттестация. Она применялась на предприятиях еще в советское время. К сожалению, аттестацию сильно недооценивают в качестве системы оценки. По сути она очень схожа с Performance management, однако, являясь процедурой крайне формализованной и регламентированной, существенно отстает в отношении применяемых методов – законодательство не успевает за развитием методов оценки. Кроме того, аттестации подлежат сотрудники, которые занимают должности, закрепленные в нормативных актах Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных органов власти. В результате в современных условиях отсутствия единого стандарта должностей проведение аттестации становится возможным только в бюджетных учреждениях.
Методы и методики оценки персонала
Условно все методы исследования организации можно подразделить на три основных подхода: гуманитарный, инженерный и эмпирический. Методы оценки персонала в наибольшей степени относятся к эмпирическому подходу, так как основываются на распространении успешного отраслевого или функционального опыта, использовании прецедентного опыта в принятии решений. В большинстве случаев оценка – это сравнение полученных в ходе исследования характеристик с характеристиками «эталонного образца». Методы эмпирических исследований принято разделять на количественные и качественные.
Количественные методы
Количественные методы можно охарактеризовать как формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на изучение строго определенных анализируемых переменных, заданных заранее, и их количественном измерении. Высокий уровень формализации количественных методов связан с их статистической обработкой.
Наиболее распространенным количественным методом является анкетирование. В процессе анкетирования сотруднику/кандидату на вакансию предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в форме опросного листа – анкеты. Благодаря простоте использования и обработки анкетирование может применяться как отдельно, так и в качестве составляющей практически всех видов комплексной системы оценки персонала. По форме вопросы в анкете разделяются на открытые, предполагающие свободный ответ, и закрытые, ответ на которые заключается в выборе одного (или более) из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Одним из многочисленных вариантов применения анкеты является сбор информации о реальных деловых и личностных компетенциях работника в рамках системы оценки «360 градусов». В данном случае анкетирование его руководителя, коллег, подчиненных и клиентов значительно экономит время как опрашиваемых, так и сотрудника, который занимается обработкой полученных данных.
Одним из видов анкетирования, применяемых для оценки персонала, являются личностные опросники – класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. По форме они представляют собой списки вопросов, при этом ответы испытуемого представлены количественно. Как правило, при помощи этого метода диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферы. С этой целью применяются конкретные методики. Приведем наиболее популярные из них:
Следует отметить, что многие из вышеуказанных методик изначально разрабатывались и использовались в клинической психологии и лишь затем стали использоваться на предприятиях для оценки персонала. Однако эти методики в большинстве своем не были в достаточной мере адаптированы для оценки сотрудников, поэтому для того, чтобы использовать их в организациях, необходим специалист с достаточно высоким уровнем знаний в сфере психологии.
Еще одним важным методом оценки персонала являются тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Для выявления специфических способностей, например, к определенным видам деятельности (медицине, технике, юриспруденции, образованию и т.д.) разрабатываются специальные тесты. Пожалуй, самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников. Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:
Необходимо отметить, что многие из известных тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников.
Качественные методы
В противоположность количественным выделяют качественные методы исследований, которые являются неформализованными и нацелены на получение информации путем глубинного исследования небольшого по объему материала. Одним из наиболее часто применяемых методов является интервью.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер (специалист, который проводит интервью) задает вопросы респонденту (оцениваемому сотруднику), не ведет с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своего личного отношения к задаваемым вопросам и ответам испытуемого. Задачей интервьюера является сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения интервьюера – получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования (качествами и характеристиками оцениваемого, отсутствие либо наличие которых необходимо выявить).
На основе различных параметров принято выделять несколько видов интервью. Наиболее применяемыми в оценке персонала являются следующие виды.
Биографическое интервью сосредоточено на прошлой трудовой деятельности кандидата. При его проведении исходят из того, что поведение в прошлом является индикатором поведения в будущем. Биографические интервью сосредотачиваются на трудовом опыте и стиле работы оцениваемого. Сведения о работе собирают в обратном хронологическом порядке. В интервью оценивается степень важности текущей работы сотрудника для организации и его компетентность в терминах соответствия требованиям, предъявляемым к определенной должности. При этом следует задавать правильно подобранные вопросы и соблюдать одинаковые условия для всех оцениваемых. На практике вопросы исходят из «требований к сотруднику», в которых перечислены индивидуальные характеристики, необходимые для успешного выполнения работы. Преимущество биографического интервью заключается в том, что оно соответствует ожиданиям кандидата (сотрудника) и дает ему возможность проявить себя наилучшим образом. Тем не менее этот же фактор может стать причиной необъективности оценки. Эффективность такого интервью также зависит от того, насколько верно вопросы соотносятся с критериями работы.
Поведенческое интервью содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой. Эти критерии выявляются в процессе анализа, предметом рассмотрения которого были работа и поведение успешных сотрудников. Основное преимущество поведенческого подхода состоит в том, что он имеет дело с навыками, важными для работы. С другой стороны, подобное интервью может занимать много времени, так как в ходе него необходимо обсудить все важные аспекты работы. Кроме того, в связи с тем, что интервью сосредоточено на процессе осуществления определенной работы, легко упустить из виду немаловажные вопросы, касающиеся общей профессиональной подготовки кандидата/сотрудника.
Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации. В процессе оценки сотрудник старается дать социально-желательные ответы, то есть те, которые он считает социально верными. В ходе интервью появляется возможность оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую выполняет сотрудник.
Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен переносить свой жизненный опыт и установки на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п. В ходе проективного интервью сотрудник с меньшей вероятностью будет давать социально-желательные ответы. Однако процесс проведения проективного интервью весьма длителен, полученные данные достаточно сложно обработать. Кроме того, значительное влияние на результат будут оказывать профессиональные и личностные качества интервьюера.
Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный анализ документов. Считается, что документы являются или могут являться надежными свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Во многом это относится к официальным документам, но может относиться и к неофициальным. Проведение анализа документов означает преобразование первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в необходимую для специалиста по оценке персонала форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. В процессе анализа документов могут исследоваться резюме, рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании (дипломы, сертификаты, квалификационные свидетельства), научно-исследовательские и публицистические работы и др.
Существуют методы, содержащие признаки как качественных, так и количественных методов. Прежде всего это относится к бизнес-кейсам. Бизнес кейс – это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени. События, с которыми столкнулись менеджеры, как и действия последних, приводятся в том порядке, в каком они реально происходили. Но самое главное – в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить тот или иной сотрудник компании. Точность и верность выбора типичной рабочей ситуации и профессиональность создания бизнес-кейса определяют надежность прогноза при использовании данного метода. С одной стороны, в методе заложена прагматичность предложенных вариантов решения бизнес-задач, с другой – имеется возможность выявить систему нестандартных подходов к решению типовых ситуаций, что определяет степень креативности работника.
На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке персонала стремятся создать комплексные системы оценки персонала предприятия, включающие достаточно большое количество методик с целью минимизации ошибок в процессе оценки. Однако прежде всего важно не просто собрать вместе несколько методик, но адаптировать их к условиям, существующим в организации, а зачастую – когда речь идет о зарубежных методиках – и к условиям российской действительности. Огромное значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста, руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи, помимо соответствующих личных качеств, требует знаний и компетенций в области психологии и понимания бизнес-процессов, целей и специфики деятельности компании.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>