Что относят к недостаткам проблемного обучения

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология проблемного обучения — преимущества и недостатки.

В практике работы современного учителя

достаточно часто используется технология проблемного (исследовательского) обучения, при которой организация занятия предполагает под руководством педагога создание проблемных ситуаций

и активную деятельность детей по их разрешению.

В результате применения технологии проблемного обучения дети овладевают знаниями, умениями и навыками, образовательный процесс строится как

поиск новых познавательных ориентиров. Суть проблемного обучения «Учить мыслить, ставя ученика в проблемную ситуацию» Ребенок самостоятельно постигает понятия и идеи, а не получает их в готовом виде.

При применении педагогической технологии проблемного обучения изменяется роль учителя

в образовательном процессе. Он должен уйти из рамок учителя, который который сообщает ученикам

определенную информацию, и стать квалифицированным консультантом по разрешению

Ученик теперь активный участник учебного

процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют

проблемы, анализируют информацию, вырабатывают

критерии и возможные пути решения проблем.

Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение поставленной проблемы. Это способствует формированию у учащихся

следующих умений и способностей:

Гибко ориентироваться в меняющихся жизненных

ситуациях, самостоятельно приобретать знания,

успешно применять их на практике.

Самостоятельно критически мыслить, уметь

увидеть трудности и искать пути их преодоления.

Грамотно работать с информацией ( собирать

факты, анализировать их, выдвигать гипотезы,

Быть контактными и коммуникабельными,

уметь работать сообща, предотвращать конфликтные

ситуации, либо умело из них выходить.

В дальнейшем самостоятельно трудиться над

развитием собственного интеллекта и нравственности.

При использовании технологии проблемного

обучения учитель должен сам серьезно готовиться.

1) Подбирать такую учебную проблему, которая

2) Проблема должна быть доступна по сложности,

научна по содержанию.

3) Во время работы над проблемой необходимо

следить за эмоциональным состоянием учеников,

вовремя оказывать помощь.

Структурные звенья технологии проблемного

Формулирование и озвучивание проблемы.

Методические приемы создания проблемной

Учитель подводит учеников к противоречию,

предлагает им найти способ разрешения.

Излагает различные точки зрения на один и

Побуждает учеников делать сравнения, сопоставлять факты.

Ставит проблемные задачи (с недостаточными исходными данными, с неопределенностью вопросов, с заведомыми ошибками.)

На уроке с использованием технологии проблемного обучения в начальной школе можно выделить

-включение детей в деятельность по изучению темы урока

выделение содержания изучаемого материала

-озвучивание знаний, необходимых для усвоения нового материала

-нужно обратить внимание на необходимость и возможную сложность

Постановка учебной проблемы ( может быть в разных формах: устной, с использованием видео презентаций и т. д.)

Работа учащихся над решением проблемы

— очень важна корректность ведения диалога

— формулирование вместе с учителем нового знания, приобретенного в ходе

Выполнение учащимися различных заданий и упражнений с использованием

7. Подведение итогов занятия, оценка деятельности учащихся на уроке.

Технология проблемного обучения, как и

другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества: способствует не только приобретению учащимися

но и достижению высокого уровня их умственного развития,формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем

собственной творческой деятельности; развивает

интерес к учебному труду,обеспечивает ясное понимание учебного материала.

Недостатки: Технология проблемного

обучения требует большой затраты времени на

достижение запланированного результата, требует

от учителя большой концентрации для управления

познавательной деятельностью учащихся.

сомнения нужна и важна в современном образовательном процессе.

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

В данной статье рассказывается о применение педагогической технологии проблемного обучения. В ней раскрывается методика постановки проблемы, структурное построение урока с использованием данной тахнологии. Применение данной технологии дает возможность в полной мере развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления,ясного понимания изучаемого материала так как «Невозможно не понять то, до чего додумался сам», так же дает возможность учителю работать интересно и творчески. Раскрывает преимущества и недостатки данной технологии.

Номер материала: ДБ-1365918

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Виды проблемного обучения

Различают три основных вида проблемного обучения.

Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения

Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.

Приемы создания

Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обучения

Требования к проблемным ситуациям

Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;

— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;

— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».

Источник

Что относят к недостаткам проблемного обучения

51. Проблемное обучение

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;

– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Условия успешного проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток; самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Источник

Проблемное обучение. Его задачи и сущность, отличия проблемного обучения от традиционного.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проблемное обучение. Его задачи и сущность, отличия проблемного обучения от традиционного.

Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Проблемное обучение, как и любое другое обучение, может способствовать реализации двух задач:

1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

2) достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Основным отличием проблемного обучения от традиционного является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия заключается в следующем:

б) При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся главным образом только факты, организует познавательную деятельность учащихся на самостоятельный анализ фактического материала в условиях возникшего познавательного интереса. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правил, теорем, законов и т. д.

Проблемное обучение в отличие от традиционного (сообщающего, повествующего, информирующего) постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относят к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относят к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относят к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относят к недостаткам проблемного обученияppd17

ppd17

Проблемное обучение представляет собой систему методов, обеспечивающих творчество учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирующих творческое мышление.

Суть проблемного обучения: перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики при непосредственном участии учители или же самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. ученикам готовые пути не предоставляются. При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуальным.

3 уровня проблемного обучения:

1) учитель ставит проблему, формулирует ее и направляет ученика на поиск решения; 2) учитель указывает на проблему, а ученик сам пытается ее сформулировать и решить; 3) ученик сам должен увидеть проблему, затем ее сформулировать, проанализировать и решить.

Структура проблемного обучения. Структурными элементами проблемного обучения являются:

— Учебная проблема (или задача)

М.И.Махмутов понимает проблемную ситуацию как психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или действий и должен найти новый способ действия. Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – это неизвестное, новое, что должно быть открыто.

Правила создания проблемных ситуаций

1) Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет ученик

2) Неизвестное, которое нужно открыть, является новым материалом, который нужно усвоить

3) Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащихся потребность в усваиваемом знании

Преимущества проблемного обучения

· Оно учит мыслить логично, научно, творчески

· Оно делает учебный материал более доступным

· Самостоятельно добытые истины сложнее забываются, а в случае забывания – быстрее восстанавливаются

· Как правило, проблемное обучение более эмоционально

Минусы проблемного обучения

1) Большие расходы времени на изучение учебного материала

2) Недостаточная эффективность при формировании практических умений и навыков, особенно трудного характера, где показательное подражание имеет большое значение – это самый большой недостаток

3) Слабая эффективность при изучении очень сложных тем.

14. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Деятельностный компонент: деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей). Характеристики: предметность # педагогическая, конструкторская и т.д., мотивированность, целенаправленность.

Л-Д. подход с позиции педагога: переориентация процесса О. на постановку и решение учениками конкрет­ных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.). Педагог определяет номенклатуру учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий обучающимися при условии овладения ими ориентировочной основой и алгоритмом их выполнения. Предполагает равнопартнерское учебное сотрудничество преподавателя и студентов в совместном задач. Информационно-контролирующие функ­ции учителя заменены координационным. + принцип коллек­тивной коммуникативности обучения.

Л-Д. подход с позиции обучающегося: свободу выбора пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога. Формирует активность ученика, личностный рост, мотивированность за счёт партнерских отношений с учителем, саморегуляция, само­оценивание и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *