Что относят к местным налогам
Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти
Федеральные региональные и местные налоги — это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.
Основная характеристика и различия
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.
Виды налогов в России
Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.
Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:
Подведем итоги
Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.
Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.
Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.
Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы
К местным налогам и сборам относятся:
2) налог на имущество физических лиц;
Комментарии к ст. 15 НК РФ
В Российской Федерации установлены два местных налога: земельный налог, регулируемый главой 31 НК РФ, и налог на имущество физических лиц, регулируемый главой 32 НК РФ.
При введении торгового сбора устанавливается его ставка в пределах, обозначенных в главе 33 НК РФ, а также могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.
Иные обязательные элементы торгового сбора регулируются главой 33 НК РФ непосредственно.
В настоящее время торговый сбор введен только в городе Москве, на территории которого он действует с 01.07.2015 (Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе»).
Так, для индивидуальных предпринимателей пункт 5 статьи 225 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13 процентов, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.
Для организаций пункт 10 статьи 286 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Данные нормы не применяются в случае непредставления индивидуальными предпринимателями и организациями в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Следует учитывать, что, как пояснено в письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15, вычесть торговый сбор из всей суммы налога на прибыль неправомерно. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Это означает, что торговый сбор может быть зачтен только в счет региональной части налога на прибыль.
Местные налоги
Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.
Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.
Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.
Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.
Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.
К местным налогам и сборам относятся:
Земельный налог
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость.
Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.
Налог на имущество физических лиц
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Торговый сбор
Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.
Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что относят к местным налогам
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Что такое объекты налогообложения
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, почему обычные люди, предприниматели и компании становятся налогоплательщиками и в каких случаях какой налог придётся платить.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Я уже рассказывал о том, что такое налоги и сборы и какими они бывают. Сегодня разберемся с понятием объекта налогообложения. Ст. 38 НК РФ определяет его как реализацию товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Согласитесь, звучит захватывающе.
Перевожу на русский: объект налогообложения — это показатель, при наличии которого Катя Петрова, ИП Васечкин или ООО «Рога и копыта» становится налогоплательщиком. Какой именно показатель вызывает обязанность поделиться с государством — зависит от конкретного налога.
Составил для вас шпаргалку по объектам налогообложения для конкретных налогов и сборов.
Объекты налогообложения для федеральных налогов
Налог на добавленную стоимость (НДС) — реализация (ст. 146 НК РФ). Если продали что-то — придётся платить. К подаркам это тоже относится.
Акцизы — реализация подакцизных товаров (ст. 182 НК РФ). Перечень подакцизных товаров содержится в ст. 181 НК РФ.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — доход физического лица (ст. 209 НК РФ).
Налог на прибыль организаций — прибыль юридического лица, т.е. разница между его доходами и расходами (ст. 247 НК РФ).
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — добытые животные или биологические ресурсы (ст. 333.2 НК РФ). Перечень животных и биологических ресурсов смотрите в ст. 333.3 НК РФ.
Водный налог — использование водоемов для забора воды, сплава, гидроэнергетики и использование акваторий водоемов (ст. 333.9 НК РФ).
Государственная пошлина — обращение в государственные органы для совершения юридически значимых действий (ст. 333.16 НК РФ). Каких именно — смотрите в главе 25.3 НК РФ.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр (ст. 333.45 НК РФ). Дополнительный доход — это расчётная выручка от реализации нефти и газа минус фактические расходы на их добычу, если кому-то из читателей Клерка это важно.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — полезные ископаемые, добытые из недр и извлечённые из отходов добывающего производства (ст. 333.45 НК РФ).
Страховые взносы — выплаты и иные вознаграждения работодателем в пользу физических лиц (ст. 420 НК РФ). Юридически страховые взносы, конечно, не налог, но я их для наглядности в этот раздел засунул — с точки зрения работодателя разницы нет.
Объекты налогообложения для региональных налогов
Транспортный налог — наземные, водные и воздушные транспортные средства (ст. 358 НК РФ).
Налог на игорный бизнес — игровые столы и автоматы; процессинговые центры букмекерских контор, тотализаторов, их интерактивных ставок; пункты приёма ставок букмекерских контор и тотализаторов (ст. 366 НК РФ).
Налог на имущество организаций — недвижимость (ст. 374 НК РФ).
Объекты налогообложения для местных налогов
Земельный налог — земельные участки (ст. 389 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц — недвижимость (ст. 401 НК РФ).
Торговый сбор — движимое и недвижимое имущество, которое используется для торговли хотя бы один раз в течение квартала (ст. 412 НК РФ)
Объекты налогообложения для спецрежимов
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — доходы минус расходы (ст. 346.4 НК РФ).
Упрощённая система налогообложения (УСН) — здесь объектов два. Налогоплательщик выбирает тот, который ему больше подходит. Первый — доходы. Второй — доходы минус расходы. Если понял, что из-за неправильно выбранного объекта платится слишком много налога или возникают сложности с учётом, то с нового года объект можно изменить (ст. 346.14 НК РФ).
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — здесь нет своего объекта налогообложения, этот спецрежим подразумевает особый порядок расчёта налогов по ОСНО и возможное освобождение от уплаты региональных и местных налогов (глава 26.4 НК РФ).
Патентная система налогообложения (ПСН) — потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности. Размер такого дохода определяет регион (ст. 346.47 НК РФ).