Что относят к материальным ресурсам в здравоохранении
Основные ресурсы экономики здравоохранения.
Рациональное использование ресурсов здравоохранения является актуальной проблемой в условиях ограниченного финансирования. Ресурсы здравоохранения складываются из финансовых средств, кадров и материально-технической базы. Их эффективное использование является важнейшим условием оптимального функционирования здравоохранения и его дальнейшего успешного развития.
Финансовые ресурсы здравоохранения — это совокупность всех видов денежных средств (российская и иностранная валюта, ценные бумаги, платежные карты и денежные документы), находящихся в распоряжении органов управления здравоохранением, ФОМС, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, предназначенные для обеспечения функционирования и развития системы здравоохранения.
Материальные ресурсы здравоохранения — это совокупность зданий, сооружений, оборудования, транспорта, горюче-смазочных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, расходных материалов, запасных частей, инструментария, мягкого инвентаря, хозяйственных товаров, сырья и других материальных ценностей, которые находятся в распоряжении организаций здравоохранения и используются для производства медицинских товаров и услуг.
К кадровым ресурсам здравоохранения относятся работники, занятые в предоставлении медико-санитарных услуг в качестве врачей, медсестер, медицинских работников на уровне общин, а также работников вспомогательных служб, например, сотрудников администрации больниц и водителей машин скорой помощи.
Особым видов ресурсов в большинстве социальных систем, в том числе здравоохраненияявляются материально—технические. Они образуют инфраструктуру системы здравоохраненияи представлены, прежде всего, совокупностью капитальных ресурсов (зданий и необходимых территорий
Правовые ресурсы здравоохранения оказываются особенно важными и подчас неоднозначными в ситуации глубоких законодательных преобразований в государстве, экономике, правовой системе и в процессе реформирования самой системы здравоохранения.
Необходимость возникновения экономики здравоохранения.
Причины возникновения экономики здравоохранения:
1.рост спроса на медицинские услуги;
2.необходимость эффективного использования материальных, трудовых, финансовых средств
3.повышение экономической значимости системы здравоохранения в сохранении, укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.
Влияние рынка на экономику здравоохранения
1. Рынок коммерциализирует здравоохранение в целом. 2. Это приводит к быстрому возрастанию платных и полуплатных услуг (медицинское страхование). Изменяет экономический статус медицинских учреждений. ЛПУ становится услуго-производящим предприятием.
3. Это приводит к изменению экономических связей (экономический агент).
4. Возникают многообразные формы собственности.
5. Видоизменяется и экономическое положение самого работника здравоохранения.
Общая цель экономики здравоохранения
Цель экономики здравоохранения, как научной дисциплины, состоит в том, чтобы при экономически обоснованных материальных и финансовых затратах добиться максимального удовлетворения потребности населения в медицинской помощи.
Назовите крупные уровни экономических отношений.
Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания медицинской помощи, то есть профессиональной медицинской деятельности.
В зависимости от того, на каком уровне, внутри системы здравоохранения или вне ее, рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макроэкономические, мидиэкономические и микроэкономические.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2729 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Научная электронная библиотека
1.3. Материально-технические ресурсы системы здравоохранения
Одной из важнейших характеристик любого сектора экономики является состояние и использование его материально-технической базы.
Материальными составляющими системы здравоохранения в целом и ее медицинских организаций являются основные и оборотные фонды (средства, активы). К основным фондам (ОФ) относят «произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года для производства и оказания услуг». Определение данного термина содержится в общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), являющимся нормативным документом в области стандартизации.
ОФ составляют здания, сооружения, оборудование, больничные койки, медицинские приборы и аппараты, инструментарий, транспортные средства.
Медицинские организации, расположенные на конкретной административной территории (муниципальной, субъектовой, региональной, федеральной) составляют ее сеть – территориальную инфраструктуру.
В процессе своей эксплуатации ОФ, с учетом своего физического износа, постепенно переносят исходную стоимость на стоимость оказываемых медицинских услуг. Данные о наличии основных средств приводятся по полной учетной стоимости, с учетом проводившихся переоценок, которая равна сумме учитываемых в бухгалтерских балансах остаточной балансовой стоимости основных фондов и величины накопленного износа.
Оборотные фонды представлены материальными предметами краткосрочного (12 месяцев и менее) применения. Среди них: расходные материалы, лекарственные средства, мягкий медицинский инвентарь, продукты питания пациентов и прочие средства, стоимость которых переносится на стоимость выполненных медицинских услуг в течение года (табл. 3). В них входят как предметы трудовой деятельности, так и средства труда с учетом готового продукта (услуг).
Все виды средств (активов) отражаются в натуральном (количественном) и стоимостном (денежном) выражении. Продолжительность их жизненного цикла позволяет выделить среди основных средств – пассивную (здания и сооружения) и активную часть основных фондов (медицинская техника и оборудование).
Ведущие составляющие материально-технических средств
Сеть медицинских организаций
(инфраструктура в целом)
Здания, сооружения, машины
Коечный фонд, пациенто-места
Техника (приборы, аппараты)
Медикаменты (лекарственные средства)
Инвентарь (мягкий, хозяйственный, канцелярский)
Сеть медицинских организаций формируется в соответствии с их номенклатурой. Ее развитие в российских регионах происходит и базируется на основе структуры и уровня заболеваемости, смертности населения, его половозрастного состава, климатических, географических особенностей территорий и транспортной доступности медицинских организаций.
Статистическая информация, отражающая структурные показатели состояния материально-технических ресурсов и показатели объемов помощи, которые предоставляются с их использованием, регистрируются в отчетных формах государственного статистического наблюдения. Форма ГСН № 30 включает ежегодные сведения по всем медицинским организациям, подведомственным Минздраву России, форма № 47 – о сети организаций, расположенных на территории российских субъектов, Российской Федерации в целом.
Фактическое состояние материальной ресурсной базы здравоохранения предусматривает оценку ее базиса в целом и по отдельным компонентам. Решение такой задачи облегчает классификация материальных и технических ресурсов, которая позволяет группировать объекты по ведущим характеристикам и признакам с определением их роли и места в совокупном обеспечении не только медицинской организации, но и ведомства (экономического вида деятельности) в целом (табл. 4).
Разработка действующего, в настоящее время, классификатора – ОКОФ (ОК 013-2014) предусмотрела его гармонизацию с Системой Национальных Счетов ООН (СНС 2008), Европейской комиссии, а также – Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Группы Всемирного банка и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Это позволило перейти на общемировую классификацию и международные сопоставления с оценкой объемов, состава и состояния ОФ, реализацией системы их учета, определением основных экономических характеристик и рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов ОФ. Наименования ОФ в ОК 013-2014, соответствующие их видам по международной системе национальных счетов (СНС) 2008, представлены в табл. 5.
Классификационные группы материальных ресурсов по признакам принадлежности к данным группам
Признак принадлежности к группе
Группы материальных ресурсов по экономической принадлежности
Научная электронная библиотека
3.3. Управление материальными ресурсами медицинской организации
Экономический эффект от использования техники и оборудования (в особенности высокотехнологичного и дорогостоящего) формируется при недопущении простоев в их работе. Причинами простоев, как показали исследования, в 80,0 % являются предотвратимые факторы: производственный брак и случайные поломки – 20,0 %, неправильная эксплуатация – 20,0 %, некачественное техническое обслуживание – 60,0 %. Из 20,0 % аппаратуры, которая простаивает, в 2/3 случаев выявлена неисправность, в остальных – передача в другие МО, консервация, подготовка помещения, списание, или – отсутствие введения техники в эксплуатацию.
Из других причин обнаруживается несоответствие помещений нормативным требованиям, длительный ремонт. Все эти факторы встречаются в практической деятельности, несмотря на созданную систему государственной регистрации и контроля за обращением медицинских изделий (более 20 нормативных актов). Поэтому в планах Росздравнадзора намечено внедрение инспектирования производственных площадок по их соответствию ГОСТ ИСО 12485-2011 с постепенным исключением устаревшей системы лицензирования.
Наличие в медицинских организациях современной техники, оборудования, медицинских изделий не является гарантом их рационального использования с улучшением доступности и качества диагностической, лечебной, реабилитационной, профилактической помощи. Работу на аппаратуре нового поколения может осуществлять специально подготовленный, квалифицированный врачебный и средний медицинский персонал при соблюдении технологий выполнения манипуляций и процедур, осуществлении контроля технического обслуживания приборов. При отсутствии этих условий нередок факт недоиспользования сложной медицинской техники и нерентабельность затрат на ее приобретение.
Экономическая эффективность использования техники и оборудования может быть получена в МО, способных в двухсменном режиме работы организовать оказание диагностической или лечебной помощи необходимому числу пациентов. Непрерывность работы техники нуждается в перманентном ведении контроля наличия материальных запасов (комплектующих средств) к приборам и оборудованию.
Для улучшения эффективности использования медицинских изделий с учетом затрат на их обслуживание и ремонт, территориальные органы управления здравоохранением способны, ориентируясь на уровень экономического развития федерального субъекта (при недостаточном его обеспечении), развивать механизмы взаимодействия с товаропроизводителями собственной и сопряженных территорий.
Так, при централизованных поставках материальных ресурсов, с учетом возможностей экономической базы субъекта, можно снизить логистические издержки при экономии бюджетных средств. С целью снижения экономических потерь, морального износа при современном ускорении темпов технического прогресса в практическую работу МО, подведомственных Минздраву России (преимущественно многопрофильные стационары, клинико-диагностические центры), для обеспечения нормативного объема работ, в штатное расписание вводятся должности инженеров по оборудованию либо по организации эксплуатации оборудования.
Мероприятия облегчают своевременные пуско-наладочные работы, контроль и эксплуатацию медицинских изделий, периодическое и текущее профилактическое обслуживание, неотложный ремонт, обучение персонала, что в совокупности продлевает жизненный цикл изделия. Сохраняют актуальность контракты с сервисными организациями по медико-техническому гарантийному обслуживанию медицинской техники.
Процесс управления парком медицинских изделий в организациях всех уровней оказания медицинской помощи, включает принятие решений по обновлению активов. Для этого в МО необходимо:
1. Создание системы мониторинга с учетом количества (и доли) медицинских изделий: поступивших, эксплуатируемых, выработавших нормативные сроки. Ведение расчета доли отечественной и импортной медицинской техники. Контролирование данных бухгалтерской отчетности.
2. Изучение рынка медицинских изделий. Формирование закупочных планов-заданий.
3. Создание сервисной службы в МО третьего уровня для технического обслуживания и ремонта.
4. Выявление зон неэффективности использования активов с установлением причинно-следственных связей.
Правовыми основами материально-технического обеспечения МО являются стандарты оснащения диагностическим оборудованием; порядки медицинской помощи (по профилям оказания и разделу «оснащение»). Финансовыми основами, в условиях одноканального финансирования и переводе средств в обязательное медицинское страхование (ОМС), расширен перечень финансируемых через ОМС статей расходов, определены источники формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов с конкретизацией расходования финансов.
Законодательно закреплена обязанность МО по направлению денежных средств на ремонт медицинских изделий. Организациям здравоохранения предоставлено право приобретения приборов, аппаратов с нормированной стоимостью, как возможность самостоятельного принятия решений по закупкам медицинской техники.
Наблюдения, проведенные в условиях стационаров разного уровня оказания помощи, свидетельствовали о неравномерности нагрузки по использованию медицинских изделий – к нормативу приближались лишь крупные городские больницы. В случаях недоиспользования медицинской техники увеличивался фактический срок окупаемости приборов и стоимость медицинских услуг за счет роста отчислений на износ, амортизацию. Центральные районные и районные больницы не выполняли необходимый объем исследований, его величина была меньше нормативной на 25–50,0 %, в связи с чем, срок окупаемости техники в организациях первого уровня оказания помощи удлинялся, способствуя ее моральному устареванию в условиях ускорения темпов технического прогресса.
Рассматривая вопросы менеджмента применительно к медицинской технике (в особенности, дорогостоящей) необходимо отметить, что экономическая результативность обеспечивается в МО, способных реализовать в двухсменном режиме работы оказание услуг расчетному количеству пациентов и имеющих необходимые штаты медицинских работников. Отсутствие специалистов для обеспечения нормативного объем работ, приводит к экономическим потерям.
1. Назовите основные показатели качества и безопасности медицинских изделий, исследуемые в ходе внутреннего и внешнего аудита медицинских организаций.
2. Перечислите характеристики, отражающие состояние материально-технической базы медицинской организации.
3. Сформулируйте финансовую составляющую основных фондов организации. Как проводится расчет показателей?
4. Каковы приемы определения величины материального износа основных средств, оборудования, медицинской техники, что понимают под моральным износом?
5. Объясните, как рассчитывается норматив и сумма амортизационных отчислений (по объектам? по группам?).
6. Перечислите и охарактеризуйте основные показатели, отражающие состояние материальных ресурсов медицинской организации.
7. Дайте определение термина «плановая мощность». Поясните смысл термина. Как можно произвести расчет показателя при отсутствии проектной документации?
8. Назовите основной способ контроля по сохранности основных фондов каждой организации. Какие основные нормативные акты его регламентируют? Перечислите унифицированные формы учета.
9. По каким критериям осуществляется оценка наличия и состояния медицинской техники?
10. Какие показатели используются для определения результативности использования медицинской техники? Назовите формулы их расчета.
11. Перечислите предотвратимые причины простоя техники и оборудования в медицинской организации.
12. Какие действия могут улучшить процесс управления состоянием и использованием медицинской техники в каждой организации.
Официальные документы, нормативно-правовые акты
1. «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий»: Приказ Минздрава России от 06.06.2012 № 4н (в ред. от 25.09.2014).
2. «О присвоении вида номенклатурной классификации медицинских изделий»: письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 28.11.2016 № 01И-2375/16.
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01»: Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 16.05.2016).
4. «Об утверждении стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»: Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н.
5. Вишняков В.Т., Манукян Л.М. О методологии анализа использования дорогостоящего оборудования // Экономика здравоохранения. 1999. № 4. С. 14–15.
6. Владзимирский А. Телерадиология позволяет оптимизировать работу диагностической службы // Здравоохранение. 2017. № 5. С. 108–112.
7. Засимова Л.С. Внедрение новых технологий в медицинских организациях: Зарубежный опыт и российская практика. Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ). 2013. 272 с.
8. Кадыров Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. М.: ИД «Менеджер здравоохранения»,2011. 496 с.
9. Лантух З. Как избежать штрафов за простой оборудования // Здравоохранение. 2017. № 6. С. 54–59.
10. Рааб М. Технологический менеджмент в области здравоохранения. Стратегия и экономика оснащения ЛПУ / М. Рааб, Ф.Н. Кадыров, А.Ю. Исаков. М.: Грантъ, 2003. 248 с.
11. Рожков Б. как избежать ошибок при покупке медоборудования // Здравоохранение. 2017. № 12. С. 102–105.
12. WHO Global Model Regulatory Framework for Medical Devices including in vitro diagnostic medical devices. WHO Medical device technical series. 2017. S. 76. Документационный центр ВОЗ.
Номенклатура учреждений здравоохранения. Материальные итрудовые ресурсы системы здравоохранения в РФ
Номенклатура учреждений здравоохранения. Материальные и трудовые ресурсы системы здравоохранения в РФ.
Рациональное использование ресурсов здравоохранения является актуальной проблемой в условиях ограниченного финансирования. Ресурсы здравоохранения складываются из финансовых средств, кадров и материально-технической базы. Их эффективное использование является важнейшим условием оптимального функционирования здравоохранения и его дальнейшего успешного развития. Введение обязательного медицинского страхования в России предусматривало в качестве главной цели повышение эффективности здравоохранения.
Классификация видов ресурсов здравоохранения представлена на схеме 3.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Численность работающих в здравоохранении в настоящее время составляет около 4,5% от всего числа занятых в народном хозяйстве России и за последние 20 лет она увеличилась. Рост занятости в здравоохранении на современном этапе развития общества закономерен, так как растет потребность населения в медицинской помощи, повышается качество диагностики и лечения. Это требует и большего объема трудовых затрат.
Оснащение лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) современным медицинским оборудованием и аппаратурой требует привлечения специалистов смежных отраслей – инженеров, техников, физиков, химиков, программистов и т. д.
Возрастает потребность в специалистах по вопросам сохранения и укрепления здоровья, восстановления утраченного здоровья, требуются лица, специализирующиеся на медико-социальной работе.
В связи с возрастанием объемов информации, развитием организационных форм управленческой деятельности, сложностью и многообразием межличностных отношений в коллективах, совершенствованием нормативной базы в отрасли, развитием медицинского страхования и рынка медицинских услуг требуются специалисты – современные управленцы отраслью: специалисты кадровой службы, экономисты, юристы, финансисты, психологи, руководители нового типа и др.
Таким образом, трудовые ресурсы здравоохранения включают как медицинские, так и немедицинские кадры.
Классификация видов ресурсов здравоохранения
Обеспеченность врачами в системе здравоохранения в среднем по Российской Федерации на 10 тыс. населения составила 42 чел., а средними медицинскими кадрами – 100,1.
Управление персоналом – это задача, в первую очередь, руководителя учреждения и отдела кадров, но не менее важной она является и для заместителей главного врача, заведующих отделениями, главных и старших медицинских сестер.
Как уже было сказано выше, в современных экономических условиях вопросы управления вообще и управления кадрами в частности претерпевают ряд изменений, что приводит к необходимости повышения квалификации и приобретения соответствующими лицами четких, глубоких и системных знаний в этой области.
Управление персоналом включает в себя следующие этапы: планирование работы с кадрами; набор и подбор кадров; отбор кандидатов; определение заработной платы; профориентация и адаптация; обучение персонала; оценка трудовой деятельности; кадровые перемещения; подготовка резерва руководящих кадров.
Основная задача планирования работы с кадрами состоит в реализации планов организации с точки зрения численности, квалификации, производительности труда, издержек по их найму. Несовершенное планирование человеческих ресурсов дорого обходится организациям и может привести к потере ценных кадров.
Чтобы определить потребность организации в кадрах, необходимо знать, под влиянием каких факторов она формируется. Эти факторы могут быть как внутренними, так и внешними.
К внутренним факторам, влияющим на потребность организации в кадрах, прежде всего относятся:
а) цели организации (долгосрочные стратегические, бизнес-стратегии, бизнес-планы и др.). Чем конкретнее организационная цель, тем легче определить потребность в кадрах. В учреждениях со стабильной долгосрочной стратегией потребности в кадрах не претерпевают серьезных изменений из года в год, и планирование кадров не представляет особой сложности. К таким учреждениям можно отнести большинство медицинских учреждений федеральной или муниципальной собственности.
И наоборот, если организация меняет стратегию, переходит к оказанию новых услуг, освоению новых рынков, потребности ее как в численности, так и в квалификации рабочей силы могут существенно меняться. Так, работа учреждений частного сектора ориентирована на быстрое изменение своих стратегий. То же относится и к учреждениям, расширяющим объемы платных услуг;
б) внутриорганизационная динамика кадров (увольнения, выходы на пенсию, декретные отпуска и т. п.). Руководитель и отдел кадров в зависимости от возникающих задач и типа учреждения должны планировать предстоящие изменения и быть к ним готовыми.
К внешним факторам относятся:
а) макроэкономические факторы (темпы экономического роста, уровень инфляции и безработицы, структурные изменения, в частности развитие одного сектора народного хозяйства за счет сокращения другого), которые оказывают сильное воздействие как на потребность учреждения в персонале, так и на ситуацию на рынке труда;
б) развитие техники и технологий (например, внедрение компьютерной техники, инноваций и др.);
в) политические изменения, которые могут влиять на потребности в человеческих ресурсах и положение на рынке труда через изменения в законодательстве (налогового режима, системы социального страхования, трудового законодательства),регулирование макроэкономических параметров и др.;
г) конкуренция и состояние рынка кадров, медицинских услуг, лекарственных средств, медицинской техники и т. д.
Работа с кадрами заключается не только в мероприятиях по набору и отбору работников. Современные руководители, у которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, поскольку их ценность с годами может и должна возрастать. Это происходит там, где выполняется программа по развитию кадров, где главный врач заботится о профессиональном росте сотрудников.
Можно выделить следующие методы, используемые для развития потенциала работников:
– усиление профессиональной ориентации;
– адаптация в коллективе как процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации и в ее подразделениях;
– профессиональная подготовка и обучение, повышение квалификации и переквалификация;
– продвижение по службе.
Следует заметить, что выполнение функций руководителя требует подготовки. К методам подготовки управленческих кадров относятся: организация лекций, дискуссий в составе небольших групп; разбор конкретных деловых ситуаций; чтение литературы; проведение деловых игр, ролевой тренинг.
Одним из мощных методов управления трудовыми ресурсами является контроль за соблюдением правил и стандартов работы в лечебном учреждении, что обеспечивает трудовую дисциплину. Однако правила и инструкции должны быть уместными и разумными, известными всем, а их количество должно быть сведено до минимума.
Немаловажное значение имеет правильный отбор кадров, который проводится на основе испытаний и собеседований. К испытаниям можно отнести: 1) определение способностей; 2) оценку психологических качеств, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Об уровне квалификации свидетельствуют указанные в бланке заявления сведения о стаже работы, зарплате, характере образования, оконченном учебном заведении и т. п. Если в должности определяющим фактором являются медицинские знания, то важнее, видимо, будут образование и предшествующая научная деятельность.
Для руководящих должностей высокого уровня необходимы навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и подчиненными.
Эффективный отбор кадров – одна из форм предварительного контроля качества трудовых ресурсов.
Немаловажное значение при выборе кандидатов придается речевой культуре и специальным знаниям. Сегодня большинство негосударственных организаций здравоохранения, как правило, хотят, чтобы работник имел высшее образование, владел компьютером и иностранным языком, чаще английским.
Собеседование может проводиться заведующим отделением ЛПУ, начальником отдела кадров, в присутствии главного врача или без него. Во время собеседования преследуется четыре цели: 1) собрать подробную информацию о кандидате; 2) дать ему информацию о работе; 3) решить, насколько хорошо он впишется в коллектив; 4) вызвать у него чувство правильного выбора.
К трудовым ресурсам здравоохранения относятся медицинские и немедицинские кадры: состав по полу и возрасту; обеспеченность врачами и средними медицинскими работниками (на 10 тыс. населения); структура врачебного и среднего персонала по специальностям; подготовка и повышение квалификации; распределение по квалификационным категориям, почетным званиям, ученым степеням; правильная расстановка и рациональное использование; оплата труда медицинских кадров.
В настоящее время актуальной является проблема поиска резервов повышения эффективности использования трудового потенциала во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в здравоохранении. Здравоохранение, как и любая другая отрасль народного хозяйства, имеет определенные резервы повышения эффективности использования трудового потенциала. По своему содержанию эти резервы могут быть условно разделены на внутренние и внешние.
Внутренние резервы – совершенствование форм использования живого труда путем рациональной организации рабочих мест, предотвращения потерь рабочего времени, совмещения профессий (трудовых функций), совершенствования управления кадровым потенциалом отрасли, роста квалификации, создания новых специализированных подразделений для концентрации сил и средств при выполнении отдельных видов работ. Суть этих резервов заключается в том, что их вовлечение не требует дополнительных материальных затрат, но повышает коэффициент интенсивности использования трудового потенциала.
Внешние резервы – повышение уровня технической оснащенности лечебно-профилактических учреждений, концентрация лечебно-профилактических учреждений, централизация вспомогательных видов работ (служб), оптимизация функциональной структуры лечебно-профилактических учреждений и др. Повышение эффективности использования трудового потенциала в результате введения этой группы резервов происходит в основном за счет их влияния на материально-вещественные элементы здравоохранения, что предполагает замещение живого труда овеществленным, т. е. переход к интенсивным формам отрасли.
Активизация человеческого фактора в системе здравоохранения имеет первостепенное значение. В связи с этим при определении путей рационального использования трудового потенциала необходим факторный анализ резервов, который может оказать большое влияние на повышение эффективности труда работников отрасли.
Одним из важных вопросов в рациональном использовании трудового потенциала является обеспечение оптимального соотношения численности различных категорий медицинского персонала и прежде всего соотношения штатных должностей врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Эффективному использованию трудового потенциала в здравоохранении способствует внедрение передовых форм организации и стимулирования труда.
В настоящее время существует не только необходимость, но и возможность значительного повышения эффективности управленческого труда на основе достижений научно-технического прогресса, применения компьютерной техники и экономико-математических методов.
Одним из путей сокращения нерациональных трудовых затрат в здравоохранении является совершенствование форм разделения и кооперации труда в лечебно-профилактических учреждениях. Применительно к ним можно сказать, что в каждом учреждении в зависимости от профиля, мощности, типа (республиканские, городские, районные) сложились определенные формы разделения и кооперации труда. Соответствующими нормативными документами определены структура и штатная численность персонала различных подразделений и служб, регламентированы обязанности врачебного, среднего и младшего медицинского персонала. Совершенствование форм разделения и кооперации труда в здравоохранении возможно по двум основным направлениям: создание новых специализированных подразделений для концентрации сил и средств при выполнении отдельных видов работ; централизация лечебно-диагностических и административно-хозяйственных служб.
Внедрение новых организационных форм и методов работы в поликлиниках способствует улучшению показателей лечебно-профилактической работы. Так, организация отделений профилактики и реабилитации увеличивает число посещений врачей-специалистов, что, в свою очередь, приводит к уменьшению стоимости одного врачебного посещения.
На современном этапе научно-технического прогресса становится возможным постепенное вытеснение ручного немеханизированного труда во многих функциональных службах здравоохранения, внедрение средств малой механизации, автоматизированных систем управления здравоохранением.
Необходимо также проведение повсеместной централизации и вспомогательных служб учреждений здравоохранения, т. е. такой их реорганизации, при которой было бы возможно целесообразное сосредоточение функций обслуживания, контроля, управления с медико-технологической и экономической точек зрения. Преимущество централизации заключается в том, что она позволяет применять высокопроизводительное медицинское оборудование, строго разграничивает труд медицинского персонала, способствует замещению живого труда овеществленным, что, в свою очередь, гарантирует высокую экономическую эффективность использования трудового потенциала здравоохранения. В современных условиях есть все возможности создания централизованных служб стерилизации, материально-технического снабжения, ремонта и обслуживания медицинской техники, клинико-диагностических, лабораторных исследований, снабжения бельем, питанием и др.
Анализ трудовых показателей основывается на изучении производительности труда медицинских работников. Под производительностью труда следует понимать эффективность вклада конкретного работника на своем рабочем месте. В этом смысле эффективность – более широкое понятие, отражающее соотношение затрат и результатов вообще. Однако при правильном учете производительность труда (с учетом материальных затрат) по сути совпадает с эффективностью.
Классификация показателей производительности труда: