Что относят к материальной культуре
Понятие культуры. Материальная и духовная культура
Содержание:
↑ Понятие «культура»
В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура».
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
Начиная с I в. до. н. э. слово « культура » (от лат. — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.
Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение.
Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовный ценности.
↑ Материальная и духовная культура
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.
Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.
Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.
Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.
↑ Функции культуры
Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».
Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.
Материальная культура
Смотреть что такое «Материальная культура» в других словарях:
материальная культура — ▲ культура ↑ материальный материальная культура искусственная среда, созданная человеком для своего обитания. предметы потребления. ↓ природопользование, материальные ценности … Идеографический словарь русского языка
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — (material culture) l. Аспекты культуры, управляющие производством и использованием поделок (Дуглас, 1964). 2. Материальные продукты или изделия, фактически произведенные обществами. Споры значениях данного термина свелись к выявлению того, что же … Большой толковый социологический словарь
Материальная культура — – материальные ценности, созданные членами общества … Словарь-справочник по социальной работе
Материальная культура и искусство Китая в III-VIII вв. — Из памятников архитектуры танской эпохи сохранилось очень немногое. Но по этим памятникам, а также по имеющимся описаниям и изображениям дворцов и храмов можно судить о высоком уровне строительного дела в Китае. В танской архитектуре сочетались… … Всемирная история. Энциклопедия
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ — КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия
Культура народов Востока — «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия
Культура Вальтернинбург-Бернбург — Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия
Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия
Культура Тиса — Культура Тиса археологическая культура эпохи раннего энеолита, существовала в среднем и верхнем бассейнах реки Тиса, распространялась Румынии (Кришана и Банат). Содержание 1 Генетические связи 2 Локализация … Википедия
Виды и формы культуры
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока и Запада;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры общества;
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);
криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
специфический образ жизни и привычное поведение;
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).
Характерные черты контркультур:
нетрадиционные культурные формы,
нетрадиционные формы религии.
Таблица «Виды культуры»
Массовая
Элитарная
Народная
Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Носит развлекательный характер
Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
Тиражирование стандартизированных ценностей
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров
Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса
Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
Нестандартность художественных средств
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
Безграничное самовыражение творца
Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
Оригинальность и индивидуальность работ
Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Передача преимущественно в устной традиции
Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа
Материальная и духовная культура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие замечания
Когда говорят о том, из чего состоит культура, то говорят, что из духовной и материальной. Это значит, что эти две части являются единым целым. Определить, какая из них появилась первой тоже достаточно затруднительно, хотя многие утверждают первичность появления материальной. Однако это спорное утверждение, так как в основе материального объекта лежит идея. Итак, изучение одной культуры невозможно без анализа другой.
Материальная культура
К материальной культуре традиционно относят все материальные достижения человека. Это все то, что нас окружает, чем мы пользуемся, различные технические достижения. Материальная жизнь, совершенствуясь, претерпела существенные изменения за многотысячелетнее свое существование.
Предметы материальной культуры не исчезают бесследно, по ним ученым удается реконструировать жизнь наших далеких предков.
Духовная культура
Духовная культура очень сложная как по составу, так и по значению, которое она имела и имеет для развития человечества, для сохранения его как гуманного существа.
К духовной культуре относят идеи, теории, концепции, религию, философию, психологию, искусство в самом широком его понимании. Все, что создано человеческой мыслью и таланта относится к этой части культуры. Результаты духовной деятельности, например, предметы искусства, также помогают ученым восстановить образ жизни наших предков, понять, как понимал прекрасное наш предок. И если поиск и изучение древних артефактов, это прерогатива археологов, то исследуют духовную культуру представители многих других наук; предметы искусства внимательно анализируют искусствоведы, верования, сказания, предания, мифы, сказки – филологи и психоаналитики.
Соотношение духовной и материальной культур
Уже говорилось, что эти части культуры составляют единой целое. Так, если прежде чем создать машину, ее надо придумать, а это интеллектуальный труд, с другой стороны, духовные идеи воплощаются в материальных предметах. Произведение писателя напечатано в книге.
Готовые работы на аналогичную тему
Обе эти культуры существовали во все времена. Если наличие материальной культуры подтверждается найденными предметами обихода, то существование духовной – наскальными рисунками на стенах пещер, на которых были изображены животные или бытовые сцены, например, охота.
Обе культуры за время своего существования неоднократно переживали и взлеты, и падения. В разные периоды отдавались предпочтения то одной, то другой, и практически не было времени, когда они бы существовали на паритетных началах. По знаменитой концепции Маслоу, который обосновал причины приоритетности одной стороны культуры по отношению к другой.
Тогда, когда человек не имеет основных материальных благ – еды, крыши над головой, средств защиты, то у него нет духовных потребностей. Но как только первичные материальные потребности будут удовлетворены, то личность заинтересуется искусством, религией, философией. По материальной культуре можно увидеть насколько человек приспособился к природным условиям. Без развития этой части культуры невозможно существование и самого человека, и всех форм общества.
Духовная жизнь удовлетворяет потребность человека в познании, в постижении тайн мироздания, она вырабатывает нормы поведения сообразно нравственным законам, создает идеалы и развивает чувство прекрасного через литературу, художественное и киноискусство.
Такие ученые, как О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби и многие другие считали, что эпоха приоритета материальных ценностей ведет к гибели культуры.
Только гармония обеих составляющих культуры может сделать человека счастливым.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21 12 2021
Материальная культура
Всего получено оценок: 24.
Всего получено оценок: 24.
Под культурой в широком смысле понимается всё, что создаётся человеком: жильё, вещи, предметы быта, произведения искусства, духовные ценности, технологии производства. Все они необходимы для того, чтобы обеспечить комфортное существование людей. Культура делится на два вида. Узнаем, что относится к материальной культуре, какую роль она выполняет в обществе.
Понятие материальной культуры
Что такое материальная культура? Это все предметы и вещи, созданные человеком в результате материальной деятельности. Они несут определённую пользу: обеспечивают комфортное существование людей в условиях, не зависящих от природы.
Проявления материальной культуры
Человек способен развиваться, создавать новые предметы, придумывать более совершенные технологии. Кратко познакомимся с тем, что входит в область материальной культуры.
Материальная культура тесно связана с духовной. Строительство зданий, технический прогресс, появление средств связи стало возможным благодаря развитию науки, которая является составной частью духовной культуры.
Что мы узнали?
К материальной культуре относятся все предметы и вещи, созданные руками человека: здания и сооружения, транспорт и пути сообщения, средства связи, мебель, бытовая техника, одежда и обувь, технологии производства.