Что относят к информационным ресурсам общества
Информационные ресурсы общества
Информация окружает человека со всех сторон, содержится в человеческой речи, книгах, журналах, жестких дисках, фото, CD, и других носителях. (см. Рис. 1)
Рис. 1, Примеры информационных ресурсов общества
Носители можно разделить на два типа: материальные носители информации и не материальные. К материальным носителям относиться любой источник информации который можно осязать. К нематериальным же, в свою очередь, любой не осязаемый.
и не материальные. К материальным носителям относиться любой источник информации который можно осязать. К нематериальным же, в свою очередь, любой не осязаемый.
Любому обществу, будь то государство, община или даже племени необходимы ресурсы для выживания и развития (жизнедеятельности) Давайте определим что же такое ресурсы:
Информационные ресурсы общества— запас необходимых знаний, идей или указания действий зафиксированных в любой форме и на любом источнике информации.
Ресурсы — запас или источник материальных ценностей.
Всякий другой ресурс после использования бесследно исчезает, а информационные ресурсы общества — неисчерпаемы. При их использовании образуются новые материальные ценности, или другие ИР. Простой пример образования материальных ценностей это приготовление торта по рецепту из кулинарной книги. Пример же образования нематериальных ценностей, это написание программы после изучения курса программирования.
Также Информационные ресурсы общества почти всегда кластеризуются (собираются в группы) в обществе. Примером являются создание архивов документов, библиотеки для хранения книг или в современном обществе — базы данных. С появлением компьютерной техники организация информации очень сильно облегчилась. За сбор автоматический сбор информации отвечают камеры, диктофоны и другие сенсоры которые позволяют накапливать информационные ресурсы общества в очень большом количестве. Упростилось и хранение — базы данных на несколько мегабайт могут заменить бесчисленные, огромные стеллажи с книгами и журналами.
На последнее проведем классификацию информационных ресурсов общества:
Discovered
О финансах и не только…
Информационные ресурсы
Ресурсы играют важную роль в жизнедеятельности общества, т.к. для обеспечения экономической деятельности требуются природные, материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Но в эпоху научно-технического прогресса ведущую роль занимают информационные ресурсы.
Владение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория. Не зря ведь говорят, что «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую, военную мощь их владельца.
Роль информационных ресурсов постоянно возрастает; одним из свидетельств этого является то, что они становятся товаром, совокупная стоимостью которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Что такое информационные ресурсы?
Информационные ресурсы — в широком смысле — это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.
В организации (обществе, компании, предприятии и др.) информационные ресурсы — объем информации, которой располагает организация для решения стоящих перед ней задач управления.
Таким образом, информационные ресурсы – это совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении (см. База данных).
Виды информационных ресурсов
Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.
К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.
Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Такая информация базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая информация, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.
Виды информационных ресурсов
Информационные ресурсы также классифицируются и по уровням:
В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на три основных класса:
В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:
По категории доступа информационные ресурсы могут быть:
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
По характеру содержания информационные ресурсы классифицируются на:
По признаку тематической принадлежности информационные ресурсы могут быть подразделены на множество тематических областей и подобластей знаний, например:
По признаку коммерциализации информационные ресурсы можно разделить на:
Особенности информационных ресурсов
Ключевые особенности информационных ресурсов:
Рынок информационных ресурсов и услуг
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.
В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:
Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели), а цена формируется под воздействием спроса и предложения (см. Рыночное равновесие).
Информационные ресурсы
Ресурс — это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.
Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.
Юридическая формула, принятая в Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации”, гласит:
“Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)”.
Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.
Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. При более широком подходе уместно относить к информационным ресурсам все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.
Информационные ресурсы общества (национальные информационные ресурсы) в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Состав национальных информационных ресурсов
Любая попытка дать некую классификацию информационных ресурсов общества оказывается обреченной на неполный результат.
В основу классификации можно положить:
· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, т.е. того, к чему относится информация);
· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).
Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.
Один из подходов к классификации национальных информационных ресурсов представлен на рисунке.
Огромные информационные ресурсы сосредоточены в библиотеках. Пока еще доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.
Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и часто накапливаются быстрее, чем их удается обрабатывать.
Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
Правовую информацию составляют своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды документов — без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.
Классификация, отраженная на рисунке, не охватывает всех видов национальных информационных ресурсов и не претендует на полноту. Дело в том, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.
Рынок информационных ресурсов
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (“электронном”) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки формирования мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги. Товарами могут быть:
· информация бытового характера о доступе к “обычным” товарам и услугам, их стоимости;
· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т.д.);
· информационные технологии, компьютерные программы;
· базы данных, информационные системы и многое другое.
Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т.е. с началом 50-х годов ХХ века. Это совпадение явилось в значительной мере случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.
По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века, когда появились первые признаки глобализации данного рынка, начинался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы. Вполне сформировавшийся информационный рынок имеется и в России, хотя по объему предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — это, как правило, производители информации или ее собственники. Ими бывают:
· центры, в которых создаются и хранятся базы данных,
· службы связи и телекоммуникации;
· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
· неспециализированные фирмы, выпускающие “обычные” товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;
· консалтинговые (консультационные) фирмы;
Потребители информации — это частные лица, органы власти всех уровней, а также фирмы и предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья.
Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация — товар, то за нее надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового “пиратского” копирования программ. По мере совершенствования социально-экономических отношений, законодательства, подобная практика постепенно уходит в прошлое, хотя немало проблем в этой сфере остается.
Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).
Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов.
В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление определенной деловой информации, консультации по определенной тематике и т.д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (т.е. организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание). Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные (например, дистанционное обучение на технической базе телекоммуникационной сети).
Уровень развития сферы информационных услуг в стране во многом определяет степень ее приближенности к информационному обществу.
Что относят к информационным ресурсам общества
Классификации национальных информационных ресурсов
В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.
Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.
Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и так далее. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации – без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.
Поиск нужной информации в океане знаний становится сложным делом, поэтому во всех странах ведутся большие работы не только над получением новых знаний об окружающем мире, но и над тем, как передать полученные знания грядущим поколениям, как хранить, обрабатывать и передавать научно-техническую информацию людям.
Для решения этой задачи в стране созданы Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНТИ) при академии наук Российской Федерации, межотраслевые и отраслевые центры научно-технической информации, а также аналогичные территориальные центры. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники информации, позволяющие пользователям быстрее находить нужные сведения для своей деятельности (реферативные журналы, обзоры информации, бюллетени научно-технической информации по отраслям науки и техники, экспресс-информация и т.п.).
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Государственные органы в ходе своей деятельности создают и накапливают огромные массивы информации. Они являются исключительно ценным источником для производства инновационных продуктов и услуг, а также главным источником образовательной и культурной информации для широкого круга потребителей. Эта информация содержит в себе обширный слой знаний, представляющих собой источник конкурентных преимуществ в информационной экономике. Благодаря размещению общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных деятельность государственных органов и органов местного самоуправления станет понятнее и доступнее для граждан.
Размещение открытых государственных данных способствует повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что соответствует требованиям общества, движению к реализации в России концепций «открытого правительства» и «электронной демократии». Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в форме открытых данных позволит использовать их при создании различных информационных систем не только государственного уровня, но и общественных, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.
Основной целью размещения открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.
К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.
Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.
Свойства информации экономической и управленческой информации:
• Достоверность – информация не искажает истинное положение дел;
• Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения.
• Ценность информации – зависит от того, для каких задач данная информация используется;
• Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;
• Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.
Для экономической информации характерны:
• многократное повторение циклов её получения и преобразования в установленные временные периоды;
• многообразие источников и потребителей;
• значительный удельный вес арифметических и логических операций при её обработке
Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких отраслевых системах и секторах информационной сферы. Наиболее крупной из этих систем является создаваемая в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в составе:
— всероссийских геологических фондов — Российский федеральный геологический фонд (Росгеофонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации;
— Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ) и информации о недропользовании в России;
— банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) — государственный, региональные и территориальные центры ГМГС;
— музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.
Важнейшим информационным ресурсом в области гидрометеорологии является Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Здесь, в частности, на машиночитаемых носителях представлены результаты наблюдений за параметрами окружающей среды с начала инструментальных наблюдений (1725 г.).
Информация по другим тематическим направлениям, связанным с природными ресурсами и явлениями (например, экологическая информация), в значительной степени сосредоточена по организациям раз-личных отраслей, органам управления и научным учреждениям, занимающимся исследованиями разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбором и анализом данных о них.
Особенностью данных работ являются высокие требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах, а также высокая трудоемкость и соответственно высокая стоимость сбора этих сведений.
Информация о природных объектах, ресурсах, явлениях и процессах весьма разнообразна и часто трудно сопоставима. Одним из путей преодоления проблемы сопоставимости разнородной информации данного типа является ее пространственная привязка на основе географических информационных систем (ГИС), которые представляют собой специализированные базы данных, интегрирующие картографическую и другие виды информации.
В России работы по созданию ГИС возглавляет Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография), которая руководит всеми топографогеодезическими и картографическими работами в стране. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях и российских университетах.