Что относят к художественной литературе
Художественная литература
Что такое художественная литература
Понятие «литература» произошло от латинского слова «littera» — буква, письменность.
Представление о художественной литературе как особом виде искусства сложилось в эпоху романтизма — в конце XVIII-начале XIX века. Первые художественные произведения появились гораздо раньше. Одним из наиболее ярких образцов древней литературы является поэма «Одиссея», созданная Гомером в XI-VIII веках до нашей эры.
Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что включает в себя понятие
К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.
В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.
При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.
Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:
Особенности, какую роль играет в жизни человека
Для художественной литературы характерны следующие особенности:
Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:
Значение художественной литературы в развитии детей
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:
Она развивает различные познавательные процессы:
Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.
Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:
При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:
Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.
По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.
Деление на жанры
Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.
Выделяют 3 ее основных рода:
Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.
Эпические жанры:
Примеры эпических произведений:
Лирика
Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.
Лирические жанры:
По содержанию лирика бывает:
Драма
Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.
Характерные особенности:
Драматические жанры:
Примеры драматических произведений:
По структурному типу текста литература делится на:
Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.
В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.
В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.
Виды художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение понятия художественная литература
Под термином «художественная литература» современные литераторы понимают вид искусства, в котором материалом для создания произведения является литературный язык и человеческая речь. Продуктом искусства художественной литературы является литературное произведение.
Этот вид искусства способен с помощью языка выражать мнения, взгляды и настроения как отдельной личности, так и обществ в целом. Книги дают нам возможность окунутся в мир других эпох, мы можем узнать и понять, как именно жили люди, какие у них были интересы, что они чувствовали, какими были их ценности и потребности. Основным ведущим признаком художественного произведения является описание действия. Действия всегда выполняются главным героем произведения. Обязательно в произведении присутствует описание: описание места действия событий, внешности героя, описание его характера, настроения и так далее. Таким способом у нас в голове возникает образ героя произведения, на создание этого образа оказывает влияние как сам автор произведения, так и наше собственное воображение и сознание.
Художественная литература преследует очень важные цели. Она демонстрирует нам через своих героев каким образом следует поступать человеку в тех или иных ситуациях, она учит нас опыту, которого у нас пока еще нет.
Классификация видов художественной литературы
Художественную литературу можно классифицировать по родам и по структурному типу. По родам художественная литература делится на:
По структуре вся художественная литература делится на две большие группы:
Эпическая литература
Эпическая литература повествует о событиях, которые предполагаемо имели место быть в прошлом. Этот вид литературы появился в далекие античные времена, уже тогда эпос определяли, как беспристрастный и объективный род литературы.
Эпическая литература имеет ряд определенных специфических характеристик:
Произведение эпического жанра имеют разный объем. Произведения могут быть как небольших размеров, так и достаточно крупными романами, и эпопеями из нескольких книг. Особое место в эпической литературе занимает образ самого рассказчика, от лица которого идет повествование, читатель может проследить его манеру рассказа, склад ума.
Готовые работы на аналогичную тему
Эпос прибегает к использованию всего многообразия литературных средств. Эпические жанры в свою очередь подразделяются на крупные, средние и малые жанры. К крупным относятся:
К средним относятся:
К малым жанрам относят:
Достаточно долгое время, примерно до 18 века главным жанром эпической литературы была поэма-эпопея. Этот жанр имеет ряд специфических черт:
Затем, в 18-19 веке, на смену поэме-эпопее приходит роман. Его особенности следующие:
Драматургическая литература
Драма по сути является не только литературным родом, но также принадлежит и к театральному искусству. Это направление предназначено для игры на сцене, где чаще всего демонстрируются трагические эпизоды. Основное отличие драмы от других родов литературы заключается в том, что ее текст представлен в виде реплик, так же присутствуют авторские ремарки, все произведение поделено на действия и явления. К драматической литературе относят так же комедию, трагедию, драму, фарс, водевиль.
Первые намеки на драму можно заметить еще в первобытной литературе. Как вид поэзии раньше всех драма появилась в Индии и Древней Греции. Сюжеты греческой драмы были основаны на мифологии, а также бытовых ситуациях.
В 16 веке в Европе начинается возрождение греческой драмы. Европейцы старались подрожать греческой традиции, которая проявлялась в:
Позднее в структуру произведения начинают внедрять изменения.
Отличием драматической литературы от других видов художественной литературы так же заключается в наличии в драме строгой структуры. Текст драмы включает:
Лирическая литература
Лирическая литература или лирика — это род литературы, который отражает личное чувство и настроение самого писателя. В лирическом произведение ведущая роль отдается эмоциональным переживаниям, иными словами лирический образ — это образ переживаний. Но, несмотря на имеющийся личностный характер, переживания, которые испытывает главный геро,й являются общественными и выходят за рамки личностного.
В лирической литературе сюжет выходит на второй план. Лирическое произведение обычно написано в настоящем времени. Лирическая поэзия по своей сути представляет переживание, эмоции и чувства которые главный герой или сам же писатель испытывает в данную минуту. Для лирики большое значение имеет интонация, ритм, паузы.
Основными лирическими жанрами являются романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, идиллия.
Проза
Под прозой понимают такой вид литературного текста, в котором ритм не играет существенной роли, то есть он не внедряется в текст и не влияет на содержание. Прозаический текст используют в беллетристике, при написании романов, рассказов. Основным представителем прозаического текста является роман. Под романом понимают достаточно объемное произведение, в котором речь идет о длительном периоде жизни главного героя или главных героев, этот период описан достаточно подробно.
Поэзия
Под поэзией понимают такой способ организации речи, в котором преобладает ритмическая структура. Люди осознали особенность поэтической речи раньше, чем прозаической. Интересен этот вид был тем, что стихотворный ритм дает тексту некоторую музыкальность, а ритм в свою очередь влияет на смысл. Первые литературные произведения были именно поэтическими.
Художественная литература
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Содержание
Художественная литература по родам
Структурные типы текста
Проза
Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.
Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.
Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с достаточной подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).
В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия
В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.
Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.
Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественная литература по периодам
Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.
Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.
Художественная литература
Художественная литература в качестве материала использует слова и конструкции естественного человеческого языка в письменном виде. Художественные сочинения противопоставляются другим видам литературы: научным, мемуарным, публицистическим, справочным и т.д. Отличительной особенности данного вида литературы является художественный вымысел, придуманный сюжет и герои.
Помимо этого, художественными могут считаться только те произведения, у которых есть авторы или группа авторов, в том числе и анонимные, в отличие от фольклорного творчества, не имеющего конкретного создателя.
Все литературные произведения делятся на художественные и нехудожественные. Второй тип еще называют «нон-фикшн» (от англ. non-fiction – невыдуманное). К первому типу относятся романы, баллады, рассказы, новеллы, повести, пьесы и поэзия. Ко второму типу – учебники, справочники, энциклопедии, мемуары, статьи и т.д.
Жанровое разнообразие художественного текста
Художественные творения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
Автор должен разбираться в литературных жанрах для того, чтобы:
Для жанровых произведений главным условием является развитие сюжетной линии, вписывающейся в определенные, заранее очерченные рамки. К примеру, любой детектив формируется по схеме «преступление — расследование — разоблачение преступника»; в любом женском романе «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца».
Но это не значит, что все жанровые работы обладают одинаковым сюжетом. Задача писателя – создать в имеющихся рамках собственный неповторимый мир. Читатель должен задаваться вопросом «Что же там дальше?».
Жанры художественной литературы:
В произведениях жанра мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток) не место типичным шаблонам. Термин ввел американский писатель и критик Уилльям Дин Хоуэллс (1866–1920), который в своем журнале The Atlantic Monthly публиковал преимущественно реалистическим сочинениям с акцентом на философских и нравственных проблемах.
Мейнстрим ориентирован на широкую аудиторию читателей.
В этом жанре главное — это философия и идеология, нравственное развитие героев. Читатели ждут от автора неожиданных решений. Поэтому профессиональные требования к создателю мейнстримных работ значительно выше: он должен быть серьезным мыслителем, хорошим психологом и отличным рассказчиком.
Еще один значимый признак мейнстрима — произведения пишутся на стыке жанров. К примеру, нельзя однозначно заявить, что «Унесенные ветром» М. Митчелл — это исключительно любовный роман или только историческая драма.
Интеллектуальная проза, в отличие от жанровых произведений и мейнстрима, направлена на узкую читательскую аудиторию и претендует на элитарность ценителей. Авторы преследуют цель не заработать, создать творение ради искусства. Они изливают душу и погружают читателя в мир своего подсознания. Как правило, интеллектуальная проза окрашена в мрачные настроения.
Художественная литература по родам
Еще в Эпоху Античности древнегреческий философ выделил три основных рода литературных произведений: эпос, лирика и драма. Данная классификация актуальна и сегодня, дополняются лишь родовые жанры.
Эпос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — в центре произведения находится рассказ о событиях, которые якобы имели место быть в прошлом. Эпические сочинения описывают объективную действительность. Характер персонажей передается через их поступки, а не описание внутреннего мира, как в лирических творениях.
Данный род литературы получил свое название от народных поэм-песен, которые были сложены в древности, и также назывались эпосом.
Эпические жанры: роман-эпопея («Война и мир» Льва Толстого, «Разве ревут волы, когда ясли полны?», «Сага о Форсайтах» Голсуорси), роман («Красное и чёрное» Стендаля, «Большая телега» Макс Фрай, «История одиночества» Джон Бойн, «Благоволительницы» Джонатан Литтелл) повесть (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»), рассказ («Тёмные аллеи» И.А. Бунина), новелла, басня, былина, баллада, поэма, сказка, художественный очерк.
Лирика — (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») литературный род, для которого характерно обращение к внутреннему миру, чувствам, переживаниям, эмоциям, сознанию, впечатлениям, духовности. Даже если в тексте имеется повествование, то оно субъективно и сконцентрировано на герое. Для лирики свойственны «сжатость», «точечность», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность».
Большая часть лирических произведений относится к поэзии: описаниям природы, чувств главного героя, философские размышления о жизни и т.д.
Лирические жанры: ода («Вольности», А. Пушкина), элегия («Прогулка», Ф.Шиллер), эпиграмма, мадригал («Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев), эпитафия (А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»), сонет («На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф. Петрарка), послание, стансы, эклога.
Драма — (др.-греч. δρᾶμα «деяние, действие») род литературы, который воспроизводит внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса форма не повествовательная, а диалогическая.
В драматических сочинениях текст от лица автора ограничивается лишь ремарками и пояснениями. Сюжет передается через разговоры, мысли, воспоминания и действия героев.
Большая часть драматических текстов пишется для театральных постановок.
Как правило, трагедия всегда заканчивается смертью главных героев, комедия – хорошим для персонажей концом, драма – финал открыт или неоднозначен.
Драматические жанры: драма (Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»), комедия (Н. В. Гоголь «Ревизор»), трагедия (В. Шекспир «Ромео и Джульетта»), трагикомедия (А. Блок «Балаганчик»), водевиль (Княжнин «Несчастье от кареты»), фарс (Рабле «Школяр Мимен»), мелодрама (О.Куанье «Пигмалион»).
Структурные типы литературного текста
По своей структуре литературные разделяются на две категории: поэзия и проза.
Проза – текст, в котором речевой ритм не влияет на языковую ткань и содержание. Однако существуют примеры пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим работам некоторые признаки поэзии (зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»).
Прозаические сочинения широко применяется при написании романов, рассказов, коротких историй и т. д.
В Европе ранние романы не считались серьезной литературой, однако позже стало понятно, что для создания эстетического произведения совершенно не обязательно использовать поэтические техники. Напротив, отсутствие жестких рамок поэзии позволило авторам глубже сосредоточиться на содержании, полнее проработать детали сюжета.
Свобода прозы позволяет авторам экспериментировать с разными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия – это стихотворное произведение, для которого характерна особая ритмичность, не присущая из естественному ритму речи.
Характер данного ритма может быть разным, исходя из свойств самого языка, возникают стихотворные размеры:
Поэтическая структура сложилась раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление литературы, отличающее текст от обычной бытовой речи. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: в разное время в отдельных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественная литература по периодам
Хронолгия развития и становления литературы охватывает период, начиная с бронзового век (Древний мир) и Античности до нашего времени.
Различают следующие периоды становления художественного текста:
Подробнее о каждом периоде в статье Хронология развития литературы.
В зависимости от хронологии в литературе сложились художественные методы и направления:
Таким образом, художественная литература столь многогранна и разнообразна, что не может быть описана одним жанром, родом или стилем.