Что относят к характерным особенностям темперамента
Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности
Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у пего уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой
реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Ом ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, не настойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.
Темперамент – индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Характерными особенностями темперамента являются:
1. Сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций, и волевых качеств и т.д.);
2. Свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД).
Принято считать, что темперамент у человека формируется в процессе онтогенеза. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.
В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит — в настоящее время еще не известно.
Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.
Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.
В заключение следует еще раз отметить, что нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т. еы. быстрее на них реагируют, то, как показывают исследования Е. П. Ильина, большинство высококлассных спортсменов-спринтеров обладают именно эти типом нервной системы. В то же время спортсмены, чья деятельность протекает на фоне чрезмерных эмоциональных нагрузок, например штангисты, в своем большинстве будут обладать сильной нервной системой. Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности.
Характер и его особенности. Типология характера. Соотношение темперамента и характера. Акцентуация характера. Особенности проявления характера в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.
Итак, дадим определение понятию характер.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных, но своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д.
Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода.
I. В одном случае, все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к:
А) волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.
Б) эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.
В) интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
II. В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.
1) Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности.Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
2) Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди Людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты.
Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — игрой в городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов.
3) Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.
4) Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.
Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия— интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др.
Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила – слабость, твердость – мягкость, цельность – противоречивость.
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 4777 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Характерологические особенности темперамента
Темперамент
Личность человека неповторима, одинаковых людей не существует. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» – латинского происхождения, означает соразмерность, «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IV вв. до н. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь, лимфа, желчьи черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н.э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи.
В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов, уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.
Темперамент– это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Характерными особенностямитемперамента являются:
1)сравнительное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);
2)свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД).
Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в незначительных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.
Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной
деятельности
Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, то есть основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности человека, – свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.
К основным свойствам нервной системыотносятся:
1) сила нервной системы, то есть сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;
2) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;
3) уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного процесса.
Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три Павлов отнес к сильным типам, один – к слабому (рис. 8).
Рисунок 8. Взаимосвязь типов высшей нервной деятельности (ВНД)
с типами темперамента (Т)
К типам высшей нервной деятельностиотносятся:
1.Сильный уравновешенный, подвижный. Процесс возбуждения здесь уравновешивается с процессом торможения. Данный тип ВНД адекватен сангвиническому типу темперамента.
2.Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный). Соответствует флегматическому типу темперамента.
3.Сильный неуравновешенный (безудержный). Этот тип ВНД соответствует холерическому типу темперамента.
4.Слабый. Характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. Соответствует меланхолическому типу темперамента.
Следует иметь в виду, что рассмотренные выше типы ВНД по И.П. Павлову, адекватные типам темперамента по Гиппократу – Галену, для каждого отдельного индивида в большинстве случаев в чистом виде неприменимы. У одного и того же человека могут проявляться различные сочетания типов темперамента.
Опросник Б.Н. Смирнова
1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что вы передаете слухи?
7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
10. Вы пишете очень быстро?
11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
13. У вас очень много хороших друзей?
14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли вас терзает чувство вины?
16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. п.?
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
22. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?
23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
24. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
27. Часто ли вам снятся кошмары?
28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
30. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
31. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
32. Вы обычно довольно легко раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?
33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения по отношению к вашим родителям?
37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?
39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
41. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
44. Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
ТЕСТ «ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА»
Цель работы. Определение процентного соотношения типов темперамента, присущее данному конкретному человеку.
Методика 2. Опросник А. Белова [2].
Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества темперамента, указанные ниже, которые для вас обычны, повседневны.
Итак, если вы: 1) неусидчивы, суетливы; 2) невыдержанны, вспыльчивы; 3) нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; 5) решительны и инициативны; 6) упрямы; 7) находчивы в споре; 8) работаете рывками; 9) склонны к риску; 10) незлопамятны; 11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравновешенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14) нетерпимы к недостаткам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16) способны быстро действовать и решать; 17) неустанно стремитесь к новому; 18) обладаете резкими порывистыми движениями; 19) настойчивы в достижении поставленной цели; 20) склонны к резким сменам настроения — то вы чистый холерик (при положительных ответах на 16 и более утверждений).
Если вы: 1) веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите начатое дело до конца; 4) склонны переоценивать себя; 5) способны быстро схватывать новое; 6) неустойчивы в интересах и склонностях; 7) легко переживаете неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением беретесь за любое новое дело; 10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать; 11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую; 12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы; 13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми; 14) выносливы и работоспособны; 15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой; 16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке; 17) обладаете всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпаете и пробуждаетесь; 19) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях; 20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться — то вы, конечно же, сангвиник (при 16 и более положительных ответах).
Если вы: 1) спокойны и хладнокровны; 2) последовательны и обстоятельны в делах; 3) осторожны и рассудительны; 4) умеете ждать; 5) молчаливы и не любите попусту болтать; 6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики; 7) сдержанны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 9) не растрачиваете попусту сил; 10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе; 11) легко сдерживаете порывы; 12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию; 13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 14) постоянны в своих отношениях и интересах; 15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое; 16) ровны в отношениях со всеми; 17) любите аккуратность и порядок во всем; 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19) обладаете выдержкой; 20) несколько медлительны — то вы, без сомнения, флегматик (при положительных ответах на 16 и более утверждений).
Если вы: 1) стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обстановке; 3) затрудняетесь устанавливать контакты с незнакомыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5) легко переносите одиночество; 6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; 7) склонны уходить в себя; 8) быстро утомляетесь; 9) обладаете тихой речью; 10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; 11) впечатлительны до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; 13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим; 14) склонны к подозрительности, мнительности; 15) болезненно чувствительны и легко ранимы; 16) чрезмерно обидчивы; 17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; 18) малоактивны и робки; 19) уступчивы, покорны; 20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих — то вы меланхолик (при 16 и более положительных ответах).
Обработка теста Белова. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 —15, значит, качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если же положительных ответов 6—10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
где: Фт — формула темперамента;
X — холерический темперамент;
С — сангвинический темперамент;
Ф — флегматический темперамент;
М — меланхолический темперамент;
А — общее число плюсов по всем типам;
Ах — число плюсов в «паспорте» холерика;
Ас — число плюсов в «паспорте» сангвиника;
Аф — число плюсов в «паспорте» флегматика,
Ам — число плюсов в «паспорте» меланхолика.
В конечном виде формула темперамента приобретает, например, такой вид:
Фт = 35% X + 30% С + 14% Ф + 21% М.
Ключ к опроснику Айзенка
Показатели свойств темперамента | Показатели искренности ответов | |||
экстраверсия | нейротизм | |||
1+ 3+ 5- 8+ 10+ 13+ 15- 17+ 20- 22+ 25+ 27+ | 29- 32- 34- 37- 39+ 41- 44+ 46+ 49+ 51- 53+ 56+ | 2+ 4+ 7+ 9+ 11+ 14+ 16+ 19+ 21+ 23+ 26+ 28+ | 31+ 33+ 35+ 38+ 40+ 43+ 45+ 47+ 50+ 52+ 55+ 57+ | 6+ 12- 18- 24+ 30- 36+ 42- 48- 54- |
Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии — интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются так же, как и по показателю «искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в «ключе» опросника, присваивается 1 балл).
Предположим, что при подсчете баллов по показателю экстраверсии сумма оказалась равной 15. В этом случае через значение 15 на оси экстравертированности проводится вертикальная линия. Точно так же производится подсчет суммы баллов по показателю нейротизма. Пусть сумма баллов по этому показателю доставила 19. Через значение 19 на оси нейротизма проводится горизонтальная линия. Точка пересечения горизонтальной и вертикальной линий покажет место испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае выявлен холерический темперамент.
Очевидно, по данным на рисунке, испытуемый — явный экстраверт с несколько выраженной эмоциональной неустойчивостью.
По фактору экстравертированности (экстраверсия — интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, то ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет больше 12, то испытуемому свойственна экстраверсия. Значения баллов от 0 до 12 отражают степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 — экстраверсии.
Если по шкале экстраверсии у испытуемого получилось 10-14 баллов, то это отражает выраженную амбиверсию. Амбивертам свойственно умеренное общение, они могут проявлять как общительность (в основном, в кругу хорошо знакомых людей), так и интроверсию. Основной чертой амбивертов является осторожность.
Подсчет баллов по показателю нейротизма производится аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. Необходимо оговориться, что достоверность результатов тестирования, как это общепризнано психологами, не превышает значения 0,8 (то есть 80%).
При определении места личности испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка по показателям экстравертированности и нейротизма следует иметь в виду, что само понятие «нейротизм» не тождественно неврозу. Однако у лиц с высокими показателями по шкале нейротизма (22—24) при неблагоприятных, стрессовых ситуациях проявление невроза не исключается.
Экстравертам(сангвиникам, холерикам) свойственны общительность, импульсивность, гибкое поведение, большая инициатива, высокая социальная адаптивность, но и малая настойчивость.
Интравертам(флегматикам, меланхоликам) присущи наблюдательность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации, фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, социальная пассивность при достаточной настойчивости.
Сангвиник: стабильная личность. Социален, направлен к внешнему миру, общителен, беззаботен. Веселый, жизнерадостный, разговорчивый, отзывчивый, инициативный. Любит лидерство, имеет много друзей.
Холерик: нестабильная личность. Отзывчив. Обидчив, возбудим, несдержан, агрессивен, беспокоен, импульсивен, оптимистичен, активен (но работоспособность и настроение нестабильны), цикличен. Поддается настроениям. В ситуации стресса склонен к истерико-психопатическим реакциям. Реактивен.
Флегматик: стабильная личность. Медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, осмотрителен, задумчив, миролюбив, доброжелателен, надежен, сдержан, в отношениях спокоен, рассудителен, способен выдерживать длительные невзгоды без срыва здоровья и настроения.
Меланхолик: Нестабильная личность. Тревожен, пессимистичен, внешне сдержан, чувствителен, эмоционален, необщителен. Легко расстраивающийся. В ситуации стресса склонен к депрессии, ухудшению результатов деятельности.
Темперамент
Личность человека неповторима, одинаковых людей не существует. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» – латинского происхождения, означает соразмерность, «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IV вв. до н. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь, лимфа, желчьи черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н.э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи.
В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов, уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.
Темперамент– это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Характерными особенностямитемперамента являются:
1)сравнительное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);
2)свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД).
Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в незначительных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.
Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной
деятельности
Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, то есть основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности человека, – свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.
К основным свойствам нервной системыотносятся:
1) сила нервной системы, то есть сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;
2) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;
3) уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного процесса.
Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три Павлов отнес к сильным типам, один – к слабому (рис. 8).
Рисунок 8. Взаимосвязь типов высшей нервной деятельности (ВНД)
с типами темперамента (Т)
К типам высшей нервной деятельностиотносятся:
1.Сильный уравновешенный, подвижный. Процесс возбуждения здесь уравновешивается с процессом торможения. Данный тип ВНД адекватен сангвиническому типу темперамента.
2.Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный). Соответствует флегматическому типу темперамента.
3.Сильный неуравновешенный (безудержный). Этот тип ВНД соответствует холерическому типу темперамента.
4.Слабый. Характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. Соответствует меланхолическому типу темперамента.
Следует иметь в виду, что рассмотренные выше типы ВНД по И.П. Павлову, адекватные типам темперамента по Гиппократу – Галену, для каждого отдельного индивида в большинстве случаев в чистом виде неприменимы. У одного и того же человека могут проявляться различные сочетания типов темперамента.
Характерологические особенности темперамента
Психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении индивидов в необычных, нестандартных ситуациях. Это видно из следующего примера.
Четыре друга – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик – опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не «отдавит» ноги и, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.
Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят, и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.
Флегматик подумает примерно так: «Ну, во-первых, большой трагедии не произошло. И потом, первый акт, как правило, вообще неинтересен – актеры еще не разыгрались. Пойду-ка я спокойно в буфет, съем мороженое, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле. Бежать же за сангвиником на какие-то пыльные, жесткие скамейки? Нет, это уж совсем не по мне!». Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну что же, мне, конечно, опять не повезло». И, заплакав, вернется домой.
То, как в темпераменте выражается отношение человека к складывающимся вокруг него событиям, точно отразил датский художник Х. Бидструп. В серии юмористических рисунков он изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамье господина. В результате холерик пришел в ярость, флегматик невозбудимо надел шляпу себе на голову, меланхолик страшно огорчился, а сангвиник просто рассмеялся (рис.9).
Ниже представлены характерологические особенности четырех типов высшей нервной деятельности (типов темперамента).
1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Это сангвиник(лабильный тип ВНД).
У сангвиника положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.
У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быстрой реакцией на раздражители). Сангвиники отличаются высокой активностью, адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, живой, открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует сосредоточенности, терпения, могут так же быстро отступить, как и увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего подходит для них работа, требующая быстроты реакций и уравновешенности.
Рисунок 9. Репродукция рисунков Х. Бидструпа о разных
типах темперамента
2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип. Это флегматик(инертный тип ВНД).
У флегматика положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяет флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Речь спокойная, ровная, несколько замедленная, с частыми паузами. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен. Предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу.
3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип. Это холерик(возбудимый тип ВНД).
Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы.
Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у сангвиника и флегматика.
Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций, например, от гнева к веселью. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели. Стремится в «первые ряды». Речь носит ярко выраженную окраску. Излишне громкий голос. Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своем. Если возражает или перебивает, то громкость и скорость речи возрастают. На этой природной основе может развиться агрессивность, одержимость какими-либо идеями. Но может развиться и талант общественной деятельности, талант преобразователя, а в военной области – талант полководца.
Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном настроении, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают.
Замедленный и спокойный темп работы для холериков мало подходит.
Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения.
4. Слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов. Это меланхолик(тормозной тип ВНД).
Пониженная деятельность коры у меланхолика сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры (особенно в детском возрасте).
Данный тип ВНД отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия затормаживают деятельность меланхолика, вызывая у него запредельное торможение, характеризующееся преобладанием тормозного процесса при слабости как возбуждения, так и торможения. Слабое раздражение у меланхолика субъективно может переживаться им как сильное, по незначительному поводу он склонен к В1гутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный, тревожный взгляд. Стремится быть «в тени». Сдержанная, неопределенная, неуверенная мимика. Тихая негромкая речь. Осторожные, робкие движения. Придает большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных ситуациях, теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело.
В таблице 7 представлены характерологические особенности разных типов темпера