Что относят к характеристикам операционной сферы специалиста в психограмме
Психограмма
Психограмма – это описание человека труда в профессии; выделение и описание психоло-гических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятель-ности, общения и профессионального роста.
Психограмма – система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятель-ностью.
Она является характеристикой мотивационной и операциональной сферы специалиста. Психо-грамма является психологическим портретом профессии, представленным группой психологи-ческих функций, актуализируемых конкретной профессией.
К характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
– мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции;
– профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профес-сионала;
– эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста;
– удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
– психологические знания о труде, профессии;
– психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии в их влия-нии на себя и других людей;
– профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к професси-ональному росту;
– профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии;
– профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профес-сионального роста;
– психологические противопоказания к данной профессии, (т.е. психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенси-ровано;
– линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в его психограмме, входят описание трудового поведения (особенности трудовой деятельности и условий труда, психологический анализ ошибочных действий), требований к особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.), описание типичных психологических состояний в труде (прежде всего утомления), специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие как возраст, пол, темперамент.
Психограмма: что это такое
Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.
Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.
Немецкий психолог В. Штерн, известный тем, что разработал систему составления обобщенного психологического портрета определенной личности, ввел термин «психограмма», который, по его мнению, должен был представить результат психографирования.
С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника. Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда. Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.
Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.
Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.
С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.
В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:
Толкование психограммы
Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:
Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.
Виды психограмм
В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:
Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:
Психограммы профессионального отбора
Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.
К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания. Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания. А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.
Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику. Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии. Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.
Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.
В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.
Кто в настоящее время является научным руководителем центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданном при МГУ?
Выберите один ответ:
a. А.Г. Шмелев
b. А.М. Голомшток
c. Е.А. Климов
d. С.Н. Чистякова
e. О.П. Апостолов
Кто из советских исследователей в 70-80-е годы 20 века отвечал за разработку дидактического и методического обеспечения профориентационной работы?
Выберите один ответ:
a. А.М. Голомшток
b. С.Н. Чистякова
c. А.Г. Шмелев
d. Е.А. Климов
e. О.П. Апостолов
Кто является автором отечественной классификации профессий в психологии по предмету труда?
Выберите один ответ:
a. Н.С. Пряжников
b. А.М. Голомшток
c. Е.А. Климов
d. О.П. Апостолов
Основной целью профориентационной работы является:
Выберите один ответ:
a. формирование адекватной личностной самооценки
b. выбор старшеклассником будущей профессии
c. формирование готовности к профессиональному самоопределению
Разрушение системы профориентации в 90-е годы 20-го века связывают с переходом службы профориентации из школы в центры занятости населения. Назовите период, когда это произошло?
Выберите один ответ:
a. 1990-2016 гг
b. 1991-1995 гг
c. 1991-1992 гг
С 1921 по 1936 год в советской России шел процесс становления системы профориентации молодежи. Сколько бюро профконсультация было открыто в России в этот период?
Выберите один ответ:
a. более 100
b. 47
c. 15
Что является конкретным результатом профессионального самоопределения старшеклассника?
Выберите один ответ:
a. выбор старшеклассником будущей профессии
b. готовность к профессиональному самоопределению
c. личный профессиональный план
В чем заключается принцип «дифференцированного профессиографирования»?
Выберите один ответ:
a. в избирательном профессиографировании отдельных профессий
b. в научном исследовании профессионального развития личности
c. в подчинении профессиографирования решению конкретных практических задач
Какие социологические методы используются при составлении профессиограммы?
Выберите один ответ:
a. интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности
b. анкеты, опросы, включенное наблюдение
c. измерение артериального давления, антропометрических и технических данных
Какие часть профессиограммы являются наиболее важными для целей профориентации?
Выберите один ответ:
a. название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы)
b. диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры
c. требованиях в квалификации, способностям и психологически важным качествам, которые обеспечивают успешное освоение профессии
Качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности по конкретной профессии – это:
Выберите один ответ:
a. внутренние качества личности
b. психофизиологические качества
c. профессионально важные качества
Кто из исследователей психологи труда выделил модульный подход в профессиографии, который заключается в том, что профессиограмма составляется из ряда модулей, каждый из которых является типовым элементом профессиональной деятельности и может быть присущ нескольким профессиям.
Выберите один ответ:
a. А.К. Маркова
b. В.Е. Гаврилов
c. Е.И. Гарбер
Процесс непрерывного отражения в сознании работника меняющейся обстановки, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций – это:
Выберите один ответ:
a. внутренняя картина труда
b. профессиональная память
c. внешняя картина труда
Психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией – это:
Выберите один ответ:
a. описание профессии
b. психограмма
c. профессиограмма
Разделом каких двух наук является профессиография:
Выберите один или несколько ответов:
a. профориентация
b. инженерная психология
c. профессиология
d. психология труда
Самая простая схема профессиографирования, предложенная Е.А. Климовым, содержит описание профессии по следующим характеристикам:
Выберите один ответ:
a. класс профессии (цель труда) и группа профессии (преимущественные условия труда)
b. тип профессии и профессионально важные качества
c. тип профессии (предмет труда), класс профессии (цель труда), отдел (использование средств труда), группа профессий (преимущественные условия труда)
Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:
Выберите один ответ:
a. профессиограмма
b. психограмма
c. профессиография
Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:
Выберите один ответ:
a. профессиограмма
b. психограмма
c. профессиография
Деятельность, которая является основной в профессии, занимающей более 50% времени, на которую приходится наибольшее число повторяющихся действий и операций называют:
Выберите один ответ:
a. ведущая деятельность
b. доминирующий вид деятельности
c. профессиональная деятельность
Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к способностям?
Выберите один или несколько ответов:
a. склонность к интеллектуальным видам деятельности
b. развитое воображение
c. логическое мышление
d. аккуратность
e. высокий уровень развития концентрации, объема, распределения и переключения внимания
Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к личным качествам и склонностям?
Выберите один или несколько ответов:
a. внимательность
b. гибкость мышления
c. терпеливость
d. высокий уровень концентрации внимания
e. настойчивость
Какой из разделов должен обязательно входить в профессиограмму, созданную для целей профориентации и профконсультирования?
Выберите один ответ:
a. учебные заведения, где можно получить данную профессию
b. особенности межличностного взаимодействия
c. условия работы
Назовите фамилию психолога, который разработал методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности и предложил термин «психограмма»
Выберите один ответ:
a. Климов
b. Штерн
c. Платонов
Описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления – это:
Выберите один ответ:
a. профессиограмма
b. психотип
c. психограмма
Специфика психограммы, разработанной в целях оптимизации режимов труда состоит в:
Выберите один ответ:
a. в акцентировании внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией
b. в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда
c. широте ее содержания и наличии двух частей – основной и дополнительной
Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту
b. психологические знания о труде, профессии
c. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
d. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
Что относят к характеристикам операционной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту
b. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
c. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
d. профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии
e. психологические знания о труде, профессии
В чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности?
Выберите один ответ:
a. в ограничении возможностей выявления глубинных мотивационных структур при помощи прямых вопросов
b. в сложности проведения и интерпретации результатов
c. в недостаточной валидности и надежности
Диагностика профессиональной направленности осуществляется прямыми и косвенными методами. Какие из перечисленных методов относятся к прямым методам диагностики профессиональной направленности?
Выберите один или несколько ответов:
a. дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО)
b. ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД)
c. профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО)
d. деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД)
Какая методика профдиагностики описана: «Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы)»?
Выберите один ответ:
a. Профессиональные намерения
b. Цель-Средство-Результат
c. Ориентация
d. Якоря карьеры
e. ДДО
Какая методика профдиагностики описана: «Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации»?
Выберите один ответ:
a. Профессиональные намерения
b. ДДО
c. Цель-Средство-Результат
d. Ориентация
e. Якоря карьеры
Какой из типов профессии по объектам, на которые направлена профессиональная деятельность, не выделен Е.А. Климовым и склонность к которому не диагностируется дифференциально-диагностическим опросником?
Выберите один или несколько ответов:
a. «человек-человек»
b. «человек-энергетическая система»
c. «человек-система управления»
d. «человек-техника»
e. «человек-художественный образ»
f. «человек-природа»
g. «человек-знаковая система»