Что относят к элементам брендинга образовательной организации
Бренд-стратегия образовательного учреждения
В презентации представлены основы разработки стратегии бренда общеобразовательной организации
Содержимое разработки
Подготовила: Лобанова А.А
Бренд-это совокупность представлений, ассоциаций, образов и идей, которые складываются в умах людей о конкретном продукте или компании
Стратегия бренда — это путь, по которому будут использоваться ресурсы организации для создания ценности бренда
Стратегия продвижения бренда представляет собой программу действий, согласно которой развивается идентичность бренда, и наращиваются его активы
Задача бренда-соответствовать одной из личностных оценок человеком окружающего, важной в данном контексте потребления, актуальной для данного рынка или товарной категории
Стратегия развития бренда включает в себя определение следующих элементов:
1.Кто является целевой аудиторией.
3 Какое доказательство необходимо привести, чтобы показать, что это предложение чего-то стоит.
Стратегия продвижения бренда представляет собой программу действий, согласно которой развивается идентичность бренда, и наращиваются его активы
В стратегию закладывается ключевая идея бренда, его главные визуальные и вербальные атрибуты, определяется основной целевой сегмент потребителей, физические свойства и эмоциональные характеристики бренда. Кроме того, она определяет систему коммуникаций бренда с аудиторией, возможные каналы сбыта, а также политику ценообразования и основные направления развития бренда.
Из чего состоит стратегия бренда?
Бренд-стратегия включает такие элементы как:
1. Характеристика целевой аудитории или портрет целевого потребителя – описание культурно-ценностных, демографический, поло-возрастных характеристик аудитории. А также указание потребностей и приоритетов целевых сегментов, возможных моделей поведения потребителя при взаимодействии с продуктом.
2. Анализ продуктов-аналогов представленных конкурентными фирмами.
4. Ценообразование – программа установления цен на товары.
5. Политика продаж – формирование и регулирование системы сбыта товаров.
6. Стратегия продвижения бренда – построение системы коммуникации с целевым потребителем.
Что дает бренду стратегия продвижения?
Достаточно большие возможности может открыть для себя бренд, имея продуманную стратегию развития:
Этапы разработки стратегии бренда
1. Стратегия и позиционирование бренда
Этот этап один из самых важных, составляет основу всего бренда. На этом этапе нужно провести анализ компании и рынка, определить основополагающую концепцию бренда, суть и стиль коммуникаций. Определить целевую аудиторию и разработать концепцию позиционирования бренда.
— Разработка концепции позиционирования бренда
— Разработка стратегии продвижения бренда
2. Разработка названия бренда (вербальная идентификация, нейминг, легенда бренда)
К этому этапу мы приступаем после разработки стратегии бренда и составления брифа. Для первой презентации мы готовим для клиента несколько концепций названий. Каждая концепция может содержать несколько названий. Все варианты проходят первичную проверку в открытых источниках. Когда клиент определяется с одной из концепций или с вариантом названия, мы проводим проверку на юридическую чистоту названия.
— Разработка названия (неймнг);
— Регистрация названия в качестве торговой марки;
— Разработка легенды бренда;
3. Разработка визуальных идентификаторов бренда (фирменный стиль)
Этот этап позволяет сформировать новый конкурентоспособный образ компании, используя визуальные идентификаторы для разработки дизайна бренда. Необходимо понимать, что бренд – это не только лишь логотип и набор фирменной документации. Нам необходимо донести индивидуальные особенности бренда через все возможные и нужные в каждом конкретном случае визуальные идентификаторы.
4. Разработка паспорта стандартов бренда, руководство по фирменному стилю.
Необходимо для всех материалов и визуальных носителей, разработанных в предыдущих этапах, составить паспортизацию и руководства. То есть нужно зафиксировать документально положения о концепции бренда, его целях, описать особенности каждого носителя фирменного стиля. Для каждого носителя можно заказать отдельный технический документ, который можно использовать вместе с остальными или отдельно.
5. Завершающий этап брендинга – внедрение, сопровождение и аудит
Завершающий, но самый дорогостоящий и долгий этап. Нужно обучить персонал, изготовить упаковку, печатную продукцию, вывески, разработать сайт и провести рекламную кампанию. На данном этапе происходит визуализация всех точек соприкосновения с брендом.
Образовательный бренд( бренд образовательного учреждения)-это сильный образ, напоминающий не только про данный вид услуг, но и про организацию, представляющую их)
Что относят к элементам брендинга образовательной организации
ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Ваше свидетельство
Формирование и развитие атрибутов бренда образовательного учреждения
Доступные к загрузке файлы
ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Ваше свидетельство
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Формирование и развитие атрибутов бренда образовательного учреждения
Зачем образовательному учреждению нужен бренд?
Брендинг как стратегия развития образовательного учреждения
Развитие рыночных отношений в России привело к коммерциализации многих сфер, в том числе и сферы образования. Рынок предполагает конкуренцию, поэтому в первую очередь брендинг стал рассматриваться как политика высших учебных заведений, которые стремятся к увеличению численности студентов и соответственно формированию определенного имиджа. Школу это коснулось в меньшей степени, поскольку, как правило, обучение в этом заведении обусловлено чаще всего не выбором родителей, а местом проживания либо пропиской. Сегодня проблема конкуренции и соответственно брендинга как технологии формирования конкурентных преимуществ весьма актуальна, прежде всего, для субъектов, которые оказывают дополнительные образовательные услуги.
Дополнительными образовательными услугами, соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам, которые реализуются:
• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Брендинг как политика учреждения образования
Бренд (англ. brand — товарный знак, торговая марка, клеймо) — термин, применяемый в маркетинге. Известные маркетологи по-разному трактуют данное понятие, но смысл их одинаков. Бренд – это абсолютно ментальная конструкция, которая представляет собой впечатления от продукта или услуги. Один из принципов маркетинга заключается в том, что если у производителя нет бренда, то он для потребителя не существует, следовательно, большой прибыли ждать не стоит.
Бренд включает в себя не только упаковку, технологию производства, дизайн, но также и ценности, которые транслирует компания. Бренд – признак качества, который не требует доказательства, именно поэтому в его создание вкладываются огромные деньги. Мировые бренды имеют свою стоимость, например, стоимость бренда Coca—Cola около 56 млд. долларов.
Зачем учреждению образования нужен бренд?
Сегодня школа больше не является единственным источником знаний; педагог не делится неким «сакральным» знанием, которое является уникальным по своей природе. Поэтому постепенно сфера образования все больше и больше приобретает чисто практическое значение и рассматривается, в том числе и нормативных документах, как сфера услуг. Если речь идет об услугах, то соответственно возникает вопрос о качестве их оказания. Для образовательных учреждений это могут быть как определенные количественные показатели (результаты ЕГЭ, количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения, призеры и лауреаты конкурсов и т.п.), так и показатели, которые скорее характеризуют имидж заведения (родители, которые хотят отдать ребенка именно в это учреждение, педагоги, которые хотят работать здесь, руководитель, которого все хвалят и т.д.). Если мы говорим о субъектах, которые оказывают дополнительные услуги, то здесь речь идет еще и о привлечении клиентов, которые хотели бы получать образовательные услуги в данном месте или у данного педагога. Другими словами, бренд необходим для повышения конкурентоспособности, престижа, имиджа.
Необходимо отметить, что формирование бренда может занимать несколько лет, к сожалению, известны случаи, когда учреждения образования достаточно быстро теряли свой положительный имидж или престижный статус. Поэтому работа по брендингу длительная и планомерная, требующая участия всего педагогического коллектива и предполагающая не только стремление к повышению качества образовательных услуг, но и создание среды доверия, взаимной симпатии, эмоциональных впечатлений для родителей, детей и педагогов.
Рассматривая бренд как необходимый элемент политики субъектов, которые оказывают дополнительные услуги, имеет смысл отличать технологию бренда учреждения и педагога как самостоятельной единицы, хотя очень часто имидж учреждения зависит от профессионализма и мастерства педколлектива.
Брендинг − процесс разработки бренда с использованием определенных технологий, которые мало чем отличаются от технологий, применяемых в маркетинге. Разберем последовательность, применимую к учреждению образования.
1. Анализ информации об основной аудитории потребителей и конкурентах. Для учреждений, обеспечивающих дополнительное образование эта информация важна, поскольку позволяет определить основные направления развития. Если потребители образовательных услуг – молодые семьи, востребованы будут курсы по подготовке к школе, развитию дошкольников, молодых родителей и т.п. При этом необходимо учитывать, какие кружки и секции уже открыты и пользуются спросом: вполне возможно, что не хватает занятий технического профиля.
2. Построение продукта. На этом этапе необходимо четко понимать, что образовательная услуга – это товар; то, что за нее не всегда платят деньги еще ничего не обозначает. Некоторые нематериальные стимулы значат для образовательных учреждений не меньше, например, привлечение детей, изменение статуса, мотивация на учебу и т.д.
Бренд является чем-то уникальным, индивидуальным, тем, что позволяет дифференцировать себя от конкурентов. На первый взгляд, учреждению образования сложно это сделать, но есть определенный набор характеристик, которые позволят ему выглядеть интереснее в глазах потенциальных потребителей. Например, близость к дому, репутация, квалификация кадров, качество помещений, доброжелательность и т.д.
На совещании либо педсовете можно предложить коллегам порассуждать, что именно может стать основой для бренда учреждения, что выгодно будет отличать его от других. Информация не будет полной без «экспертного» мнения родителей, учащихся, выпускников. Названные характеристики необходимо проранжировать, определив среди них базовые, актуальные на данный момент и потенциальные.
В случае, если учреждение оказывает платные услуги, важным моментом в списке будет цена. Маркетологи отмечают, что если бренд спроектирован и позиционируется верно, то автоматически это приводит к повышению цены на продукт или услугу на 5-20%, вопрос заключается в том, насколько это нужно и важно на данный момент.
3. Позиционирование по целевому сегменту осуществляется посредством личных контактов, рекламы, специальных акций и т.д. Важно, чтобы качество продукта соответствовало ожидаемому результату, поскольку исправить ситуацию бывает достаточно сложно.
Кроме того, брендинг включает в себя:
Каждое учреждение, работающее над созданием бренда должно создать систему ценностей, основой которой являются миссия, философия и принципы. Миссия – основа организации, высшее понятие иерархии целей, высшее предназначение существования компании. Миссия – это утверждение, которое раскрывает смысл существования учреждения, в котором проявляется его отличие от других.
Бренд, созданный раз и навсегда, должен постоянно получать подпитку, которая выражается в качестве услуг, продукта. В маркетинге есть специальный термин «customer focus» − «клиентоориентированность», суть которого заключается в регулярном мониторинге, изучении потребностей потребителя (детей, родителей), сегментировании потребительского рынка, диагностике удовлетворенности выпускников качеством образовательных услуг.
Достаточно часто учреждения образования теряются и не знают, как поддерживать положительный имидж, как презентовать и развивать себя. В этом плане весьма интересен опыт американских образовательных учреждений, который заключается в максимальном включении в жизнь общества. Миссия учебного заведения может заключаться в улучшении всех аспектов жизни окружающих; образовательное учреждение считает себя ответственным за экономическое, культурное и социальное процветание региона. Положительный бренд создается путем активного взаимодействия с местными сообществами в виде:
Бренд позволяет учреждению образования быть уверенным в завтрашнем дне, так как способствует поиску социальных партнеров, привлечению внебюджетных средств, идентификации учреждения среди конкурентов, привлечению учащихся, повышению их учебной мотивации, привлечению профессиональных кадров.
Персональный бренд педагога
Создание личного бренда педагога достаточно длительный и сложный процесс, в котором заинтересованы обе стороны: сам педагог (администрация) и потребитель услуг – обучающиеся и родители. Формирование собственного бренда позволяет педагогу:
Обучающиеся при этом могут рассчитывать на качество и надежность оказываемых услуг, получение интеллектуального продукта.
Личный бренд – конкурентное преимущество, которое позволяет выделиться среди представителей одной ниши, обзавестись лояльно настроенной аудиторией. Раскрученная личность педагога является имиджевым преимуществом образовательного учреждения. Если педагог оказывает дополнительные образовательные услуги на платной основе, то, безусловно, это предполагает повышение стоимости оплаты его труда.
Этапы создания личного бренда
1 этап. Самоидентификация:
— Ваши интересы, желания, убеждения?
2 этап. Экспертность.
— В каких областях вы обладаете экспертными знаниями?
3 этап. Личные качества и жизненный опыт. Сюда можно отнести отношение к жизни в целом, жизненные ценности, жизненную философию, социально значимые цели:
— К чему вы стремитесь?
— Что хотите привнести в этот мир?
— Как можете изменить жизнь своей аудитории?
4 этап. Глобальная идея вашей деятельности и личная история успеха, достижений, падения и побед.
5 этап. Уникальное предложение:
— Чем вы отличаетесь от конкурентов?
— В чем ваше преимущество?
После того, как продукт (бренд) создан, его необходимо позиционировать. Пути развития бренда могут быть следующими:
При выборе путей реализации необходимо четко осознавать аудиторию, на которую рассчитана коммуникация: родители, коллеги или дети. В этом плане особо благоприятной средой являются социальные сети. Их преимуществом является высокая вовлеченность пользователей, что позволяет рассматривать их как один из наиболее важных каналов развития бренда.
Для субъектов, оказывающих дополнительные образовательные услуги, продвижение через соцсети личного бренда или бренда учреждения является достаточно перспективным, поскольку использование Social Media позволяет широкой аудитории познакомиться с работами педагогов, их достижениями и результатами их воспитанников. Брендинг в данном направлении выглядит следующим образом:
На страницах соцсетей лучше публиковать следующие виды контента:
В процессе создания, позиционирования и реализации личного бренда или бренда учебного заведения необходимо соблюдать ряд принципов:
Таким образом, современная система образования, как и любая другая, представляет собой конкурентную среду. В большей степени это касается учреждений, оказывающих дополнительные образовательные услуги. Одним из способов, позволяющих обеспечить определенные преимущества – создание и позиционирование бренда. Брендинг может осуществляться как в отношении образовательного учреждения, так в отношении педагога. Определенными преимуществами в качестве платформы для развития бренда обладают социальные сети. Важно при конструировании бренда соблюдать определенную последовательность и придерживаться определенных принципов.
1. Как создать личный бренд в социальных сетях? [Пошаговая инструкция] ( http://kirulanov.com )
3. Замерченко, Н.И. Брендинг в образовании Ярославский педагогический вестник 2012 т.2 №2 с.79-81
4. Тарабрина, С.Е. Взаимодействие с местным сообществом как основная стратегия развития брендинга учреждения образования Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина 2015 №1
Развитие бренда образовательного учреждения
Бренд образовательного учреждения: понятие, преимущества наличия. Характеристики, атрибуты и отличительные черты брендов образовательных учреждений на мировом и российском рынках. Создание и развитие бренда Южно-Уральского профессионального института.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.08.2014 |
Размер файла | 42,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Кафедра маркетинга и стратегического планирования
Развитие бренда образовательного учреждения
Глава 1. Теоретические основы создания и развития бренда образовательного учреждения
1.1 Бренд образовательного учреждения: понятие и методика создания
1.2 Характеристики, атрибуты и отличительные черты брендов образовательных учреждений
Глава 2. Практические основы создания и развития бренда образовательного учреждения
2.1 Примеры существующих брендов образовательных учреждений
на мировом и российском рынках
2.2 Создание и развитие бренда образовательного учреждения на примере Южно-Уральского профессионального института (ЮУПИ)
В последнее время все большее количество образовательных учреждений приходит к практике брендинга в своей деятельности. Это связано, прежде всего, с ужесточением конкуренции на рынке образовательных услуг и рынке труда. Образование является продуктом, востребованность которого в современном мире сложно переоценить.
Многие современные развитые страны уже стали именовать себя «информационным обществом», в котором образование занимает одну из ведущих позиций.
К созданию такого общества сейчас движется и Россия. И образовательные учреждения, как основной поставщик этого продукта, вынуждены перестраиваться, чтобы идти в ногу со временем. Вузы и школы в своей деятельности стали активно использовать маркетинговые инструменты продвижения, такие как реклама, связи с общественностью и некоторые другие.
Теперь очередь за брендингом. Многие старейшие вузы уже обладают выраженным брендом, создаваемым годами с помощью поддержания высокого качества предоставляемых услуг, однако много на рынке и новичков, для которых создание бренда является ключевым фактором поддержания конкурентоспособности. Именно поэтому рассматриваемая тема очень актуальна.
Цель работы: рассмотреть методику создания и развития бренда образовательного учреждения и привести соответствующий пример.
Для ее выполнения следует выполнить следующие задачи:
1) Описать методику создания образовательного бренда и рассмотреть его составляющие;
2) Определить преимущества наличия бренда для образовательного учреждения;
3) Рассмотреть существующие на российском и зарубежном рынках бренды образовательных организаций;
4) Рассмотреть методику создания и развития бренда на примере Южно-Уральского профессионального института (ЮУПИ) (г. Челябинск).
Глава 1. Теоретические основы создания бренда образовательного учреждения
1.1 Бренд образовательного учреждения: понятие и методика создания
— Сам продукт (или образовательная услуга) со всеми его характеристиками;
— Набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителем образовательных услуг и приписываемых им образовательной услуге (имидж образовательной услуги);
— Информация о потребителе образовательных услуг;
— Обещания каких-либо преимуществ, данные автором бренда потребителям образовательных услуг (продуктов), то есть тот смысл, которые вкладывают в него сами создатели.
Чтобы стать брендом, образовательному учреждению необходимо выполнить следующую последовательность действий:
1. Сознательно выстроить свое предложение (продукт), с учетом наиболее значимых для потребителя атрибутов, и поддерживать устойчивое качество товара, отслеживая изменения в запросах потребителей и товарах конкурентов.
2. Создать систему привязки марочной индивидуальности через разработку марочных атрибутов (например, название, логотип, имидж).
3. Обеспечить устойчивую дистрибуцию, необходимые коммуникации, предъявить клиенту некоторый набор нематериальных ценностей.
Образовательному учреждению, стремящемуся стать брендом, прежде всего, необходимо определить степень значимости своих атрибутов для своего потребителя. Для этого требуется:
· Предложить каждому сотруднику образовательного учреждения принять участие в этой работе, но не применять никаких дисциплинарных санкций к тем, кто отказался. Затем общими усилиями (индивидуально, в группах, в ходе мозгового штурма или иным способом) составить список атрибутов, присущих конкретному образовательному учреждению.
На этапах позиционирования бренда и разработки стратегии его создания следует учитывать следующие внешнеэкономические и внутренние факторы:
В процессе их анализа необходимо выделить показатели, которые отражают сущностное содержание создаваемого бренда, а также элементы внешней среды, которые отражают форму проявления сущностного содержания. На этапе создания компонентой бренда следует учитывать социально-культурные региональные факторы, включающие лингвистические и содержательные критерии. При выборе «имени» бренда достаточно принимать во внимание часть содержательных критериев (лексическое значение или ассоциации) слова. Причем негосударственные образовательные учреждения более свободны в выборе названий. Например, в Москве наиболее часто используются:
Несут в себе характеристику учебного заведения, на которую ориентируются ученики и родители, и состоят из одного или нескольких слов. Важно, чтобы название образовательного учреждения не было громоздким и не противоречило характеру продукта. Трудно себе представить, чтобы школа, в которой учатся дети с проблемами в развитии, носила название «Всезнайка».
2. Названия, связанные с материнской компанией.
3. Названия-аббревиатуры (акронимы).
Состоят из заглавных букв описательного названия и всегда имеют расшифровку. Сами по себе аббревиатуры не несут никакой информации, поэтому такое название должно быть благозвучным и запоминающимся.
Таким образом, создание бренда образовательного учреждения требует больших усилий и финансовых вложений со стороны их создателей, но при этом приносит выгоды, переоценить которые невозможно. На рынке образовательных услуг все очень взаимосвязано: чем больше количество желающих обучаться в данной школе или вузе, тем больше шансов, что среди них будут отобраны самые умные и талантливые, а, следовательно, они будут более востребованы на рынке труда, принесут известность учреждению, что вновь увеличит конкурс при поступлении. Раньше по этой цепочке годами создавались бренды известнейших в России образовательных учреждений. Однако сейчас, при многократном усилении конкуренции, многие из образовательных организаций, как государственных, так и частных, задумались о том, каким образом создать свой бренд за более краткий промежуток времени.
1.2 Характеристики, атрибуты и отличительные черты брендов образовательных учреждений
В свою очередь, сиюминутным обещанием потребителям являются ассоциации, выражающие, чем бренд является сейчас, или имидж образовательной организации. Имидж бренда создается рекламной кампанией по продвижению образовательных услуг.
Все отличительные особенности образовательных услуг могут быть условно разделены на:
2) Неощущаемые различия реально существуют, но не бросаются в глаза. Это может быть разница в спросе на выпускников различных вузов, устойчивость человеческого капитала выпускника, сформированного под воздействием данной образовательной услуги.
· стабилизируются все бизнес-потоки (финансовых, материальных и нематериальных ресурсов);
· минимизируются риски потоков и затраты на разработку и внедрение новых проектов (старт новой услуги не «с нуля»);
· доля рынка становится устойчивой и предсказуемой (лояльные потребители);
Процесс создания бренда достаточно сложен, а цена ошибки может составлять астрономическую сумму, поэтому многие крупные вузы и университетские комплексы предпочитают не заниматься этим самостоятельно, а передать создание бренда фирме-профессионалу в этой области. Однако в нашей стране такие услуги пока не оказываются. Это связано с тем, что бренд образовательного учреждения очень специфичен, образовательные учреждения редко располагают достаточными средствами для оформления таких контрактов, и высока роль государственного регулирования в отрасли, а, следовательно, очень высок риск такой деятельности для профессионалов в области разработки бренда.
Тем самым, в настоящее время большинство российских образовательных брендов созданы самими образовательными организациями или сложились исторически в процессе устойчивого поддержания высокого качества образовательных услуг на протяжении всей истории существования этого учреждения.
Однако просто создать бренд недостаточно, нужно еще определить, по какому пути он будет развиваться в дальнейшем.
Стратегия развития бренда включает в себя определение следующих элементов:
1. Кто является целевой аудиторией.
2. Какое обещание (предложение) следует сделать этой аудитории.
3. Какое доказательство необходимо привести, чтобы показать, что это предложение чего-то стоит.
4. Какое конечное впечатление следует оставить.
У известных коммерческих брендов есть пять отличительных черт, которые делают их выдающимися. Некоторые из них можно отнести и к образовательным брендам:
o Последовательность в выполнении обещаний. Выполнение обещаний предусматривает твердость позиции, которая не меняется в погоне за краткосрочными выгодами. В сфере образования этот фактор особенно значим, так как если хоть одно обещание, данное образовательной организацией, не будет выполнено, то это не только сильно повредит репутации бренда, но и может сказаться на текущих отношениях с учениками или студентами (например, они в любой момент могут отчислиться).
атрибут бренд профессиональный институт
Глава 2. Практические основы создания и развития бренда образовательного учреждения
2.1 Примеры существующих брендов образовательных учреждений на мировом и российском рынках
Бренды большинства современных ведущих вузов создавались очень длительное время: для современной высокой узнаваемости многим из них потребовалось более 100 лет. Но даже успешным брендам требуется сохранять нужный потребительский резонанс. В мире с большим выбором образовательных услуг бренды предлагают абитуриентам «короткую дорогу» к «правильному выбору». В каком-то смысле такой широкий выбор некоторые абитуриенты и их родители воспринимают негативно, поэтому сильный имидж помогает таким потребителям, делая выбор более безопасным, надежным, удобным и легким, то есть весь процесс выбора вуза становится для них более комфортным и оперативным. Иерархия брендов, сформировавшаяся у них в уме, обычно группируется вокруг таких факторов, как качество обучения и цена. И ориентируясь на эти факторы, абитуриенты и их родители, как правило, отправляются в привычную зону комфорта, создаваемую вокруг известного им бренда вуза, лучше других отражающего их собственный социо-экономический статус и психографические параметры.
Проводить параллели между мировым и российским рейтингами вузов и брендами этих самых вузов довольно сложно, поскольку узнаваемость бренда в мире, внутри страны и внутри региона могут сильно отличаться, как и доверие к нему со стороны потребителей, однако рейтинги и бренды образовательных учреждений все-таки связаны, поскольку сила бренда является одним из факторов при составлении рейтинга.
В пятерку лучших вузов по всему миру входят: Гарвадский университет, Калифорнийский технологический университет, Массачусетский Технологический университет, Стэнфордский и Принстонский университеты, расположенные в США (по версии «The Times Higher Education», 2010 год). Рейтинг университетов мира 2010. Версия The Times Higher Education [Электронный ресурс]
В России модель национального рейтинга вузов строится на основе следующих основных индикаторов:
· научно-исследовательская деятельность вуза (0,2);
· социализаторская деятельность вуза (0,15);
· международная деятельность вуза (0,15);
· общественное мнение о деятельности вуза (0,15).
При этом в понятие «бренд вуза» входят следующие показатели:
· Миссия вуза, стратегии развития.
· Успешность выпускников вуза, достижения вуза в процессе селекции элит национального и международного уровней.
Общий рейтинг классических университетов России (от 19.12.2009) Национальный рейтинг российских вузов 2009/2010 [Электронный ресурс]
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Санкт-Петербургский государственный университет
Московский физико-технический институт (государственный университет)
Российский университет дружбы народов
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Новосибирский государственный университет
Как уже говорилось ранее, наличие бренда очень важно для любого образовательного учреждения в условиях современности. Узнаваемость образовательного учреждения, положительное мнение о нем со стороны потребителей, оказывает влияние не только на финансовые потоки вокруг образовательной организации и внутри нее, но и придает уверенность в завтрашнем дне ее руководству и сотрудникам. Вуз-бренд, например, привлекает не только абитуриентов и работодателей, но и именитых преподавателей, что опять же положительно сказывается на репутации вуза.
2.2 Создание и развитие бренда образовательного учреждения на примере Южно-Уральского профессионального института (ЮУПИ)
Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский профессиональный институт» (ЮУПИ), расположенное в городе Челябинске, было создано в 1999 году и осуществляет подготовку специалистов в области менеджмента, экономики, финансов, дизайна, рекламы, IT-технологий. МОУ ВПО ЮУПИ имеет Государственную лицензию и Свидетельство о государственной аккредитации. В состав института входят филиалы в г. Аша, г. Куса, с. Варна.
О том, как данный институт подошел к вопросу об увеличении своей конкурентоспособности на рынке, объемов государственного и внебюджетного финансирования через создания бренда, пойдет речь дальше.
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг любому учреждению профессионального образования приходится задумываться не только над качественным выполнением своих социальных обязательств, но и над способами придания своим образовательным ресурсам и продуктам уникальных потребительских свойств. Этим оправдываются усилия по конструированию бренда «Южно-Уральский профессиональный институт» как средства целенаправленного выстраивания ситуации устойчивой конкурентоспособности и успешности вуза на рынке образовательных услуг Челябинской области.
Данная идея была реализована в ходе решения следующих задач:
· обоснование философии бренда;
· разработка комплекса элементов бренда ЮУПИ;
· запуск механизма использования бренда для формирования позитивного образа ЮУПИ как инновационного института.
Обязательства бренда: обеспечение надежности, партнерства, достоверности, уникальности.
Индивидуальность бренда: отражение динамичной, толерантной, надежной, творческой, открытой образовательной среды.
Ценность бренда: надежность, инновации, забота о потребителях, оптимальное соотношение цены и качества образовательных услуг.
Состав элементов бренда и прогнозируемые стратегические результаты их воздействия на внутренний и внешний имидж представлены в таблице.
Прогнозируемые стратегические результаты воздействия бренда