Что относят к активу баланса
Активы в балансе
Любой бухгалтерский баланс состоит из двух равнозначных частей:
Эти части всегда должны быть равны друг другу, что и дало название отчету. В активе бухгалтеры отражают состояние имущества, денежных средств и задолженности контрагентов организации, пассив предназначен для отражения обязательств. В этом и состоит разница, если выразить ее в нескольких словах. Но мы постараемся разобраться с составом первой части подробнее.
Активная часть
Отчетная форма утверждена Приказом Минфина № 66н от 02.07.2010, но на самом деле понятие баланса гораздо шире. В бланке содержатся далеко не все счета, используемые в учете. Поэтому актив баланса — это сумма сразу многих счетов. В активе баланса отражаются всегда два раздела:
Суммарно все активы в балансе (строка 1600) всегда должны быть равны пассивам (строка 1700). Это связано с применением метода двойной записи. При этом внутри активной и пассивной частей одинаковых цифр чаще всего не бывает. Примечательно также то, что итог актива баланса должен быть правильным без финансового результата. Вне зависимости от того, что получилось у организации по итогам отчетного периода — прибыль или убытки, — их следует указывать в пассиве. К активам относятся только:
Кстати, термин «базисный актив» к бухгалтерским никакого отношения не имеет. Этот термин связан с оборотом ценных бумаг и используется при составлении контрактов для подобного рода сделок. Вернемся к бухгалтерии и рассмотрим, в чем разница между внеоборотными и оборотными разделами, ведь к активу баланса относятся и те и другие.
Внеоборотные средства
Те материальные ценности, которые не участвуют в ежедневном обороте организации, принято называть внеоборотными (ВА). В отчетном бланке им посвящен раздел 1, который в утвержденном Минфином варианте выглядит так:
Из названий строк видно, какие данные нужно указывать. Но их исчисление имеет свои особенности, в частности:
Оборотные средства
Раздел 2 посвящен оборотным средствам (ОА), которые принимают участие в обороте, имеют высокую ликвидность и потому считаются краткосрочными. Выглядит этот раздел в бланке так:
В нем также каждая строчка имеет особенности определения данных:
Бухгалтерский учет активов предприятия
Оборотные активы — это те объекты, которые расходуются в ходе хозяйственной деятельности (например, запасы, денежные средства и пр.). А внеоборотные активы непосредственно не участвуют в хозобороте предприятия (к примеру, основные средства, долгосрочные вложения и т. д.), но способны приносить ему прибыль. Полный перечень тех объектов, которые входят в оборотные и внеоборотные активы, отражен в п. 20 ПБУ 4/99:
Подробнее о внеоборотных активах можно узнать, изучив статью «Внеоборотные активы в балансе (нюансы)».
Активы могут быть материальными и нематериальными. В отличие от материальных активов к нематериальным относятся такие объекты, которые не имеют осязаемой формы (например, имущественные права, деловая репутация предприятия, объекты интеллектуальной собственности). Несмотря на то, что нематериальные активы не имеют формы, их можно легко идентифицировать (отличить от других видов имущества). При этом права на такие активы подтверждаются исключительно в документальной форме.
О том, какие активы относятся к основным средствам, вы можете узнать из статьи «Что относится к основным средствам предприятия?».
Бухучет нематериальных активов
В бухучете единицей по учету нематериальных активов является объект с присвоенным инвентарным номером, причем под объектом понимается весь объем прав, которые дает компании один объект: патент, свидетельство и другие аналогичные документы (письмо Министерства финансов от 21.10.2014 № 07-06/53102).
Правила формирования в бухучете информации о состоянии и движении нематериальных активов прописаны в ПБУ 14/2007. В соответствии с данным положением НМА принимаются к бухучету по первоначальной стоимости, сформированной на дату их поступления на предприятие.
При этом в данную стоимость включаются все расходы на приобретение/создание НМА и доведение его до пригодного для использования состояния. В п. 10 ПБУ 14/2007 указаны те затраты, на сумму которых нельзя увеличить стоимость принимаемых к учету НМА. Если НМА был передан в дар, тогда такой актив приходуется по действующей рыночной (экспертной) цене.
Бухучет других активов
Практически все активы принимаются на учет по их фактической стоимости. Особенности учета активов в инвалюте содержатся в ПБУ 3/2006, НМА — в ПБУ 14/2007, запасов — в ФСБУ 5/2019 (с 01.01.2021, до 01.01.2021 — в ПБУ 5/01), учет финвложений — в ПБУ 19/02. Порядок и правила бухгалтерского учета таких активов, как основные средства, прописаны в ПБУ 6/01.
Важно! Об учете МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Также обращаем внимание, что ПБУ 6/01 отменяют с 01.01.2022. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре.
Эти и другие материалы К+ можно посмотреть бесплатно, получив пробный доступ к системе.
С особенностями учета различного вида активов вы можете ознакомиться в следующих статьях:
Группировка активов по ликвидности
В бухгалтерском балансе каждый вид актива расположен не случайным образом, а в строгом порядке. Так, вначале располагаются менее ликвидные активы, а ближе к итоговой части — более высоколиквидные.
Примеры отражения активов в балансе вы можете посмотреть в Путеводителе по бухотчетности от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
По степени ликвидности активы делят:
Итоги
В соответствии со структурой баланса активы можно разделить на оборотные и внеоборотные — такое разделение указывает на то, насколько интенсивно участвуют в хозобороте активы на протяжении отчетного периода. Порядок учета различных видов активов устанавливается в специальных положениях по бухучету.
Что такое активы и пассивы в бухгалтерском учёте
Если считаете, что активы — это просто имущество и не задумывались о том, почему активы равны пассивам, стоит прочитать!
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Сегодня разберемся с понятиями активов и пассивов.
Что такое активы и в чем их отличия от имущества
Часто на бухгалтерских курсах и даже в университетах преподаватели говорят, что активы (Assets) — это имущество компании. С этим пониманием бухгалтер и живет до самой пенсии. На самом деле, у любой сложной проблемы есть лёгкое неправильное решение. И это тот самый случай. Активы и имущество – это пересекающиеся множества, но вовсе не синонимы.
Определение активов содержится в Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике России. В МСФО схожее определение можно найти в Концептуальных основах финансовой отчётности. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Звучит сложно? Сейчас переведу.
Ключевая характеристика имущества — право собственности. Для активов главное — способность приносить компании экономические выгоды. Такая способность есть в четырех случаях.
Часто имущество тождественно активу. В примерах с мукой это так. Но могут быть случаи, когда имущество не является активом, и когда актив не является имуществом.
У вас есть старый гнилой сарай в лесной глуши. Пользы от него никакой: даже на дрова уже не разобрать, не то что хранить в нем ценности. При этом право собственности зафиксировано в «зелёнке». Это имущество, но не актив. Экономических выгод оно не принесёт. Скорее, наоборот, сгенерирует расходы, связанные с демонтажом, когда вы решите использовать землю под ним для какой-нибудь деятельности.
Вы взяли в аренду торговый центр, который сдаете в субаренду владельцам магазинчиков. Право собственности на торговый центр осталось у его владельца, но вы получаете экономические выгоды от наличия контроля. Пока действует договор аренды, торговый центр — ваш актив, но не имущество. В новом ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» для таких ситуаций введён новый класс активов – право пользования активом.
Как видите, наличие имущества для компании не всегда полезно. Гораздо важнее иметь активы.
Оборотные и внеоборотные активы
В бухгалтерском учёте активы подразделяются на внеоборотные и оборотные. Первые используются больше года, вторые обычно за год полностью потребляются. Это достаточно условное разделение: сущностно разграничение между внеоборотными и оборотными активами основано на двух признаках.
1. Разный характер включения в себестоимость продукта.
Внеоборотные активы — средства труда, с помощью которых производится конечный продукт бизнеса: продукция, товары, работы или услуги. Внеоборотные активы используются для производства многих единиц продукта, поэтому их стоимость «размазывается» на себестоимость этих единиц. Механизм такого «размазывания» называется амортизацией.
Оборотные активы — предметы труда, из которых производят конечный продукт. Стоимость оборотных активов полностью включается в его себестоимость.
Вы владеете лесопилкой. Покупаете брёвна и распиливаете их на доски. Раз в два года приходится приобретать новую пилу для замены старой. Пила стоит 120 тыс. руб. Значит, эту сумму нужно списать на себестоимость досок за два года. Пила — внеоборотный актив. Для каждой новой партии досок нужны новые бревна. Брёвна — оборотные активы.
2. Разный уровень ликвидности.
Ликвидность характеризует скорость продажи актива. Чем быстрее его можно продать по рыночной цене, тем он более ликвиден. Наиболее ликвидны деньги. Наименее ликвидны незаконченные нематериальные активы. Но это средняя температура по палате. В каждом конкретном случае ликвидность нужно оценивать отдельно.
К внеоборотным активам обычно относят:
К оборотным активам обычно относят:
Есть и более сложные категории активов. Например, отложенные налоговые активы или расходы будущих периодов. До них тоже дойдём, но пока остановимся на этом «джентльменском наборе». В ближайших выпусках бухгалтерского ликбеза я расскажу о каждом из них.
Что такое пассивы и как они связаны с активами
Теперь разберёмся откуда берутся активы. Каждый из них появляется у компании из какого-то источника. Эти источники в бухучёте называются пассивами (Stockholders Equity and Liabilities). В отличие от активов, пассивы нельзя потрогать или взвесить. Их можно только измерить в рублях. Пассивы — это оценка величины карманов компании, из которых достаются активы. Таких карманов два.
Первый — это собственный капитал (Stockholders Equity). Величина собственного капитала показывает сколько денег инвестировали в компанию её собственники, и сколько прибыли она заработала за всё время существования. В действующем законе «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ этот вид пассивов назван источниками финансирования деятельности экономического субъекта. Но я считаю этот термин некорректным, так как деятельность компании финансируется не только за счет собственных, но и за счет заёмных источников — об этом ниже. В структуре капитала обычно выделяют:
Второй карман — обязательства (Liabilities). Это долги компании её кредиторам. Величина обязательств показывает сколько денег компании придётся отдать в будущем за уже используемые активы. Обязательства в бухучёте подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До погашения первых остаётся больше года, вторых – меньше. Обязательства обычно делят на:
О каждом виде пассивов тоже расскажу в ближайших выпусках бухгалтерского ликбеза. Есть и более сложные пассивы, например, отложенные налоговые обязательства или доходы будущих периодов. О них тоже поговорим, но попозже.
Важно понимать, что сумма активов равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего. Невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:
Активы = Собственный капитал + Обязательства.
Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив – возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.
Подписывайтесь на наш блог, скучно не будет!
Как устроен бухгалтерский баланс
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает зачем нужен бухгалтерский баланс, что в нём можно увидеть и почему уметь читать баланс важно не только бухгалтеру. В конце статьи пример построения баланса, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Зачем нужен бухгалтерский баланс
Три месяца подряд я рассказывал об отдельных видах активов и пассивов, с которыми имеет дело бухгалтерский учёт. Пришло время собрать их в полезный инструмент для директора, собственника бизнеса, финансиста, экономиста и любого, кто хочет оценить имущественное положение компании. Этот инструмент называется бухгалтерским балансом (Balance Sheet). Он содержит информацию о том какие активы есть у компании и откуда они взялись.
Баланс и отчёт о финансовых результатах — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять, стоит ли иметь с вами дело. Форма российского баланса утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но суть его одинакова в России, США, Зимбабве и любой другой стране.
В основе баланса лежит утверждение, на котором построен весь бухгалтерский учёт уже более пятисот лет. Сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего — невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:
Активы = Капитал Обязательства.
Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив — возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.
Анализ баланса позволяет понять структуру и ликвидность активов компании, обеспеченность собственными и заёмными средствами, платёжеспособность, финансовую устойчивость и другие важные характеристики бизнеса. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.
Структура бухгалтерского баланса
Баланс разделён на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы, их пять, они нумеруются сквозным образом. Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степени возрастания ликвидности: чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за пассив.
Об основных статьях я рассказывал, ниже можно кликнуть на название и провалиться в соответствующую статью.
АКТИВ
I. Внеоборотные активы
II. Оборотные активы
ПАССИВ
III. Капитал и резервы
IV. Долгосрочные обязательства
V. Краткосрочные обязательства
В реальном балансе статей может быть больше — я привёл только наиболее распространённые. Каждой статье соответствует сумма — это оценка соответствующего актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги равны между собой и называются «валюта баланса».
Пример построения бухгалтерского баланса
ООО «Рога и копыта» на 1 января 2020 года имеет следующие активы и пассивы:
Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта» выглядит так.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» бухгалтерский баланс формируется автоматически на основании остатков по счетам бухгалтерского учёта. При этом система проверяет контрольные соотношения и соответствие данных за прошлые годы сданной отчётности. Если что-то не сходится — она предупредит об этом бухгалтера. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Тема 3. Бухгалтерский баланс
Цель и задачи
Целью является изучение формирования бухгалтерского баланса для дальнейшего применения в практической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Оглавление
3.1. Место баланса в системе финансовой отчетности. Балансовый метод
Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки хозяйственных средств организации и источников их образования на конкретный момент времени в денежном (стоимостном) выражении. При формировании бухгалтерской отчетности он занимает центральное место и определяется как форма номер один.
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность. Правдивость бухгалтерского баланса вытекает из требований подтверждения показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией. Реальность бухгалтерского баланса — это соответствие оценок статей баланса объективной действительности. Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета, одинаковом содержании счетов, их корреспонденции и др. Преемственность баланса в организации, существующей несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего.
Основой построения бухгалтерского баланса является классификация хозяйственных средств организации по двум направлениям:
1) по составу и размещению средств — актив баланса:
2) по источникам их формирования и целевому назначению — пассив баланса.
3.2. Связь бухгалтерского баланса с текущим учетом. Содержание и порядок формирования статей актива и пассива баланса
Показатели баланса составляют в тысячах (миллионах) рублей без десятичных знаков. Имеющаяся валюта пересчитывается по курсу Центрального банка РФ на 31 декабря. Сальдо по счетам берется на конец этого же дня. Несущественные показатели приводят в составе прочих активов и обязательств. Основные средства, доходные вложения в материальные ценности и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости. Отрицательные значения указывают в круглых скобках.
Актив баланса. Раздел I «Внеоборотные активы»
Строка баланса
Код строки баланса
Как сформировать показатели для баланса
Разница между дебетовым сальдо счета 04 и кредитовым сальдо счета 05 (либо сальдо счета 04 — если амортизация по нематериальным активам отражается также на счете 04)
Разница между дебетовым остатком счета 01 и кредитовым остатком счета 02 (в расчет не берется субсчет «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование»)
Остатки по счетам 07, 08
Доходные вложения в материальные ценности
Сальдо счета 03 за минусом сальдо субсчета «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование» счета 02
Долгосрочные финансовые вложения
Сальдо счета 58 по долгосрочным финансовым вложениям за минусом сальдо счета 59 в части созданных по ним резервов
Отложенные налоговые активы
Прочие внеоборотные активы
Показатели, не указанные в предыдущих строках раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса
Сумма строк 110, 120, 130, 135, 140, 145 × 150
Нематериальные активы (строка 110)
К нематериальным активам относятся:
В составе нематериальных активов отражаются результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), если эти результаты дали положительные результаты, подлежат правовой охране и запатентованы в установленном порядке.
По этой строке баланса отражается остаточная стоимость нематериальных активов, которые принадлежат фирме. Согласно ПБУ 14/2007 амортизация нематериальных активов отражается по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
Основные средства (строка 120)
К основными средствами относятся:
При этом в балансе показывают первоначальную стоимость за вычетом сумм начисленной амортизации.
В балансе отражают стоимость всех основных средств, которые эксплуатируются или находятся на реконструкции, модернизации, в ремонте, на консервации и в запасе.
Объекты недвижимости, которые фактически эксплуатируются и по которым документы переданы на госрегистрацию, можно включать в состав основных средств, не дожидаясь получения свидетельства о праве собственности (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Отражают их на специальном субсчете, открытом к счету 01. Его можно назвать «Объекты недвижимости, документы по которым переданы на госрегистрацию». Амортизацию же можно начислять с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, т. е. как обычно.
Переоценка основных средств. Ее результаты будут учтены во вступительном сальдо баланса за следующий год, т. е. в графе «На начало отчетного года» по строке 120 баланса за I квартал следующего года будет отражена стоимость основных средств, скорректированная на величину дооценки (уценки).
К достоинствам переоценки можно отнести экономию на налоге на имущество. Конечно, при условии, что в результате переоценки стоимость имущества уменьшается. Ведь налог на имущество рассчитывают, исходя из «бухгалтерской» стоимости основных средств. А вот на стоимость объекта в налоговом учете переоценка не влияет, поэтому суммы амортизации будут прежними. Следовательно, несмотря на то, что в бухгалтерском учете первоначальная стоимость основных средств стала меньше, сумма налога на прибыль не возрастет.
Недостаток тут такой: поскольку в налоговом учете результаты переоценки не учитывают, суммы амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будут различаться. Следовательно, придется отражать разницы согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Незавершенное строительство (строка 130)
К таким затратам относят капитальные вложения:
Если недвижимость включена в состав основных средств с момента, когда поданы документы на регистрацию, ее стоимость показывают по строке 120. Если же недвижимость до получения свидетельства о праве собственности продолжает числиться на счете 08, то ее надо будет отразить по строке 130 «Незавершенное строительство».
Доходные вложения в материальные ценности (строка 135)
Доходные вложения в материальные ценности – имущество, которое фирма собирается использовать для сдачи в аренду, лизинг или прокат. Учитывается оно на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», амортизацию же по нему накапливают на счете 02 на отдельном субсчете. В балансе такое имущество отражается по остаточной стоимости.
Долгосрочные финансовые вложения (строка 140)
К долгосрочным финансовым вложениям относят:
Стоимость облигаций, акций приводят за минусом созданного резерва под обесценение ценных бумаг (если создание такого резерва предусмотрено учетной политикой фирмы).
Не являются финансовыми вложениями:
По строке 140 отражают стоимость финансовых вложений, если они произведены на срок свыше одного года. Если этот срок не превышает года, то их сумму указывают по строке 250 баланса.
Отложенные налоговые активы (строка 145)
Чтобы рассчитать отложенный налоговый актив, ставку налога на прибыль умножают на вычитаемую временную разницу (п. 14 ПБУ 18/02). Для учета таких активов предназначен счет 09 «Отложенные налоговые активы». В балансе остаток по этому счету отражается по строке 145.
Вычитаемые временные разницы образуются, когда расходы в бухгалтерском учете признают раньше, а доходы позже, чем в налоговом. Например, это происходит, если:
Вычитаемая разница возникает и в случае переплаты по налогу на прибыль, если она не возвращается организации, а засчитывается в счет будущих платежей (п. 11 ПБУ 18/02). Вычитаемую разницу, равную сумме переплаты, умножать на 24 % не нужно. Ведь она сама уже является налогом. На это обратил внимание Минфин России в Письме от 15 апреля 2003 г. № 16-00-14/129.
Актив баланса. Раздел II «Оборотные активы»
Строка баланса
Код строки баланса
Как сформировать показатели для баланса
Сумма строк 211 — 217
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
Остаток по счету 10 плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо счета 16
Животные на выращивании и откорме
Затраты в незавершенном производстве
Сумма остатков по счетам 20, 21, 23, 29, 44 и 46
Готовая продукция и товары для перепродажи
Сальдо по счетам 41 и 43 за минусом сальдо счетов 14 и 42
Расходы будущих периодов
Прочие запасы и затраты
Стоимость материально-производственных ценностей, которые не вошли в предыдущие строки группы статей «Запасы»
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются позднее чем через 12 месяцев после отчетной даты)
Сумма остатков по дебету счетов 62 и 76 субсчета «Расчеты производятся через 12 месяцев» за минусом кредитового сальдо счета, 63 субсчет «Резервы по долгосрочным долгам». Дебетовое сальдо счета 62, субсчет «Векселя, полученные сроком предъявления более чем через 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 76, субсчет «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами, которые производятся позднее чем через 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 60, субсчет «Расчеты по авансам, выданным на срок больше года». Дебетовое сальдо счета 73, субсчет «Расчеты производятся более чем через 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 76, субсчет «Расчеты по претензиям, платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев»
В том числе покупатели и заказчики
Дебетовое сальдо по счетам 62, 76 (долгосрочные задолженности покупателей и заказчиков) минус остаток по субсчету счета 63, на котором отражена сумма резерва по таким задолженностям
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
Сумма остатков по счетам 62 и 76 субсчета «Расчеты в течение 12 месяцев» за минусом кредитового сальдо счета 63, субсчет «Резервы по краткосрочным долгам». Дебетовое сальдо счета 62, субсчет «Векселя, полученные сроком предъявления в течение 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 76, субсчет «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами в течение 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 75, субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Дебетовое сальдо счета 60, субсчет «Расчеты по авансам, выданным на срок не более года». Дебетовое сальдо счета 68, субсчет «Задолженность налоговых органов, погашение которой ожидается в течение 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 73, субсчет «Расчеты в течение 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 76, субсчет «Расчеты по претензиям, платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев»
В том числе покупатели и заказчики
Остатки по счетам 62, 76, на которых показаны краткосрочные задолженности покупателей и заказчиков, за минусом сальдо субсчета счета 63, на котором отражена сумма резерва по таким задолженностям
Краткосрочные финансовые вложения
Сальдо счета 58 по краткосрочным финансовым вложениям за минусом сальдо счета 59 в части созданных по ним резервов. Остаток по счету 55, субсчет «Депозитные счета» по депозитам на срок не более года, если по ним начисляют проценты
Сумма остатков по счетам 50, 51, 52, 55 (субсчета «Аккредитивы» и «Чековые книжки», «Депозитные счета» — если по депозитным вкладам не начисляют проценты), 57
Прочие оборотные активы
Показатели, не отраженные в предыдущих строках раздела «Оборотные активы» баланса
Сумма строк 210, 220, 230, 240, 250, 260 и 270
Сумма строк 190 и 290
Запасы (строка 210)
Под товарно-материальными ценностями понимают имущество, используемое в качестве сырья, материалов при производстве продукции (работ, услуг); собственно готовую продукцию; товары, предназначенные для продажи или управленческих нужд.
Спецодежда и спецпринадлежности. Стоимость спецодежды и прочих специальных принадлежностей, которые еще не выданы работникам, отражают по строке 211. Порядок учета таких активов прописан в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России № 135н от 26.12.2002 г.
Спецодежду можно учитывать в составе материалов (если срок ее службы не превышает 12 месяцев) или как основные средства (если срок службы более 12 месяцев).
Незавершенное производство. По строке 213 отражается стоимость продукции, которая не прошла всех стадий обработки, а также работы, не принятые заказчиками.
Для заполнения этой строки производственные фирмы суммируют остатки по счетам:
Торговые фирмы по строке 213 указывают сальдо по счету 44 «Расходы на продажу».
Право собственности на товары переходит в особом порядке. По общему правилу право собственности на товары переходит к покупателю в момент отгрузки. Но зачастую стороны специально прописывают в договоре так называемый особый порядок перехода права собственности. Например, после оплаты товара или, скажем, в тот день, когда покупатель реализует товар третьему лицу. Делается это для того, чтобы перенести часть доходов с одного квартала или года на другой.
В договорах с покупателями достаточно прописать, что они получат товары в собственность в начале следующего отчетного или налогового периода либо после оплаты, если она намечена на этот период. Разумеется, так поступить можно с теми клиентами, которые не планируют использовать покупку в текущем квартале (году). Ведь по ст. 209 Гражданского кодекса РФ распоряжаться товарами вправе только их собственник.
Стоимость продукции или товаров, которые отгружены, но право собственности по которым еще не перешло к покупателю, отражают на счете 45 «Товары отгруженные», а остаток по этому счету записывают по строке 215 баланса.
НДС (строка 220)
По этой строке организация должна показать остаток «входного» НДС, который еще не принят к вычету.
Строку 220 не заполняют:
НДС по ставке 10 %. Общий перечень льготной продукции приведен в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ. Конкретный Перечень Правительство РФ утвердило Постановлением от 31 декабря 2004 г. № 908, которое вступило в силу с 1 марта 2005 г. С 2005 г. некоторые работы и услуги, по которым раньше НДС начислялся по ставке 10 %, теперь облагаются этим налогом по ставке 18 %. Среди них услуги по экспедированию и доставке газет, журналов, альманахов, бюллетеней, а также книг неэротического и нерекламного характера. Кроме того, редакционные и издательские работы, услуги по размещению рекламы и др.
Дебиторская задолженность (строки 230 × 240)
В составе дебиторской задолженности отражают долги:
В зависимости от того, когда должник перечислит деньги, дебиторская задолженность подразделяется:
В балансе задолженность показывают за минусом созданного резерва по сомнительным долгам. Создавать его позволяет п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Если истек срок исковой давности, то дебиторская задолженность списывается с баланса уже независимо от того, поступили деньги от покупателя или нет. Также задолженность необходимо списать, если стало известно, что долг невозможно взыскать (например, должник обанкротился или ликвидирован).
Денежные средства (строка 260)
Иностранная валюта. Иностранные денежные средства, которые находятся на расчетных счетах и в кассе предприятия, необходимо пересчитать в рубли по курсу Центрального банка РФ на 31 декабря. Отметим, что 10 % иностранной валюты, которая поступает от контрагентов за передачу товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной собственности, нужно обязательно переводить в рубли. Однако не нужно продавать валюту, если она поступила в качестве возврата аванса, штрафа за нарушение контрактных обязательств, пожертвований и доходов от операций с ценными бумагами. Такие разъяснения дал Банк России в Информационном письме от 31 декабря 2004 г. № 30.
Пассив баланса. Раздел III «Капитал и резервы»
Строка баланса
Код строки баланса
Как сформировать показатели для баланса
Собственные акции, выкупленные у акционеров