Что относится к звену логистической системы
Основные понятия логистики
Логистика — это наука об управлении и оптимизации материальных, финансовых и информационных потоков, потоков услуг на основе применения современных технологий и наиболее прогрессивных экономических решений, интегрирующая внутренние и внешние материалопотоки и направленная на достижение конечных результатов.
Логистическая операция — действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального потока, ограниченное областью определенной логистической задачи (погрузкой, разгрузкой, затариванием, перевозкой, приемом и отпуском со склада, хранением, сортировкой, маркировкой и др.).
Логистическая функция — совокупность интегрированных логистических операций, направленных на достижение одной из поставленных перед логистической системой или ее элементами задач.
Материальный поток — материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с физическим перемещением их в пространстве (погрузка, разгрузка), находящиеся в движении.
Логистическая система — это сложная организованная завершенная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных звеньев, участвующих в едином процессе управления материальным и сопутствующими ему потоками и объединенных внутренним целями и задачами единой логистической системы организации.
Функциональные области логистики: 1) производственная логистика (охватывает процессы движения материалопотоков внутри предприятия);
2) коммерческая логистика (коммерческая деятельность по закупке и контролю за величиной издержек на закупку, при осуществлении которой разрабатываются методы снижения издержек);
3) распределительная логистика (охватывает область сбыта и реализации продукции);
4) логистика закупок, или заготовительная логистика. Звено логистической системы — это некоторый экономически обособленный объект логистической системы, выполняющий определенную функцию, не подлежащий дальнейшему возвращению к нему в рамках рассматриваемой логистической системы.
Типы звеньев логистической системы:
1) генерирующие материальные и сопутствующие потоки;
2) преобразующие материальные и сопутствующие потоки;
3) поглощающие материальные и сопутствующие потоки;
4) смешанные (интегрирующие три основных типа). Логистическая цепь — множество звеньев логистической
системы, линейным образом упорядоченные по материальному и сопутствующим ему потокам с целью определения и проектирования необходимого перечня логистических операций, функций и издержек.
Полная логистическая цепь — линейно упорядоченные звенья логистической системы, направленные от поставщика материальных ресурсов к потребителю готовой продукции.
Логистическая сеть— множество элементов — звеньев логистической системы, взаимосвязанных по материальным и сопутствующим ему потокам в области единой логистической системы организации.
Логистический канал — упорядоченное множество взаимосвязанных звеньев логистической системы, состоящее из ряда полных логистических цепей (или их участков).
Логистические издержки — это расходы, которые необходимы для осуществления логистических операций и достижения конечных логистических задач.
Классификация логистических издержек:
1) издержки, связанные с осуществлением единичных и комплексных логистических операций;
2) издержки, связанные с потерей от иммобилизации средств в запасах;
3) издержки, связанные с ущербом от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и обслуживания;
издержки, связанные с осуществлением логистического администрирования.
Логистические системы и звенья
Одним из наиболее важных в логистике является понятие логистической системы с позиций бизнеса.
материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
Большинству реально функционирующих на практике логистической системе присущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход.
Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия между отдельными элементами; сложность функций, выполняемых системой; наличие сложно организованного управления; воздействие на систему большого количества факторов внешней среды.
Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Назовем звеном логистической системы некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими активностями.
В качестве звена логистической системы могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационнокомпьютерного сервиса и связи и т. д.
Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять логистическая система, являются: различная форма собственности и организационно-правовая форма; различия в характере и целях функционирования; различная мощность, концентрация, используемое технологическое оборудование, потребляемые ресурсы; рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории; экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта; зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев; и другие.
Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев логистической системы являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью логистической системы. Это значительно усложняет формирование управления в логистической системе и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий звена логистической системы.
На рис. 1.3 представлена классификация логистической системы. Согласно предлагаемой классификации логистические системы делятся на две большие группы: микроло- гистические и макрологистические системы. Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например фирме-производителю товара и предназначены для управления и оптимизации, материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и снабжения и сбыта. Соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.
Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными зада-
чами внутрипроизводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение основного производственного времени, контроль и управление уровнями запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в складской системе фирмы- производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимум себестоимости производства и минимум времени производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.
Микрологистические внутрипроизводственные логистические системы могут быть детализированы до производственного (структурного) подразделения предприятия, например, цеха, участка или до отдельного рабочего места. Однако в дальнейшем мы будем рассматривать подобные логистические системы только на уровне всего предприятия- изготовителя продукции в целом.
Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и дистрибутивных сетей, выполняющие те или иные логистические активности от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы- производителя и от ее складов готовой продукции к конечным потребителям.
Типичными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация затрат, связанных с логистическими активностями отдельных звеньев логистической системы и затрат, сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции, времени выполнения заказов потребителей, управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции, обеспечение высокого уровня качества сервиса. Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном понимании была реализована при появлении интегрированных логистических систем.
Логистический менеджмент в интегрированной логистической системе представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы, и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке.
Иногда внутрипроизводственную и внешние логистические системы рассматривают, как подсистемы интегрированной логистической системы. На рис. 1.4 в укрупненном виде представлена схема микрологистической системы. Базисные логистические активности: снабжение, производство, сбыт реализуются в зависимости от поставленных перед логистической системой целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной структуры, включающей в себя субъекты высшего логистического менеджмента, осуществляющие координацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) потоками и множество звеньев логистической системы. Звенья логистической системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и т. п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции. На рис. 1.4 показаны комплексные логистические активности, генерируемые звеньями логистической системы в процессах снабжения, производства и сбыта.
Общая структура микрологистической системы, представленная схемой (рисунок 1.3), может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная логистическая система в зависимости от степени охвата базисных логистических активностей и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.
Макрологистические системы могут быть классифицированы (рис. 1.3) по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские логистические системы.
Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев синтеза микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и, соответственно, формирования логистической организации и управления могут применяться, например, такие, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т. п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения заказов, логистическом сервисе.
В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при синтезе макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т. д.
В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения, и сбыта продукции групп потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего использования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных дистрибутивных систем для многоассортиментных материальных потоков и т. п.
Для поддержки процессов логистического управления в логистической системе обычно формируется комплекс подсистем, состоящей из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.
Цепи и звенья логистической системы
Приведем определение и раскроем сущность таких логистических элементов, как цепь, звено, логистическая операция, логистическая функция [1,2,9,12]. Звеном логистической системы называется некоторый экономически или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые организации, посреднические организации, транспортные предприятия, банки и т. д. Звенья логистической цепи могут быть трех основных типов:
Встречаются смешанные звенья, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться. Могут изменять содержание, параметры, интенсивность и т. п.
Особенностями звеньев логистической системы являются:
— различия форм собственности и организационно-правовых форм;
— различия в характере и целях функционирования;
— различия в мощности, уровне концентрации, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;
— большая территориальная рассредоточенность;
— высокая мобильность средств транспорта;
— зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.
Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь. Логистические цепи могут формироваться путем слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм. Информационные связи между отдельными элементами логистической цепи реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние сети.
Логистическая цепьпредставляет собой упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем. В логистической цепи, т. е. цепи, по которым проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребители готовой продукции.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
— логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочную логистику);
— сбытовую, маркетинговую или распределительную логистику;
— транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики;
— информационную логистику (или компьютерная логистика), которая также является неотъемлемой частью всех видов логистики;
— организацию логистического управления.
Можно еще перечислять виды логистики, которые находят отражение в организационных структурах управления фирмами, поэтому корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях (рис. 1).
Рис.1.Функциональное разграничение систем логистики
Логистическая операция – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции, направленное на преобразование материального и сопутствующих ему потоков (погрузка, разгрузка, маркировка, сбор информации, передача информации и т. д.).
Логистическая функция– это совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами. Большинство ученых и специалистов по логистике к основным (базисным) логистическим функциям относит снабжение, производство и сбыт (распределение). Общий перечень логистических функций достаточно широк: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработка, пакетирование, сервисное обслуживание и т. п.
Понятие логистической системы является одним из основных понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие эффективное функционирование экономического механизма.
В энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия «система»: «Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».
Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
1.5. Макрологистическая система.
Классификация макрологистических систем
Планирование различных процессов и проведение анализа уровня элементов логистической системы различают макро- и микрологистику [1,2]. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия и организации для достижения единой цели.
Объединяемые макрологистической системой предприятия и фирмы различаются по специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлежности, географическому размещению и могут относиться к разным государствам. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. В последнем случае Макрологистическая система решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.
При формировании макрологистических систем в большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек является определяющим. Однако зачастую критерии формирования макрологистической системы определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.
Тема «Логистические системы: понятия, звенья, логистические цепи, классификация. Логистические каналы».
1. Логистические системы: понятия.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.
Логистическая система (ЛС) – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Логистическая система (ЛС) – это относительно устойчивая совокупность звеньев (подразделений, поставщиков, потребителей), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса. Логистическая система (ЛС) – совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).
В качестве ЛС можно рассматривать промышленные предприятия, территориально- производственные комплексы, торговые предприятия и т.д.
Цель ЛС – доставка товаров в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Для этих систем управления характерны четыре уровня развития или четыре степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы:
— для первой степени характерно выполнение функций организации складирования продукции, готовой к отправлению и ее транспортировки к потребителям;
— для второй степени характерно распространение их компетенции до выходов собственно производства (обработка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции и т.д);
— для третьей степени характерно распространение их компетенции дополнительно на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу закупок и снабжение, а также на движение материалов во время производственного процесса.
ЛС обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы: целостность и делимость, взаимосвязанность элементов, организованность совокупности элементов,интегративные качества, сложность, иерархичность, целостность, структурированность.
Отличительными свойствами ЛС являются наличие потокового процесса и определенная системная целостность.
Как система массового обслуживания ЛС имеет внутрисистемные связи и связи с внешней средой. Виды логистических связей могут быть: материальными, денежными, информационными, при этом они бывают прямыми и обратными. Связи ЛС с внешней средой могут быть циклическими и синергическими (взаимное усиление связей).
Декомпозиция ЛС.
ЛС для целей исследования и проектирования подразделяют на подсистемы, звенья, элементы.
Подсистемой ЛС называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев ЛС, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.
Выделяют 2 основных комплекса подсистем:
1. Функциональный – управляет основными логистическими функциями в снабжении, производстве, распределении (транспортировка, складирование, грузопереработка). Поэтому выделяются подсистемы: дистрибуции (сбыта/ распределения); поддержки производственных процессов, снабжения (управления закупками).
2. Обеспечивающий – включает организационно-экономическую, правовую и информационно-компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.
Звенья ЛС.
Звеном ЛС называется некоторый экономически и функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшему делению в рамках поставленной задачи.
Звенья: предприятия – поставщики, производственные предприятия, сбытовые предприятия, торговые и посреднические организации. Специфическими характеристиками звеньев, из которых может состоять ЛС являются: различные формы собственности и организационно-правовые формы; различия в характере и целях функционирования; различия в производственной мощности; рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов; высокая мобильность средств транспорта; зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов.
Звенья ЛС могут быть 4-х основных типов: генерирующие, преобразующие, поглощающие, смешанные.
При дальнейшем деление ЛС выделяют элемент ЛС – неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена ЛС. Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозии ЛС и вызвано необходимостью обособления операции с целью оптимизации ресурсов, построения моделей предприятия, моделирования бизнес процессов, формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана.
Логистические цепи.
Элементы (звенья) ЛС в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок).
Цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию от начального момента получения исходного сырья до поставки конечному потребителю».
В логистической цепи выделяются главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья, полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада; потребление готовой продукции. Каждое логистическое звено логистической цепи включает свои элементы, которые в совокупности образуют материальную основу логистики: транспортные средства и их обустройство; складское хозяйство; средства связи и управления; кадры.
Формирование логистической цепи может осуществляться целенаправленно путем юридического слияния и поглощения фирм. Формирование такой цепи может происходить также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм, что соответствующим образом юридически и организационно оформляется. Логистические цепи стремятся создавать с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются два принципа: сотрудничество и кооперация и конкуренция. (Далее см. рис. «Общая структура логистической цепи»).
Классификация ЛС.
(См. рис «Классификация логистических систем»)
Группы ЛС:
Микрологистическая система (МиЛС)– является подсистемой, структурной составляющей макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы, отдельные подразделения предприятия.
Выделяют 3 вида МиЛС (см. рис. «Виды микрологистических систем»): ЛС с прямыми связями (материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к портебителю), эшелонированная ЛС (на пути материального потока есть хотя бы один посредник), гибкая ЛС (движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредника. МиЛС относятся к определенной организации бизнеса, н-р, к фирме производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков в процессе производства или снабжения и сбыта.
Макрологистическая система(МаЛС)- это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
В МаЛС могут решаться задачи: формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции; размещение на заданной территории складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских центров; выбор транспортных средств; организация транспортировки; оптимизация административно-территориальных распределительных систем для многоассортиментных материальных потоков.
Выделяют 3 вида МаЛС: МаЛС с прямыми связями, эшелонированная ЛС, гибкая ЛС. (см. рис. «Структуры различных вариантов связей в макрологистике».)
При формировании ЛС должны учитываться принцип системного подхода: принцип последовательного продвижения по этапам создания системы; принцип согласования информационных, надежных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем; принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
Логистические каналы.
Кроме логистических цепей выделяют отдельные логистические каналы.
Маркетинговые каналы – это совокупность процессов, облегчающих процедуры обмена и выполняемых скоординированной группой фирм. Маркетинговые каналы можно рассматривать как группы зависящих друг от друга организаций, вовлеченных в процесс предоставления продукта или услуги для использования или потребления. Главными и традиционными действующими лицами маркетинговых каналов являются производитель, оптовик и фирмы розничной торговли.
Эти стороны взаимодействуют в каждом из пяти каналов:
§ Канал принадлежности – отражает движение права собственности на товары.
§ Канал переговоров – охватывает сферу заключения соглашений о покупке и продаже.
§ Канал финансирования – оперирует оплатой за товары.
§ Канал продвижения – предназначен для вывода на рынок нового или поддержания и расширения позиций существующего продукта. Канал продвижения тесно связан с логистическим каналом.
§ Логистический канал – имеет дело с физическим движением продукта.
Одна из главных функций логистического канала, которая влияет на работу других каналов – это функция сортировки. Она подразумевает перераспределение ассортимента продуктов по мере их прохождения по каналам к потребителю, т.е. большие партии одинаковых товаров делятся на более мелкие. Функция сортировки подразделяют на 4 стадии: сортировка, накопление, распределение, комплектование.
Помимо главных действующих лиц и участников логистического канала существует помощники или посредники канала. К ним относят, например, перевозчика, банк или финансовую компанию, брокера, аудиторов, рекламные агентства, экспедиционные агентства.
Тема «Планирование в логистических системах и технология их работы, понятие, виды. Стратегическое и тактическое планирование. Логистический аудит».
1. Планирование в логистических системах и технология их работы.
Логистическая система не только включает в себя функциональные области, но и взаимодействует с управленческими функциями, такими как планирование, организация и контроль.
Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.
Планирование в ЛС рассматривается как функциональная область деятельности фирм и состоит из нескольких аспектов: размещение фирм, планирование складской сети, система складской обработки грузов, упаковка, планирование производства, выбор оборудования и транспортной модели.
Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем:
2) Учет общей целостности издержек логистической цепи. Минимизация суммы издержек цепи в целом и отдельных ее элементов в частности является критерием эффективности функционирования логистической цепи.
3) Обеспечение адаптивности, эластичности, надежности, большой скорости и качества работы всей системы и ее элементов. Воплощение на практике позиций логистики нуждается в применении новых технологий, обеспечивающих оптимальную работу всей системы.
Технологии рассматриваются на двух уровнях:макроуровень – взаимосвязанная работа элементов логистической системы; микроуровень – оптимальная работа некоторых звеньев логистической системы.
Планирование — это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации разработанного и принятого к исполнению плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. Кроме того, это процесс обработки информации, направленный на обоснование предстоящих действий, выявление наилучших способов достижения целей.
Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются: документальное обеспечение, стандартизация, организованность, точность, согласованность, непрерывность, гибкость и цикличность, полнота.
Перед началом планирования необходимо четко определить:
— объект планирования (что планируется);
— субъект планирования (кто планирует);
— горизонт планирования (на какой срок);
— средства планирования (с помощью чего планировать: финансовые средства, вычислительная техника);
— методику планирования (как планировать);
— согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).
Функциями планирования являются научное обоснование целей развития, выбор наилучших способов достижения целей.
2. Уровни планирования, принципы.
В логистике важно различать уровни планирования:
1. Стратегическое планирование –это особый вид плановой работы, заключающийся в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов). В ходе стратегического планирования разрабатывается политика.Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными.
2. Тактическое планирование – это планирование отдельных мероприятий, касающихся достижения стратегических целей и определения ресурсов для их реализации. На данном этапе происходит распределение ресурсов по отдельным направлениям логистики.Тактические решения связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском.
Принципы планирования (требования) представляют собой основные исходные положения, правила обоснования и организации разработки плановых документов.
Различают следующие принципы планирования: необходимости планирования; единства планов
3. Стратегическое планирование.
Стратегическое планирование – это совокупность мероприятий, осуществляемых организацией для выполнения задач на основе принятых стратегий, т.е. процесс определения главных целей и стратегических линий. Принято выделять 5 этапов стратегического планирования:
1. Определение целейфункционирования и направления развития (например, «дерево целей»), изучают изменение рыночных потребностей, повышение требований к логистике и т.д.
3. Выбор стратегий и определение альтернатив –формируются варианты функционирования ЛС с учетом целей ее деятельности и результатов анализа.
4. Реализация выбранной стратегии – создается организационная структура для осуществления стратегии, определяются субъекты реализации стратегии, определяются источники и т.д.
5. Контроль за выполнением – результаты сравниваются с целями.
Инвестиционные проекты в ЛСмогут оцениваться различными способами. Применяются три метода оценки капиталовложений: метод окупаемости (за сколько лет можно окупить вложения); метод среднего уровня отдачи (учитывает амортизацию и вложенный капитал); метод дисконтирования средств (деньги, получаемые в будущем будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время).
4. Логистический аудит.
Логистический аудит – направлен на проверку операций и деятельности системы в существующем окружении. При этом различают аудит внешней и внутренней логистики.
Аудит внешней логистики – занимается средой действия логистики, характеризует: рынок, конкуренцию, потребителей, каналы распределения, государственную политику регулирования.
Аудит внутренней логистики – анализирует способ выполнения операций внутри организации; этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются сильные и слабые стороны организации, т.е. ее внутренние операции и особые компетенции; возможности и угрозы, проявляющиеся в среде, в которой ведется бизнес; включает транспортировку, управление товарными запасами, логистическую информационную систему, логистическое обслуживание.
Оценку логистического сервиса проводят по трем категориям элементов: элементы, предшествующие сделке; элементы сделки; элементы после проведения сделки.