Что относится к знаково символическим действиям ответ
Рассмотрим основные виды УУД по ФГОС. Таблица с разными видами универсальных учебных действий представлена на фото.
Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.
Теоретические аспекты
Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.
Вам будет интересно: Каково значение слова «сепаратизм»
Компоненты учебной работы
Формирование УУД связано со следующими элементами:
Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.
Вам будет интересно: Чрево: что такое или кто такой
Функции
Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают навыки и компетентности во всех предметных областях.
Виды УУД
Остановимся подробнее на данном вопросе. Какие существуют виды УУД по ФГОС? Таблица, представленная на слайде, подтверждает их многообразие и структурированность.
Благодаря личностным УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они получают навыки соотнесения поступков и событий с существующими в обществе этическими принципами, учатся выделять в межличностных отношениях нравственные аспекты поведения.
Учебные действия
Какие выделяют для них виды УУД по ФГОС? Таблица с подробной классификацией демонстрирует выделение трех видов действий:
Регулятивные УУД
Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:
Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.
Особенности УД
Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:
Знаково-символические действия
Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:
Формирование УУД логического вида:
Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.
Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:
Заключение
Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.
В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:
Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.
Презентация на тему «Знаково-символические учебные универсальные действия на уроках в начальной школе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знаково-символические учебные универсальные действия Подготовила Терещенко Ю. Н. учитель начальных классов МОШ I-III ступеней № 49
Среди метапредметных навыков особое место занимают знаково-символические действия.
Современный человек живёт в мире символов и знаков: математических формул человеческой речи музыки балета языка жестов танца и др.
Для гармоничного развития личности необходимо овладеть именно знаково-символическими метапредметными навыками, позволяющими установить взаимосвязь реальности и мира символов.
Функции знаково-символических действий Отображение учебного материала Выделение существенного Отрыв от конкретных ситуативных значений Формирование обобщенных знаний
Виды знаково-символической деятельности: Замещение – функциональное воспроизведение реальности Кодирование – перевод реальности на знаково-символический язык Схематизация – структурированное выявление связей, «ориентировка» в реальности Моделирование – получение новой информации за счет оперирования знаково-символическими средствами
Для формирования знаково-символических метапредметных навыков в качестве метода обучения используют метод моделирования
Этапы учебного моделирования 1) предварительный анализ текста задачи; 2) перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами; 3) построение модели; 4) работа с моделью; 5) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Примеры использования знаково-символических средств, моделей на уроках информатики: 1. алгоритмы (блок-схемы) 2. кодирование/декодирование информации 3. информационные и компьютерные модели 4. круги Эйлера 5. таблицы истинности 6. условные знаки 7. таблицы 8. схемы 9. диаграммы
Применение метода моделирования позволит сформировать у обучающихся умения давать характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); исследовать собственные нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Знаково-символические универсальные учебные действия
3.3. Знаково-символические универсальные учебные действия.
— моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
— преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
В рамках культурно-исторического подхода особое значение придается знакам как культурным средствам, опосредствующим деятельность человека. Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин и др. писали об особенностях психического развития человека: подобно тому, как в процессе исторического развития прогресс достигается не за счет изменения естественных органов человека, а за счет совершенствования орудий труда, так и в процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения». Психическое развитие человека осуществляется через усвоение предшествующего опыта, культуры, включающей, в том числе, и различные знаково-символические системы.
Развитие семиотической функции обеспечивает обобщенную способность осуществлять любую знаково-символическую деятельность. Исходя из компонентного состава знаковой ситуации, взаимосвязи компонентов и особенностей оперирования знаково-символическими средствами можно выделить следующие составляющие знаково-символической деятельности (по нарастающей сложности):
— различение двух планов – обозначаемого и обозначающего;
— определение типа связи между указанными планами;
— владение алфавитом и правилами работы с ним, т.е кодирование;
— владение правилами перевода реальности на знаково-символический язык, т.е. замещение;
— оперирование, преобразование и видоизменение знаково-символических средств, т.е. собственно моделирование (Салмина Н.Г., 1988).
Можно видеть, что операциями, обеспечивающими моделирование, выступают замещение и кодирование. Следует различать замещение в широком и узком смысле. В широком смысле замещение (замена объекта знаком или символом) используется во всех видах семиотической деятельности – кодировании, схематизации, моделировании. В узком смысле замещение – использование индивидуальных заместителей – символов. Кодирование информации – использование кодов, достаточно экономичных и обеспечивающих надежное распознавание информации на этапе декодирования. Кодирование реализует коммуникативную функцию, замещение – замешающую, а моделирование – познавательную.
Критериями сформированности универсальных знаково-символических действий могут стать следующие характеристики: 1) рефлексия как способность к осознанию планов и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.; 2)обратимость – способность переходить от плана означаемого к плану означающего и обратно, от использования одного языка к другому; 3)инвариантность как сохранение при всех преобразованиях некоторого инварианта содержания при изменениях его формы (например, в случае кодирования одного содержания разными знаково-символическими средствами; 4)интенция – сознательное, произвольное, намеренное использование или построение тех или иных знаково-символических средств; 5)отделенность – неотделенность знаково-символических средств от объекта.
Моделирование предполагает сформированность всех операций с характеристиками рефдексии, обратимости, инвариантности и интенции.
Моделирование широко используется в обучении, как особая форма наглядности для выявления и фиксации существенных особенностей и отношений. В качестве моделей – заместителей объектов выступают как предметные, так и знаковые образования (схемы, чертежи, формулы). Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств, которые, как правило, не являются специальным объектом усвоения с точки зрения характеристик их как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в психологии и педагогике в качестве существенного показателя понимания текста учащимися.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова оно включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Все это ставит задачу анализа использования моделирования в школьном обучении.
В общей деятельности моделирования действие анализа является подготовительным этапом для осуществления действия перевода и построения модели.
Предварительный анализ включает ряд приемов, описанных в литературе, относящейся к разным областям знания. Это, прежде всего, проведение семантического анализа текста. Он предполагает работу над отдельными словами, терминами, перефразирование, переформулирование текста. Другими приемами анализа текста, направленными на его понимание, являются постановка вопросов, определенный способ чтения текста, выделение смысловых опорных пунктов. В методической литературе разработаны системы вопросов, ведущих к осмыслению текста.
Перевод текста на знаково-символический язык делает обозримыми связи и отношения, скрытые в тексте, способствуя тем самым поиску и нахождению структуры текста. Эффективность перевода текста определяется, помимо адекватности его понимания, видами знаково-символических средств, способами представления, полнотой и связями между основными смысловыми единицами текста.
Поскольку перевод текста на знаково-символический язык и построение модели нужны не сами по себе, а для получения новой информации, то в процессе перевода должны учитываться требования, предъявляемые к выбору и характеристикам знаково-символических средств.
Лаконичным является знак, форма которого не имеет лишних элементов, а содержит только те из них, которые являются необходимыми для сообщения информации.
Обобщенность и унификация знаково-символических средств достигается через единообразие форм элементов, выражающих одинаковый смысл (объекты, процессы и др.), характер элементов формы, масштабное соответствие и т.д.
Автономность означает, что части текста, которые передают самостоятельное сообщение, необходимо представлять разными знаково-символическими средствами и отделять друг от друга, что облегчает восприятие информации.
Под структурностью понимается материализация взаимосвязей знаков, фиксирующих все компоненты задачи. При этом отдельные компоненты могут иметь свои подструктуры.
Последовательность представления текста знаково-символическими средствами определяется логикой отношений между компонентами задачи.
Работа с моделью может заключаться или в достраивании схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи, или в видоизменении схемы, ее переконструировании, или в том и другом.
Поскольку перевод текста на знаково-символический язык, приводящий к построению модели, является важным этапом решения задач и вместе с тем вызывающий наибольшие трудности у учащихся, рассмотрим его более подробно.
Создание моделей может осуществляться по-разному:
1) материализация структуры текста задачи путем представления с помощью знаково-символических средств всех составляющих текста в соответствии с последовательностью изложения информации в задаче. Завершающим построение модели при этом способе будет символическое изображение вопроса задачи. Созданная модель текста дает возможность выделить отношения между компонентами задачи, на основе которых находятся действия, приводящие к ответу на вопрос.
При втором варианте моделирования наиболее удобным являются графы. Последовательность операций решения в виде графа вытекает из более общих схем анализа, в которых отражаются основные отношения между данными задачи. Поскольку такого типа модели представляют конечный результат ориентировки в тексте задачи, для их построения необходимо владение умением осуществлять полный анализ текста, выделять все компоненты (известные, неизвестные объекты, величины, отношения между ними, основные и промежуточные вопросы).
При создании различного типа моделей очень важно понять, какая информация должна быть включена в модель, какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику, а какие – различную. Так, например, на уроках математики в процессе построения модели и работы с ней проводится анализ текста и перевод на математический язык.
Таким образом, умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Визуализация словесно заданного текста при изучении математики с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Использование одних и тех же знаково-символических средств при построении модели для математических задач с разными сюжетами и разных типов способствует формированию обобщенного способа анализа задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения. Каждая учебная дисциплина определяет требования к используемым моделям и их особенности, связанные с предметным содержанием дисциплины.
Статья на тему»Формирование знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников посредством матричной и графической фиксации учебной информации»
Череповецкий государственный университет
Формирование знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников посредством матричной и графической фиксации учебной информации
Статья посвящена проблеме формирования знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников. Одним из средств формирования данных действий является использование матричной и графической фиксация учебной информации.
Важной задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, осуществлять самосовершенствование и самообразование. Они создают условия для развития личности и ее самореализации.
Все универсальные учебные действия представлены четырьмя блоками: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.
Согласно ФГОС НОО одним из видов универсальных учебных действий, которые помогают познавать окружающий мир, работать с информацией, являются познавательные универсальные учебные действия. Данные УУД помогают ориентироваться в потоке информации, уметь ее перерабатывать, анализировать, осмысливать текст, контролировать свою деятельность, решать проблемы.
На сегодняшний день учащиеся должны осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых не только для обучения, но и для его социализации.
В связи с этим, особую группу познавательных универсальных учебных действий составляют знаково-символические универсальные учебные действия. Овладение данными универсальными учебными действиями актуально в связи с тем, что современный человек живет в мире символов и знаков, ему необходимо уметь устанавливать взаимосвязь реальности и мира символов. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде, показывает различные отношения. Проблемой формирования знаково-символических универсальных учебных действий занимались такие педагоги, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л. Г. Петерсон, Н.Г. Салмина и другие.
Знаково-символические действия выполняют следующие функции:
кодирование — передача и прием информации;
схематизация — использование знаково-символических средств, выполняющие функции отображения учебного материала;
К знаково-символическим универсальным учебным действиям относятся: замещение, кодирование/декодирование, моделирование.
В начальной школе трудности вызывает «неумение кодировать (декодировать) информацию, представленную знаково-символическими средствами, идентифицировать изображение с реальностью, наличествующей в нём, выделять в моделях закономерности, оперировать моделями, знаково-символическими средствами. В связи с этим формирование знаково-символических универсальных учебных действий необходимо вести систематически.
Для формирования знаково-символических универсальных учебных действий используется матричная и графическая фиксация учебной информации.
Матричная фиксация учебной информации предполагает использование матрицы, которая отличается от таблицы, тем, что у нее есть два входа. Представление учебной информации в виде матриц способствует установлению учащимися коротких связей между отдельными видами знаний, как элементами таблицы, тем самым обеспечивая их системность. Матрицы используется в различных учебно-методических комплексах. Так в УМК «Гармония» матрицы представлены в рабочих тетрадях. Один вход по горизонтали – величины, второй вход по вертикали – номера прямоугольников. Вместе с матрицей дается диаграмма. Пользуясь диаграммой, учащимся необходимо заполнить таблицу.
Матрицы широко используются и на уроках окружающего мира, где необходимо произвести классификацию по каким-либо признакам.
Приведем пример из рабочей тетради по окружающему миру А.А. Вахрушева (УМК «Школа 2100»). Тема «Аквариум – маленькая искусственная экосистема». Первый вход по вертикали – «профессии» живых организмов, второй вход – это функции, которые выполняют организмы.
Таким образом, одновременно матрица помогает «добывать» недостающую информацию, что ускоряет усвоение учащимися знаний.
Среди графической фиксации учебной информации выделяют: схему, чертеж, график, диаграмму, графическую инструкционная карта, таблица, специфические средства наглядности: цифры, буквы, буквосочетания, записанные крупным шрифтом. Данные виды фиксации повышают уровень знаний и умений в ходе обучения у младших школьников, а также способствуют формированию знаково-символических универсальных учебных действий.
Исследования данных ученых доказывают необходимость и возможность формирования знаково-символических универсальных учебные действия у младших школьников в процессе использования матричной и графической фиксации учебной информации. Но в настоящее время в реальном педагогическом процессе не полностью и не в системе реализуются методы и приемы работы, не четко представлены педагогические условия формирования знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования матричной и графической фиксации учебной информации.
Для проверки гипотезы был проведён естественный эксперимент, который включал в себя такие виды экспериментов как констатирующий, и формирующий. Для эксперимента были выбран 3 класс в составе 28 человек МОУ «СОШ № 43» г. Череповца. Класс обучается по УМК «Гармония».
Цель экспериментальной работы: исследовать эффективность формирования знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе матричной и графической фиксации учебной информации.
Исследование показало, что на высоком уровне сформированности данных УУД находятся 18 % учащихся, на среднем уровне – 71 %, на низком уровне – 11 %. У школьников в основном вызывает трудности операция преобразования модели, достраивания или видоизменения модели. Учащиеся работают при кодировании медленно. Умеют составлять и преобразовывать модель в случае необходимости. Учащиеся не всегда умеют дифференцировать план знаков и символов и предметный план. Не всегда структуриру е т информацию в нужной форме.
Так же для оценки степени формирования знаково-символических УУД в процессе матричной и графической фиксации учебной информации использовалось анкетирование учителей, которое показало, что на первое место среди предметов, на которых уделяется больше внимания формирования знаково-символических УУД, учителя выделяют математику. К данной группе не отнесли остальные уроки: окружающий мир, технология, ИЗО, технология. Так же учителя считают целесообразным использование матричной и графической фиксации учебной информации для формирования знаково-символических УУД.
Таким образом, проведенный констатирующий этап показал актуальность специальной работы по формированию знаково-символических УУД в процессе матричной и графической фиксации учебной информации.
При использовании матричной и графической фиксации учебной информации формировалось у школьника осмысленное отношение к формированию знаково-символических универсальных учебных действий, в котором он как исследователь играл главную роль, выбирая средство для построения, определяя цель применения, интерпретируя результаты изучения модели. Если ученик может самостоятельно составлять модели, то означает, что он переходит на новый уровень – наглядно-графический.
При формировании знаково-символических универсальных учебных действий учитывался разный уровень подготовки учащихся и их индивидуальные особенности. В связи с этим одним из условий является групповая форма работы, которая способствует учету индивидуальных особенностей.
Одним из средств формирования знаково-символических универсальных учебных действий являлся метод моделирования. При этом могут использовались различные приемы моделирования: рисунок, схематический чертеж, таблица.
В качестве источника информации часто выступал текст. Необходимо произвести качественное прочтение, предложенной в тексте информации для преобразования текста в модель. Основной подход к формированию качественного чтения у младших школьников был направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте, который реализуется через смысловое чтение. Таким образом, одним из условий эффективного формирования знаково-символических УУД он называет использование приемов смыслового чтения, различные виды чтения, создание единой базы условных обозначений совместно с классом.
Таким образом, приоритетными направления исследования в формировании у младших школьников знаково-символических универсальных учебных действий при использовании матричной и графической фиксации учебной информации считаем:
1. в систематическом и самостоятельном составлении различных видов моделей: рисунок, схематический чертеж, таблица, матрица;
2. постоянном выделении младшими школьниками признаков и скрытых отношений в текстах, объектах, процессах;