Что относится к живописи
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Жанры живописного искусства
И. И. Шишкин. Пейзаж » Корабельная роща» ( 1898 год).
Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности в тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре живописных полотен.
Итак, среди современных жанров живописи можно назвать следующие:
Схематически разделение жанров живописного искусства будет выглядеть следующим образом:
Схема жанров живописи
Портрет
Многим из нас знаком такой жанр живописи, как портрет. Это один из самых древнейших видов изобразительного живописного творчества, и его можно встретить также в скульптуре и графике. Раньше не было фотографий, поэтому каждый богатый или знаменитый человек считал необходимым увековечить свое лицо и фигуру для потомков — и в этом на помощь ему приходили художники — портретисты.
Портретом принято считать изображение одного конкретного человека или целой группы людей. С помощью портретной живописи мастер показывает внутренний мир людей через особенности их внешнего облика.
Причем, на портрете могут изображаться как реальные люди, так и литературные или мифические герои. Кроме того, может быть создан как портрет человека, жившего в прошедшие времена, так и нашего современника, существующего на сегодняшний день.
Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.
Ксения Черномор. Портрет женщины на фоне пейзажа. Холст, масло.
Виды портретов
Среди наиболее распространенных видов портретной живописи можно выделить следующие:
Каждый из видов портретной живописи имеет свои характерные особенности и отличия в технике выполнения. Рассмотрим их более подробно.
А. М. Матвеев. Портрет Петра Великого ( 1724 — 1725 годы). Холст, масло.
Владислав Рожнев » Женский портрет» ( 1973 год). Холст, масло.
Борис Кустодиев. Картина — портрет Ф. И. Шаляпина ( 1922 год). Холст, масло.
Ф. В. Сычков » Портрет крестьянки».
Костюмированный портрет
Автопортрет Рафаэля Санти
По характеру и способу изображения фигуры человека все портреты делятся на следующие типы:
Эжен Делакруа. Портрет барона Швитера ( 1827 год).
Рокотов Ф. С. » Коронационный портрет Екатерины II» ( 1763 год).
Камерный портрет Екатерины II в дорожном костюме. Конец XVIII века.
Эдуард Мане » Девушка в испанском костюме» ( 1862 — 1863 годы).
Современный малоформатный портрет, написанный акварелью.
Жак Августин » Вакханка» — миниатюрный портрет ( 1799 год). Кость, акварель, гуашь. Размер 8 см ( круг).
Пейзаж
Пейзаж представляет собой отдельный жанр живописи, основным объектом изображения которого является природа в первозданном виде или несколько измененная в процессе деятельности человека.
Константин Крыжицкий » Дорога» ( 1899 год).
Жанр пейзажной живописи известен с древнейших времен. Однако в средние века он несколько теряет свою актуальность. Но уже в эпоху Ренессанса пейзаж возрождается и приобретает значение одного из важнейших жанров в живописном искусстве.
Жан — Франсуа Милле » Весна».
Марина
Марина ( от латинского слова » marinus» — » морской») — особый жанр живописи, в котором все изображаемые события, виды человеческой деятельности и картины природы посвящены морю. Зачастую на полотнах изображены морские пейзажи в разное время года и при различном освещении.
И. К. Айвазовский » Девятый вал» ( 1850 год).
Художников, рисующих морские просторы в различных их проявлениях, называют » маринистами». Одним из известнейших маринистов является Иван Айвазовский, создавший свыше 6 тысяч картин на морскую тематику.
Иван Айвазовский » Радуга» ( 1873 год).
Историческая живопись
Жанр исторической живописи зародился в эпоху Возрождения, когда художники стремились отразить в своих полотнах сцены из жизни общества в различные периоды истории.
Однако на исторических полотнах могли изображаться не только картины из жизни реальных людей, но и мифологические сюжеты, а также иллюстрированное переосмысление библейских и евангелийских историй.
Доменико Беккафуми » Воздержание Сцилиона Африканского» ( около 1525 года).
Историческая живопись служит для отображения событий прошлого, наиболее важных для конкретного народа или всего человечества в целом.
Франциско Прадилья » Крещение принца Хуана, сына Фердинанда и Изабеллы» ( 1910 год).
Батальная живопись
Одной из разновидностей исторического жанра является батальная живопись, тематика изображений которой посвящена главным образом военным событиям, знаменитым сражениям на суше и на море, а также военным походам. Батальный жанр охватывает историю военных столкновений за всю историю существования человеческой цивилизации.
При этом батальные полотна отличаются большим количеством и многообразием изображенных фигур, а также достаточно точными картинами местности и особенностей архитектуры того или иного региона.
Франсуа Эдуар Пико » Осада Кале» ( 1838 год).
Перед художником — баталистом стоит несколько сложнейших задач:
Жан — Батист Дебре » Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года.
Фрагмент Бородинской панорамы.
Натюрморт
Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде.
Сезанн » Угол стола» ( 1895 — 1900 годы).
Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники. Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.
Виллем Клас Хеда, Натюрморт ( 1637 год).
Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.
Давид Тенирс Младший. Натюрморт ( 1645 — 1650 годы).
Одним из ответвлений жанра можно считать с центральным изображением черепа. Этот подвид жанровой живописи условно называют » Суета сует» или Vanitas ( в переводе с латинского звучит как » тщеславие, суета»).
Главной идеей композиций в жанре Vanitas является мысль о конечности земного бытия и смирении перед неизбежностью перехода в мир иной. Наибольшую популярность натюрморты с изображением черепа в центре композиции приобрели в XVI — XVII столетиях во Фландрии и Нидерландах. Чуть позже к нему стали обращаться французские и испанские художники.
Питер Клас » Натюрморт с черепом».
Жанровая живопись
В изобразительном искусстве жанровая живопись считается частью бытового жанра. С древнейших времен художники изображали сцены бытовой жизни простых людей — крестьян, ремесленников, торговцев, а также слуг знатных придворных в процессе трудовой деятельности или в повседневной жизни их семей.
Габриель Метсю » Продавец птиц» ( 1662 год).
Первые образцы жанровых картин в современном понимании появились в эпоху Средневековья, и впоследствии получили повсеместное распространение и популярность. Тематика жанровых полотен характеризуется завидным разнообразием, чем и вызывает интерес зрителей.
Бернардо Строцци » Кухарка» ( 1625 год).
Архитектурная живопись
Адольф Вегелин ( картина создана в 1845 году).
Благодаря подобным картинам зритель имеет возможность воочию увидеть памятники архитектуры в первозданном виде глазами самого художника. Произведения архитектурной живописи также помогают в изучении архитектурного ландшафта городов ушедших времен.
Луи Дагер » Туман и снег, видимые сквозь разрушенную готическую колоннаду» ( 1826 год).
Анималистическая живопись
Анималистический жанр — отдельный жанр живописного искусства, который специализируется главным образом на изображении животного мира нашей планеты. На картинах данного жанра мы можем видеть животных, птиц, рыб, а также представителей многих других видов в естественной среде их обитания.
Джордж Стаббс » Спящий леопард» ( 1777 год).
Однако это не значит, что темой изображения анималистического жанра являются только дикие животные. Напротив, художники очень часто пишут картины, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, лошадям и так далее.
Паулюс Поттер ( 1649 год).
Декоративная живопись
Жанр декоративной живописи можно условно разделить на несколько видов, имеющих свои отличия:
Видовое разнообразие декоративного жанра объясняется тем, что художники во все времена старались украсить каждый объект окружающего мира.
Потолок ратуши в Тулузе
Фреска из оформления виллы в Боскореале.
Театральная декорация
Декоративная роспись подносов
Разнообразие искусства – стили и типы живописи
В мире существует множество художественных техник и приёмов, которые постоянно смешиваются, изменяются и взаимодействуют. Однако выделить основные направления всё же можно – и именно этому посвящена наша статья. Здесь представлены все стили живописи: список включает не только самые известные разновидности, но и их неординарные вариации.
Абстракционизм
Название данного направления, возникшего в начале ХХ ст., произошло от латинского слова «abstractio» – «отвлечение». Художники, работавшие в этой технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Целью мастеров было отобразить устройство общества и окружающей среды, социальные процессы. Самые знаменитые представители– В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо, Пит Модриан.
Авангардизм
Данный стиль, чьё название происходит от фр. слов «avant» – «вперёд» и «garde» – «охрана», развивался в 1910-1940 гг. Его можно охарактеризовать как противоречивый, сложный, неоднозначный и требующий осмысления. Влияние авангардизма прослеживается в абстрактном экспрессионизме, дадаизме, конструктивизме, кубизме, примитивизме, супрематизме и др., которые пытались найти новые способы и формы изображения, передать зрителю своё видение мира.
Ампир
Этот «имперский», или «королевский» стиль (с франц. «style Empire»), появился в первых десятилетиях XIX ст., в период правления Наполеона I. Он отличается парадностью, помпезностью, театральностью. Произведения симметричны и уравновешены, но дополнены множеством декоративных элементов – скульптур, драпировок, военных эмблем. Художники, работавшие в подобной манере (из них наиболее известен Жак-Луи Давид), использовали античные сюжеты, древнеегипетские, этрусские и помпейские орнаменты, ренессансные приёмы живописи.
Анималистика
Направление, посвящённое изображению зверей и птиц – древнейшее в мировом искусстве. Ещё в эпоху палеолита (14 тыс. лет до н. э.) пещерные люди рисовали на стенах мамонтов, коней, саблезубых тигров. Позже такие мотивы встречаются в творчестве египтян, ассирийцев, китайцев, античных греков и римлян. А в XVII-XVIII ст. этот жанр стал популярен во Фландрии – динамичные и натуралистичные картины животных создавали Паоло Порпора, Шарль Жак и Франс Снейдерс.
Барокко
Этот стиль – визитная карточка Италии XVII-XVIII ст. Одни историки выводят происхождение названия от итал. «barocco» – «странный», тогда как другие склоняются к версии, что оно заимствовано из португальского языка, где слова «perola barroca» означают «жемчужина с изъяном». Основные признаки – контрастность, напряжённость, динамичность, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное, возвышенное и смешное. Его последователи – Рубенс, Караваджо, Эль Греко, Веласкес – писали мифологические и библейские сцены, фантастичные пейзажи, парадные портреты.
Бытовой жанр
Зарисовки повседневной жизни создавали ещё в Древнем Египте и Греции. Подобные сценки присутствуют в европейских средневековых манускриптах, барельефах церквей и дворцов. Но как отдельный стиль это направление выделилось лишь в XV-XIV ст., когда в нём стали работать такие мастера, как Ян ван Эйк, Ян Вермеер, Антуан Ватто и Франсуа Буше. Художники запечатлевают работников и фермеров, юмористические эпизоды. В XIX ст. живописцы начали изображать жизнь обездоленных, рабов и больных, а в ХХ ст. картины обрели идеологический подтекст.
Ванитас
Данное направление зародилось в эпоху барокко. Его название «Vanitas» переводится с латыни как «тщеславие, суета» и восходит к библейскому стиху: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!». Это аллегорические натюрморты, на которых присутствует человеческий череп и другие схожие атрибуты – гнилые фрукты, увядающие цветы, мыльные пузыри, гаснущие свечи либо разбитая посуда. Они призваны напомнить о тщетности и быстротечности жизни, неотвратимости смерти. Такие произведения создавали Якоб де Гейн, Симон Ренар де Сен-Андре, Юриан ван Стрек.
Возрождение, или Ренессанс
Эта эпоха (XIV-XVI ст.) стала культурным расцветом европейской истории. Мастера начали работать со светскими сюжетами, воспевать гуманистические идеалы и античность как идеальный пример мирового порядка. Традиционные религиозные сюжеты наполняются мирским содержанием, нарастает реалистичность работ (они пишутся с учётом законов анатомии и линейной перспективы), у картин появляется пластический объём, а на заднем плане изображаются пейзажи либо интерьеры. Знаменитые мастера Возрождения – Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан.
Гиперреализм, фотореализм, суперреализм
Такой жанр (от древнегреч. «Ὑπερ», что значит «сверх», и лат. «realis» – «материальный, вещественный») возник во второй половине ХХ ст. и развивается в XXI ст. Картина напоминает фотографию высокого разрешения – все предметы и сцены детализированы ради создания иллюзии реальности. Но изображенное на полотне могло случиться и в жизни – этим данное направление отличается от сюрреализма. Представители гиперреализма – Герхард Рихтер, Клафек и Делкол.
Городской пейзаж
Пейзажный стиль – один из самых разноплановых. Однако сейчас всё популярнее становятся изображения урбанистических ландшафтов, улиц, домов, архитектурных объектов. Создавая подобные картины, мастер старается воспроизвести не только живописный вид, но и возникающие при его созерцании эмоции, переживания, чувства, придать работе выразительность и одухотворённость. Например, таковы произведения Ф. Я. Алексеева, Хендрика Аверкампа, Геррита Беркхейде, а также представленные в нашем интернет-магазине янтарные панно.
Готика
Это направление бытовало в XII-XVI ст. на территории Европы. Одним из основных жанров стал витраж – из разноцветных стеклянных пластинок мастера создавали удивительно сложные и красочные изображения не только на богословскую, но и на бытовую тематику. Расцвело искусство книжной миниатюры – иллюстрированные рукописи, часословы, псалтыри и Библии создавали братья Лимбурги и Робине Тестар – и портретная живопись. Художники отошли от византийских канонов, привнося в изображение индивидуальные черты, динамику и эмоции.
Графика
Название этого вида искусства происходит от др.-греч. «γρᾰφικός» – «письменный» и означает изобразительные средства, которыми пользуется мастер – линии, штрихи, точки и пятна. В отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль. Существуют разные типы графики – станковая, книжная, прикладная, компьютерная, промышленная. Самыми известными мастерами, работавшими в данной технике, являются Альбрехт Дюрер, Хокусай, Гюстав Доре, Альфонс Муха и Алан Ли.
Импрессионизм
Данный стиль зародился в XIX ст. во Франции. Его представители – Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Сезанн – писали мелкими и контрастными мазками, накладывая их в соответствии с теориями цвета. Благодаря этому мастерам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре (это позволило им работать на открытом воздухе – ещё одна особенность импрессионизма), а также отказаться от чёрного цвета. Художники пытались уловить мимолётное впечатление от природы (отсюда и название стиля), передать относительность восприятия.
Иппический жанр
Название этого направления произошло от греческого слова «hippos» – «лошадь». На подобных картинах – увидеть их можно в каталоге нашего интернет-магазина – изображены сильные, свободные кони, несущиеся по просторам равнин либо спокойно пасущиеся на зелёных полях.
Исторический жанр
Такой стиль сформировался в эпоху Ренессанса. Художники писали важные события прошлого, а ещё запечатлевали сюжеты легенд, Евангелия и Ветхого Завета. При этом их целью часто было не достоверное изображение происшествий, а их прославление, создание идеологического мифа. Пример подобной работы – полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Классицизм
В основе этого направления (XVII-XIX ст.) лежат философские идеи Декарта. Согласно им, произведение должно торжествовать над хаосом, отображая важные черты показанного явления и выполняя общественно-воспитательную функцию. Эстетическим образцом стало творчество античной эпохи. Поэтому художники-классицисты (Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен) часто обращались к мифологическим сюжетам. Основными элементами были линия и светотень – они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы.
Кубизм
Происхождение данного жанра весьма необычно – считается, что толчком к его зарождению стало письмо Поля Сезанна к Пабло Пикассо, в котором он советует молодому живописцу рассматривать натуру как сочетание простых геометрических форм. Поэтому мастера-кубисты, работавшие в начале ХХ ст., изображали реальность как набор условных стереометрических объектов и плоскостей. Так, в подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина.
Маньеризм
Этот западноевропейский стиль развивался в XVI-XVII ст. Его отличительные признаки – воспевание духа, часто сочетающееся с подчёркнутым эротизмом, изломанность линий, деформированность фигур, напряженность поз. Такие картины часто имеют перегруженную композицию и насыщенную палитру. Представители данного жанра – Арчимбольдо, Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо.
Минимализм
Данное движение было основано в США в конце 1960-х гг. Оно характеризуется крайней простотой формы, буквальностью, асимметричностью изображений, простотой и монохромностью. Однако подобные картины наполнены метафорами и ассоциациями, скрытым смыслом. Художники-минималисты (Карл Андре, Дэн Флавин, Р. Раймэн) отказываются от реалистичности и субъективности, позволяя зрителю самому воспринимать полотно без интерпретации мастера.
Модернизм
Это течение (от лат. «modernus» – «современный») стало переломным в мировом искусстве. Мастера перестали показывать окружающий мир, обратившись к видению, чувствам и переживаниям автора. Часто такой подход сопровождался эпатажем, вызовом, ломанием установившихся канонов. Впрочем, считается, что именно это позволяет изобразить истинную действительность, внутреннюю свободу, стремление к прогрессу. К данному направлению принадлежат дадаизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.
Модерн
Под этим названием скрываются разнообразные стили живописи, от ар-нуво до сецессиона и югендстиля, бытовавшие в XIX– начале XX ст. Произведения работавших в подобном жанре художников часто использовались как элементы интерьера, поэтому им свойственна декоративность, условность, асимметрия, сочетание крупных плоскостей и тонких нюансов, орнаментальные фоны, на которых выделяются лица и фигуры. В таком жанре творили Густав Климт и Михаил Врубель.
Морской пейзаж (марина)
Этот жанр (от лат. «marinus» – «морской») выделился как самостоятельный в XVII ст. в Голландии. Он демонстрирует виды безбрежных просторов океана, сцены сражений между кораблями, бури, закаты над морем. Яркие представители – Уильям Тернер, И. К. Айвазовский.
Натурализм
Такой этап реалистической живописи возник и развивался в 1870-х гг. Художники-натуралисты (Д. Р. Найт, А. Мутт, Л. Лермит) стремились запечатлеть современную им действительность, повседневную жизнь крестьян и работников безо всяких прикрас, беспристрастно и объективно. Поэтому они часто писали сцены насилия и жесткости, трактуя их как дарвинистскую борьбу за существование.
Натюрморт
На подобных картинах запечатлены неодушевлённые предметы – цветы, фрукты, дичь, сервированные столы, кухонная утварь, предметы быта. Иногда каждый объект наделяется символическим значением, но в большинстве случаев они демонстрируют благосостояние хозяев, служат для украшения интерьера. Самые известные представители данного жанра – голландцы Якоб де Гейн, Клара Петерс, Питер Клас, Ян Давидс де Хем.
Неоклассицизм
Данное эстетическое направление утвердилось в конце XVIII – начале XIX ст. Сюжеты живописцев обращены к античности, а всем героям приписываются типичные для этой эпохи величественность, строгость, монументальность. Преобладает строгая осевая симметрия, отсутствуют декоративные элементы. Самые знаменитые художники жанра – Лоуренс Альма-Тадема, Антон Рафаэль Менге, Фейербах Ансельм.
Неопластицизм
Это течение абстрактного искусства существовало в 1917-1928 гг. в Голландии. Его создатель – Пит Мондриан, объединивший художников из журнала «DeStijl». Именно он первым начал изображать на своих полотнах «чистую пластику» – крупные прямоугольные плоскости, окрашенные в яркие тона. Такие идеи повлияли на архитектуру, дизайн и типографское дело ХХ ст.
Данный жанр (от фр. «nudité» – «нагота, невинность») призван показать красоту обнажённого человеческого тела. Он впервые появляется ещё в каменном веке, расцветает в эпоху античности, переживает новый всплеск в работах эпохи Возрождения, барокко и Нового времени. Подобные произведения демонстрируют чувственное, полноценное восприятие мира, идеальные представления о красоте. В такой технике написаны полотна Тициана, Рубенса, Франсуа Буше.
Пастораль
Этот стиль, популярный в Италии в началеXVI ст., поэтизирует мирную, простую сельскую жизнь (отсюда и его название – с французского «pastorale» переводится как «пастушеский»). Работавшие в такой манере художники (Джордоне, Аннтуан Ватто.НикколоКанничи) писали счастливую и гармоничную жизнь на лоне природы, весёлые сценки с участием нимф, фавнов, куртизанок и крестьян.
Поп-арт
Так сокращённо называют течение популярного, или естественного искусства, возникшее в Западной Европе и США в 1950-1960-х гг. Его представители (Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн) демонстрируют зрителям объекты массовой культуры, вещи домашнего обихода, упаковки товаров и даже фрагменты различных механизмов, помещённые в иной контекст. Считается, что это позволяет примириться с миром банальностей и вульгарности, бросить вызов повседневности, увидеть красоту в ежедневной рутине.
Постимпрессионизм
Подобный термин обозначает совокупность художественных направлений, появившихся во второй половине XIX – начале ХХ ст. Они характеризируются стремлением изображать основные, закономерные особенности реальности, философские и символические объекты, длительные состояния жизни, подчас с применением декоративной стилизации. Самые крупные мастера этого течения – Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек.
Постмодернизм
Этот жанр возник как способ противостояния модернизму, а Умберто Эко определял его как механизм, помогающий сменить один культурный дискурс на другой. В данном стиле нет универсальных канонов – единственной целью являются свобода творца и отсутствие ограничений. Ему свойственны повествовательность, гармония форм, заимствование из разных эпох и стилей. Основные представители –Джексон Поллок, Марк Ротко, Элен Франкенталер, БарнеттНьюман.
Примитивизм
Данный жанр, зародившийся в XIX ст., предусматривает обдуманное упрощение картины, придание ей сходства с детскими рисунками либо наскальными росписями пещерных людей. В подобном духе творили Марк Шагал, НикоПиросмани, Бабушка Мозес, Анри Руссо.
Реализм
Если предыдущие стили живописи с примерами картин имели довольно чёткие признаки и критерии, то реализм выступает скорее как эстетическая позиция. Согласно ей, задача искусства – как можно более точно и объективно фиксировать окружающий мир. Разные течения этого направления представлены работами Караваджо, Яна Вермеера, Веласкеса, картинами Эдгара Дега и Эдварда Хоппера, произведениями Гюстава Курбе, Теодора Руссо, И. И. Шишкина, И. Е. Репина.
Рококо
Данное течение (его название происходит от фр. «rocaille» – «дроблёный камень, ракушка») возникло во Франции в XVIII ст. Характерные особенности стиля – изящество, лёгкость, игривость. Он прославляет молодость, красоту, бегство от реальности. Композиции насыщены декоративными деталями, грациозным узорным ритмом. В таком духе писали Франсуа Буше, Джамбатиста Тьеполо, Фрагонар
Романтизм
Полотна работавших в подобной манере живописцев воспевают эмоции, внутренние порывы, страхи, любовь и ненависть. С помощью сочных красок и сильных, уверенных мазков художники запечатлевали фантастические пейзажи, прекрасных девушек, буйство стихий и волшебные сказки. Представители данного жанра – И. Айвазовский, Франциско Гойя, Эжен Делакруа.
Символизм
Данное течение – одно из крупнейших в искусстве XIX-XX ст. Мастера пытались отобразить жизнь души – неясную, смутную, полную переживаний и тонких чувств, тайну бытия, его мистическую и загадочную сторону. В такой манере творили Михаил Врубель, Обри Бердслей, Гюстав Моро, Эжен Каррьер.
Стрит-арт
Подобное искусство – не для выставок и галерей. Оно развивается на улицах, в публичных местах и является неотъемлемой частью городского пейзажа. К данному направлению принадлежат граффити, трафареты, некомерческие постеры, скульптурные инсталляции. Его представители часто скрываются за псевдонимами и тегами (личными стилизованными логотипами) – Julio 204, Taki 183, Space Invander.
Сюрреализм
Характерные признаки этого течения, возникшего в 1920-х гг. во Франции – аллюзии, парадоксальные сочетания форм, деформация реальности. Оно призвано возвысить зрителя, отделить дух от реальности, разорвать обыденные представления о мире. Величайшие мастера-сюрреалисты – Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.