Что относится к жанрам научного стиля

Научный стиль

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Содержание

Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

Лексика научного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

Что относится к жанрам научного стиляК тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.Что относится к жанрам научного стиля

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. — М., 1961. С. 144, 248). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк — хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения; Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85 % от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

История научного стиля

Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Источник

Научный стиль речи

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Содержание

Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» — это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств.

Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля:

Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

История научного стиля

Возникновение с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Пример

Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)

Источник

Сводная таблица «Жанры научного стиля»

Жанры научного стиля

собственно научный стиль

— моногра́фия (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.

— научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса

монография – жанр многоплановый, структурно и содержательно сложный, рассчитанный на неоднократное прочтение, внимательное изучение специалистом, т.е. человеком, глубоко разбирающимся в той научной проблеме, которой посвящено монографическое исследование

— монографией является «научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам»

— объём монографии («классический») свыше 120 страниц А4 написанных 14 шрифта Times New Roman через полуторный интервал, что примерно равно пяти печатным листам

— она сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.

— с очинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования

— на примерах конкретных ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий

— в таких статьях анализируются теоретические аспекты экономики, политики, литературы и искусства

— жанру присущи практические обобщения, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность

— в статье автор рассматривает отдельные ситуации как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов

— в статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы

— в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса)

— обращена к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д.

— в этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства …

— автор ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере, оценить эти ситуации, определить тенденции их развития

— выражает точку зрения редакции по актуальному вопросу в данный момент

— помогает правильно ориентироваться в проблемах общественной жизни, реагирует на актуальные вопросы

Основные требования : актуальность темы, глубокое раскрытие и обоснование выдвигаемых задач, конкретность и лаконичность обобщений, выводов, аргументов

Виды передовых статей :

общеполитические — публикуются в связи со знаменательными датами, событиями;

пропагандистские — раскрывают перспективы созидания, осуществление тех или иных идей;

оперативные — отражают актуальные политические и хозяйственные задачи

— общеисследовательская статья требует не просто знания какой-то конкретной проблемы, но предполагает теоретическое объяснение её существования

доклад — один из видов монологической речи,

публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных

официальным устным или письменным докладом от нижестоящего к вышестоящему

— в финале целесообразно высветить тенденцию, уточнить тактику и стратегию дальнейшего научного поиска, поблагодарить за содействие

наглядность – важная часть доклада. Ее рассматривают как дидактический принцип. Сегодня это презентация

Общие жанрообразующие признаки:

1. коммуникативная задача – передать в устной форме ту или иную информацию, чтобы она была усвоена реципиентами (слушателями);

2. публичный характер высказывания, информатор (докладчик) имеет индивидуальный настрой на восприятие говорящего и на то, что он сообщит;

3. дробная, порционная подача информация, членение на порции, каждая из которых содержит новую информацию;

4. стилистический отбор, отбор четких, точных выражений, т.к. надо учитывать, что слушатели будут фиксировать значимую информацию;

5. подготовленный характер высказываний – это составление плана, а чаще пишется весь текст, но читать подготовленный текст не рекомендуется, т.к. адресант (докладчик) теряет контакт с аудиторией;

6. монологический характер с элементами диалогизации, при этом различают намеренно подготовленный текст в форме диалога (вопрос автора – и его же ответ) и диалогизированный монолог – взаимодействие с аудиторией (включение слушателей в монолог).

— синтаксическая структура должна быть простой и острой для восприятия ( исключение составляют цитаты, если они дословны, но и обилия цитат быть не должно)

научный доклад – это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения.

— научный доклад – это правдивость изложения, четкость гипотезы, богатство интерпретации, ясность и изящество резюме, более яркое, чем в статьях, проявление личного отношения к проблеме, более открытое высказывание опасений.

— доклад требует особой подготовки

— используются языковые формулы:

Доклад строится так, чтобы легче воспринимался на слух. Используются языковые формулы: Вот проблема…; Мы решили проверить…; Эксперимент проводили …; Не все результаты поддаются объяснению….; Предварительные выводы таковы…

— в тесте доклада не должно быть чрезмерно усложненных, округленных, хорошо причесанных, навевающих скуку предложений, унизанных причастными оборотами

— часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности

Содержание курсовой работы

— включает теоретическую часть — изложение позиций и подходов, сложившихся в науке по данному вопросу, и аналитическую (практическую часть) — содержащую анализ проблемы на примере конкретной ситуации (на примере предприятия, правовой коллизии, социальной группы)

— курсовая работа содержит оглавление (содержание), введение, теоретический(ие) раздел(ы), практический(ие) раздел(ы), иногда проектную часть, в которой отражается проект решения рассматриваемой проблемы, заключение, список литературы, и приложения по необходимости. Объем курсовой работы может варьироваться.

— жанр научно-учебного подстиля

Заголовок представляет собой информативную единицу, выражающую тему данного текста и соответствующую его содержанию. Наиболее распространенная структурная форма научного заголовка – номинативное словосочетание

Во введении обосновывается выбор темы исследования, формулируется его основная проблема, основной логический тезис текста, описываются методы, используемые в ходе исследования, формулируется цель работы. Введение должно быть кратким и точным.

Виды курсовой работы

В её состав входит выполненное задание и пояснительная записка к решению. Сроки выполнения такой работы могут быть разнообразны, в зависимости от сложности работы (от недели и до 4 месяцев). Работа рассчитана на закрепление и применение полученных навыков в процессе учёбы. Часто расчётно- графические работы называются «курсовыми проектами».

Рработа не требует приложения значительных усилий в процессе выполнения. После пройденного материала или отработки практики это отчёт в виде курсовой.

дипло́мная рабо́та (дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа

— дипломная работа состоит из теоретической, практической (аналитической) и проектной части. Выполняется в большинстве случаев на примере конкретного предприятия.

— дипломный проект выполняется студентами, обучающимися по техническим специальностям, и предполагает создание или расчёт некоторого технического устройства или технологии

подготовка дипломного проекта (работы) и предшествующая этому профессионально-ориентированная практика, как заключительный этап обучения, отвечают за формирование навыков самостоятельной работы в профессиональной области

dissertatio — исследование, сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или ученой степени и квалификации (степени) магистра

— отличается высоким уровнем научности, сложности в коммуникативном плане, отличается большей структурной жесткостью, коммуникативной четкостью

( уникальность, самостоятельность при подготовке) диссертационной работы

Части диссертации

Титульный лист

Первая страница работы — титульный лист — заполняется в следующем порядке:

фамилия, имя и отчество диссертанта (в именительном падеже ).

заголовок работы (без слова «тема» и кавычек ). Допускается использование уточняющего подзаголовка.

шифр из номенклатуры специальности работы и учёной степени, на соискание которой представляется диссертация.

в нижнем поле — место и год выполнения диссертации (при этом год защиты тот, в который диссертация сдана на предварительную экспертизу).

Части диссертации

Оглавление

В оглавлении приводятся заголовки всех разделов работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки должны полностью совпадать с присутствующими в основном тексте.

Введение

Начало диссертации повторяет её автореферат и предназначено для ознакомления с квалификационными характеристиками работы:

актуальность, цели и задачи исследования;

новизна и достоверность предложенных методов и решений;

практическая и научная значимость, положения, выносимые на защиту;

апробация работы и личный вклад соискателя;

объём и структура диссертации.

Основная часть

Это содержательная часть работы (обычно не менее трёх глав). Здесь диссертант подробно рассматривает методику и технику исследования. Содержание глав должно точно соответствовать теме работы. Структура должна соответствовать указанным во введении задачам исследования. В конце каждой главы могут быть сделаны выводы по полученным результатам.

Заключение

В заключении приводится синтез результатов и их соотношение с общей целью и поставленными задачами. Здесь содержится квинтэссенция нового знания, которое выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе защиты диссертации.

Заключительная часть предполагает наличие обобщённой итоговой оценки проделанной работы, указываются вытекающие из конечных результатов научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Заключение — это введение, изложенное применительно к результатам работы.

Библиографический список

Список использованной литературы отражает самостоятельное исследование диссертанта по имеющимся наработкам в рассматриваемой теме.

история и философия науки

В этом случае автореферат не подготавливается (вместо автореферата рассылается сам доклад).

— помимо диссертации, от соискателя требуется наличие официально опубликованных печатных работ по теме диссертации

— вместе с диссертацией соискатель должен подготовить автореферат диссертации (краткое изложение основных результатов диссертационной работы)

Части диссертации

Приложения

— содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

— содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

— имеет постоянные структуры:

* заголовочную часть с библиографическим описанием, * собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы

Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

— в структуре реферата выделяются три основных компонента :

• собственно реферативный текст,

дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году),

сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание),

вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

3. Анализ важных вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя анализ, надо обосновать важность вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

— реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике

— реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника

в реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

Автор останавливается на вопросе…

Оценивая, он отмечает…

Далее автор рассматривает…

При этом он отмечает…

Самым серьезным последствием этого является…

Отсюда автор делает вывод, что…

Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

— её можно обнаружить в любой книге на обороте титульного листа

— в аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция

— аннотация состоит из простых предложений, две обязательные части :

1. содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

2. адресат аннотируемого текста

— могут присутствовать и факультативные части :

1. композиция, структура первичного текста.

2. иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

— аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных фактов, подробностей, должна быть написана простым, понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме ( рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено

— аннотация выполняет две основные задачи:

— она помогает читателю сориентироваться в информации, где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации читатель решает, стоит ли читать саму статью;

— служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.

В статье раскрывается понятие политической социализации как процесса включения индивида в политическую культуру общества. Даются определения разновидностей политической социализации (прямая, косвенная, стихийная, латентная, партикулярная, прагматичная, унифицирующая, разобщающая и т. д.) Делается вывод, что политическая социализация как социокультурное явление может быть успешно проанализирована только с учетом ряда условий, включая динамический характер анализа и специфику базовых установок.

Речевых клише смысловых частей:

1. Характеристика содержания текста :

В книге рассматривается…

В основу работы положено…

Автор останавливается на следующих вопросах…

Автор затрагивает проблемы…

Целью статьи является изучение…

Автор ставит своей целью проанализировать…

2. Композиция работы :

— Книга состоит из… глав (…частей)…

— Статья делится на … части

— В книге выделяются … главы

3. Назначение текста :

— Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

— Предназначается широкому кругу читателей…

— Для студентов, аспирантов…

конспект- это краткое изложение прочитанного научного произведения

— составитель конспекта должен уметь внимательно читать, выделять основное в тексте, к которому он обратился

— конспект как вторичный, но самостоятельный текст обладает собственной содержательной, смысловой и структурной целостностью

— при составлении конспекта происходит восприятие и осмысление исходного текста на уровне смысловых отрезков, отбор информации с точки зрения новизны и важности (сброс «лишней» и фиксация необходимой), переформулировка полученной информации с помощью опорных слов и словосочетаний

Этапы подготовки конспекта :

1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию.

— при конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью

— конспект может быть кратким, подробным или смешанным

— с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания

В зависимости от стиля изложения существуют

тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

— В тезисах логично и кратко излагается данная тема

— каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему

— если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов

— тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту

— вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

— использованием вводных слов в начале каждого тезиса ( во-первых, во-вторых );

— использованием классификационных фраз ( поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения ).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

2. Основное тезисное положение.

3. Заключительный тезис.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами :

Следует отметить, что…

При этом важно, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

требования к тезисам

– стилистическая чистота и однородность речевой манеры

патент (от лат. patens — открытый, ясный, очевидный от полного наименования — litterae patentes — открытое письмо) — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство изобретения,

патентное описание состоит из следующих частей: паимсповапия описания, чертежей или химической фурмулы, если того требует характер изобретения и патентной формулы

— срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 5 до 35 лет.

— автору или соавторам за использование патента выплачивается авторское вознаграждение (по договору с патентовладельцем)

— за предоставление лицензии на право производства продукта или использования способа, патентовладелец ( лицензиар ) получает (одноразовый) паушальный платёж или ежегодные отчисления от лицензиата, роялти

патентное описание является основным документом, по которому определяются пределы прав патентовладельца, и в этой связи особо важную роль играет точность установления границ изобретения.

патентные описания обязательно отражают конкретные технические решения, а в странах с проверочной системой и в странах, имеющих отсроченную (смешанную) систему экспертизы они не должны содержать непроверенных сведений

хорошее патентное описание не отличается от научной статьи, а нередко и превосходит ее в описании деталей экспериментальной части

— с развитием компьютерной техники распространение получают электронные словари и онлайн-словари

— от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные

Синхронические лингвистические словари отражают срез языка какого-то определённого времени (н-р, языка XVIII века, современного языка).

Диахронические (н-р, этимологические ) — отражают развитие языка с течением времени.

Энциклопедические ( др.-гр. ἐγκύκλιος παιδεία — «обучение в полном круге») словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единица

— эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии …

— в энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом

— различают энциклопедические и лингвистические словари

— в таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря:

со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии , правильности употребления

спра́вочник — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку

— многие справочники снабжаются вспомогательными указателями

— по форме носителя справочники различают на:

Классификация справочников

По целевому назначению справочники различают на:

— справочники рассчитаны на выборочное чтение и предназначены для быстрого нахождения по ним справки

— справочники обычно имеют систематизированную структуру, заглавия в них упорядочены по определённому принципу

— список или опись собрания книг в библиотеках, картин и других художественных предметов в музеях, галереях, на выставках, аукционах

корневой каталог,

прямо или косвенно включающий в себя все прочие каталоги и файлы файловой системы

Текущий каталог,

— для смены текущего каталога на другой используется команда cd

— без указания целевого каталога она меняет каталог на домашний (в Unix-подобных ОС) или возвращает текущий (в Windows).

Каталоги в UNIX

Каталог в UNIX — это файл, содержащий несколько inode и привязанные к ним имена. В современных UNIX-подобных ОС вводится структура каталогов, соответствующая стандарту FHS

Каталог-резоне — научное исследование, включающее все известные произведения определенного художника.

Астрономические каталоги: NGC, звёздного неба и др.

Каталог (торговля) — перечень товаров (услуг) с их описанием.

Подписной каталог — перечень периодических изданий, применяемый для подписки.

учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения

— учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания и допущенное Министерством образования к печати и выпуску

— каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине

— учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику.

— пособие создаётся более оперативно поэтому в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Но этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

— развитие идеи учебника привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить следующие виды учебников:

— учебники на основе технологии HTML

пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы

— учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории

— от простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении зависит успеваемость обучающихся по нему учеников

— учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику и может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы

— в отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме

— если в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия

— учебник создается на базе апробированного пособия

— учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

— это самая обыкновенная методичка, которая из курса в курс передается во временное пользование

— это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но в подробностях

Преимущества учебно-методического пособия

1. Это издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая проще переваривается и запоминается.

2. Методичка – это инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

по методическим пособиям выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым требованиям

учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях

лекция ( лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

— жанр лекции приближен по своим характеристикам к жанру публичного выступления с научным докладом

термин «лекция» имеет несколько значений:

устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.

разновидность учебного занятия, состоящего в устном изложении предмета преподавателем.

В третьем значении термин «лекция» употребляется в следующем контексте:

это разновидность групповых учебных занятий;

Средствами адресованности в статических ситуациях научного общения, в лекциях, являются :

2. формулы приветствия и прощания;

3. сигналы актуализирующие внимание – форма повелительного наклонения

сигналы, формирующие контакт

– глаголы с ментальной семантикой

5. сигналы инструктивного характера – императивы (запишите);

7. имитация диалога с аудиторией:

вы подскажите, почему так происходит;

адресату приписывается совместность ментальных действия – местоимение в форме 1 л мн. ч.:

сейчас мы намного больше знаем;

9. контактное средство, ориентирующее слушателя, – местоимение в форме 2 л. дат.п., мн.ч.:

структура жанра лекции имеет 2 компонента:

— · информативный, предполагает чередование различных способов изложения (описание, повествование, объяснение, рассуждение, и информации в виде инструкции, указания)

— организующий, включающий метатекстовые средства организации изложения (объявления, регуляторы поведения, призывы к тишине)

— лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала

Механизм восприятия лекции:

— затем в сознании происходит её анализ,

— после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции)

Жанр лекции находит реализацию в коммуникативной ситуации, которая обладает следующими характеристиками:

9. лекция – статическая коммуникативная ситуация, в ее основе – монолог, доля интеракции в лекции зависит от 2-х факторов: стиль автора и продолжительность лекции. В менее продолжительных лекциях легче выстроить содержание в монологической форме.

— · учебные лекции – для будущих профессионалов;

— · популярные лекции носят эпизодический характер, поскольку проводят для лиц, у которых есть потребность получить информацию по интересующему их вопросу

— конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться

— умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно

— материал лекции закрепляется на семинарах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *