Что относится к затратам на обеспечение пожарной безопасности

Учет расходов на противопожарные мероприятия

Проведение в компании противопожарных мероприятий без отражения их в учете невозможно. Ведь все хозяйственные операции, совершаемые предприятием, должны быть отражены в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому очень важно правильно отразить расходы на противопожарные мероприятия в бухгалтерском учете.

Установка противопожарных систем – важный элемент пожарной безопасности, в особенности систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Эти системы достаточно дороги и соответствуют требованиям для признания их основными средствами (п. 4 ПБУ 6/01). Они принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС).

Противопожарные системы и установки

Но не каждая компания сможет сама смонтировать и установить такие сложные технические устройства. Поэтому для выполнения таких работ можно пригласить специализированную компанию. Чтобы повысить эффективность пожарной безопасности, рекомендуется привлечь специализированную фирму и для выбора типа соответствующей системы. В этом случае вознаграждение специализированной организации, выплаченное за консультирование, монтаж и установку систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, включается в их первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01). Следует отметить, что работы по монтажу и установке противопожарных систем и установок не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (далее – Классификатор), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Срок полезного использования – свыше пяти лет до семи лет включительно. В указанных пределах компания вправе самостоятельно определять срок полезного использования объекта. В течение указанного времени стоимость установленных систем будет переноситься на счета затрат. Амортизация будет учтена в составе расходов по обычным видам деятельности.

Для целей налогового учета дорогостоящие противопожарные системы также являются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). НДС, предъявленный поставщиком систем и специализированной организацией, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» установило систему пожарной сигнализации стоимостью 354 000 руб. (в том числе НДС 18% – 54 000 руб.). Для приобретения и установки системы «Радуга» воспользовалась услугами специализированной организации, заключив договор на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9000 руб.). Согласно учетной политике компании амортизация начисляется линейным способом для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Срок полезного использования системы пожарной сигнализации установлен 70 месяцев. Фирма не применяет налоговую премию для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете ООО «Радуги» отражены следующие операции.

В ноябре 2010 года:

Дебет 08 Кредит 60 – 354 000 руб. – приобретена система пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 54 000 руб. – выделен НДС со стоимости пожарной сигнализации;

Дебет 08 Кредит 60 –59 000 руб. – учтены услуги специализированной организации;

Дебет 19 Кредит 60 – 9000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг специализированной организации;

Дебет 01 Кредит 08 – 350 000 руб. ((354 000 – 54 000) + (59 000 – 9000)) – введена в эксплуатацию система пожарной сигнализации;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 63 000 руб.(54 000 + 9000) – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 413 000 руб. (354 000 + 59 000) оплачена система пожарной сигнализации и услуги специализированной организации;

В декабре 2010 года:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 02 – 5900 руб. (413 000 руб. : 70 мес.) – начислена амортизация по пожарной сигнализации.

Указанные операции отражаются ежемесячно в течение периода полезного использования.

Первичные средства пожаротушения

Приобретение первичных средств пожаротушения – необходимая составляющая противопожарных мероприятий. К таким средствам относятся огнетушители, пожарные стенды, пожарный инвентарь. Как правило, стоимость первичных средств пожаротушения не превышает установленный порог для признания их основными средствами. Поэтому их следует учитывать в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением, например, за балансом.

Что относится к затратам на обеспечение пожарной безопасностиОтдельного забалансового счета для учета таких малоценных активов Планом счетов не предусмотрено, но предприятие может ввести его самостоятельно, например, 013 «Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью менее 20 000 (40 000, если поправки вступят в силу) рублей».

При вводе первичных средств пожаротушения в эксплуатацию их стоимость включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

В налоговом учете малоценные первичные средства пожаротушения также не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли данные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). В то же время предприятие может учесть затраты на приобретение малоценных первичных средств пожаротушения в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, компания вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие расходы (п. 4 ст. 252 НК РФ). Поэтому фирме следует отразить в учетной политике порядок отнесения на расходы стоимости первичных средств пожаротушения.

Хотя законодательством установлена обязанность компании размещать в помещениях первичные средства пожаротушения, особо увлекаться приобретением таких активов не следует. Нормативы необходимого количества первичных средств пожаротушения установлены в приложении 3 к Правилам пожарной безопасности. Если предприятие пренебрежет этими нормами в большую сторону, то у него могут возникнуть риски в части непринятия излишне понесенных затрат для целей расчета прибыли. Также могут возникнуть проблемы с возмещением НДС, относящегося к превышающим нормы затратам.

Приобретение первичных средств пожаротушения не единственная статья расходов компании. Предприятие обязано содержать их в исправном состоянии и не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона № 69-ФЗ). В частности, огнетушители необходимо постоянно осматривать и передавать на перезарядку в специализированную организацию. Для целей бухгалтерского учета сумма подобных расходов включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете затраты признаются в составе прочих расходов (п. 1 ст. 264 НК РФ) в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). НДС, предъявленный специализированной организацией, принимается к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» также приобрело два огнетушителя по 3540 руб. каждый, (в том числе НДС 18% – 540 руб.). В этом же месяце огнетушители были переданы в эксплуатацию. В учете «Радуги» были сделаны такие записи:

Дебет 10 Кредит 60 – 7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) – приобретены огнетушители;

Дебет 19 Кредит 60 – 1080 руб.(540 руб. х 2 шт.) – выделен НДС со стоимости огнетушителей;

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 10 – 6000 руб. (7080 – 1080) – стоимость огнетушителей включена в состав расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 013 – 6000 руб. – стоимость огнетушителей отнесена на забалансовый счет.

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 1080 руб. принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 –7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) оплачены огнетушители.

Обслуживание противопожарных систем

Системы и установки должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии (п. 34 Правил пожарной безопасности). Поэтому они нуждаются в постоянном техническом обслуживании и планово, предупредительном ремонте.

Обслуживанием противопожарных систем могут заниматься специально обученные штатные работники предприятия. В этом случае компания будет нести расходы на зарплату специалистов, а также на необходимые материалы.

Предприятие также может заключить договор со специализированной организацией на обслуживание противопожарных систем (п. 97 Правил пожарной безопасности). Такие работы также не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Расходы по обслуживанию противопожарных систем и установок включаются в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогового учета расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы признаются на основании подписанных актов сдачи-приемки работ. НДС, уплаченный специализированной организации, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Воспользуемся условиями предыдущих примеров. В декабре 2010 года ООО «Радуга» заключило договор со специализированной организацией по обслуживанию системы противопожарной сигнализации. Стоимость услуг – 5900 руб. в месяц, (в том числе НДС 18 % – 900 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Радуга» сделаны записи:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 60 – 5 900 руб. – учтены расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 900 руб.– выделен НДС со стоимости расходов по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 900 руб. принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 5900 руб. оплачены услуги по обслуживанию системы пожарной сигнализации.

Расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации принимаются к учету ежемесячно.

Расходы на обучение пожарно-техническому минимуму

Проведение противопожарного инструктажа на предприятии – обязательная составляющая допуска сотрудника к работе. Причем инструктаж может провести как сам руководитель, так и специально назначенный им специалист. Но надо помнить, что перед тем, как начнется инструктаж работника, сам инструктирующий должен пройти соответствующее обучение (ст. 31 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645). Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей и специалистов организаций проводится в течение месяца после приема на работу. Причем их дальнейшее обучение проводится с периодичностью не реже одного раза в три года. Если же работы связаны с взрывопожароопасным производством, то обучение проводится один раз в год (п. 32 приказа № 645). Обязанность организовать обучение пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя.

Обучение по программам проводится на основании заключенных договоров (п. 37 приказа № 645):

Расходы, направленные на обучение работников, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения затраты на обучение работников пожарно-техническому минимуму учитываются при расчете прибыли как расходы, связанные с обучением персонала (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ) или направленные на обеспечение пожарной безопасности (п. 1 ст. 264 НК РФ). Главное — определить порядок учета таких расходов и закрепить его в учетной политике.

Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов (п. 13 приказа № 645). Поэтому предприятию следует закупить соответствующие пособия. И хотя они используются длительное время, учесть их можно в составе материально-производственных запасов. При передаче в эксплуатацию их стоимость будет формировать расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99). Следует отметить, что образовательные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость (подп.14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В налоговом учете стоимость наглядных пособий учитывается при расчете прибыли (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). НДС, включенный в их стоимость, принимается к вычету

Воспользуемся условиями предыдущих примеров.В декабре 2010 годаООО «Радуга» назначило ответственным за проведение инструктажа по пожарной безопасности заместителя главного инженера М. И.Степанова. В соответствии с этим Степанов был направлен на обучение пожарно-техническому минимуму. Стоимость обучения 8500 руб. НДС не облагается. В этом же месяце обучение было закончено. Кроме того, «Радуга» приобрела наглядные пособия на общую сумму 4400 руб. (в том числе НДС 400 руб.).

Бухгалтер «Радуги» сделал следующие записи в учете:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 60 – 8500 руб. – учтены расходы на обучение;

Дебет 10 Кредит 60 – 4400 руб.– приобретены наглядные пособия;

Дебет 19 Кредит 60 – 400 руб.– выделен НДС со стоимости наглядных пособий;

Дебет 013 – 4000 руб. – стоимость наглядных пособий отнесена на забалансовый счет;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 400 руб. –принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 8500 руб. – оплачено обучение;

Дебет 60 Кредит 51 – 4400 руб. – оплачены наглядные пособия.

О.Е. ЧЕРЕВАДСКАЯ, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»

Что относится к затратам на обеспечение пожарной безопасности

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Энциклопедия решений. Расходы на обеспечение пожарной безопасности (в целях налогообложения прибыли)

Расходы на обеспечение пожарной безопасности (в целях налогообложения прибыли)

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ прочими расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, признаются затраты на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ и на обслуживание пожарной сигнализации. Кроме того, в соответствии с указанной нормой учитываются расходы на приобретение услуг пожарной охраны. К таким расходам, в частности, относятся затраты на приобретение услуг договорных подразделений Федеральной противопожарной службы (ФПС) в области пожарной охраны на основании заключенных договоров (п. 1 Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС России, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989).

По мнению Минфина России, в целях исчисления налога на прибыль можно учесть также затраты организации на содержание и эксплуатацию пожарной техники, автотранспорта и другого имущества, передаваемого в пользование договорного подразделения ФПС, а также суммы амортизационных отчислений по указанному имуществу (см. письма Минфина России от 15.04.2010 N 03-03-06/1/269 и от 27.01.2010 N 03-03-06/1/26).

Затраты на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов в зависимости от стоимости таких установок (более или менее 100 000 руб.): либо через амортизационные отчисления, либо единовременно в полной сумме (см. письма Минфина России от 16.12.2008 N 03-03-06/4/96, от 25.02.2009 N 03-03-06/4/6).

Расходы на обслуживание системы противопожарной безопасности, на профилактические работы по ее поддержанию в рабочем состоянии, по профилактическому ремонту действующих систем, расходы на содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности налогоплательщика, расходы на приобретение СИЗ и др. учитываются при исчислении налоговой базы только в том случае, когда их возникновение связано с требованиями пожарной безопасности.

При применении метода начисления датой признания расходов на обеспечение пожарной безопасности признается одна из дат (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

— дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

— последнее число отчетного периода.

При кассовом методе указанные затраты признаются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Источник

Расходы на обеспечение пожарной безопасности

«Российский налоговый курьер», 2010, N 23

Согласно действующему законодательству каждая организация должна обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ей объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. Какие расходы возникают у организации при обеспечении пожарной безопасности? Как они учитываются в налоговом и бухгалтерском учете?

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

Рассмотрим порядок налогового и бухгалтерского учета каждого из указанных выше видов затрат.

Декларация пожарной безопасности и оценка пожарного риска

Порядок составления декларации

Разработка декларации, а также проведение расчетов по оценке пожарного риска производятся:

По общему правилу декларацию должны подавать собственники зданий площадью от 1500 кв. м и высотой три этажа и более. Если по договору аренды ответственность за противопожарное состояние возложена на арендатора, декларацию должен подавать арендатор. Допустим, зданием владеют несколько собственников или здание арендуют несколько арендаторов и занимаемая каждым из них площадь составляет менее 1500 кв. м, тогда декларация составляется на здание в целом. Заполнять декларацию пожарной безопасности организации могут как собственными силами, так и силами сторонних организаций.

Примечание. Форма декларации пожарной безопасности и Порядок ее регистрации утверждены Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91.

Отражение расходов на составление декларации

В бухгалтерском учете расходы на составление декларации и оценку пожарного риска строящегося здания также включаются в его первоначальную стоимость. До завершения строительства такие расходы учитываются в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08, субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» (п. 3 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 6/01 и п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). После ввода объекта в эксплуатацию и его государственной регистрации сформированная на указанном субсчете первоначальная стоимость здания списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

Примечание. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности (по объектам, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством РФ).

Указанные расходы в налоговом и бухгалтерском учете отражаются в следующих суммах. Если застройщик составляет декларацию собственными силами, то расходы признаются в сумме фактически произведенных затрат. При привлечении к составлению декларации специализированной организации выполненные и оформленные в установленном порядке работы отражаются у застройщика-заказчика по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам специализированной организации и актам сдачи-приемки работ.

После ввода объекта в эксплуатацию расходы на составление декларации пожарной безопасности, учтенные в первоначальной стоимости основного средства, списываются собственником в налоговом и бухгалтерском учете в расходы через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ и п. п. 17 и 21 ПБУ 6/01).

Расходы на декларацию по готовому зданию. Расходы на составление декларации пожарной безопасности (как первичной, так и уточненной) и оценку пожарного риска по зданию, находящемуся в эксплуатации, отражаются таким образом.

Составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска в случаях, указанных в Законе N 123-ФЗ, являются для организации обязательной процедурой. Поэтому в налоговом учете указанные затраты признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно этому подпункту в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на обеспечение пожарной безопасности, осуществленные налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ.

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете не так однозначен, как в налоговом учете, по следующим причинам. Декларация пожарной безопасности, как правило, составляется один раз на все время эксплуатации объекта. Поэтому в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты на ее составление должны учитываться как расходы будущих периодов в течение срока действия этого документа. Вместе с тем на практике точно определить этот срок сложно. Следовательно, целесообразно в учетной политике для целей бухучета предусмотреть единовременное признание расходов на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска. Тогда подобные затраты включаются в состав прочих расходов в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99.

Первичные средства пожаротушения

Согласно п. 19 ст. 2 Закона N 123-ФЗ каждая организация должна иметь минимальный набор переносных или передвижных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных шкафов с набором необходимого оборудования и инструментов), используемых для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития. Требования, предъявляемые к этим средствам, а также их необходимый перечень и количество установлены гл. 24 Закона N 123-ФЗ, а также Правилами пожарной безопасности (п. 108 и Приложение N 3). Расходы на указанные средства учитываются в целях налогообложения прибыли и бухгалтерском учете в таком порядке.

Расходы на приобретение средств пожаротушения

Средства пожаротушения стоимостью более 20 000 руб. за единицу признаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). После ввода этих средств в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Огнетушители, пожарные краны, пожарные шкафы и другие средства пожаротушения, первоначальная стоимость которых не превышает 20 000 руб., не являются амортизируемым имуществом. В целях налогообложения прибыли затраты на их приобретение включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение пожарной безопасности (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Примечание. С 1 января 2011 г. в налоговом учете к амортизируемому имуществу будет относиться имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью 40 000 руб. Соответствующие изменения в п. 1 ст. 256 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Кроме того, указанные затраты могут быть учтены организацией в составе материальных расходов при вводе средств пожаротушения в эксплуатацию на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Поскольку затраты на приобретение средств пожаротушения с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она будет относить такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на приобретение средств пожаротушения признаются с учетом положений п. 5 ПБУ 6/01. Напомним, что в соответствии с данным пунктом основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 руб. за единицу организация может учитывать как материально-производственные запасы. Если организация применяет указанный порядок, то расходы на приобретение средств пожаротушения признаются следующим образом. Средства пожаротушения стоимостью выше установленного лимита отражаются в составе основных средств. По мере ввода в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через начисление амортизации. Стоимость средств пожаротушения, учтенных как МПЗ, в полной сумме единовременно включается в состав расходов по обычным видам деятельности после приобретения и установки их в предназначенном для этого месте, то есть в момент ввода в эксплуатацию.

Пример 1. ООО «Байкал» приобрело 5 огнетушителей по цене 18 700 руб. (без учета НДС). Огнетушители были установлены в производственных помещениях. Согласно учетной политике для целей бухучета основные средства стоимостью не более 20 000 руб. за единицу учитываются как МПЗ.

В целях налогообложения ООО «Байкал» учло затраты на приобретение огнетушителей в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете ООО «Байкал» были сделаны следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 20 Кредит 10

Расходы на перезарядку огнетушителей

Чтобы поддерживать огнетушители в исправном состоянии, организации должны их периодически перезаряжать. Перезарядка может быть плановой и внеплановой. Плановая перезарядка огнетушителей проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе. Необходимость внеплановой перезарядки возникает в результате их использования при тушении пожара. От причины перезарядки огнетушителей зависит порядок признания расходов.

Примечание. Расходы по перезарядке огнетушителей стоимостью 20 000 руб. за единицу, связанные с поддержанием огнетушителей в исправном состоянии, не увеличивают первоначальную стоимость огнетушителей, по которой они приняты к налоговому и бухгалтерскому учету.

Датой признания расходов на перезарядку огнетушителей является дата подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В бухгалтерском учете затраты на плановую перезарядку огнетушителей признаются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99). Расходы на внеплановую перезарядку признаются как прочие расходы (п. 13 ПБУ 10/99). Указанные затраты принимаются к учету в сумме, равной договорной стоимости работ, выполненных специализированной организацией (п. 6 ПБУ 10/99).

Пожарная сигнализация

Согласно нормативным документам по обеспечению пожарной безопасности в некоторых зданиях в обязательном порядке должна быть установлена пожарная сигнализация.

Расходы на пожарную сигнализацию в собственном здании

Затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации (в зависимости от ее стоимости) в собственном здании учитываются в таком же порядке, как и первичные средства пожаротушения. Сложности обычно вызывает учет затрат, связанных с модернизацией имеющейся пожарной сигнализации с первоначальной стоимостью менее 20 000 руб., которая была единовременно списана на расходы в налоговом и бухгалтерском учете.

Расходы на модернизацию такой малоценной пожарной сигнализации независимо от суммы произведенных затрат отражаются в целях налогообложения прибыли так же, как затраты на приобретение и установку сигнализации. То есть они единовременно в полном объеме включаются в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода в качестве прочих расходов на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Соответствующие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 N 03-03-06/1/16 и др. При этом датой признания указанных расходов является дата подписания акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Форма акта N ОС-3 о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

В аналогичном порядке затраты на модернизацию малоценной пожарной сигнализации признаются и в бухгалтерском учете. Они учитываются в составе текущих расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на пожарную сигнализацию в арендованном здании

Как правило, договор аренды нежилых помещений включает обязанность арендатора поддерживать здание (помещение) в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и осуществлять расходы на содержание здания (помещения). Указанный договор обычно не содержит обязанности арендодателя возмещать арендатору расходы, связанные с приобретением и установкой последним пожарной сигнализации. В связи с этим у арендатора возможны следующие варианты налогового учета затрат на пожарную сигнализацию, признаваемую амортизируемым имуществом.

Во-первых, пожарная сигнализация может быть признана неотделимым улучшением, но только при условии, что ее нельзя демонтировать без повреждения арендованного помещения. В этом случае по окончании договора аренды это неотделимое улучшение будет принадлежать арендодателю в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 623 Гражданского кодекса.

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ капитальные вложения в арендованное основное средство в форме неотделимых улучшений, произведенные арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Указанные капитальные вложения арендатор имеет право включать в расходы посредством начисления амортизации в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (п. 1 ст. 258 НК РФ). Согласно данному документу пожарная сигнализация относится к четвертой амортизационной группе (подкласс 14 331 9000 ОКОФ) со сроком полезного использования свыше пяти лет и до семи лет включительно. Исходя из этого, организация-арендатор может установить свой срок полезного использования такого объекта. Чтобы признать в целях налогообложения прибыли названные затраты, арендатор должен получить от арендодателя письменное согласие на установку пожарной сигнализации с обязательным указанием на то, что данные расходы ему не будут возмещены.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Во-вторых, пожарная сигнализация является отделимым улучшением, если ее демонтаж может быть осуществлен без нанесения вреда арендованному помещению. По окончании договора аренды данное отделимое улучшение будет принадлежать арендатору при условии, что в договоре аренды не указано, что отделимые улучшения принадлежат арендодателю (п. 1 ст. 623 ГК РФ). Письменное согласие арендодателя на установку пожарной сигнализации в рассматриваемой ситуации не требуется.

При указанном варианте налогового учета, как и в первом случае, организация-арендатор включает пожарную сигнализацию в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Амортизацию по такому объекту она вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в течение установленного срока полезного использования (свыше пяти лет и до семи лет включительно).

Расходы на обслуживание пожарной сигнализации в форме неотделимых и отделимых улучшений арендатор может учесть при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете пожарную сигнализацию арендатор также должен учитывать в составе основных средств. Это следует из п. 5 ПБУ 6/01, в котором сказано, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств. Этот порядок касается пожарной сигнализации как в форме неотделимых, так и отделимых улучшений. Первоначальная стоимость основного средства в виде пожарной сигнализации определяется как сумма, уплаченная специализированной организации, поставившей и смонтировавшей данное оборудование. Указанную стоимость данного основного средства арендатор имеет право включать в расходы путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования объекта определяется исходя из срока аренды здания. По окончании срока аренды пожарная сигнализация в форме неотделимых улучшений, установленная с согласия арендодателя, передается ему на безвозмездной основе (если договором не предусмотрено иное).

В бухгалтерском учете ЗАО «Березка» были сделаны следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 01 Кредит 08

С месяца, следующего за месяцем ввода пожарной сигнализации в эксплуатацию, в бухучете ежемесячно будет отражаться начисление амортизации в сумме 1380 руб. (82 800 руб. : 60 мес.);

Дебет 20 Кредит 02

По окончании срока аренды здания сумма амортизации, начисленная по пожарной сигнализации, переданной арендодателю в виде неотделимых улучшений, списывается у арендатора записью:

Дебет 02 Кредит 01

Примечание. Затраты на модернизацию малоценной пожарной сигнализации отражаются в бухучете в расходах, поскольку с момента принятия этой сигнализации в состав материально-производственных запасов к ней применяются правила ПБУ 5/01, которыми увеличение первоначальной стоимости МПЗ не предусмотрено.

Обучение пожарно-техническому минимуму

Обязанность организовать обучение ПТМ возлагается на руководителя предприятия (ст. 34 Норм пожарной безопасности). Обучение может проходить как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Примечание. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности работников несут собственники организаций, должностные лица организаций, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством РФ.

Расходы на обучение ПТМ организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для документального подтверждения таких затрат необходимо иметь следующие документы:

В бухгалтерском учете расходы на обучение пожарно-техническому минимуму учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Оборудование комнат для курения

В каждой организации должны быть определены и оборудованы специальные места для курения, обозначенные знаком «Место для курения». Таково требование п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» и п. п. 15 и 27 Правил пожарной безопасности. При этом места для курения должны быть указаны в отдельном приказе (распоряжении) руководителя организации.

Поскольку требование о наличии специальных мест для курения вытекает из законодательства, все затраты, связанные с оснащением и эксплуатацией мест для курения и курительной комнаты (стоимость металлических урн, пепельниц, антитабачных воздухоочистителей и пр.), в налоговом учете можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Примечание. Правила пожарной безопасности не устанавливают каких-либо специальных требований к местам для курения. Поэтому достаточно не располагать их рядом с легковоспламеняющимися материалами, поставить скамейки из несгораемого материала и металлические урны для окурков, заполненные водой не менее чем на 10 см.

В бухгалтерском учете расходы на оборудование мест и комнат для курения относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

Услуги профессиональных пожарных

В состав Федеральной противопожарной службы (ФПС России) входят договорные подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорные подразделения ФПС России осуществляют на основании договоров, заключаемых организациями и территориальными органами МЧС России (п. 1 Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС России, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989).

Примечание. Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, осуществляются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Расходы на приобретение услуг договорных подразделений ФПС России в области пожарной охраны на основании заключенных договоров организация может признать для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в размере, установленном договором (Письмо Минфина России от 27.01.2010 N 03-03-06/1/26).

В бухгалтерском учете указанные затраты отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Страхование имущества от пожара

Риск потери имущества в результате пожара можно застраховать, заключив соответствующий договор со страховой компанией. Расходы на добровольное страхование имущества в целях налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат при условии, что они осуществлены в отношении видов страхования, перечисленных в п. 1 ст. 263 НК РФ. В частности, если такими видами страхования являются:

Расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ). Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

В бухгалтерском учете расходы на добровольное страхование имущества от пожара отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *