Что относится к заемным источникам образования имущества тест ответ
Ведение бухгалтерского учета имущества организации
Имущество организации в бухгалтерском учете
Имущество организации — это материальные и нематериальные объекты, которые компания использует в своей профессиональной деятельности. На начальной стадии деятельности компании ее имущество — вклады учредителей либо личные средства предпринимателя. Затем имущество компании изменяется: если деятельность предприятия прибыльная, то размер имущества растет, а при убыточной работе возможна и потеря первоначальных активов.
Внимание! Законом установлен важнейший принцип бухучета имущества юрлица: принцип имущественной обособленности. Это значит, что имущество организации существует отдельно от имущества ее собственников или других организаций (п. 1 ст. 48 ГК РФ, ст. 2 и 3 закона «Об АО» от 26.12.95 № 208-ФЗ, ст. 2 и 3 закона «Об ООО» от 08.02.98 № 14-ФЗ).
Вопросы бухучета имущества организации регулируют следующие НПА:
Кроме того, для каждого вида имущества фирмы есть отдельные регулирующие НПА. Ниже мы составили таблицу основных категорий имущества компании, пояснили, что к ним относится, привели ключевые законодательные акты и предоставили ссылки на наши публикации по этому вопросу.
Тип имущества
Что относится
Узнать больше
Недвижимость, оборудование, транспорт — стоимостью более 40 тыс. руб. для целей бухучета. В налоговом учете с 2016 года лимит стоимости основных средств — 100 тыс. руб.
ПБУ 6/01 «Учет ОС» (приказ Минфина от 30.03.2001 26н);
Методические указания по бухучету ОС (приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре. Этот и другие материалы К+ можно посмотреть бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Объекты, которые нельзя пощупать, но они используются больше одного года и приносят компании прибыль: компьютерные программы, товарные знаки, изобретения.
ПБУ 14/2007 «Учет НМА» (приказ Минфина от 27.12.2007 № 153н).
Наличные и безналичные деньги компании в рублях и иностранной валюте.
Закон «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ;
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ Минфина от 27.11.2006 № 154н).
Ценные бумаги, участие в уставном капитале других компаний.
ПБУ 19/02 «Учет финвложений» (приказ Минфина от 10.12.2002 № 126н).
Сырье, товары, готовая продукция, животные для откорма.
ФСБУ 5/2019 «Запасы» (приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н).
С 2021 года учет МПЗ регулирует новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Об учете МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Деньги, которые должны фирме ее контрагенты.
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (приказ Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Имущество компании подлежит обязательной инвентаризации. Правила ее проведения регулируют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49).
Подробнее о том, какие документы должен оформить бухгалтер по завершении процедуры инвентаризации имущества, читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества
Имущество компании не создается из воздуха — активы приобретаются за счет источников формирования имущества. Экономисты выделяют три таких источника:
Подробнее о том, что можно включить в собственный капитал компании, читайте в материале «Собственный капитал в балансе — это…».
Бухгалтерский учет источников формирования имущества организации базируется на основном правиле бухучета: имущество компании в денежной оценке и источники его формирования равны. Увеличение источников имущества фирмы отражается по кредиту счетов 60, 66, 67, 76 и счетов учета капитала и резервов (VII раздел Плана счетов, утвержден приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Расходование источников отражается по дебету перечисленных счетов.
При формировании бухбаланса имущество предприятия отражается в активе, а источники имущества фирмы являются его пассивами.
Подробнее о том, как заполнить бухбаланс, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
Итоги
Имущество предприятия и источники его формирования — две важнейшие категории бухучета. К имуществу относятся ОС, НМА, МПЗ, наличные и безналичные деньги фирмы, дебиторка, финвложения и ряд других активов. Источники формирования имущества — капитал и резервы, займы, кредиты, кредиторская задолженность, прибыль. Активы и пассивы компании должны быть равны между собой.
Что относится к заемному капиталу (нюансы)?
Заемный капитал вместе с собственным капиталом выражают денежную составляющую имущества предприятия. Заемный капитал поступает извне и находится во временном пользовании компании, а его значение отображается в пассиве баланса.
Собственный и заемный капитал: в чем отличия
И собственный, и заемный капитал являются источниками формирования имущества, обеспечивающего финансирование деятельности компании. Собственный капитал — это то имущество, которое находится в собственности компании. В учете собственный капитал рассчитывается путем вычитания из балансовой величины всего имущества денежного размера всех обязательств компании.
Заемным капиталом, в отличие от собственного, компания на правах собственности не владеет, но ей дано право распоряжаться им в отведенный отрезок времени и за определенную плату. Все виды заемного капитала привлекаются извне и по окончании срока пользования должны вернуться обратно владельцу.
Источниками собственного капитала могут быть уставный капитал, прибыль, зависящая от результатов хоздеятельности компании, взносы/пожертвования, складочный капитал и пр.
Основными источниками заемного капитала являются:
Как выражается соотношение собственного и заемного капитала
Коэффициент соотношения между собственным (СК) и заемным капиталом (ЗК) показывает финансовую стабильность (автономию) компании. Данный показатель указывает на финансовую зависимость анализируемого предприятия от привлеченного извне заемного капитала.
С ростом данного показателя увеличивается финансовая стабильность, и наоборот, со снижением коэффициента возрастает зависимость предприятия от кредиторов, что повышает финансовые риски при оценке деятельности компании.
Рекомендуемое минимальное значение для данного соотношения — 1.
Коэффициент рассчитывается по формуле:
Данную формулу можно прочитать так: собственные средства, приходящиеся на 1 руб. средств, занятых у кредиторов. Для расчета коэффициента берутся данные из бухгалтерского годового баланса.
Существует еще ряд коэффициентов с участием заемного капитала. Рассмотрим их.
Для того чтобы узнать, как рассчитать рентабельность СК, предлагаем ознакомиться с нашей статьей «Определяем рентабельность собственного капитала (формула)»
1. Для оценки финансовой стабильности компании рассчитывается коэффициент заемного капитала (далее — Кзк). Данный показатель демонстрирует, какова доля заемного капитала компании в совокупном объеме финансирования. Формула для расчета:
где: ЗК — размер заемного капитала;
ОФ — совокупный объем финансирования (равен общему размеру собственных и заемных ресурсов).
2. По итогам отчетного периода рассчитывается Кпзк — коэффициент поступившего заемного капитала. Он равен:
где: Зп — поступившие за отчетный период займы;
ЗКк — размер заемного капитала на конец отчетного периода.
Данный коэффициент демонстрирует, какую долю в общем объеме заемного капитала составляют вновь поступившие займы (кратко- и долгосрочные).
3. Еще один коэффициент Кв (коэффициент выбытия ЗК) демонстрирует, какую долю в общем объеме заемного капитала на начало отчетного периода составили погашенные кредитные обязательства. Коэффициент рассчитывается по формуле:
где: ЗКв — выбывший ЗК за отчетный период;
ЗКн — значение ЗК на начало отчетного периода.
4. Для получения информации о зависимости компании от заемного капитала рассчитывается следующий коэффициент — Кз (коэффициент зависимости от ЗК):
Данный коэффициент демонстрирует, сколько занятых у кредиторов рублей приходится на 1 руб. собственных средств. Чем выше значение этого коэффициента, тем больше кредитов и займов привлекло предприятие и тем ниже его финансовая устойчивость. В условиях рыночной экономики Кз не должен быть больше 1.
Высокий коэффициент Кз указывает на наличие больших финансовых рисков, которые могут привести к дефициту денег и даже к банкротству. Финансовые риски растут при снижении темпов оборачиваемости капитала и снижении темпов реализации.
Этот коэффициент рассчитывается финансовыми учреждениями при принятии решения о выдаче новых займов. Коэффициент сравнивается со средним значением, которое принято для сферы деятельности потенциального заемщика.
5. Для оценки финансово-хозяйственной деятельности используется также показатель рентабельности капитала. Рентабельность ЗК рассчитывается по формуле:
где: ЧП — чистая прибыль, полученная за отчетный период (доход, который остался в распоряжении после уплаты налогов и сборов);
ЗКср — среднее значение ЗК, рассчитанное по формуле:
Больше информации об оценке рентабельности капитала вы найдете в нашей статье «Как провести анализ рентабельности?»
Оптимизация структуры капитала
Проанализировать, какое влияние оказывает ЗК на рентабельность собственного капитала, можно при помощи финансового левериджа. Этот финансовый прием даст возможность управлять рентабельностью СК за счет оптимизации структуры капитала.
Причем значительная доля заемного капитала показывает большой экономический эффект с одновременным ростом финансовых рисков. Т. е. при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия важно не только рассчитать эффект левериджа, но и соотнести рост ЗК с риском потери финансовой независимости компании. Эффект левериджа позитивно влияет на цену акций предприятия, а для общей оценки необходимо рассчитывать и риски.
Эффект левериджа (ЭЛ) появляется из-за возникающего расхождения между общей экономической рентабельностью капитала (ЭК) и рентабельностью ЗК. Экономическая рентабельность вычисляется по формуле:
где: ВП — прибыль до уплаты процентов по займам и налогов.
Еще больше формул рентабельности вы найдете в нашей статье «По какой формуле и как рассчитать рентабельность?»
Эффект рассчитывается по формуле:
ЭЛ = (100 – Снп) / 100 × (Кра – Сп) × ЗК / СК,
где: Снп — ставка налога на прибыль;
Кра — коэффициент общей рентабельности всех активов, который вычисляют по формуле: валовая прибыль / усредненное значение активов (в %);
Сп — среднее значение процентов за ЗК.
О расчете эффективной налоговой ставки читайте в нашей статье «Что такое эффективная ставка налога на прибыль и как ее рассчитать?»
Экономическая расшифровка формулы расчета ЭЛ:
Немаловажное значение при оптимизации структуры ЗК имеет показатель его оборачиваемости. Чем быстрее оборачиваются вложения, тем дешевле обходятся привлеченные средства, ведь проценты и расходы за обслуживание ссуд являются величинами постоянными.
Для определения скорости оборачиваемости ЗК следует определить:
где: ВР — выручка от продажи товаров/услуг;
Ксг — среднегодовой размер капитала.
где: Дк — количество дней отчетного периода.
Еще больше показателей рентабельности с примерами расчета содержится в нашей статье «Показатели рентабельности — коэффициент и уровень»
Состав и классификация заемного капитала
Заемный капитал аккумулирует в себе все материальные и денежные ценности, привлеченные со стороны, от использования которых компания получает прибыль. Размер заемного капитала предприятия говорит о величине его финансовых обязательств, которые согласно гл. 42 ГК РФ могут быть оформлены в виде:
Классификация заемного капитала может быть произведена по большому числу признаков. Так, в зависимости от срока привлечения заемный капитал может быть:
Долгосрочный кредит или заем привлекается на срок, превышающий 1 год, а краткосрочный — на срок до года.
Если учитывать источники получения заемного капитала, то их можно разделить:
За счет заемного капитала, привлеченного из внешних источников, предприятие обычно удовлетворяет свою потребность в инвестициях на приобретение активов, закупку товаров для реализации, закупку материалов и комплектующих. Кредиторская задолженность отражает предоставленную поставщиком отсрочку платежа.
В зависимости от формы, в которой поступает заемный капитал, его разделяют на инвестиции, привлекаемые:
В зависимости от методов заимствования заемный капитал разделяется:
Если сравнивать эффективность привлечения кредита и выпуска ценных бумаг (облигаций и акций), то кредит однозначно выгоднее, поскольку при составлении кредитного договора могут быть учтены особенности, которые могут изменяться в зависимости от потребностей клиента (например, возобновляемая кредитная линия). Также заемщик может извлечь определенную выгоду из курсовой или суммарной разницы в процентных ставках.
Кроме того, привлечение кредита не влечет расходов, которые производятся в связи с размещением или регистрацией ЦБ. К тому же всегда есть риск, что не все размещенные ЦБ могут быть выкуплены.
В зависимости от наличия обеспечения выполнения обязательств заемный капитал может быть:
Источники заемного капитала
К источникам заемного капитала относятся средства:
К долгосрочным источникам можно отнести небанковские инструменты, такие как размещенные акции и облигации, предоставленные из федерального/муниципального бюджета средства на возвратной основе. Сюда же входят долгосрочные займы других юрлиц.
К источникам краткосрочного кредитования относят:
Основной источник привлечения заемных средств — это все же банковские кредиты. На сегодняшний день банковский кредит можно получить не только у отечественных банков, но и у зарубежных.
Основные формы выдаваемых банками кредитов следующие:
Учет заемного капитала
С 2008 года учет заемного капитала на предприятиях производится в соответствии с нормами ПБУ 15/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н.
В зависимости от срока привлечения заемного капитала для его учета используются различные счета. Для учета краткосрочных вливаний используют счет 66, а для долгосрочных — счет 67. Поскольку эти бухсчета являются пассивными, то проводкой Дт 50 (51) Кт 66 (67) отображается получение компанией заемного капитала, а проводкой Дт 66 (67) Кт 51 (52) — погашение тела кредита и процентов. Проводка по начислению процентов выглядит так: Дт 91.2 Кт 66 (67).
При поступлении заемного капитала в виде аккредитива делается проводка Дт 55.1 Кт 66, а если заемные средства поступают:
Задолженность по привлеченным извне средствам отображается на конец отчетного периода вместе с насчитанными и подлежащими уплате процентами. При этом в зависимости от целей, для реализации которых были привлечены кредитные средства (займы), порядок отражения расчета процентов в бухучете имеет свои особенности.
Особенности отражения в учете процентов
Рассмотрим некоторые ключевые моменты отражения процентов по ЗК в бухучете:
Учет целевого финансирования
Денежные средства, поступающие предприятию из федерального /муниципального бюджета, фондов, частных юридических или физических лиц для реализации какой-то заданной цели, называются целевым финансированием.
Такие средства обычно привлекаются для модернизации/расширения бизнеса, реализации социально значимого проекта, в целях финансирования научных или изыскательских работ и под прочие цели. Такие целевые вливания обычно поступают, когда для реализации проекта у предприятия не хватает собственных средств.
Чтобы учитывать средства целевого финансирования, в бухучете используется счет 86, к которому могут открываться аналитические счета для контроля за целевыми поступлениями. Данный бухсчет пассивный, соответственно, поступление финансирования отображается проводкой Дт 76 Кт 86, а при целевом израсходовании средств делается проводка Дт 86 Кт 20 (26).
Учет затрат, связанных с получением заемного капитала
В обобщенную сумму затрат, связанных с получением средств от кредиторов и заимодавцев, включаются:
Указанные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были фактически произведены. В то же время начисление процентов производится в соответствии с условиями договора займа/кредита.
Что следует отразить в учетной политике по вопросам использования заемного капитала
В учетной политике предприятия, которое привлекает заемный капитал, должны быть отражены следующие моменты:
Особенности учета процентов и расходов по заемному капиталу при финансировании создания инвестиционного актива
Традиционно расходы, связанные с получением и обслуживанием заемного капитала, признаются в бухучете прочими расходами. Исключение составляет часть затрат, которая подлежит включению в общую стоимость инвестактива. К инвестактивам в соответствии с ПБУ 15/2008 относятся такие проекты по созданию/приобретению основных средств (в т. ч. земли), нематериальных/внеоборотных активов, в рамках которых до момента подготовки инвестактива к использованию пройдет длительный период времени.
Проценты, уплаченные заемщику по договору, который был выдан именно для создания данного инвестактива, включаются в его стоимость до тех пор, пока объект не будет сдан в эксплуатацию. В случае если еще не полностью готовый актив, находящийся в стадии незавершенки, уже начал использоваться в уставной деятельности предприятия, увеличение его стоимости на размер уплачиваемых процентов по займу прекращается — их начинают относить к прочим расходам компании.
При этом бизнесмены, применяющие упрощенные способы ведения бухучета, могут сразу относить все расходы по заемному капиталу к прочим затратам.
Если для создания инвестактива были использованы средства, привлеченные под реализацию других проектов, причитающие к уплате заимодавцу проценты включаются в стоимость инвестактива только в размере, пропорциональном их доле в общем объеме займов.
Отражение заемного капитала в балансе
По правилам бухучета отражение заемного капитала производится в пассиве баланса, в разделах 4 и 5 отчетного документа. Причем в 4-м разделе показываются долгосрочные заемные обязательства (срок выполнения которых превышает 1 год), а в 5-м — краткосрочные.
Подробнее познакомиться с порядком составления отчетного баланса вы сможете в нашей статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)»
Рассмотрим некоторые группы данных из разделов 4 и 5 баланса подробнее:
Об отложенных налоговых обязательствах читайте в статье «Что такое отложенный налог на прибыль, и как его учитывать?»
Исходя из содержания строк баланса, можно подытожить, что заемный капитал складывается из суммарной величины значений, указанных в строках 1410, 1420, 1430, 1450, 1510–1550.
Больше информации о чтении и анализе данных, отображенных в балансе, читайте в нашей статье «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»
Тема 4. Предмет бухгалтерского учета и объекты бухгалтерского наблюдения. Метод бухгалтерского учета
Цель и задачи темы
Цель – раскрытие предмета и метода бухгалтерского учета.
Задачи:
Оглавление
4.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание и отличие от других предметов. Содержание предмета бухгалтерского учета определяется экономической сущностью учитываемых объектов.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Предмет бухгалтерского учета в свою очередь также подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. Так, бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.
Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.
Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании названных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».
Инвентаризация –это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
Счета бухгалтерского учета –способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.
Денежная оценка –денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату. Баланс состоит из двух частей – актива и пассива.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность есть способ итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный периоды.
4.2. Имущество организации по составу и размещению
Организация имеет в своем распоряжении многочисленные и разнообразные виды имущества, которые обеспечивают и составляют основу ее хозяйственно-финансовой деятельности. При этом каждый вид имущества в качестве объекта учета по своей экономической сути подразделяется на три взаимосвязанных раздела: имущество по составу и размещению, имущество по источникам их образования (собственные и заемные обязательства), имущество, участвующее в хозяйственных операциях (происходящих в сферах снабжения, производства и продажи).
Имущество по составу и размещению подразделяется на несколько групп.
1. Основные средства (сч. 01 «Основные средства») — совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (приказ МФ РФ от 29.07.1999 г. № 34н) и ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н) к основным средствам относятся активы, единовременно отвечающие следующим условиям:
Объекты основных средств стоимостью не более 20 000 руб. за единицу, и приобретенные книги, брошюры и прочие. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам.
К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. В составе основных средств учитываются земельные участки, недра, лесные и водные угодья, являющиеся собственностью организации, капитальные вложения на их коренное улучшение (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения и коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям независимо от даты оказания всего комплекса работ.
В зависимости от характера основных средств в обороте они группируются по: отраслевому признаку, назначению, степени использования и наличию прав на них:
По отраслевому признаку основные средства делятся на группы: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и т. д.
Такое деление позволяет получить сведения об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основные средства в зависимости от участия в хозяйственном обороте подразделяются на:
По степени использования основные средства подразделяются на; действующие (собственные), установленные в цехах предприятия; запасные, находящиеся в резерве и предназначенные для замены; бездействующие (на консервации) – излишние, некомплектные и законсервированные; находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации. В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:
Таким образом, основные средства используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своею внешнего вида, изнашиваются частями со сроком полезного использования, путем начисления и амортизации по установленным нормам.
2. Нематериальные активы (сч. 04 «Нематериальные активы»). Согласно ПБУ 14/2007 (приказ МФ РФ от 27.12.2007 г. № 153н) под нематериальными активами (НМА) понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещественной формой, тем не менее:
Таким образом, нематериальные активы — это объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющие денежную оценку, приносящие доход, обладающие возможностью идентификации, но не являющиеся при этом материально-вещественными ценностями для организации.
В состав нематериальных активов включаются объекты интеллектуальной собственности:
Деловая репутация — есть превышение текущей цены организации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Положительная деловая репутация организации представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Она амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации) и отражается в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости.
Отрицательная деловая репутация организации — скидка с цены, предоставляемая покупателю. Она относится на финансовый результат организации как прочий доход..
Таким образом, предметом бухгалтерского учета является не сама собственность на нематериальные активы, а права на их использование.
3. Вложения во внеоборотные активы (сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы») – это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, – земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы, затраты по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
4. Финансовые вложения (сч. 58 «Финансовые вложения»). Согласно ПБУ 19/2 (приказ МФ РФ от 10.12.2002 г. № 126н) финансовые вложения – это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т. д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы. Долгосрочные финансовые вложения относятся к внеоборотным активам, а краткосрочные – к оборотным.
Средства, включенные в группы, с 1 по 4 составляют Внеоборотные активы организации.
5. Производственные запасы – это предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию. Согласно ПБУ 5/01 (приказ МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н) их учет ведется на счетах сч. 10 «Материалы», сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Кроме того, к этой группе относятся готовая продукции и товары для перепродажи (сч. 43 «Готовая продукция», сч. 41 «Товары»).
6. Незавершенное производство – это продукция, не прошедшая все стадии обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком. Учет незавершенного призводства осуществляется на счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и др.
7. Денежные средства – это сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетом, валютном и прочих счетах в банке и учитываемых на счетах ( 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».
8. Дебиторская задолженность – это задолженность организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию,задолженность подотчетных лиц по выданным им авансам.Данная задолженность отражается на счетах: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Средства, включенные в группы с 5 по 8 составляют оборотные активы организации.
4.3. Источники формирования имущества
Наряду с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском учете используются и показатели, характеризующие источники образования имущества. Вне зависимости от организационно-правовых формы и видов собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами).
Собственные (обязательства перед собственниками) источники имущества включают в себя: уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенную прибыль и прочие резервы.
1. Уставный капитал в зависимости от формы собственности подразделяется на уставный капитал хозяйственных обществ; уставный капитал государственных организаций; складочный капитал хозяйственных товариществ; паевый фонд производственных и потребительских кооперативов.
Уставный капитал (сч. 80 «Уставный капитал») – основной источник формирования собственного имущества организации; совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) организации при ее создании, основной источник обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма отражается в уставе организации и называется уставным капиталом; она может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.
2. Резервный капитал (сч. 82 «Резервный капитал») создается путем отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15 % уставного капитала, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5 % годовой чистой прибыли. Он используется на выплату доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели; на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций. Остатки неиспользованных средств названного фонда переходят на следующий год.
3. Добавочный капитал (сч. 83 «Добавочный капитал») состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а также эмиссионный доход, возникающий в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.
4. Нераспределенная прибыль (сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)») включает нераспределенную чистую прибыль отчетного года. Она может полностью или частично распределяться на выплату доходов учредителям (участникам), финансовое обеспечение производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в резервный капитал и другие цели.
5. Доходы будущих периодов (сч. 98 «Доходы будущих периодов») включаютт доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам, ценностей, а также безвозмездные поступления.
6. Резервы предстоящих расходов (сч. 96 «Резерв предстоящих расходов») создаются путем равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и в расходы на продажу и отчетном году.
7. Целевое финансирование (сч. 86 «Целевое финансирование») представляет собой средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.).
8. Прибыль (сч. 99 «Прибыль и убытки») — это обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности и главный источник формировании собственного имущества организации. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ МФ РФ от 06.05.1999 г. № 32н) и ПБУ 10/99 («Расходы организации») (приказ МФ РФ от 06.05.1999 г. № 33н) прибыль – это сумма превышения доходов над расходами организации, полученных за отчетный период от:
В соответствии с законодательством Российской Федерации различают следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж: прибыль до налогообложения, налогооблагаемая прибыль, прибыль от обычной деятельности, прибыль от прочей деятельности и чистая прибыль.
Заемные источники формирования имущества (обязательства перед третьими лицами) поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентами или без них. К этим источникам относятся:
4.4. Хозяйственные операции и их результаты
Кроме имущества организации и ее обязательств, объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции организации и их результаты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т. д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.
Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.
В ходе этих операций организация приобретает у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации. При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечисленные затраты носят название «расходы по заготовке и поставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.
Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах сч. 10 «Материалы», сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», сч. 50 «Касса», сч. 51 «Расчетные счета», сч. 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и других и выполняет две основные задачи:
Сфера производства — основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т. е. создают готовую продукцию.
Готовая продукция — это продукция,которая прошла все стадии обработки, принята отделом технического контроля, укомплектована и сдана на склад.
В сфере производства используются труд человека, предметы и средства труда, обусловливая соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортизация средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кроме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы износа и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; оплаты труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.).
Учет в сфере производства ведется на счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других и выполняет три основные задачи:
Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.
Особое внимание уделяется вопросам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгруженная и оплаченная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений для хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации важное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажная стоимость) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).
Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средствам — из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам – как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей.
Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и других и обеспечивает:
Таким образом, сфера продажи завершает кругооборот имущества и обязательства организации.
Выводы
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Имущество по составу и размещению делится на внеоборотные и оборотные активы.
Источники формирования имущества подразделяются на собственные и заемные.
Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.
Сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательства организации.