Что относится к задачам по формированию словаря ребенка
Задачи и содержание словарной работы в разных возрастных группах
ирина упорова
Задачи и содержание словарной работы в разных возрастных группах
Сегодня принято выделять четыре основные задачи. Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Воспитатель должен увеличивать запас слов детей, уточнять значение слова, закреплять его в памяти ребенка и приучать его шире пользоваться своим словарем. Какими словами обогащать и в каком объеме расширять запас слов детей?
Дети должны иметь ясное представление о предметах и явлениях ближайшего окружения (семья, детский сад, улица) и правильно называть то, с чем они имеют дело, то, с чем сталкиваются в своей деятельности.
Сюда входит бытовой словарь: название профессий и трудовых действий, орудий труда;отвлеченные понятия: обозначение времени, пространства, количества; обозначение моральных качеств, отношений; обобщенные понятия (овощи, ягоды, пища, посуда, мебель, одежда и т. п.). В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус).
Конкретный объем словаря на отдельные темы указан в Программе «руководства» по разделу «Родной язык»и по другим разделам: «Физическое воспитание» — названия частей человеческого тела, движений; «Игра» — игры, развлечения, игрушки; «Знакомство с окружающим» — предметы бытового обихода, помещение, природоведческий словарь, общественно-политическая терминология; «Рисование, лепка и занятия с другими материалами» — названия предметов оборудования этих занятий, действий,а также признаков: цвет, форма и др. ; «Музыкальное воспитание» — названия шумов, звуков, частей песни (запев, припев, характеристика звучания (громко, тихо, быстро, протяжно и т. д.). «Счет» — прямой и порядковый счет, названия некоторых операций (прибавить, отнять и др.).
Прежде всего,дети усваивают:
• бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
• природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
• обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
• лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.
Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.
Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ «Дельфин» готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду «Дельфине». Вот такая.
Осеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.
Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста
«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»
Автор: Нааб Светлана Николаевна
Большое количество детей поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят.
Понятие словарной работы
На первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицей языка является его значение.
Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью.
Одной из главных задач словарной работы является обогащение. Расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т. п.или глаголы обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложения. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова. Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются.
Работа над многозначными словамиможет идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте. В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возрастаосуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:
• Занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. п.).
• Занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями).
• Занятия, где задачи словарной работы решаются в процессе обобщений и формирования понятий.
Для обучения монологической речи детей дошкольного возрастаобычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок. Основным приемом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. На следующем этапе ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно – разговорной форме.
Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д., детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучения связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.
Возрастные особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Возрастная категория детей Возрастные категории
1 младшая группа Количество понимаемых слов значительно возрастает. Дети начинают понимать не только инструкции, но и рассказы взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей, осваиваются основные грамматические структуры, пытаются строить предложения.
2 младшая группа Интенсивное развитие речи. Определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используют слова определения. Знают назначение основных предметов. Понимают степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяют пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Слушают сказки и рассказы. Выполняют двухсоставную инструкцию (дай мне красный кубик и голубой шар).
Средняя группа Речь в целом становится чище, отчетливее, возрастает речевая активность детей, они все чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью, рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения состоящие из 10 и более слов). Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.
Старшая группа К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его речь становится выразительнее. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная монологическая речь. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
Подготовительная группа К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас,в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Свободно пользуется монологической речью, раскрывает содержание картин, описывает окружающие предметы. Все это даёт возможность ребенку при поступлении в школу овладевать программным материалом.
Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Возрастная категория детей Задачи Содержание
1 младшая группа Запоминание новых слов, падежей. Дидактические игры на усвоение новых слов и падежей.
2 младшая группа Усвоение числительных, счёта, выработка правильного произношения. Дидактические игры на усвоение новых слов и падежей.
Средняя группа Усвоение правильности использования глаголов, времени, умение согласовывать. Дидактические игры на усвоение новых слов и падежей.
Старшая группа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи, диалогической и монологической форм). Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Подготовительная группа Изучение новых слов и умений мыслить аналитически. Дидактические игры на усвоение сложных форм.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Развитие словаря детей дошкольного возраста
Галина Хлабыстина
Развитие словаря детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.
Ключевые слова: пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.
Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.
На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы:
— Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).
— Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.
— В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые словаделятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.
— В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения). Это особенно необходимо в условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова,обозначающие:
• слова, обозначающие время, пространство, количество.
В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов).
По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности,а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].
Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение словапутем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:
а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)
б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)
в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь).
Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И.Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].
Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра «Запрещенные слова«.Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу.Правило игры: составлять предложения, не используя «запрещенные слова«.Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя «запрещенные слова«. Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений.Вопросы педагога могут быть такими:
— Что делает котенок? (Запрещенные слова: играет, мяукает).Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.
Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.
К указанным форм работы можно добавить еще такие,как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.
С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.
Работа над изучением многозначности слов предусматривает: а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.
С этой целью можно рекомендовать следующую работу:
— Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.
Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словамиметодисты называют эффективными следующие:
— построение предложения с многозначными словами;
— рисование по теме многозначного слова;
— сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].
С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера,как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.
Активизация словаря детей раннего возраста Фомина Л. П. Хрипкова Н. П. Активизация словаря детей раннего возраста Федеральное государственное автономное образовательное учреждение.
Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.
Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.
Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.
Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.
Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми старшего дошкольного возраста.
Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Введение Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.
Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы, списка приложений,.
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности БОД ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного образования Эссе на тему «Активизация.