Что относится к задачам педагогики спорта

Педагогика Физической культуры и спорта.

Лекция на тему: «Педагогика физической культуры и спорта»

Просмотр содержимого документа
«Педагогика Физической культуры и спорта.»

Тема: Педагогика физической культуры и спорта.

Термин «педагогика» произошел от греческого слова и буквально означает «искусство воспитания».

Педагогика — наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Это наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности. Как отмечают исследователи, педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности ; педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания, человека.

Педагогика физической культуры и спорта — предметное освоение человеком пространства физкультурно-спортивной деятельности, реализуемое в процессах обучения и воспитания.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование.

Воспитание в широком смысле — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности путем создания условий для производительной,
общественной и культурной деятельности людей.

Воспитание как всеобщая категория включает в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

При этом воспитатель:

передает опыт, накопленный человечеством;

вводит в мир культуры;

стимулирует к самовоспитанию;

помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь, воспитанник:

овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

работает над собой;

обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Вторая категория педагогики — обучение — понимается как взаимообусловленный, целенаправленный, организованный и систематически осуществляемый процесс передачи педагогом определенных знаний, умений, навыков и их усвоение обучаемыми.

преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

— создает условия для развития личности учащихся (их памяти, внимания, мышления).

В свою очередь, ученик:

— учится, овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Третья категория педагогики — образование — понимается как:

ценность развивающегося человека и общества;

процесс обучения и воспитания человека;

Образование процесс овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков. Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

Дидактика — важнейшая область педагогики. Она изучает закономерности обучения и рассматривает общетеоретические положения образования (его принципы, методы, средства, формы и содержание).

К нормативным документам, которые отражают официальные требования к содержанию образования, относят учебный план, учебную программу и тематический план учебного заведения. Эти документы подвергаются дидактической организации в текстах лекций, а также в методических разработках, учебных пособиях и учебниках. Качество разработки таких материалов полностью от мастерства, опыта и квалификации педагогов. Образование различают по уровням: начальное, неполное среднее, среднее и высшее. Разным уровням соответствуют различные объемы знаний, умений и навыков.

Знания — совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение предметом.

Умения — способы применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма либо до высокой степени совершенства

Цель обучения — мысленное представление конечного результата обучения.

Метод обучения — путь достижения цели и задач обучения.

Средство обучения — предметная поддержка учебного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения.

Форма обучения — способы организации и взаимодействия в учебном процессе. Форма связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения.

Результат обучения — степень реализации намеченной цели;

Принципы обучения (дидактические принципы) — основные руководящие положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

В классической дидактике общепризнанными считаются следующие семь дидактических принципов: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Рассмотрим их характеристики и правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.

Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т.д.

Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Принцип наглядности позволяет реализовать «золотое правило дидактики» (по Я. А. Коменскому): прочному усвоению учебного материала способствует разнообразие чувственных восприятий обучаемого. Значение наглядности в обучении доказано физиологией сенсорных систем, психологией человеческого учения, а также наукой и практикой современной педагогики. Этот принцип включает восприятие через моторные, тактильные, вестибулярные, слуховые, вкусовые, обонятельные и барорецептивные
ощущения.

Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картин существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный
и интересный для обучаемых учебный материал.

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика есть критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых.
Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

Организационно-методические принципы вытекают из того, что организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера. К этой группе относятся принципы преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при.

Спортивный педагог — специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях.

Педагогическая характеристика деятельности спортивного педагога рассматривается через ряд понятий: виды профессиональной деятельности; функциональные компоненты, этапы осуществления деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Кроме этого, через формы деятельности спортивного педагога, профессиональные способности, оценку продуктивной деятельности, специфические особенности деятельности спортивных педагогов.

Область профессиональной деятельности спортивного педагога предполагает следующие формы работы:

образование в сфере физической культуры и спорта;

двигательная рекреация и реабилитация;

пропаганда здорового образа жизни;

деятельность в сфере услуг, туризма;

При этом профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Спортивный педагог готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Рассмотрим профессиональные компетенции спортивного педагога.

Компетенция — динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников.

Компетентность — целостная система личностного осмысления знаний, умений и принятых ценностей, направленных на применение этих компетенций.

Выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.

Профессиональная компетентность спортивного педагога — владение необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Рассмотрим подробно необходимые профессиональные компетенции для каждого вида деятельности.

способность развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

применение на практике основных учений в области физической культуры (ПК-2);

способность воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3);

умение разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);

самостоятельное проведение учебных занятий по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, организация внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися (ПК-5);

адекватная оценка физических способностей и функционального состояния обучающихся, выбор соответствующих средств и методов двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6);

проведение профилактики травматизма, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в процессе занятий
(ПК-7).

осознание истоков и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основ и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основ деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8);

способность формировать мотивацию у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);

способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);

умение разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);

самостоятельное проведение тренировочных занятий по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществление профилактики травматизма (ПК-12);

владение актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13).

формирование личности занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщение занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);

умение заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности для участия в рекреационной деятельности (ПК-15);

самостоятельное проведение рекреационной деятельности в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-16);

умение выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);

способность формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия
(ПК-18);

реализация программ оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающих в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния с учетом морфофункциональных, психологических и возрастных особенностей
занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19).

способность составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);

умение практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры (ПК-21);

умение разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-22);

умение составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23);

способность обеспечивать соблюдение техники безопасности при проведении занятий (ПК-24).

способность выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25);

умение проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26);

владение методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способность формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27);

способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28).

владение методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29);

использование накопленных в области физической культуры и спорта духовных ценностей, полученных знаний об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30);

владение приемами общения и умение использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31);

владение приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-32).

Личностный и профессиональный рост спортивного педагога выражается в способности постоянного совершенствования личностных характеристик и профессиональных способностей.
Совершенствование личности спортивного педагога осуществляется через тренинг психофизических свойств — памяти, внимания, мышления, эмоциональной устойчивости, через формирование
психофизической культуры — идеомоторная тренировка, аутогенная тренировка, саморегуляция организма, активное самовнушение и др. Личностный рост спортивного педагога является базой его профессионального совершенствования, результатом которого является его профессиональная карьера.

Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высшего профессионального образования: Издательский центр «Академия»,2013 г.

Источник

Сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта

Педагогика физической культуры и спорта – наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания при занятиях физической культурой и спортом и управление этим процессом.

Объектом педагогики физической культуры и спорта служит спортивная деятельность и человек, занимающийся ею.

Предметом педагогики физической культуры и спорта является изучение закономерностей и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физической культурой и спортом.

Цель педагогики физической культуры и спорта: вооружить специалистов теоретическими знаниями и научить управлять процессами формирования личности через спортивную деятельность; гуманизация спортивной деятельности.

Задачи педагогики физической культуры и спорта как науки:

1.Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2.Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.

3.Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.

4.Изучение и обобщение опыта работы ведущих учителей физической культуры и тренеров в различных видах спорта.

5.Гармонизация взаимоотношений занимающихся физической культурой и спортом.

6.Нахождение оптимального соотношения гармонического развития и конкретных психологических особенностей для достижения успеха в определенном виде спорта.

7.Разработка и внедрение в практику методики учебно-воспитательного процесса в конкретном виде спорта для заданного уровня спортивного мастерства и с опорой на опыт лучших тренеров.

8.Определение содержания и методики подготовки педагогов в колледжах олимпийского резерва и институтах физической культуры.

Одной из главных задач этой дисциплины считается изучение условий, при которых каждый человек, занимающийся физической культурой и спортом, может всесторонне развить свои потребности, интересы, способности и проявить себя наиболее полно.

Основные категории педагогики физической культуры и спорта: образование, воспитание, обучение, развитие, специализация, тренировка, учебно-тренировочное занятие, соревнование.

2.Смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки:

Общественные науки: философия, история физической культуры, социология спорта. К актуальным темам этого направления относятся: «педагогика спорта и культура», «педагогика спорта и общество», «педагогика спорта и армия», «педагогика спорта и досуг».

Биологические науки:анатомия, физиология, спортивная медицина, биомеханика. К актуальным темам этого направления относятся: «детский спорт», «юношеский спорт», «женский спорт», «спорт инвалидов», а также многочисленные вопросы влияния различных видов спорта на стороны жизнедеятельности органов и систем человеческого организма.

Науки о физической культуре: теория и методика физической культуры, теория спортивной тренировки, физическое воспитание в школе.

Психолого-педагогические науки: возрастная психология, возрастная педагогика, акмеология. К актуальным темам этого направления относятся: «спорт и умственное развитие», «спорт и нравственное воспитание», «личность спортсмена и референтная группа».

3.Методы педагогического исследования:

Наблюдение за учениками класса может проводиться на общеобразовательных уроках, уроках физической культуры, во время перемены и при уходе из школы.

Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа, интервью нуждаются в предварительном продумывании педагогом задачи – что у воспитанников предполагается выяснить, узнать и как этого достигнуть, то есть наметить содержание и методику их проведения.

Анкетирование дает возможность получить информацию об уровне обученности или воспитанности большой группы обучающихся.

Тестирование целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять результаты обучения, воспитания и развития обучающихся.

Изучение документации. Источниками знаний служит журнал класса, план воспитательной работы классного руководителя, рабочая программа учителя физической культуры, протоколы внутришкольных соревнований и другая документация совета физкультуры.

Диагностирующие контрольные работы позволяют получить оперативную информацию о фактических знаниях обучающихся.

Рейтинг оценка тех или иных сторон деятельности обучающихся компетентными судьями (экспертами), которыми являются все, кто имеет достаточно продолжительные взаимоотношения с классом. Это администрация школы, учителя, тренер, ведущий спортивные секции, врач школы.

Педагогический консилиум разновидность метода рейтинга. Предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности обучающихся.

Самооценка обучающимся имеющихся у него личностных качеств помогает ему посмотреть на себя со стороны, оценить свои плюсы и минусы, побудить каждого к самовоспитанию.

Социометрия метод изучения межличностных отношений в коллективе.

Создание педагогических ситуаций диагностического характера. Суть их в том, что в виде просьбы дается какое-либо задание, требующее индивидуального или группового выполнения, а исполнители не называются.

Педагогический эксперимент формирующего характера. По мере выявления существующих в классе отклонений от желаемой нормы в поведении обучающихся, во взаимоотношениях между ними, которые затрудняют руководство педагогическим процессом, начинается поиск возможности их нейтрализовать. Выдвигается предположение – гипотеза – осуществления этой задачи благодаря использованию педагогических средств и методов, разрабатывается содержание опытной проверки гипотезы путем проведения формирующего педагогического эксперимента.

Проблемы физической культуры и спорта:

В основе спорта лежит соревновательная деятельность, суть которой состоит в стремлении к первенству. Проблема состоит в необходимости воспитания у спортсменов честолюбия, порождающего эгоистическое и агрессивное стремление к повышению спортивных результатов, к победам и, одновременно, сбалансирование этих качеств воспитанием сопереживания, взаимопомощи и сотрудничества с товарищами по спорту как важных качеств личности, без которых в реальной жизни нормальное общество существовать не может.

Вопросы и задания:

1.В чем состоит сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта?

2.Дайте характеристику основным категориям педагогики физической культуры и спорта.

3.Назовите смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки.

4.Дайте характеристику методам педагогического исследования.

5.Какие проблемы физической культуры и спорта вы можете выделить и обосновать на примере избранного вида спорта?

Практическая работа:

Практическая работа №2. «Выявление и обоснование причин, обязывающих педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания».

1.Выявите и обоснуйте причины, обязывающие педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания.

2.Дайте письменный ответ на вопросы:

а) Согласны ли вы с высказыванием: «Процесс нравственного воспитания спортсмена – это борьба с отрицательными качествами личности»?

б) Как вы думаете, формируются ли нравственные качества без жизненной необходимости? Стоит ли тренеру создавать ситуации, которые будут воспитывать нравственные качества его учеников?

2.Подготовьте микровыступление на тему: «Я и моя будущая профессия», «Мой школьный учитель физкультуры», «Тренер, которому я доверяю».

Практическая работа №3. «Составление аннотации на источник информации».

1.Выберите в библиотеке Колледжа один из источников информации (книга, статья, сайт Интернета) по теме раздела.

2.После его прочтения составьте аннотацию для обучающихся-коллег – «Я советую прочитать эту книгу, потому, что…», «Я советую ознакомиться с этим сайтом, потому, что…».

Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа №1. «Педагогические изюминки учителя физической культуры, тренера».

1.Опишите опыт работы педагога по физической культуре, тренера в избранном виде спорта.

2.Охарактеризуйте методы, методические приемы и средства, которые использует педагог по физической культуре, тренер в избранном виде спорта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *