Что относится к задачам государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды
Статья 69. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
Статья 69. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
1. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
3. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды регулируется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Положение о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. N 622
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ глава X настоящего Федерального закона дополнена статьей 63.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.
Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 63.1 настоящего Федерального закона
1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ в пункт 3 статьи 63.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
Что относится к задачам государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды
от 23 августа 2000 года N 622
Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды
____________________________________________________________________
Утратило силу с 22 июня 2013 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 6 июня 2013 года N 477
____________________________________________________________________
2. Установить, что Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство природных ресурсов Российской Федерации и их территориальные органы, Министерство здравоохранения Российской Федерации и подведомственные ему учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы организуют и осуществляют в пределах своей компетенции государственный мониторинг атмосферного воздуха как составной части государственного мониторинга окружающей природной среды, реализуемого в рамках государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 августа 2000 года N 622
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 69 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и статьей 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», определяет порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды.
3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством природных ресурсов Российской Федерации при участии других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, расположенных в различных природно-климатических районах, городах и промышленных центрах и на водных объектах (включая водохранилища и каналы) с различной антропогенной нагрузкой, средств наблюдений авиакосмического и морского базирования (государственную и ведомственные наблюдательные сети).
4. Основными задачами государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды являются:
1) обеспечение проведения наблюдений за состоянием окружающей природной среды, оценка происходящих в ней изменений и прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:
стихийные бедствия, обусловленные погодно-климатическими причинами (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели, лавины и т. д.);
неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности (сельское, лесное и водное хозяйство, энергетика, строительство, транспорт и т. д.);
антропогенные изменения состояния окружающей природной среды, в том числе ее химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для водных объектов) процессы;
изменение естественного состава природных сред;
2) обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данными о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также информацией о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;
3) обеспечение органов и организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации необходимой информацией о состоянии окружающей природной среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;
5) обеспечение специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды необходимой информацией для комплексного анализа и оценки состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
6) обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния;
7) организация согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей с целью комплексной оценки и прогноза происходящих в ней изменений;
8) обеспечение необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей природной среды и сопоставимости этой информации на всей территории страны, оптимизация использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;
9) представление необходимой информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, иные фонды и банки данных о состоянии окружающей природной среды;
10) обеспечение согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей за состоянием окружающей природной среды с аналогичными международными и национальными системами.
5. Развитие и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, системы сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии окружающей природной среды осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы совместно с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными органами при участии других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6. Для получения специализированной информации о состоянии окружающей природной среды органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут формироваться территориальные наблюдательные сети. Порядок и условия согласованного функционирования территориальных наблюдательных сетей в рамках государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды определяются совместным решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
7. Территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации совместно с территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
8. Финансирование деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с установленной им компетенцией мониторинг состояния окружающей природной среды, и в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников центральных аппаратов и их территориальных органов.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477
«Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»
С изменениями и дополнениями от:
10 июля 2014 г., 3 августа 2020 г.
ГАРАНТ:
О выполнении настоящего постановления см. приказ Росгидромета от 15 июля 2013 г. N 375
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности указанных органов и подведомственных им государственных учреждений.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3590).
Председатель Правительства
Российской Федерации
6 июня 2013 г. N 477
Положение
о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. Концепцию совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017-2025 г.г., утвержденную приказом Росгидромета от 2 февраля 2017 г. N 23
2. Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства России от 10 июля 2014 г. N 639 в пункт 3 внесены изменения
3. Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
4. Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства России от 10 июля 2014 г. N 639 в пункт 5 внесены изменения
5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает:
а) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:
опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;
неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;
химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;
изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;
б) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;
в) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
г) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;
д) предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;
е) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;
ж) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;
з) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.
6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ведет в установленном порядке на основе документированных данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений, Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства России от 10 июля 2014 г. N 639 в пункт 7 внесены изменения
7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:
с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках международных и межведомственных соглашений.
Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477)
С изменениями и дополнениями от:
1. В абзаце пятнадцатом пункта 4 Положения о государственной системе научно-технической информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. N 950 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 31, ст. 3696; 1998, N 28, ст. 3368; 2009, N 14, ст. 1663; 2010, N 18, ст. 2243):
а) слова «Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» заменить словами «Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;
б) слова «окружающей природной среды и ее загрязнения» заменить словами «и загрязнения окружающей среды».
Информация об изменениях:
4. В пункте 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262; 2008, N 22, ст. 2581; 2009, N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4490), слова «мониторинга окружающей среды, ее загрязнения» заменить словами «мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды».
5. В Положении о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023):
а) в абзаце восьмом пункта 5 слова «окружающей среды» заменить словами «и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»;
б) в абзаце третьем пункта 19 слова «мониторинг окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов в части поверхностных водных объектов» заменить словами «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды».
6. В Положении о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 421 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3434):
в подпункте 1 слова «мониторинг окружающей среды, ее загрязнения» заменить словами «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды»;
в подпункте 4 слова «мониторинга окружающей среды, ее загрязнения» заменить словами «мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»;
б) в подпункте 2 пункта 22 слова «мониторинг окружающей среды» заменить словами «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды».
7. В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2172) слова «о загрязнении природной среды» заменить словами «о состоянии окружающей среды, ее загрязнении».
Закреплен порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, а также формирования и обеспечения функционирования госсистемы наблюдений за состоянием окружающей среды.
Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Росгидромет с участием других уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Государственный мониторинг проводится на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть (формирование и функционирование которой обеспечивается Службой), а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды (за которые отвечают органы исполнительной власти субъектов Федерации).
Росгидромет ведет на основе документированных сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений, Единый государственный фонд соответствующих данных.
Кроме того, в ряд постановлений Правительства РФ внесены уточнения. Речь идет о положениях о государственной системе научно-технической информации; о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности страны и др.
Положение о госслужбе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденное в 2000 г., утратило силу.
Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 24 ст. 3000
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 августа 2020 г. N 1168
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Правительства России от 10 июля 2014 г. N 639
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления