Что относится к юридической технике
Юридическая техника: понятие, предмет и структура
Понятие юридической техники
Юридическая техника представляет собой центральное условие и средство предупреждения, если возникает необходимость и исправление юридических ошибок.
Безусловно, юридическая техника не выступает лекарством от всех бед, так как всегда необходимо иметь в виду важность субъективного фактора, объясняющего, по какой причине при выполнении однотипной работы одними юристами допускаются ошибки, а другими нет.
Тем не менее, незнание либо игнорирование, а также недооценивание юридической техники не только не являются способствующим фактором, а даже может представлять собой серьезное препятствие в процессе сведения юридических ошибок к минимуму.
Каждая деятельность правового характера сложна, именно поэтому она, зачастую, обладает таким качеством как стадийность, установленная последовательность в осуществлении некоторых, хотя и обладающих взаимной связью, операций. Нарушение порядка и правил их осуществления может повлечь за собой серьезные негативные последствия.
С помощью юридической техники практикующий юрист приходит к осознанию, что эффективность собственной профессиональной деятельности может возникать лишь при выполнении в рамках заданного алгоритма.
При этом, как и любая деятельность, она будет требовать определенную технологичность в своих подходах. Юрист не должен сталкиваться с вопросом касаемо первичности формы или содержания юридического документа, так как специфика работы в правовом поле проявляется только через гармоничное сочетание буквы и духа закона, которое в свою очередь, обладает возможность в полной мере удовлетворения всех заинтересованных участником правовых отношений.
Юридическая техника представляет собой часть теории права, именно поэтому, в сферу ее деятельности входит познание общих закономерностей правовой действительности, однако в прикладной ее части, нежели у теории права. Прикладная ее часть выражена в сфере правотворчества и осуществлении права.
К примеру, юридическая техника занимается вопросами, как архитектуры отдельного нормативного акта, так и систематизации всего массива правового характера.
Предмет юридической техники
Предмет юридической техники в общем виде представлен основными этапами, способами, приема и средствами реализации юридической деятельности, благодаря которой происходит формирование и применение правовых норм, составление юридической документации.
Важно учитывать тот факт, что происходит постоянное расширение предмета юридической техники, как и самой юридической деятельности.
Например, с самого начала выработка ее правил осуществлялась исключительно эмпирическим путем и передавалась в устной форме, переходя постепенно в обычай. Это может быть юридический обряд манципации в квиритском римском праве.
Уже первые исторические памятники права обладают указаниями на технические стороны проведения юридических процессов, в особенности, можно столкнуться с речевыми формами.
Один из древнейших процессов именуется Legis Actiones, и описан во II в. римским юристом Гаем.
Ответчик должен был являться в суд при помощи истца, однако, без вмешательства власти государства. При этом необходимо было, чтобы в суд доставлялась и сама спорная вещь, а в случае, когда это было невозможным, то ее символическое изображение.
Например, они могли быть представлена горстью земли, если речь шла о ней.
Истец и ответчик держали палки в руках и направлялись к претору, где и происходило судоговорение. Истец говорил следующую формулу: «Я заявляю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов, в доказательство чего я накладываю на нее свою виндикту». После своей речи он накладывал на спорную вещь палку. В случае, когда возражений от ответчика не исходило, истец мог забрать вещь и дело прекращалось. Однако, если следовало возражение, то ответчик говорил формулу: «А я утверждаю, что эта вещь моя». И после этого также клал свою виндикту на предмет спора. После того, как они оба произнесли сою вещь, в дело вступал претор со словами: «Mittite ambo rem! (Оставьте оба вещь!)». После подобных слов судоговорение приобретало более спокойный характер.
Формирование юридической техники происходило постепенно, по мере того, как усложнялась и увеличивалась в своем масштабе юридическая действительность, предоставляя при этом более обширный материал с целью обобщения и понимания данного правового явления.
При этом нельзя утверждать, что изучение подобного вопроса исчерпало себя, так как сама познавательная деятельность людей неисчерпаема.
Процесс генезиса правил юридической техники влечет за собой трансформацию и качественные характеристики приемов, а также способов и методов, применение которые используется в юридической работе. Они вошли в инструментальный арсенал юридической деятельности.
Изменениям подвергся также и понятийный юридический аппарат, произошла существенная содержательная трансформация древнейших правовых терминов, таких как вина, суверенитет и хищение. На сегодняшний день продолжают появляться новые термины представленные экологической экспертизой, космическим правом и эвтаназией.
К примеру, правило «нет решения без доказательств» применялось в традиционном образе. То есть, доказывание выступало одним из основных процессов, которые оказывают влияние на разрешение по существу юридических дела.
К примеру, с помощью Законов XII таблицбыл определен следующий порядок преодоления ситуации недостаточности доказательственной базы: «Пусть тяжущийся, которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома не явившегося па разбирательство свидетеля и в течение трех дней во всеуслышание взывает к нему».
Или трагически известный «Malleus Maleficarum» (Молот ведьм). Как основное доказательство вино малефикара он рассматривал полученное под пытками личное признание, в отсутствие которого ведьма не может быть осуждена. Для тех же, кого серьезно подозревали в ереси, но против кого не было данных под присягой свидетельств, предусматривалась формула отречения: «Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм».
Обнародование нормативных актов представлено необходимым явлением правовой жизни, что в равной степени попадало под существенные изменения, проходя путь от устного оглашения указов, они же законы, на площадях до официальных публикаций в средствах массовой информации и глобальной сети Интернет.
Таким образом, предмет изучения науки, которая названа юридической техникой, представляет определенную совокупность вопросов, в которой собраны методы, правила, приемы и средства юридической деятельности в их динамическом формировании.
Структура юридической техники
На сегодняшний день современный уровень научного и практического интереса к прикладной юриспруденции лишь возрастает. Юридическая техника становится той системой знаний, которая контролирует оптимальное взаимодействие юридических и юридико-технических средств, которые находят свое применение в процессах формирования, закрепления и реализации права.
Например, среди юридико-технических средств можно столкнуться со стратегиями, тактиками, правилами, приемами, способами и методами.
При этом применение подобных средств происходит за счет субъектов, которые видят перед собой цель в удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей и интересов.
Содержание юридической техники сформировано двумя элементами, которые представлены:
Подобные элементы изображены на рисунке 1.
Аналогичным образом в рамках эксплуатации технических устройств выделяют:
Рисунок 1. Содержание юридической техники
Немало авторов занималось рассмотрением подобного вопроса.
Тем не менее, первый, кто выделил возможность вышеописанного разделения юридической техники, стал С.С. Алексеев. При этом он отмечал, что технические средства в конкретном случае представлены определенными юридическими конструкциями, терминологией ИТИ, а правовая технология в данном случае – это не что иное, как изложение норм, к примеру, бланкетная и ссылочная система.
Н.А.Власенко также занимался рассмотрением подобного вопроса, пытаясь понять, что же представляет собой юридическая технология, какие вопросы она решает, в чем ее суть и задачи.
Он пришел к выводу о том, что юридическая технология дает ответ на вопрос, как же прийти к осуществлению, в какой последовательности осуществлять те или иные операции. Юридическая техника, по его мнению, дает ответы на вопросы, с помощью каких приемов и средство должно происходить осуществление тех или иных технологических операций, при этом объем технологии значительно перевешивает технику.
Однако, не смотря на подобный вывод, технические средства, а в особенности и юридическая техника, не должна быть отброшена, ведь тогда юридическая деятельность приобретет крайне затруднительный характер.
Формирование организации юридической работы представлено двумя основными подходами:
Подобные подходы направляют организацию работы собственно юриста, а не саму работу, которая выполняется в соответствии с правилами юридической техники.
Юридическая тактика – это некая линия поведения, последовательность осуществляющихся действий, которая заключается в краткосрочном планировании юридической деятельности, ее формировании с целью достижения конкретно намеченной цели.
Юридическая стратегия в роли способа достижения цели сложного характера содержит в себе долгосрочное планирование и приобретает особую важность и необходимость в случаях, когда для прямого и быстрого достижения центральной цели недостаточно тех ресурсов, которые уже имеются на данный момент.
Среди общих задач стратегии, основная задача заключается в эффективном использовании наличных актов с целью достижения главной цели. Тактика представляет собой тот самый инструмент осуществления стратегии и подчинена ей.
Например, постановка стратегических задач, для решения которых применяются тактические приемы, представлена нормативными актами.
Подобные нормативные акты представлены:
Структура юридической техники состоит из трех основных частей:
Каждый раздел, который был перечислен, обладает как общими, так и специальными, то есть специфическими приемами и конструкциями.
Например, архитектура нормативных актов представляет собой вопрос, первостепенно правотворческой техники, а лингвистические правила составления юридической документации должны учитываться на всех этапах правового образования и правоприменительной деятельности.
Многими исследователями выделяются как инструментарий юридической техники такие элементы, которые представлены методами, правилами, средствами и приемами. Подобные элементы изображены на рисунке 2. Необходимо остановиться и обратить внимание на их определения.
Рисунок 2. Инструменты юридической техники
Элементы юридической техники
Научно-организационная основа юридической техники складывается из ее методов и правил.
Методы юридической техники, в первую очередь, представляют собой некие пути, благодаря которым возможны такие процессы, как исследование и познание. В более общем виде подобные методы представлены систематизированной совокупностью шагов, а также действий, которые должны быть предприняты, чтобы осуществилось решение определенной правовой задачи или достижение поставленной цели.
Таким образом, методы научного познания не обладают каким-либо одним уровнем, они могут образно быть представлены внутри определенной сфера знания как перевернутая пирамида в зависимости от степени их универсального характера.
Основанием подобного рода пирамиды будут методы-принципы, которые являются универсалиями не только в ключе подобной науки, но и для научного познания в целом, то есть, другими словами, философские категории метафизики и диалектики.
Правила представлены определенными предписаниями, благодаря которым появляется возможность установления порядка и подходов к использованию юридической техники в конкретных вопросах.
Существуют общие основные правила юридической техники, а именно:
Безусловно, перечень подобных общих правил является доктринальным, но никак не нормативным. Отсюда следует, что он открытый и может быть дополнен. Именно поэтому в такой перечень зачастую вносят поправки, либо новые правила.
Приемы юридической техники представлены способными к повторению действиями уполномоченного субъекта по осуществлению юридико-технического правила (операции).
Например, это может быть прием, с помощью которого используются бланкетные нормы, отсылающие правоприменителя к другому нормативному акту. Статья 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации представляет собой бланкетную норму, с помощью которой устанавливается уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения. Чтобы узнать, какое именно правило было нарушено, а также произошло ли нарушение вообще, необходимо обратиться к Правилам дорожного движения, которые были утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 года № 1090.
Научная литература, вместе с прочими вариантами классификации, прием юридической техники делит на три группы.
Первая группа включает в себя приемы, которые применяются для формирования текста правового документа в целом, а также к установлению его структуры.
К примеру, это может быть выражено рубрикацией текста, нумерацией его составных частей, заголовками и преамбулой, реквизитами, примечаниями и ссылками.
Вторая группа включает приемы, направленность которых причисляется к формированию непосредственных норм правового характера. Они могут быть представлены лингвистическими и логическими приемами, а также приемами, которые обладают связью с решением содержательно-познавательных задач, то есть применение конструкций правового характера и выражение модальности норм.
Третья группа представлена приемами процессуального характера, которые тесно связаны с техникой обнародования и введения актов в законную силу, а также применяемые правоприменителями и интерпретаторами права.
Средства юридической техники должны быть рассмотрены как технические устройства, своего рода аппаратной составляющей. Благодаря подобной составляющей происходит осуществление юридической деятельности во всем ее многообразии.
Литература на сегодняшний день не обладает единым мнением относительно круга средств юридической техники. В особенности, по причине многоплановости их применения, в зависимости от вида юридической деятельности возникает трудность с процессом сведения их в общую всеобъемлющую систему.
Безусловно, средства, которые применяет в своей деятельности законодательство, будут серьезным образом отличаться от тех средств, которые используются в деятельности правоприменителя.
Подобные качества представляют собой некие орудия. Тем не менее, наличие подобных качеств являются обязательным атрибутом любой техники. Видимость таких орудий труда в юридической технике в физическом плане сталкивается с некоторыми трудностями, однако это далеко не значит, что их не существует вовсе.
Орудия существуют, однако, не в материальном, а в фигуральном виде, как средства юридической техники.
Попытки формирования юридической техники не приравнены к созданию универсальной системы. Их классификация представлена следующими видами:
Зачастую юридическая техника представлена явлением частным, которое занимает весьма скромную нишу в правовой системе и носит вспомогательный характер. Зачастую ее сущность сводится к набору определенных приемов, с помощью которых формируется юридический текст.
Именно поэтому юридическая техника и по сегодняшний день зачастую отождествляется с техникой законотворчества.
Тем не менее, даже в обозначенном узком смысле нельзя не заметить ее значительную роль в формировании и функционировании всеобщей системы правового характера, которые отражаются в процессах правового образования и правовой реализации.
Важно выделить тот факт, что нельзя осуществлять сдвиг рамок юридической техники до определенных технических приемов или средств, благодаря которым осуществляется решение отдельных вопросов. Помимо этого, невозможно и сводить ее только к знаниям, не менее важным практическим навыкам и умениям.
Юридическая техника рассматривается как комплексная научная техническая сфера юридического знания. Ее центральное назначение заключается в формировании процесса поступательного обнаружения правотворческой воли к нормативному акту, а затем и к акту правоприменения более технологичным, рациональным и удобным.
Виды юридической техники
Виды юридической техники:
Правила законодательной техники:
а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) нормативных актов (наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган принятия, подпись соответствующего должностного лица и т.д.);
б) относящиеся к содержанию нормативного акта (регулирование однородных общественных отношений, отсутствие пробелов, минимизация исключений и отсылок и т.д.);
в) относящиеся к структуре нормативного акта (общие нормы помещаются в начале нормативного акта, однородные нормы излагаются компактно, например в главах, разделах нормативного акта, нумерация статей является сплошной, стабильной и т.д.);
г) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость языка нормативных актов, стандартность формулировок и т.д.).
Техника систематизации законодательства (нормативных актов) предполагает использование таких способов его систематизации как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.
Техника правоприменительных (индивидуальных) актов связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необходимого содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие терминологического стиля языку законодательства и т.д.
6. Содержание юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
7. Требования к оформлению документов, сформулированные с позиций документоведения, закрепляются в инструкциях и правилах по делопроизводству. В правовых дисциплинах указанные требования развиваются в рамках так называемой юридической техники и включаются в нормативные правовые акты и методические пособия, отличающиеся по структуре, содержанию, терминологии от разработок по делопроизводству. Между требованиями юридической техники и правилами делопроизводства нет непроходимой границы, поскольку они обращены к одному объекту – документу. Вместе с тем можно констатировать наличие двух массивов правил оформления документов, которые в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Существенным является то, что в документоведении и правовых дисциплинах сложились различные подходы к структуре документа и его реквизитам.
Документоведение исходит из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов, одним из которых является текст документа. Перечень трех десятков реквизитов документа закреплен в настоящее время в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Правовые дисциплины подразделяют документ на содержательную часть и реквизиты. Последним отводится вспомогательная роль. Они служат для идентификации документа, придания ему юридической силы. Например, в Законе Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008) приводятся следующие определения:
Содержательная часть правового акта – выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия. Реквизиты правового акта – обязательные сведения, включаемые в текст правового акта для признания его действительным.
В юридической литературе можно найти высказывания о том, что трактовка понятия реквизитов документа, изложенная в названном стандарте, является отражением не всегда оправданной тенденции формализации и унификации элементов документов и не должна быть поводом для изменения традиционного юридического понимания реквизитов нормативного правового акта.
8. Основные законы логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания) используются в правотворчестве для построения как правовых актов в целом, так и их отдельных частей и положений;
Общие требования к форме нормативных актов (формулированию заглавных названий статей и частей текста, юридическому стилю, юридическому языку>:
1. Логическая последовательность и компактность изложения нормативных предписаний, содержащихся в нормативном акте; соответствие содержания закона его наименованию;
2. Отсутствие противоречий внутри нормативного акта, а также с иными нормативными актами; исключение пробелов;
3. Наличие формальных реквизитов в нормативных актах:
4. Наличие установленной структуры нормативного акта: глав, разделов и частей — в крупных законах; статей — во всех законах; пунктов — в подзаконных актах; заголовков в каждой статье — в законах, преимущественно в кодексах, а также возможность преамбул в отдельных законах; приложений — в подзаконных нормативных актах;
5. Краткость изложения и вместе с тем ясность, логичность, грамматическая правильность языка нормативного акта — без художественной красивости и декларативных положений: метафор, эпитетов, сравнений, аббревиатур, ненормативных слов и словосочетаний и др.
Для юридического языка характерен повелительный стиль изложения.
Отступление от этих требований ведет к юридическим ошибкам: пробелам в нормативном акте, противоречиям между его статьями, нечетким формулировкам, стилистическим погрешностям и др., которые снижают качество акта, усложняют его уяснение и разъяснение (толкование), затрудняют реализацию норм права в конкретных отношениях.
9. Структурные элементы содержательной части текста правового акта
Структурными элементами содержательной части правового акта могут быть:
1. преамбула;
2. часть;
3. раздел;
4. подраздел;
5. глава;
6. параграф;
7. статья;
8. пункт статьи;
9. часть статьи (пункта);
10. подпункт;
11. абзац.
Приведенный перечень включает практически все используемые в настоящее время структурные элементы. Однако он все же не является исчерпывающим. Использование некоторых структурных элементов, например, сносок к заголовкам или тексту правового акта следует считать нежелательным.
Преамбула правового акта содержит разъяснение мотивов и целей его издания, а в необходимых случаях юридическое обоснование издания акта с указанием соответствующих правовых актов. Включение в преамбулу нормативных положений не допускается. Преамбула не имеет заголовка и обозначения в виде слова «Преамбула». Преамбула может состоять из абзацев.
Часть правового акта — наиболее крупный структурный элемент, использующийся только в больших по объему систематизированных нормативных правовых актах типа кодекса. Как правило, кодексы имеют две части (общую и особенную), а иногда и третью (заключительную). Части подразделяются на разделы.
В случае принятия кодекса по частям частью называется весь принимаемый единовременно крупный фрагмент кодекса, составляющий весь текст соответствующего закона. При этом часть такого рода может и не подразделяться на разделы.
Раздел правового акта чаще всего подразделяется на главы. Однако в необходимых случаях раздел может включать подразделы, состоящие из глав. Разделы используются в крупных по размеру правовых актах.
Заголовочная часть раздела состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера раздела и его заголовка, например: «Раздел 1. Общие положения».
Подраздел правового акта в качестве структурного элемента используется довольно редко.
Необходимость в подразделе возникает в случаях, когда в крупном разделе нормативный материал тематически распределяется на два или более достаточно больших фрагмента, которые в свою очередь тематически делятся на относительно большие элементы. В таких случаях раздел делится на подразделы, а последние — на главы.
Заголовочная часть подраздела состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера подраздела и его заголовка, например: «Подраздел 1. Основные положения».
Глава правового акта относится к числу самых распространенных структурных элементов. Большинство более или менее крупных законов состоят из глав. Главы, как правило, делятся на статьи. В некоторых случаях главы состоят из параграфов, подразделенных на статьи.
Заголовочная часть главы состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера главы и ее заголовка, например: «Глава 7. Заключительные положения».
Параграф правового акта в отличие от главы в качестве структурного элемента нормативного правового акта используется редко (хотя, пожалуй, именно параграф является символом юридического текста).
Заголовочная часть параграфа состоит из обозначения вида структурного элемента словом без сокращения или символом «§», порядкового номера параграфа и его заголовка, например: «Параграф 1. Принятие законов референдумом» или «§ 1. Принятие законов референдумом».
Статья (пункт) правового акта является основным первичным структурным элементом правового акта, из которого формируются более крупные структурные элементы. С наименованием «статья» рассматриваемый структурный элемент используется в законах, а с наименованием «пункт» — в других правовых актах за редким исключением.
Пункт статьи правового акта является сравнительно новым структурным элементом нормативного правового акта. Деление статей законов на пункты вошло в законодательную практику СССР и РСФСР примерно с начала девяностых годов XX века.
Пункты статьи образуются не менее чем одним начинающимся с абзацного отступа предложением и нумеруются в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой (без включения в порядковый номер пункта статьи порядкового номера данной статьи). Пункты статьи не имеют заголовков и обозначений вида структурного элемента.
Часть статьи (пункта) правового акта, часть пункта статьи правового акта образуются одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения и не имеют порядковых номеров.
Часть статьи (пункта), часть пункта статьи правового акта могут состоять из одного абзаца или нескольких абзацев текста, а также из подпунктов.
Подпункты статьи или пункта, (а также пункта статьи, части статьи или пункта, части пункта статьи) правового акта образуются абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и пронумерованными в пределах этого предложения арабскими цифрами со скобкой справа без точки. Нумерация подпунктов буквами (например, а), б), в) и т.д.) нежелательна.
Абзац текста правового акта — любой фрагмент текста правового акта, заключенный между абзацным отступом (красной строкой) и окончанием предложения либо другим абзацным отступом.
10. Правовая природа юридического текста требует особой точности и тщательности в формулировке правовых предписаний, продуманности и логичности структуры документа, не допускает многозначности, расплывчатости, противоречивости его норм. В известных источниках достаточно полно и детально описана законодательная и юридическая техника. Она тесно связана с организацией лексико-юридического материала, его синтаксической структурой и семантикой, направлена на внешнее изложение, призвана совершенствовать язык юридического документа, делать его более понятным, точным и грамотным.
Смысл (содержательная сторона) юридического текста появляется в результате прочтения. Есть текст, и есть интерпретатор, который наделяет этот текст смыслом. Но поскольку у интерпретаторов разные интеллектуальные возможности (образование, уровень культуры, в том числе и правовой), общей целью законодательной техники является достижение доступности текста правовых норм с точки зрения их смысла, что, впрочем, не должно идти в ущерб его юридической точности, искажать смысл закона. Внешнее изложение правового акта предполагает, что право воздействует на волю и сознание людей только с помощью языка. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний, с его помощью мысль законодателя оформляется и становится пригодной для внешнего использования.
Любой текст имеет языковую, логическую, грамматическую и графическую основы. Юридический текст, имеющий функционально-стилевую принадлежность, также есть соединение этих основ. И одной из важнейших задач является выработка правил совершенствования языка, стиля и логики права.
В тексте правового документа необходимо избегать всякой эмоциональной окраски. Это обусловлено его функционально-стилевой принадлежностью к официально-деловому стилю. Язык нормативно-правового акта должен быть нейтральным, чтобы не вызывать лишние эмоции и не отвлекать от сути заложенного в нем смысла. Исключаются торжественность, пафос, риторические вопросы, использование стилистических фигур. Для некоторых текстов (жалоба, дипломатические документы) характерна некоторая образность, однако недопустимо переступать разумные пределы, так как нейтральность языка прежде всего повышает эффективность толкования текста и реализации правовых норм.
В изложении юридической информации нужно соблюдать последовательность, смысловую завершенность, так как отсутствие логики, разрывы в последовательности содержания, перескакивание с одного предмета рассмотрения к другому и т. п. затрудняют ее интерпретацию, нарушают взаимосвязь и внутреннее единство правового материала.
Особенности языка юридических текстов касаются конкретных областей лингвистики.
Лексикология и словоупотребление.
Для обозначения определенных понятий в нормативных актах используются специальные термины двух видов: неюридические и юридические. Неюридические термины применяются для точного указания на реалии действительности из других (неюридических) сфер жизни человека. При употреблении специальной юридической терминологии необходимо соблюдать три принципа: единство терминологии[4] (недопустимо для обозначения одних и тех же понятий использовать разные термины); общепризнанность терминологии (используемые термины должны быть признаны наукой и практикой); устойчивость терминологии (нельзя вводить новые термины наряду с принятыми).
Правовой язык использует также иностранную терминологию (заимствования). Этот процесс неизбежен, так как в ряде случаев при написании юридического текста без этого невозможно обойтись (дипломатическая документация, правовые акты, основанные на нормах международного права и пр.), и связан с расширением международно-правового общения между государствами. Бoльшая часть заимствований – из латинского юридического языка, правовая система которого была тщательно отработана. В то же время злоупотребление иностранными словами либо неоправданное их употребление приводит к искажению смысла и делает текст сложным для понимания.
Словообразование и морфология.
2. Использование наименований должностных лиц мужского рода в единственном числе (председатель, директор, кандидат и пр.). Параллельные наименования женского рода имеют разговорную, даже сниженную стилистическую окраску, поэтому они категорически исключены в текстах нормативно-правовых актов.
Синтаксис нормативных документов.
В предложении в составе юридического текста должен соблюдаться преимущественно прямой порядок слов, что обусловлено возрастанием к концу предложения информационной роли порядка слов в письменной речи. Использование различного рода инверсий смещает смысловые акценты во фразе и искажает первоначальное значение. Например:
Следует избегать употребления как излишне коротких, так и очень длинных предложений. Увеличение количества слов в некоторых случаях до нескольких десятков значительно осложняет понимание текста, так как при чтении происходит потеря логического смысла. Напротив, слишком короткое предложение не позволяет выразить достаточно полно необходимую мысль автора, поэтому краткость не должна идти в ущерб смыслу.
Фразы должны быть несложной конструкции, без перегрузки их придаточными предложениями и различного рода осложнениями.
Реквизиты не содержат регулятивных положений (предписаний), однако значение их велико. Без реквизитов немыслим ни один правовой акт. Без реквизитов вообще невозможно определить юридическую природу правового акта.
Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Кроме того, состав реквизитов правового акта в рамках одного вида может меняться в зависимости от вида текста правового акта. Наиболее полный состав реквизитов имеет подлинник правового акта.
Вместе с тем из всего перечня возможных реквизитов правовых актов можно выделить основные реквизиты, которые являются общими для правовых актов любых видов.
Общими реквизитами правовых актов (применительно к подлиннику) являются:
1. изображение герба;
2. обозначение вида правового акта;
3. заголовок (наименование) правового акта;
4. подпись (подписи) уполномоченного лица (лиц);
5. дата принятия правового акта;
6. номер правового акта.
Указанные общие реквизиты правовых актов в то же время являются и наиболее значимыми. Большинство видов правовых актов имеют состав реквизитов, совпадающий с общим.
Наиболее значительные особенности присущи реквизитам законов и правовых актов, утвержденных другими правовыми актами.
Так, помимо общих реквизитов законы имеют гриф принятия закона законодательным органом. Законы, принятые референдумом, имеют гриф принятия законов референдумом и, соответственно, не имеют грифов принятия (и одобрения) законов законодательным органом.
Правовой акт, утвержденный другим правовым актом, имеет следующие реквизиты:
1. заголовок правового акта;
2. гриф утверждения правового акта.
Состав реквизитов для каждого вида правового акта желательно установить нормативно. Во многих субъектах Российской Федерации это сделано, причем на законодательном уровне.
Изображение герба субъекта Российской Федерации следует помещать на подлинниках всех правовых актов соответствующего субъекта. На текстах других видов изображение герба не обязательно.
На практике герб изображается и на заверенных копиях правовых актов, поскольку они изготавливаются на основе подлинников соответствующих правовых актов.
Изображение герба следует располагать на подлиннике правового акта посредине листа над обозначением вида правового акта.
Заголовок правового акта обозначает тему (предмет регулирования) правового акта. Заголовок должен быть точным и по возможности кратким. При этом краткость заголовка не должна достигаться за счет его точности.
Совершенно недопустимо смысловое рассогласование заголовка и содержания текста. Например, в постановлении Правительства Нижегородской области от 20 мая 2002 года № 98 «О неотложных мерах по профилактике бешенства в Нижегородской области» речь идет, собственно, об утверждении прилагаемых Мероприятий по профилактике этого заболевания. Лица, ведущие поиск по заголовку правового акта с использованием электронных баз данных будут испытывать при этом значительные трудности.
Подпись (подписи) уполномоченного лица (лиц) на подлиннике правового акта включает три элемента:
· полное официальное наименование должности лица, уполномоченного подписывать данный правовой акт;
· личную подпись уполномоченного лица;
Правовой акт должен подписываться уполномоченным лицом собственноручно. Использование факсимиле или иного аналога личной подписи не допускается.
Расшифровка подписи уполномоченного лица состоит из инициалов (первых букв имени и отчества с точкой) и фамилии (без сокращений). Расшифровка подписи возможна и без инициала отчества, что соответствует традиции оформления подписи в нормативных правовых актах Российской Федерации (а ранее РСФСР и СССР).
Дата (принятия) правового акта в качестве его реквизита может оформляться двумя способами:
Номер правового акта может быть простым (состоящим из одного порядкового номера) и сложным (состоящим из разделенных дефисом порядкового номера и буквенного индекса, обозначающего вид правового акта). Предпочтительнее последний способ оформления номера, так как он позволяет уже по номеру судить о характере нормативного правового акта.
12. Рассмотрим подробнее наиболее важные виды процедурного производства:
1) лицензионно-разрешительное;
2) регистрационное;
3) правотворческое (в смысле порядка подготовки правовых актов управления).
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
Для получения лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов. В лицензии указывается: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-заявителя и паспортные данные физического лица; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления деятельности.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее пяти лет. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.
Установлено, что при ликвидации предприятия, организации, учреждения или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
15.
— законы должны регулировать действительно коренные вопросы,
— они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
— их соблюдение должно быть непререкаемым.[7]
18. Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, /к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
19. Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.
Определение суда может оформляться как путём составления отдельного документа, так и путём его занесения в протокол судебного заседания (протокольное определение).
Также определением называется итоговый судебный акт кассационной судебной инстанции в гражданском, уголовном и административном процессах.
22. Презу?мпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока не доказана его ложность. Презумпции широко используются в правоведении.
Правовые презумпции – разновидность общих презумпций. Они отражают обычный порядок связей между предметами и явлениями только в сфере права либо только в связи с правом. Правовые презумпции прямо или косвенно закрепляются в нормах права.
Законные презумпции широко используются в процессуальной деятельности органов внутренних дел, значительно сокращая процесс доказывания по делу, перераспределяя бремя доказывания между участниками процесса. Одним из видов правовых презумпций является презумпция невиновности.
«Правовая презумпция – это закрепленное в норме права предположение о наличии или отсутствии юридических фактов». Выделяют следующие правовые презумпции:
1) презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана соответствующим судом в установленном законом порядке;
2) презумпция знания закона. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение;
3) презумпция справедливости закона;
4) презумпция авторства. Считается, что автором романа, картины, скульптуры и т.д. является тот, под чьей фамилией опубликовано (сделано, нарисовано) произведение, пока иное не будет доказано в установленном законом порядке.
23. Правовые аксиомы определяют и как общепринятые суждения, которые служат исходными посылками в аргументированных рассуждениях о правовом и неправовом. Своего рода аксиоматическое ядро права образует определенная совокупность базовых высказываний, выражающих сущность отношения власти к личности, обществу, знанию.
«Правовые аксиомы, – пишет И.А. Иванников, – это положения, принимаемые за истину и не требующие специального юридического доказывания». Современная наука опирается на аксиомы как на исходные, проверенные жизнью данные или доказанные в рамках неопровержимых эмпирических испытаний. В юриспруденции содержатся следующие аксиомы:
а) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение;
б) люди рождаются свободными и равными в своих правах;
в) гнев не оправдывает правонарушения;
г) все сомнения толкуются в пользу обвиняемого;
д) тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного;
е) никто не может быть судьей в своем собственном деле.
24. Исключение — действие, выведенное из подчинения норм и стандартов.
25. Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
26. Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):
– наименование органа, принявшего закон;
– номер и дата принятия;
– нормативно-правовое содержание закона;
– последствия несоблюдения закона;
– отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);
– опубликование закона и вступление его в силу;
Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.
Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.
Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.
«Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм. Преамбула обычно помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания в нее не включаются» [3, с.98].
Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).
После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе. «Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.3 ст.15 Конституции РФ). Его реализации посвящен федеральный Закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобрен Советом Федерации 1 июля 1994., подписан Президентом 14 июня 1994 г)» [6, с.47].
Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента РФ).
27. Законопроекты делятся на структурные единицы. Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
3.8 Часть законопроекта обозначается словами «ЧАСТЬ ПЕРВАЯ; ЧАСТЬ ВТОРАЯ» и может иметь наименование. В проектах кодексов могут выделяться общая часть, содержащая положения общенормативного значения, и особенная часть, содержащая конкретные нормативные предписания.
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
3.9 Раздел законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение и наименование раздела законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела законопроекта печатается полужирным шрифтом.
3.10 Подраздел законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение подраздела законопроекта печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера подраздела, после которого ставиться точка.
3.11 Глава законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование.
Обозначение главы законопроекта печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера главы, после которого ставиться точка.
3.12 Параграф законопроекта обозначается знаком «§», имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование.
Наименование параграфа законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера параграфа, после которого ставиться точка.
3.13 Статья законопроекта является его основной структурной единицей. Статья законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование, но в исключительных случаях статья может не иметь наименования.
Обозначение статьи законопроекта печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера статьи, после которого ставиться точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставиться и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья законопроекта подразделяется на части, обозначаемые арабскими цифрами с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи законопроекта могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте части будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте части будут следовать после двоеточия, не допускается.
3.14 Законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты не имеют наименований статей.
Статьи таких законопроектов делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты статей таких законопроектов могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.
3.15 Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов статей частей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнение вноситься в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей.
Если дополнение вноситься в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительными цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 51, статья 93, часть 31, пункт 22, подпункт «в1»).
3.16 Заключительные и переходные положения законопроекта следует располагать в отдельной заключительной главе или статье.
В заключительных и переходных положениях законопроекта указываются:
28. Правовая природа юридического текста требует особой точности и тщательности в формулировке правовых предписаний, продуманности и логичности структуры документа, не допускает многозначности, расплывчатости, противоречивости его норм. В известных источниках достаточно полно и детально описана законодательная и юридическая техника. Она тесно связана с организацией лексико-юридического материала, его синтаксической структурой и семантикой, направлена на внешнее изложение, призвана совершенствовать язык юридического документа, делать его более понятным, точным и грамотным.
Смысл (содержательная сторона) юридического текста появляется в результате прочтения. Есть текст, и есть интерпретатор, который наделяет этот текст смыслом. Но поскольку у интерпретаторов разные интеллектуальные возможности (образование, уровень культуры, в том числе и правовой), общей целью законодательной техники является достижение доступности текста правовых норм с точки зрения их смысла, что, впрочем, не должно идти в ущерб его юридической точности, искажать смысл закона. Внешнее изложение правового акта предполагает, что право воздействует на волю и сознание людей только с помощью языка. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний, с его помощью мысль законодателя оформляется и становится пригодной для внешнего использования.
Между тем современное законодательство, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований, страдает множеством недостатков, в том числе и технического характера. Происходит отставание нормотворческой деятельности и появление лингвистических ошибок в текстах нормативно-правовых актов. Плохой текст правового акта, неточность его определений, терминов создают возможность для неправильного применения правовых норм. Таким образом, чтобы воля законодателя была доступной и ее смысл не расходился с текстовым оформлением, необходимы четкое изложение и ясная лингвистическая формулировка норм закона. Поэтому одним из условий успешной правотворческой деятельности является соблюдение системы определенных требований, предъявляемых к правовым актам. Именно знание и грамотное использование приемов юридической техники позволяет создавать качественно оформленные и удобные для восприятия юридические документы.
Любой текст имеет языковую, логическую, грамматическую и графическую основы. Юридический текст, имеющий функционально-стилевую принадлежность, также есть соединение этих основ. И одной из важнейших задач является выработка правил совершенствования языка, стиля и логики права.
В тексте правового документа необходимо избегать всякой эмоциональной окраски. Это обусловлено его функционально-стилевой принадлежностью к официально-деловому стилю. Язык нормативно-правового акта должен быть нейтральным, чтобы не вызывать лишние эмоции и не отвлекать от сути заложенного в нем смысла. Исключаются торжественность, пафос, риторические вопросы, использование стилистических фигур. Для некоторых текстов (жалоба, дипломатические документы) характерна некоторая образность, однако недопустимо переступать разумные пределы, так как нейтральность языка прежде всего повышает эффективность толкования текста и реализации правовых норм.
В изложении юридической информации нужно соблюдать последовательность, смысловую завершенность, так как отсутствие логики, разрывы в последовательности содержания, перескакивание с одного предмета рассмотрения к другому и т. п. затрудняют ее интерпретацию, нарушают взаимосвязь и внутреннее единство правового материала.
Особенности языка юридических текстов касаются конкретных областей лингвистики.
Лексикология и словоупотребление.
Для обозначения определенных понятий в нормативных актах используются специальные термины двух видов: неюридические и юридические. Неюридические термины применяются для точного указания на реалии действительности из других (неюридических) сфер жизни человека. При употреблении специальной юридической терминологии необходимо соблюдать три принципа: единство терминологии[4] (недопустимо для обозначения одних и тех же понятий использовать разные термины); общепризнанность терминологии (используемые термины должны быть признаны наукой и практикой); устойчивость терминологии (нельзя вводить новые термины наряду с принятыми).
Правовой язык использует также иностранную терминологию (заимствования). Этот процесс неизбежен, так как в ряде случаев при написании юридического текста без этого невозможно обойтись (дипломатическая документация, правовые акты, основанные на нормах международного права и пр.), и связан с расширением международно-правового общения между государствами. Бoльшая часть заимствований – из латинского юридического языка, правовая система которого была тщательно отработана. В то же время злоупотребление иностранными словами либо неоправданное их употребление приводит к искажению смысла и делает текст сложным для понимания.
Словообразование и морфология.
2. Использование наименований должностных лиц мужского рода в единственном числе (председатель, директор, кандидат и пр.). Параллельные наименования женского рода имеют разговорную, даже сниженную стилистическую окраску, поэтому они категорически исключены в текстах нормативно-правовых актов.
Синтаксис нормативных документов.
В предложении в составе юридического текста должен соблюдаться преимущественно прямой порядок слов, что обусловлено возрастанием к концу предложения информационной роли порядка слов в письменной речи. Использование различного рода инверсий смещает смысловые акценты во фразе и искажает первоначальное значение. Например:
Следует избегать употребления как излишне коротких, так и очень длинных предложений. Увеличение количества слов в некоторых случаях до нескольких десятков значительно осложняет понимание текста, так как при чтении происходит потеря логического смысла. Напротив, слишком короткое предложение не позволяет выразить достаточно полно необходимую мысль автора, поэтому краткость не должна идти в ущерб смыслу.
Можно приводить массу примеров нарушений языковых норм (орфографических, лексических, морфологических, синтаксических) в правовых актах. Их наличие говорит о необходимости владения законодателем правилами и техникой юридического письма, так как это обеспечит наибольшую эффективность правовых норм в стадии интерпретации и реализации. Уровень совершенства, четкости и ясности закона в значительной степени зависит от уровня развития языковых норм. Языковое воплощение нормативного акта должно обеспечивать общедоступность и максимальные удобства для его изучения и применения. Для достижения высокого качества содержания и формы правового акта необходимо:
— выработать и законодательно закрепить систему лингвостилистических правил нормативно-правовых документов в соответствии с нормами русского языка;
— установить обязательную лингвистическую экспертизу нормативно-правовых актов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (с привлечением специалистов – языковедов);
— для студентов юридических факультетов высших учебных заведений ввести изучение соответствующих дисциплин в виде курсов или спецкурсов (например, «Язык и право», «Законодательная техника», «Судебная лингвистика», «Стилистика деловой речи юриста» и пр.[8]).
— развивать изучение законодательной техники применительно к различным отраслям права с целью выявления специфических средств, приемов и правил создания нормативных документов.
29. Статья 31. Языковые требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта
Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
Статья 32. Терминология нормативного правового акта
Терминология нормативного правового акта должна формироваться с использованием общепонятных слов и словосочетаний.
Одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму.
При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.
(часть 3 статьи 32 введена Законом Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Статья 33. Использование специальных обозначений
Специальные обозначения используются в нормативном правовом акте только в том понимании, в каком они употребляются в соответствующей специальной области.
В случае необходимости специальные обозначения поясняются в нормативном правовом акте.
Статья 34. Требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного правового акта
В тексте нормативного правового акта не допускается употребление:
Статья 35. Сокращения и обобщенные понятия, употребляемые в нормативных правовых актах
Наименования государственных органов (организаций), употребляемые в нормативных правовых актах, указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями, предусмотренными их уставами и положениями, решениями об их создании, наименовании и переименовании и другими актами.
Употребление сокращенных наименований государственных органов (организаций) допускается, когда сокращенные наименования являются официальными, лишь в технических нормативных правовых актах, ненормативных правовых актах, а также в стенограммах, протоколах, служебных письмах, документах справочного характера и нетекстовых приложениях к правовым актам.
(часть 2 статьи 35 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Обобщенные понятия (слова, словосочетания), обозначающие государственные органы (организации), используются в нормативных правовых актах только в тех случаях, когда имеется в виду любой из государственных органов (организаций), на которые распространяется соответствующее обобщенное понятие.
Если в тексте нормативного правового акта требуется неоднократно указать наименование государственного органа (организации), а равно если неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то наименование этого государственного органа (организации) или понятия дается полностью в нормативном положении, где оно использовано первый раз, при этом в скобках указывается сокращение (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих положениях.
Это же правило применяется к названию нормативного правового акта, отсылка к которому делается многократно, если указание полного названия является нецелесообразным.
30. Язык закона — это всегда литературный язык, то есть нормативный естественный язык, отвечающий (в идеале) всем орфографическим, пунктуационным, грамматическим правилам, сложившимся на данный момент языковым нормам.
В современном русском языке различается пять функциональных стилей: 1) разговорный, 2) научный, 3) официально-деловой, 4) литературно-художественный, 5) публицистический. Каждый стиль характеризуется определённым преобладающим набором языковых средств, позволяющих с известной точностью отнести конкретный текст к тому или иному функциональному стилю.
По мнению большинства исследователей проблемы, язык закона относится к официально-деловому стилю. Впрочем, высказывается точка зрения, согласно которой язык закона есть самостоятельный функциональный стиль современного литературного языка, но достаточных научных данных за общепризнанность такого подхода пока не получено.
Официально-деловой стиль включает в себя две разновидности: официально-документальный стиль, куда относятся такие подстили как язык дипломатии (меморандумы, коммюнике и пр.) и язык законов (собственно законов и других нормативных актов), и обиходно-деловой стиль (включает в себя подстили деловых бумаг — доверенностей, заявлений и пр. и деловой переписки).
31. Корпоративное право — одна из отраслей российского права; является подотраслью гражданского права. Нормы корпоративного права направлены на урегулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. Следовательно, корпоративное право — это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок деятельности и создания хозяйственных обществ и товариществ.