Что относится к юридически значимым действиям
Что относится к юридически значимым действиям
Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться в Государственное юридическое бюро или к адвокату, занимающемуся оказанием бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:
1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
При обращении в государственные органы и органы местного самоуправления допускаются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа:
— в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
— документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, представлены не в полном объеме;
— представленные документы содержат недостоверные сведения;
— гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции государственного органа (органа местного самоуправления);
— в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
— в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия почтовый адрес поддаются прочтению;
— в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
— ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
Типичными ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий считается:
— документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют положениям пункта 18 Регламента;
— просьба не соответствует положениям пункта 19 Регламента;
— заявление, просьба не поддаются прочтению.
Приказом Минэкономразвития России №482 от 20.07.2015 утверждены Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формы и приказом Минэкономразвития России №697 от 30.09.2015 утверждены Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также в заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, или прилагаемым к указанным заявкам документам и их формы. При составлении заявок на ТЗ и НМПТ заявителям необходимо руководствоваться упомянутыми документами. В них подробно описано, каким образом заполняются графы заявок, какие сведения должны быть в них указаны.
Следует отметить, что заявление заполняется:
— по ТЗ – по форме, приведенной в приложении №1 к Требованиям;
— по НМПТ – по формам, приведенным в приложениях №1 и №2 к Требованиям.
Документы заявок представляются в 1-м экземпляре. Изображение товарного знака представляется в 2-х экземплярах.
1-я графа заявки (код 750) – адрес для переписки. В этой графе заявитель указывает адрес для быстрой почтовой доставки корреспонденции.
Очень часто заявители не указывают почтовый индекс и наименование адресата (название организации или ФИО, кому адресована корреспонденция). К заполнению этой графы надо относиться более внимательно, поскольку от полноты и актуальности сведений, в ней приведенных, зависит получение заявителем направляемой корреспонденции. Очень много приходит в ФИПС почтовых возвратов, экспертам приходится дополнительно направлять исходящую корреспонденцию по другим адресам, указанным в заявке, что в свою очередь приводит к затягиванию рассмотрения заявки.
Резюме: в графе (750) заявки должно указываться: индекс, регион, город, улица, № дома (офиса), адресат.
Далее: графа под кодом (731) «Заявитель».
Бывают ошибки, что заявители не указывают в наименовании организационно-правовую форму (вместо ООО «Огонёк» просто «Огонёк») либо сокращают наименование (пример: ООО НПО «Восход»). Следует указывать полностью наименование, как оно приведено в учредительных документах, т.е. – расшифровывать: Обшество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Восход» и т.д.
В этой же графе под наименованием заявителя указывается полный почтовый адрес заявителя (место нахождения юридического лица) или место жительства индивидуального предпринимателя (для заявок на ТЗ) (гражданина – для заявок на НМПТ). Надо быть также внимательными – не забывать про индекс…..
Как известно, в соответствии с п.1 ст.1492 Кодекса заявка на государственную регистрацию товарного знака подается юридическим лицом или предпринимателем. Исходя из этого, указание в графе «Заявитель» нескольких лиц является нарушением требований действующего законодательства. Такие случаи имеют место быть.
Что касается заявок на НМПТ:
— заявка на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на такое наименование подается гражданином или юридическим лицом либо несколькими гражданами и (или) юридическими лицами;
— заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ подается одним гражданином или юридическим лицом.
Если заявителем является иностранное лицо, то в данной графе помимо наименования и адреса обязательно указание официального наименования страны. Нередки случаи, когда заявители указывали только код страны по стандарту ВОИС-ST.3, а название страны – нет. Или указывали транслитерацию русскими буквами названия страны вместо официального наименования страны. Это неправильно.
Следующая графа «Идентификаторы заявителя». Этой графы раньше не было в заявке. Она была включена в связи с тем, то законодательство предусматривает возможность использования системы межведомственного электронного взаимодействия для обмена документами и информацией между ФОИВ в процессе предоставления гос.услуг. Запрашиваемые документы и информация предоставляется на основании межведомственных запросов по идентификаторам, которые необходимы для получения сведений.
— для юридических лиц обязательны для заполнения ОГРН (основной государственный регистрационный номер), ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), КПП (код причины постановки на учет в налоговом органе);
— для индивидуальных предпринимателей (по заявкам на ТЗ) – ОГРНИП, ИНН;
— для гражданина, не являющегося ПБОЮЛ (по заявкам на НМПТ) – ИНН и СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета).
Следующая графа под кодом (740) «Представитель заявителя».
Особых типичных ошибок заполнения этой графы не выявлено. Надо отметить, что данная графа должна быть заполнена в случае подачи заявки через представителя заявителя. Если представитель является патентным поверенным, то кроме указания фамилии, имени, отчества представителя, его адреса, контактных данных, обязательно указывается его регистрационный № в Роспатенте.
Следующая графа под кодом (540) «Изображение заявляемого обозначения» для заявок на ТЗ. Здесь чаще всего допускаются ошибки, связанные с качеством изображения, а именно предоставление изображения с размытым контуром, либо содержащие какие-то вкрапления, не входящие в состав знака.
Вместе с тем, участились случаи, когда в одной заявке в графе «Изображение заявляемого обозначения» приводятся варианты обозначения, отличающиеся друг от друга элементами, либо цветовым сочетанием.
Например, в графе (540) размещено цветное изображение и черно-белое. Это является явным нарушением требований пункта 2 статьи 1492 Кодекса, где сказано, что заявка на товарный знак должна относиться к одному товарному знаку. Что касается нетрадиционных знаков, то требования к их представлению приведены в п.27 Требований, где все подробно изложено и в случае необходимости регистрации таких обозначений при составлении заявки заявитель может им воспользоваться.
Следующая графа под кодом (571) «Описание заявляемого обозначения» для заявок на ТЗ.
Довольно часто данная графа вообще не заполняется заявителями. Это является явным нарушением действующего законодательства, поскольку в п.29 Требований подробно изложено, какие сведения должно содержать описание заявленного обозначения. Это прежде всего описание всех словесных, изобразительных элементов, транслитерация и перевод (если имеется) словесных элементов, выполненных не на русском языке. Чаще всего заявители забывают указать само заявляемое обозначение, если заявлено словесное обозначение, транслитерацию, перевод словесных элементов, описывают только основные элементы знака. Следующая графа под кодом (591) «Цвет или цветовое сочетание» для заявок на ТЗ.
Данная графа заполняется только в том случае, если испрашивается регистрация товарного знака в цвете или цветовом сочетании. Описание цветов должно соответствовать цветам, используемым в обозначении и содержащимся в репродукции, и цвета указываются общепринятыми терминами (зеленый, красный, светло-розовый…). Заявители часто забывают указать некоторые из используемых цветов, если знак цветной и содержит многие цвета.
Здесь, как правило, не возникает ошибок при заполнении. Однако следует отметить о необходимости заполнения данной графы. Нужно указывать вид знака, в особенности, если заявляется нетрадиционный знак (объемный, звуковой, изменяющийся….).
Об особенностях заполнения графы под кодом (511), относящейся к перечню товаров (услуг), в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам МКТУ, расскажет другой докладчик.
Далее следуют графы, касающиеся установления приоритета товарного знака и установления даты подачи заявки, графа, в которой приводятся сведения об уплате пошлин, графа «перечень прилагаемых документов», заполнение которых не вызывает трудностей у заявителей.
И, наконец, графа «Подпись»
Часто встречается, что графа «Подпись» не заполнена – отсутствует сама подпись. Бывают случаи – подпись есть, но нет расшифровки: кто подписал – ФИО, должность, также забывают проставить печать (если заявителем является юридическое лицо).
Заявка подписывается заявителем или его представителем с указанием даты подписания. Подпись заявителя или его представителя расшифровывается указанием фамилии, имени и отчества подписывающего лица. Подпись заявителя или его представителя, а также печать юридического лица проставляются на каждом дополнительном листе. Не редко бывают случаи, когда заявка подписана правильно, а например, в перечне товаров/услуг, представленном на дополнительных листах, подписан только последний лист, а остальные листы не подписаны. Должен быть подписан каждый дополнительный лист приложения к заявке. Если у предприятия нет печати, надо об этом ставить в известность экспертизу.
Теперь стоит поговорить о некоторых особенностях заполнения заявок на НМПТ, неправильное заполнение которых приводит к направлению запроса формальной экспертизы. Графы «адрес для переписки», «заявитель», «идентификаторы заявителя», «представитель заявителя» и «подпись» заполняются аналогично заявкам на ТЗ.
Графа под кодом (540) «Заявляемое обозначение»
В данной графе приводится заявляемое обозначение в обычном шрифтовом исполнении. Проблем с заполнением этой графы у заявителей не возникает.
Графа «Указание товара»
В данной графе приводится указание товара (ов), в отношении которого (ых) испрашивается государственная регистрация НМПТ и предоставление исключительного права на такое наименование или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ. Были случаи, когда заявитель в этой графе указывает дополнительно № класса в соответствии с МКТУ. Данные сведения не следует указывать в заявках на НМПТ, они приводятся только в заявках на ТЗ.
Графа «Описание особых свойств товара»
В графе «Описание особых свойств товара» приводятся особые свойства товара, для которого регистрируется обозначение, отличающие данный товар от идентичных товаров, производимых на территории других географических объектов. Из описания явным образом должна следовать обязательная, объективная зависимость особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и/или людских факторов.
Свойства товара должны быть описаны четко и ясно в соответствии с общепринятой специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.).
Описание должно носить информационный характер, например, указывать на наличие в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом и т.д.
Для российских заявителей: описание особых свойств товара должно соответствовать сведениям, приведенным в предусмотренном п.5 ст.1522 Кодекса заключении уполномоченного Правительством РФ ФОИВ.
Для иностранных заявителей: описание особых свойств товара должно соответствовать сведениям, приведенным в документе, подтверждающем право заявителя на заявленное обозначение в качестве НМПТ в стране происхождения товара.
Графа «Место происхождения (производства) товара (границы географического объекта)»
В данной графе указывается место происхождения (производства) товара (границы географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара.
Очень часто заявители, помимо конкретных границ, в указанной графе приводят дополнительно зависимость особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий, что должно быть указано в графе «Описание особых свойств товара».
Однако в интересах заявителя для ускорения делопроизводства по заявке целесообразно получить заключение до подачи заявки в Роспатент (и представить его вместе с материалами заявки).
Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные органы) определены постановлением Правительства РФ № 481.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 481:
— Минздрав России уполномочен давать заключения в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;
— Минпромторг России – в отношении изделий народных художественных промыслов;
— Минсельхоз России – в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов;
— Росалкогольрегулирование – в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Патентный поверенный, подписывающий заявку на НМПТ, должен иметь соответствующие полномочия на ведение дел по заявкам на НМПТ. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О патентных поверенных» от 30.12.2008 №316-ФЗ патентный поверенный вправе осуществлять свою деятельность в пределах специализации, указанной в госудрственном реестре патентных поверенных. Учитывая изложенное, такой патентный поверенный может выступать только в качестве представителя по заявке, доверенность на которого должна быть нотариально удостоверена. Направление запросов формальной экспертизы по таким случаям не редкость.
Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться к участникам системы бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Участники системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в не оказывается в случаях, если гражданин:
1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
Также бесплатная юридическая помощь не оказывается в случае:
· не предоставления документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи;
гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщить необходимые сведения по делу либо представить документы, имеющие отношение к делу. В таком случае лицу, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав.
Согласно информации уполномоченных органов в сфере оказания бесплатной юридической помощи на территории Саратовской области при обращении граждан в государственные органы допускаются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа:
в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, представлены не в полном объеме;
представленные документы содержат недостоверные сведения;
гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции государственного органа;
в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия почтовый адрес поддаются прочтению;
· в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки
На территории Ивановской области оказание бесплатной юридической помощи урегулировано:
Законом Ивановской области от 08.11.2012 N 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области, о правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области»
Постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 571-п «О некоторых вопросах участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области»
Постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 N 50-п «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области»
Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2016 N 405-п «Об утверждении Положения о порядке, условиях и организационно-правовом обеспечении реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области»
Постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 572-п «Об утверждении перечня документов, определяющих принадлежность гражданина Российской Федерации к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи»
Постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2015 N 69-п «О Порядке принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»
Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться к участникам системы бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Участники системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин:
обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
Также бесплатная юридическая помощь не оказывается в случае:
не предоставления документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи;
гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщить необходимые сведения по делу либо представить документы, имеющие отношение к делу. В таком случае лицу, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав.
Согласно информации уполномоченных органов в сфере оказания бесплатной юридической помощи при обращении граждан в государственные органы допускаются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа:
в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, представлены не в полном объеме;
представленные документы содержат недостоверные сведения;
гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции государственного органа;
в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия почтовый адрес поддаются прочтению;
в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.