Что относится к явлениям живой природы 2 класс
Явления природы и их изменения (окружающий мир, 2 класс)
Окружающая среда, которая не является результатом человеческого труда, относится к природе. Происходящие в ней изменения называются природными явлениями. К ним относятся иней, снег, смена сезонов года, темного и светлого времени суток, наводнения, цунами, цветение растений, созревание фруктов и овощей, воспроизведение потомства, опадение листвы осенью. Детально изучают явления природы на окружающем мире во 2 классе.
Понятие и сущность
Природные явления бывают привычными (снег, дождь, ветер, град) и редкими, их еще называют феноменальными (полное затмение, круглая радуга, гало).
Условно их делят на:
Обычно они связаны с сезонностью. Например, весной тает снег, образуются проталины, реки становятся полноводными и выходят из берегов, растения начинают цвести, многие животные покидают берлоги, очнувшись от зимней спячки, перелетные птицы возвращаются из дальних стран в родные края.
Летом зреют ягоды, фрукты и овощи, погода становится жаркой. Осенью температура воздуха снижается, теплолюбивые птицы улетают обратно в южные страны, деревья сбрасывают листву, сокодвижение в них замедляется и ближе к концу сезона останавливается. Зима укрывает землю снежным покровом, наступают морозы, вьюги, метели. Связь между ними довольно высока.
Сезонные явления цикличны и связаны с движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты.
Живая природа
К этим явлениям относят изменения, происходящие с живыми существами. То есть теми, которые способны дышать, есть, расти и размножаться. Речь о зверях, растениях, насекомых, грибах, бактериях и людях. Цветение и распускание деревьев, сезонные перелеты птиц, листопад, спячка животных зимой, весеннее прорастание семян, выпадение шерстки и волос, воспроизведение потомства — все это явления живой природы. Живой мир окружает человека повсюду — вечером можно слышать, как поют сверчки, а утром, как щебечет жаворонок, распускаются цветы, просыпаются люди и животные.
Собственно, человек сам является частью природы и подвержен ее воздействию. Под влиянием природных условий в человеческом организме происходят изменения, позволяющие приспособиться к новой среде обитания: при высоких температурах выделяется пот, охлаждающий кожу, а при пониженных щитовидная железа вырабатывает тиреоидные гормоны, поддерживающие нормальную температуру тела.
Живую природу делят на 4 царства:
Именно с ними связаны эти явления. Они отображают изменения в процессе жизнедеятельности представителей описанных царств.
Неживые объекты
К неживой природе относятся объекты, неспособные дышать, питаться и размножаться, — планеты, спутники, горы, камни, воздух, вода, земля. Под воздействием природных условий неживая природа может менять форму и объем. Например, горы «растут» или, наоборот, разрушаются. Камни крошатся и превращаются в пыль. Вода под влиянием солнечных лучей испаряется и выпадает на землю в виде росы или дождя.
Реки и озера в морозную пору замерзают, а летом тают и возвращаются в прежнее жидкое состояние. Часть живой природы со временем может стать неживой — так происходит с опавшими листьями или умершими животными. Живая и неживая природа тесно связаны между собой: вода, почва, солнечный свет, воздушные массы оказывают воздействие на живые организмы, способствуя их росту или гибели.
Чтобы понять, что представляют собой наиболее известные явления неживой природы и какие они бывают, необходимо перечислить основные из них:
Кроме деления на живые и неживые, явления природы классифицируют также на местные, то есть присущие определенному региону, и глобальные — распространенные на всей Земле. Например, полярное сияние характерно для северных и южных регионов, приближенным к двум полюсам Земли, тропические дожди идут над экваториальным поясом, тропиками и субтропиками.
Есть и более экзотические явления природы, встречающиеся только в конкретных уголках земного шара.
Фантастические пейзажи
В одном из кратеров вулкана Иджен (о. Ява, Индонезия) плещется голубая лава, сернистое озеро может нагреваться до температуры 600 °C.
Достопримечательность острова Маврикий — разноцветные песчаные дюны из 7 цветов, известные как семицветные земли Шамарель. Они возникли в результате разложения вулканических базальтов. Причем феномен здешних песков заключается в том, что даже после смешивания несколько горстей разных оттенков, песок все равно в итоге разделится на цветные слои.
В Китае находится красивейшее ландшафтное образование — необычные цветные скалы Чжанъе Данься, привлекающие туристов со всего мира. Особенно эффектно скалы выглядят во время рассвета.
Льды Байкала очаровывают взгляд бирюзовым цветом, похожим на драгоценное сверкание топаза. Необычайный визуальный эффект производят также замерзшие пузыри метана.
В Намибии находятся «ведьмины круги» — круглые участки земли, лишенные растительности, диаметром от двух до 15 метров, окруженные сухой травой. Круги могут пропадать, а потом возникать снова.
В пустынях встречаются причудливые минералы, напоминающие по форме розы. Их еще называют «песчаными розами». В некоторых странах эти нерукотворные творения природы принято дарить как символ неувядающей любви. В высокогорьях есть удивительные снежные образования (кальгаспоры), издалека они похожи на коленопреклонённых монахов, поэтому их еще называют «кающимися снегами».
В Боливийской пустыне Альтиплано расположено высохшее соленое озеро Уюни. Во время дождей оно покрывается тонким слоем воды и отражает небо и все происходящее над собой подобно гигантскому природному зеркалу.
Таким образом, изучая явления природы, школьники смогут четко дать определение каждому из них. А это очень важно для их развития.
Явления живой и неживой природы – какие бывают природные явления, примеры (2 класс)
Мир Земли — это мир природы и человека. Всё, что создано без участия людей, относится к природе. Изменения в природе называются явлениями природы. Во время путешествий, отдыха, учёбы человек сталкивается с множеством явлений природы. Много прекрасного рядом с людьми: восход солнца, удивительный водопад, красивая птица, сверкающий камень. Все эти явления и объекты природы могут быть живыми и неживыми.
Живое и неживое
Чтобы понять, какие бывают объекты живой природы, нужно рассмотреть признаки живого.
Рис. 1. Несколько поколений.
Взрослые стареют и умирают. Продолжительность жизни у всех живых организмов разная. Крошечный грызун лесная соня живет 3 года, синий кит доживает до 80–90 лет. Известны деревья возрастом до 5 тыс. лет.
К природным живым объектам относятся те, у кого присутствуют все признаки.
Объекты живой и неживой природы
К объектам неживой природы относятся осадки, облака, горы, камни, воздух, звёзды.
Явления живой и неживой природы
В природе происходят сезонные изменения.
К весенним явлениям живой природы относится прилёт птиц и выведение птенцов, распускание листьев и цветов, появление травы. Весенние явления неживой природы: ледоход, таяние снега, половодье.
Рис. 2. Пчёлы на цветах.
Осенью желтеет листва и начинается листопад, улетают в тёплые края птицы, исчезают насекомые. Это явления живой природы. Становится холоднее, укорачивается день, дожди сменяются снегопадом. Такие явления относятся к неживой природе.
Зимой всё живое спит или прячется от холода, только некоторые звери кормятся и охотятся (лоси, волки, лисы). Преобладают явления неживой природы — снегопад, метель, короткий день, сильный мороз.
Многие явления неживой природы не зависят от времени года, могут быть опасными. Ураганы, цунами, извержения вулканов разрушают строения, приводят к гибели людей и животных.
Рис. 3. Извержение вулкана.
Явления живой и неживой природы неразрывно связаны. Весенние изменения невозможны без потепления и первых дождей. Зимние явления происходят при морозах, снегопадах, когда укорачивается день.
Что мы узнали?
В природе существуют живые и неживые объекты. Разделить их можно по признакам живых организмов. Явления природы также делятся на аналогичные группы. Приведённые примеры помогут ученикам 2 класса лучше понять материал по окружающему миру.
Примеры сезонных явлений живой и неживой природы
Окружающий нас мир находится в постоянном движении и все время изменяется: после зимы наступает весна, после дождя появляется радуга, с наступлением холодов птицы улетают на юг и т. д. Все эти хорошо знакомые нам изменения, которые мы воспринимаем как самые обычные и естественные, называются явлениями природы. Рассмотрим явления неживой и живой природы в зависимости от сезона года, а также познакомимся с некоторыми удивительными явлениями, которые случаются довольно редко.
Явления природы осенью
Неживая природа
В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.
Живая природа
Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.
Явления природы зимой
Неживая природа
С приходом самого холодного времени года явления неживой природы дают о себе знать очень ощутимо. Температура воздуха существенно понижается, увеличивается количество морозных дней. Землю покрывает снег, и он продолжает падать весь сезон. Нередко случаются снежные бури, вьюги и метели. На водоёмах устанавливается сплошной ледяной покров. Всё чаще возникают гололед и гололедица, на многих зданиях образуются опасные сосульки. На земле, деревьях и различных уличных предметах появляется иней, на окнах можно увидеть необычные узоры.
Живая природа
Живой мир на время зимы также изменяется. Растения погружаются в состояние покоя, отдыхают, чтобы набраться сил к следующему вегетационному периоду. У кустарников и деревьев замедляется обмен веществ и прекращается видимый рост. Некоторые животные впадают в спячку, например, медведи и ежи, другие – продолжают вести активный образ жизни, но добывать пищу им становится все сложнее. Многие оседлые птицы, не улетающие зимовать в тёплые страны, в поисках корма временно перебираются в города, среди них сороки, снегири и синицы.
Явления природы весной
Неживая природа
С приходом весны преображается всё, даже неживой мир. День становится значительно длиннее, все сильнее греет Солнце. Наступает долгожданное потепление, температура атмосферы повышается до положительных значений. Такое явление называется оттепель. Снег начинает активно таять, становится рыхлым, а к концу весны от него не остаётся и следа. На реках начинается ледоход, вызывая половодье. В некоторых населенных пунктах, расположенных на берегах рек, сильное повышение уровня воды, может привести к наводнениям. Также весной начинают лить дожди, возникают первые грозы.
Живая природа
Явления живой природы, происходящие весной, можно охарактеризовать одним словом – оживление. Всё вокруг начинает просыпаться и наполняться жизнью. У деревьев и кустарников возобновляется движение соков, набухают почки, чуть позднее происходит активное цветение и появляются первые листья. Повсюду расцветает мать-и-мачеха, в лесах зацветают и другие многолетние травянистые растения. Появляются летающие насекомые, возвращаются птицы, пробуждаются те, кто впадал в зимнюю спячку. Пушистые животные снова линяют, меняя зимний мех на летний. У многих зверей в это время года проявляется потомство.
Явления природы летом
Неживая природа
Неживая природа в это время года радует жаркой, сухой погодой. Сильно греет Солнце, температура воздуха повышается до максимальных значений. Дожди и грозы также случаются, иногда возникает град. После выпадения осадков на небе часто можно наблюдать радугу. Ближе к утру в тихую погоду на земле, растениях и различных предметах, находящихся на улице, образуется роса.
Живая природа
В живой природе летом также происходят изменения. У растений наступает время активного цветения и плодоношения. В конце лета приходит пора грибов и ягод, в лесах созревают орехи. Животные в это время года растят свое потомство, учат детенышей добывать себе пропитание и защищаться в случае опасности. Насекомые летом очень активны, некоторые из них (комары, мухи, мошки и другие) начинают досаждать людям. Также активизируются и опасные паукообразные, в том числе ядовитые пауки и энцефалитные клещи.
Другие удивительные явления природы
В мире иногда происходят необычные и порой загадочные явления природы. Приведем примеры некоторых из них.
Шаровая молния
По свидетельствам очевидцев, это редкое явление представляет собой некий светящийся шар, перемещающийся в воздухе по непредсказуемой траектории. В научном мире до сих пор нет единого мнения, что такое шаровая молния и каким образом она возникает.
Северное сияние
Это явление характерно не только для Земли, оно происходит и на других планетах Солнечной системы, обладающих магнитосферой. Люди воспринимают его как быстро изменяющееся разноцветное свечение в небе в темное время суток. Образуется оно в результате взаимодействия верхних слоёв атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.
Снежная гроза
Это необычное явление происходит в холодное время года. Чаще наблюдается у морского побережья или над крупным озером, изредка случается в городе. Для него характерно выпадение осадков в виде сильного снега или ледяного дождя, при этом процесс сопровождается громом и молниями.
Смерч
Данное разрушительное природное явление возникает в грозовом облаке. Столб воздуха, совершая вихревые движения и образуя воронку, спускается к земле. Его диаметр может составлять десятки и даже сотни метров. В нижней части смерча всегда наблюдается облако из пыли, грязи и предметов, поднятых с земли, либо водяные брызги, если торнадо образовался над водой.
Цветущая пустыня Атакама в Чили
Это место считается одним из самых засушливых на Земле. Но раз в несколько лет на эту территорию обрушиваются ливневые дожди, благодаря которым пустыня покрывается цветущими травами. Учёные насчитали здесь примерно 200 видов растений, немалая часть которых – эндемики. В период бурного цветения пустыни наблюдается также активное размножение ящериц, птиц и насекомых.
Окружающий мир. 2 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 2 класс
Урок 4. «Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Природа – всё существующее во Вселенной.
Температура – величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.
Термометр – прибор для измерения температуры.
Погода – состояние атмосферы в данном месте, в данное время.
Метеорология – наука о физическом состоянии земной атмосферы и происходящих в ней процессах
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек – часть живой природы, он появляется из нее, растет и развивается в ней.
Неживая природа не дышит, не питается, не растёт и не размножается.
Всё в природе взаимосвязано. Чтобы дышать нужен воздух, чтобы питаться – вода и почва. Чтобы расти и развиваться необходимы солнечный свет и тепло.
Речка – это неживая природа, но она является местом обитания многих рыб и животных, растений и насекомых.
Растения могут помочь реке в период дождей удерживать берег от размывания, скрепляя береговую линию своими корнями.
Живая и неживая природа тесно связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Они происходят как в неживой, так и в живой природе.
Многие явления, которые мы наблюдаем, связаны со сменой времён года – сезонов. Такие природные изменения называются сезонными явлениями. Какие вы знаете времена года? Как меняются при этом деревья? Существует 4 времени года или сезона – весна, лето, осень и зима. Посмотрите, какие явления природы вы можете наблюдать из окна прямо сейчас?
Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в природе зависят от количества солнечного тепла, которое получают разные части земного шара. Количество тепла чего-либо называют температурой и измеряют при помощи термометра. Термометр – это прибор для измерения температуры. Термометры бывают комнатные – для измерения температуры воздуха в комнате; уличные – для измерения температуры воздуха на улице; водные – для измерения температуры воды; медицинские – для измерения температуры тела человека.
Температура измеряется в градусах. Она записывается при помощи знаков плюс (тепло) или минус (холодно).
Утром, перед тем как выйти из дома, мы смотрим в окно, чтобы узнать какая там погода. Как вы думаете, зачем нам это нужно знать? Конечно же, от погоды на улице зависит наша одежда. Что же такое погода? Погода – это состояние воздушной оболочки Земли в данном месте и в данное время. Из чего же она складывается? Во-первых, это температура воздуха. На улице может быть холодно или тепло, и жарко или морозно. Во-вторых, это облачность, то есть наличие в небе облаков и туч. Если на небе светит солнце и видны лишь отдельные облака, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много, и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же всё небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно. В-третьих, это осадки: вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая на землю из облаков или из воздуха. Это может быть дождь, снег, град, туман, роса, иней. В-четвёртых, это ветер. Он может быть слабым, сильным или умеренным. Итак, из чего же складывается погода? Из температуры воздуха, облачности, ветра и осадков.
Наука о погоде называется метеорология. Во многих местах на Земле есть метеорологические станции, где учёные постоянно ведут наблюдения за погодой. Многие природные явления учёные обозначают специальными метеорологическими условными знаками. Этими знаками пользуются учёные разных стран. При помощи долгих наблюдений учёные составляют прогнозы, то есть предсказания погоды. Составлять их помогают специальные космические спутники, метеорологические самолеты и корабли, оснащённые необходимым оборудованием. Иногда предсказывать погоду можно, используя народные приметы. Первые народные приметы появились давным-давно, когда люди стремились разгадать секреты окружающего мира и приоткрыть его тайны. Приметы создавались веками и переходили из поколения в поколение. Они становились частью народных пословиц и песен. Знание народных примет и сейчас помогает людям планировать свои дела. Берегите живую и неживую природу. Знайте, что жизнь на земле невозможна без природы. Человек должен охранять и беречь её!
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Заполните таблицу:
Разбор типового контрольного задания
Конспект по окружающему миру по теме «Явления природы»,2 класс к учебнику А.А. Плешакова.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока окружающего мира.
Тема: «Явления природы».
Цели деятельности учителя:
-познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими;
-научить измерять температуру воздуха.
— осознавать значение умения измерять температуру для своей повседневной жизни;
— вызвать интерес к учебной деятельности;
развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
— знать, что такое явление природы, термометр;
— различать явления неживой и живой природы;
-приводить примеры явлений в неживой и живой природы, в том числе сезонных.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник 2 класс «Окружающий мир» 1 часть (А.А Плешаков), учебная презентация.
1. Организационный момент
Словесный: слово учителя
— Добрый день! Я говорю мальчикам (мальчики машут руками)
— Добрый день! Я говорю девочкам (девочки машут руками)
— Добрый день! Я говорю всем, кто настроился работать.
Эмоциональный настрой на урок.
Л: обеспечить мо-тивацию изучения нового материала, вызвать интерес к учебной деятельности.
Словесный: фронтальный опрос.
Словесный: учебный диалог.
Практический: выполнять упражнение
— Ребята, повторим тему прошлого урока, я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте его.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа).
— На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?
-Сейчас мы поработаем с вами в парах, у вас на столах лежат таблички, распределите по группам предметы живой и неживой природы. Как будете готовы, поднимаем вместе с напарником руки, в виде домика. Но перед началом работы, давайте вспомним правила работы в парах, посмотрите на доску, и начинайте работать.
-Давайте с вами проверим, на слайде правильные ответы, сверьте их со своими, и поднимите руку у кого так же.
— Объясните, почему вы сделали именно так.
Отвечать на вопросы.
Зачитывать ответы. Объяснять, почему так распределили ответы
К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме.
К: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером.
Р: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания
Словесный: слово учителя.
Практический: выполнять упражнение.
(На доске анаграммы.)
МТНУА ДРУАГА ЖЬДОД П Л СТО АД И
— Попробуйте разгадать зашифрованные слова. (Туман, радуга, дождь, листопад.)
— Как все это можно назвать одним словом?
— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Явления природы.) Правильно, тема сегодняшнего урока: Явления природы.
– А о чем еще пойдет речь на уроке, вы узнаете, ответив на вопрос что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру.)
-Каким прибором измеряют температуру? (Градусником, термометром.)
-Так о чем еще мы поговорим сегодня? (О термометрах, о том, как надо измерять температуру.)
-Какие учебные задачи мы поставим?
А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом в учебнике.
Отвечать на вопросы.
Формулировать тему урока.
Определять цель урока.
К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи.
Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
Словесный: ответы на вопросы.
Практический: чтение текста.
Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.
Практический: выполнять упражнение в группе
Работа с учебником на с. 28.
— Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
— Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. Ребята, странице 28, найдите текст. Начинаем читать его по цепочке, по одному предложению, пока я не остановлю вас.
-Ответьте теперь мне на вопрос, что такое явления природы?
-Скажите теперь, что относится к природным явлениям?
-Ребята, найдите рисунки на с. 28. Рассмотрите их, и ответьте мне на вопрос, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами? ( Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.)
-Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры. ( Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы;
листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.)
Ребята, посмотрите на доску, я привела свои примеры явлений в природу.
— Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.
— Сколько времен года вы знаете? ( 4 : лето зима осень весна)
-Давайте посмотрим с вами небольшое видео.
-Какие изменения в природе вы заметили с изменением времени года? А как по другому они называются (Явлениями природы)
— Сейчас вы разобьетесь на группы по временам года. Каждой группе достанется одно из времен года, вы должны будете назвать четыре признака этого сезона. (Слайды № 7-10. Времена года: лето, осень, зима, весна). На работу вам дается 5 минуты. Потом один ученик из подгруппы выступит с ответом у доски.