Что относится к высокотехнологичной продукции по 223 фз
Определены требования к критериям отнесения товаров к инновационной продукции для целей формирования заказчиками по Закону № 223-ФЗ плана закупки
SergeyNivens / Depositphotos.com |
Правительство РФ во исполнение ч. 4.2 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) утвердило требования к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления (далее – Требования).
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца
В частности, Требованиями установлено, что Критерии должны учитывать экономическую эффективность применения продукции и ее новизну. Также Критерии должны соответствовать следующим признакам:
Указанные федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации должны привести ранее установленные критерии в соответствие с Требованиями до 1 декабря 2019 года.
Что относится к высокотехнологичной продукции по 223 фз
в Министерстве юстиции
24 марта 2020 года,
регистрационный N 57829
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 17 февраля 2020 года N 521
Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
1. Критерием отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции является новизна продукции.
1.1. Данный критерий в отношении товаров характеризуется одним из следующих признаков:
а) потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики (в отсутствие прямых аналогов);
б) товар является принципиально новым.
1.2. Данный критерий в отношении работ, услуг характеризуется одним из следующих признаков:
а) выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий, которые позволяют улучшить технико-экономические, эргономические, потребительские и иные значимые для заказчика показатели выполнения работ, оказания услуг;
б) работы, услуги являются принципиально новыми.
2. Критерием отнесения товаров, работ и услуг к высокотехнологичной продукции является использование при изготовлении товара, выполнении работы, оказании услуги сложных технологий.
2.1. Данный критерий характеризуется следующими признаками:
а) товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с использованием технологий и (или) техники, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст.4168; 2015, N 51, ст.7313);
б) товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается организациями высокотехнологичных и наукоемких отраслей;
в) товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий;
г) товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с привлечением высококвалифицированного персонала.
3. Общим критерием отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции наряду с критериями, указанными в пунктах 1 и 2 настоящего документа, является экономическая эффективность применения продукции.
3.1. Данный критерий характеризуется одним из следующих признаков:
б) применение продукции обеспечивает снижение затрат на достижение целевого эффекта, требуемого Заказчику, относительно затрат на достижение этого целевого эффекта без применения такой продукции.
Инновационная продукция: ее особенности и правила закупки
Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»
Рассказываем о том, как проводятся такие закупки по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ
План закупки инновационной продукции составляется в первую очередь теми компаниями, которые реализуют программы инновационного развития, а также другими заказчиками. Чаще всего такие закупки проходят в рамках Закона 223-ФЗ. С этим связан и ряд особенностей определения критериев такой продукции.
Инновационная продукция
Прежде всего стоит обратить внимание на то, что осуществлять закупки инновационной и высокотехнологической продукции должны те заказчики, которые включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р. Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ они устанавливают перечень товаров, работ и услуг, соответствующих критериям инновационной, высокотехнологичной продукции. Кроме того, заказчики из перечня отвечают за правила внедрения данных товаров, работ и услуг. Критерии для инновационной и высокотехнологической продукции утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с каждым конкретным направлением и опираются на требования, установленные ПП РФ от 15.06.2019 № 773.
Например, в рамках Приказа Минпромторга от 17.02.2020 № 521 инновационная продукция должна соответствовать следующим критериям:
Подобные критерии инновационной и высокотехнологичной продукции установлены также Министерствами Обороны и Энергетики РФ (Приказы от 31.01.2020 № 35 и от 11.03.2020 № 175), соответственно, а также другими ведомственными нормативными актами.
Реестр инновационной продукции
Инновационные продукты, технологии и услуги, рекомендованные к использованию в Российской Федерации, перечислены в соответствующем Реестре. Полный перечень таких продуктов, товаров и услуг можно посмотреть на сайте Реестра по ссылке.
Попасть в Реестр может любая инновационная компания или индивидуальный предприниматель. Для этого достаточно лишь разместить заявку на включение продукции, причем сделать это можно сразу на сайте Реестра. Требование к одобрению такой заявки одно — наличие продаж на рынке РФ. Для подтверждения данного условия продукция компании в обязательном порядке проходит экспертизу, срок которой составляет не более 3 месяцев.
Закупка инновационной продукции по 223-ФЗ
Напомним, осуществлять закупки должны те заказчики, которые включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р. Кроме наличия в Реестре, заказчики должны также отвечать еще одному обязательному требованию — правилу планирования закупок высокотехнологичной и инновационной продукции. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ такие закупки отражаются в плане, который формируется на период от пяти до семи лет.
Сведения, которые необходимо отразить в плане:
Важно: объем может составлять и более 10% совокупной стоимости всех договоров за отчетный год! Основание — ПП РФ от 25.12.2015 № 1442.
Важно: объем планирования может составлять и более 5% совокупной стоимости всех договоров за отчетный год! Основание — ПП РФ от 11.12.2014 № 1352. После завершения закупочной деятельности заказчик обязан отчитаться по форме, установленной ПП РФ № 1442.
Закупка инновационной продукции по 44-ФЗ
Перечень инновационной и высокотехнологичной продукции, закупки которой осуществляются в рамках Закона 44-ФЗ, а также дополнительные требования, которые устанавливаются для участников таких торгов, сформированы в ПП РФ от 04.02.2015 № 99. Одно из таких требований, например, — наличие опыта аналогичных работ за определенный период, а также недвижимого имущества и необходимого для выполнения условий контракта оборудования.
Закупка инновационной и высокотехнологичной продукции по Закону 44-ФЗ осуществляется в форме конкурса с ограниченным участием двухэтапного конкурса или аукциона. Соответствующий порядок регламентирован подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 57, подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона № 44-ФЗ.
Планируем закупку инновационной продукции по 223-ФЗ
Закупка инновационной продукции по 223-ФЗ — это обязанность заказчиков, но не всех. Конкретный перечень таких компаний утвержден Распоряжением №475-р от 21.03.2016.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Что такое инновационные товары
Инновации — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт или процесс, обеспечивающий качественный рост эффективности (127-ФЗ от 23.08.1996).
Перечень таких товаров, услуг и технологий включен в спецреестр и региональные реестры.
При этом учитывают приоритетные направления развития, которые определены правительством (Указ Президента №899 от 07.07.2011).
Примеры критериев, на основании которых заказчики составляют перечень инновационной продукции по 223-ФЗ и публикуют его в ЕИС:
Как формируются перечни инновационных, высокотехнологичных объектов закупок
Единого перечня не утверждено. Отдельные заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, должны самостоятельно сформировать и утвердить перечни таких товаров и положения о порядке их внедрения. Критерии, по которым определяют, относится ли товар к инновациям, устанавливаются отраслевыми федеральными министерствами.
Для заказчиков по Закону №44-ФЗ на федеральном уровне не установлено требований вести перечни инновационных, высокотехнологичных товаров или закупать их в определенном объеме. Такие перечни и условия внедрения инноваций утверждают и на региональном уровне.
Высокотехнологичные заказы
Воплощают современные научные достижения, передовой опыт и обладают высокой социально-экономической эффективностью, отвечают следующим критериям:
На основании этих критериев заказчики составляют перечень для приобретения товаров, которые относятся к инновационным и высокотехнологичным. В Федеральном законе №223 отсутствует описание ситуаций, когда размещение плана инновационной продукции не обязательно.
План покупок
Помимо ежегодного, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в ЕИС в сроки, которые определяются заказчиком самостоятельно и прописываются в положении о закупках (ПП №932 от 17.09.2012). При отсутствии таких заказов документ размещается пустым (Письмо Минэкономразвития России №ОГ-Д28-10145 от 27.07.2015).
Статья 4 223-ФЗ разъясняет, кому необходим план инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств: документ готовят все учреждения, которые подпадают под действие этого закона.
Обязанность проведения таких покупок возложена на конкретный список, который утвержден Распоряжением №475-р от 21.03.2016. Вот кто размещает инновационный план закупок и обязательно реализует подобные заказы: Газпром, Аэрофлот, РЖД и прочие компании.
Годовой объем покупок таких товаров установлен Постановлением №1442 от 25.12.2015. Он равен сумме за прошлый год, которую умножают на 10%.
Как составить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону №223-ФЗ
Такой план составляют все заказчики на ближайшие 5–7 лет. В него, помимо лекарственных средств, включаются закупки уникальных товаров, содержащих результаты новых научных достижений. Критерии, с помощью которых определяют, является ли товар инновационным, разрабатывают отраслевые министерства. Некоторым заказчикам необходимо запланировать закупку части таких товаров у СМСП.
Утверждают и размещают инновационный план в ЕИС так же, как и обычный — в течение 10 дней после утверждения. Но некоторым заказчикам предварительно необходимо направить проект плана на оценку соответствия требованиям об участии СМСП в закупках.
В 2020 году в периоды нерабочих дней, установленные Президентом РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, учитывали особенности исчисления сроков, предусмотренные ст. 4 Федерального закона №124-ФЗ от 24.04.2020.
Приказ об утверждении
Заказчики оформляют конечный вариант перечня для покупки товаров в виде приказа. В Федеральном законе сказано, на сколько лет план закупки инновационной продукции по 223-ФЗ утверждают в компании: такой приказ отражает период от 5 до 7 лет.
Постановление Правительства РФ №932 от 17.09.2012 содержит правила формирования документа и требования к его форме.
В ПП №932 от 17.09.2012 отсутствуют указания — какое количество изменений может внести заказчик в размещенный в ЕИС план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в течение года. Их утверждают приказами тогда, когда это необходимо, руководствуясь правилами, которые утверждены постановлением и внесены в положение заказчика.
Как составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ
План закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарств — это документ, в котором заказчик, работающий по 223-ФЗ, прогнозирует будущие приобретения новых или значительно улучшенных, по сравнению с ныне существующими, товаров и услуг. Прогноз дается на 5–7 лет вперед.
Кто составляет
В числе лиц, кому необходим план инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств входят все заказчики, работающие по Федеральному закону №223-ФЗ, в их числе:
Законом не предусмотрены исключения для отдельных категорий заказчиков и случаи, когда размещение плана инновационной продукции не является обязательным. Даже если у организации отсутствуют перспективы приобретения инновационных ТРУ, план она все равно публикует, но пустой.
Более того, ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ устанавливает обязанность Правительства РФ издать перечень организаций, для которых закупка инновационной продукции по 223-ФЗ является обязательной. Такой перечень принят и утвержден Распоряжением Правительства РФ №475-р от 21.03.2016. Организации, перечисленные в этом перечне, в соответствии с ч. 4.1 ст. 4 223-ФЗ обязаны дополнительно публиковать:
Какие закупки включить
В документ включается информация о грядущем приобретении:
Высокотехнологичными и инновационными являются ТРУ, соответствующие специальным критериям. Часть 4 ст. 4 223-ФЗ поясняет, что эти критерии разрабатывают:
Эти субъекты, при формировании критериев, опираются на Требования, утвержденные Постановление Правительства РФ №773 от 15.06.2019.
Каждая организация, основываясь на установленных критериях, формирует собственный перечень инновационной продукции по 223-ФЗ и прогноз приобретения таких ТРУ.
В некоторых случаях грядущие приобретения инновационных ТРУ заказчиком не обнародуются и в прогнозный документ не включаются:
Таким образом, план закупки инновационной продукции может не содержать сведения о ряде процедур, которые планируются организацией, если они подпадают под перечисленные исключения.
Как формировать и утверждать
Форма прогнозного документа о приобретении инновационных ТРУ утверждена Постановлением Правительства РФ №932 от 17.09.2012. Он представляет собой таблицу, в которую заказчику предстоит внести сведения. Утвержденная форма является обязательной для заказчиков, которые обязаны закупать инновационные ТРУ и входят в Перечень таковых. Для прочих заказчиков форма не является обязательной, но рекомендуется к применению.
Документ разрабатывается в электронном виде, единым табличным файлом. После разработки его следует утвердить внутри организации-заказчика. Порядок утверждения оговаривается заранее, в Положении о закупке. Если для такой бумаги особого порядка утверждения не предусмотрено, ее следует утвердить как обычный план закупок приказом руководителя или уполномоченного должностного лица.
После утверждения, в течение 10 дней, информация публикуется в ЕИС.
Для заказчиков, включенных в перечень лиц, обязанных закупать инновационные ТРУ, порядок формирования и утверждения прогнозной бумаги усложнен — они обязаны утвердить ее в уполномоченном органе, его публикация в ЕИС возможна только после получения заключения от этого органа. Часть 3 ст. 4 223-ФЗ устанавливает, на сколько лет план закупки инновационной продукции по 223-ФЗ — на период от 5 до 7 лет. Если в течение этого срока у заказчика возникнет необходимость внести в информацию изменения, он вправе это сделать, утвердив соответствующую бумагу. Утверждать ее следует в том же порядке, что и сам изменяемый документ. Ни законом, ни изданными в его исполнение постановлениями Правительства РФ не установлено, какое количество изменений может внести заказчик в размещенные в ЕИС план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в течение периода его действия — изменения вносятся по мере необходимости.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец с подсказками для заказчика. Используйте его, чтобы не ошибиться.
Как размещать
Как и обычный прогноз приобретений, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в ЕИС с применением ее функционала. Правила размещения информации в Единой информационной системе допускают три альтернативных варианта публикации:
Пошаговая инструкция следующая:
Шаг 1. Перейти в личный кабинет в ЕИС. Шаг 2. Зайти в Реестр планов. Шаг 3. Нажать кнопку «Создать план закупки» и выбрать необходимый вид публикуемого документа. Шаг 4. Указать требуемую информацию — период планирования, общие сведения о документе и заказчике и его позиции с отметкой наименования разрабатываемого документа. Шаг 5. Подписать документ квалифицированной электронной подписью. Прогнозный документ публикуется до конца текущего года, за нарушение сроков организации грозит штраф до 30 000 рублей, а за полное им пренебрежение — до 300 000 рублей.
Вопрос о том, кто размещает инновационный план закупок, то есть, кто внутри организации несет ответственность за своевременное утверждение документа и его публикацию, решается внутренними бумагами организации — приказами и распоряжениями.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О сроках размещения плана в ЕИС | Письмо Минфина №24-01-09/17578 от 10.03.2020 | Скачать |
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.