Что относится к выплаченным трансфертам
Государственное вмешательство в функционирование рынка труда
4.1 Введение
Классификация мер государственного регулирования.
Государственное регулирование на рынке труда предусматривает следующие возможные меры воздействия:
4.2 Рост производства общественных благ
Рост обьема предоставляемых государством общественных благ ведет к росту производного спроса на труд как в общественном секторе, так и в частном (там, где осуществляются государственные закупки). Рост спроса на конечную продукцию вызывает сдвиг кривых спроса вправо-вверх, одновременно увеличивая (при прочих равных условиях) уровни зарплаты и занятости:
рост спроса на труд в общественном секторе | рост спроса на труд в частном секторе в результате госзакупок |
В результате роста обьема предоставляемых государством общественных благ на уровне домохозяйства возникает чистый эффект дохода, следовательно, индивидуальное потребление досуга будет увеличиваться:
Влияние предоставляемых государством общественных благ на индивидуальное предложение труда:
индивид, получив «даром» некоторое количество общественных благ Co, станет в результате богаче и будет тратить больше времени на отдых. Значит, в результате индивидуальное предложение труда снизится.
4.3 Трансферты и субсидии
4.3.1 Субсидии, выплачиваемые фирмам
Наниматель получает определенную сумму в расчете на
Происходит сдвиг кривой спроса на труд вправо-вверх: работники теперь становятся «дешевле» для фирмы, и при любом фиксированном уровне зарплаты она может нанять больше людей.
Однако реальный эффект этих субсидий сильно варьируется в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынках труда.
На рисунке представлены различные возможные последствия введения субсидий занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда:
|
4.3.2 Трансферты и субсидии, выплачиваемые гражданам
Трансферты и субсидии становятся прямым приращением денежного дохода, причем часто никак не связанным с трудовой деятельностью. В результате возникает тот же чистый эффект дохода, и индивидуальное предложение труда (при прочих равных условиях) снижается.
Одновременно эти денежные выплаты в целом увеличивают спрос населения на товары и услуги, а значит и спрос на труд как производный.
Рынок товара А | Рынок труда в отрасли, производящей товар А |
Влияние трансфертов и субсидий на спрос на рынке труда
В результате роста трансфертных платежей определенная категория потребителей увеличит свой спрос на некоторый товар А, что в итоге приведет к сдвигу кривой спроса в отрасли, производящей этот товар. При прочих равных условиях, здесь увеличатся зарплата и занятость, причем окончательный результат зависит от эластичностей спроса и предложения на обоих рынках.
4.4 Налогообложение
4.4.1 Налогообложение работника
Преобладает эффект замещения | Преобладает эффект дохода |
Так как эти эффекты действуют в разных направлениях, на уровне индивидуального предложения труда эффект подоходного налога неоднозначен, предложение может как увеличиться, так и уменьшиться.
При введении прогрессивного налогообложения (ставка налога увеличивается с ростом дохода) бюджетное ограничения становится ломаной линией:
(налог платит работник)
4.4.2 Налогообложение нанимателя
С точки зрения фирмы налог повышает цену труда или снижает его предельный продукт в стоимостном выражении:
4.5 Гарантированный уровень минимальной зарплаты как мера государственного регулирования рынка труда
4.5.1 Минимальная зарплата: введение
Устанавливая обязательный уровень минимальной зарплаты, государство обычно ставит целью снижение уровня бедности и дифференциации доходов в обществе, повышая заработки беднейших слоев населения.
В тех странах, где минимальная зарплата устанавливается законом, ее уровень может дифференцироваться для разных групп работников, в частности, почти везде устанавливается так называемый субминимум зарплаты для молодежи.
Для оценки влияния минимума зарплаты в той или иной экономике важен такой показатель как индекс Кэйтца.
страна | варианты минимальной зарплаты | % работников, получающих минимальную зарплату | субминимум для молодежи (в % от общенационального минимума) | индекс Кэйтца |
Франция | возраст, образование | 11% | 80% (до 16 лет) | 0.5 |
Люксембург | возраст, опыт, семейные характеристики | 11% | 70% (до 21 года) | 0.56 |
Нидерланды | возраст | 3.2% | от 34,5% (до 16 лет) до 84% (до 22 лет) | 0.55 |
Португалия | возраст, отрасль | 8% | 75% (до 18 лет) | 0.45 |
Испания | возраст | 6.5% | 66% (до 18 лет) | 0.32 |
США | может быть увеличена в отдельных штатах | 4% | нет | 0.39 |
Минимальная зарплата: влияние на занятость
4.5.2 Модель Стиглера (G. Stigler, 1946)
Самая простая (учебная) модель, дающая однозначный прогноз падения занятости (роста безработицы) при установлении минимальной зарплаты выше равновесного уровня на конкурентном рынке труда.
Занятость с ростом зарплаты сокращается с L * до L1, появляется вынужденная безработица.
Величина безработицы U зависит при этом от эластичностей кривых D и S. При нулевой эластичности предложения труда ηS/w = 0, Δ L = 0.
Эмпирические наблюдения не показывают значительного падения занятости при введении минимальной заработной платы. Поэтому были сделаны попытки объяснить относительно слабое влияние этой меры.
4.5.3 Модель двухсекторного рынка (F.Welch, J.Cunningham, 1976)
В итоге занятость в экономике может снизиться, но не так значительно, как это предполагалось в модели Стиглера:
4.5.4 Модель Ашенфельтера-Смита (O.Ashenfelter, R.Smith, 1979)
Таким образом, кривая спроса в той части, где w C
Монопсонист, максимизируя прибыль, устанавливает занятость в той точке, где предельные издержки равны предельному доходу в стоимостном выражении:
MRPL = MC1 то есть занятость увеличивается до величины Lmin
Существует предел роста зарплаты, за которым занятость начнет снижаться (wmin ≤ MC).
ВЫВОДЫ:
Экономическая теория, таким образом, не дает однозначной оценки возможного влияния минимальной зарплаты на занятость. В каждом конкретном случае нужны эмпирические исследования.
4.5.6 Минимальная зарплата, бедность и неравенство
Обычно введение минимальной зарплаты оправдывают необходимостью борьбы с бедностью и сокращения неравенства. Вместе с тем, исследования показывают, что далеко не все «получатели» минимальной заработной платы сконцентрированы в беднейших семьях.
Пример: В Великобритании в 1997 году лейбористы во время предвыборной кампании выдвигали лозунги борьбы с бедностью и требовали введения законодательного минимума заработной платы (отмененного во время правления тори в 1993 году). Представители консервативной партии с цифрами в руках доказывали, что такая мера неэффективна. Так, статистические данные за 1993 год (когда минимум зарплаты еще действовал) показывали следующее распределение «получателей» минимальной зарплаты по децильным доходным группам семей:
группа | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | всего |
процент «получателей» минимальной зарплаты | 28.7 | 13.2 | 12.5 | 8.4 | 8.1 | 7.1 | 8.3 | 5.5 | 3.7 | 4.7 | 100 |
Данные таблицы показывают, что около половины получавших минимальную зарплату в 1993 году относились к средне- и высокообеспеченным семьям.
Поэтому многие экономисты сегодня склонны считать, что борьба с бедностью должна идти скорее по пути снижения налогов и выплаты субсидий занятости, а не роста минимальной зарплаты.
Снижение ставок налогов для низкодоходных групп увеличит как их реальные доходы, так и занятость: