Что относится к вузам в россии
Высшие учебные заведения (вузы)
С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
В высших учебных заведениях может быть получено высшее профессиональное образование.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Типовое положение является примерным.
Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. Если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
В состав высшего учебного заведения входят кафедры и факультеты. Оно может создавать на базе научных организаций кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством РФ.
Высшее учебное заведение может иметь
Высшее учебное заведение любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Поясняем на примерах названия высших учебных заведений и их отличия
На сегодняшний день в России насчитывается около 200-250 ВУЗов, которые разбросали свои филиалы по всей стране. Знали ли вы, что все они отличаются между собой не только наименованием (в честь кого или как именно названы), направлениями обучения, вступительными испытаниями, но и по иным параметрам?
На сегодняшний день в России насчитывается около 200-250 ВУЗов, которые разбросали свои филиалы по всей стране. Знали ли вы, что все они отличаются между собой не только наименованием (в честь кого или как именно названы), направлениями обучения, вступительными испытаниями, но и по иным параметрам?
К ВУЗам относят не только университеты, но и институты, академии. Притом все образовательные заведения бывают разных форм (государственные и негосударственные (частные)). Давайте разбираться, что есть что, и чем они отличаются. Также мы готовы развеять несколько мифов о ВУЗах.
Государственный, частный (негосударственный) или федеральный ВУЗ: что лучше?
Государственное образовательное заведение (речь пойдет строго о ВУЗах) предполагает, что оно получает финансирование со стороны государства, имеет соответствующую лицензию на ведение образовательной деятельности. Все направления обучения – аккредитованы. В таких учреждениях имеется бюджетная и коммерческая формы обучения. Учредителем ВУЗа выступают государство. Выпускники получают диплом гособразца, который котируется в любом уголке нашей планеты. Считается, что поступить в государственный ВУЗ сложнее, чем в частный.
К таким заведениям относят: Финансовый университет при правительстве РФ, Институт бизнеса и делового администрирования, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова и пр.
Какие бывают ВУЗы?
Негосударственный (частный) ВУЗ предполагает, что учредителем является некое частное лицо. Финансирования от государства в этом случае нет, либо оно минимально. В большинстве случаев обучение возможно на платной основе, притом стоимость образовательных услуг будет немного ниже, чем в топовых или государственных заведениях.
Единственным недостатком таких учреждений является то, что чаще всего они выдают дипломы «частного» образца, который в дальнейшем могут не принять при поступлении в аспирантуру или иное учреждение. Среди негосударственных ВУЗов РФ можно выделить Институт международных экономических связей (Москва), Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург, Институт деловой карьеры (Москва), Московский гуманитарный университет (Москва) и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Федеральный ВУЗ представляет собой гигантское образовательное учреждение, основанное в определенном федеральном округе чаще всего такие заведения многопрофильны. В их состав могут входить ведущие ВУЗы региона. Важно отметить, что все федеральные ВУЗы относятся государственной форме. В наименовании всегда отмечается принадлежность заведения к определенному округу. Например, Балтийский федеральный университет имени Эммануила Канта, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, дальневосточный федеральный университет и пр.
Институт, академия или университет?
Далеко не каждый понимает разницу между ВУЗами. На самом деле, это очень важно, так как от вида образовательного заведения может зависеть его престиж и востребованность, уровень и качество обучения.
Что входит в понятии ВУЗы?
Самыми распространенными разновидностями ВУЗов в России являются университеты. Под ними понимают те учреждения, которые занимаются подготовкой квалифицированных специалистов не менее, чем по семи направлениям. Образовательные программы могут быть, как для бакалавров и магистров, так и для аспирантов.
Важно отметить, что если университет занимается научно-исследовательской деятельностью, то у него будет присутствовать в наименовании приставка «НИУ» (научно-исследовательский университет), что символизирует высокое качество образования, тотальное погружение в науку.
Академия – это однопрофильное образовательное заведение. Здесь можно освоить специальность конкретного профиля: экономический, юридический и пр.
Самыми узкопрофильными образовательными заведениями считаются институты. Здесь можно освоить конкретный профиль, но при этом выпускник может работать в самых разных сферах (по полученной специальности). В настоящее время в стране доля институтов сокращается, так как считается, что поступить в них легче, а качество образования ниже. Чем в университетах и академиях.
Самые распространенные мифы о Вузах
Миф №1. Получить диплом государственного образца можно только в государственном Вузе.
На самом деле, это самое глубокое заблуждение абитуриентов и некоторых студентов. Получить диплом единого образца можно как в государственном, так и федеральном, научно-исследовательском или частном ВУЗе. Главное, чтобы образовательное заведение имело государственную аккредитацию.
Миф №2. Качество образования в коммерческом ВУЗе хуже.
Поступить в негосударственный ВУЗ намного легче, чем в иные заведения. На самом деле, «легкость» поступления кроется в том, что конкурс в частных Вузах меньше, но на качестве образования это никак не сказывается.
Миф №3. Диплом негосударственного Вуза не котируется среди работодателей.
В последнее время работодателю неважно, в каком ВУЗе получал образование сотрудник. Главное, чтобы он имел должные знания и навыки по полученной специальности.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Вузы России, какого типа они бывают
Типы вузов в России: классические и технические университеты, транспортные, медицинские (и фармацевтические), аграрные, социально-экономические, юридические, педагогические и гуманитарные вузы, вузы в области физической культуры и спорта, теологические и творческие вузы, военные вузы и вузы силового блока. Как не потеряться и выбрать свой вуз, куда поступать.
Типы вузов в России
Классические университеты
Технические университеты
Транспортные вузы
Медицинские и фармацевтические вузы
Аграрные вузы
Социально-экономические вузы
Юридические вузы
Педагогические вузы
Гуманитарные вузы
Вузы в области физической культуры и спорта
Теологические вузы
Творческие вузы
Военные вузы и вузы силового блока
Негосударственные вузы
Как не потеряться и выбрать свой вуз, куда поступать
Типы вузов в России
Поскольку какой-либо общепринятой, жестко закрепленной в официальных документах типологии вузов в нашей стране не существует, предложим свою версию, основанную на выделяемых областях образования (знания, где-то и отраслей наук), за которыми стоят одноименные координационные советы, объединяющие под собой систему учебно-методических объединений.
Это следующие 9 областей образования:
В ряде случае за этими областями образования, внутри которых сложилась уже целая территориальная система вузов, стоят федеральные министерства. Но такая система соответствия есть не всегда. Иногда министерство решает задачи по подготовке кадров через создание единственного подведомственного вуза или вообще «паразитирует» на чужой образовательной системе.
Помимо такой «формальной» структуры за последние два десятилетия произошла и некоторая неформальная самоидентификация вузов. Они сначала включили соответствующие этим областям образования ключевые слова в свое название, позиционируя себя именно в данной области образования, а затем начали создавать ассоциации вузов вокруг тех же ключевых слов, работая уже на коллективную идентификацию.
Итак, по профилю образования с учетом самоидентификации вузов мы предлагаем выделять следующие их типы:
Хотя каждый из указанных типов точно заслуживает отдельного пристального рассмотрения, что мы когда-нибудь обязательно сделаем, дадим пока хотя бы их самый краткую характеристику.
За рубежом под этим понятием имеют виду либо средневековый «теологический», либо гумбольдтовский «исследовательский» университет. В России классический университет – это нечто сильно отличающееся от исходного понимания. В нашей реальности это вуз, реализующий широкий спектр образовательных программ в математической, естественнонаучной и частично гуманитарной областях, а также проводящий фундаментальные научные исследования в этих областях.
В 2001 году создана Ассоциация классических университетов России (АКУР) под руководством ректора МГУ В.А. Садовничева, в состав которой на сегодняшний день входит 47 вузов. Потенциально вузов, соответствующих критериям российского «классического» университета, в России – 98.
В силу исторических причин сеть классических университетов в нашей стране наиболее сбалансирована и охватывает практически все субъекты Российской Федерации (от одного вуза до трех), за исключением буквально нескольких северных регионов (Ямала, Чукотки и др.).
Хороший классический университет, хотя может и не дать вам конкретной профессии, но за время обучения на бакалавриате способен подготовить вас к поступлению в любую профессиональную магистратуру или аспирантуру. Часть таких классических университетов наделены специальными статусами (федеральный, национальный исследовательский университет и др.).
В то же время слабый классический университет не способен дать вам ничего подобного, и по его окончанию вы как в известной песне Сектора Газа только «ощутите годам урон».
Технический университет – это вуз с усиленным изучением инженерных и научно-технических и технологических предметов. Поскольку большинство технических вузов были созданы еще в советское время, в 90-е годы они обросли «экономическими», «филологическими», «юридическими» и т.п. непрофильными факультетами.
В 1992 году создана Ассоциация технических университетов России под руководством ректора «Бауманки» А.А. Александрова, в состав которой на сегодняшний день входит 115 российских вузов. При этом технических и технологических вузов в России 107, большинство из которых университеты.
Сеть классических университетов в нашей стране подобно сети классических университетов охватывает практически все субъекты Российской Федерации. Если отсечь наиболее слабые технические вузы, лабораторная база которых не обновлялась уже лет 30, а средний возраст профессорско-преподавательского состава перевалил за пенсионный возраст, то технические вузы – это хороший выбор. Научную карьеру после окончания такого вуза будет сделать непросто, а вот получить неплохую профессию, которая будет кормить вас всю жизнь, получить вполне реально.
Транспортные вузы
По существу это частный случай технических вузов, учредителем которых является Министерство транспорта РФ. Без учета многочисленных филиалов в списке транспортных вузов 21 учреждение, в т.ч.:
С целью более эффективного кадрового и научного обеспечения транспортной стратегии России Ассоциация вузов железнодорожного транспорта, созданная еще в 90-е годы, в 2005 году была преобразована в единую Ассоциацию вузов транспорта, которую возглавил ректор МИИТ, МИИТ Б.А. Левин. В состав Ассоциации входят все вузы направления (21).
Если не брать в расчет филиалы, качество которых в России вызывает серьезные вопросы, транспортные вузы представлены в Центральном (полный спектр), Северо-Западный (путей сообщения, морского и речного транспорта, гражданской авиации), Приволжском (путей сообщения), Южном (путей сообщения и морского транспорта), Уральском (путей сообщения), Сибирском (путей сообщения и автомобильно-дорожный) и Дальневосточном (путей сообщения и морского транспорта) федеральных округах.
Откровенно слабых вузов в системе транспортных вузов нет, поэтому, если вас привлекает транспортно-логистический комплекс, то вузы этой системы неплохой выбор. Будучи отраслевыми, они не оторвались от индустрии, как это произошло со многими вузами Минобрнауки, а сама эта индустрия динамично развивается.
Медицинский (и фармацевтический) вуз – это вуз, обеспечивающий подготовку врачей и провизоров. Хотя большинство медицинских вузов были созданы еще в советское время, в 90-е годы в отличие ото всех остальных заточенных под конкретную отрасль вузов, они сохранили свою специализацию и не обросли непрофильными факультетами.
В целях объединения и координации деятельности медвузов была создана Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», которую с 2014 года возглавляет Глыбочко П.В., ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Членами Ассоциации в настоящее время являются 59 организаций, 49 из которых – вузы.
Сеть медицинских вузов в нашей стране неплохо представлена на уровне субъектов, т.е. в большинстве республиканский, областных, краевых и окружных центров Российской Федерации есть медицинский вуз. При этом явно слабых медицинских вузов немного. Поэтому если вам нравится работать с людьми и вид крови не пугает, выбор медицинского вуза – хороший выбор для вас. А хороший врач никогда без работы и без куска хлеба не останется.
Аграрные, или сельскохозяйственные вузы – это без преувеличения особый мир среди высших учебных заведений. Сегодня сельскохозяйственные университеты, институты и академии – это вузы, готовящие, во-первых, в своей массе не вполне конкурентоспособных специалистов для отрасли, во-вторых, и эти специалисты не особо желают идти в эту отрасль, а в-третьих, и сама сельскохозяйственная отрасль очевидным образом не восстановилась и обладает ограниченной привлекательностью.
Роль координатора здесь играет организованная в 1998 году Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства, в состав которой сейчас входит 54 вуза, подведомственных Минсельхозу. Обязанности председателя Ассоциации исполняет В.И. Трухачев, ректор Ставропольского государственного аграрного университета.
Сеть аграрных вузов в нашей стране также неплохо представлена на уровне субъектов, нет их только в регионах европейского Севера, на Дальнем Востоке (кроме Амурской области и Приморского края) и в ряде других субъектов.
Если вы любите работать на земле, хотите быть самодостаточным и предпочитаете иметь «синицу в руке, а не журавля в небе» – то сельское хозяйство для вас. Но здесь важно знать, что на фоне довольно сильных вузов, расположенных, как правило, в регионах с мощными сельскохозяйственными традициями, есть немало очень слабых, кадровый состав которых формировался стихийно из тех, кто не нашел себе другого применения.
Это сборная категория вузов с усиленным изучением, как следует из наименования, наук об обществе (экономика, социология, психология, сервис, туризм, регионоведение и пр.). При этом формально относятся к общественным наукам юридические науки, всегда стоявшие особняком и имеющие свою небольшую сеть «вузов-адептов», для которых это основной фокус. Поэтому рассмотрим эту группу вузов отдельно.
Хотя многие вузы пытаются вобрать в себя всю эту область, в этой довольно разношерстной группе нет единого координационного центра, и существует сразу несколько независимых ассоциаций.
Самой крупной, несомненно, является Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента, возглавляемая Я.И. Кузьминовым, ректором Высшей школы экономики. Ее членами, кроме «Вышки», являются такие метры как «Плешка», МГИМО, РАНХиГС, Финансовый университет, Госунивеситет управления, Российская экономическая школа и пр.
Общее количество вузов, позиционирующих себя в социально-экономической сфере, – 34, в составе которых можно условно выделить собственно экономические (10), управленческие (8) и прочие (16). Почти половина этих вузов (15) локализована в (экономической) столице нашей родине – Москве. Соответственно в среднем только в каждом шестом субъекте РФ есть вузы этого типа.
Среди довольно сильных социально-экономических вузов, которые дают как теоретические, так и практические, но актуальные знания и умения, которые нельзя просто «нагуглить» самому, есть определенное чисто более слабых «игроков». Поэтому, выбирая для себя вуз, будьте бдительны и «не ведитесь» на низкую стоимость обучения или невысокий балл ЕГЭ, потеряете время, что важнее. Внимательно отнеситесь к нашему рейтингу, надеемся, это вам поможет.
Юридические вузы
Хотя в России есть огромное количество вузов самых разных типов (классических, технических, экономических, аграрных, частных и пр.), в составе которых есть юридический или правовой факультет (институт, школа, кафедра и пр.), выделяется группа вузов, для которых изучение и преподавание различных аспектов права является основным видом деятельности.
Это относительно небольшая группа из 22 вузов (филиалы мы не считаем), 18 из которых учреждены Министерством внутренних дел РФ, 1 – Верховным судом РФ и еще 3 – Минобрнауки РФ. Можно предположить, что в первом случае акцент делается на уголовное право (готовят работников полиции и прокуратуры), во втором случае обеспечивается обновление судейского корпуса, а в третьем случае речь может идти о самых разных отраслях права (гражданском, международном и пр.).
Роль неформального координатора, кроме МВД (в части своих «подведов») и профильного УМО Минобрнауки, выполняет Ассоциация юридических вузов, созданная еще в 1996 году, объединяющая 196 вузов-членов.
Несмотря на то, что 4 юридических вуза из 22 расположены в Москве, остальные 18 «покрывают» все федеральные округа даже без учета многочисленных филиалов (в среднем по 2 юридических вуза в округе). Правда это преимущественно вузы системы МВД, а значит упор на вопросы уголовного права. Поэтому, если вы видите себя, например, налоговым адвокатом или консультантом по вопросам семейного или международного права – прямая дорога вам в Москву или можете поискать хороший региональный классический университет с мощным юридическим факультетом. В общем, наш рейтинг вам в помощь.
Педагогические вузы
Педагогические вузы, как и аграрные, это особый мир среди высших учебных заведений. Их выбирают те, кто хотят научиться учить других. Это вузы, готовящие специалистов для системы дошкольного, общего школьного и дополнительного образования детей.
Роль координатора здесь играет Евразийская ассоциация педагогических университетов, в состав которой сейчас входит 54 вуза, подведомственных Минсельхозу. Обязанности председателя Ассоциации исполняет В.И. Трухачев, ректор Ставропольского государственного аграрного университета.
Сеть педагогических вузов в нашей стране также несколько слабее представлена на уровне субъектов, чем сеть классических, технических, медицинских и аграрных. В среднем один педагогический вуз приходится на два субъекта РФ. Причина этого в «перекраске» в 90-е (редко в «нулевые») части педвузов в классические или гуманитарные (обычно что-то типа социально-гуманитарные) вузы. Что из этого вышло, обязательно разберем как-нибудь отдельно.
Отставляя вопросы профориентации за кадром, заметим, что ситуация здесь немного напоминает ситуацию с аграрными вузами, только перевернута. На фоне большего числа весьма посредственных вузов, системно адаптировавшихся к социализации слабого контингента под видом педагогики, есть несколько довольно сильных педагогических центров.
Гуманитарные вузы
Это также довольно неоднородная, сборная категория вузов с усиленным изучением, как следует из наименования, комплекса наук о человеке и человечестве (история, философия, языки и культура). При этом формально к гуманитарным наукам относится физическая культура и спорт, а также теология.
Понятно, что отнесение спортивных вузов к гуманитарным формально, как минимум по формируемым этих вузах компетенциям: в одном случае людей учат размышлять о человеке определенным образом, а во втором случае им, как человеку, совершать определенные действия.
Теология всегда стояла особняком, была связана с негосударственными вузами, учрежденными религиозными конфессиями и сообществами. Поэтому рассмотрим эту группу особых вузов также отдельно.
Хотя некоторые вузы идентифицируют себя в качестве общегуманитарных или даже социально-гуманитарных, определенного координационного центра в этой довольно разношерстной группе, такого как мы видели во всех предыдущих группах вузов, здесь нет. Поэтому эту роль выполняет сам координационный совет по гуманитарному образованию при Минобрнауки.
Общее количество вузов, позиционирующих себя в гуманитарной области, составляет всего 8, более половины из которых (5) локализовано в Москве, 2 других – средняя полоса России и только один – на Дальнем Востоке.
Тем не менее, несмотря на столь незначительное число вузов гуманитарного типа, они очень разные. И на фоне явно сильных, обучение в которых вы сможете «конвертировать» в хорошую работу и нестыдный доход, есть более сомнительные, после окончания которых хорошую работу найти будет неизмеримо сложнее.
Вузы в области физической культуры и спорта
Еще один совершенно особый тип вузов, сильно отличающийся ото всех, ранее рассмотренных. Его профиль, это комплекс наук о физических возможностях человека, его физической культуре, это сложный сплав физиологии человека, педагогики и психологии.
Несмотря на небольшое количество спортивных вузов (всего 14), 1-2 вузами они представлены во всех федеральных округах, что позволяют говорить, как минимум, о ключевых элементах региональной сети.
Несмотря на столь незначительное число вузов спортивного типа, они очень разные по экспертному потенциалу научно-педагогических работников, и на фоне явно хороших, обучение в которых вы сможете «конвертировать» в хорошую тренерскую или иную работу и нормальный доход, есть весьма сомнительные, после окончания которых, хорошую работу найти будет очень сложно.
Теологические вузы
Главная функция теологических вузов – воспроизведение служителей соответствующего религиозного культа, а параллельно, говоря светским языком, продвижение системы ценностей, лежащих в основе того или иного религиозного течения. Религиозные вузы – это нечто совершенно особое в нашем обзоре, по существу это религиозные организации с образовательной функцией или специализированные структурные подразделения последних.
В настоящий момент даже нельзя с уверенностью сказать точно, сколько теологических вузов в России. Дело в том, к этим образовательным организация не применимы сразу все основные критерии их инвентаризации:
Поэтому пока эти учреждения можно выявить только совершенно предварительно, часть при более детальном анализе могут оказаться чьими-то филиалами, не иметь государственной аккредитации или даже лицензии на образовательную деятельность.
Вузы православного направления, действующие в Российской Федерации:
Вузы мусульманского направления, действующие в Российской Федерации:
Вузы буддийского направления, действующие в Российской Федерации:
Вузы иудейского направления, действующие в Российской Федерации:
В 2018 году создана Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), как добровольное объединение образовательных организаций с целью помощи в развитии теологии как отрасли научного знания и комплекса образовательных дисциплин, а также повышения качества преподавания теологии в России. Президентом НОТА единогласно избран митрополит Волоколамский Иларион – ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Творческие вузы
Это особый тип вузов, специализирующихся на сфере искусства и культуры, отличающийся от других вузов еще и особыми дополнительными вступительными испытаниями. С момента вашего поступления вы оказываетесь не просто на факультете или кафедре, а в мастерской конкретного мастера, где все вопросы творческого и административного характера решаются им единолично.
Всего в современной России по нашим оценкам 65 творческих вузов, большинство из которых учреждены Министерством культуры РФ (47 вузов), ряд из них при этом курируются Российской академией художеств. Общую координацию деятельности вузов в области искусства и культуры осуществляет одноименный координационный совет при Минобрнауки и входящими в него УМО по экранным, музыкальным искусствам, изобразительным и прикладным видам искусств, сценическим искусствам и литературному творчеству, культуроведению и социокультурным проектам, искусствознанию.
Помимо этого, в 2006 году создана Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, которую возглавляет В.С. Малышев, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова. В настоящий момент ее членами являются 55 творческих вузов, в т.ч. 1 университет, 11 консерваторий, 6 академий искусств (2 академии хореографии, 3 кинематографических), 6 театральных институтов, 1 художественный институт, 24 института культуры и искусств и 2 музыкально-педагогических института.
Хотя треть творческих вузов локализованы в Москве и Санкт-Петербурге, оставшиеся 2/3 “покрывают” все федеральные округа и многие субъекты РФ, формируя территориальную сеть. И все же творческие вузы очень разные: вместе с сильными, готовящими специалистов, конкурентоспособных как на национальном, так и на международном уровне (еще в 80-е Вилли Токарев пел: «В Союзе лучшие ракеты и балет»), есть и очень слабые, закончив которые вы будете востребованы только на уровне сельского дома культуры и детских утренников.
Военные вузы и вузы силового блока
Также очень специальный тип вузов, имеющий мало общего, со всеми рассмотренными ранее. Профиль военного вуза, это изучение военного искусства (тактики, стратегии, военно-инженерного и военно-морского искусства) и военного права (организации, комплектования и управления войсками, военно-уголовного права).
На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 26 военных вузов (без учета филиалов), большая часть которых локализована в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Наиболее заметны по научным публикациям в открытой печати своих профессоров и преподавателей следующие 10 вузов Минобороны РФ и других органов силового блока:
Если вам приглянулись военные специальности, то имейте в виду, что ЕГЭ там может не браться в расчет, и вам придется сдавать экзамены по специальности. Во многие вузы силового блока подача документов только через военкомат, может требоваться до поступления отслужить в армии. Причем, выпускники Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ имеют преимущество на поступление в высшие военные учебные заведения перед выпускниками обычных школ.
Негосударственные вузы
Это также довольно пестрая, сборная категория вузов, единственным объединяющих их признаком является то, что они учреждены не государственными органами власти, а негосударственными юридическими или физическими лицами. А отсюда их большая гибкость, способность быстрее реагировать на вызовы ранка образования и ранка труда, существенно меньшая забюрократизированность, оборотной стороной чего являются повышенные риски отзыва лицензии и госаккредитации со всеми вытекающими.
Еще одним объединяющим их признаком является «крен» в сторону социально-экономических. юридических и гуманитарных наук. Образовательные программы по физико-математическим, естественным и инженерным наукам, а также программы в области педагогики и искусства являются большой редкостью. Теологические вузы, которые формально хотя и являются негосударственными, но по существу учреждаются либо церковью (как в случае с РПЦ), либо религиозными общинами, мы уже рассмотрели отдельно.
В целях консолидации участия негосударственных вузов в реформе российского высшего образования, упрощения их диалога с российской промышленностью и повышения престижа российской высшей школы еще в 1994 году была создана Ассоциация негосударственных вузов России (АНВУЗ России). Насколько это оказалось жизнеспособное объединение – отдельный вопрос.
На сегодняшний день у нас есть информация о 139 частных (негосударственных) вузах в России (исключая теологические), около 40% (57 вузов) из которых локализованы в Москве и Санкт-Петербурге. Возможно, реальная цифра выше, но мы не учитывали вузы, лишенные лицензии, госаккредитации, а также слишком мелкие вузы (от имени которых в РИНЦ проиндексированы статьи менее, чем 10 авторов).
По своему экспертному потенциалу негосударственные вузы очень и очень разные. И на фоне явно сильных, вполне сопоставимых со средними государственными вузами, обучение в которых поможет вам найти себя и встроиться в рынок труда, есть очень и очень сомнительные, обучаясь в которых вы, скорее всего, просто потеряете время.
Как не потеряться и выбрать свой вуз, куда поступать
В заключении давайте попытаемся кратко обобщить наш обзор и «нащупать» ответ на вопрос, куда же все-таки поступать, какой тип вуза ваш. Важно сделать этот выбор осмысленно, но никаких универсальных или типовых рецептов здесь нет.
Есть несколько шагов, совершив которые вы минимизируете вероятность промаха. Проделайте, как минимум, эти пять.
Во-первых, обязательно пройдите профтестирование, чтобы понять свои наклонности и свои скрытые способности. Причем желательно пройти несколько разных тестов, к сожалению, не все они хороши.
Во-вторых, посоветуйтесь со специалистами по материалам своего теста. Они могут увидеть многое, что не увидите вы. Это как рассматривать самостоятельно рентгеновский снимок, перелом-то видно, а больше ничего не понятно.
В-третьих, поговорите с родителями, они, как ни кто другой, знают вас и могут быть вашими союзниками и м.б. старшими партнерами, менторами. Только на этот разговор с родителями нужно идти подготовленным (дать родителям «пищу для ума» в виде независимой оценки вас), а это значит пройти первые два шага самостоятельно.
В-четвертых, посидите на форумах про поступление и вообще высшее образование, «шило в мешке не утаишь». В первую очередь обращайте внимание на критические отзывы, анализируйте их, очищайте от эмоциональных оценок и сопоставляйте друг с другом.
В-пятых, посидите на HeadHunter и ему подобных агрегаторах вакансий, поиграйте с поисковыми запросами в разрезе регионов, отраслей, ценза и пр. Это реальные потребности рынка, там указаны востребованные компетенции, причем именно так, как их видит работодатель.
И, наконец, в шестых, изучайте потенциально интересующие вас вузы через призму различных рейтингов. Международные помогут вам выделить элиту, а национальные, в т.ч. и разработанный нами рейтинг вузов «Национальное признание», отобрать «хороших середнячков» от явно слабых. Особое внимание уделяйте людям, преподавателям, тем, кто займется вами после поступления, т.к. именно от их компетентности и личной позиции зависит. кем вы станете.