Что относится к всесторонним видам обеспечения
Гражданская оборона
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации
Федеральные конституционные законы
Гражданская оборона
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации
Федеральные конституционные законы
Организация всестороннего обеспечения и взаимодействия в ходе выполнения АСДНР.
В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение.
К основным видам обеспечения относятся:
— радиационная и химическая защита;
— материальное и медицинское обеспечение;
— комендантская служба и охрана общественного порядка.
Организация и проведение всестороннего обеспечения АСДНР возлагается на руководителя ГО (председателя КЧС и ОПБ), начальников служб и руководителей формирований.
Общая разведка.
При организации обеспечения действий сил особое внимание обращается на то, чтобы все виды разведки, система наблюдения и лабораторного контроля могли своевременно обеспечить начальников и органы управления, командиров частей и руководителей формирований необходимыми данными для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зоне чрезвычайной ситуации и защиту личного состава сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Специальная разведка.
Специальную разведку проводят для получения наиболее полных данных о характере радиоактивной, химической, пожарной, инженерной, медицинской обстановки.
На объектах сельскохозяйственного назначения дополнительно организуют ветеринарную, бактериологическую и фитопатологическую разведку.
Радиационную разведку ведут на машинах с возможно большей герметизацией кабин, бронетранспортерах (БРДМ-РХ) или пешим порядком.
В военное время, когда уровень радиации достигает 0,5 Р/час, личный состав надевает СИЗ и продолжает движение. Пешим порядком разведка ведется до участков с уровнями радиации 0,5, 30 и 100 Р/час обозначают специальными знаками ограждения.
В мирное время (при авариях на АЭС) границей зоны заражения считается уровень радиации 2 мР/час (0,2 Зв/час).
НРБ – 99 определяет зону экстренных мер защиты населения. Это – территория в пределах которой доза внешнего гамма-облучения за время формирования радиоактивного следа выброса при общей аварии АЭС может превысить 75 рад, а доза внутреннего облучения щитовидной железы – 250 рад.
Инженерное обеспечение включает:
— инженерную разведку объектов и местности в районе действий;
— оборудование районов, занимаемых силами ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации;
— оборудование и содержание переправ через водные преграды;
— обеспечение ввода сил ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону ЧС;
— инженерные мероприятия по преодолению разрушений, затоплений;
— оборудование пунктов водоснабжения.
Подготовка путей движения, подвоза и эвакуации осуществляется инженерными частями (подразделениями), формированиями с максимальным использованием существующих дорог и переправ. Для пропуска сил через труднопроходимые участки привлекаются подразделения и формирования механизации с тягачами, бульдозерами и другой необходимой техникой.
Инженерные мероприятия по обеспечению ввода сил на объекты АСДНР заключаются в ведении инженерной разведки, оборудовании колонных путей и объездов на маршрутах ввода или восстановлении нарушенных дорожно-мостовых сооружений, оборудовании переправ через водные преграды, в прокладывании основных дорог в зонах разрушений города и маршрутов ввода сил от основных дорог на объекты ведения работ. Указанные работы выполняются отрядами обеспечения движения, понтонно-переправочными батальонами, специальными дорожно-мостовыми и другими инженерными формированиями.
Химическое обеспечение
Химическое обеспечение включает:
* радиационную, химическую и неспецифическую бактериологическую разведку;
* своевременное и умелое использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
* дозиметрический и химический контроль;
* специальную обработку личного состава и техники, а также дегазацию и дезинфекцию участков местности, дорог и сооружений.
Разведка организуется для получения данных о радиационной, химической и бактериологической обстановке.
Использование средств защиты обеспечивает защиту личного состава от поражения аварийными химически опасными веществами.
Дозиметрический и химический контроль включает определение доз облучения личного состава и степени заражения людей, вооружения, техники и других материальных средств радиоактивными и аварийными химически опасными веществами.
По данным дозиметрического и химического контроля производится оценка работоспособности людей, определяется порядок (сменность) использования сил ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении АСДНР, уточняются режимы работы на зараженной местности, необходимость и объем работ по специальной обработке частей (подразделений) и формирований, определяется возможность использования продуктов питания и питьевой воды, оказавшихся в зонах, зараженных радиоактивными и аварийными химически опасными веществами. При осуществлении контроля используются технические средства частей ГО, а также оборудование и аппаратура лабораторий. Организуется дозиметрический и химический контроль начальниками химической и медицинской лабораторий.
Специальная обработка заключается в проведении дегазации, дезактивации и дезинфекции техники и других материальных средств и в санитарной обработке личного состава. Она может быть частичной или полной. Частичная специальная обработка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при заражении аварийными химически опасными веществами – немедленно.
Полная специальная обработка проводится, как правило, после выполнения задачи и включает проведение в полном объеме дегазации, дезактивации и дезинфекции техники и материальных средств, а, при необходимости, и проведение в рамках санитарно-гигиенических мероприятий санитарной обработки личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации.
В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не только обеспечивающими, а основными мероприятиями аварийно-спасательных и других неотложных работ. Так, например, разведка в большинстве видов чрезвычайных ситуаций является составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т.д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются меры медицинской защиты.
Медицинское обеспечение организуется и осуществляется в целях сохранения здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, своевременного оказания медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечения и быстрейшего возвращения в строй, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава сил инфекционных заболеваний.
Пораженным и больным оказывается первая медицинская помощь, первая врачебная и специализированная медицинская помощь. Первая медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи. Первую врачебную помощь оказывают медицинские подразделения воинских частей ГО и медицинские учреждения в очагах поражения или вблизи них. Специализированную медицинскую помощь оказывают специализированные медицинские учреждения.
Вместе с тем некоторым видам обеспечения всегда присущ только обеспечивающий характер.
Техническое обеспечение
При ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий технике и транспорту приходится работать круглосуточно и, как правило, в неблагоприятных условиях. Так, в районах работ возможны большая запыленность воздуха и задымление, следствием чего является ограниченная видимость. Эксплуатация техники и транспорта в таких условиях характеризуется рядом особенностей: повышенным расходом моторесурса техники (средний расход моторесурсов может доходить до 10-12 моточасов), повышенным температурным режимом, возможностью перегрева системы охлаждения двигателей из-за попадания на радиаторы большого количества пыли и засорения системы воздухоснабжения. Кроме того, в ряде случаев, возможно загорание топлива и масла в двигателях и агрегатах машин.
Работа транспорта и специальной техники затрудняется также неблагоприятными дорожными условиями (повреждение дорожного плотна, завалы и т.п.).
За технически правильное использование, сбережение и техническое обслуживание машин отвечает заместитель командира формирований по технической части. Работы выполняют водительский состав и ремонтные бригады, выделенные для этих целей из состава формирований технической службы ГО или стационарных ремонтных предприятий.
Восстановление поврежденных машин осуществляют штатными ремонтными силами и средствами формирований, а при необходимости привлекают дополнительные силы и средства технических служб ГО.
Машины, для ремонта которых не требуется сложное оборудование, ремонтируют на местах работы формирований. Машины с большим объемом ремонтных работ восстанавливают на сборных пунктах поврежденных машин или на стационарных ремонтных предприятиях технической службы. При этом соблюдаются следующие требования: ремонт производят непрерывно до полного восстановления техники; в первую очередь восстанавливают машины, которые имеют небольшие повреждения, поврежденные узлы и агрегаты целиком заменяют, что позволяет значительно сократить сроки восстановления техники. Техника, требующая капитального ремонта, направляется на ремонтные предприятия по ведомственной принадлежности.
Опыт свидетельствует, что для организации технического обеспечения АСДНР, необходимо создать оперативные группы из 10-12 чел. на базе областных технических служб. Возглавляют такие группы руководители областных объединений или руководители ведомств, от которых выделяются ремонтные силы и средства.
Запасные части к машинам и ремонтные материалы выделяются с баз и складов районных (областных) технических объединений.
При ликвидации последствий стихийных бедствий недопустимы продолжительные простои машин, даже если они связаны с техническим обслуживанием. Поэтому работы, входящие в номерное техническое обслуживание ежедневны и расчленены, т.е. выполняются по отдельным агрегатам и механизмам. Опыт проведения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и ситуаций техногенного характера показал, что там, где техническому обслуживанию и ремонту техники уделялось должное внимание, машины имели незначительное число простоев. При проведении указанных работ наиболее интенсивно эксплуатируется дорожно-строительная, пожарная, землеройная и грузоподъемная техника, следовательно процент выхода из строя этих видов техники больше, чем других машин. Это обстоятельство должно учитываться при укомплектовании ремонтных подразделений специалистами и подборе комплектов запасных частей для восстановления техники.
Эффективность применения техники во многом зависит от качественной, всесторонней подготовки ее к эксплуатации в различных климатических и дорожных условиях. Так, при использовании в зимних условиях, машины снабжают приспособлениями и средствами утепления и подогрева двигателей, оборудованием для облегчения запуска двигателей, низкозамерзающей жидкостью, зимними сортами горючих и смазочных материалов, водомаслозаправщиками и резервными аккумуляторными батареями.
При действиях в районах с жарким климатом предусматривают меры по предохранению агрегатов и механизмов машин и специального оборудования от проникновения в них песка и пыли, более частый контроль за состоянием воздушных фильтрующих устройств, создание запасов дистиллированной воды для аккумуляторных батарей.
При эксплуатации в горной местности необходимы дополнительные меры для обеспечения нормальной работоспособности агрегатов и систем машин. Особое внимание обращают на исправность тормозов, шин и рулевого управления, тщательно проверяют техническое состояние машин, так как даже мелкие неисправности могут привести к тяжелым последствиям. Автомобили обеспечивают специальным оборудованием и приспособлениями для предотвращения скатывания или сползания при остановках на подъеме.
Транспортное обеспечение имеет своей целью:
> вывоз эвакуируемого населения;
> доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ;
> вывоз из зоны чрезвычайной ситуации материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
> использование табельных средств сил РСЧС;
> эвакуацию пораженных в загородные больничные базы всеми видами транспорта;
> доставку материальных средств, необходимых для проведения АСДНР.
Эвакуация пораженных осуществляется всеми видами имеющихся транспортных средств, оборудованных для этих целей.
Для доставки пораженных в медицинские учреждения и медицинские подразделения воинских частей ГО привлекается санитарный и грузовой автотранспорт частей и формирований.
Дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок. Оно включает: ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; осуществление мероприятий по техническому прикрытию автомобильных дорог в целях быстрейшей ликвидации разрушений и повреждений (создание запасов строительных материалов и готовых конструкций, выделение и расстановку сил и средств для выполнения восстановительных работ на важнейших объектах и участках дорог) для обеспечения ввода формирований в очаги поражения и эвакуации пораженных.
Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведения мероприятий по защите населения. Управления ГОЧС различного уровня обеспечиваются: данными о направлении и скорости среднего ветра, краткосрочными и долгосрочными прогнозами погоды, а также справками, материалами и консультациями по гидрометеорологическому режиму. Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется гидрометеорологическими станциями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля, а также экипажами самолетов (вертолетов), выделяемых территориальными управлениями гражданской авиации для ведения радиационной разведки. Добывание данных о гидрометеорологической обстановке осуществляется также разведывательными формированиями в ходе выполнения ими поставленных задач.
Метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т.д.
Его основными задачами являются: обеспечение правильного применения и содержания, своевременного ремонта, поверки, изъятия из обращения неисправных и забракованных средств измерения; обеспечение подразделений и формирований табельными средствами измерения и укомплектование обменного фонда измерительных приборов.
Материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения населения и личного состава формирований.
Решениями соответствующих должностных лиц устанавливается порядок обеспечения личного состава, участвующего в АСДНР, горячей пищей, обменной одеждой и обувью, порядок подвоза материальных средств, заправки техники горючими и смазочными материалами. Приготовление и прием пищи организуются на незараженной территории в сооружениях, убежищах, машинах. Замена личному составу одежды, белья, обуви, зараженных в ходе выполнения задач или пришедших в негодность, предусматривается на санитарно-обмывочных пунктах.
Для заправки горючими и смазочными материалами инженерной техники и автотранспорта используются стационарные или подвижные автозаправочные станции на путях подвоза и эвакуации. В необходимых случаях организуется заправка на местах работы техники и транспорта.
Комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения АСДНР.