Что относится к временным характеристикам

Временные характеристики движений: момент времени, длительность движения, темп, ритм.

Тема

Биомеханические характеристики движений человека

Лекция № 4

Кинематические характеристики движений

4. Пространственно-временные характеристики движений: скорость и ускорение.

Общий обзор кинематических характеристик и их классификация.

Характеристики движений – те особенности и признаки, по которым движения различаются между собой.

Различают качественные и количественные характеристики движений.

Качественные характеристики движений описываются только словами.

Количественные характеристики движений: для их описания используют измерения и вычисления движений.

Количественные характеристики движений делятся на кинематические и динамические.

Кинематические характеристики движений раскрывают форму и характер движения без учета масс и действующих сил. Они дают в целом только внешнюю картину движений и описывают движения в пространстве и во времени.

Поэтому кинематические характеристики подразделяются на:

Кинематические характеристики движений
пространственныевременныепространственно-временные
коор динатыпере мещениятраек ториимомент временидлитель ность движениятемпритмско ростьускоре ние

Кинематические характеристики движений дают возможность сравнивать размеры тела и его звеньев, а также кинематические особенности движений у разных спортсменов.

От учета этих характеристик во многом зависит индивидуализация техники спортсменов, поиск оптимальных движений.

Пространственные характеристики движений: координаты, перемещения, траектории.

Пространственные характеристики движений позволяют определить:

1. Каково исходное и конечное положение при движении (координаты).

2. Какова разница между ними, насколько они изменились (перемещения).

3. Через какие промежуточные положения выполнялось движение (траектория).

Движение человека можно изучать, рассматривая его тело как:

Тело человека рассматривают как материальную точку в случае, если перемещения тела намного больше, чем его размеры.

Тело человека приравнивают к твердому телу, если можно не принимать во внимание взаимные перемещения его звеньев, когда важно учитывать, лишь, его размеры, расположение в пространстве и ориентацию.

Тело человека изучают как систему тел, когда важны еще и особенности движений звеньев тела.

Поэтому, определяя основные пространственные характеристики движений человека (координаты и траектории), заранее уточняют, к какому материальному объекту (точке, телу или системе тел) приравнивают в данном случае тело человека.

Координаты точки – это пространственная мера местонахождения точки относительно системы отсчета.

Положение точки определяет:

· на линии – одна координата (Sx);

· на плоскости – две координаты (Sx, Sy);

Изучая движение, нужно определить:

· ряд мгновенных промежуточных положений.

Перемещение – это пространственная мера изменения местоположения точки.

Перемещения бывают линейные и угловые.

Линейное перемещение измеряется метрами или его производными (мм, см, км) и вычисляют по формуле: ∆S=L

Угловое перемещение (вращение в суставе или вращение тела вокруг продольной оси) измеряется в градусах, оборотах или радианах и вычисляют по формуле:

∆ φ = φкон– φначφ (фи)

Траектория – это линия, которую описывает материальная точка, перемещаясь в пространстве.

Прямолинейное движение – движение, при котором траектория представляет прямую линию.

Криволинейное движение – движение, при котором траектория представляет окружность, дугу и т.д. в этом случае траектория характеризуется длиной (L), кривизной (К) и ориентацией в пространстве. Если траектория является дугой окружности, радиус кривизны ее является постоянным (например, траектория точки звена тела при движении в суставе). При увеличении радиуса (R) кривизна траектории (К) уменьшается и, наоборот, при уменьшении радиуса кривизна траектории увеличивается:

Временные характеристики движений: момент времени, длительность движения, темп, ритм.

Они определяют движение во времени, а именно:

1) когда движение началось закончилось (момент времени);

2) как долго оно длилось (длительность движения);

3) как часто выполнялось движение (темп);

4) как движения были построены во времени (ритм).

Момент времени – временная мера положения точки или тела.

Момент времени определяют не только для начала и окончания движения, но и для других важных мгновенных положений (например, существенного изменения движения – окончание одной фазы и начало другой при отрыве стопы от опоры в беге – это момент окончания фазы отталкивания и начала фазы полета).

По моментам времени определяют длительность движения.

Длительность движения – это разность моментов времени окончания (tкон) и начала (tнач) движения:

При использовании секундомера начальный момент времени равен нулю, поэтому конечный момент времени одновременно показывает и длительность движения.

По длительности движений определяют ритм и темп.

Темп движений– временная мера повторности движений.

Темп − величина, обратная длительности: чем больше длительность каждого движения, тем меньше темп и, наоборот.

N – темп; ∆t − длительность

Количество движений во всех видах спорта определяется в 1 минуту. В повторяющихся (циклических) движениях темп может служить показателем совершенства техники, например, у лыжников, пловцов, гребцов. Темп может изменяться при утомлении (например, у лыжников понижается, а у бегунов повышается за счет уменьшения длины шагов).

Ритм движений– временная мера соотношения частей движений. Он определяется по соотношению длительности частей движения.

«Неритмичные» движения» − это движения с отклонениями от заданного рационального ритма.

Источник

ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Временные характеристики совместно с пространственно-времен­ными определяют характер движений человека.

Момент времени

Момент времени (или мгновение) — это временная мера положе­ния точки, тела и системы в начале, в ходе движения и в конце. Момент времени определяется промежутком времени до него от начала отсчета (положение на оси времени)

Определяя, где была точка в пространстве, необходимо опреде­лить, когда она там была.

Момент времени нужно определять не только для начала и окончания движения, но и для других важных мгновенных поло­жений. В первую очередь это моменты существенного изменения движения: заканчивается одна часть (фаза) движения и начина­ется следующая (например, отрыв от опоры—это момент окончания фазы отталкивания и начала фазы взлета).

Длительность движения

Длительность движения — это его временная мера. Она изме­ряется разностью моментов времени окончания и начала движения в неизменной системе отсчета.

Отвечая на вопрос: «Какое расстояние в пространстве пройдено в движении?»,— необходимо выяснить и другой: «Сколько времени затрачено на это?». Из значения момента времени окончания движения вычитается значение момента времени его начала. Полученная вели­чина промежутка времени характеризует длительность движения (длительность одной фазы движения, длительность ряда фаз или период движения, например период полета). Момент времени не имеет длительности. Он служит границей двух смежных промежутков вре­мени.

Естественно, что для определения длительности движения надо пользоваться одними и теми же началом отсчета времени и единицами отсчета.

При движении могут быть и остановки (паузы, перерывы в движе­нии). Следует также измерять их длительность.

3.3. Темп движений

Темп движений—это временная мера повторности движений1. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени:

При многократном повторении движений их длительность может быть одинаковой. В этих случаях понятием «темп» характеризуется протекание движения во времени.

Темп—величина, обратная длительности движений: эти понятия связаны обратно пропорциональной за­висимостью. В практических условиях темп проще определять, чем длительность. Темпы движений удобнее сравнивать, если брать более крупные единицы времени. Например, при длительности шагов лыж­ника-гонщика в 0,55 сек. и 0,51 сек. частота шагов будет 18,0 и 19,5 в 10 сек., или, что иногда удобнее для подсчета и сравнения, 108 и 117 шагов в одну минуту.

Темп движений может служить в отдельных случаях показателем совершенства владения техникой. У квалифицированных спортсменов (пловцов, гребцов, бегунов и др.) он выше, чем у неквалифицирован­ных, следовательно отдельные движения у первых чаще. На темпе движений может отражаться утомление: в одних видах движенийонповышается (учащение шагов при их укорочении в беге), в других — понижается (неспособность поддерживать заданный темп, например, в гребле).

Ритм движений

Ритм движений — это временная мера соотношения частей дви­жений. Он определяется по соотношению промежутков времени, затраченного на соответствующие части движения:

Ритм определяют как соотношение двух периодов времени (напри­мер, опоры и полета в беге) или длительности двух фаз периода (на­пример, фазы амортизации и фазы отталкивания в опорном периоде). Можно говорить и о ритме ряда фаз (например, соотношение длитель­ностей пяти фаз скользящего шага в лыжном ходе).

С точки зрения биомеханики в каждом движении есть ритм, посколь­ку имеются различающиеся части движений определенной длитель­ности. То, что в практике называется неритмичным движением, в биомеханике следует расценивать как ритм нерационального движе­ния или несоблюдение заданного ритма.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Пространственно-временные характеристики определяют изменение положения и движения человека во времени.

Скорость точки и тела

Таким образом, скорость характеризует и быстроту, и направление движения2.

Если для расчета скорости берется все время движения и соответст­вующее суммарное перемещение (путь), то получается средняя скорость на данном участке пути. Такова же скорость в любое мгновение в любой точке траектории при постоянном (равномерном и прямолинейном) движении. Но у человека, как правило, движение точек тела переменное (неравномерное и криволинейное), поэтому модуль и направление скорости в течение движения изменяются. В таком случае движение на протяжении его выполнения более точно характеризуется мгновенными скоростями.

Мгновенная скорость точки — это мера быстроты изменения по­ложения точки в данный момент времени. Она измеряется преде­лом отношения вектора перемещения к соответствующему про­межутку времени (в данной системе отсчета), когда этот промежу­ток стремится к нулю:

Скорость точки (линейная) как вектор совпадает по направлению с вектором перемещения. Это наглядно видно в прямолинейном дви­жении. В криволинейном движении вектор мгновенной скорости, как предел элементарного перемещения (величина — хорда, направле­ние — секущая), совпадает с касательной в данной точке траектории и направлен в сторону движения.

Как положение тела определяется по положению его точек, так и скорость тела определяется по скоростям его точек. При посту­пательном движении скорости всех точек тела (линейные) одинаковы. При вращательном же чем дальше точка от оси вращения (больше радиус), тем больше ее линейная скорость. Отноше­ние линейных скоростей всех вращающихся точек твердого тела к их радиусам одинаково. Эта величина — угловая скорость (w)

Отсюда линейная скорость точки вращающегося тела равна произ­ведению угловой скорости и радиуса вращения: v=wr/

Угловая скорость тела (мгновенная) — это пространственно-временная мера быстроты изменения положения тела во враща­тельном движении. Она измеряется пределом отношения углового перемещения тела (угла поворота) к соответствующему промежут­ку времени (в данной системе отсчета), когда этот промежуток стремится к нулю.

Таким образом, угловая скорость тела может быть измерена по его угловому перемещению, а также по линейному перемещению какой-либо его точки и по ее радиусу вращения (радиус траектории в данный момент). Сложное движение твердого тела можно определить по линей­ной скорости ОЦТ и угловой скорости вращения тела вокруг оси, проходящей через его ОЦТ.

Угловая скорость недеформирующейся системы тел определяется и измеряется так же, как у твердого тела. Но человек, меняя позу, представляет собою биомеханическую систему, изменяющую свою конфигурацию. В этих условиях определение скоростей вращательных движений и их измерение очень затруднено.

Вследствие вращательного характера движений звеньев в суставах направление скоростей точек всегда переменно. Благодаря тяге мышц синергистов и антагонистов под действием множества других сил мо­дули линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев почтине бывают постоянными.

Таким образом, скорости звеньев все время из­меняются как по направлению, так и (почти всегда) по модулю.

Источник

Временные характеристики.

Временные характеристики раскрывают движение во времени: когда оно началось и закончилось (момент времени), как долго длилось (длительность движения), как часто выполнялось движение (темп), как они были построены во времени (ритм). Вместе с пространственно-временными характеристиками они определяют ха­рактер движений человека.

Определяя, где была точка в пространстве, необходимо определить, когда она там была.

Момент времени — это временная мера положения точки тела и системы. Момент времени ( t ) определяют промежутком времени до него от начала отсчета: [ t ] = Т.

Момент времени определяют не только для начала и окончания движения, но и для других важных мгновенных положений. В первую очередь это моменты существенного изменения движения: заканчива­ется одна часть (фаза) движения и начинается следующая (например, отрыв стопы от опоры в беге — это момент окончания фазы оттал­кивания и начала фазы полета). По моментам времени определяют длительность движения.

7.2. Длительность движения

Длительность движения — это его временная мера, которая из­меряется разностью моментов времени окончания и начала движения.

t = t кон — t нач, : [ t ] = Т.

Длительность движения представляет собой промежуток времени между двумя ограничивающими его моментами времени. Сами мо­менты (как границы между двумя смежными промежутками времени) длительности не имеют. Ясно, что, измеряя длительность, пользуются одной и той же системой отсчета времени. Узнав расстояние, прой­денное точкой, и длительность ее движения, можно определить ее скорость. Зная длительность движений, определяют также их темп и ритм.

В повторных движениях одинаковой длительности темп характе­ризует их протекание во времени.

Темп движений ‘ — это временная мера их повторности. Он из­меряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени (частота движений):

Темп — величина, обратная длительности движений. Чем больше длительность каждого движения, тем меньше темп, и наоборот. В повторяющихся (циклических) движениях темп может служить пока­зателем совершенства техники. Например, частота движений у лыж­ников, пловцов, гребцов высокой квалификации (цри более высокой скорости передвижения) больше, чем у менее подготовленных. Из­вестно, что с утомлением темп движений изменяется: он может повышаться (например, при укорочении шагов в беге) или понижаться (например, при неспособности поддерживать его в лыжном ходе).

Ритм движений (временной) — это временная мера соотношения частей движений. Он определяется по соотношению длительности частей движения:

Ритм движений характеризует, например, отношение времени опоры к времени полета в беге или времени амортизации (сгибания колена) к времени отталкивания (выпрямления ноги) при опоре. Примером соотношения длительности и частей движения может служить ритм скользящего шага на лыжах (соотношение длительности пяти фаз шага). С изменением темпа шагов изменяется и их ритм (рис. 5). Кроме временных можно определить еще пространственные показатели ритма (например, отношение длины выпада в шаге на лыжах к длине скольжения).

Чтобы определить ритм (временной), выделяют фазы, которые различаются по задаче движения, по его направлению, скорости, ускорению и другим характеристикам. Ритм отражает прилагаемые усилия, зависит от их величины, времени приложения и других особенностей движений. Поэтому по ритму движений можно в из­вестной мере судить об их совершенстве. В ритме особенно важны акценты — большие усилия и ускорения — их размещение во времени. При овладении упражнениями иногда лучше сначала задать ритм, чем подробно описывать детали движений; это помогает быстрее понять особенности изучаемого упражнения, его построение во времени.

В каждом движении есть различающиеся части, например подго­товительные и исполнительные (основные) движения, разгон и тор­можение. Значит, ритм можно определить в каждом упражнении. Так_ называемые «неритмичные» движения — это не вообще лишенные рит-

ма движения, а движения с отклонениями от заданного рационального ритма. Иначе говоря, неритмичные движения — это движения без определенного постоянного ритма или с неправильным, нерациональ­ным ритмом.

Источник

Что относится к временным характеристикам

5.1. Понятие временных характеристик

Что относится к временным характеристикам

Особенно важное значение в ТАУ придают ступенчатому воздействию 1(t) = Что относится к временным характеристикам. Все остальные воздействия могут быть сведены к нему. Так, например, реальный импульсный сигнал может быть представлен двумя ступенчатыми сигналами одинаковой величины, но противоположными по знаку, поданными один за другим через интервал времени Что относится к временным характеристикамt (рис.42).

5.2. Переходные характеристики элементарных звеньев

Здесь мы рассмотрим только самые основные звенья.

5.2.1. Безынерционное (пропорциональное, усилительное) звено

Это звено, для которого в любой момент времени выходная величина пропорциональна входной.

Его уравнение: y(t) = kЧто относится к временным характеристикамu(t).

Что относится к временным характеристикам

Любое реальное звено обладает инерционностью, но с определенной точностью некоторые реальные звенья могут рассматриваться как безынерционные, например, жесткий механический рычаг, редуктор, потенциометр, электронный усилитель и т.п.

5.2.2. Интегрирующее (астатическое) звено

Передаточная функция: W(p) = k/p.

Переходная характеристика: Что относится к временным характеристикам(рис.44).

Что относится к временным характеристикам

5.2.3. Инерционное звено первого порядка (апериодическое)

Передаточная функция: W(p) = Что относится к временным характеристикам.

Переходная характеристика может быть получена с помощью формулы Хевисайда:

Что относится к временным характеристикам,

Что относится к временным характеристикам

5.2.4. Инерционные звенья второго порядка

Его уравнение: T 1 2 p 2 y + T 2 py + y = ku.

Передаточная функция: W(p) = Что относится к временным характеристикам.

Такое звено можно разложить на два апериодических звена первого порядка, поэтому оно не является элементарным.

Что относится к временным характеристикам

5.2.5. Дифференцирующее звено

Идеальное дифференцирующее звено реализовать невозможно, так как величина всплеска выходной величины при подаче на вход единичного ступенчатого воздействия всегда ограничена. На практике используют реальные дифференцирующие звенья, осуществляющие приближенное дифференцирование входного сигнала.

Передаточная функция: W(p) = Что относится к временным характеристикам.

При малых Т звено можно рассматривать как идеальное дифференцирующее. Переходную характеристики можно вывести с помощью формулы Хевисайда:

Что относится к временным характеристикам,

Что относится к временным характеристикам

Источник

Временные характеристики движений

К ним относятся: длительность движений, темп и ритм.

Длительность движения– это его временная мера, которая измеряется разностью моментов окончания и начала движения. Длительность движения (бега, плавания) определяет величину его воздействия (объём нагрузки).

Темп движений– определяется количеством движений в единицу времени в основном в циклических движениях. Циклические движения это – шагательные движения: ходьба, бег, бег на лыжах, бег на коньках, плавание, гребля, велоезда и т. п. В циклических движениях темп можно измерять в количестве шагов в минуту или по количеству шагательных движений в секунду.

Ритм движений– это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая порядок распределения усилий во времени и пространстве, нарастания и уменьшения их в динамике действия. Ритмические характеристики можно определять в ациклических и в циклических движениях. Ритм определяется по соотношению частей движения во времени: t-1 :t-2 : t-3.

Ритм циклических движений, например, в легкоатлетическом беге характеризует отношение фаз времени опоры (отталкивания) и фазы времени полёта.

Ритмические характеристики в ациклических движениях характеризуются определённой упорядоченностью движений в составе целостного действия, при которых акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличающиеся меньшим напряжением либо расслаблением).

Пространственно-временные характеристики– это скорость и ускорение.

Пространственные и временные параметры движений могут быть разделены только в абстракции. В реальных же проявлениях они неотделимы. Их соотношение выражается в величинах скорости и ускорения, придаваемых телу звеньями двигательного аппарата человека или совершаемых отдельными звеньями тела.

Технику физических упражнений характеризует целесообразное сочетание и регулирование скоростей и ускорений движений в процессе двигательных действий.

Скорость– это величина, равная отношению пройденного пути ко времени за которое пройден этот путь. (V = S/t (м/с).

Ускорение– это величина, равная отношению изменения скорости движения тела к длительности промежутка времени, за которое это изменение скорости произошло. Эти характеристики во многом определяют рациональную технику движений и конечный результат. (а = V/t (м/c2).

Динамические характеристики

С помощью динамических характеристик изучают движения тел под действием приложенных к ним сил, то есть рассматривают взаимодействие между телом человека и внешним окружением.

Динамические характеристики движений отражают взаимодействие внутреннихивнешних сил.

Внутренние силы– это силы активного сокращения мышц, которые участвуют в данном двигательном действии, причём одни мышцы могут работать в преодолевающем режиме, другие в уступающем или статическом режиме.

Внешние силы– это силы сопротивления внешней среды, силы трения, гравитационные силы (силы тяжести), сила реакции опоры, инерционные силы, возникающие при ускорениях перемещаемых звеньев тела и при вращательных движениях.

Взаимодействие всех этих сил составляет силовую или динамическую структуру двигательных действий. Совершенство техники выполнения физического упражнения определяется эффективным использованием сил, способствующих достижению цели действия и уменьшению противодействующих сил (тормозящих, отклоняющих, действующих против направления движения).

15. Охарактеризуйте словесные и наглядные методы физического воспитания, игровой и соревновательный метод, применяемые в физическом воспитании.

Игровой метод

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Игровой метод связан с применением в занятиях спортивных, подвижных игр, а также физических упражнений, организуемых в форме игры.

Характерные черты игрового метода:

1) сюжетная организация двигательной деятельности занимающихся;

2) комплексный характер проявления физических качеств и способностей;

3) разнообразие способов достижения цели, самостоятельный выбор состава и стратегии действий занимающимися;

4) повышенные требования к инициативности, находчивости и ловкости занимающихся;

5) усложнение педагогического управления игровыми действиями занимающихся, ограниченные возможности точного дозирования нагрузки.

Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Главное направление использования игрового метода:

· комплексное совершенствование двигательной деятельности в усложнённых условиях;

· развитие таких качеств и способностей как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, целеустремлённость, инициативность.

Соревновательный метод.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод в физическом воспитании может применяться как в относительно элементарных формах, так и в развёрнутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся при выполнении отдельных упражнений. Во втором случае этот метод используется в качестве относительно самостоятельной формы: контрольные, зачётные уроки, контрольные соревнования, прикидки и официальные спортивные соревнования.

Что относится к временным характеристикам

Характерные черты соревновательного метода:

1) сопоставление сил и физических способностей в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или более высокие спортивные достижения

2) унификация предмета состязания, регламентация соревновательной деятельности, способов оценивания результатов.

Главное направление использования соревновательного метода:

1) стимулирование максимальных проявлений физических и волевых качеств в усложнённых условиях;

2) обеспечение максимальной нагрузки, предъявление повышенных требований к функциональным возможностям организма;

3) выявление и оценивание уровня развития физических качеств, степени овладения техники соревновательного упражнения и различных сторон подготовленности.

По сравнению с другими методами физического воспитания, соревновательный метод позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наиболее эффективному их развитию. В спорте соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.).

Словесные методы (методы речевого воздействия)

Роль слова в любом педагогическом процессе исключительно велика. Практически все стороны деятельности педагога в физическом воспитании, связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют восприятия, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитываемых.

Для процесса физического воспитания характерно использование лаконичных речевых форм, чему способствует специальная терминология и тесная связь слова с движением.

Методические приёмы использования речевого воздействия:

Распоряжения, команды, указания –основные средства управления деятельностью занимающихся.

1. Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия. Например: «постройтесь вдоль стены», «встаньте в круг» и т. д., а также для подготовки мест занятий, инвентаря.

2. Команда –имеет определённую форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык – это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Например: «нале – во», «на месте – стой» и т. д.

3. Указания – представляют собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий. Например: «быстрее», «выше», «взмах» и т. п.

4.Инструктирование –точное, ёмкое, конкретное объяснение при постановке заданий.

5. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.

Слово играет необходимую роль в самоосмысливании, самооценке и саморегуляции своих действий. Поэтому особую группу составляют методы и приёмы, основанные на использовании внешней и внутренней речи самих занимающихся:

1.Устные сообщения-отчёты – чёткое формулирование занимающимся своих представлений и ощущений, связанных с решением двигательных задач, информирование об этом преподавателя.

2.Самопроговаривание – описание в словах, произносимых про себя, последовательности движений, основных операций, от которых зависит успех выполнения упражнения.

3.Смоприказы – при помощи слов-приказов «быстрее», «сильнее», «резко», «плавно» и т.д., подаваемых самому себе может обеспечиваться самомобилизация и самоуправление своими движениями.

4. Идеомоторное упражнение – многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся операциях.

Методы обеспечения наглядности (наглядные методы)

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся.

Метод непосредственной наглядности – показ упражнений преподавателем или его помощником. Этот метод предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Демонстрация упражнения всегда должна сочетаться с объяснением, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При этом необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра или маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т. п.), повторность демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражая структуру действия.

Методы опосредованной наглядности– создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация иллюстративного материала (наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, киноциклограмм и т. п.), макетной демонстрации игровой площадки, слаломной трассы, рисунки фломастером на специальной доске.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений, а также тактических действий в игровых видах спорта.

Немаловажную роль в обеспечении наглядности во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров (флажков, разграничительных линий, щитов с разметкой, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий).

Методы направленного прочувствования движений – направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

· направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающегося при обучении финальному усилию в метаниях малого мяча);

· выполнение упражнений в замедленном темпе;

· фиксация положения тела или отдельных его частей в определённые моменты двигательного действия;

· использование специальных тренажёрных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

16. Охарактеризуйте методы строго регламентированного упражнения в физическом воспитании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *