Что относится к врагам
«Любите врагов ваших»
О том, как дать «место гневу Божию»
Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намеренно вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять, какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
Спасибо вам за все за это,
Ну, что б мы делали без вас!
Наталья Дроздова
Это стихотворение, на мой взгляд, замечательно своей христианской интуицией. Лишь с христианских позиций осмысленное зло может стать источником блага для человека. Но это ценное качество – способность усмотреть благо в причиняемых нам кем-то скорбях – увы, чрезвычайно редко встречается в наше время…
«Несправедливая» заповедь
Думаю, эта заповедь всегда в христианском обществе была камнем преткновения, об который спотыкались, разбивали коленки и проливали духовную кровь воины Христовы. И это неудивительно, поскольку любовь к врагам, как выражался святитель Димитрий Ростовский, – «добродетель вышеестественная, превосходящая человеческое естество». В этом отношении она подобна девству. Только вот в чем важный нюанс: если к девству призваны далеко не все, то к любви к врагам призван всякий христианин. А для этого во внутреннем мире человека должна решиться архисложная, по сути, задача: чувство справедливости, укорененное в природе человека, должно прийти в непоколебимое согласие с тем утверждением, что любовь к врагам вполне соответствует справедливости высшей, Божественной. И для решения такой задачи христианину хорошо бы понять ответы хотя бы на некоторые вопросы к «несправедливому» требованию любить своих врагов.
Кто такой враг?
Ну, и еще немного о врагах. Особенность нашего времени состоит в том, что современный мир научился плодить врагов и вражду без участия сознательной агрессии. Он заменил ее патологической безответственностью, носитель которой ни в грош не ставит ни свою, ни чужую жизнь. Каждый день и на каждом шагу мы встречаем такую безответственность, и она ужасает нас. Вот, к примеру, недавно в Красноярском крае молодой мажор сбил на пешеходном переходе насмерть отца и двух его деток, мгновенно превратившись для оставшихся членов семьи во врага. Подобный же случай произошел в подмосковной Балашихе, где в родном дворе был насмерть задавлен ребенок. Или посмотрите на наркомана, который в погоне за удовольствием превращается во врага для домашних своих. Или взгляните на тех, кто в погоне за наживой занимается изготовлением разнообразных контрафактов в медицине, пищевой промышленности или автопроме. Что это, как не проявление вражды, приводящей часто к ужасным последствиям? Рассмотрев эти случаи, мы увидим, что для умножения вражды в мире нет необходимости в войнах, достаточно убедить человека в том, что свобода – это прежде всего вседозволенность.
Как любить врага
Отношение к врагу – важный показатель духовного устроения человека
Итак, вражда и враги в нашем мире поджидают нас фактически на каждом шагу, а, значит, для нас всегда открыто поприще, на котором мы можем поупражняться в духовной жизни. Тем более что отношение к врагу – важный показатель духовного устроения человека. Преподобный Силуан Афонский говорил: кто хочет узнать о себе, какой он христианин, пусть посмотрит на себя со стороны и обратит внимание на то, как он относится к своим врагам. Господь призывает нас их любить, но что это такое – «полюбить врага»? Обязаны ли мы заставить себя подружиться с обидчиком или оправдать его поступок, дать ему, вопреки справедливости, положительную оценку, или сделать еще нечто подобное? Наверное, все же нет. Любовь евангельская вполне отличается от земного эквивалента, и существенное отличие в том, что если любовь земная практически всегда переплетена с дружбой так, что одно без другого не бывает, то любовь, заповедуемая Евангелием, вполне обходится без дружбы (хотя может и сопутствовать ей). Она вся – в исполнении заповедей Христа по отношению к ближнему. Поэтому заповедь о любви ко врагу ничего не говорит о дружбе. Она – о другом. И если мы в свете Евангелия посмотрим на любовь к врагам, то, очевидно, первым шагом для нас должно стать неосуждение врага, отказ от злословия и «зеркального ответа» (мести). В этом деле очень важна внутренняя борьба. При столкновении с несправедливостью и тем более с агрессией в нас часто бурлят негодование и злоба, желание ответить тем же, и это нормально для греховного состояния, в котором мы пребываем. Но с точки зрения духовной жизни подобные внутренние бури весьма греховны, являясь чем-то вроде тлеющего костра, из которого может мгновенно разгореться пламя. И в случае подобных внутренних волнений обязанность христианина – бороться и молиться Повелителю бурь – Христу – об умиротворении душевного волнения. И это будет важным первым шагом на пути к добродетели. Не вступать в конфликт, промолчать, потом успокоиться – вот первые проявления любви по отношению к обидевшему нас. Но борьба на этом не закончится. Далее задача христианина заключается в том, чтобы простить обидчика, что бы он ни сделал. И это следующее проявление любви. Для такого прощения необходимо, во-первых, понимание той духовной истины, что через обидчика действовал Сам Господь. Даже если по отношению к нам или нашим близким совершено тяжкое преступление, не усомнимся в том, что Господь попустил его совершить для определенной пользы нашей. Так говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов). Обращаясь к одному скорбящему иноку, он увещевает его оставить людей (как главную причину обиды), понять, что попущенная скорбь есть проявление Промысла Божия в отношении него, а люди – лишь Его слепые орудия, через которые Господь дает горькие пилюли. Если для прощения этих соображений окажется недостаточно, христианин должен постараться убедить себя в том, что непрощение человека, неотпускаемое зло – это спазм внутри его собственной души, который причиняет ей тяжкое страдание. Не человек, причинивший мне скорбь, страдает, а я, пострадавший от него, сам себе причиняю еще большее зло, ибо непрощение влечет гибель души. Зачем мне обрекать на гибель еще и свою душу, если мне нанесена временная скорбь в этой жизни? Не стану ли я сам виновником еще большего зла, чем то, что мне причинили? Наконец, не лишним здесь будет вспомнить и о том, что сам я нуждаюсь в прощении бесчисленных своих согрешений, и если не сумею простить, то и прощения не получу…
При столкновении с несправедливостью в нас часто бурлят негодование и злоба
Ну вот, обида, наконец, прощена. Окончание ли это борьбы? Увы, не всегда. Часто воспоминания о происшедшем терзают нас, и вновь появляется в душе озлобление на обидчика, наносящее ей ущерб. Для таких случаев Господь дает нам в руки еще одно оружие: благотворение и молитва. Есть у тебя возможность сделать добро неприятелю? Сделай его, и почувствуешь перемену в своем сердце, ибо наше сердце склоняется к тому, кому делаем добро. Нет такой возможности? Помолись за него Богу. Подобно Самому Богу, проси Создателя простить ему его согрешение и наставить на спасительный путь, и ты почувствуешь, как уляжется злоба, уступив место миру в твоей душе.
Благотворение врагу способно сотворить чудо и переменить отношение его к тебе
Кстати, благотворение врагу способно сотворить чудо и переменить отношение его к тебе. У меня в отрочестве был важный опыт, которым я хотел бы здесь поделиться. Во время обучения в профессиональном учебном заведении я попал в ситуацию со своего рода неуставными отношениями. Не имея склонности самоутверждаться за счет унижения своих одноклассников, я сам «пал жертвой» подобного отношения. Некоторые одноклассники начали меня периодически унижать и оскорблять. От своей верующей бабушки я хорошо знал, как относиться к тем, кто тебя недолюбливает, и решил испытать это на опыте. Я решил для себя, что, несмотря на оскорбления, буду сохранять к ним внутренне расположение, буду приветлив с ними и при необходимости стану помогать, благо с постижением основных наук у меня все было в порядке. И вскоре случилось чудо (я это тогда почувствовал): именно те, кто больше всех меня унижал, за короткое время изменили ко мне свое отношение, стали подчеркнуто уважительны и даже защищали меня перед другими. Тогда это стало для меня первым и очень важным религиозным опытом.
Любить врага? Но зачем?
На Страшном Суде христианин будет спрошен о том, стал ли он похож на Христа, как сын на отца
«Дайте место гневу Божию»
Те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, трудятся, по сути, для нашего спасения
И последнее. Чувство справедливости, насажденное в человека Самим Творцом как отражение Его совершенной Праведности, совершенно естественно требует наказания сотворившему зло. Однако сам человек производить такое наказание Богом не уполномочен, вероятно, в силу ограниченности и греховной испорченности своей природы. Имея в виду это внутреннее противоречие, апостол Павел доносит до нас очень важную истину в послании к Римлянам: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 19‒21). Не следует только превратно понимать его слова в том смысле, что мы должны лицемерно благотворить обидчикам в надежде собрать на их голову «горящие уголья». Мысль апостола здесь та, что нам не следует переживать по поводу безнаказанности согрешившего против нас, суд Божий непременно его настигнет. Мы же своей искренней любовью должны с необратимостью приближать эту победу добра над злом…
А ведь эпиграф прав! Нам действительно надо благодарить Бога за всех этих добрых злых людей! Все те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, неприятности, проблемы, трудятся, по сути, для нашего спасения. Пусть никогда не понимают они этого, пусть сами имеют при этом совсем другие цели. Нам надо успокоиться на мысли, что через них нам посылает весточку Сам Господь, а потому Господь прав, когда говорит нам: любите врагов ваших.
Как научиться искренне любить врагов?
Советы пастырей
Господь заповедал нам любить врагов своих. Между тем и к близким людям, нашим родным мы не всегда испытываем теплые чувства, где уж тут любить врагов… Но заповеди Божии исполнять надо, вот и возникает вопрос: как этому научиться, как воспитать в себе важнейшую христианскую добродетель – любовь к врагам? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
В соработничестве с Богом
– Любить врагов можно научиться только у Господа нашего Иисуса Христа и только с Его помощью. Для этого нужно следовать за Ним и пребывать в Нем, по Его заповеди. Иначе как с Божией помощью научиться этому невозможно.
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко»
Ему вторит преподобный Силуан Афонский: «Если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
Святитель Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И так, постепенно, в соработничестве с Богом, мы исполним Его заповедь о любви друг ко другу, и наша жизнь преобразится.
Направить свое сердце к любви
– Искренняя духовная любовь – это высшая ступень добродетелей, по откровению преподобного Иоанна Лествичника. А начало восхождения на эту высоту – это внимание к своей внутренней жизни и решительное несогласие со всяким чувством вражды, неприязни, обиды, ненависти и мстительности… словом, всего, что обычно сопровождает наше отношение к «врагам». Неприятие этих чувств с решительным их отвержением – это и есть начало исполнения заповеди о любви. А дальше нам Господь заповедовал молитву об этих людях и всякое посильное изъявление доброжелательности в расположении сердца, в словах и поступках. То есть мы должны просить у Господа помощи в том, чтобы нам относиться к врагам с искренним добрым расположением, и молиться об их очищении, просвещении и вразумлении не с озлобленностью, а с состраданием. И когда в ответ на нашу неотступную просьбу возникает в душе, по милости Божией, правильное отношение к нашим врагам, то, бывает, совершенно неожиданно происходит примирение с этими людьми и именно на основании добросердечия, простоты и любви христианской. Это, конечно, настоящее чудо, но происходит это чудо зачастую тогда, когда мы к нему стремимся, и это стремление есть начало исполнения заповеди Божией о любви к врагам.
Без любви ко Христу и ближним не будет и любви ко врагам
Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам – нужно просто быть к врагам милосердным
– Нужно начать с того, чтобы всем сердцем полюбить Христа. Любовь ко Христу проявляется в исполнении Его заповедей. Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам. Нужно просто быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее часто превращает врагов в друзей.
– Способность любить врагов – «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви Иоанн Богослов в своем послании восклицает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).
Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов.
– Научиться искренне любить врагов можно с помощью молитвы, ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). Просите у Бога такой благодати – любить и прощать, молитесь о «ненавидящих и обидящих» и имейте всегда перед своим внутренним взором Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а Он молился о распинавших его (см.: Лк. 23: 34).
Любовь к врагам – это умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе
– Врагов любить трудно. Это один из самых трудных подвигов в жизни. В теории все понятно, но как это осуществить на практике?
Прежде всего, нужно понять, что враг тоже человек и, как человек, тоже может ошибаться, быть под властью греха или страсти. А ведь и мы ошибаемся, и мы тоже можем быть одержимы грехом. Но в отношении себя мы признаем, что грех (пусть и совершенный мною) – это не я, что грех – это искушение, но не моя личность. Поэтому мы и боремся с грехами. Вот и в случае с врагами нужно помнить, что человек и грех, совершённый им, – это разные вещи. Грех – это не природа человека, а искажение ее диаволом. И потому, чтобы научиться любить врагов, нужно научиться любить в них бесценную душу, которую Господь создал по образу и подобию Своему. В какой-то мере любой человек – это икона. Неужели мы будем ненавидеть икону? Так что любовь к врагам – это в первую очередь умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе.
Как научиться любить врагов? (+ ВИДЕО)
31 мая 2012 года в молодежном духовно-просветительском клубе «Донской», существующем при Донском монастыре, Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) и клубе «Живой уголок», состоялась встреча с иеросхимонахом Валентином (Гуревичем), насельником, духовником и первым монахом Донского монастыря. Отец Валентин рассказал о том, как исполнить заповедь любви к врагам.
Откуда берётся пустота в сердце
Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы разрушить дело сатаны, который в древности, во времена прародителей, добился того, что Бог оставил человека. Сатана соблазнил наших прародителей, они проявили своеволие, не послушались Бога, и Он ушёл, оставив человека пустым, опустошённым.
С тех пор человек не может найти себе места, не может жить с этой пустотой в сердце, стремясь заполнить её всем, что находит вокруг себя, – наслаждениями, развлечениями, алкоголем, наркотиками, телевизором, компьютером, деньгами, властью, науками, искусствами, «хобби». Изобретаются всё новые и новые наслаждения, чтобы тело свое лелеять и холить, чтобы оно могло хорошо покушать, выспаться и получить различные утешения. Эти заботы и пристрастия так завладели человеком, что он совсем забыл Бога, став неполноценным. Ведь полноценный человек – с Богом, он находится в непрестанном Богообщении. А когда Бог ушел от человека, осталась только наша животная, биологическая природа. И душа вместо Бога стала прилежать телесным потребностям, телесным заботам, наслаждениям. Человек пристрастился к этим развлечениям и утехам. А духовными устремлениями души при удалении Бога стали руководить лукавые духи…
Человек и хотел бы прекратить повторения грехов, ему это уже надоело, он хочет освободиться от зависимостей, но он уже раб этих страстей, и они снова толкают его на ту же стезю. И в душе у него нет удовлетворенности, ведь ничто не может заменить Бога. Бог — это полнота жизни, безбрежный океан любви, блаженство, превышающее всякое земное утешение, всеведение, превышающее всякую земную науку. Благолепие Царства Небесного превосходит все земные красоты и искусства. Всемогущество Царя царей и Господа господей превышает власть всех земных императоров и президентов. Его богатство превосходит достояние всех земных миллиардеров. Пока мы без Бога, мы всё время находимся в страхах и тревогах, потому что человек остаётся наедине с тем самым древним змием, который умнее и сильнее его. А Богу ничего повредить не может, потому что Он сильнее сатаны. И человеку, если он пребывает в единении с Богом, ничего повредить не может, и он вкушает непоколебимый Покой Царства Небесного; «Мир Мой даю вам, не так, как мир дает»…
Путь к Божественной премудрости
И вот Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы разрушить это дело сатаны и сделать все необходимое, чтобы появилась возможность возвращения Бога в сердце человека. А от человека требуется только встречное движение к Богу. Чтобы совершить свою миссию на земле, Он избрал себе учеников-апостолов, Он учил их три года. Они были обычные люди, у них были немощи человеческие – и боязливость, и соперничество, и ревность не по разуму. А Он учил их смирению, любви к врагам…
Сатана, который понимал, что его делу грозит опасность со стороны Господа, все время стремился Его уничтожить, наконец, умертвил Его руками фарисеев, а Господь воскрес и послал Святого Духа, который постоянно был с апостолами, наставляя их на всякую истину.
Господь до этого три года их учил, но на апостольство они стали способны только, когда их укрепил Дух Святой, когда Господь благодатью Святаго Духа вселился в их сердца, и они имели уже все эти свойства, все эти качества, которые воспитывал в них Господь в течение трех лет. Это был завершающий венец обучения. Тогда они обрели эту Премудрость, стали к ней причастны, обрели это незлобие, дары Святого Духа, чудотворение, так что они могли идти по всему миру и получили способность уловить всех в сети любви Христовой.
И вот они стали распространять это учение, обладая Премудростью Божией, незлобием, любовью ко всем. Господь сказал им: я посылаю вас как овец среди волков. И действительно, вся вселенная на них восстала. Они обнаружили, что они окружены врагами. И свой народ их побивал камнями, считая отступниками от закона Моисеева, и язычники, не желая расставаться со своими идолами, тоже подвергали их мучениям. Если бы апостолы оставались на обычном человеческом уровне, на котором Господь оставил человека, наедине с его биологической природой, имеющей инстинкт самозащиты, самосохранения, они бы не смогли исполнить эту заповедь любви к врагам. Животное огрызается, охраняя себя и свою жизнь, – на злобу оно отвечает злобой, его кусают – оно кусается. И если бы апостолы, как это обычно свойственно людям, на злобу во всех ее проявлениях отвечали также злобой, враждебностью и мщением, они не привлекли бы никого в сети любви Христовой и сами бы не спаслись, потому что озлобление, ненависть отталкивают благодать Божию.
Итак, они и сами не спаслись бы, и другим воспрепятствовали бы в спасении. Но они уже имели дар незлобия, и поэтому не оттолкнули, а привлекли в апостольские сети Любви Христовой все концы. И вот мы продолжаем эту линию апостольскую; окружающие нас часто далеки от Евангелия – это либо наши соотечественники, которые возвратились к языческим нравам, и по любви к комфорту ограничивают деторождение и уменьшаются в числе, либо увеличивающиеся в числе иноверцы, иноплеменники. И мы должны сохранить эту апостольскую способность быть с Богом, быть с Премудростью Божией, быть незлобивыми и любвеобильными, и не отталкивать людей своим ожесточением, а привлекать их к любви Христовой, чтобы они спасались. Потому что Господь всем хочет спастись. Нет таких отверженных, язычников или иноверцев, которым бы он хотел погибели. И мы должны Ему содействовать в этом. И поэтому заповедь любви к врагам должна быть нами исполнена. Сами мы не можем этого достичь своими силами, потому что это не наша любовь, она будет с нами только в том случае, если с нами будет Бог.
Сохранить сердце от ожесточения
Особенно святые отцы подчеркивают необходимость сохранить сердце от ожесточения и ненависти, эта заповедь — самая главная. Особенно актуальной она становится в те периоды, когда растет взаимное озлобление в обществе. И самая сильная степень ожесточения ожидается в конце времен – Господь сказал: «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле». Это будут времена антихриста. И уже были «репетиции» этих антихристовых времен. В частности, наша богоборческая революция, когда было страшное ожесточение взаимное.
В то время явились великие святые — такие, как Иоанн Кронштадский, святитель Тихон, старец Силуан. Они были явлены в это время, чтобы подчеркнуть необходимость исполнения этой заповеди любви именно в эти братоубийственные времена. И сейчас мы видим, что происходит то же самое. Повсеместное взаимное ожесточение – между различными политическими партиями, различными национальностями, вероисповеданиями. Мы видим, что кругом злоба…
Недавно на сайте «Православие и Мир» один профессор написал: «Достаточно почитать Интернет, послушать о том, что говорят друг другу политические оппоненты с обеих сторон, оппозиционеры и «позиционеры», что звучит в средствах массовой информации, в личных блогах, чтобы понять, что кроме отборного мата другого языка народ не знает. У нас везде, в разных жизненных ситуациях, источается злоба, замешанная на амбициях и жадности. Это говорит о нашем варварстве, которое – антипод культуры».
И вот мы видим признаки последних времён – ожесточение, умножение беззакония. От этого оскудевает любовь, в нас все закипает, и мы можем поддаться этому ожесточению, сами погибнуть, и других оттолкнуть. Поэтому самое главное сейчас – сохранить заповедь любви.
Сейчас надо вспомнить, что говорили святые отцы по этому поводу. Вот некоторые из высказываний святых отцов, которые мы должны собирать и применять на практике.
Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия
Вот Иоанн Кронштадтский, который жил как раз в самый канун революции, видел нарастающую озлобленность, ожесточение, которое предвещало страшные времена.
Неправильно цитируют свт. Филарета Московского: «Любите врагов ваших и ненавидьте врагов Божиих».
Он так не говорил. Вот его действительные слова: «Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими».
Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия. Еще в Ветхом Завете иудеям было запрещено общаться с иноверцами, чтобы они могли сохранить свою религию и не уклонились в идолопоклонство.
Вначале Христос тоже ограничивал общение апостолов с иноверцами, и только когда Дух Святой на них сошёл, эти ограничения для них были сняты. Христос сказал — идите даже до края земли и со всеми общайтесь. Когда только образовалась Церковь христианская, то вначале она состояла, можно сказать, исключительно из апостолов и мучеников. У них была эта благодать – мученическая, апостольская, они жили в окружении врагов и, исполняя наказ Господа Иисуса, старались привлечь всех к христианской любви. И, разумеется, общались с иноверцами.
Ведь апостолам, которые были посланы Господом, «как овцы среди волков», оказались окруженными именно «врагами Божиими», врагами Христа, – иудеями и язычниками. И они должны были именно по велению Самого Христа не гнушаться ими, и уж тем более не возненавидеть, но возлюбить и обратить на Евангельский спасительный путь.
А потом, когда христианство стало религией государственной, то в Церкви возникло сосуществование людей как бы разного «духовного возраста». Одни имели эту благодать, а другие, не достигшие духовного разумения, были еще не тверды, и общение с иноверцами было для них опасным, так как они могли уклониться от истинной веры христианской. Поэтому было установлено ограничение на общение с иудеями и язычниками.
Однако в такие времена, когда взаимное ожесточение достигает крайней степени, так что может даже перерастать в гражданскую войну, тогда святые отцы всех призывают соблюдать заповедь любви к врагам, в том числе и к врагам веры. В такие времена, когда «в мгновения спрессованы века», – в одно мгновение человек при таком всеобщем ожесточении может очень быстро прийти к Богу. Он находится в крайнем состоянии, и его молитва становится более сильной. Так было во времена мучеников, когда на свидетелей их подвига, даже на людей некрещеных, даже на мучителей сходила благодать Божия, и они тут же объявляли себя христианами. Это происходило мгновенно.
Также и в недавние времена, отмеченные подвигом новомучеников и исповедников российских, один поэт из их числа, Солодовников, пишет в своих стихах о том, как те страшные обстоятельства помогали ему быстро осознавать духовные истины и внутренне изменяться:
Решетка ржавая, – спасибо;
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Запоры крепкие, – спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие века.
Действительно, века спрессованы в мгновения, один день становится равным тысяче лет, и человек в таких обстоятельствах становится ближе к Богу. Почитаемый старец Иоанн Крестьянкин говорил, что именно в тюрьме его молитва была особенно сильной.
Надо собрать все высказывания святых отцов всех веков, в которых они говорят на эту тему.
Нападающие на нас тоже нуждаются в спасении
Иоанн Кронштадтский учит, как храниться от злобы.
Вот сейчас, например, когда нападают на православие, когда какие-то кощунственные акции происходят – мы не должны ожесточаться, мы должны понять, что эти люди тоже нуждаются в спасении. Нам не следует их своей озлобленностью, своим ожесточением соблазнять. Иоанн Кронштадтский говорит:
«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму.
Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан – и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду и ненависть.
Зная, как всезлобен дьявол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых, по-видимому, справедливых причин».
Ничто не должно вызывать в нас ожесточение, потому что, как сказал о. Софроний Сахаров, излагая мысли старца Силуана, постижение Божественной природы Господа Иисуса Христа, как Сына Божия, может иметь место только в том случае, если в сердце действует Святой Дух. А если в сердце злоба, ожесточение, ненависть, враждебность, то действует не Святой Дух, а дух вражий, то есть, это не от Бога, а от сатаны, потому что Бог есть любовь и только любовь, в нем нет ни тени враждебности. Поэтому любовь к врагам – это критерий истины, то есть признак того, что в нас действует Святой Дух, который и сообщает нам способность постигать Истину.
Святые отцы о заповеди любви к врагам
Вот ещё слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к Законодателю. Например, о любви к врагам.
Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душою да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».
Ему вторит прп. Силуан Афонский. «Если кто вас обижает или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние». И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
Вот и наши современники об этом говорят. Архимандрит Иоанн Крестьянкин:
«Как обязывает закон Христов относиться к гонителям правды?
На неприязнь, враждебность мы обязаны отвечать спокойствием, доброжелательством. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел наставляет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками». Не надо желать, чтобы гром и молния поразили наших гонителей и угнетателей, тех упорных, кощунственных безбожников, кто своим глумлением над верой причиняет нам невероятную боль, а надо молиться за них и жалеть их, потому что это самые несчастные люди на земле, ибо земная жизнь скоротечна, а вечная жизнь бесконечна. Сейчас они упорно противятся Правде, а некоторые открыто гонят ее. Но когда закроются их очи земные и откроются очи духовные, тогда страшно будет их прозрение! Разве не жалко этих людей! Разве христианское сердце может желать кому-либо вечной гибели и ада?
Если кто способен на желание кому бы то ни было такого непоправимого зла, кайтесь Господу!»
Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И говорил, что современные ему христиане весьма далеки от исполнения заповеди о любви к врагам. И что враждуют они со своими же единоверцами – членами одной с ними Церкви. Для преодоления этой вражды он тоже рекомендует как действенное средство – молиться о своем враге. Советует молиться о враге и в том случае, когда враг не принадлежит к Церкви Христовой: «Ты скажешь мне – но мой враг – язычник, он иудей – молись, и будет таким, как ты»…
Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит!
И вот недавно патриарх Кирилл говорил в своей проповеди, что Златоуст советовал для стяжания любви к врагам исключить из своего лексикона презрительные, уничижительные, бранные клички и прозвища. Те, которыми мы привыкли клеймить ненавистных нам людей или группы людей, – национальные, социальные, политические, религиозные и другие. Потому что уже одна такая презрительная кличка автоматически вызывает в нас негативные и враждебные движения души по отношению к людям, которых мы этим «термином» обозначаем. Это служит серьезным препятствием для достижения нашей главной цели – любви, как «совокупности совершенства» и, следовательно, Царствия Небесного.
А вот что старец протоиерей Николай Гурьянов на ту же тему говорил. У него были в гостях о. Валериан Кречетов, который его причащал, и редактор журнала «Русский дом» Крутов. И вот Крутов говорит: «А сейчас, батюшка, много нападений идет, искушений разных, огромное количество просто, отовсюду, и прежде всего – на Россию. Просто со всех сторон нападают, со всех!»
А о. Николай отвечает: «Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете если – помолитесь: Господи, прости! А не знаете кто, все равно помолитесь за него и Господа возблагодарите: какой я счастливец, что все-таки Ты благословил нас, [не оставляешь]. Будем радоваться и молиться – видите, как Господь нас любит. Только мы часто не понимаем этой радости. Готовы взять дубину и дать».
Есть еще много советов святых отцов, вот Никодим Святогорец:
Такого рода действия прямо ведут к навыку в добродетели, противоположной тем страстным движениям, которые смущали»
Важно не то, как к тебе относятся, а как ты на это реагируешь
Был ещё раньше такой обычай: со всеми здороваться, даже если их не знаем. Это тоже упражняет в нас благоволение к людям, доброжелательство. Но сейчас, в огромном таком мегаполисе трудно, конечно, этот обычай соблюдать – со всеми здороваться.
А еще был случай такой, как я говорил — когда в стесненных и трудных обстоятельствах быстро происходит духовное созревание. Это относится и к детям. Например, травят ребенка сверстники. И бывает так, что человек, которого травят, оскорбляют, избивают, понимает, что нельзя обижаться, оскорбляться на это, ведь главное не то, как к тебе относятся, а то, как ты на это реагируешь.
Во время Великой Отечественной войны в одном монастыре на месте разрушенного храма была школа. Тогда было раздельное обучение. И в классе был один мальчик из еврейской семьи. Его родители до войны занимали высокие посты и работали за границей. Он был хорошо одет, во все заграничное. А его одноклассники ходили в лохмотьях. Он подвергался травле со стороны всего класса, побоям и всяческим унижениям. «Неформальный лидер» этого класса, самый сильный мальчик, неоднократный второгодник, сделал его своим рабом. В самом прямом и настоящем смысле этого слова. Он обязан был беспрекословно повиноваться своему господину, ибо за малейшим проявлением строптивости непременно следовала жестокая физическая расправа. Он постоянно пребывал в мрачном состоянии подавленности и глубокой депрессии. Школа была для него самым ненавистным местом на земле. Но ни учителям, ни родителям он не жаловался на своих обидчиков. И вот однажды на переменке все выбежали из класса, а он остался сидеть за своей партой, погруженный в самое мрачное состояние духа. И вдруг он явственно слышит некий внутренний голос, который нежно и вместе властно наставляет его: «Надо всех любить. И всем желать здоровья. Здороваться везде со всеми, знакомыми и незнакомыми». Это произвело на него столь сильное действие, что с тех пор он стал стараться неукоснительно следовать этим советам, и на душе сделалось гораздо легче… А на следующий год его класс, как самый хулиганский, «раскассировали», то есть небольшими группами распределили по трем остальным параллельным классам. И вышло так, что «неформальный лидер» того класса, в котором он оказался, полюбил его и стал защищать от всех обидчиков. Жизнь его в корне переменилась. Все это оставило неизгладимый след в душе. И впоследствии, когда произошла его встреча с Учением Христа, он пожелал присоединиться к Его Церкви.
Другой такой случай был с митрополитом Антонием Сурожским (Блумом), в Париже. Он жил там с родителями в рабочем квартале; дети белоэмигрантов тоже подвергались там остракизму – их местные пролетарские сверстники ненавидели «буржуев», бежавших из Советской России, и всячески издевались над их детьми. И вот однажды — ему было 8 лет, — он был в лесном лагере скаутов. Туда приехал о. Сергий Булгаков и вёл с мальчиками беседу на евангельские темы. Сначала будущий владыка отнесся к этому скептически, с недоверием. И когда он вернулся домой, решил познакомиться с первоисточником. Взял Новый Завет, и чтобы поскорей закончить дело, выбрал самое короткое Евангелие – от Марка. Он прочел его в один присест и, когда закончил читать, почувствовал, что Господь стоит рядом. Реальность Его присутствия была настолько ощутима, что у мальчика не оставалось в этом и тени сомнения. И он подумал: «Если это так, то все, что я сейчас прочитал, – правда, и поэтому я буду их (обидчиков) любить, что бы они мне ни сделали».
Главное – воссоединиться с Богом!
Это всё – различные пути и способы стяжания любви к врагам. Но самый главный, кардинальный – это воссоединение с Богом. Если Господь будет в нашем сердце, тогда мы по-Божьи, будем относиться к людям. И к ближним, и к врагам. Не как животные – «нас кусают – мы кусаемся», а как Господь на Кресте. Будем их любить и жалеть. Потому что Бог будет в нашем сердце, и это сделает нас полноценными людьми. Самое главное – это стремление к Богу. Господь всё сделал для того, чтобы это могло осуществиться. Он пожертвовал Собою на Кресте, не господствовать пришел, а служить. Бывает, что правителей, тиранов называют кровопийцами, а Господь дает нам свою плоть и кровь. Мы должны сосредоточиться на любви к Господу. Стремиться всегда о Нём думать, с Ним беседовать, любить Его всеми силами души. И сосредоточиться только на этом, ибо все остальное отвлекает нас от этой любви. Будем прибегать к таинствам, причащаться, молиться, думать о Боге. Беседовать с ним. Тогда эту заповедь мы сможем исполнить.