Что относится к воздухоохранной деятельности предприятия

Документация по охране атмосферного воздуха

1.Приказ или распоряжение руководителя предприятия о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Лица, ответственные за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха могут утверждаться руководителем одним приказом в составе единого производственного экологического контроля.

2. Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, обязаны обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Инвентаризация проводится один раз в семь лет. В случае реконструкции, изменения технологии проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.

Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.

3. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного или технологического процесса, появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.

4. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.

Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных временно согласованных выбросов, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.

Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.

5. Временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут устанавливаться временно согласованные выбросы (ВСВ).

6. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Разрабатывается в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов.

Форма плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается в соответствии с приложением № 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). Административный регламент утвержден Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650 (ред. от 25.06.2014).

При установлении временно согласованных выбросов на период поэтапного достижения территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представляют их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации возможные сроки поэтапного достижения с последующим утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

7. Документы для предприятий (организаций), имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (ГОУ).

Документация для предприятий (организаций), имеющих ГОУ, включает в себя:

8. Документы по выполнению мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, включая мероприятия производственного контроля

Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Документы по выполнению мероприятий в области охраны атмосферного воздуха могут включать в себя:

9. Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

для предприятий, имеющих такие источники выбросов (если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК).

Документация по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ включает в себя:

10. Журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха

10.1. Журнал по форме ПОД-1 (учета стационарных источников выбросов и их характеристик).

Форма предназначена для источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта, которые контролируются инструментальным путем, и является первичным документом учета источников.

Записи в журнале по форме ПОД-1 ведут на основании и по мере проведения контроля параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб. Данные журнала ПОД-1 используются для заполнения формы № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

10.2. Журнал по форме ПОД-2 (учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).

Если документами об установлении нормативов предельно допустимых выбросов не предусмотрены мероприятия по сокращению объемов выбросов, форма ПОД-2 не заполняется.

Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу, если такие мероприятия предусмотрены нормативами предельно допустимых выбросов. Журнал используется при составлении годового отчета по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

10.3. Журнал по форме ПОД-3 (учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок).

Форма применяется во всех производственных подразделениях предприятия, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки, предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой установке. На каждую газопылеулавливающую установку в журнале (форма ПОД-3) отводится отдельный лист. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего газопылеулавливающую установку (назначенного приказом), и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. Данные журнала ПОД-3 используются при заполнении формы № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

11. Государственная статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»

Форма № 2-ТП (воздух) составляется за год на основании данных первичного учета, организуемого на предприятии по типовым формам №№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».

В отчете отражаются данные по стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ. Не отражаются данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.

Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании

инструментальных замеров и расчетов, проводимых в течение отчетного периода в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.

В форме приводятся выбросы, как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов и другие неорганизованные источники.

12. Документы по охране атмосферного воздуха при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок

(в том числе для предприятий, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили).

Источник

ЭБ-72. Общие вопросы экологической безопасности

Воздухоохранная деятельность на предприятии.

Учет источников воздействия и отчетность в области охраны атмосферного воздуха.

Основными направлениями воздухоохранной деятельности являются:

• государственный учет этих выбросов;

• осуществление и взимание платы за выбросы;

• экологический контроль как процесс управления качеством атмосферного воздуха, который в свою очередь распадается на:

• экологический инспекционный надзор за выполнением воздухоохранного законодательства;

• инструментальный мониторинг промышленных выбросов и уровней загрязнения атмосферы;

• планирование и реализация воздухоохранных мероприятий.

Качество атмосферного воздуха – это совокупность свойств атмосферы, определяющая степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на конструкции и окружающую среду в целом.

Основа оценки качества воздуха – гигиеническое регламентирование концентраций загрязняющих атмосферу веществ. Основными показателями качества атмосферного воздуха считаются предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК) в атмосферном воздухе на высоте 2м от поверхности земли.

Под ПДК понимают максимальную концентрацию вредных веществ в атмосфере, которая на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредное воздействие, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом.

Загрязняющие атмосферный воздух вредные вещества подразделяют на следующие классы опасности: 1 класс–чрезвычайно опасные; 2 класс– высокоопасные; 3 класс–умеренно опасные; 4 класс–малоопасные.

ПДК вредных веществ для селитебных территорий подразделяют на максимально разовые (ПДКмр), среднесуточные (ПДКс.с.), ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Разовую концентрацию примесей в атмосфере определяют в пробе, отобранной за 20-30 минутный интервал времени; среднесуточную – по среднесуточной пробе, отбираемой равномерно в течении 24 часов; среднемесячную – по данным разовых концентраций, измеренных не менее, чем 20 раз в месяц; среднегодовую концентрацию – по среднесуточным или разовым концентрациям, измеренным не менее 200 раз в год.

Качество атмосферного воздуха периодически контролируют. Под контролем подразумевают проверку соответствия показателей атмосферного воздуха нормативно–технической документации. Контролируются качество воздуха, качество выбросов и другие параметры атмосферы.

Санитарно–защитные зоны промышленных предприятий и производств

Для уменьшения концентрации вредных веществ на прилегающей к промышленному предприятию территории устанавливают санитарно– защитные зоны. Они предназначены для защиты селитебных территорий от сильно пахнущих веществ, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, источниками которых могут быть промышленные предприятия.

Санитарно–защитная зона начинается непосредственно от источника выделения вредных веществ: трубы, шахты и т. д. Для установления ее размеров в зависимости от характера и масштаба производственной деятельности введена санитарная классификация промышленных предприятий:

I класс– санитарно–защитная зона 1000 м (например производство алюминия методом электролиза, выплавка цветных металлов, производство по выжигу кокса и т. д.).

II класс– санитарно–защитная зона 500 м (производство магния, предприятия по вторичной переработке цветных металлов от 2000 до 3000т/год, производство цинка, меди, никеля, кобальта электролизом).

III класс– санитарно–защитная зона 300 м (предприятия по обогащению руд цветных металлов, предприятия по добыче нефти, предприятия по добыче горных пород VI–VII категорий, производство брикетов из мелкого торфа и угля).

IV класс– санитарно–защитная зона 100 м (предприятия по добыче каменной соли, производство металлических электродов, производство машин и приборов электротехнической промышленности).

V класс– санитарно–защитная зона 50 м (, производство щелочных аккумуляторов, типографии, производство изделий из древесностружечных, древесноволокнистых плит, производство изделий из кожи).

Расчет санитарно–защитных зон для предприятий, выбрасывающих вредные вещества и пыль, выполняют по методике, изложенной в

«Руководстве по проектированию санитарно–защитных зон промышленных предприятий».

При проектировании санитарно–защитных зон предприятия учитывают экологическую обстановку в регионе (фоновые загрязнения), природно- климатические условия, рельеф местности, направление ветра, характеристики источников загрязнения, установленное значение предельно допустимых выбросов, виды вредных веществ в выбросах и их предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе населенных пунктов. Размер санитарно–защитной зоны определяют расчетом рассеивания вредных веществ в атмосфере, а также путем определения расстояния, на котором достигается уровень допустимой приземной концентрации вредных веществ от источников выброса. На территории санитарно–защитной зоны могут быть размещены отдельные сооружения, предприятия меньшего класса вредности.

Для предприятий атомной промышленности и ядерной энергетики и для соответствующих объектов в составе промышленного предприятия санитарно–защитная зона устанавливается специальными нормативными актами.

В РФ в качестве главной концепции обеспечения экологической безопасности предприятия принята концепция нормирования и платности выбросов (сбросов), образования отходов. В соответствии с этой концепцией каждый хозяйствующий субъект, занимающийся любым видом деятельности независимо от форм собственности, форм организации производства, юридическое это (предприятие) или физическое лицо (предприниматель), обязаны установить для каждого источника загрязнения атмосферы норматив выброса, так называемый предельно допустимый выброс (ПДВ).

Экологическое нормирование в воздухоохранной деятельности.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятием допускается на основании «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР РФ).

Под предельно допустимым выбросом (ПДВ) следует понимать:

— норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферы как максимальный выброс (данного источника), не приводящий к нарушению гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;

— норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/с и т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.

ГОСТ 17.2.3.02-2014 определяет предельно допустимый выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

Разработка предельно допустимых выбросов обеспечивается предприятием, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

— проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и

— данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:

— проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;

— собственно разработку нормативов ПДВ;

— согласование итогового проекта ПДВ в Росприроднадзоре и получение специального Разрешения на выброс веществ.

В соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ Проект должен иметь следующую структуру:

2. Список исполнителей.

6. Общие сведения о предприятии.

7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы (инвентаризация).

8. Проведение расчетов и подготовка предложений по установлению нормативов ПДВ:

8.1. Расчеты и анализ уровня загрязнения атмосферы на существующее положение.

8.2. Предложения по установлению нормативов ПДВ.

8.3. План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ.

9. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

10. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ).

11. Список использованных литературных источников.

Проект предельно-допустимых выбросов проходит следующие этапы согласования:

1. Проект ПДВ согласуется в Росприроднадзоре;

2. Согласуются нормативы выбросов в Росприроднадзоре;

3. Выдается Разрешение на выброс.

Если предприятие уже имеет проект ПДВ и следует ему, то оно может получить разрешение на выбросы сроком действия до пяти лет. В случае зафиксированных нарушений выданных ранее нормативов, организация получает разрешения ПДВ сроком не более года.

Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ, может возникнуть до истечения срока их действия при:

• изменении экологической обстановки в регионе,

• появлении новых или уничтожении существующих источников загрязнения окружающей природной среды,

• изменении технологии или производственной программы предприятия.

Обязательной формой отчетности для организаций, имеющих стационарные источники выбросов является форма № 2-ТП (воздух). Эта форма ежегодно предоставляется в контролирующие органы.

Учёт источников воздействия и отчётность в области охраны атмосферного воздуха.

Порядок государственного учёта вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. Согласно части первой ст. 21 Закона «Об охране атмосферного воздуха», он определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Данный Порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников». Данное Положение определяет порядок государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Основной задачей государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух является получение информации о количестве и составе выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видах и размерах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, необходимой для:

а) формирования и обеспечения реализации федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;

б) разработки и выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, вытекающих из международных обязательств РФ;

в) разработки и реализации региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

г) регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

д) проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха;

е) размещения и развития городских и иных поселений;

ж) осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха; з) прогнозирования изменений качества атмосферного воздуха;

и) определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха;

к) информирования населения, органов государственной власти, а также заинтересованных организаций о загрязнении атмосферного воздуха;

л) иной деятельности, связанной с осуществлением государственного управления в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом РФ по статистике и их территориальными органами.

Перечни организаций, подлежащих государственному учету, определяются территориальными органами Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения РФ (в отношении организаций, имеющих источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, отрицательно влияющих на здоровье человека) по согласованию с территориальными органами Государственного комитета РФ по статистике.

Подлежащие государственному учету источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни этих веществ, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух (кроме отрицательно влияющих на здоровье человека) и перечни этих воздействий устанавливаются для организаций, городских и иных поселений, субъектов РФ и РФ в целом на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды.

Подлежащие государственному учету источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, отрицательно влияющих на здоровье человека, и перечни этих воздействий устанавливаются в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды в области государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух (кроме вредных физических воздействий, отрицательно влияющих на здоровье человека) осуществляет:

а) регистрацию организаций, подлежащих государственному учету;

б) ведение банка данных по организациям, подлежащим государственному учету, а также по количеству и составу выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

в) контроль за правильностью ведения первичного учета вредных воздействий на атмосферный воздух.

Министерство здравоохранения РФ в области государственного учета вредных физических воздействий на атмосферный воздух, отрицательно влияющих на здоровье человека, осуществляет:

а) регистрацию организаций;

б) ведение банка данных по организациям и по видам и размерам вредных физических воздействий на атмосферный воздух, отрицательно влияющих на здоровье человека;

в) контроль за правильностью ведения первичного учета вредных физических воздействий на атмосферный воздух, отрицательно влияющих на здоровье человека.

Государственный комитет РФ по статистике в области государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух:

а) утверждает по представлению Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения РФ унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух, а также формы федерального государственного статистического наблюдения в области охраны атмосферного воздуха и инструкции по заполнению этих форм;

б) обобщает сведения о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по субъектам РФ на основе форм федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с установленными сроками;

в) представляет сводные данные государственного статистического наблюдения за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и другим пользователям (потребителям) информации в области охраны атмосферного воздуха в установленном порядке.

а) ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам;

б) осуществляют определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с разработанными Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды расчетными инструкциями;

в) осуществляют определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

г) представляют в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух;

д) передают территориальным органам Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения РФ экстренную информацию о превышении в результате аварийных ситуаций установленных нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух.

Порядок использования водных ресурсов на предприятии. Права и обязанности водопользователей. Учет источников воздействия и отчетность в области охраны водных объектов. Контроль и надзор за соблюдением водного законодательства.

Под водопользованием понимается использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и народного хозяйства. Согласно ГОСТ 17.1.1.03–86, водопользование классифицируется по следующим признакам:

— по целям водопользования – хозяйственно-питьевое, коммунально- бытовое, промышленное, сельскохозяйственное, для нужд энергетики, для рыбного хозяйства, для водного транспорта и лесосплава и т. д.;

— по объектам водопользования – поверхностные, подземные, внутренние, территориальные морские воды;

— по способу использования – с изъятием воды и ее возвратом, с изъятием воды без возврата, без изъятия воды;

— по техническим условия водопользования – с применением технических сооружений, без применения сооружений.

В зависимости от целей водопользования источники водоснабжения подразделяются на две категории.

К I категории относятся водные объекты, употребляемые в качестве источников централизованного или нецентрализованного хозяйственно- питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.

Ко II категории относятся водные объекты для культурно-бытовых целей и находящиеся в черте населенных пунктов.

Водопотребление может быть безвозвратным, повторным, оборотным. Для рационального использования введены нормы водопотребления на одного жителя и на условную единицу продукции, характерную для предприятий каждой отрасли.

В районах с ограниченными водными ресурсами должен соблюдаться водохозяйственный баланс, предусматривающий сопоставление водопользования с потенциальными ресурсами водных бассейнов.

По характеру использования воды системы водоснабжения подразделяют на прямоточные, последовательные, оборотные, подпиточные. Прямоточная вода употребляется в продовольственном процессе однократно, после чего сбрасываются в водоемы или канализацию. Последовательно используемая вода применяется на нескольких технологических процессах. Оборотная вода употребляется многократно с периодической или непрерывной ее очисткой.

Вокруг водозабора или другого источника водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны, в которых устанавливается особый режим охраны вод от загрязнения химическими веществами, вредными организмами, а также сточными водами.

Зона санитарной охраны разделяется на две-три подзоны:

I подзона – территория строгого режима с ограждениями, а иногда и со специальной охраной. Эта подзона имеет лесные насаждения; здесь

запрещены строительство, выпас скота, любой вид деятельности, который может привести к загрязнению воды;

II подзона имеет ограничения по видам деятельности, загрязнения которой способны проникнуть в водозабор; в ней запрещено размещение складов горюче-смазочных материалов (ГСМ), животноводческих ферм, применение удобрений.

Размеры зон регламентированы СанПиН 2.1.4.1110-02″ (с изм. от 25.09.2014).

Нормы водопотребления на хозяйственно–бытовые нужды регламентируется Сводом правил СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий» Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 626).

Правила пользования водоемами регламентируются «Водным кодексом РФ» и другими природоохранными актами и нормами. Право на пользование водоемами закрепляется соответствующими государственными актами.

Каждый водохозяйственный комплекс должен удовлетворять следующим основным условиям:

— рационально обеспечивать водопользователей по количеству и качеству используемой воды;

— гарантировать охрану водоемов от загрязнения и истощения;

— гарантировать надежную систему эксплуатации всех водохозяйственных сооружений.

При перспективном водохозяйственном планировании необходимо учитывать все факторы воздействия на водоем при расчете его самоочищающей способности. Основой охраны водных ресурсов следует считать максимальное уменьшение поступающих в них загрязнений в водоемы.

Основными принципами создания замкнутых систем водоснабжения промышленных предприятий являются:

— создание на предприятиях единой системы водного хозяйства;

— водоотведение и очистка сточных вод перед их повторным использованием;

— водообеспечение за счет очищенных производственных, городских и поверхностных сточных вод;

— регенерация отработанных технологических растворов и утилизация извлеченных ценных компонентов.

Таким образом, научно–техническая задача создания замкнутых систем водного хозяйства промышленных предприятий состоит в совершенствовании технологии основной продукции и рациональном использовании водных, энергетических и других видов ресурсов. Эффективный путь снижения загрязненности производственных сточных вод – извлечение из них ценных веществ, которые попадают в сточные воды в виде отходов в процессе производства.

Предельно допустимые сбросы (ПДС) веществ в водные объекты характеризуются максимальной допустимой массой веществ, которые могут быть отведены в установленном режиме в данном пункте в единицу времени для обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС устанавливается с учётом ПДК вредных веществ в местах водопользования водоотведения, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями.

Предельно допустимые сбросы устанавливают в соответствии с

«Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в водные объекты» и «Инструкцией, о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование».

Предприятия должны согласовать объёмы сбросов в водоёмы с органами охраны природы. При сбросе сточных вод в канализацию предприятие заключает договор с органами водного хозяйства на водопотребление и водоотведение. В договоре оговаривается объём водоотведения и водопотребления, права и обязанности сторон, особые условия по водопотреблению и водоотведению, порядок расчётов,

Помимо производственных хозяйственно – бытовых стоков, существуют ливневые стоки, которые отводятся с территории предприятия периодически.

Каждое предприятие должно иметь очистные сооружения и водохозяйственные системы, предназначенные для рационального водопользования и охраны вод. Для обеспечения санитарных требований к воде водопользователи обязаны:

— проводить технологические, санитарно-технические, организационно- хозяйственные мероприятия, обеспечивающие бесперебойную работу очистных сооружений и соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;

— согласовать с органами Госкомприроды и санитарного надзора изменения в технологии производства, увеличения производственной мощности, величину предельно допустимых сбросов;

— обеспечивать систематический лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом и величиной сбросов сточных вод, за качеством воды;

— иметь планы ликвидации аварий и разрабатывать режимы водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.

Сточные воды промышленных предприятий бывают трёх видов: бытовые, поверхностные и производственные.

Бытовые сточные воды предприятия образуются при эксплуатации столовых, душевых и т д. Предприятие не отвечает за качество данных сточных вод и направляет их на городские станции очистки.

Поверхностные воды образуются в результате смывания дождевой, талой и поливочной водой примесей, скапливающихся на территории предприятия. Каждое предприятие отвечает за загрязнение водоёмов, поэтому ведётся учёт объёма сточных вод данного типа. Расход поверхностных сточных вод рассчитывают в соответствии СНиП 2.04.03-85 «Нормы проектирования. Канализация. Наружные сети и сооружения». Производственные сточные воды образуются в результате использования воды в технологических процессах. Их количество, состав и концентрация определяются типов предприятия, его мощностью, видами используемых технологических операций. На основе анализа системы водоснабжения рассчитывают нормы потребляемой и сбрасываемой воды промышленного предприятия, которые учитывают при проектировании и реконструкции предприятии.

Участки водоёма, где перемещаются сточные воды, делятся на три зоны: зона 1 – выравнивание скорости стока и течения реки;

зона 2 – выравнивание концентрации вредных веществ до фонового; зона 3 – биологическое очищение воды.

Условия сброса производственных сточных вод в водоёмы регламентированы СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод.

Запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, содержащие вредные вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля. Не допускаются к сбросу сточные воды, которые после очистки можно использовать в оборотных и повторных схемах водоснабжения предприятий. Запрещается проводить залповые сбросы и сильно концентрированных производственных сточных вод в водоёмы и канализацию.

Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов

Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

• осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ;

• получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

• осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.

• рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

• не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

• не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

• содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

• информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

• выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

• своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

• соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

• осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;

• выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством РФ.

Согласно ВК цель контроля (надзора) за использованием и охраной вод – обеспечить правомерное поведение участников водных отношений, а также реализацию прав и обязанностей водопользователей. Определены задачи контроля, органы и лица, его осуществляющие, а также, что особенно важно, полномочия государственных инспекторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *