Что относится к военным реформам петра
Военные реформы Петра Первого. Справка
Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.
По замечанию видного русского историка Василия Ключевского: «Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий».
Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.
В ходе военных реформ Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки «нового строя» (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.
Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).
К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.
Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.
При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию, в армии были образованы полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте – генерал-адмирала.
Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).
В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.
Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.
Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).
Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию.
Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.
Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинский 1716 года».
Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.
Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников
Содержание военной реформы Петра I
Общие сведения
Петр I с самого детства изучал военное дело и мореходство. Кроме того, он анонимно проходил обучение судостроению у голландских мастеров. Отмечая очевидные недостатки российских вооруженных сил того времени, Петр, применяя полученные знания и опыт, планировал полностью реорганизовать царскую армию: от принципа набора до руководства. Военные реформы стали делом жизни сначала царя Петра Алексеевича, а затем и императора Петра I. Их значимость для военных успехов России в XVIII веке невозможно переоценить.
Военная реформа, осуществленная Петром I, носила комплексный характер. Одним из основных достижений стало создание военно-морского флота. Петр вел борьбу с непотизмом и кронизмом в армейских структурах, его задачей было формирование вооруженных сил по критериям таланта и трудолюбия, а не происхождения. Большая работа была проделана и в образовательной сфере: открывались специализированные военные и морские учебные заведения, разрабатывались учебные материалы.
Однако для достижения успехов были принесены серьезные жертвы. Ниже приведена сводная таблица положительных и отрицательных аспектов реформы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
«Плюсы» | «Минусы» |
Создание боеспособной регулярной армии | Дальнейшее закрепощение крестьян |
Создание военно-морского флота | Ухудшение жизни простых горожан и крестьян |
Создание в России военно-промышленного комплекса | Появление развитого бюрократического аппарата и коррупции |
Создание системы военного образования | Повышение налогов |
Содержание военной реформы
Основание и строительство военно-морского флота
Причиной решения о необходимости постоянного военного флота стал опыт азовских походов 1695-1696 годов, в ходе которых построенные наскоро корабли, лодки и плоты внесли большой вклад во взятие османской крепости. Кроме того, долгосрочной целью Петра и его последователей было получение выхода в Черное море, а для этого необходимо было обеспечить оборону Азова и завладеть Крымом или, по крайней мере, Керчью. Все это привело к принятию Боярской думой постановления «Морским судам быть…» 30 октября 1696 года, ставшем первым законом о флоте в России. С этого момента началось строительство Азовской флотилии.
В связи с основанием Санкт-Петербурга в 1703 году, а также необходимостью защищать северные границы страны, в 1703-1704 годах закладываются Олонецкая, Адмиралтейская, Лужская и другие верфи и начинается стремительное строительство Балтийского флота. Также в 1722 году во время персидского похода, целью которого было проложить для российских купцов торговый путь из Индии через Персию, Грузию и Астрахань, откуда товары должны были распространяться по всей России, в Европу, было построено 200 транспортных судов для перемещения пехоты.
4 ноября того же года указом Петра I в Астрахани был основан военный порт и начато строительство военной Каспийской флотилии для закрепления успехов похода и удержания влияния в море.
Формирование регулярной армии
В 1691 году Петром I были сформированы два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский. В 1694 году они, а также другие военные части принимали участие в Кожуховском походе – военных учениях, целью которых была оценка боеспособности действующей армии. Результаты учений, опыт азовских походов, а также насильственное подавление стрелецкого бунта в 1698 году привели Петра I к мысли о необходимости роспуска всех старых полков (за исключением тех, кому царь доверял безоговорочно) и реорганизации вооруженных сил.
Уже в 1699 году был издан указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей», в соответствии с которым объявлялся первый рекрутский набор, в том числе на добровольной основе. В результате на службу было принято около 40 тысяч человек, разделенных на 27 пехотных и два кавалерийских полка. С 1705 года рекрутские наборы стали регулярными (вводилась рекрутская повинность) и служили цели формирования постоянной обновляемой боеспособной армии.
Принципы рекрутской повинности
Военное образование
Масштабные преобразования Петра I требовали подготовки новых кадров во всех областях. Так, азовские походы продемонстрировали эффективность взаимодействия флота и артиллерии при осаде прибрежных крепостей. В связи с этим уже в 1698 году начали открываться пушкарские школы, а в 1701-1702 годах – навигационные и артиллерийские школы в Москве (первым подобным учреждением была Школа математических и навигацких наук, открытая 25 января 1701 года; в ней проходили подготовку будущие артиллеристы, инженеры, моряки армии и флота).
Без внимания Петра I не осталась и военная медицина. В 1707 году при Московском сухопутном госпитале была открыта первая в России госпитальная школа. В 1716 году был открыт Санкт-Петербургский сухопутный госпиталь; изначально при нем было всего несколько учеников, а непосредственно медико-хирургическая школа была основана только в 1733 году.
Для ускорения развития системы военного образования (в том числе и медицинского) в Россию приглашались иностранные специалисты. Их целью было создание системы, аналогичной европейской.
В 1721 году указом Петра I были учреждены гарнизонные школы при каждом полку армии. Целью таких школ являлось обеспечение начального образования для детей солдат и унтер-офицеров, а также их обучение основам артиллерии, инженерного дела и других военных наук. Таким образом, гарнизонные школы также отчасти решали задачу поддержания численности состава регулярной армии.
Развитие оборонной промышленности
Структуризация и организация армии
В рамках реформы государственного управления были созданы два органа централизированного управления сухопутной армией и военно-морским флотом: Адмиралтейств-Коллегия (1717 год, среди первых девяти коллегий) и Военная Коллегия (1719 год).
В 1720 году был принят Морской устав, стандартизировавший принципы организации и вводивший единые законы для всего российского военно-морского флота. Тематически устав охватывал пять наиболее значимых аспектов функционирования флота:
Кроме того, Петра I беспокоил вопрос соотношения военных, гражданских и других чинов. В связи с этим на основе французского, прусского, шведского и датского опыта была составлена и введена в действие Табель о рангах, регулировавшая отношения между служащими в разных сферах. Сущность документа сводилась к тому, что государственные служащие, имевшие в соответствии с Табелью соотносящиеся ранги, не могли претендовать на какие-либо привилегии относительно друг друга и вышестоящих чинов.
Исключениями были военные ранги, которые признавались вышестоящими относительно любых других, а также князья императорской крови, которые имели преимущество относительно остальных служащих. В остальном же Табель о рангах частично сокращала социальные разрывы между сословиями, давая возможность любым свободным людям за счет личных умений и способностей добиться больших успехов, независимо от их происхождения.
Итоги военной реформы
Историческое значение военной реформы
В ретроспективе преобразования оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие вооруженных сил Российской Империи и ее военные успехи во второй половине XVIII века. Многие из петровских реформ в том или ином виде дожили до сегодняшнего дня, например, регулярное обновление армии. Ниже приведен перечень наиболее значимых с исторической точки зрения последствий военных реформ Петра I:
Военные преобразования императора Петра I
Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.
По замечанию видного русского историка Василия Ключевского, «военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий».
Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.
В ходе реформ была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки «нового строя» (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.
Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом императора в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).
К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.
Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.
Армия и флот получили однотипную и стройную организацию, появились полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте – генерал-адмирала.
Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).
В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.
Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.
Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).
Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию.
Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.
Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинский 1716 года».
Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.
Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников
Причины и цели
Петр Первый был не только великим политиком, с детства он изучал военное ремесло. Положение будущего царя еще в юном возрасте позволяло использовать прислугу в своих военных игрищах: созданные им потешные Преображенский и Семеновский полки стали прообразом регулярных войск.
Значительная отсталость в армейской организации, плохое оснащение, отсутствие военных академий для офицеров, общих положений обеспечения армии и старое вооружение стали главными предпосылками к военной реформе Петра I. Укрепление российской государственности без постоянно восполняемых вооруженных сил было невыполнимой задачей.
Если кратко, военная реформа Петра I заключалась в следующем:
Ход военных реформ
Делом всей жизни Петра Первого стало усиление военной мощности России и стабильное положение на мировой арене.
В своем докладе знаменитый историк Василий Ключевский не только указывает таблицы с этапами и датами прохождения реформ, он также пишет: «Военные преобразования Петра I являлись первоочередными делами, самыми тяжелыми и продолжительными как для царя, так и для обычных людей. У них немаловажное значение в истории России, это не только защита государства: реформа глубоко подействовала на развитие общества и последующие события».
Характеристика реформ в военной сфере включала в себя комплексные мероприятия по преобразованию военного управления и системы оснащения войск, организация регулярного флота, высокая боеспособность армии, создание и внедрение системы обучения военнослужащих, усовершенствование вооружения.
Вследствие реформ должно было состояться упразднение изжившей себя военной организации: полки «нового строя» (военные части, которые были созданы в XVII столетии в России наподобие европейских армий), а также стрелецкое и дворянское войско. Эти подразделения шли на создание регулярного войска, составляя ядро армии.
Петр Первый ввел новую систему комплектации регулярной армии. В 1698 г. была введена рекрутская повинность, которую царь узаконил в 1705 г. Смысл ее заключался в том, что государство каждый год в качестве рекрутов принудительно набирало в вооруженные силы определенное число крестьян из податных сословий. С 25 домов нужно было отдать 1 человека, неженатого, возрастом 15−20 лет (но во время Северной войны установленные сроки все время менялись из-за недостатка военных).
К концу правления Петра количество регулярных войск составляло по разным данным 195−215 тыс. солдат.
Строительство флота
Вместе с преобразованием сухопутных войск Петр начал создавать военно-морской флот. К началу XVII века на Азовском флоте находилось около 50 суден. Во время Северной войны создали Балтийский флот, он к окончанию правления Петра Первого насчитывал примерно 220 галерных кораблей, 12 фрегатов, 30 больших линейных суден и 30 тыс. матросов.
На флоте и в армии создали стройную и общую систему организации, на флоте создавались отряды, дивизии, эскадры, в армии — дивизии, бригады, полки, создали единую драгунскую кавалерию. Для контроля флота ввели должность генерал-адмирала, для регулярной армии — главнокомандующего.
Провели модернизацию управления. Суть ее реорганизации заключалась в том, что вместо Приказов была учреждена Военная коллегия. В ее ведении были все «воинские дела», гарнизонная и полевая армия. Первый президент коллегии — Александр Меншиков. Такая система отличалась тем, что один орган решал все вопросы, связанные с армией. Во время войны войсками руководил Главнокомандующий. Организовывался Военный совет и полевой штаб под предводительством генерала-квартирмейстера.
В процессе модернизации армии ввели общую систему чинов, полностью сформированную в 1722 г. Существовало 14 званий от рядового до фельдмаршала. В основе чинопроизводства была не родословная, а индивидуальные способности отдельного солдата.
Образовательные учреждения
Петр Первый придавал большое значение воспитанию офицерского состава. Начиная с возраста 15 лет, молодые дворяне должны были пройти службу в Семеновском и Преображенском национальных полках на протяжении 10 лет. После получения первого звания юноши отправлялись в армейские полки, в которых служили до конца жизни.
Но эта система подготовки офицерских кадров полностью не удовлетворила увеличивающуюся потребность в солдатах, и Петр создает несколько военных учебных заведений. В 1702 г. в Москве открывается школа артиллеристов, а в 1713 г. в Петербурге — еще одна артиллерийская школа. А также было организовано 2 инженерные школы.
Для обучения моряков Петр открывает в Москве в 1702 г. школу навигационных и математических дисциплин, а в 1716 г. в Северной столице — Морскую академию.
Петр Первый не разрешал давать офицерские чины людям, не прошедшим подготовки в соответствующей школе. Часто отмечались случаи, когда царь сам экзаменовал «недорослей». Детей, которые не проходили экзамен, посылали на флот обычными матросами без права получения офицерского чина.
Заботясь о боевом духе, Петр Первый награждал показавших себя генералов орденом Св. Андрея Первозванного, солдат и матросов — наградами и повышением звания (иногда деньгами). При этом он ввел в армии жесткую дисциплину с наказаниями или казнью за тяжелые нарушения.
Военное устройство, которое создал Петр, было настолько устойчивым, что без значительных изменений держалось до начала XIX столетия. В последующие десятилетия после смерти царя армия развивалась, продолжали усовершенствоваться принципы и устав регулярных войск. Их продолжением были военные действия Суворова и Румянцева.
Результат и последствия:
Преимущества и недостатки
То, что хотел сделать Петр Первый, полностью осуществилось. После этого никто в мире не мог усомниться в мощи России и ее победе над любой армией. Но изменения имели как свои плюсы, так и минусы.
Преимущества реформы:
Значение реформы сложно недооценить: после выполненных модернизаций по снабжению и организации всех сухопутных и морских сил Россия получила в собственное распоряжение современный флот и армию, что в дальнейшем отразилось на успехе ведения различных кампаний и расширении территории страны.
Но реформа имела ряд недостатков:
Таким был итог основных преобразований Петра, которые привели к организации и укреплению войск. Рядовой состав преимущественно состоял из крестьянского сословия, а офицерами были дворяне. Создание армии и способы ее обучения постоянно усовершенствовались с учетом огромного боевого опыта, который был получен во время Северной войны.